Состояние логистической инфраструктуры в плодоовощном подкомплексе АПК Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Варава А. В. Состояние логистической инфраструктуры в плодоовощном подкомплексе АПК Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1606–1610. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86344.htm.
Аннотация. Одной из актуальных проблем развития сельского хозяйства Краснодарского края на современном этапе является транспортно-логистической вопрос, связанный с нехваткой складов и перевалочных пунктов для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В данной статье обобщается опыт создания сельскохозяйственных оптово-распределительных рынков для фермеров и ЛПХ Краснодарского края. Раскрывается содержание понятий «логистика» и «логистическая инфраструктура АПК».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Варава Анна Владимировна,магистрант факультета Управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодарannushkarma@mail.ru

Состояние логистической инфраструктуры в

плодоовощном подкомплексе АПК Краснодарского края

Аннотация.Одной из актуальных проблем развития сельского хозяйства Краснодарского краяна современном этапе является транспортнологистическойвопрос, связанныйс нехваткой складов и перевалочных пунктов для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.В данной статье обобщается опыт создания сельскохозяйственных оптовораспределительных рынков для фермеров и ЛПХ Краснодарского края. Раскрывается содержание понятий "логистика"и"логистическая инфраструктураАПК".Ключевые слова: логистика,логистическая инфраструктура,плодоовощной подкомплекс АПК, Краснодарский край.

Логистика как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации становится все более востребованной в отраслях АПК. Разумеется, особенно актуализируется необходимость использования инструментария логистики в процессе материальнотехнического обеспечения сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, т.е. в сфере обращения АПК. Организация ресурсного обеспечения сельхозпроизводителей и продвижения их продукции на рынок на принципах логистики дает значительный экономический, социальный и экологический эффекты.

Выделим основные цели и задачи применения логистики в сельском хозяйстве::

рационализация и оптимизация материальных потоков сельскохозяйственного сырья, сельскохозяйственной продукции, дизтоплива, горючесмазочных материалов, поставки оборудования и сельхозтехники, а также рационализация внутрихозяйственного производства;

создание устойчивой системы снабжения и сбыта в корпоративном и территориальном разрезах;

создание устойчивой системы межтерриториального и международного товарооборота сельскохозяйственной продукции;

широкие возможности самостоятельного ведения сельскохозяйственными предприятиями внешнеэкономической деятельности;

повышение инновационной деятельности за счет внедрения системы автоматической идентификации сельскохозяйственной продукции;

вывод из сбытовой сети непроизводительных посредников;

реализация принципа доставки продукции в нужное место и в нужное время;

рациональное использование оборотных средств;

улучшение сохранности и сокращение порчи продукции сельскохозяйственного производства;

экономия средств за счет сокращения непроизводительных работ при производстве, хранении и перевозке сельскохозяйственной продукции[6]. Итак, логистическая система определяется как сложная организационно завешенная экономическая система, которая состоит из элементов(транспортнои оптовологистических (торговологистических) центров), взаимодействующих между собой и взаимосвязанных посредством информационного обменав целях достижения эффективного управления цепями поставок товаров, с участием органов государственного управления, заинтересованных организаций, располагающих транспортными, складскими, финансовыми, информационными страховыми структурами. Ключевым элементом в данном определении выступает логистический центр –«имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем капитальными строениями, оборудованием, предназначенный для оказания комплекса услуг, связанных с поставкой иобработкой оптовых партий товаров. В узком смысле логистический центр представляет собой комплекс складов, представляющих услуги по хранению грузов и иныеуслуги, сопутствующие эффективному распределению продукции.То есть ЛЦ предполагает строительство современного овощеи фруктохранилища, первичную обработку сельхозпродукции (мойка, взвешивание, фасовка в тару), что позволяет фермерам и ЛПХ сосредоточиться на увеличении объемов производства и расширении ассортимента предлагаемой продукцииРеализация плодов и овощей немыслима без ее размещения, на том или ином этапе товародвижения, на специализированном складе –плодо или овощехранилище, а их сбыт в значительной мере зависит от наличия специальной среды, включающей систему функционирования и страхования, информационного обеспечения и консультационного обслуживания. Вместе эти элементы образуют инфраструктуру логистики плодоовощного подкомплекса. Таким образом, применительнок плодоовощному подкомплексу, логистическая инфраструктура включает: условия для хранения продукции (плодои овоще хранилищ), систему финансирования и страхования, систему информационного обеспечения и систему консультационного обслуживания (агроконсалтинг).

Суммируя вышесказанное, можно констатировать что в настоящее время в плодоовощном подкомплексе Краснодарского края функционируют все основные элементы логистической инфраструктуры, однако это функционирование носит разрозненный характер, отсутствует взаимодействие между отдельно взятыми элементами, координация их деятельности. Так для активного развития в регионе АПК нужна единая система заготовки, переработки и хранения сельхозпродукции. Чтобы решить эту задачу можно и нужно использовать сельхозкооперативы и развивать сеть логистических центров.При правильном логистическом подходе к организации производственного процесса, решении транспортной задачи, времени продажи сельскохозяйственной продукции можно добиться получения высоких урожаев сельскохозяйственной продукции, ее хранение без потерь при минимизации затрат.Создание логистических структур управления в агропромышленном комплексекрая, позволит обеспечить единство экономических интересов входящих в эти системы хозяйствующих субъектов в целях их успешного функционирования и развития в условиях динамичной рыночной конъюнктуры.Итак, Краснодарский край –один из основных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны [7], в нем производится более10,2 % валовой сельскохозяйственной продукции РФ. Преимущественно это продукция растениеводства. На долю фермеров Краснодарского края приходится половина всех фруктов иовощей, выращиваемых в стране. Краснодарский край готов поставлять в другие регионы России зерно, муку, рис, яблоки, виноград, консервы из фруктов и овощей, подсолнечное масло[4]. В настоящее время край является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов, имеющих потенциальные возможности для реализации программы импортозамещения в РФ[5]Однако реализацию данного процесса существенно сдерживаютмножество транспортнологистических проблем [8], как правило, связанных с нехваткой и плохим состоянием путей и сообщений [9], в том числе, отсутствием складов и перевалочных пунктов для хранения и переработки сельскохозяйственной и готовой продукции [10, 11].Следовательно, модернизация и развитие транспортнологистической инфраструктуры края является одной из важнейших задач развития региона, которую невозможно решить быстро и без участия средств федерального бюджета.

