Динамика ценностно-мотивационной сферы в процессе формирования социальных педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин А. А., Киселева Т. Г. Динамика ценностно-мотивационной сферы в процессе формирования социальных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1666–1670. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86358.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационной сферы студентов на протяжении четыпех лет обучения. Авторами показана и проанализирована динамика смены мотивов в процессе становления профессионала при переходе от одной ступени обучения к другой. На основе полученных данных были сформулированы рекомендации по формированию и повышению учебно-профессиональной мотивации с учетом возрастной динамики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КиселеваТатьяна Геннадьевна,к.пс.н., доцент, зав.кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежьюЯрославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинскогоkisseleva2108@mail.ru

ОпаринАртем Александрович,магистрант 2 курса направление подготовки «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.УшинскогоArtemgc@mail.ru

Динамика ценностномотивационной сферы в процессе формирования социальныхпедагогов

Аннотация.Встатье представлены результаты исследования ценностномотивационной сферы студентовна протяжении 4 лет обучения. Авторамипоказанаи проанализированадинамика смены мотивов в процессе становления профессионала,при переходе от одной ступени обучения к другой. На основе полученных данных были сформулированы рекомендации по формированию и повышению учебнопрофессиональной мотивации с учетом возрастной динамики.Ключевые слова:ценностномотивационная сфера, учебнопрофессиональная деятельность, социальная педагогика, коррекционноразвивающая работа.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем,как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы, Л.И. Божович. Согласноеё теориив качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречияв его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны [1].Учебная мотивация

это система побуждений, которая движет учащимсяи заставляет его приобретать знания, становиться успешным, становится субъектом своей учебнопознавательной деятельности. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация, представляя собой,особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности[2].Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.В большинстве работ исследователи сосредотачивали свое внимание на влиянии, которое оказывают педагог и содержание учебных материалов на формирование мотивации учащихся к учебной деятельности. Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников. Меньше внимания уделяется изучению учебнопрофессиональной мотивации студентов вуза, наиболее значимые исследования в этой области выполнены БакшаевойН.А.и ВербицкимА.А. [3].Мотивация учебнопрофессиональной деятельности студента может быть представлена как соотнесение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности. Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. В данном случае, на наш взгляд, целесообразно говорить не столько об учебной, сколько об учебнопрофессиональной мотивации, так как именно готовность студента будущего специалиста к решению профессиональных задач является целью высшего образования.Мы полагаем, что мотивационная составляющая играет ведущую роль в становлении деятельности; это имеет особоважное значение, когда мы рассматриваем учебнопрофессиональную деятельность. Мотивация оказывает существенное влияние на принятие профессиональной деятельности; трансформацию нормативной деятельности и способов ее реализации; определение личностного смысла деятельности. Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и способов ее достижения. На это указывала в своих работах А.К.Маркова[4].Исследование учебнопрофессиональной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности вузовского образования. В настоящее время особенно актуальным является изучение профессиональной мотивации будущих специалистов, осваивающих новые специальности, а также динамики ее становления в процессе вузовской подготовки.Своевременное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей студентов важный прогностический аспект удовлетворённости профессией в будущем. Мотивированность к профессиональной деятельности является важным фактором, обуславливающим успешность профессионального обучения. Будущая профессиональная деятельность студента требует сформированности целого ряда важных характеристик, в том числе высокоразвитой, устойчивой мотивации к трудовой деятельности с преобладанием профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе. Проблемы в процессе обучения связаны не с уровнем интеллекта, а с недоразвитием волевых качеств, с недостаточной сформированостью мотивационной сферы [5]. Формирующаяся в системе вузовского образования профессиональная мотивация личности представляет собой совокупность потребностей, отношений, интересов, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Отражаясь в сознании, актуальные потребности (получить высшее образование, приобрести основу для дальнейшего саморазвития и профессионального развития, повысить свой социальный статус в будущем и т. д.) побуждают и направляют студента к освоению будущей профессиональной деятельности.Сохраняется противоречие между высокой степенью значимости сформированной профессиональной мотивации студентов в процессе профессионального образования, определяющей целенаправленное овладение профессиональными знаниями и умениями, и недостаточно развитой профессиональноймотивацией студентов, которая имеет тенденцию к снижению в процессе обучения, а также недостаточным вниманием к вопросам профессиональной мотивации в процессе профессиональной подготовки в силу доминирования знаниеориентированного подхода в обучении.Для того чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального намерения, профессиональных навыков и компетенций, мы проанализировали динамику ценностномотивационной сферы студентов на протяжении 4 лет обучения в бакалавриате по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика». В качестве инструментария использовался «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И.Г.Сенина, в дальнейшем проверялась достоверность отличий с помощью критерия парных выборок. Результаты оказались следующими.Таблица 1.Отличия в системе ценностей между первым и вторым курсом

