Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка (на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Выпуск:
ART 86335
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимакова
А.
Ю.,
Ральченкова
П.
С. Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка (на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1561–1565. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86335.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам содержания и организации сопровождения ситуации развития ребенка. Авторы выделяют ключевые характеристики данного феномена, а также основные этапы его становления в нашей стране и за рубежом.
Ключевые слова:
ребенок, социальное сопровождение, социально-психолого-педагогическое сопровождение, ситуация развития ребенка, институт омбудсмена
Текст статьи
Тимакова Анна Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент каф. Педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскdopobrsmolguanna@yandex.ru
Ральченкова ПолинаСергеевна,Студентмагистрант ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», направление 050100Педагогическое образование по программе «Образовательный менеджмент»ms.ralchenkova@mail.ru
Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка(на примере детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Аннотация. Статья посвящена вопросам содержания и организации сопровождения ситуации развития ребенка. Авторы выделяют ключевые характеристики данного феномена, а также основные этапы его становления в нашей стране и за рубежом.Ключевые слова: ребенок,ситуация развитие ребенка, социальное сопровождение,социальнопсихологопедагогическое сопровождение, институт омбудсмена.
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социальноисторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляетглубокий след в его судьбе. Дадим определение понятиям «ребенок» и «ситуация развитие ребенка».Ребенок—это потомок человека, любой индивидуум от рождения до наступления подросткового возраста (1315 лет); ребенком считается личность, еще не достигшая уровня зрелости, достаточной для продолжения рода, и уровня знаний, необходимых для самостоятельной жизни.Ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемойим социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия —непринятия [1].Социальное сопровождение это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельносправляться с возникшими проблемами.Социальное сопровождение особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.При социальном сопровождении решаются следующие задачи:1.Адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности.2.Реабилитация и выведение клиента из кризисных ситуаций.3.Повышение социального статуса клиента.4.Нормализация отношений и утверждение себя в социуме.5.Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.6.Создание условий для самореализации клиента в семье и обществе.7.Социальное сопровождение осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.В социальнопсихологопедагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.Социальное сопровождение человека это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а стимулирование его самостоятельности в решении возникающей проблемы[2,3].Функция социального сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание действий. Цель этого процесса формирование социальности клиента; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия клиента с субъектом социального сопровождения. Это взаимодействие и есть движущая сила данного процесса.Основные задачисоциального сопровожденияможно свести к следующим:1. Провести необходимую оценку и составить план оказания всесторонней помощи, касающейся основных сфер жизни клиента: психосоциальной, медицинской, финансовой и т. д.2. Убедиться, что клиенту доступны все виды услуг и что они соответствуют его потребностям.3. Облегчить доступ и расширить спектр необходимых услуг.4. Обеспечить непрерывность социальномедицинской и других видов помощи на всех этапах с привлечением различных организаций.5. Уменьшить вероятность дублирования услуг и следить за качеством их предоставления.6. Оказывать поддержку самостоятельной деятельности клиента и членов его семьи.Суть идеи психологопедагогического сопровождения комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психологопедагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъектсубъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.Психологопедагогическое сопровождение это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и психологическогоразвития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.Еще один вид сопровождения и помощи детям –сиротам и детям –инвалидам – институт омбудсмена. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако,с течением времени,пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы—в 1919 году (после получения независимости от Российской Империи) вФинляндии, в 1952 году вНорвегии, а годом позже вДании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, сталаНовая Зеландияв 1962 году, первым социалистическим—Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.О́мбудсмен(от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение»)—гражданское или в некоторыхгосударствахлицодолжностное, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённыхгражданских группв деятельности органовисполнительной властии должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются[4].Опыт американского омбудсмена показывает, что данный институт может использоваться не только как демократическая форма несудебного контроля над деятельностью правительственных организаций, но и как средство урегулирования конфликтов, способствующее профилактике правовых конфликтов, сокращению количества обращений в суды, а также решению многих неправовых проблем: организационных, технических, социальных, психологическихи др.В последние годы социальноэкономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера[5].Сиротство это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Детисироты это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель.