Эстетика Викторианской эпохи и ее представители: композитор Чарльз Вильерс Стэнфорд

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Емельянова И. Н. Эстетика Викторианской эпохи и ее представители: композитор Чарльз Вильерс Стэнфорд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1671–1675. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86359.htm.
Аннотация. В статье освещены особенности английской культуры второй половины XIX века. Эпоху называют Викторианской: это время правления королевы Виктории (1837–1901). Викторианская эпоха отличается от предшествующих огромным числом открытий в науке, искусстве, особенностями эстетической морали. Викторианская Англия породила большое количество выдающихся поэтов, художников, музыкантов. Одним из ярчайших представителей этого времени был ирландский композитор Ч. Стэнфорд (1852–1924). Творческой личности этого композитора посвящена эта статья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Емельянова Инна Николаевна,магистрант 2 курсаПетрозаводской Государственной консерватории им.А.КГлазуноваelizaveta.peter@yandex.ru

Научный руководитель –Купец Л. А.,кандидат искусствоведения,профессор кафедры истории музыки

Эстетика Викторианской эпохи и ее представители: композитор Чарльз Вильерс Стэнфорд

Аннотация.В статье освещены особенности английской культуры второй половины XIX века. Эпоху называют Викторианской: это время правления королевы Виктории(18371901). Викторианская эпоха отличается от предшествующих огромным числом открытий в науке, искусстве, особенностями эстетической морали. Викторианская Англия породила большое количество выдающихся поэтов, художников, музыкантов. Одним из ярчайших представителей этого времени был ирландский композитор Ч. Стэнфорд (18521924). Творческой личности этого композитора посвящена эта статья.Ключевые слова:викторианская эпоха, викторианская мораль, викторианский стиль, Ренессанс.

Ирландский композитор второй половины XIXвека Чарльз Вилльерс Стэнфорд –фигура неординарная и в то же время малоизученная на сегодняшний день. Композитор был довольно популярен в Англии, но сейчас о нем мало что знают в Европе и России. Подтверждением становится тот факт, что в России нет ни одного исследования, посвященного этому композитору. Зарубежной литературы также немного: в основном это биографические статьи о жизни и творчестве композитора. Значимым источником для исследования являются книги и статьи самого композитора1.В статье Стэнфорд рассматривается в контексте викторианской эпохи. Некоторые критики, например, Х. Перри и А. Маккенза и Стэнфорда расценили как основателей течения Ренессанс в музыке с Британских островов.Однако после его заметного композиторского успеха за прошлые два десятилетия XIXвека, музыка Стэнфорда затмилась в XXвеке с приходом молодого поколения композиторов, таких как Э. Элгар.Обращение к фольклорным пластам помогает многим композиторам выйти на полупрофессиональную и профессиональную арену. Об этом подробно пишет в своей книге Л. Ковнацкая «Английская музыка ХХ века». Также в своей книге она подробно говорит о становлении новой английской школы, которая сформировалась в период длительного правления королевы Виктории (18371901). Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом.Королева Виктория оказалась крайне подходящим правителем для своего времени. Это было время научнотехнического прогресса, серьезных медицинских открытий, начала феминистических движений, развития промышленности и 1

«Studies and memories» (London, 1908); «Musical composition» (New York, 1911); «Page from an unwritten diary» (London, 1914); «Interludes» (London, 1922).железной дороги. В культурной сфере эта эпоха отмечена, в частности, формированием так называемой викторианской морали –комплекса ценностей и норм, строго регламентировавших жизнь представителей среднего и высшего класса. Это и семейные ценности, культ высокой морали, духовного начала, стремление к строгим формам, «суровому» академизму, традициям.Однако, художники пытались выйти за рамки пресловутого академизма, «навязанной» властью и обществом моралью, считая что мифологические, исторические и религиозные сюжеты устарели, а«образцовые» портреты не вызывают такого восторга как это было пару сотен лет назад. Художников, которые боролись с традицией и классическими образцами, называли прерафаэлитами2. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Росетти, живописцы Уильям Холмант Хант, Джон Эверет Милле, Медокс Браун, Уильям Моррис, Арптур Хьюз, Уолтер Крейн. Джон Уильям Уотерхаус.Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Они создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты –отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов –средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов –соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви Подобное течение наблюдалось ив русской музыке начала ХХ века. Модерн формирует иконографичесакий стиль, основой которого был культ женской красоте: феи, Богини, Прекрасной Дамы, Принцессы и т.д. Присутствовало два лика: светлый лик возвышенной Мадонны и темный, характерный для женщиныискусительницы Евы (например, женские образы в операх Чайковского, РимскогоКорсакова).

Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьер, дизайн книг, иллюстрации. Уильям Морриссчитается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIXвека. Он основал движение «ArtsandCraftsMovement» (англ. «Движение искусств и ремёсел»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Впоследствии это направление проявилось в американской архитектуре, дизайне интерьеров3.Прерафаэлитизм —это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какойто мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве.Отличительной чертой викторианства стало обращение к немецкой культуре и литературе. Карлайл написал биографии Шиллера, Новалиса, Льюис –биографию Гёте. Начало викторианства ознаменовалось появлением книги Карлайла «История французской революции» (1837). Карлайл —очевидный властитель дум эпохи. 2Прерафаэлиты (англ.PreRaphaelites)–направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIXвека, образовавшееся в начале 1850х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.3

В области архитектуры викторианская эпоха отмечена всеобщим распространением эклектического ретроспективизма, в особенности неоготики. В англоязычных странах для обозначения периода эклектики используется термин «викторианская архитектура».Социальные и политические проблемы возникли в его произведениях в период наибольшего накала социальных конфликтов («О героях и героическом», 1840; «Чартизм», 1846; «Прошлое и настоящее», 1843; «Письма и речи Оливера Кромвеля», 1845). В это время полноценно развивались различные области английской эпохи. Именно в викторианскую эпоху появляются такие имена как Джейн Остин и Чарльз Диккенс, Бернард Шоу и др.В 1830е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 1840х и начале 1850х годов. К этому времени относится расцвет реализма Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики писателейчартистов. В произведениях этих авторов затрагивается социальная сфера Англии той эпохи: жизнь и быт высшего буржуазного сословия и простого рабочего класса. Диккенс чутко откликается на волнующие события социально политической жизни. Изображая безотрадную участь простых людей тружеников, их нужду и страдания, он стремится понять причину невыносимого положения «низов», найти пути разрешения вопиющего противоречия между бедностью и богатством. В романах Диккенса, как и в тогдашней английской жизни, аристократам принадлежит второе место после буржуазии. Диккенс подчеркивает их пустоту, бессодержательность, приверженность показному блеску.Реализм Диккенса и реализм Теккерея как бы дополняют друг друга. Но в отличие от Диккенса, Теккерей мало писал о трудящихся и обездоленных массах Англии. В центре его внимания были правящие круги страны –напыщенный мир аристократии и буржуазии. В то же время для реализма Теккерея характерны черты народности, которые и определяют его глубину и обобщающую силу. Проблема народности Теккерея отнюдь не может быть сведена к рассмотрению его прямых высказываний о трудящихся массах Англии (хотя эти высказывания имеют большое принципиальное значение). В его сатире, направленной против господствующих классов страны, в негодовании против титулованных бездельников и капиталистических дельцов, отразилось отношение пробуждающихся к политической жизни народных масс к паразитическим правящим "верхам".Теккерей верно уловил и отразил в своих лучших произведениях нараставшее в массах сознание противоестественности и бесчеловечности собственнического, эксплуататорского общественного строя и непримиримости раздирающих его противоречий. Теккерей сознавал, какая огромная пропасть отделяла трудовой народ от господствующих классов буржуазно аристократической Англии. Он отдавал себе отчет и в моральном и в интеллектуальном превосходстве этого трудового народа над его угнетателями.Многие детали викторианского быта были крайне важны для построения идеологии и формирования национальной идентичности4. И конечно, все это отразилось в литературе этого периода, и стало очень важным для последующего времени, вызывая в памяти совершенно определенный облик эпохи. Надо отметить, что «викторианство» является одной из эпох в истории, интерес к которойне ослабевает, а лишь усиливается с годами. Приблизительно с середины ХХ столетия она активно анализируется критиками и историками литературы.Многие английские литературоведы, рисуя картину развития литературы викторианского периода, старались сгладить глубину противоречий, проявлявшихся в тогдашней литературной жизни так же, как и во всех областях жизни английского общества, выстраивая в один ряд, в качестве равноправных «викторианских» классиков. Английская литература середины XIXвека отнюдь не развивалась в 4

