К вопросу о развитии казачества в современных социально-экономических условиях
Выпуск:
ART 86346
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мезенцева
Е.
В.,
Гаракян
А.
С. К вопросу о развитии казачества в современных социально-экономических условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1616–1620. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86346.htm.
Аннотация. Рассмотрена роль казачьих сообществ в современных социально-экономических условиях, приведены статистические показатели основных тенденций развития казачества, определены основные направления деятельности российского казачества и государственная политика в части его поддержки.
Ключевые слова:
государственная политика, казачество
Текст статьи
Гаракян Анжелика Сергеевна,4 курс, направление Психологияфилиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г.Тихорецк
likasaakova@icloud.com
Научный руководитель–МезенцеваЕкатерина Викторовнакандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г.Тихорецкekaterinamez@yandex.ru
К вопросу о развитии казачества
в современных социальноэкономических условиях
Аннотация. Рассмотренароль казачьих сообществ в современных социальноэкономических условиях, приведены статистические показатели основных тенденций развития казачества, определены основные направления деятельности российского казачества и государственная политика в части его поддержки.Ключевые слова:казачество, государственная политика.
На современном этапе развитию казачества уделяется все больше внимания, на уровне государства и его регионов разрабатываются программы, содействующие развитию казачества.Программы направлены на стимулирование участия членов казачьих обществ к несению службы по охране общественного порядка, обеспечению развития в регионах духовнокультурных основ казачества, семейных казачьих традиций, военнопатриотического воспитания казачьей молодежи, а также использование в образовательном процессе культурноисторических традиций казачества.Российское казачество в настоящее время представлено казачьими обществами и общественными объединениями казаков. В Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человек[1].По данным МинрегионаРоссии, примерная общая численность членов общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Минрегиона России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно 850 тысяч человек.По результатам опроса 41,7% относящих себя к казакам респондентов входят в какуюлибо казачью организацию[1].Социальный портрет казачества по результатам социологического опроса предстает в следующем виде. По возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения[2].Средний возраст атаманов 47 лет. По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53,6 % составляют горожане. Женщин, идентифицирующих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин[3].Направления деятельности российского казачества [4].1Несение государственной службы российского казачества:а) несение государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной службы на общих основаниях;б) оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления путем участия в:охране общественного порядка;мероприятиях ГО и ЧС; природоохранных мероприятиях; защите государственной границы Российской Федерации и др.2 Военнопатриотическое воспитаниемолодежи:а)казачьи классы общеобразовательных учреждений, казачьих гимназий, казачьих кадетских корпусов;б)казачьи центры военнопатриотического воспитания;в)спортивные казачьи секции и клубы (конный спорт, казачьи единоборства);г)летние учебнооздоровительные казачьи лагеря и др.3 Сохранение и возрождение культурных традиций на базе:а)казачьих фольклорных коллективов;б)казачьих музеев;в)казачьих театров и др.В последние годы в казачьей среде России произошли серьезные изменения, позволяющие рассматривать казачество как один из эффективных инструментов модернизации социальноэкономической и политической жизни российского общества.Государственная политика направлена на принятие ряда важных решений по вопросам развития казачества[5]. В том числе«Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года», которая предполагает решение, в частности, следующих задач[6]:а) совершенствование механизма и создание экономических условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы;б) развитие духовнонравственных основ, традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества;в) повышение роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов и других казачьих образовательных организаций.В качестве мер по поддержке экономического развития российского казачества стратегия предполагает[6]:а) содействие экономической активности казачьих обществ;б) разработку и принятие мер по стимулированию, поддержке и развитию различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами;в) оказаниеказачьим обществам информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономических условий их деятельности, а также при осуществлении казачьими обществами сельскохозяйственного производства.Известно, что основу традиционного хозяйственного и экономического уклада жизни казаков составляет сочетание частного и общинного хозяйства. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется, как правило, в индивидуальных хозяйствах, а земельными угодьями распоряжается казачье войско, которое выполняет функции согласования экономических интересов в рамках территории станицы[7]. Все это позволяет считать казачьи сообщества потенциальными«точками роста» объемов продукции АПК, что особенно важно с точки зрения импортозамещения. Они обеспечат стабильное развитие регионов на основе сочетания традиций по сохранению и улучшению использования природноресурсного потенциала территории.