Социальные сироты это особая социальнодемографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социальноэкономическим, а также моральнонравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркоманиии т.п.; отказавшихся от своих детей[6,3].Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей –отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.Можно выделить следующие направления деятельности по социальнопедагогической поддержке детейсирот:1. Диагностическое направление.Функции координатора деятельности специалистов службы социальнопедагогической поддержки детейсирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психологомедикопедагогический консилиум (ПМПК).Психологомедикопедагогический консилиум, являющийся структурой диагностикокоррекционного типа необходимое звено процесса социальнопедагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.Задачами консилиума выступают:консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения;выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.Работа консилиума выстраивается по взаимосвязанным этапам:1 Диагностический. 2 Поисковый этап. 3 Договорной этап. После выбора способа решения проблемы распределяются обязанности по его реализации. Уточняются сроки исполнения и возможность корректировки индивидуальных программ социальнопедагогической поддержки детейсирот.Таким образом, имеющаяся комплексная диагностика дополняется хорошо разработанными, индивидуальными программами коррекции выявленных проблем.Распределив обязанности по реализации выработанных программ сопровождения, специалисты включаются в выполнение намеченного плана действий.Обсудив результаты деятельности, специалисты социальнопедагогической поддержки детейсирот определяют, решена ли индивидуальная проблема или необходимо проектировать новые методы предупреждения и коррекции.2. Профилактическое направление.Цель деятельности специалистов предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д. В основе профилактической работы лежит создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка в стенах детского дома,поддержание психологически комфортного климата жизнедеятельности.3. Психологопедагогическое просвещение.Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений. Эта форма работы обеспечивает наибольшую продуктивность интеграции воспитательской работы.4. Консультирование.Это направление предполагает консультирование детей и воспитателей по результатам диагностики и социологических исследований, посещение уроков психологами, социальными педагогами, логопедами, валеологом . Бывших воспитанников консультируют социальные педагоги и психологи, организуя помощь в решении возникших проблем.На консультациях поднимается широкий спектр жизненных проблем, которые можно определенным образом квалифицировать как проблемы трудоустройства, защиты прав и законных интересов, помощь в решении проблем общения, построения семейных отношений и т. д.5. Коррекционноразвивающее направление.Данное направление деятельности является одним из основных. Особенности развития личности воспитанников детского дома определяют основные аспекты воздействия. С младшими детьми используется система игр: дидактических, ролевых, сюжетных и др. Развивающие занятия с детьми стимулируют формирование познавательных процессов памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов, увлечений детей.6. Коррекционное направление.Коррекционное направление работы построено с учетом данных социальнопсихологопедагогического диагностирования детейи включает в себя индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей детей, групповая на изменение форм межличностного общения, поведения и др.В ходе коррекции развития ребенка специалисты учитывают: своеобразие психофизического состояния, неравномерность состояния психики человека, индивидуальные особенности, нарушения и отклонения в развитии, потенциальные возможности организма детей.7. Социальноразвивающее направление.Оно ориентировано насоздание развивающей среды в детском доме, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома. Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативноправовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурнонравственное развитие.Социальный педагог выступает как организатор в сотрудничестве с администрацией, учителями, воспитателями и специалистами службы социальнопедагогической поддержки детейсирот.Помимо реабилитации и социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу деятельности социальных педагогов входит социальная защита их прав. Сотрудники службы устанавливают контакты с представителями государственных органов управления, общественными организациями, учебными заведениями, службами по социальной защите семьи и детства, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников до 18 лет[7].Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество детейинвалидов, детей попавших в трудную жизненную ситуацию и детей «группы риска». Организация реабилитационной помощи людям с разными проблемами в европейских странах характеризуется большимразнообразием форм и подходов. Работа с детьми сиротами, детьмиинвалидами и детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.Проведенный нами анализ истории развития системы социального сопровождения ситуации развития ребенка в России позволяет условно выделить четыре основных периода в его становлении: патриархальный, общественнорелигиозный, период институционализации и периоддеинституционализации.Страны Европы и Северной Америки прошли путь от содержания сирот в государственных «работных домах» и приютах при монастырях до осознания необходимости поддерживать биологическую, кровную семью ребенка, а в случае необходимости привлекать помощь других, специально подготовленных семей. Здесь так же можно выделить соответствующие этапы:1. создание «рабочих домов» и благотворительнх приютов и другие места для выживания брошенных детей и сирот.2. период физического разделения, поскольку сироты извлекались из дискриминирующей среды.
