Региональная поддержка малого предпринимательства
Выпуск:
ART 86314
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев
А.
В.,
Дегтярёва
И.
С. Региональная поддержка малого предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1466–1470. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86314.htm.
Аннотация. Приведен наиболее актуальный перечень общих проблем государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Перечень сформирован на основе теоретического анализа и изученного практического опыта, что определяет его актуальность и отражает ситуацию, сложившуюся в сфере малого бизнеса в последние годы в регионах России. Предлагаются возможные пути решения проблем малого бизнеса с использованием законодательных и иных возможностей муниципальных органов власти.
Ключевые слова:
малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, проблемы бизнеса
Текст статьи
Дегтярёва Инна Сергеевна,студент 4 курса Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкinsdeg@live.ru
Алексеев Алексей Викторович,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономикии менеджмента Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкaav11@yandex.ru
Региональная поддержка малого предпринимательства
Аннотация.Приведен наиболее актуальный перечень общих проблем государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Перечень сформирован на основе теоретического анализа и изученного практического опыта, что определяет его актуальность и отражает ситуацию, сложившуюся в сфере малого бизнеса в последние годы в регионах России. Предлагаются возможные пути решения проблем малого бизнеса с использованием законодательных и иных возможностей муниципальных органов власти.Ключевые слова:проблемы бизнеса, малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка.
Одним из важнейших направлениймодернизации и реформирования экономики России внастоящее время является развитие малого предпринимательства. В современном миреведущее значение в экономическом развитииимеют инновации,аосновная ставкаделается на современные технологииимодернизациюпроизводства. В условиях не стабильной российской экономики и ограниченных финансовых ресурсов именно малые предприятия, для которых не требуются крупные стартовые вложения, но которые гарантируют высокие скоростиоборота ресурсов, оказываются способнымибыстрее и экономичнеерешать проблемы насыщения и формированиярынка потребительских товарови услуг.Для успешногоразвития малого и среднего бизнеса ему просто необходима государственная поддержка.Государством разработаны основные направлениясовершенствования системы поддержки малого предпринимательства,применение которых на практикеспособствует дальнейшему успешному развитию этого важного сегмента экономики.В муниципальных образованиях предприятия малого и среднегобизнеса играет особенно значимуюроль. Ведьвсе, что касается обеспеченияжизнедеятельности людей в конкретном муниципальном образованиисуществует, в основном, как раз за счет деятельности предприятиймалого и среднего предпринимательства.Актуальность даннойпроблемызаключаетсяв потребности совершенствования различных направлений развития малого и среднего бизнеса на уровнерегионов,а также в разработкепрактического обеспечения устойчивости ихразвития в пределах муниципальных образований.Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно разделить на три группы: запрет, разрешение и принуждение.Первые два метода реализуются путем выдачи либо отказа какихлибо прав (лицензий, квот и т.п.).Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.Огромную роль в развитии малого бизнеса играют программы поддержки малого бизнеса, как одного из главных источников финансирования деятельности предприятий.Другим направлением выступает совершенствование кредитнофинансовых механизмов поддержки малого бизнеса. Система государственной поддержки предпринимательства в нашей стране состоит из следующих основных элементов: государственные нормативноправовые акты; налоговая государственная политика, включающая в себя специальные налоговые режимы и налоговые льготы; инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.Малый бизнес носит преимущественно региональный характер и играет существенную роль в формировании малой региональной и муниципальной экономики, дополняя большую государственную экономику и способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства.В основном он ориентирован на собственные ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей [1].В связи с чем стратегическими целями развития малого бизнеса в муниципальных образованияхдолжны бытьследующие: диверсификация и развитие местной экономики; укрепление межрегиональных связей и сотрудничества; сокращение уровня безработицы;решение проблемы реализации и сбыта местной продукции(в том числе сельскохозяйственной); развитие за счет привлечения инвестиций и внедрения инноваций муниципальных образований с низкими показателями социальноэкономического развития.При этомсоциальноэкономические цели и задачи должны выступатьв качестве поддерживающих факторов: создание устойчивых, конкурентоспособных предприятий на территории муниципального образования; ростналоговых поступлений в бюджет; привлечение на территорию муниципального образования инвестиций, направленныхна модернизацию инфраструктуры и развитие материальнотехнической базы региона; решение проблемы занятостив регионе; увеличение заработной платы, а следовательно и уровня жизни населения региона.В полномочия органов местного самоуправления относится создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, включающих в себя:разработку и внедрение муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социальноэкономических, культурных, экологических и других особенностей;анализ финансовоэкономических показателей развития малого и среднего предпринимательства, прогнозирование развития малого и среднего бизнеса на территориях муниципальных образований;формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования;оказание содействия деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;создание органами местного самоуправления координационных комитетов по работе с малым и средним предпринимательством.
По предложению Правительства Российской Федерации29.12.2014 года Государственнаядума утвердила Федеральный Закон, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек№ 477ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации».Этим документом законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерациии представительным органам муниципальных образований предоставлено правоустанавливать:
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;особенности определения налоговой базы;налоговые льготы, а также основания и порядок их применения;ограничения на переход к специальному налоговому режиму и его применение[2].Таким образом,обязательным условием успешного социальноэкономического развития региона в настоящее время должна быть государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, как важной части региональной экономики, а в конечном счете и всей экономики страны.
Разумно выстроенная политика муниципалитетов, направленная на стимулирование и поддержку малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, привлечению к трудовой деятельности временно не работающего населения, инвалидов, представителей национальных меньшинств и др. Что, в свою очередь, обеспечивает рост доходов населения, повышение качества товаров и услуг, внедрение новых высокотехнологичных производств, инновационную активность, увеличение поступлений в местные бюджетыи, в конечном счете, формирует основу любого современного экономически развитого государства –средний класс.