Чаепитие в пять часов утра, курение трубки, пришедшая из Германии традиция украшать Рождественскую елку, игры на открытом воздухе (теннис, гольф) слепое следование моде и т.д.едином русле. Так называемый "викторианский" период ее истории не только не был периодом всеобщей гармонии, но, напротив, характеризовался резким размежеванием и борьбой направлений, в ходе которой сформировалась классическая реалистическая литература Англии XIXвека. Английский народ, являющийся законным наследником сокровищ национального искусства, сумел оценить по достоинству творчество тех выдающихся писателей этого периода, которые отразили существенные стороны его жизни, выразили его взгляды, интересы и чаяния в бурный период чартизма.Социальный роман, представляющий собой ведущий жанр английской литературы этого времени и ее наивысшее художественное достижение, входит неотъемлемой частью в демократическую культуру Англии.Воплощенные в нем образы, мысли и чувства поныне сохраняют свою актуальность и человеческую теплоту, так как глубоко коренятся в жизни народа. Всем строем своего творчества Диккенс и Теккерей, восстают против общественных отношений, превращающих достоинство человека в рыночныйтовар, отстаивают неотъемлемое естественное право простых людей на счастье, на отнятые у них радости жизни.В области архитектуры викторианская эпоха отмечена всеобщим распространением эклектического ретроспективизма, в особенности неоготики. «Викторианская архитектура» вбирала в себя различные неостили: ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей "неогрек", "неорококо", "неоготики", "византийского", "мавританского", "китайского" стилей. Здания «викторианской эпохи» отличались большим количеством арок, бесконечным оригинальным орнаментом, гибкой декоративностью, кружевной отделкой; они вобрали в себя стилистику раннего Средневековья, «барочного» и «необарочного» стилей, «раннего» и «позднего» Реннесанса.Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название "викторианский стиль" условно. В 1890е годы, в период модерна, критическое отношение к этому стилю породило течение эдвардианского неоклассицизма5.Викторианская эпоха всецело охватила все направления в искусстве. В отличие от литературы и и изобразительного искусства музыка не имела столь качественного рывка в плане разнообразия жанров и направлений. Скорее здесь идет уклон на фольклорные и национальные традиции.В музыке особо популярным и распространенным становится жанр английского фольклора —баллада. Ее влияния не избежал ни один жанр фольклора, а также, в той или иной степени, почти все жанры профессиональной музыки. На разных исторических этапах баллада выступала как самый популярный жанр фольклора Англии.С балладой генетически связан жанр песни. «Многие из народных песен,—пишет один из английских фольклористов,—представляют собой лирические эмоциональные эпизоды баллад, извлеченныеиз оригинального повествовательного контекста и расширенные в нечто самостоятельное —в самостоятельную поэму, иногда с добавлением повторов»6. Следовательно, песни —это отпочковавшиеся от 5Эдвардианская эпоха или Эдвардианский период в истории Соединенного Королевства—период правления сына королевы Виктории Короля Эдуарда VIIс 1901 по 1910 год, в который также иногда включают и несколько лет после его смерти, предшествовавшие началу Первой мировой войны. Эдвардианская архитектура опиралась на эдвардианское барокко, обыгрывавшее исторически более ранние стили от идейного наследия Кристофора Рейна (1632—1723) до неоклассицизма XVII—XVIII веков. Крупными архитекторами эпохи были Эдвин Лаченс, Чарльз Макинтош и Жиль Скотт.1.6Скворцова И.А Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа балладного цикла (о короле Артуре или о Робине Гуде, например) относительно завершенные отрывки «сюжета». Неудивительно поэтому, что тексты и напевы баллад и песен бывают идентичными.Жанр этой баллады существенно отличался от баллады Шуберта и Брамса, это была викторианская салонная баллада. Ее часто исполняли известные певцы и гастролеры. В отличие от баллады Шуберта, это были маленькие песни, легкие для исполнения и пения, исключительно популярные в гостиныхсентиментальные, чутьчуть игривые, чуть религиозные, не драматические, а чуть ностальгические. Неслучайно именно Англия стала родиной так называемой балладной оперы. Викторианская баллада стала основой концерта, пышного представления с иностранными музыкантами.К древнейшим жанрам, тесно связанными с балладой, относятся "кэрол" первоначально унисонные религиозные хоровые гимны, содержание которых приняло со временем более светский характер. Как правило,эти песни исполнялись на рождество. Тематически эти песни отличались друг от друга:они были светские и духовные, колыбельные и застольные, детские игровые и другие.В настоящее время кэрол —синоним рождественской песни. Многие баллады сохранились под названием кэрол потому, что пелись на рождество. Тематический диапазон жанра велик: светские и духовные, колыбельные и застольные, детские игровые и другие. Кэрол занимает промежуточное положение между народной песней и профессиональной. Некоторые ученые вообще не причисляют их к жанрам фольклора: авторами кэрол былилюди духовного звания (их имена встречаются в рукописях XV в.). Дабы привлечь слушателей, они стремились придать кэрол характер народной песни. Полагают, что происхождение кэрол двойственно: она могла родиться и из устной (народной), и из письменной (профессиональной) традиции. Так или иначе, кэрол постоянно испытывала на себе воздействие и баллады и песни.В викторианскую эпоху устанавливается профессиональная музыкальная культура, национальная композиторская школа. Решающая роль в этом процессе принадлежала Х. Перри и Ч. Стэнфорду. Предшествующие эпохи (XVIIи XVIIIвв.) многие музыковеды считают «периодом застоя» в английской культуре. Сглаживало и вуалировало сложившуюся ситуацию творчество Г.Пёрселла. Ковнацкая говорит что историческая миссия Пёрселла сродни миссии Баха. Связано это прежде всего с историческим контекстом. Пагубную роль на культуру Англии XVIIвека пуританизм, который искусственными мерами препятствовал ходу английской культуры в целом, и музыкальной в частности.Не менее важным явлением стала Реставрация королевской власти, иначе говоря социальный сдвиг (Испания, Франция) изменяла пути развития искусства. Раньше других стран коснулось это Англии. Изменилась культурная ориентация страны. Усилилось воздействие извне. Модным течением стала дань французским вкусам. Политическая и экономическая связь дали толчок к культурным связям.Помимо дани французским течениям, усиливается интерес к итальянской культуре, конкретнее –к итальянской опере. Итальянские музыканты заняли ведущее место в музыкальной жизни Англии. Начиная с Реставрации, Англия стала жить по принципу заимствования. В это трудное время появляется Генри Пёрселл.Хотя Пёрселл родился в самый канун Реставрации, на судьбы его искусства во многом воздействовало и то, что происходилов предшествующие годы, в эпоху Революции, и то, что вело свое происхождение еще с XVI века. Эта относится к