3. создание детских домов семейного типа.4. (начиная с XX в.) развивается институт профессиональной семьи.
Из всего сказанного можно выделить то общее, что характеризует социальную работупо сопровождению детей, попавшихв трудную жизненную ситуацию в разных странах: работа имеет профилактическую направленность (реабилитация,образовательная деятельность, социализация);
деятельность осуществляется по месту жительства детей; осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
сопровождение ведется разными специалистами, координирующими свою деятельность (медицинская, педагогическая, социальная, законодательная); профессиональной базой, на которую опираются социальные работники (социальные педагоги в РФ), является разветвленная сеть социальных служб.
Ссылки на источники1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издво Москов.Университета, 1980. 116 с.2.ФишерГезер А.М. Социальные службы в Швейцарии / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежныйопыт.1993.Т. I.3.
Тимакова А.Ю. Семья как фактор виктимизацииподростков/ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Материалы Всероссийской конференции. –Смоленск: СГПУ, 2004. –С. 139142.4.Краснодарский край. Программа антинаркотического воспитания «Здоровый образ жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа www.URL.HTTP://www.antinarko.ru. 15.06.2013.5.Василенко JI.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации. / Дис. .канд. соц. наук. М., 1992174 с.6.Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2007 № 449 « Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» Режим доступа: http://trud22.ru7.Monitz, C. Health and health care policy: A social work perspective / C. Monitz,S. Gorin. Boston : Allyn and Bacon, 2003. C. 206.
Ральченкова ПолинаСергеевна,Студентмагистрант ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», направление 050100Педагогическое образование по программе «Образовательный менеджмент»ms.ralchenkova@mail.ru
Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка(на примере детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Аннотация. Статья посвящена вопросам содержания и организации сопровождения ситуации развития ребенка. Авторы выделяют ключевые характеристики данного феномена, а также основные этапы его становления в нашей стране и за рубежом.Ключевые слова: ребенок,ситуация развитие ребенка, социальное сопровождение,социальнопсихологопедагогическое сопровождение, институт омбудсмена.
