Точки роста экономического потенциала Тюменской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галкина Д. Б., Чижевская Е. Л. Точки роста экономического потенциала Тюменской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86347.htm.
Аннотация. В статье представлен обзор методик оценки экономического потенциала, по которым просчитан экономический потенциал субъектов в составе Тюменской области, сделаны выводы относительно использования результатов оценки для принятия решений по развитию территории.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галкина Дарья Брониславовна,студент 3 курсаИнститута менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюменьdariagalkinaone@gmail.com

Чижевская Елена Леонидовна,кандидатэкономических наук, доцент кафедры «Менеджмента в отраслях топливноэнергетического комплекса» института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета, профессор РАЕ, г.Тюменьchizel76@yandex.ru

Точки ростаэкономического потенциала Тюменской области

Аннотация.В статье представлен обзор методик оценки экономического потенциала, по которым просчитан экономический потенциал субъектов в составе Тюменской области, сделаны выводы относительно использования результатов оценки для принятия решений по развитию территории.Ключевые слова:экономический потенциал, региональное развитие, оценка экономического потенциала, устойчивое развитие.

Основным условием экономического роста территории, обеспечения благосостояния страны в целомявляется эффективность деятельности отдельных субъектов. Одной из причин неравномерного вклада в увеличение национального богатства являются различия в потенциалах региональных экономик. Основной задачей проведения исследований в области оценки экономического потенциала территории выступает определение полноты его реализации с точки зрения соответствия имеющегося конкретного ресурсного наполнения потребностям текущей и перспективной деятельности. Экономический потенциалопределяет состояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство).Экономический потенциал –совокупнаяспособность отраслей народного хозяйства региона обеспечивать повышение качества и уровня жизни населения за счет производства продукции и услуг в условиях эффективного управления территорией[5].Для того чтобы предпринимать меры по повышению качества и уровня жизни населения, а также созданию благоприятных условий для социальноэкономического развития, необходимо грамотно формировать и оценивать эффективность использования экономического потенциала региона. Поэтому с помощью проведения оценки и анализа структурных элементов экономического потенциала можно выявить «слабые» места развития региона, а также определить его неиспользованные возможности, ресурсы. Для более полноценного анализа экономического потенциала мы использовали три методики его оценки.В каждой из методик используются развилчные показатели и принципы оценки. В таблице 1представлен анализ упомянутых методик.

Таблица 1Анализ представленных методик оценки экономического потенциала

НазваниеДостоинстваНедостаткиИнтегральная оценка элементов экономического потенциала, основанная на методе Г.К. Джурабаевой, В.С. Шалановойвозможность оценить общий уровень социальноэкономического развития региона в динамике;не учитывает в полной мере специфику каждого региона;отсутствие критериев, позволяющих оценить потенциальные возможности экономического развития региона;сложность вычислений, поэтому высока вероятность допустить ошибку при работе с показателями;Метод, разработанный в рамках Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов Российской Федерации (на 20022010 годы и до 2015 года)»возможность оценить общий уровень социальноэкономического развития региона; возможность выделения факторов, способствующих развитию территорий и, напротив, сдерживающих их рост;отсутствие группировки территорий по классификационным признакам, таким как географическое положение, деление на федеральные округа, ресурсная база, население и другие;невозможность оценки уровня экономического развития для отдельной территории без расчета всех показателей для РФ;недостаток информационной базы, требуемой для расчета показателей в ряде регионов, что затрудняет проведение исследования;недостаточная точность получаемых оценок, поскольку методика расчета не предполагает учета значимости индикаторов;отсутствие в системе оценки критериев, позволяющих оценить потенциальные возможности экономического развития региона, что влияет на полноту оценки потенциала;сложность интерпретации получаемой рейтинговой оценки: рассчитанный критерий не позволяет сделать вывод о реальных различиях между значениями показателей отдельных регионов, характеризующими уровень их благосостояния и развития;Метод В.В.Пленкиной, Е.Л. Чижевской, А.Н.Янина, основанный на построении интегрированных социальноэкономических индикаторовоценивается степень сырьевой обеспеченности региона;оцениваются возможности внутреннего использования извлекаемых природных ресурсов;возможность рассчитать уровень экономического потенциала любого региона в сравнении со среднероссийским или среднерегиональным и сделать соответствующие выводы о потенциальных возможностях территории развиваться собственными силами;при взвешивании значений ресурсов на размер территории, а финансовых показателей –на численность населения возможно некоторое искажение результатов в силу занижения значений для автономных округов в первом случае, а так же снижения показателей для областей –во втором;высокие значения показателей в абсолютном выражении;

