Нормативно-правовые аспекты усыновления детей иностранными гражданами
Выпуск:
ART 86360
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
Н.
А.,
Медведева
М.
А.,
Воронкова
Н.
В. Нормативно-правовые аспекты усыновления детей иностранными гражданами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1676–1680. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86360.htm.
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение порядка и законодательного обеспечения прав и законных интересов детей при их усыновлении (удочерении) как внутри страны, так и гражданами иных государств. Особое внимание уделяется вопросам гуманного отношения, оказания квалифицированной юридической помощи усыновленным детям, переданным на воспитание в приемные семьи иностранным гражданам.
Ключевые слова:
гражданство детей, усыновление детей, права и обязанности усыновителя, работа по защите прав и интересов детей
Текст статьи
Кузнецова Нелли Александровна,студентка 4 курса БИТУ (филиал) ФГБОУ ВО«МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Мелеузkuznetsowa.nelli1994@yandex.ru
Научные руководители:Медведева Маргарита Александровна,к.филос.н., доцент кафедры «Экономика и право» БИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Мелеузmargarita354@yandex.ru
Воронкова Наталья Викторовна,к.полит.н., доцент кафедры «Экономика и право» БИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Мелеуз10061969@list.ru
Нормативноправовые аспекты усыновления детей
иностранными гражданами
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение порядка и законодательного обеспечения прав и законных интересов детей при их усыновлении (удочерении) как внутри страны, так и гражданами иных государств. Особое внимание уделяется вопросам гуманного отношения, оказания квалифицированной юридической помощи усыновленным детям, переданным на воспитание в приемные семьи иностранным гражданам.Ключевые слова: гражданство детей, усыновление детей, права и обязанности усыновителя, работа по защите прав и интересов детей.
Институт усыновления является однимиз самых древнихправовых институтов, входящий в систему семейного права,представляющий собойюридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей как гражданами России, так и иностранными гражданами. В последнее время, усыновление российских детей последними стало достаточно распространенным явлением.Усыновление является сложным юридическим актом, закрепляющим решение суда, вынесенного по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательно закрепленных условий и порядка вынесения такого решения. Данный юридический акт порождает определенные правовые последствия и направлен на регулирование особой разновидности правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства.В соответствии с принципами Конвенциио правах ребенка в российском законодательстве (Федеральный закон «О правах ребенка в Российской Федерации», Гражданский процессуальныйкодекс РФ, Семейныйкодекс РФ и др.) определено, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, иметь имя, фамилию и гражданство [2].В этой связи решениевопросов усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, требует к себе пристального внимания, строгого соблюдения, как норм международного права, так и российского законодательства, особенно в отношении гражданства при передаче детей на воспитание в приемные семьи гражданам иностранных государств.Европейская конвенция об усыновлении детей установила, что на усыновление необходимо обязательное получение согласия ребенка, если он находится в достаточно сознательном возрасте [1].В Российской Федерации для усыновления ребенка, необходимо его согласие, если он достиг возраста десяти лет, согласно ст. 132 СК РФ [3].Договаривающаяся сторона, граждане которой являются усыновителями, обеспечивает ребенку упрощенный порядок получения гражданства. Прекращение гражданства усыновленного ребенка может произойти при условии, что ребенок имеет или приобретает гражданство иного государства.В Российской Федерации усыновление (удочерение) детей осуществляется в соответствии с утвержденными Правилами ПостановлениемПравительства Российской Федерации. Принятие решений об установлении усыновления детей осуществляется судом в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством [6].В случаях, когда ребенок и его родители являются российскими гражданами, но никогда не проживали в России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации.Установление усыновления в таких случаях, в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации, осуществляется компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители. При усыновлении ребенка лицами без гражданства установление усыновления осуществляется компетентным органом государства, где эти лица имеют постоянное место жительства [7].Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда либо, как в вышеизложенном случае, со дня принятия решения компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители.Регистрация усыновленных детей в консульских учреждениях осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство проживания приемных родителей. В паспорте ребенка делается отметка о постановке его на консульский учет. Подобную регистрацию можно сделать, не выезжая из России, через консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.