ЦенностиtкритерийЗначениеПрофессиональная жизнь2,9700,025Образование и обучение1,9010,106Семейная жизнь1,1090,310Общественная жизнь1,4410,200Увлечения1,7970,122Собственный престиж1,6460,151Высокое материальное положение1,4490,197Креативность0,5480,604Активные социальные контакты0,6790,522Развитие себя0,9560,376Достижения0,5480,604Духовное удовлетворение0,8340,436Сохранение собственной индивидуальности0,8100,449

Примечание: здесь и далее жирным шрифтом выделены значимые отличияПолучение образования, в т.ч. высшего образования, выступает ведущей ценностью только на 1 курсе (t=1,901), далее от года к году у студентов появляются другие ценности. Этот факт указывает на неосознанность выбора обучения. Вчерашние школьники стремятся поступить в вуз, не всегда осознавая, зачем им нужно именно высшее образование. Возможно, на старших курсах видя другие способы достижения своих целей, у них наступает разочарование и, как следствие, снижение учебнопрофессиональной мотивации. Но по мере взросления, по мере освоение профессии, возрастает значимость и понимание сущности выбранной специальности. Это доказывает достоверное отличие между вторым и первым курсом по критерию «профессиональная жизнь» (t=2,97)На втором курсе происходит переориентация в сторону стремленияк материальным ценностям(t=1,449), повышения собственного престижа (t=1,646). Это характеризуется тем, что студенты на втором курсе,воодушевленные полученным опытом на базах практик,становятся более требовательны к себе желая видеть себя профессионалами, имеющими возможность получать материальное вознаграждение. С другой стороны, эта же система ценностей приводит к тому, что студенты, не видя и не осознавая важности, значимости престижности выбранной профессии, начинают искать более быстрые и доступные способы повышения своего материального благополучия.Ещё одну закономерность нам удалось выявить, сравнивая ценности первокурсников и второкурсников, возрастает ценность хобби, увлечений (t=1,797). На первый взгляд, эти результаты обескураживают: как хобби может быть связано с профессиональной деятельностью? Наблюдение за студентами второкурсниками показало, что на этом этапе процесс адаптации к вузу и к системе обучения закончен, студенты начинают искать баланс между учебой и собственными интересами и увлечениями. В Ярославском педагогическом университете очень широко представлено, например, КВНдвижение. Второкурсники начинают пробовать себя в разных студенческих командах, делать репортажи и многое другое, поэтому чем шире и богаче в вузе внеучебная деятельность, тем выше будет мотивация студентов, хотя она будет носить неспециализированный характер.Анализируя динамику мотивационной сферы, далее мы изучили отличия в мотивации между второкурсниками и третьекурсниками.Эти результаты представлены в таблице №2.Таблица 2. Отличия в системе ценностей между вторым и третьим курсом.

ЦенностиtкритерийЗначениеПрофессиональная жизнь0,3950,706Образование и обучение0,5010,634Семейная жизнь0,3940,707Общественная жизнь0,8120,448Увлечения2,5690,042Собственный престиж0,4200,689Высокое материальное положение0,1190,909Креативность0,4200,689Активные социальные контакты1,0800,322Развитие себя0,4780,649Достижения0,4650,658Духовное удовлетворение0,0000,890Сохранение собственной индивидуальности0,0000,870

Проведенная проверка достоверности отличий между вторым и третьим курсомвыявила только одну достоверно отличающуюся характеристику –ценность увлечения, хобби в жизни второкурсников выше, чем у третьекурсников. К третьему курсу у студентов снижается интерес к увлечениям, который начал повышаться на втором курсе (t=1,797). Возможно, это связано с тем, что наигравшись, повеселившись на втором курсе, к третьему курсу студенты начинают всерьез задумываться о будущей профессии погружаться в неё, проходя учебную и производственную практику

Таблица 3. Отличия в системе ценностей между первым и третьим курсом

ЦенностиtкритерийЗначениеПрофессиональная жизнь0,4340,674Образование и обучение0,7930,448Семейная жизнь0,6510,531Общественная жизнь2,2500,051Увлечения0,1940,850Собственный престиж1,9010,090Высокое материальное положение0,8500,417Креативность1,5000,168Активные социальные контакты1,4730,175Развитие себя2,4860,035Достижения0,2270,825Духовное удовлетворение1,3600,207Сохранение собственной индивидуальности0,0900,930

Мы предположили, что третий курс является переломным в формировании осознанного, устойчивого отношения к выбранной специальности. По сравнению с первокурсниками, у которых доминирует желание учиться в вузе и эйфория от того, что они поступили; или со второкурсниками, которые активно осваивают социальное пространство и получают удовольствие от студенческой жизни, на третьем курсе начинает доминировать понимание важности трудоустройства, влияние представлений о престижности и значимости выбранной профессии, а также перспективы материального благополучия при условии трудоустройства по специальности.