XIXXX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. –М, 2010.50 с.английской музыкальной жизни и профессиональным традициям музыкального искусства, а также особенно к музыкальнотеатральным явлениям, предшествовавшим возникновению оперного театра в Англии. Давно известны и освещены в литературе последствия пуританского движения для музыкальной культуры страны: уничтожение музыкальных инструментов (органов, в первую очередь) и нот в церквах, запрещение инструментальной и традиционной полифонической хоровой музыки в них, разрушение системы профессионального образования церковных музыкантов все это было в глазах пуритан частью их борьбы против ортодоксальной, "папистской" церковности. В результате подготовка профессиональных музыкантов пострадала очень серьезно, что не могло не сказаться в дальнейшем. Вместе с тем музыкальная жизнь страны, разумеется, продолжалась, принимая порой лишь несколько другие формы (иные из них оказались весьма перспективными). Музыкальные связи с Францией и Италией стали в годы Реставрации едва ли не характернейшей чертой нового периода. Увлечение итальянским вокальным искусством в кругах аристократии, с одной стороны, и высмеивание его крайностей в литературе и драматургии с другой, началось уже теперь, в годы Пёрселла. Положительной стороной музыкальных связей с Италией оказалась в это время новая возможность для английских музыкантов хорошо ознакомиться с лучшими образцами передового итальянского искусства, в том числе с произведениями выдающихся композиторовскрипачей Джованни Баттиста Бассани, Джованни Баттиста Витали и с первыми опусами Арканджело Корелли. Как раз для Пёрселла это было очень существенно. Что касается знакомства с итальянской оперной музыкой, то можно думать, что оно не началось, а лишь продолжалось и углублялось в годы Реставрации. Вне сомнений, при жизни Пёрселла в его стране должны были иметь отчетливое представление и о французской музыке по образцам Люлли и, возможно, французских клавесинистов.Пёрселл осуществил синтез старого и нового. Претворив особенности итальянской и французской опер, итальянской скрипичной музыки. Немецкой органной и клавирной школ, он создал неповторимо самобытный национальный стиль, корни которого принадлежат национальному искусству. Подобно Баху, Пёр селл был открыт гораздо позже.

