Труд и его нравственное, воспитывающее и созидающее значение
Выпуск:
ART 86348
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева
Н.
В.,
Мартынова
А.
Г. Труд и его нравственное, воспитывающее и созидающее значение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1626–1630. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86348.htm.
Аннотация. Авторы статьи подчеркивают чрезвычайную актуальность нравственного, воспитывающего и созидающего значения труда в развитии личности, в то время как современное общество, особенно молодое поколение, его недооценивает. В статье акцентируется внимание на проблемах, связанных с физическим трудом, поскольку умственным занимаются все обучаемые. Авторы, пытаясь напомнить о важности трудового воспитания современной молодежи, предлагают некоторые направления по его возрождению.
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru
Мартынова Анастасия Геннадьевнастудентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаanastasijamartynowa13@yandex.ru
Труд и его нравственное, воспитывающее и созидающее значение
Аннотация.Авторы статьи подчеркивают чрезвычайную актуальность нравственного, воспитывающего и созидающего значения труда в развитии личности, в то время как современное общество, особенно молодое поколение,его недооценивает. В статье акцентируется внимание на проблемы, связанные с физическим трудом, поскольку умственным занимаются все обучаемые.Авторы, пытаясь напомнить о важности трудового воспитания современной молодежи, предлагают некоторые направления по его возрождению.
Ключевые слова:труд, развитие, личность, нравственное, воспитывающее и созидающее значение.
Россия страна огромных возможностей, но, к сожалению, в ней в настоящее время практически ничего не производится. Все рынки нашей страны заполнены импортным товаром. Трудно представить, что какихто тридцать лет назад невозможно было увидеть в России чегото заграничного. Все продукты, игрушки, одежда все производилось в нашем государстве. Надпись ©MadeinChinaª так знакомая всем и детям, и взрослым,и порядком ©намозолившаяглазаª, не встречалась ни на одном товаре.В чем же причины такого внутреннего состояния экономики и социальной жизни сегодня? Вопрос нехватки рабочих рук стоит в стране очень остро. Кадровые агентства могут предложить десятки кандидатов на вакансии юриста, экономиста, но заявкина представителей рабочих профессий, связанных с физическим трудом, часто являются неразрешимой проблемой. Это объясняется рядом причин. Вопервых, это последствия развалапромышленности в 90е гг.XXв.и исчезновение спроса на рабочие руки. Вовторых, это дурное воздействиерынка, когда ©челнокª со своей сумкой мог заработать в десятки раз больше, чем квалифицированный токарь. Втретьих, это ослабление трудового воспитания. Именно на последнем мы и сосредоточим свое исследовательское внимание, поскольку считаем, что роль и значение трудового воспитания в физическом, нравственном и умственном развитии личности чрезвычайно велико. Но, к сожалению, внимание этому уделяется крайне недостаточное.Так, например, воспитательные программы предусматривают патриотическое, творческое, интеллектуальное направления, но в них совершенно не затрагиваются вопросы трудового воспитания.
Возможно, именно поэтому в последнее время все чаще приходится наблюдать отсутствие или же скудность привития элементарных трудовых навыков у молодежи, которой более присущи такие
качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд.Трудовому воспитанию на Руси уделялось огромное внимание. Одной из его характерных черт являлось включение детей раннего возраста в различные виды деятельности.Вспомним строки из произведения классика русской поэзии Николая Алексеевича Некрасова ©Крестьянские детиª:И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах… а сам с ноготок!Здорово, парнище!©Ступай себе мимо!ªУж больно ты грозен, как я погляжу!Откуда дровишки?©Из лесу, вестимо;Отец, слышишь, рубит, а я отвожуª.(В лесу раздавался топор дровосека.)А что, у отцато большая семья?©Семьято большая, да два человекаВсего мужиковто: отец мой да я…ªТак вон оно что! А как звать тебя?©Власомª.А койтебе годик?©Шестой миновал…[1].Учение о важности трудового воспитания принадлежит раду выдающихся ученыхпедагогов Я. А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Г. М. Кершенштейнер и др. В их работах подчеркнута идея о том, что от трудовой подготовки человека зависит его духовное развитие, чувство человеческого достоинства и материальное благосостояние. Так, К.Д. Ушинский в статье ©Труд в его психическом и воспитательном значенииª писал: ©Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. … Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизниª [2]. Труд главный источник материального и духовного богатства общества, критерий социального авторитета человека, его священный долг, основа личностного развития. А.С. Макаренко выразил эту мысльв ясной и четкой форме:©Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовоеª[3].