Представляется, что в основу стратегии экономического развития казачьей станицы должно быть положено казачье хозяйство устойчивого инновационного типа –как общинное, так и индивидуальное хозяйство, составляющие станичную экономическую сеть.Кроме выполнения производственных функций общинные казачьи предприятия решают задачи по развитию инфраструктуры, в том числе социальной, охраны и поддержания экологии на территории общины, участвуют в выполнении государственных функций, принятых казачьей станицей.По сути, предлагаемое развитие сельского хозяйства в регионах с преобладающим казачьим населением лежит в русле современных кластерных технологий, которые только начали внедряться в российский АПК.Сейчас в РФ развиваются кооперативные образования. Нужно и в казачестве это развивать. Казачья община, как известно, одновременно выполняла ряд разнородных по своей природе функций: органа казачьего местного самоуправления; органа кооперации отдельных казачьих хозяйств; определенного звена организации исполнения государственной службы. Эта модель, адаптированная к условиям современного законодательства, уже применяется в ряде современных станиц (станица Генераловка Омской области, станица Галюгаевская Ставропольского края). На практике она выглядит следующим образом. Казачьи хозяйства, зарегистрированные в виде индивидуального предприятия, личного подсобного хозяйства и в других юридических формах, выступают учредителями некоммерческой организации или сельхозкооператива, который берет на себя реализацию ряда функций станичного уровня.Возможность кооперации с малыми казачьими предприятиями и личными подсобными хозяйствами казаков позволяет планировать более масштабные проекты внедрения инновационных технологий. Это укрепит как казачьи индивидуальные хозяйства, так и само общинное казачье предприятие, казачью станицу.Структурной основой модернизации и интенсификации воспроизводственного процесса является инфраструктура. При определении состава звеньев казачьей инфраструктуры АПК необходимо исходить из особенностей воспроизводственного процесса в АПК, текущего состояния уровня развития инфраструктуры, потребностей рыночного хозяйства ицелевых индикаторов развития.Элементы казачьей инфраструктуры АПК:–формирование взаимодополняющих элементов инфраструктуры АПК в казачьих станицах для системного подхода к кооперации;–производственные составляющие (индивидуальные казачьи хозяйства);–сбытовые составляющие (логистические и торговые структуры казачьей кооперации, казачьи рынки, ярмарки);–финансовые составляющие (казачьи кредитные кооперативы и т.д.);–научнотехнические составляющие (агрои технопарки и т.д.).Экономическая самостоятельность и независимость казачьих хозяйств должна, несомненно, сочетаться с поддержкой их государством. В настоящее время существуют различные формы государственной поддержки индивидуальных казачьих хозяйств.Предоставление субсидий казачьим обществам позволит реализовать в городе Ставрополе положения Федерального закона «О государственной службе российского казачества», Концепции в части становления и развития государственной и иной службы российского казачества.Поддержка казачества на государственномуровнепозволит:стимулировать участие членов казачьих обществ к несению службы по охране общественного порядка;обеспечить развитие духовнокультурных основ казачества, семейных казачьих традиций, военнопатриотического воспитания казачьей молодежи, а также использование в образовательном процессе культурноисторических традиций казачества;упрочить казачьи традиции и культуру.Рассмотренный круг вопросовпозволяет с уверенностью заявить, что казачество XXI века способно быть во всех сферах современным, эффективным, востребованным.
Ссылки на источники1.Министерство регионального развития Российской Федерации http://www.minregion.ru. (дата обращения 10.02.2016 г.).2.Астанкова Е.Н., Мезенцева Е.В. Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое исследование // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. №S30. С. 610.3.Мезенцева Е.В., Астанкова Е.Н., Лобанова А.В. Результаты социологического исследования представлений о молодежных субкультурах у студентов филиала ФГБОУ ВПО "КУБГУ" в городе Тихорецке // Развитие воспитательного пространства вуза в свете государственных требований к качеству профессионального образования: Сборник научнометодических материалов. Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социальнопедагогической поддержки детей и молодежи", Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию "Содружество организаторов воспитательного процесса". Москва, 2014. С. 913.4.Молодчев Д.В., Королюк Е.В. Политические партии и общественные движения на юге россии (на материалах Краснодарского края). Ставрополь: Ставролит, 2015. –112 с.5.Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачестваhttp://lawsrf.ru/region/documents/284493/6.Стратегия развития российского казачества до 2020 г.http://www.kubancossaks.ru/live45.html7.Келлер В.Ю. Развитие казачьего самоуправления на современном этапе В сборнике:Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты//Материалы международной научнопрактической конференции: в 4х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Новосибирск, Тихорецк, Саратов, 2015. С. 113114.