Таким образом, анализ существующих методических подходов к оценке экономического потенциала региона позволяет заключить, что в большинстве своем применяемые технологии оценки сориентированы на определение текущего состояния и не предполагают выявления потенциальных возможностей развития регионов. Однако они не учитывают разность в структуре экономического потенциала разных территорий. Далее представлена пошагово оценка экономического потенциала по каждой из методик.В соотсетствии с первой методикой[5], втаблице 2представлены показатели структурных элементов экономического потенциала Тюменской области.







Таблица 2Показатели структурных элементовэкономического потенциала Тюменской области, 2013 годИндикаторы оценкиТюменск Область без АОХМАОЯНАОРЕСУРСНОСЫРЬЕВОЙ Индекс добычи полезных ископаемых, %97,198103,7Индекс производства и распределения электроэнергии, газа, воды, %94,9105,8135,5ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ Индекс промышленного производства, в % к пред. году82,198,4106,2Степень износа основных фондов, в %60,564,857,4ФИНАНСОВЫЙ Финансовый результат консолидированного бюджета, млн руб.90,500183,853138,996Объем инвестиций в основной капитал региона, млн. руб.141,188220,065194,395ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ Оборот розничной торговли, млн. руб.286166341358119857Объем платных услуг, млн. руб.601388537035772ТРУДОВОЙУровень регистрируемой безработицы, %0,50,50,7Уровень образования, в % от общего числа занятых26,831,538,5

После расчетов можно заключить,чтоу каждой территорииесть приемущества в том или ином аспекте экономического развития. Так, ресурсносырьевой и производственный потенциал наиболее развит в ЯНАО, финансовыйи трудовой –ХМАО, а потребительский –на юге Тюменской области. Это говорит об определенной специфике направлений развития территорий.Далее представим результаты оценки экономического потенциала Тюменской областив динамике за 2 периода (Рисунок 1).

Рис.1.Динамика изменения уровня использования экономического потенциалаТюменской областив 2013–2014 гг.По данным рисунка1можно сделать вывод, что в Тюменской областидостаточно высокий уровень экономического потенциала. Это обосновывается тем, что основные его элементы в период 20132014 гг. имеют высокие показатели. Наиболее развитой территорией на протяжении двух лет остается ЯНАО, а наиболее отсталой–юг Тюменскойобласти. Там прослеживаетсяотносительно невысокий объем инвестиций в основной капитал и финансовый результат консолидированного бюджета.В соответствии со второй методикой[3]для расчета необходимо сформировать состав первичных индикаторов, определяющихрейтинг территории. Результаты расчетов в рамках данной методики позволили проранжировать территории Тюменской областив сравнении с другими регионами РФ по отдельным индикаторам и получить сводный рейтинг (Таблица 3).На основе оценки значений показателей можно сделать вывод о том, что все субъекты Тюменской области, классифицируются как регионы с уровнем развития потенциала выше среднего. Особенно можно выделить ХМАО и ЯНАО как наиболее развитые субъекты. Об этом свидетельствует величина таких показателей, как валовый региональный продукт, объем инвестиций в основной капитал на душу населения и объем внешнеторгового оборота, которые значительно превышают среднероссийский уровень. Таблица 3Сводныеииндивидуальные показатели рейтинговой оценки Тюменской области, 2014 год