Министерству образования и науки России поручено раз в полугодие направлять в консульские учреждения России информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения Российской Федерации в свою очередь обязаны в конце календарного года направлять Министерству образования и науки России списки детей, поставленных на консульский учет. Консульские учреждения информируют Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также Министерство образования и науки Российской Федерации об отмене усыновления и (или) о переустройстве детей в другую семью, о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей, и иных нарушениях прав и законных интересов усыновленного ребенка [9]. К сожалению, эта работа не носит системного характера, не всегда сопровождается конкретными действиями по защите прав усыновленных иностранцами детей граждан РФ.Статья 272ГПК РФ определяет перечень документови материалов, необходимых для проведения судебного разбирательства. В соответствии с ч. 3 ст. 272ГПК РФ суд также может запросить и иные документы [4]. Это отдается на усмотрение суда и на усмотрение органа или должностного лица, кому направлен запрос.Подобный подход нередко приводит к тому, что запрос есть, а ответа на него нет. Это затрудняет, а порой приводит к ошибкам припринятии решений об усыновлении российских детей гражданами иностранных государств. В этой связи, в часть вторую ст. 272ГПКРФ наряду с пунктами 1
7следует внести пункт 8, 9,10 следующего содержания:8) указание на обязательное прохождение кандидатами в усыновители психологического и психиатрического обследования. Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными;9) установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия;10) документ Министерства иностранных дел РФ и Федеральной миграционной службы РФ, содержащий сведения о наличии или отсутствии в законодательстве государства, граждане которого усыновляют ребенка гражданина РФ, норм, обязывающих центральные и местные органы государственной власти этой страны обеспечиватьвозможность представителям компетентных органов России беспрепятственно посещать приемные семьи, где воспитываются усыновленные российские дети, участвовать в судебных процессах, в которых рассматриваются факты грубого нарушения их прав и законных интересов.Подобные законодательные меры позволят судам избежать ошибок при подготовке дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами.Не следует также пренебрегать требованиями Гаагской конвенции «О некоторых вопросах, касающихся конфликта между законами о гражданстве»[8]. Даже в условиях, когда Россия не ратифицировала ее, в рамках норм Конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и Конвенции о консульских сношениях (1963 г.) возникают трудности с дипломатической и международноправовой защитой усыновленных российских детей:
вопервых, это быстрое решение о выходе ребенка из российского гражданства и приобретение им гражданства усыновителей, а также изменение его имени и фамилии. Ребенок выходит изпод юрисдикции России. Здесь необходимо установить, что требуется согласие ребенка о выходе из гражданства не с 14 лет, а с 10 лет. И что более важно, закрепить в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" норму, в соответствии с которой ребенок гражданин Российской Федерации, усыновленный иностранными гражданами, сохраняет российское гражданство до достижения им совершеннолетия.
вовторых, при получении ребенком статуса бипатрида Россия не сможет в должной мере осуществлять дипломатическую защиту своего гражданина на территории другого государства, гражданством которого это лицо также обладает.Отметим, что работа по защите прав и законных интересов детей
граждан Российской Федерации, усыновленных гражданами иных государств, ведется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, российским законодательством. Особого внимания требуют вопросы гуманного отношения к детям и оказания им квалифицированной юридической помощи. Известны многочисленные факты грубого нарушения прав российских детей, воспитывающихся в приемных семьях зарубежных стран. Больше всего подобных фактов, в том числе со смертельным исходом, происходит в США, а также во Франции, Финляндии и ряде других государств. Наряду с объективными причинами (дипломатическая защита затруднена или невозможна, когда у российской стороны нет правовых оснований вмешиваться в происходящее), есть причины субъективные, зависящие от конкретных должностных лиц, представляющих Россию в международных организациях по правам человека и по правам ребенка. Это выражается в их пассивном отношении или неумении, а порой нежелании делать подобные факты достоянием гласности международной общественности, обращаться в международные суды по правам человека, рассказывать о нарушении приемными семьями прав усыновленных российских детей в печатных и электронных СМИ.Денонсация в одностороннем порядке Российскоамериканского соглашения об усыновлении детей, подписанного в июле 2011 г., и принятие Федерального закона«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, мера с правовой точки зрения своевременная [5].Расторжение Российскоамериканского соглашения об усыновлении детейотчасти решают проблему усиления защиты их прав и законных интересов, предупреждают о недопустимости подобных явлений со стороны приемных семей, взявших на воспитание российских детей в другие государства. Однако мы должны четко представлять, что это противоречит национальным интересам Российской Федерации. Уезжают из страны дети наше будущее. Они должны вырасти в родной стране, и быть ее гражданами.На сегодняшний день нормы, содержащие в себе конституционные гарантии права ребенка на гражданство, требуют своего дальнейшего совершенствования и приведения их в соответствие с международноправовыми стандартами.