Особая роль и огромное внимание трудовому воспитанию уделяется в православии. Труд был заповедан Богом согрешившему человеку еще в раю: © В поте лица твоего будешь есть хлеб твойª [4, с. 332]. Трудиться должен каждый. Апостол Павел писал: ©Умоляем вас, братие, делать свое дело и работать собственными руками, как мы заповедали вамª [4, с. 332].Физический труд облагораживает прежде всего душу. Православная церковь учит, что любовь, как и вера, без дела мертва. Она узнается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого. И, действительно,мылюбим не столько тех, кто заботится о нас, сколько тех, о ком заботимся сами.Очевидно то, что тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающимся. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, потребительский подход к жизни и родным и окружающим людям.
Трудолюбие неотъемлемая составляющая человека. Плодами труда своего он живет, от его результатов чувствует радость и удовлетворение. И напротив, бездельеи праздности часто приводят человека к преступлениям и правонарушениям, разрушают его душевный покой.К сожалению, часто приходится наблюдать, что современная молодежь не имеет желания трудиться, избегает, каких бы то ни было трудностей и самоограничений в удовольствиях и расслаблении. Каковы причины этого? Вероятно, не в полной мере в семье уделялось внимание воспитанию трудолюбия.Молодой человек был огорожен от исполнения обязанностей в родительском доме. Кроме того, в настоящее время из всех образовательных организаций изгоняется труд, несмотря на то, что он крайне важный элемент духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.
Включенность молодого человека в работу, его увлеченность своим трудом гарант его самосовершенствования и развития. ©Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу …ª, писал К.Д. Ушинский[2].Поэтому важнейшее место в воспитании занимает его трудовая направленность.
Таким образом, одним из важных качеств личности, которое должно быть развито и сформировано у каждого человека, являетсятрудолюбие склонность, любовь к труду.
Физический труд благотворное влияет на физическое развитие человека, укрепляет его силы и здоровье, развивает умственные способности. Он есть метод воспитания и его результат. Это универсальное средство человеческого совершенствования. В труде приходит и развивается понимание важности и бережливости к труду другого человека.
Благодаря занятости трудом счастливее живут люди, умеющие работать в ©поте лицаª, не унывающие ни при каких обстоятельствах и не боящиеся трудностей. Психологи верно считают, чтотрудолюбие дает психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию.Воспитать любовь к труду возможно при условии участия и вовлечения молодежи в трудовую деятельность. Между тем, представляется, что сделать это не так и просто. Если раньше существовали производственные бригады, учебныецеха, приусадебные хозяйства образовательных учреждений, то сейчас этого иногда просто нет. Если еще несколько лет назад учащиеся общеобразовательных школ традиционно привлекались к уборке учебных кабинетов, раздевалок, участвовали в субботниках, вели летние работы на пришкольных участках, то сегодня этого в школе нет. В таких условиях молодого человека трудно включить в трудовую деятельность.Использование детского труда регулируется ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 Трудового кодекса РФ, ст. 50 Закона ©Об Образованииª. Указанные выше законызапрещаютучителям
заставлятьучащихся мыть доску, поливать цветы или убирать класс. Учитель, чтобы не нарушать права учащихся, часто сам вынужден это делать. Кроме того, практикуются уборки школьных помещений родителями учеников. Все это проводится только бы не ущемить прав и свобод обучаемых. На наш взгляд, кажется излишней правовая опека подростков. В советской школе всегда использовался труд учащихся. Существовала традиция уборки классов, полевых работ и т.д. По некоторым данным и сами родители против такого ограждения от труда своих детей. Так, Павлова В.Е. приводит следующую статистику и мнения родителей: ©95% опрошенных родителей ответили, что в настоящее время слишком увлеклись защитой прав детей. Они согласны с тем, что дети сегодня растут более ленивыми и неприспособленными к жизни, чем раньше. Практически, все родители, принявшие участие в социологическом опросе, считают, что их детям нужен общественнополезный труд, как это было раньше, когда они самиучились в школеª [5].Не секрет, что в наши дни в обществе, и особенно среди молодежи, распространен ложный взгляд на труд. На него смотрят, как на чтото неприятное и заботятся о том, как бы поскорее от него отделаться, ©спихнутьª. А все свои стремления направить на то, чтобы отдохнуть побольше, ©оттянутьсяª, ©побалдетьª. Кто же виноват в том, что молодежь не любят трудиться?Нравственная ценность труда в нашем обществе упала во многом изза пагубного влияния СМИ. С экранов телевизоров совсем исчезли замечательные художественные фильмы о людях труда: ©Журбиныª, ©Высотаª, ©И это все о нёмª и др. благодаря этим картинам у прежнего поколения воспитывалось чувство уважения к