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социальноисторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляетглубокий след в его судьбе. Дадим определение понятиям «ребенок» и «ситуация развитие ребенка».Ребенок—это потомок человека, любой индивидуум от рождения до наступления подросткового возраста (1315 лет); ребенком считается личность, еще не достигшая уровня зрелости, достаточной для продолжения рода, и уровня знаний, необходимых для самостоятельной жизни.Ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемойим социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия —непринятия [1].Социальное сопровождение это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельносправляться с возникшими проблемами.Социальное сопровождение особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.При социальном сопровождении решаются следующие задачи:1.Адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности.2.Реабилитация и выведение клиента из кризисных ситуаций.3.Повышение социального статуса клиента.4.Нормализация отношений и утверждение себя в социуме.5.Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.6.Создание условий для самореализации клиента в семье и обществе.7.Социальное сопровождение осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.В социальнопсихологопедагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.Социальное сопровождение человека это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а стимулирование его самостоятельности в решении возникающей проблемы[2,3].Функция социального сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание действий. Цель этого процесса формирование социальности клиента; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия клиента с субъектом социального сопровождения. Это взаимодействие и есть движущая сила данного процесса.Основные задачисоциального сопровожденияможно свести к следующим:1. Провести необходимую оценку и составить план оказания всесторонней помощи, касающейся основных сфер жизни клиента: психосоциальной, медицинской, финансовой и т. д.2. Убедиться, что клиенту доступны все виды услуг и что они соответствуют его потребностям.3. Облегчить доступ и расширить спектр необходимых услуг.4. Обеспечить непрерывность социальномедицинской и других видов помощи на всех этапах с привлечением различных организаций.5. Уменьшить вероятность дублирования услуг и следить за качеством их предоставления.6. Оказывать поддержку самостоятельной деятельности клиента и членов его семьи.Суть идеи психологопедагогического сопровождения комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психологопедагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъектсубъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.Психологопедагогическое сопровождение это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и психологическогоразвития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.Еще один вид сопровождения и помощи детям –сиротам и детям –инвалидам – институт омбудсмена. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако,с течением времени,пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы—в 1919 году (после получения независимости от Российской Империи) вФинляндии, в 1952 году вНорвегии, а годом позже вДании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, сталаНовая Зеландияв 1962 году, первым социалистическим—Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.О́мбудсмен(от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение»)—гражданское или в некоторыхгосударствахлицодолжностное, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённыхгражданских группв деятельности органовисполнительной властии должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются[4].Опыт американского омбудсмена показывает, что данный институт может использоваться не только как демократическая форма несудебного контроля над деятельностью правительственных организаций, но и как средство урегулирования конфликтов, способствующее профилактике правовых конфликтов, сокращению количества обращений в суды, а также решению многих неправовых проблем: организационных, технических, социальных, психологическихи др.В последние годы социальноэкономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера[5].Сиротство это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Детисироты это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель.Социальные сироты это особая социальнодемографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социальноэкономическим, а также моральнонравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркоманиии т.п.; отказавшихся от своих детей[6,3].Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей –отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.Можно выделить следующие направления деятельности по социальнопедагогической поддержке детейсирот:1. Диагностическое направление.Функции координатора деятельности специалистов службы социальнопедагогической поддержки детейсирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психологомедикопедагогический консилиум (ПМПК).Психологомедикопедагогический консилиум, являющийся структурой диагностикокоррекционного типа необходимое звено процесса социальнопедагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.Задачами консилиума выступают:консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения;выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.Работа консилиума выстраивается по взаимосвязанным этапам:1 Диагностический. 2 Поисковый этап. 3 Договорной этап. После выбора способа решения проблемы распределяются обязанности по его реализации. Уточняются сроки исполнения и возможность корректировки индивидуальных программ социальнопедагогической поддержки детейсирот.Таким образом, имеющаяся комплексная диагностика дополняется хорошо разработанными, индивидуальными программами коррекции выявленных проблем.Распределив обязанности по реализации выработанных программ сопровождения, специалисты включаются в выполнение намеченного плана действий.