likasaakova@icloud.com
Научный руководитель–МезенцеваЕкатерина Викторовнакандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г.Тихорецкekaterinamez@yandex.ru
К вопросу о развитии казачества
в современных социальноэкономических условиях
Аннотация. Рассмотренароль казачьих сообществ в современных социальноэкономических условиях, приведены статистические показатели основных тенденций развития казачества, определены основные направления деятельности российского казачества и государственная политика в части его поддержки.Ключевые слова:казачество, государственная политика.
На современном этапе развитию казачества уделяется все больше внимания, на уровне государства и его регионов разрабатываются программы, содействующие развитию казачества.Программы направлены на стимулирование участия членов казачьих обществ к несению службы по охране общественного порядка, обеспечению развития в регионах духовнокультурных основ казачества, семейных казачьих традиций, военнопатриотического воспитания казачьей молодежи, а также использование в образовательном процессе культурноисторических традиций казачества.Российское казачество в настоящее время представлено казачьими обществами и общественными объединениями казаков. В Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человек[1].По данным МинрегионаРоссии, примерная общая численность членов общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Минрегиона России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно 850 тысяч человек.По результатам опроса 41,7% относящих себя к казакам респондентов входят в какуюлибо казачью организацию[1].Социальный портрет казачества по результатам социологического опроса предстает в следующем виде. По возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения[2].Средний возраст атаманов 47 лет. По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53,6 % составляют горожане. Женщин, идентифицирующих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин[3].Направления деятельности российского казачества [4].1Несение государственной службы российского казачества:а) несение государственной гражданской, военной, правоохранительной, муниципальной службы на общих основаниях;б) оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления путем участия в:охране общественного порядка;мероприятиях ГО и ЧС; природоохранных мероприятиях; защите государственной границы Российской Федерации и др.2 Военнопатриотическое воспитаниемолодежи:а)казачьи классы общеобразовательных учреждений, казачьих гимназий, казачьих кадетских корпусов;б)казачьи центры военнопатриотического воспитания;в)спортивные казачьи секции и клубы (конный спорт, казачьи единоборства);г)летние учебнооздоровительные казачьи лагеря и др.3 Сохранение и возрождение культурных традиций на базе:а)казачьих фольклорных коллективов;б)казачьих музеев;в)казачьих театров и др.В последние годы в казачьей среде России произошли серьезные изменения, позволяющие рассматривать казачество как один из эффективных инструментов модернизации социальноэкономической и политической жизни российского общества.Государственная политика направлена на принятие ряда важных решений по вопросам развития казачества[5]. В том числе«Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года», которая предполагает решение, в частности, следующих задач[6]:а) совершенствование механизма и создание экономических условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы;б) развитие духовнонравственных основ, традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества;в) повышение роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов и других казачьих образовательных организаций.В качестве мер по поддержке экономического развития российского казачества стратегия предполагает[6]:а) содействие экономической активности казачьих обществ;б) разработку и принятие мер по стимулированию, поддержке и развитию различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами;в) оказаниеказачьим обществам информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономических условий их деятельности, а также при осуществлении казачьими обществами сельскохозяйственного производства.Известно, что основу традиционного хозяйственного и экономического уклада жизни казаков составляет сочетание частного и общинного хозяйства. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется, как правило, в индивидуальных хозяйствах, а земельными угодьями распоряжается казачье войско, которое выполняет функции согласования экономических интересов в рамках территории станицы[7]. Все это позволяет считать казачьи сообщества потенциальными«точками роста» объемов продукции АПК, что особенно важно с точки зрения импортозамещения. Они обеспечат стабильное развитие регионов на основе сочетания традиций по сохранению и улучшению использования природноресурсного потенциала территории.Представляется, что в основу стратегии экономического развития казачьей станицы должно быть положено казачье хозяйство устойчивого инновационного типа –как общинное, так и индивидуальное хозяйство, составляющие станичную экономическую сеть.