Индикаторы оценкииндивидуального рейтинга

Место региона по РФ/УрФОТюмен Обласбез АО

ХМАО

ЯНАОВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения16/34/27/1Объем инвестиций в основной капитал на душу населения8/33/22/1Объем внешнеторгового оборота на душу населения28/25/146/4Финансовая обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения27/52/24/3Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике13/224/521/4Уровень регистрируемой безработицы80/569/565/4Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума10/42/33/1Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума24/39/45/6Общий объём розничного товарооборота и платных услуг с учетом паритета покупательной способности на душу населения10/45/36/1Сводный рейтинг 16/47/220/187,688,988,796,796,897,520,030,040,050,060,070,080,090,0100,020132014Тюменская область без АОХМАОЯНАОПо результатам оценки, проведенной по третьей методике [3], экономического потенциала субъекты Тюменской области распределились следующим образом: самый высокий показатель у ХМАО (3,002), далее юг Тюменской области (2,981) и затем ЯНАО (2,879). Такое распределение обусловлено значениями показателей по сельскохозяйственным и посевным площадям, а также по различиям в области сельскохозяйственной продукции, т.к. этот показатель достаточно высок на юге и очень низкий на уровне округов. Основные причины различия каждых конкретных оценок были обусловлены моносырьевой специализацией и природными условиями территорий.Особенную роль в исследовании имеют факторы, влияющие на значения коэффициентов. Поэтому на рисунке 2представим показатели блока «Ресурсы».

Рис.2.Показатели блока «Ресурсы» Однако на территории ХМАО и ЯНАО имеются значительные объемы запасов нефти и газа, при этом юг Тюменской области намного более разнообразен в видах ресурсов, здесь, помимо всего прочего, имеются запасы торфа, большие площади сельскохозяйственных угодий и посевных площадей.Лидирующиепозиции в блоке «Капитал» занимают автономные округа области.

Рис.3.Показатели блока «Капитал» Данный фактможно объяснить баснословными вложениями в развитие нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири и, до недавнего времени, высокими мировыми ценами на нефть. Однако значения показателей 00,20,40,60,811,21,41,61,8ХМАОЯНАОЮг областиПлощадь воды, тыс гаПлощадь леса, тыс гаПосевные площади, тыс. гаПлощадь сельскохозяйственных угодий, тыс. гаОбъем запасов угля (бурый+каменный), млн. тоннОбъем запасов торфа, млн. тоннОбъем запасов меди, тыс. тоннОбъем запасов железных руд, млн. тоннОбъем запасов нефти и газового конденсата, млн. тоннОбъем запасов газа, млрд. м˄300,20,40,60,811,21,41,6ХМАОЯНАОЮг областиДоходы бюджета территории, млн. руб.Сумма иностранных инвестиций, млн. руб.Величина инвестиций в основной капитал, млн. руб.Объем сельскохозяйственной продукции, млн. руб.Объем ВРП, млн. руб.Объем промышленной продукции, млн. руб.Стоимость основных фондов региона, млн. руб.вышеупомянутого блока относительно Юга Тюменской области несколько отстают изза высокихзначенийпоказателей в абсолютном выражении, ипо причине того, что ресурсы взвешиваются на площадь территории (что занижает значения для автономных округов), а финансовые показатели –на численность населения (что снижает показатели для Юга области). Таким образом, можно заключить, что потенциал Тюменской области допускает комплексное развитие всех его отраслей. В результате проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны социальноэкономического развития Тюменской области(Таблица 4). Таблица 4Сильные и слабые стороны социальноэкономического развития

