Информационно-коммуникативные средства для профилактики наркомании в подростковой среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабоченко Н. В., Кривельская Т. А. Информационно-коммуникативные средства для профилактики наркомании в подростковой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1601–1605. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86343.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникативных средств для профилактики наркомании в подростковой среде. Авторами предлагается использование информационно-коммуникативных средств для профилактики наркомании в среде подростков, вносятся предложения по принятию определенных мер, направленных на решение проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кривельская Татьяна Алексеевна, ученица 10 класса средней школы №111, г. Волгоград

Бабоченко Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры механики, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград natkrivelskaya@mail.ru

Информационнокоммуникативныесредства

для профилактики наркомании в подростковой среде

Аннотация.Статья посвящена вопросам использования информационнокоммуникативных средств для профилактики наркомании в подростковой среде. Авторамипредлагается использование информационнокоммуникативных средств для профилактики наркомании в среде подростков, вносятся предложения по принятию определенных мер направленных на решение проблемы. Ключевые слова: информационнокоммуникативные средства,наркомания, подростки, профилактика, методики.

Одной из актуальнейших проблем нашего времени является проблема наркомании в среде подростков. С разработкой различного вида наркотических средств растет и число потребляющих эти средства. Подросткипредставляют собой особо уязвимую для наркотизации группу населения, так как уровень зависимости среди несовершеннолетних в 2 раза выше, чем среди взрослого населения. Как показывают научные исследования, наркотические вещества стали частью подростковой субкультуры, привычным элементом досуга.Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социальных проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы». Анализ научной литературы по проблеме исследованияпоказал, что в нашей стране наблюдается качественно новая наркоситуация. Повысился уровень наркотизации населения, повсеместно распространилось немедицинское потребление наркотиков, выросла наркопреступность, сформировалась организованная преступность, возникли группы межрегионального и международного характера, связанные с наркобизнесом, активно развивается «черный рынок» продажи наркотиков [1].Меняются правовые и экономические аспекты наркоситуации. Возросла взаимосвязь преступности и наркомании, так как число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в среднем по стране стремительно растет.Анализируя связь преступности с наркоманией, следует иметь в виду, что каждая группа наркотиков оказывает на организм свое влияние, вызывая различные последствия. Они также обладают и различной криминогенностью. Преступления с насилием над личностью свойственны злоупотребляющим снотворным, гашишем, стимуляторами. Для злоупотребляющих стимуляторами характерны сексуальные преступления, педофилия, гомосексуализм. Такие преступления, как кража наркотиков из медучреждений, чаще совершают полинаркоманы. Эти различия следует учитывать при разработке стратегии борьбы с наркоманией.Еще один важный аспект криминализации появления организованной преступности в связи с нелегальным производством и распространением наркотических веществ [2].Наркотики совершенно реально угрожают национальной безопасности страны. Они способны взорвать фундаментальные основы безопасности человека, общества и государства, разрушить институт семьи, нравственные, социальные, экономические устои, стать причиной аварий и катастроф, нестабильности в работе, неудач в личной жизни, одиночества и суицидальных явлений [3; 4].Подростковый возраст имеет свои особенности, он труден в социальнопсихологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервнопсихическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятсяк самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами [3].Употребление наркотических веществ среди несовершеннолетних стало серьезной проблемой, которая характеризуется:

массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

«омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 1314 лет;

переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ к дорогостоящим и престижным наркотикам, наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;

распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе;

удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества;

изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком.

следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Поэтому очень быстро стали распространяться наркотические вещества «длябезудержного веселья». Или другое направление в моде —увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности несовершеннолетние начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

распространением мифов о наркомании: миф первый —«я только попробую, это не страшно и не опасно» (подросткам свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй —«я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф третий —«алкоголь и табак —это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается. Психологическая готовность к злоупотреблению психотропными веществами является своего рода функциональным органом, представляющим собой сочетание определенных личностных особенностей, актуализирующихся в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей подростков. Подростки легко поддаются соблазну начать употреблять наркотики, торговать ими, что приносит удовлетворение, заключающееся «в быстром решении» проблемы заработка, в обретении нового веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. В этот период жизни подростки чаще сталкиваются с наркотиками и нуждаютсяв информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление наркотиков является приемлемым, и поэтом учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление наркотиков и противопоставить ее тем положительным упоминаниям о наркотиках, которые они постоянно слышат. В условиях смятений и стрессов подросткового периода молодые люди как бы рождаются заново. Подростки чувствуют, что все связанное с прошлым особенно то, что характеризовало их как ребенка. С физическим развитием появляется возможность новой роли, когда все возможно, и нет ничего определенного, что состояние порождает смятение, расстройство, нервное возбуждение, страх и в конечном итоге сильный стресс. Для большинства подростков школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Одним из инновационных методовпредупреждения наркотизациив школах является использование информационнокоммуникационных средств в профилактической работе. У информационнокоммуникационныхсредств существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видеои звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления [5,6].Рассматривая информационнокоммуникационныесредства как средство профилактики, в различных контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления подростков.Создание учащимися компьютерных презентаций, видеороликов, электронных буклетов, антинаркотической рекламы с использованием возможностей информационнокоммуникативных технологий, способствует формированию у молодых людей активной жизненной позиции по противостоянию наркотизации общества. Обучающимся интересно выполнять творческие задания, применяя для этого знание программы обработки информации. Перед подростками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Потенциал медиакультуры определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, критического мышления, мировоззрения, активизации знаний и формирования активной жизненной позиции. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные видеоролики, мультимедийные презентации, газеты, журналы, Интернетсайты и многое другое. Для первичной диагностики склонности подростков к наркотизации мы использовали следующие методики, макеты:1. Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) (Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева). 2. Анкета «Исходная оценка наркотизации» (Г.В. Латышев).3.Опросник «Шкала поиска ощущений» (М. Цукерман).4. Опросник «Твое отношение к наркотикам и наркоманам». Перечисленные методы научнопедагогического исследования позволили нам решить следующие задачи:

