Финансовый механизм управления затратами на предприятиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Номоконов К. Г. Финансовый механизм управления затратами на предприятиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1596–1600. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86342.htm.
Аннотация. Данная статья содержит в себе информацию о финансовых методах управления затратами на предприятиях, факторах, которые необходимо учитывать при формировании предприятия, а также наше мнение о наиболее выгодном методе управления затратами для получения наибольшей прибыли.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Номоконов Константин Георгиевич,Студент 4АИТ1, СамГТУ, Самараkonstantin.nomokonov@mail.ru

Научный руководитель –ПервоваОльга Владимировна

Финансовый механизм управления затратами на предприятиях

Аннотация.Данная статья содержит в себе информацию о финансовых методах управления затратами на предприятиях, факторах, которые необходимо учитывать при формировании предприятия, а так же наше мнение о наиболее выгодном, с нашей точки зрения, методе управления затратами для получения наибольшей прибыли.Ключевые слова:финансовые методы, управление затратами, прибыль, предпринимательская деятельность.

В настоящее время на рынке очень высокая конкуренция, и чтобы добиться больших результатов необходимо следить за функционированием своей организации. Целью данной работы является рассмотрение основных финансовых методов управления затратами на предприятии и предложения по усовершенствованию управлением затрат на нем. Для любой фирмы (предприятия) существует множество факторов, которые необходимо учитывать и уметь их контролировать. К таким факторам относится не только управление затратами на предприятии. Для данной работы обзор заявленных ранее факторов является актуальным для раскрытия темы, поэтому рассмотрим некоторые из них. Итак, первый фактор управление затратами. Оно решает многочисленные задачи, такие как; упорядочение нормативной базы; разработка бюджетов; разработки нормативных и отчётных калькуляций; учёт затрат по производствам, цехам; формирование заданий по снижению (изменению) себестоимости; выявления резервов экономии; обеспечения систематического контроля за величиной затрат[1].Цель управления затратами поддерживать конкурентоспособность выпускаемой продукции и одновременно финансовую стойкость предприятия. К финансовым методам управления относят: планирование; прогнозирование; инвестирование; кредитование; самокредитование; самофинансирование; налогообложение; система расчётов; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; аренда; лизинг; факторинг; фондообразование; взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления.Следующий фактором является планирование затрат. Помимо управления затратами для фирмы важно правильное планирование своих затрат. Это осуществляется в целях: контроля показателей эффективностипроизводства; обеспечения хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия; правильность маркетинговой и ценовой политики; принятие оптимальных управленческих решений в области финансовой политики; контроля величины текущих затрат при любых условиях производства[2].Далее фирма должна учитывать масштаб производства и его чувствительность для разных видов деятельности. Например, разработка новых товаров, реклама, инфраструктура фирмы обычно более чувствительна к масштабу, чем, снабжение или продажи. Так как затраты на эти виды деятельности обычно строго фиксированы и не зависят от размеров фирмы. После рассмотрения факторов, которые необходимо учитывать при планировании финансов, рассмотрим систему управленческого контроля. Система управленческого контроля функционирует в рамках существующей организационной структуры предприятия. Выделяют следующие основные типы организационных структур:линейнофункциональная;дивизиональная;матричная.Чаще всего на практике встречается линейнофункциональная организационная структура. Здесь линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения в основном оказывают услуги.В линейнофункциональной структуре управленческий контроль осуществляется "по вертикали": вышестоящий менеджер контролирует деятельность нижестоящего. Далее дивизионная структура. По сути всё предприятие разделяют на дивизионы, и менеджер дивизиона осуществляет контроль текущей деятельности своего дивизиона, и прежде всего контроль выручки, затрат, прибыли. Центральный аппарат контролирует лишь основные показатели деятельности всех дивизионов, прежде всего прибыль и рентабельность капиталовложений. Кроме того, централизованным остается контроль выполнения стратегических решений и проведения единой политики в рамках организации.В рамках матричной структуры функциональные отделы это центры затрат, а проекты центры инвестиций. Соответственно, менеджеры функциональных отделов осуществляют контроль качества выполняемых работ, контроль эффективности использования ресурсов, а также контроль затрат своих отделов[3].Для создания эффективной системы управленческого контроля затрат помимо организационной структуры необходимо учитывать и психологические аспекты, прежде всего мотивацию. Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность на достижение определенных целей[4]. Помимо мотивации сотрудников на предприятии важно организовать систему информационных потоков.