Влияние истоков Великой Отечественной войны на развитие духовной культуры нации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гранковская В. С. Влияние истоков Великой Отечественной войны на развитие духовной культуры нации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1551–1555. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86333.htm.
Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной культуры и современного образования – проблеме приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Автор анализирует духовное наследие Великой Отечественной войны, раскрывает основные жизненные ценности и ориентиры современного человека, такие как патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ГранковскаяВиктория Сергеевна,студентка 2 курса, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке(Тихорецк)granckovsckaja2016@yandex.ru

Влияние истоков Великой Отечественной войны

на развитие духовной культуры нации

Аннотация.Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной культуры и современного образования является, проблеме приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества.Автор анализирует духовное наследие Великой Отечественной войны открывает основные жизненные ценности и ориентиры современного человека, такие как патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству.Ключевые слова:духовность, ценности, духовная культура человечества, история, духовное наследие, духовный и нравственный капитал.

Острота проблемы приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества заключается в том, что в современном обществе имеются различные точки зрения на процесс формирования личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. Одной из наиболее актуальных проблем современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы заключается в том, что в современном обществе имеются различные точки зрения на процесс формирования личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. В настоящее время в нашем обществе имеют широкое хождение весьма сомнительные или даже заведомо ложные установки и ориентации в мировоззренческих и аксиологических вопросах. Этому способствуют противоречивость обыденного сознания, стремление полагаться на всякое знание без достаточного критического осмысления, игнорирование без достаточных оснований известных научных теорий, равнодушие к доказательности в познании, нигилизм, субъективизм и широкое распространение установок массовой культуры. Кроме этого основой отказа от традиционных ценностей является ускорение темпов общественного прогресса, некритическое заимствование идеологии и ценностей других культур и цивилизаций, прагматизация и утилитаризация современной культуры, кризис нашего общества, смена веков и тысячелетий (это обычно будит в людях кризисное и эсхатологическое сознание). Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом гражданской идентичности. Общество не имеет сегодня ясного представления не только о своем будущем, но и о прошлом. И то и другое видится совершенно поразному в свете разных политических взглядов и личных оценок. Под сомнением оказалась и система ценностей, складывавшаяся на протяжении веков. Особенно сложным оказалось положение подрастающего поколения, которое не получило должных нравственных ориентиров.Идентификационный кризис обладает мощными деструктивными потенциями, и наиболее значимой опасностью является примитивизация нового объекта тождества, которая выражается в разрушении единого образа Отечества [1]. На фоне всех этих явлений в широких слоях российского общества идет поиск таких ориентиров –событий, явлений, имен нашей истории, которые воспринимались бы как доказательства состоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем. Нельзя не заметить, что самые различные политические силы обращаются к патриотическим идеям и целям в поисках конструктивной парадигмы[2]. К сожалению, сегодня многие пытаются спекулировать патриотизмом. Средства массовой информации активно формируют патриотические «пустышки», которые предназначены для сиюминутной мобилизации общества, например, во время выборов. Великая Отечественная война 1941 –1945 гг. –единственное крупнейшее событие истории России ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса, как особое явление. Это происходит потому, что война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Как сказал писатель Леонид Леонов, «… по таинственной вертикали связи со своими самыми отдаленными, давно растворившимися в земле родичами, положившими начало нашей с вами Отчизне». Этот феномен войны необходимо использовать в воспитании и формировании активной гражданской позиции молодежи.Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событиис особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Если вглядываться в прошлое с сегодняшних позиций, то очень важно увидеть его присутствие в настоящем. Так, Великая Отечественная война была войной за независимость, за человеческое достоинство, за те социальные, нравственные и духовные ценности, которые к тому времени олицетворяло собой Советское государство как государство социальной справедливости. Сегодня мы формируем гражданское общество, создаем социально ориентированное правовое государство, и опыт патриотической активности советских людей становится актуальным. Также эта война была столкновением передовых технических достижений. Поэтому важно понять значимость современной модернизации для превращения России в высокоразвитую страну передовых технологий. Стремясь сегодня обеспечить общественную стабильность и устойчивость, мы должны обратиться к традициям советского патриотизма, носившего надклассовый, надконфессиональный, наднациональный и надпартийный характер, апогей которого пришелся на годы войны. Лишь любовь к Родине, служение Родине позволило тогда выстоять и всей стране, и каждому ее жителю. Сегодня Россия подвергается воздействию, разрабатываемых на Западе концепций глобализации, что порождает целый ряд попыток переписать и исказить историю, в том числе и Великую Отечественную войну. «Историческое полотно –это не дешевая репродукция, которую можно халтурно подретушировать, по желанию заказчика, убрать то, что не нравится, или изменить тон, добавить светлых или темных красок. К сожалению, с подобными примерами перелицовки прошлого нередко приходится сталкиваться в наши дни. Мы видим попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры. В некоторых странах пошли еще дальше –героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов» [3]. Смысл этих фальсификаций очевиден: раз в России нет героических личностей и ярких страниц прошлого, она не может рассчитывать на достойное место в будущем. В результате подрывается моральнодуховная основа, прежде всего молодежи.Исследователи и специалисты в области политологии, социологии, футурологии и глобалистики многих стран давно уже говорят и пишут о завуалированных формах и методах агрессии, о психотропном империализме и радиотелевизионном неоколониализме, о психоэлектронном и радиотелевизионном рабстве. Основная цель психотроного империализма как проявления сатанизма —создание послушного, пассивного человека, «общечеловека» без национальности и родины, превращение народа в массу, легко управляемую, бессмысленную, бездумную, безумную. В ходе этой войны уничтожается патриотизм и духовный мир человека, его нравственный и интеллектуальный потенциал. Личность деградирует, разрушается или становится объектом неоколониальной политики государства. Зато целыми остаются заводы, предприятия, здания и сооружения, леса, поля и воды [4].Известный российский ученый Ж. Т. Тощенко пишет: «В условиях современной идеологической и политической невнятицы победа в Великой Отечественной войне стала фактически единственной позитивной опорной точкой национальногосамосознания нынешнего российского общества. И хотя в 90е годы были предприняты многочисленные попытки дезавуирования итогов и событий этой войны, они были отвергнуты исторической памятью. Попытки пересмотра значения битвы под Москвой, Сталинградом, попытки дегероизации подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других были не только не приняты в научной среде, но и отвергнуты массовым историческим сознанием. По большому счету, это отказ поддержать ревизию того, что сплачивает народ и отказ оттого, что может обернуться крупнейшей духовной, а затем и политической катастрофой» [5].Нельзя допустить искажения истории и особенно истории Великой Отечественной войны. Нельзя оскорблять память павших. Мы должны помнить их подвиг. Память –это та единственная благодарность, которую можем им выразить. Но память не должна быть формальной, гораздо действеннее в воспитательном отношении может быть изучение истории своей семьи, когда события Великой Отечественной войны воспринимаются через своего героического прадеда, носителя патриотических ценностей. Как писал академик Лихачев: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого –с любви к своей семье» [6]. Поэтому такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите необходимо формировать в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство любви ко всему «своему», «родному», как опасение потерять это знакомое и близкое. Традиционно функцию социализации выполняют учебные заведения. Именно система образования призвана воспитывать гражданина России. Работая учителем истории двадцать лет, я пережила период реформирования советской системы образования в современную и пришла к выводу, что только через воспитание можно приобщить человека к социальному опыту во всех его формах –это знания, умения, навыки, нормы и ценности. Как писал великий русский историк С.М. Соловьев: «История есть единственная политическая наука в среднем образовании, и потому ее преподавание –чрезвычайной важности: от направления ее преподавания зависит политический склад будущих граждан». Сегодня ситуация такова, что в учебниках истории Великая Отечественная война рассматривается в более сжатом виде, чем в советских учебниках и времени на ее изучение выделяется меньше. Но так ли важно для современных школьников знать подробности военных действий? Думается, что нет. Намного интереснее и полезнее остановиться на таких вопросах, как «истоки массового героизма советских людей», «какой была жизнь на фронте, в тылу, в плену и оккупации», «какова цена Победы, ее моральные аспекты». Наши дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашейстраны выпала основная тяжесть борьбы с немецкофашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны –это битвы под Москвой и под Сталинградом, блокада Ленинграда, сражения на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самоеглавное –это духовный и нравственный капитал, накопленный народом за долгие годы испытаний. И на этот «капитал» я опираюсь, изучая с детьми историю Великой Отечественной войны.Сегодня важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иной молодежи, кроме молодежи России.Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социальнополитической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить путитрансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи. Вопервых, это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества,основным стержнем которого является