определить распространенность наркозависимого поведения среди подростков в общеобразовательном учреждении;

выявить уровень сформированности ценностных ориентации подростков;

разработать систему занятий по профилактике наркомании среди подростков.Практическая работа проводилась на базеМОУ СОШ №111. В работе приняли участие 15 человек в возрасте 1314 лет. Система занятий по профилактике наркомании соответствовала ряду правил:• в ходе занятий должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотических веществах и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;• предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотическими веществами для общества;• необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотические вещества в момент стресса или жизненных неудач;• информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения и т.д.).В профилактической работе мы избегали:• использование тактики запугивания;• искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;• разового характера действий, направленного на профилактику, т.к. такой подход не дает возможности подросткам развить навыки противостояния наркотикам;• ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;• упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотических веществ;• оправдания употребления наркотических веществ.Работа проводилась в пределах 1 2 часов с перерывом в 2 3 дня. Нами использовались форма групповой дискуссии, когда на каждом занятий участникам предлагался блок вопросов для обсуждения, фиксируемых на доске, игры, творческие задания, упражнения, что способствовало более активному включению подростков в работу, вызывало интерес. Все занятия проходили интерактивно.У подростков была возможность использовать в подготовке заданий Интернетресурсы. Ребята самостоятельно изготавливали буклеты, памятки, презентации, социальные видеоролики и плакаты, тем самым они более осознанно понимали причины и последствия употребления наркотических веществ, получали практические навыки отказа от наркотиков. Вместе с тем, в целях более технологичного проведения занятий нами были выделены структурные следующие компоненты:

адаптационный компонент (предполагает проведение в начале занятий упражнений разминки, направленных на снятие эмоциональной напряженности и способствующих физическому раскрепощению участников);

целеполагающий компонент (предназначен для формирования и формулирования целей и задач, что помогает активизировать мотивацию участников, создает ощущение личностной причастности по всему тому, что происходит на занятиях);

конструктивно практический компонент (содержит собственно обсуждение вопросов, ситуаций; самостоятельное изготовление буклетов, памяток, презентаций, социальных видеороликов и плакатов; используются игровые технологии, отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции участников группы по теме занятия через высказывания);

рефлексивный компонент (просмотр и прослушивание видео аудио материалов с их обсуждением и высказываний собственных мнений за «круглым столом»);

эмоционально завершающий компонент (предполагает окончание занятия ритуальными упражнениями).По ходу работы мы пришли к определенным выводам: 1) профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации;2) входе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальное и экономическое благополучие человека;3) информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами, не только для самого наркомана, но и для общества; 4) необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.

Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:1) предоставить возможность подросткам самостоятельно разрабатывать антинаркотические материалы и распространять их по школе;2) создать материальнотехническую базу, где подростки могли бы самостоятельно тиражировать буклеты и памятки, разработанные ими по данной проблеме;3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; развитие чувства самоуважения и ответственности; формирование навыков, важных для взрослой жизни;4) постоянно развивать систему дополнительного образования, где ребята смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественномузыкальные студии;5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов, созданных подростками, по данной проблеме;6) каждую четверть библиотекарям школы проводить обзор новых журналов, книг, специальной литературы, в том числе и в электронном виде, посвящённых профилактике наркомании.

Ссылки на источники1. БрайенД. Серьезный разговор: наркотики. —М.: «Махаон», 2008. 2.Данилин А.Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков. М.: Центрполиграф, 2001. 3. Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. –М., 2002. 4. Кузьминов В. Н., Сердюк А. А.Профилактика наркотизма в глобальной сети Интернет // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И.П.Рущенко. —Харьков: Финарт, 2002.5. Родионов В.А. Я и всевсевсе. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 59 классов. Ярославль: Академия развития, 2002. 6. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социальнопсихологических тренингов. М.: ПедагогическоеобществоРоссии, 2000.