Ссылки на источники1. Европейская конвенция об усыновлении детей (Принята государствами членами Совета Европы от 24.04.1967 г.) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2016 г.).2. Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР выпуск XLVI. 1993.3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.5. Федеральный закон РФ от 28.12.2012 г. № 272ФЗ (ред. от 23.05.2015 г.) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. №53. Ст. 7597.6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 (ред. от 10.02.2014 г.) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. Ст. 1590.7. Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 г. № 123 (ред. от 04.11.2006 г.) «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитаниев семьи» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 11. Ст. 950.8. Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. 2006. № 4058.9. Постановление Правительства РФ от 22.08.2013 г. № 725 «О внесении изменений в Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и в Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 35. Ст.4511.
Научные руководители:Медведева Маргарита Александровна,к.филос.н., доцент кафедры «Экономика и право» БИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Мелеузmargarita354@yandex.ru
Воронкова Наталья Викторовна,к.полит.н., доцент кафедры «Экономика и право» БИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Мелеуз10061969@list.ru
Нормативноправовые аспекты усыновления детей
иностранными гражданами
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение порядка и законодательного обеспечения прав и законных интересов детей при их усыновлении (удочерении) как внутри страны, так и гражданами иных государств. Особое внимание уделяется вопросам гуманного отношения, оказания квалифицированной юридической помощи усыновленным детям, переданным на воспитание в приемные семьи иностранным гражданам.Ключевые слова: гражданство детей, усыновление детей, права и обязанности усыновителя, работа по защите прав и интересов детей.
Институт усыновления является однимиз самых древнихправовых институтов, входящий в систему семейного права,представляющий собойюридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей как гражданами России, так и иностранными гражданами. В последнее время, усыновление российских детей последними стало достаточно распространенным явлением.Усыновление является сложным юридическим актом, закрепляющим решение суда, вынесенного по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательно закрепленных условий и порядка вынесения такого решения. Данный юридический акт порождает определенные правовые последствия и направлен на регулирование особой разновидности правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства.В соответствии с принципами Конвенциио правах ребенка в российском законодательстве (Федеральный закон «О правах ребенка в Российской Федерации», Гражданский процессуальныйкодекс РФ, Семейныйкодекс РФ и др.) определено, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, иметь имя, фамилию и гражданство [2].В этой связи решениевопросов усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, требует к себе пристального внимания, строгого соблюдения, как норм международного права, так и российского законодательства, особенно в отношении гражданства при передаче детей на воспитание в приемные семьи гражданам иностранных государств.Европейская конвенция об усыновлении детей установила, что на усыновление необходимо обязательное получение согласия ребенка, если он находится в достаточно сознательном возрасте [1].В Российской Федерации для усыновления ребенка, необходимо его согласие, если он достиг возраста десяти лет, согласно ст. 132 СК РФ [3].Договаривающаяся сторона, граждане которой являются усыновителями, обеспечивает ребенку упрощенный порядок получения гражданства. Прекращение гражданства усыновленного ребенка может произойти при условии, что ребенок имеет или приобретает гражданство иного государства.В Российской Федерации усыновление (удочерение) детей осуществляется в соответствии с утвержденными Правилами ПостановлениемПравительства Российской Федерации. Принятие решений об установлении усыновления детей осуществляется судом в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством [6].В случаях, когда ребенок и его родители являются российскими гражданами, но никогда не проживали в России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации.Установление усыновления в таких случаях, в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации, осуществляется компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители. При усыновлении ребенка лицами без гражданства установление усыновления осуществляется компетентным органом государства, где эти лица имеют постоянное место жительства [7].Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда либо, как в вышеизложенном случае, со дня принятия решения компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители.Регистрация усыновленных детей в консульских учреждениях осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство проживания приемных родителей. В паспорте ребенка делается отметка о постановке его на консульский учет. Подобную регистрацию можно сделать, не выезжая из России, через консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.Министерству образования и науки России поручено раз в полугодие направлять в консульские учреждения России информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения Российской Федерации в свою очередь обязаны в конце календарного года направлять Министерству образования и науки России списки детей, поставленных на консульский учет. Консульские учреждения информируют Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также Министерство образования и науки Российской Федерации об отмене усыновления и (или) о переустройстве детей в другую семью, о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, других действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей, и иных нарушениях прав и законных интересов усыновленного ребенка [9]. К сожалению, эта работа не носит системного характера, не всегда сопровождается конкретными действиями по защите прав усыновленных иностранцами детей граждан РФ.Статья 272ГПК РФ определяет перечень документови материалов, необходимых для проведения судебного разбирательства. В соответствии с ч. 3 ст. 272ГПК РФ суд также может запросить и иные документы [4]. Это отдается на усмотрение суда и на усмотрение органа или должностного лица, кому направлен запрос.Подобный подход нередко приводит к тому, что запрос есть, а ответа на него нет. Это затрудняет, а порой приводит к ошибкам припринятии решений об усыновлении российских детей гражданами иностранных государств. В этой связи, в часть вторую ст. 272ГПКРФ наряду с пунктами 1