Достоверно отличается на третьем курсе ценность общественной жизни (t=2,25). Участвуя в общественной жизни, третьекурсники стараются завязать полезные связи и знакомства, которые помогут в дальнейшем при трудоустройстве, нарабатывают авторитет, поэтому наиболее ценно, когда область общественной деятельности пересекается с будущейпрофессиональной деятельностью. Т.к. мы анализируем ценностномотивационную сферу будущих социальных педагогов, то соединить области общественной и профессиональной деятельности, на наш взгляд, не составляет труда. Это может быть волонтерство в детских домах, школахинтернатах, социальнореабилитационных центрах и т.п.Ещё одним важным изменением, которое происходит на третьем курсе, становится осознание важности саморазвития (t=2,486). Под влиянием внешних обстоятельств, общаясь с профессионалами в ходе практики, анализируя свой жизненный опыт, третьекурсники начинают понимать тот факт, что нельзя стоять на месте, если ты хочешь быть успешным в жизни. Именно на третьем курсе наблюдается подъем научноисследовательской активности студентов, участия в научных конференциях и конкурсах.Зато отношение к выбранной специальности как к престижной к третьему курсы достоверно снижается по сравнению с первым курсом (t=1,901). Студенты «снимают розовые очки», начинают более реально и рационально оценивать перспективыбудущей профессии, возможности трудоустройства. С одной стороны, это огромный плюс в процессе формирования профессионала, с другой стороны, именно этим обстоятельством можно объяснить всплеск отчислений по собственному желанию на 3 курсе, когда молодой человек осознал, что его подростковые представления об этой профессии не совпадают с реальностью и пока ещё есть время, надо попробовать найти дело по душе.Таблица 4. Отличия в системе ценностей между третьим и четвёртым курсом.

ЦенностиtкритерийЗначениеПрофессиональная жизнь0,0770,940Образование и обучение0,0670,948Семейная жизнь0,4430,668Общественная жизнь0,7450,475Увлечения0,2510,807Собственный престиж0,3570,729Высокое материальное положение0,9060,389Креативность0,3380,743Активные социальные контакты0,1010,922Развитие себя1,6500,133Достижения0,3830,711Духовное удовлетворение0,7970,446Сохранение собственной индивидуальности0,0001,000

Обучение на четвертом курсе характеризуется тем, что у студентов углубляется и укрепляется уверенность в том, что для достижения успеха в профессиональной деятельности необходимо саморазвиваться(t=1,650). Проведя данное исследование, было выявлено, что у студентов в течениевремениобучения вбакалавриате снижается мотивация к образованию и обучению, они, будучи окрылённые первой профессиональной практикой позже начинают разочаровыватьсяв выбранной специальности. В последствии у них доминируют другие ценности, которые отвлекают студента от обучения, заставляют его искать всевозможные способы получения материального благополучия через сторонние профессии или, в крайнем случае, отказаться от продолжения получения образования.Итак, результаты исследования привели нас к выводу о том, что мотивация студентов является необходимостью успешного процесса обучения, а низкий уровень мотивациина некоторых стадиях обучения диктует целесообразность использования коррекционной и профилактическойработы для предотвращения снижения мотивации. Мы считаем, что для сохраненияучебнопрофессиональной мотивации необходимо, чтобы для практики был выделенболее долгий срок реализации,предусматривающийпроцесс тьюторства или наставничествастарших курсов одной специальности над младшими той же специальности на месте проведения практики. Непосредственно для повышения учебно профессиональной мотивации мы предлагаем ввести в учебновоспитательныйпроцесспроведение тренинговых занятий, целью,которых является повышение.

Ссылки на источники1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. —Москва; Воронеж: Инт практической психологии, 1995.2.Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза //Психологическая наука и образование. 2006. №4 .3.Бакшаева Н.А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., 2006.4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.,1983.5.Бобкова Т.С., Бобков О.Б. Психологопедагогическая модель формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов экономического вуза //Концепт. 2014. Спецвыпуск № 04.