Подобно самым великим представителям XVII века в музыке Пёрселл соединяет развитие глубинных традиций Ренессанса с новейшими достижениями современного ему музыкального искусства. Пёрселл, принадлежащий к младшему поколению своего века, воспринял главным образом английские традиции хорового многоголосия (энсземы, мадригал), старинной английской маски. Ему предстояло за немногие творческие годы пройти длинный путь от традиционного английского многоголосия к достижениям нового стиля в его зрелости.Поразительной особенностью творческого облика Пёрселла было объединение глубокой национальной почвенности его искусства, смелой опоры на народножанровые образцы (песен, танцев) –с совершенно свободным проявлением авторской индивидуальности, с поэтической тонкостью, изяществом и гибкостью в передаче эмоций, порой даже с изысканностью мелодии, гармонии, колорита, всегда носящей остро индивидуальный отпечаток. Многие из песен Пёрселла приобрели в Англии общенародное распространение, по существу стали народными в том числе шуточные, сатирические. И вместе с тем вряд ли хоть один композитор в Англии до Генделя достиг столь индивидуального выражения трагического начала или столь одухотворенного воплощения лирических чувств.Иным образом сложилась музыкальная судьба Генделя. Изначально он пропагандировал в Англии итальянскую оперусерия. Затем он развивал чисто традиционный английский пласт –хоровую культуру. Его оратории опираются на жанр английской церковной музыки. Именно оратории Генделя сделали его поистине национальным английским композитором.Кроме Генделя, жили и работали в Англии и другие иностранные музыканты, в их числе И. X. Бах —сын великого Иоганна Себастьяна Баха,—а также Берлиоз, Глюк, Мендельсон, Россини.И при Генделе, и в дальнейшем в Англию устремлялись крупнейшие европейские артисты; в Лондоне помимо многих десятков иноземных композиторов выступали Глюк, Гайдн, Моцарт. Английская мысль о музыке была очень значительна в XVIII веке.В XVIIIвеке, в Елизаветинскую эпоху интенсивно развивалось бытовое музицирование. Этот период можно назвать «эпохой молчания», или «двухвековой застой». Отчасти это связано со смертью Пёрселла. По меньшей мере 100 лет Англия не представляла себя на Европейской арене. Основы национального профессионального искусства в современных жанрах обмелело, а бурное развитие концертной жизни и бытового музицирования создавало впечатление расцвета.Только к концу XIX века появились признаки творческого пробуждения. Толчком послужил капитальный труд музыкального ученогофольклориста Сесила Шарпа(1859—1924) под названием «Английская народная песня», в котором он опубликовал около 5000 народных песен. Вскоре выступили на музыкальном поприще композиторы, воодушевленные мыслью о возрождении национальной английской музыки.В 90е годы XIX столетия и первые десятилетия XX, выдвинулась плеяда талантливых композиторов. Работая в разных жанрах, обнаруживая разные дарования и мастерство, они вносили ощутимый вклад в развитие национальной культуры.Становление профессиональной музыкальной культуры произошло во многом благодаря Х. Перри и Ч. Стэнфорду. Школа Стэнфорда и композиторская, и педагогическая поистине огромна. Трудно найти композитора кто не учился бы у него. Воан Уильямс Холст (18721958), Артур Блисс (18911975) и Артур Бенджамин (18931960)—вот немногие имена учеников Стэнфорда.(впоследствии каждый имел свою школу)Стэнфорд заставлял своих учеников быть практиками. Он советовал им «просить певца прорываться сквозь любые трудные пассажи в их сочинениях так, чтобы композиторыученики были бы убеждены в своих ошибках...Он внушал, что они должны в любой оркестровой пьесе подсказывать «альтернативные» инструменты, дабы музыка, написанная с чувством и со вкусом, прозвучала, даже если б некоторый из исполнителей отсутствовали...Контрапункт учит экономии материала, уверял он учеников. Начинающий не должен думать об оригинальности. Если она в его природе, она проявится.Для полной характеристики необходимо упомянуть о дирижерской деятельности Стэнфорда. Он был одним из ведущих дирижеров своего времени. Стэнфорд дирижировал в течение всей своей жизни, начиная с 70х годов. Композитор исполнил Первую симфонию Брамса в год завершения работы композитора над ней. Вплоть до 20х годов ХХ века Стэнфорд руководил оркестром Королевского колледжа музыки7.В течение 10 лет (19011910) Стэнфорд дирижировал на Лидском фестивале, 7