7следует внести пункт 8, 9,10 следующего содержания:8) указание на обязательное прохождение кандидатами в усыновители психологического и психиатрического обследования. Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными;9) установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия;10) документ Министерства иностранных дел РФ и Федеральной миграционной службы РФ, содержащий сведения о наличии или отсутствии в законодательстве государства, граждане которого усыновляют ребенка гражданина РФ, норм, обязывающих центральные и местные органы государственной власти этой страны обеспечиватьвозможность представителям компетентных органов России беспрепятственно посещать приемные семьи, где воспитываются усыновленные российские дети, участвовать в судебных процессах, в которых рассматриваются факты грубого нарушения их прав и законных интересов.Подобные законодательные меры позволят судам избежать ошибок при подготовке дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами.Не следует также пренебрегать требованиями Гаагской конвенции «О некоторых вопросах, касающихся конфликта между законами о гражданстве»[8]. Даже в условиях, когда Россия не ратифицировала ее, в рамках норм Конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и Конвенции о консульских сношениях (1963 г.) возникают трудности с дипломатической и международноправовой защитой усыновленных российских детей:
вопервых, это быстрое решение о выходе ребенка из российского гражданства и приобретение им гражданства усыновителей, а также изменение его имени и фамилии. Ребенок выходит изпод юрисдикции России. Здесь необходимо установить, что требуется согласие ребенка о выходе из гражданства не с 14 лет, а с 10 лет. И что более важно, закрепить в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" норму, в соответствии с которой ребенок гражданин Российской Федерации, усыновленный иностранными гражданами, сохраняет российское гражданство до достижения им совершеннолетия.
вовторых, при получении ребенком статуса бипатрида Россия не сможет в должной мере осуществлять дипломатическую защиту своего гражданина на территории другого государства, гражданством которого это лицо также обладает.Отметим, что работа по защите прав и законных интересов детей
граждан Российской Федерации, усыновленных гражданами иных государств, ведется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, российским законодательством. Особого внимания требуют вопросы гуманного отношения к детям и оказания им квалифицированной юридической помощи. Известны многочисленные факты грубого нарушения прав российских детей, воспитывающихся в приемных семьях зарубежных стран. Больше всего подобных фактов, в том числе со смертельным исходом, происходит в США, а также во Франции, Финляндии и ряде других государств. Наряду с объективными причинами (дипломатическая защита затруднена или невозможна, когда у российской стороны нет правовых оснований вмешиваться в происходящее), есть причины субъективные, зависящие от конкретных должностных лиц, представляющих Россию в международных организациях по правам человека и по правам ребенка. Это выражается в их пассивном отношении или неумении, а порой нежелании делать подобные факты достоянием гласности международной общественности, обращаться в международные суды по правам человека, рассказывать о нарушении приемными семьями прав усыновленных российских детей в печатных и электронных СМИ.Денонсация в одностороннем порядке Российскоамериканского соглашения об усыновлении детей, подписанного в июле 2011 г., и принятие Федерального закона«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, мера с правовой точки зрения своевременная [5].Расторжение Российскоамериканского соглашения об усыновлении детейотчасти решают проблему усиления защиты их прав и законных интересов, предупреждают о недопустимости подобных явлений со стороны приемных семей, взявших на воспитание российских детей в другие государства. Однако мы должны четко представлять, что это противоречит национальным интересам Российской Федерации. Уезжают из страны дети наше будущее. Они должны вырасти в родной стране, и быть ее гражданами.На сегодняшний день нормы, содержащие в себе конституционные гарантии права ребенка на гражданство, требуют своего дальнейшего совершенствования и приведения их в соответствие с международноправовыми стандартами.
Ссылки на источники1. Европейская конвенция об усыновлении детей (Принята государствами членами Совета Европы от 24.04.1967 г.) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2016 г.).2. Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР выпуск XLVI. 1993.3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.5. Федеральный закон РФ от 28.12.2012 г. № 272ФЗ (ред. от 23.05.2015 г.) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. №53. Ст. 7597.6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 (ред. от 10.02.2014 г.) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. Ст. 1590.7. Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 г. № 123 (ред. от 04.11.2006 г.) «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитаниев семьи» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 11. Ст. 950.8. Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. 2006. № 4058.9. Постановление Правительства РФ от 22.08.2013 г. № 725 «О внесении изменений в Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и в Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 35. Ст.4511.