Тюменской области

Сильные стороныСлабые стороныУстойчивый экономический рост на протяжении последних лет Значительные площади сельскохозяйственныхугодийМощный природноресурсный потенциал (наличие разведанных месторождений нефти и значительных территорий, перспективных на нефть, запасов твердых полезных ископаемых, агрохимического сырья (торф)) Благоприятный инвестиционный климатНаличие запасовлесных ресурсов Устойчивый рынок сбыта товаров и услуг, вследствие сравнительно высоких доходов населенияВысокие доходы населения, рост которых выше среднероссийского уровня Большой объем промышленной продукцииВысокий уровень износа основных фондовТерриториальные диспропорции экономического развития областиВысокая дифференциация доходов населения Высокий уровень износа основных фондов, вероятно, связан с неравномерностью распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, а так же причиной этому могли стать недостаточные объемы прибыли и амортизационных отчислений самих организаций.Территориальные диспропорции экономического развития области вытекают из природноклиматических условий и недостаточной конкурентоспособности отдельных отраслей экономики. Наличие значительной дифференциации средней заработной платы по отраслям промышленностистало причиной трудностей в поиске и привлечении квалифицированных рабочих в низкооплачиваемые отрасли.Происходит нехватка сотрудниковрабочих специальностейиуправленческого звена в отрасляхэкономики. Это стало следствием паденияпрестижа рабочих и инженерных профессий, дисбалансом в подготовке специалистов–большим количеством выпускников, имеющие невостребованные специальности,а так женедостаточным уровнем диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению. Выявленные сильные и слабые стороны экономики территории позволят найти пути решения имеющихся проблем и определить приоритеты развития региона.Специализация Тюменской области сложилась под воздействием развития нефтегазового комплекса прилежащих ей автономных округов. Вместе с тем, в области сформировалась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтяная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортнологистический комплекс, торговля и социальные услуги[2].Принимая во внимание тот факт, что нефтегазовый комплекс является основным сектором экономики ХМАО и ЯНАО, можно предположить, что его развитие останется главным фактором дальнейшего экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. При этом, наращивая новые высокотехнологичные производства, в том числе связанные с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг, вероятнее всего, появятся реальные альтернативы развития Тюменской области. В это же времяна Юге Области сформировалась устойчивая структура производства, ориентированная, в первую очередь, на развитие сельского хозяйства, машиностроения, нефтехимии, пищевой промышленности, сферы услуг. Исходя из выявленных сильных сторон исследуемой территории, можно определить возможностироста ее экономического потенциала. Необходимым фактором устойчивости экономического развития территории является рост объемов переработки углеводородов. Для этих целей благоприятными условиями обладает Юг Области: развитая электроэнергетика, инфраструктура, значительные водные ресурсы и свободные для этого территории. При этом необходимо оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка путем расширения и поддержания логистической инфраструктуры для дальнейших поставок углеводородов.Область обладает значительными площадями сельскохозяйственных угодий, поэтому целесообразно увеличивать объемы аграрного производства. Для этого необходимо привлечение финансовых ресурсов инвесторов, применять минеральные удобрения в оптимальных пропорциях. Необходимо отметить, что введение соответствующих санкций в агропромышленном комплексе позволило Тюменской области развить потенциал в данной сфере. На этом фоне произошли увеличенияобъемов и ассортимента качественной сельхозпродукции местного производства. В области получили свое распространение выездные ярмарки.Данные ярмарки стали оптимальным вариантом для покупателей в приобретении качественной продукции по лучшим ценам.Учитывая, что в Области имеются большие запасы лесных ресурсов, необходимо их эффективно применять. Наряду с использованием площадей в спортивнооздоровительных и рекреационных целях, целесообразно следить за сохранением в лесах биологического разнообразия, неистощительного лесопользования.В Тюменской области имеются региональный и вузовские технопарки, техноцентры, венчурный фонд, развитие которых можно обеспечить путемгосударственной поддержки, и, как следствие, иметь возможность и перспективы инновационного пути развития, внедрения инновационных технологий, предполагающих сокращение использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.Тюменская область обладает высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом, что подтверждается официальной статистикой, рейтингами и реализацией большого количества новых проектов. Для развития данного аспекта экономического потенциала необходимо совершенствование административных процедур в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельностипутем обеспечения механизма сопровождения инвестиционных проектов, вне зависимостиот объема инвестиций. Так же проведение мероприятий (презентаций), направленных на привлечение инвесторов в Тюменскую область, совершенствование информационного взаимодействия с другими областями.Устойчивое развитие регионов в настоящее время становится основной задачей, решение которой обеспечивает повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим возникает вопрос о наиболее эффективных направлениях регионального развития. Наибольшую актуальность на современном этапе имеет инновационный вариант развития российской экономики. Это объясняется тем, что эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, поскольку достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени влияют на динамику экономического роста и конкурентоспособности территорий как на уровне субъектов, так и страны в целом.Ссылки на источники1.Пленкина В.В., Чижевская Е.Л., Янин А.Н. Диагностика потенциала как основа выбора приоритетов развития сырьевой территории / Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально ориентированной модели. –Москва: Экономика, 2005. 2.Приложение к распоряжению Правительства Тюменской области от 25.05.2009 №652рп. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года3.Постановление Правительства РФ от 11октября 2001 г. N 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов Российской Федерации (20022010 годы и до 2015 года)» (с изменениями и дополнениями)»4.Чижевская Е.Л. Целевые программы как инструмент обеспечения ресурсоэффективности региональной экономики // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. –2012. №8. –С.475.Яроцкая Е.В., Хаблак О.Д. Методический подход к оценке уровня использования экономического потенциала региона // Вестник науки Сибири. –2013. –№ 4 (10). –С. 162169