русская культура, ставящая на первое место проблему «слезинки ребенка», спасения мира через красоту. Этот опыт можно получить только из живого общения. Поэтому в нашей школе стали традиционными «уроки ожившей истории», которые проходят в виде встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, теми, кто пережил оккупацию села, а также написания исторических эссе.Вовторых, через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все –и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам» [7].Втретьих, через использование современных педагогических технологий,позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периодажизни Отечества и через организацию различных форм работы с учащимися и молодежью –проекты, исследования, виртуальные экскурсии, школьные музеи Боевой Славы (в нашей школе с 1995 г.), поисковые отряды, мобилизующие личную активность и заинтересованность в самореализации. В этом плане должна измениться роль учителя. Он перестает быть урокодателем, а становится педагогом (дословный перевод с греческого –детоводитель), т.е. человеком, который сопровождает учащегося в процессе обучения, оказывает поддержку и помощь, помогает ему стать личностью.Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры человека, вступившего в третье тысячелетие. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству. Их признание обеспечит преемственность в развитии российского общества и послужит источником формирования гражданской идентичности, основными приоритетами которой являются патриотизм и гражданственность.

Ссылки на источники1. Понарина Н.Н. Глобализация: мировая культура и локальные культуры// Общество: философия, история, культура. 2011. № 34. С. 36.2. Понарина Н.Н. Глобализация человеческого общества: версии и дискуссии// В сборнике: Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденцииматериалы Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор В.И. Долгий, А.И. Карпович. 2014. С. 1215.3. Путин В.В. Об уроках Второй мировой войны // Преподавание истории и обществознания в школе.–2009.–№10.4. Понарина Н.Н. Глобализация и проблемы нравственной безопасности России// В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, правоматериалы Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С. 165167; Сирик М.С. Личные качества жертвы преступления в формировании преступной ситуации // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 161165.5. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. –Социс. 2000 .–№2.6. Лихачев Д.С. Патриотизм против национализма //Заметки о русском. –М.,1984.7. Рокоссовский К.К. Солдатский долг // К.К. Рокоссовский. –М., 1976; Сирик М.С. Воинская преступность и правовое воспитание военнослужащих // В сборнике: Инновации в современной науке Материалы III Международного зимнего симпозиума. Научный редактор: Г.Ф. Гребенщиков. Москва, 2014. С. 282288.