Обсудив результаты деятельности, специалисты социальнопедагогической поддержки детейсирот определяют, решена ли индивидуальная проблема или необходимо проектировать новые методы предупреждения и коррекции.2. Профилактическое направление.Цель деятельности специалистов предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д. В основе профилактической работы лежит создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка в стенах детского дома,поддержание психологически комфортного климата жизнедеятельности.3. Психологопедагогическое просвещение.Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений. Эта форма работы обеспечивает наибольшую продуктивность интеграции воспитательской работы.4. Консультирование.Это направление предполагает консультирование детей и воспитателей по результатам диагностики и социологических исследований, посещение уроков психологами, социальными педагогами, логопедами, валеологом . Бывших воспитанников консультируют социальные педагоги и психологи, организуя помощь в решении возникших проблем.На консультациях поднимается широкий спектр жизненных проблем, которые можно определенным образом квалифицировать как проблемы трудоустройства, защиты прав и законных интересов, помощь в решении проблем общения, построения семейных отношений и т. д.5. Коррекционноразвивающее направление.Данное направление деятельности является одним из основных. Особенности развития личности воспитанников детского дома определяют основные аспекты воздействия. С младшими детьми используется система игр: дидактических, ролевых, сюжетных и др. Развивающие занятия с детьми стимулируют формирование познавательных процессов памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов, увлечений детей.6. Коррекционное направление.Коррекционное направление работы построено с учетом данных социальнопсихологопедагогического диагностирования детейи включает в себя индивидуальную и групповую формы работы. Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей детей, групповая на изменение форм межличностного общения, поведения и др.В ходе коррекции развития ребенка специалисты учитывают: своеобразие психофизического состояния, неравномерность состояния психики человека, индивидуальные особенности, нарушения и отклонения в развитии, потенциальные возможности организма детей.7. Социальноразвивающее направление.Оно ориентировано насоздание развивающей среды в детском доме, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома. Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативноправовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурнонравственное развитие.Социальный педагог выступает как организатор в сотрудничестве с администрацией, учителями, воспитателями и специалистами службы социальнопедагогической поддержки детейсирот.Помимо реабилитации и социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу деятельности социальных педагогов входит социальная защита их прав. Сотрудники службы устанавливают контакты с представителями государственных органов управления, общественными организациями, учебными заведениями, службами по социальной защите семьи и детства, со всеми структурами, в которых необходимо представлять интересы воспитанников до 18 лет[7].Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество детейинвалидов, детей попавших в трудную жизненную ситуацию и детей «группы риска». Организация реабилитационной помощи людям с разными проблемами в европейских странах характеризуется большимразнообразием форм и подходов. Работа с детьми сиротами, детьмиинвалидами и детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.Проведенный нами анализ истории развития системы социального сопровождения ситуации развития ребенка в России позволяет условно выделить четыре основных периода в его становлении: патриархальный, общественнорелигиозный, период институционализации и периоддеинституционализации.Страны Европы и Северной Америки прошли путь от содержания сирот в государственных «работных домах» и приютах при монастырях до осознания необходимости поддерживать биологическую, кровную семью ребенка, а в случае необходимости привлекать помощь других, специально подготовленных семей. Здесь так же можно выделить соответствующие этапы:1. создание «рабочих домов» и благотворительнх приютов и другие места для выживания брошенных детей и сирот.2. период физического разделения, поскольку сироты извлекались из дискриминирующей среды.
3. создание детских домов семейного типа.4. (начиная с XX в.) развивается институт профессиональной семьи.
Из всего сказанного можно выделить то общее, что характеризует социальную работупо сопровождению детей, попавшихв трудную жизненную ситуацию в разных странах: работа имеет профилактическую направленность (реабилитация,образовательная деятельность, социализация);
деятельность осуществляется по месту жительства детей; осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
сопровождение ведется разными специалистами, координирующими свою деятельность (медицинская, педагогическая, социальная, законодательная); профессиональной базой, на которую опираются социальные работники (социальные педагоги в РФ), является разветвленная сеть социальных служб.
Ссылки на источники1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издво Москов.Университета, 1980. 116 с.2.ФишерГезер А.М. Социальные службы в Швейцарии / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежныйопыт.1993.Т. I.3.
Тимакова А.Ю. Семья как фактор виктимизацииподростков/ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Материалы Всероссийской конференции. –Смоленск: СГПУ, 2004. –С. 139142.4.Краснодарский край. Программа антинаркотического воспитания «Здоровый образ жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа www.URL.HTTP://www.antinarko.ru. 15.06.2013.5.Василенко JI.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации. / Дис. .канд. соц. наук. М., 1992174 с.6.Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2007 № 449 « Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» Режим доступа: http://trud22.ru7.Monitz, C. Health and health care policy: A social work perspective / C. Monitz,S. Gorin. Boston : Allyn and Bacon, 2003. C. 206.