Кроме выполнения производственных функций общинные казачьи предприятия решают задачи по развитию инфраструктуры, в том числе социальной, охраны и поддержания экологии на территории общины, участвуют в выполнении государственных функций, принятых казачьей станицей.По сути, предлагаемое развитие сельского хозяйства в регионах с преобладающим казачьим населением лежит в русле современных кластерных технологий, которые только начали внедряться в российский АПК.Сейчас в РФ развиваются кооперативные образования. Нужно и в казачестве это развивать. Казачья община, как известно, одновременно выполняла ряд разнородных по своей природе функций: органа казачьего местного самоуправления; органа кооперации отдельных казачьих хозяйств; определенного звена организации исполнения государственной службы. Эта модель, адаптированная к условиям современного законодательства, уже применяется в ряде современных станиц (станица Генераловка Омской области, станица Галюгаевская Ставропольского края). На практике она выглядит следующим образом. Казачьи хозяйства, зарегистрированные в виде индивидуального предприятия, личного подсобного хозяйства и в других юридических формах, выступают учредителями некоммерческой организации или сельхозкооператива, который берет на себя реализацию ряда функций станичного уровня.Возможность кооперации с малыми казачьими предприятиями и личными подсобными хозяйствами казаков позволяет планировать более масштабные проекты внедрения инновационных технологий. Это укрепит как казачьи индивидуальные хозяйства, так и само общинное казачье предприятие, казачью станицу.Структурной основой модернизации и интенсификации воспроизводственного процесса является инфраструктура. При определении состава звеньев казачьей инфраструктуры АПК необходимо исходить из особенностей воспроизводственного процесса в АПК, текущего состояния уровня развития инфраструктуры, потребностей рыночного хозяйства ицелевых индикаторов развития.Элементы казачьей инфраструктуры АПК:–формирование взаимодополняющих элементов инфраструктуры АПК в казачьих станицах для системного подхода к кооперации;–производственные составляющие (индивидуальные казачьи хозяйства);–сбытовые составляющие (логистические и торговые структуры казачьей кооперации, казачьи рынки, ярмарки);–финансовые составляющие (казачьи кредитные кооперативы и т.д.);–научнотехнические составляющие (агрои технопарки и т.д.).Экономическая самостоятельность и независимость казачьих хозяйств должна, несомненно, сочетаться с поддержкой их государством. В настоящее время существуют различные формы государственной поддержки индивидуальных казачьих хозяйств.Предоставление субсидий казачьим обществам позволит реализовать в городе Ставрополе положения Федерального закона «О государственной службе российского казачества», Концепции в части становления и развития государственной и иной службы российского казачества.Поддержка казачества на государственномуровнепозволит:стимулировать участие членов казачьих обществ к несению службы по охране общественного порядка;обеспечить развитие духовнокультурных основ казачества, семейных казачьих традиций, военнопатриотического воспитания казачьей молодежи, а также использование в образовательном процессе культурноисторических традиций казачества;упрочить казачьи традиции и культуру.Рассмотренный круг вопросовпозволяет с уверенностью заявить, что казачество XXI века способно быть во всех сферах современным, эффективным, востребованным.
Ссылки на источники1.Министерство регионального развития Российской Федерации http://www.minregion.ru. (дата обращения 10.02.2016 г.).2.Астанкова Е.Н., Мезенцева Е.В. Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое исследование // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. №S30. С. 610.3.Мезенцева Е.В., Астанкова Е.Н., Лобанова А.В. Результаты социологического исследования представлений о молодежных субкультурах у студентов филиала ФГБОУ ВПО "КУБГУ" в городе Тихорецке // Развитие воспитательного пространства вуза в свете государственных требований к качеству профессионального образования: Сборник научнометодических материалов. Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социальнопедагогической поддержки детей и молодежи", Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию "Содружество организаторов воспитательного процесса". Москва, 2014. С. 913.4.Молодчев Д.В., Королюк Е.В. Политические партии и общественные движения на юге россии (на материалах Краснодарского края). Ставрополь: Ставролит, 2015. –112 с.5.Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачестваhttp://lawsrf.ru/region/documents/284493/6.Стратегия развития российского казачества до 2020 г.http://www.kubancossaks.ru/live45.html7.Келлер В.Ю. Развитие казачьего самоуправления на современном этапе В сборнике:Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты//Материалы международной научнопрактической конференции: в 4х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Новосибирск, Тихорецк, Саратов, 2015. С. 113114.