Так согласно закону Краснодарского края № 2751КЗ от 9 июля 2013 года «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае» государственная поддержка развития сельскохозяйственной потребительскойкооперации в крае осуществляется по следующим основным направлениям:предоставление субсидий кооперативам второго уровня на создание объектов производственной инфраструктуры по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияв размере до 30 процентов сметной стоимости объекта;

предоставление земельных участков для организации оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, логистических центров, заготовительных пунктов и пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и кормов для сельскохозяйственных животных и птицы [2].С 2015 года поддержка создания оптовораспределительных (логистических) центров осуществляется в рамках подпрограммы по их развитию в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы.В рамках данной подпрограммы на условиях софинансирования федерального бюджета оказывается господдержка на реализацию мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.[1]

Следует отметитьконцепциюстроительства сельскохозяйственных логистических центров, разработаннуюМинистерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. По этой концепции в регионе началось строительство логистических комплексов, которые предназначены для переработки, транспортировки и хранения плодовоовощной продукции.По словам министра сельского хозяйства Российской Федерации Александра Николаевича Ткачева, одним из приоритетных направлений реализации Концепции внутренней продовольственной помощи является системы овощехранилищ и логистических, оптовораспределительных центров по реализации сельскохозяйственной продукции. Новые организации, оптовораспределительные центры, логистические пункты, картофелеовощехранилища, исходя из федеральной и региональной идеологии в ближайшие пять лет должны стать недостающими звеньями торговой системы и значительно увеличат оборот на региональном, и конечно, же в последующем национальном рынке продуктов питания.Напомним, что в крае уже есть опыт создания сельскохозяйственных оптоворозничных рынков для фермеров и ЛПХ. Так,например, в УстьЛабинске такой рынок создал кредитный сельхозкооператив «Купец». В Динском районе предприятие «Артель» организовало придорожную ярмарку на условиях кооперации, руководители частных подворий и фермеры могут продавать свои продукты.Вгороде Краснодаре успешно запущен пилотный логистический центр «Дары Кубани». Основная его задача –работа с сельхозпроизводителями региона, покупка овощей, доведение продукции до потребителя. В логистическом центре установлена линия предпродажной подготовки продукции, включающая калибровку, чистку, мойку, фасовку и упаковку последней[3].Овощной элеватор с тремя холодильными камерами открылся в Копанском сельском поселении Ейского района. Овощехранилище создано на базе сельскохозяйственного потребительского снабженческосбытового кооператива «Ейский агросоюз». Благодаря открытию элеватора, кооператив также сможет закупать излишки сельхозпродукции у личных подсобных хозяйств Ейского района. Это уже второй подобный овощной элеватор, который начал работать на Кубани в 2016 году. По поручению губернатора в регионе ведётся работа по созданию системы сбыта сельхозпродукции.В ближайшее время в крае должно появиться семь крупных логистических и распределительных центров, чтопозволит обеспечить качественной и недорогой продукцией кубанских аграриев не только жителейкрая, но и поставлять её в другие регионы страны. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, полученный опыт будет способствовать воссозданию в крае необходимой инфраструктуры для увеличения выпуска плодовой и овощной продукции, ее переработки и хранения, что приведет к выполнению поставленных Правительством задач по импортозамещению.

Ссылки на источники1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. [Электронный ресурс]. http://mcx.ru/documents/document/show/22026.htm2. Закон Краснодарского края N2751КЗот 09.07.2013 «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в краснодарском крае» http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW177;n=53855;frame=873. Зелинская М.В., Варава А.В. Формирование сельскохозяйственной логистики Краснодарского края / Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научнопрактической конференции (09 октября 2015г.). – В 4х частях. –Ч.2. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов –Саратов: Издво «Академия управления», 2015. –С. 65.4. Зелинская М.В., Болтава А.Л. Особенности состояния региональной экономики Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. –2014. –№ 113 (523). –С. 2245. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Влияние глобализации на развитие продовольственной подсистемы Краснодарского края. // Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. –2012. –№ 5. –С. 2176. Зелинская М.В., Варава А.В.Оптимизация системы логистики АПК / Фундаментальные основы современных аграрных технологий и техники: сборник трудов Всероссийской молодежной научнопрактической конференции / Юргинский технологический институт.Томск: Издво Томского политехнического университета, 2015г.С. 3197.Куницына Н.Н., Соловьева И.В. Ключевые проблемы развития агропромышленного производства в условиях риска // Фундаментальные исследования. 2007. № 8. С. 18.8. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. 2014. №13. С. 1559. Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социальноэкономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. №1(21). С. 16110. Никулина О.В. Инновационное развитие юга России: сквозь призму практики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 21. С. 2311. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1067