Система информационных потоков совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность, осуществит какойлибо процесс. Система информационных потоков позволяет предприятию вести финансовохозяйственную деятельность. Понастоящему эффективной можно считать только такую систему информационных потоков, которая обеспечивает желаемый результат. Следует отметить, что система информационных потоков управленческого контроля не может существовать сама по себе: это органичная часть всей системы информационных потоков предприятия в целом. После учета всех перечисленных факторов необходимо перейти к ассортименту. Предприятие не будет существовать, если оно не предложит конкретный ассортимент продукции.При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое "правило 50 процентов". Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента это дает большее увеличение доли валовой маржи. При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение "правила 50 процентов", эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет[5].Что же, теперь мы вплотную подошли к рассмотрению финансовых методов управления затратами. 1. Инвестирование выражает вложение инвестиций в бизнес и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.Она может быть направлена на внутреннее и внешнее развитие предприятия.Инвестиционный процессэто открытая система, в которой наряду с заказчиком принимают участия и другие контрагенты.Инвестиции в активы предприятия отражают на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования на правой (в пассиве баланса). Их направляют в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы, что является хорошим средством для борьбы с затратами.2. Кредиты могут предоставляться банками в любой валюте, которая требуется клиенту. По срокам они делятся на краткосрочные до 1 года, среднесрочные от 1 до 5 лет, долгосрочные свыше 5 лет. Краткосрочные кредиты предназначены для осуществления текущих платежей, т.е. обеспечивают предприятие оборотным капиталом.Долгосрочные кредиты связаны с осуществлением инвестиций в основной капитал и служит для оплаты экспорта (импорта), строительства за рубежом крупных предприятий.3. Самокредитование означает участие работников данного хозяйствующего субъекта в развитии его производственноторговой деятельности и строительстве объектов социальнокультурного назначения путем передачи ему взаймы своих собственных средств.Наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, направленных на погашение производственных затрат, и на другие операции. Предприятие в праве самостоятельно определять направления расходования средств бюджета, определять источники покрытия дефицитов бюджетов[6].4. Под налогообложением понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средствв целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.5. Страхование необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Страхование является экономической категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией финансы. Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответсвующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения денежных доходов и накоплений. 6. После оптимизации структуры доходнорасходной части бюджетной системы ставится следующая проблема нахождение оптимальной институциональной формы перераспределения доходов с целью вертикального понижения затрат предприятия. Одним из способов ее решенияявляются трансфертные операции, которые представляют собой доходы для одних уровней правительства и расходы для других ярусов. Использование трансфертов в последние годы стало отличительной чертой современного бюджетного федерализма. 7. Аренда предоставление или принятие во временное владение и пользование различных природных и имущественных объектов (земли, помещения, предприятия, и т.д.), а так же иного имущества за определенную договорную плату. Арендодатель может разрешить арендатору сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору. По срокам аренда бывает краткосрочной и долгосрочной. 8. Лизинг форма предпринимательской деятельности, основанная на передаче в пользование на условиях оплаты, срочности и возвратности специально для этого приобретенного оборудования[7].Теперь когда мы знаем какие существуют финансовые методы управления бюджетом фирмы, мы можем предложить свои метод усовершенствования затратами на предприятии. На наш взгляд использование самокредитования является наиболее выгодным. В этом случае мы не зависим от сторонних объектов. При использовании системы самокредитования, к примеру амортизация оборудования может проходить полностью под нашим контролем. То есть мы можем самостоятельно оценивать состояние оборудования в целом, и оценивать где его замена наиболее необходима, куда следует вложить большие средства, и от чего получить большую выгоду. Если мы сможем отслеживать данные факторы, то сможем повысить финансовую прибыть еще и от сдачи в аренду более эффективного оборудования. Таким образом мы предлагаем использовать совокупность самокредитования и аренды, считая это наиболее эффективным способом улучшения финансового состояния фирмы.

Ссылки на источники1. Бочкарев А. Управлять затратами в условиях кризиса, стабильности и далекого будущего нужно поразному // Эксперт, 1998. №32 с30342. Ковалев В.В. "Финансы организаций (предприятий)" Москва 2007г.3. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия // ИНФРАМ, 2005. 11с4. Анненков М.Е. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. №3 с54715. Ширенбек Х. Экономика предприятия: учебник для вузов. / Пер. с нем. под общ. ред. И.П. Бойко: Питер, 2005 —с784.6. Дихтль Е., Хериген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/Пер. с нем А.М. Макарова. М: Высш. школа: ИНФРАМ, 2005. 255с7. Алклычев А.Н. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист, 1998. №5 с711