Ссылки на источники1ВолковаГончарова Т.А.Современная оценка экономического иналогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. –М.: Логос, 2013. –231 с.2Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Алексеев Алексей Викторович,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономикии менеджмента Филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкaav11@yandex.ru
Региональная поддержка малого предпринимательства
Аннотация.Приведен наиболее актуальный перечень общих проблем государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Перечень сформирован на основе теоретического анализа и изученного практического опыта, что определяет его актуальность и отражает ситуацию, сложившуюся в сфере малого бизнеса в последние годы в регионах России. Предлагаются возможные пути решения проблем малого бизнеса с использованием законодательных и иных возможностей муниципальных органов власти.Ключевые слова:проблемы бизнеса, малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка.
Одним из важнейших направлениймодернизации и реформирования экономики России внастоящее время является развитие малого предпринимательства. В современном миреведущее значение в экономическом развитииимеют инновации,аосновная ставкаделается на современные технологииимодернизациюпроизводства. В условиях не стабильной российской экономики и ограниченных финансовых ресурсов именно малые предприятия, для которых не требуются крупные стартовые вложения, но которые гарантируют высокие скоростиоборота ресурсов, оказываются способнымибыстрее и экономичнеерешать проблемы насыщения и формированиярынка потребительских товарови услуг.Для успешногоразвития малого и среднего бизнеса ему просто необходима государственная поддержка.Государством разработаны основные направлениясовершенствования системы поддержки малого предпринимательства,применение которых на практикеспособствует дальнейшему успешному развитию этого важного сегмента экономики.В муниципальных образованиях предприятия малого и среднегобизнеса играет особенно значимуюроль. Ведьвсе, что касается обеспеченияжизнедеятельности людей в конкретном муниципальном образованиисуществует, в основном, как раз за счет деятельности предприятиймалого и среднего предпринимательства.Актуальность даннойпроблемызаключаетсяв потребности совершенствования различных направлений развития малого и среднего бизнеса на уровнерегионов,а также в разработкепрактического обеспечения устойчивости ихразвития в пределах муниципальных образований.Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно разделить на три группы: запрет, разрешение и принуждение.Первые два метода реализуются путем выдачи либо отказа какихлибо прав (лицензий, квот и т.п.).Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.Огромную роль в развитии малого бизнеса играют программы поддержки малого бизнеса, как одного из главных источников финансирования деятельности предприятий.Другим направлением выступает совершенствование кредитнофинансовых механизмов поддержки малого бизнеса. Система государственной поддержки предпринимательства в нашей стране состоит из следующих основных элементов: государственные нормативноправовые акты; налоговая государственная политика, включающая в себя специальные налоговые режимы и налоговые льготы; инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.Малый бизнес носит преимущественно региональный характер и играет существенную роль в формировании малой региональной и муниципальной экономики, дополняя большую государственную экономику и способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства.В основном он ориентирован на собственные ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей [1].В связи с чем стратегическими целями развития малого бизнеса в муниципальных образованияхдолжны бытьследующие: диверсификация и развитие местной экономики; укрепление межрегиональных связей и сотрудничества; сокращение уровня безработицы;решение проблемы реализации и сбыта местной продукции(в том числе сельскохозяйственной); развитие за счет привлечения инвестиций и внедрения инноваций муниципальных образований с низкими показателями социальноэкономического развития.При этомсоциальноэкономические цели и задачи должны выступатьв качестве поддерживающих факторов: создание устойчивых, конкурентоспособных предприятий на территории муниципального образования; ростналоговых поступлений в бюджет; привлечение на территорию муниципального образования инвестиций, направленныхна модернизацию инфраструктуры и развитие материальнотехнической базы региона; решение проблемы занятостив регионе; увеличение заработной платы, а следовательно и уровня жизни населения региона.В полномочия органов местного самоуправления относится создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, включающих в себя:разработку и внедрение муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социальноэкономических, культурных, экологических и других особенностей;анализ финансовоэкономических показателей развития малого и среднего предпринимательства, прогнозирование развития малого и среднего бизнеса на территориях муниципальных образований;формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования;оказание содействия деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;создание органами местного самоуправления координационных комитетов по работе с малым и средним предпринимательством.
По предложению Правительства Российской Федерации29.12.2014 года Государственнаядума утвердила Федеральный Закон, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек№ 477ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации».Этим документом законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерациии представительным органам муниципальных образований предоставлено правоустанавливать:
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;особенности определения налоговой базы;налоговые льготы, а также основания и порядок их применения;ограничения на переход к специальному налоговому режиму и его применение[2].Таким образом,обязательным условием успешного социальноэкономического развития региона в настоящее время должна быть государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, как важной части региональной экономики, а в конечном счете и всей экономики страны.
Разумно выстроенная политика муниципалитетов, направленная на стимулирование и поддержку малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, привлечению к трудовой деятельности временно не работающего населения, инвалидов, представителей национальных меньшинств и др. Что, в свою очередь, обеспечивает рост доходов населения, повышение качества товаров и услуг, внедрение новых высокотехнологичных производств, инновационную активность, увеличение поступлений в местные бюджетыи, в конечном счете, формирует основу любого современного экономически развитого государства –средний класс.
Ссылки на источники1ВолковаГончарова Т.А.Современная оценка экономического иналогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. –М.: Логос, 2013. –231 с.2Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».