людям рабочих специальностей. Сегодня молодежи навязывается новый идеал. Молодые люди начинают искренне верить, что в реальной жизни не труд источник всякого преуспеяния и богатства, а успех и удача. Современные фильмы показывают подрастающему поколению, у которого еще не сформировалась своя ©нравственная система координатª, красивую жизнь банкиров, процветающих деятелей шоубизнеса, ©золушекª, которые встретили в своей жизни миллионера. Чаще средства массовой информации извещают общество о катастрофах, наводнениях, пожарах, взрывах, убийствах. Считаем, что больше надо освещать трудовую деятельность страны, успехи в различных областях народного хозяйства, чтобы всем нашим гражданам было ясно, что страна работает, трудится и живет своим трудом. Нами был проведен опрос студентов 1, 2, 3 курсов специальности ©Профессиональное обучениеª факультета информационных и образовательных технологий и факультета вечернего обучения Пензенского государственного технологического университета(февраль 2016 г.). В опросе приняли участие 67 респондентов.
Студенты изложили свое мнение по следующему вопросу: ©Какие качества, по Вашему мнению, обеспечивают конкурентоспособность специалиста?ª. Варианты ответов предлагались, можно было выбрать максимум тривариантаответов.В результатебыли получены следующие ответы:стремление к непрерывному профессиональному росту (выбрали 21% опрашиваемых);способность к риску (указали 6% студентов);стремление к непрерывному образованию (отметили 21% человек);творческое отношение к делу (указали 8% респондентов);независимость (выбрали 3% студентов);трудолюбие (указали 14% опрашиваемых, большая доля из них 60% студенты вечернего факультета, уже работающие);способность быть лидером (отметили 32% человек);стрессоустойчивость(выбрали 28% опрашиваемых).Результаты опроса дали возможность понять, что обозначенная проблема дефицита трудового воспитания актуальна. Современная молодежь считает трудолюбие не столь важным качеством, необходимым специалисту. На их взгляд, важнее быть стрессоустойчивыми и способными занять лидерскую позицию в коллективе.Оценивая ситуацию, наметим направления, по которым следует активизироватьтрудовое воспитание современной студенческой молодежи:
приобщениестудентовк общественнополезному труду;организация субботников;проведение часов наставников на темы: ©Труд основа жизниª, ©Труд в жизни человекаª;проведение диспутов на темы: ©От труда здоровеют, а от лени болеютª, ©Без хорошего труда нет плодаª и др.Кроме того, сегодня не лишним было бы вспомнить и обратитьсяк опыту программы ©Готов к труду и оборонеª (ГТО). Это единая и поддерживаемая государством программа патриотического и трудового воспитания всего населения в возрасте от 10 до 60 лет, предусмотренная для общеобразовательных, профессиональных и спортивных организаций и существовавшая в СССР в период 1931 1991 гг. В 2014 г. Президент РФ В. Путин подписал указ о возвращении системы ГТО. По словам министра образования Д. Ливанова, начиная с 2015 г. результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебныезаведения [6].Эта программа успешно реализуется в регионах России, в том числе и в нашей Пензенскойобласти. Таким образом, труд важнейшее средство воспитания личности и велико его нравственное, воспитывающее и созидающее значение.Он исцеляет, успокаивает, укрепляет и облагораживает.В настоящее время молодых людей следует научить быть счастливыми, сохранять чувство человеческого достоинства в труде и посредством труда. Все это, безусловно, не зависит от условий жизни, всевозможных обстоятельств, а всегда является результатом добросовестного и самоотверженного труда.
Ссылки на источники1.Некрасов Н. Крестьянские дети [Электронный ресурс] URL: http://stihirus.ru/1/Nekrasov/45.htm[дата обращения: 15.02.2016].2.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении[Электронный ресурс] URL: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html[дата обращения: 28.03.2015].3.Психологические основы воспитательного воздействия труда [Электронный ресурс] URL: http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik25.html[дата обращения: 15.02.2016].4.Новиков А. Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. СанктПетербург: Издво ©Сатисъ Державаª, 2004.414 с.5.Павлова В.Е. Проблемы трудового воспитания (Почему дети не любят трудиться?) [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/28/problemytrudovogovospitaniyapochemudetinelyubyattrudyatsya[дата обращения: 15.02.2016].6.Готов к труду и обороне[Электронный ресурс] URL: http://vk.com/club1637320[дата обращения: 24.03.2015].