В памятном для истории английской музыки исполнении «Дидоны и Энея» Перселла под управлением Стэнфорда участвовал как хорист Ральф ВоанУильямс.



кроме того он руководил Баховским хором (18851902) и оперной труппой колледжа, которая давала ежегодные спектакли в одномиз Лондонских театров.Стэнфорд оставил огромное композиторское наследие. Необыкновенная эрудиция позволяла ему без особой трудности ориентироваться в европейском музыкальном искусстве. А техническое мастерство, легкость процесса сочинения позволяла ему быть невероятно плодовитым. Он обращался к различным жанрам: мессы (4), антемы (около 20), светские кантаты (22). струнные квартеты (8), камерные сочинения и песни, органные сонаты и оркестровые рапсодии (6), концерты (10), симфонии (7) и оперы (9).В его сочинениях крупной формы, в хоровых работах и особенно в симфониях очевидно влияние Брамса, с которым он лично был знаком. Стилистическая направленность его музыки не менялась и тогда, когда он обращался к фольклорным истокам (преимущественно в симфониях и рапсодиях).Помимо Брамса, среди друзей и знакомых Стэнфорда были такие выдающиеся личности как Роберт Браунинг, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Джордж Элиот и Дэжон Э.Миллес, Чарльз Дарвин и Уильям Гладстон.Основой в развитии профессиональной композиторской школы стал фольклор и староанглийская музыка, а также становление новых связей с современной европейской музыкой. Такой качественный рывок во многом связан с творчеством и деятельностью Чарльза Стэнфорда.

Ссылки на источники1.Ковнацкая Л.Г. Английскаямузыка ХХ века. –М.: Сов.композитор. –1986. –216 с.2.Скворцова И.А Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIXXX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. –М, 2010.50 с. 3.Dibble J. Sir Stanford// The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29volume second edition. Grove Music Online /General Editor –Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001. (CD) 4.Walford. D. C. Stanford and some of his students // Music and letters. Vol 5, ¹ 3. July, 1924. P. 193207.