Мартынова Анастасия Геннадьевнастудентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаanastasijamartynowa13@yandex.ru
Труд и его нравственное, воспитывающее и созидающее значение
Аннотация.Авторы статьи подчеркивают чрезвычайную актуальность нравственного, воспитывающего и созидающего значения труда в развитии личности, в то время как современное общество, особенно молодое поколение,его недооценивает. В статье акцентируется внимание на проблемы, связанные с физическим трудом, поскольку умственным занимаются все обучаемые.Авторы, пытаясь напомнить о важности трудового воспитания современной молодежи, предлагают некоторые направления по его возрождению.
Ключевые слова:труд, развитие, личность, нравственное, воспитывающее и созидающее значение.
Россия страна огромных возможностей, но, к сожалению, в ней в настоящее время практически ничего не производится. Все рынки нашей страны заполнены импортным товаром. Трудно представить, что какихто тридцать лет назад невозможно было увидеть в России чегото заграничного. Все продукты, игрушки, одежда все производилось в нашем государстве. Надпись ©MadeinChinaª так знакомая всем и детям, и взрослым,и порядком ©намозолившаяглазаª, не встречалась ни на одном товаре.В чем же причины такого внутреннего состояния экономики и социальной жизни сегодня? Вопрос нехватки рабочих рук стоит в стране очень остро. Кадровые агентства могут предложить десятки кандидатов на вакансии юриста, экономиста, но заявкина представителей рабочих профессий, связанных с физическим трудом, часто являются неразрешимой проблемой. Это объясняется рядом причин. Вопервых, это последствия развалапромышленности в 90е гг.XXв.и исчезновение спроса на рабочие руки. Вовторых, это дурное воздействиерынка, когда ©челнокª со своей сумкой мог заработать в десятки раз больше, чем квалифицированный токарь. Втретьих, это ослабление трудового воспитания. Именно на последнем мы и сосредоточим свое исследовательское внимание, поскольку считаем, что роль и значение трудового воспитания в физическом, нравственном и умственном развитии личности чрезвычайно велико. Но, к сожалению, внимание этому уделяется крайне недостаточное.Так, например, воспитательные программы предусматривают патриотическое, творческое, интеллектуальное направления, но в них совершенно не затрагиваются вопросы трудового воспитания.
Возможно, именно поэтому в последнее время все чаще приходится наблюдать отсутствие или же скудность привития элементарных трудовых навыков у молодежи, которой более присущи такие
качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд.Трудовому воспитанию на Руси уделялось огромное внимание. Одной из его характерных черт являлось включение детей раннего возраста в различные виды деятельности.Вспомним строки из произведения классика русской поэзии Николая Алексеевича Некрасова ©Крестьянские детиª:И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах… а сам с ноготок!Здорово, парнище!©Ступай себе мимо!ªУж больно ты грозен, как я погляжу!Откуда дровишки?©Из лесу, вестимо;Отец, слышишь, рубит, а я отвожуª.(В лесу раздавался топор дровосека.)А что, у отцато большая семья?©Семьято большая, да два человекаВсего мужиковто: отец мой да я…ªТак вон оно что! А как звать тебя?©Власомª.А койтебе годик?©Шестой миновал…[1].Учение о важности трудового воспитания принадлежит раду выдающихся ученыхпедагогов Я. А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Г. М. Кершенштейнер и др. В их работах подчеркнута идея о том, что от трудовой подготовки человека зависит его духовное развитие, чувство человеческого достоинства и материальное благосостояние. Так, К.Д. Ушинский в статье ©Труд в его психическом и воспитательном значенииª писал: ©Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. … Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизниª [2]. Труд главный источник материального и духовного богатства общества, критерий социального авторитета человека, его священный долг, основа личностного развития. А.С. Макаренко выразил эту мысльв ясной и четкой форме:©Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовоеª[3].
Особая роль и огромное внимание трудовому воспитанию уделяется в православии. Труд был заповедан Богом согрешившему человеку еще в раю: © В поте лица твоего будешь есть хлеб твойª [4, с. 332]. Трудиться должен каждый. Апостол Павел писал: ©Умоляем вас, братие, делать свое дело и работать собственными руками, как мы заповедали вамª [4, с. 332].Физический труд облагораживает прежде всего душу. Православная церковь учит, что любовь, как и вера, без дела мертва. Она узнается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого. И, действительно,мылюбим не столько тех, кто заботится о нас, сколько тех, о ком заботимся сами.Очевидно то, что тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающимся. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, потребительский подход к жизни и родным и окружающим людям.
Трудолюбие неотъемлемая составляющая человека. Плодами труда своего он живет, от его результатов чувствует радость и удовлетворение. И напротив, бездельеи праздности часто приводят человека к преступлениям и правонарушениям, разрушают его душевный покой.К сожалению, часто приходится наблюдать, что современная молодежь не имеет желания трудиться, избегает, каких бы то ни было трудностей и самоограничений в удовольствиях и расслаблении. Каковы причины этого? Вероятно, не в полной мере в семье уделялось внимание воспитанию трудолюбия.Молодой человек был огорожен от исполнения обязанностей в родительском доме. Кроме того, в настоящее время из всех образовательных организаций изгоняется труд, несмотря на то, что он крайне важный элемент духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.
Включенность молодого человека в работу, его увлеченность своим трудом гарант его самосовершенствования и развития. ©Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу …ª, писал К.Д. Ушинский[2].Поэтому важнейшее место в воспитании занимает его трудовая направленность.
Таким образом, одним из важных качеств личности, которое должно быть развито и сформировано у каждого человека, являетсятрудолюбие склонность, любовь к труду.
Физический труд благотворное влияет на физическое развитие человека, укрепляет его силы и здоровье, развивает умственные способности. Он есть метод воспитания и его результат. Это универсальное средство человеческого совершенствования. В труде приходит и развивается понимание важности и бережливости к труду другого человека.
Благодаря занятости трудом счастливее живут люди, умеющие работать в ©поте лицаª, не унывающие ни при каких обстоятельствах и не боящиеся трудностей. Психологи верно считают, чтотрудолюбие дает психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию.Воспитать любовь к труду возможно при условии участия и вовлечения молодежи в трудовую деятельность. Между тем, представляется, что сделать это не так и просто. Если раньше существовали производственные бригады, учебныецеха, приусадебные хозяйства образовательных учреждений, то сейчас этого иногда просто нет. Если еще несколько лет назад учащиеся общеобразовательных школ традиционно привлекались к уборке учебных кабинетов, раздевалок, участвовали в субботниках, вели летние работы на пришкольных участках, то сегодня этого в школе нет. В таких условиях молодого человека трудно включить в трудовую деятельность.Использование детского труда регулируется ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 Трудового кодекса РФ, ст. 50 Закона ©Об Образованииª. Указанные выше законызапрещаютучителям
заставлятьучащихся мыть доску, поливать цветы или убирать класс. Учитель, чтобы не нарушать права учащихся, часто сам вынужден это делать. Кроме того, практикуются уборки школьных помещений родителями учеников. Все это проводится только бы не ущемить прав и свобод обучаемых. На наш взгляд, кажется излишней правовая опека подростков. В советской школе всегда использовался труд учащихся. Существовала традиция уборки классов, полевых работ и т.д. По некоторым данным и сами родители против такого ограждения от труда своих детей. Так, Павлова В.Е. приводит следующую статистику и мнения родителей: ©95% опрошенных родителей ответили, что в настоящее время слишком увлеклись защитой прав детей. Они согласны с тем, что дети сегодня растут более ленивыми и неприспособленными к жизни, чем раньше. Практически, все родители, принявшие участие в социологическом опросе, считают, что их детям нужен общественнополезный труд, как это было раньше, когда они самиучились в школеª [5].Не секрет, что в наши дни в обществе, и особенно среди молодежи, распространен ложный взгляд на труд. На него смотрят, как на чтото неприятное и заботятся о том, как бы поскорее от него отделаться, ©спихнутьª. А все свои стремления направить на то, чтобы отдохнуть побольше, ©оттянутьсяª, ©побалдетьª. Кто же виноват в том, что молодежь не любят трудиться?Нравственная ценность труда в нашем обществе упала во многом изза пагубного влияния СМИ. С экранов телевизоров совсем исчезли замечательные художественные фильмы о людях труда: ©Журбиныª, ©Высотаª, ©И это все о нёмª и др. благодаря этим картинам у прежнего поколения воспитывалось чувство уважения к
людям рабочих специальностей. Сегодня молодежи навязывается новый идеал. Молодые люди начинают искренне верить, что в реальной жизни не труд источник всякого преуспеяния и богатства, а успех и удача. Современные фильмы показывают подрастающему поколению, у которого еще не сформировалась своя ©нравственная система координатª, красивую жизнь банкиров, процветающих деятелей шоубизнеса, ©золушекª, которые встретили в своей жизни миллионера. Чаще средства массовой информации извещают общество о катастрофах, наводнениях, пожарах, взрывах, убийствах. Считаем, что больше надо освещать трудовую деятельность страны, успехи в различных областях народного хозяйства, чтобы всем нашим гражданам было ясно, что страна работает, трудится и живет своим трудом. Нами был проведен опрос студентов 1, 2, 3 курсов специальности ©Профессиональное обучениеª факультета информационных и образовательных технологий и факультета вечернего обучения Пензенского государственного технологического университета(февраль 2016 г.). В опросе приняли участие 67 респондентов.
Студенты изложили свое мнение по следующему вопросу: ©Какие качества, по Вашему мнению, обеспечивают конкурентоспособность специалиста?ª. Варианты ответов предлагались, можно было выбрать максимум тривариантаответов.В результатебыли получены следующие ответы:стремление к непрерывному профессиональному росту (выбрали 21% опрашиваемых);способность к риску (указали 6% студентов);стремление к непрерывному образованию (отметили 21% человек);творческое отношение к делу (указали 8% респондентов);независимость (выбрали 3% студентов);трудолюбие (указали 14% опрашиваемых, большая доля из них 60% студенты вечернего факультета, уже работающие);способность быть лидером (отметили 32% человек);стрессоустойчивость(выбрали 28% опрашиваемых).Результаты опроса дали возможность понять, что обозначенная проблема дефицита трудового воспитания актуальна. Современная молодежь считает трудолюбие не столь важным качеством, необходимым специалисту. На их взгляд, важнее быть стрессоустойчивыми и способными занять лидерскую позицию в коллективе.Оценивая ситуацию, наметим направления, по которым следует активизироватьтрудовое воспитание современной студенческой молодежи:
приобщениестудентовк общественнополезному труду;организация субботников;проведение часов наставников на темы: ©Труд основа жизниª, ©Труд в жизни человекаª;проведение диспутов на темы: ©От труда здоровеют, а от лени болеютª, ©Без хорошего труда нет плодаª и др.Кроме того, сегодня не лишним было бы вспомнить и обратитьсяк опыту программы ©Готов к труду и оборонеª (ГТО). Это единая и поддерживаемая государством программа патриотического и трудового воспитания всего населения в возрасте от 10 до 60 лет, предусмотренная для общеобразовательных, профессиональных и спортивных организаций и существовавшая в СССР в период 1931 1991 гг. В 2014 г. Президент РФ В. Путин подписал указ о возвращении системы ГТО. По словам министра образования Д. Ливанова, начиная с 2015 г. результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебныезаведения [6].Эта программа успешно реализуется в регионах России, в том числе и в нашей Пензенскойобласти. Таким образом, труд важнейшее средство воспитания личности и велико его нравственное, воспитывающее и созидающее значение.Он исцеляет, успокаивает, укрепляет и облагораживает.В настоящее время молодых людей следует научить быть счастливыми, сохранять чувство человеческого достоинства в труде и посредством труда. Все это, безусловно, не зависит от условий жизни, всевозможных обстоятельств, а всегда является результатом добросовестного и самоотверженного труда.
Ссылки на источники1.Некрасов Н. Крестьянские дети [Электронный ресурс] URL: http://stihirus.ru/1/Nekrasov/45.htm[дата обращения: 15.02.2016].2.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении[Электронный ресурс] URL: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html[дата обращения: 28.03.2015].3.Психологические основы воспитательного воздействия труда [Электронный ресурс] URL: http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik25.html[дата обращения: 15.02.2016].4.Новиков А. Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. СанктПетербург: Издво ©Сатисъ Державаª, 2004.414 с.5.Павлова В.Е. Проблемы трудового воспитания (Почему дети не любят трудиться?) [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/28/problemytrudovogovospitaniyapochemudetinelyubyattrudyatsya[дата обращения: 15.02.2016].6.Готов к труду и обороне[Электронный ресурс] URL: http://vk.com/club1637320[дата обращения: 24.03.2015].