Особенности и проблематика подросткового кризиса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимофеева М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1736–1740. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86374.htm.
Аннотация. В данной научной статье рассмотрены проблематика и особенности подросткового кризиса. Проанализированы основные положения работ Л. С. Выготского, посвященные подростковому кризису. Обнаружено совпадение мнения Л. С. Выготского и практикующих педагогов. На основе полученных данных был произведен анализ подросткового кризиса и даны некоторые рекомендации педагогам и родителям.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимофеева Мария Александровна,студенткаФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинскmariya130896@yandex.ru

Особенности и проблематика подросткового кризиса

Аннотация.В данной научной статье рассмотрены проблематика и особенности подросткового кризиса. Проанализированы основные положения работ Л.С. Выготского, посвященные подростковому кризису. Обнаружено совпадение мнения Л.С. Выготского и практикующих педагогов. На основе полученных данныхбыл произведен анализ подросткового кризиса и даны некоторые рекомендации педагогам и родителям.Ключевые слова:подростковый кризис, подростки, проблематика, особенности, причины кризиса, перестройка.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее на стыке стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной психологическому облику ребенка. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в формировании личности ребенка.Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Л.С. Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, котороеразветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору»[1, 167]. В этой статье мы хотим рассмотреть проблемы подросткового кризиса и исследовать мнение педагогов по поводу его особенностей. Цель исследования: выяснить представления педагогов об особенностях протекания подросткового кризиса у учащихся.Объект исследования: подростковый кризис.Предмет исследования: особенности и причины проявления подросткового кризиса.Тема, которую мы затрагиваем в статье, актуальна, так как в настоящий момент каждый учитель (и родитель) сталкивается с подростковым кризисом и ему приходится преодолевать этот путь взросления вместе с подростком, помогая ему во время этого подъема обрести равновесие.

Гипотеза исследования: педагоги, работающие с подростками, знакомы с трудами Л.С. Выготского, посвященными понятию «подростковый кризис», и имеют полное представление о причинах и особенностях этого кризиса.Данная тема отнюдь не нова. Л.С. Выготский поставил вопрос о важности изучения критических возрастов, обосновал необходимость выделения основного новообразования в психике, социальной ситуации развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет главное содержание кризиса переходного возраста. Об этом он рассуждает в своей работе «Проблема возраста».По его мнению, подростковый кризис –это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (1415 лет), когда складываются ипредъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Подростковый кризис длится у каждого ребенка поразному, в зависимости от многих факторов: внимания к нему взрослых, влияние сверстников, окружающих, родителей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, кризис может затянуться на несколько лет и проходить довольно неприятно как для учителей и родителей, так и для самого подростка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях совзрослыми. Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса –это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка[1].

Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит, подростковый период проходит гладко, бесконфликтно.Во время кризиса у каждого подростка происходит изменение восприятия окружающего мира. Тем не менее, новообразования на подростковомэтапе неустойчивы и часто поддаются со временем трансформации и влиянию окружающих. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис —это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какойто цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» [2, 384]Кризис —это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Какова причинаподросткового кризиса? Подросток выходит в большой мир и это приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, он соотносит себя и общество, сравнивает себя и своих сверстников, себя и взрослых. К 12 –13 годам у подростка появляется потребность в общественном признании. Он осознает свои права и обязанности в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности. Подросток видит себя в системе общественных отношений, понимает, что он общественно значим. Ребенок стремится проявить себя в обществе, что ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого. Он выходит за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу —«я для всех», приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающим. Подросток стремиться найти свое место в коллективе —выделиться, не быть заурядным. Его потребностью становится играть определенную роль в обществе. Каждый хочет стать кемто значимым для общества, а не быть лишь блеклой тенью своих сверстников. Каждый ребенок хочет рассматривать старшего как своего соратника и друга, быть с ним наравне. Но в то же время подросток желает оградить некоторые сферы от старших, защититься от влияния. Так же, как одну из причин кризиса выделяют подростковое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Ученые выделяют три основных фазы подросткового кризиса,а именно:1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур. Конечно, название «негативная» условно, процитируем в этой связи еще раз Л. С. Выготского: «Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития»[2, 253];2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте —это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);3) посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.Каковы же особенности подросткового кризиса?Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Как известно, переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения —негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах с взрослыми, стремлении всегда настоять на своем, повышенная комфортность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.Так же у подростков наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Ребенок как бы отталкивается от среды. Он враждебен, склонен к ссорам. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.Процесс анатомофизиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечнососудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость. Так же у подростков начинается половое созревание, которое сопровождается сексуальными переживаниями, подогреваемымиинтересом к противоположному полу, и повышенной возбудимостью, частая смена настроений, неуравновешенность.Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Изменения ворганизме часто отражаются на внешности, что бьет по самооценке, часто занижая ее. Недостатки все сильнее заметны и выделяют подростков из числа всех детей. Дети стремятся добиться от своего тела “нормы”, идеального состояния, пытаясь сопоставить то, что они видят у себя в голове (идеальный образ собственного “Я”) с тем, что они видят в зеркале. Это подталкивает их к экспериментам над своим собственным телом (татуировкам, окраске волос, диетам и прочему).У подросткового кризиса есть как отрицательные, таки положительные стороны. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.Л.С. Выготский видит всего два пути протекания подросткового кризиса: –кризис независимости(наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протестбунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";–кризис зависимости,симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 1718 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".Многие учение считают, что с точки зрения развития, наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Приведем некоторые данные, которые получили при опросе учителей в школе, на тему кризиса подросткового периода. Вот вопросы, которые задавались педагогам:•Знаете ли вы кто такой Л.С. Выготский? Знакомы ли вы с его трудами?•Как Выдумаете, в каком возрасте дети сталкиваются с подростковым кризисом?•Что, по Вашему мнению, является причиной (причинами) кризиса?•Сколько может продолжаться кризис?•Возможно ли полностью избежать кризиса? •Как можно помочь ребенку пережить подростковый кризис?•Какие особенности кризиса Вы можете назвать?•С какими подростковыми проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь в своей педагогической практике?Всего опрашиваемых было двадцать человек. 80% из них –учителя со стажем более десяти лет. Остальные 20% –молодые специалисты. Большинство учителей (около 95%) считает, что кризис начинается в 1314 лет, какиутверждает Л.С. Выготский. Однако некоторые считают, что кризис может наступить и в 1012 лет (5% опрашиваемых). Педагоги объясняют такие расхождения обстоятельствами, которые могут не только спровоцировать кризис у ребенка в более раннем возрасте, но и продлить его. Такими факторами, которые провоцируют кризис, являются (в порядке наибольшего количества голосов):•Среда, в которой живет и воспитывается ребенок (20%).•Влияние на него сверстников (20%).•Негативный микроклимат в семье (10%).•Взаимоотношения в классе (10%).•Недостаток общения. Ребенку не с кем поделиться переживаниями (10%).•Недопонимание подростка педагогами и родителями (10%).•“Плохие” примеры (5%).•Влияние характера ребенка (5%).•Половое созревание (5%). •Смена восприятия окружающего мира (5%). Из этого следует, что большинство педагогов видят причину кризиса именно в социуме, который окружает ребенка, а не в нем самом. Заметим, что о многихфакторах в своих работах говорил и Л.С. Выготский[1: 2] . Некоторые учителя считают (около 2%), что иногда, кризис могут спровоцировать такие факторы, как интеллектуальные и душевные волнения, первая любовь, психологические переживания. Ребенок чувствует себя особенным, его никто не понимает. Многие видят одной из причин внешний фактор. Физические изменения приносят детям неуверенность в себе.Возраст, когда кризис подходит к своему завершению, многие педагоги видят посвоему. Ктото считает, что это 1718 лет (45%), ктото склоняется к 1617 (55%). Все опрошенные учителя придерживаются мнения, что кризис –процесс индивидуальный. Это и являетсяпричиной столь разных мнений. На вопрос:“Можно ли избежать кризиса?”–большинство педагогов отвечает отрицательно (около 96%). Кризис –процесс неизбежный для каждого подростка, но именно взрослый человек в силах сделать этот процесс для ребенка более легким и безболезненным. Большинство учителей (около 98%) делают ставку в этом вопросе на доверительные отношения с подростком, общение с ним на волнующие его темы. Необходимо подойти к проблемам с подростками с терпением и спокойствием. Нельзя наказывать,кричать на них и ругаться. Однако некоторые педагоги (23%) с сожалением говорят, что на каждого просто может не хватить желания, сил и времени. Выход они видят только в одном: к каждому ученику нужно стараться найти индивидуальный подход и идти на контакты с родителями. Именно взаимодействие с родителями помогает выработать стратегию, которая помогает детям преодолевать кризис без больших потерь. Двое учителей (1%) так же отметили, что те дети, которые увлечены занятиями в секциях, или у них есть свое хобби, переживают кризис намного легче, чем те дети, которые ничем не заняты и предоставлены сами себе. Так же учителям задавался такой вопрос:“С какими особенностями кризиса Вы сталкиваетесь?”.Большинство (99%) из них ответили –агрессия учеников. И лишь немногие добавили, что агрессия не только по отношению к взрослым, но и по отношению к сверстникам, своим друзьям и приятелям. Наиболее частыми особенностями кризиса, по данным опроса, являются: вспыльчивость (указали как особенность 87% учителей), жестокость (55%), грубость (20%), молчаливость и замкнутость (47%), снижение трудоспособности и частые прогулы (81%), желание выделиться (89%), максимализм (2%). Интересен вопрос о трудностях, которые встают перед учителями, работающими с подростками. Многие учителя отмечали (около 70%), что в основном они сталкиваются с огромным негативом и нежеланием принять ребенком позицию взрослого, особенно, если у ребенка есть лидерские качества. Каждый подросток считает, что только его мнение должно быть верным и,когда сталкивается с другим взглядом, отказывается принять его во внимание, также, как критику и недовольство его работой или поведением. Все опрошенные учителя были знакомы с трудами Л.С. Выготского, и большинство из них разделяет его позицию по поводу подростковых кризисов. Таким образом, гипотеза о том, что большинство учителей знакомы с идеями Л.С. Выготского и имеют представление о том, что такое подростковый кризис и каковы его особенности, была подтверждена. Л.С. Выготский указывална то, что подростковый возраст не может быть описан одной какойлибо формулой. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь школьнику наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.Учителя отмечают агрессивность, грубость, эмоциональную закрытость, конфликтность, вспыльчивость у подростков, но большинство из них действительно задумываются над тем, как изменить положение вещей. Они пытаются вместе с родителями наладить контакт с ребенком и помочь ему во всех его трудностях этого периода. Вот несколькорекомендаций, на которые необходимо обратить внимание при работе с подростками:1. При обсуждении какоголибо спорного вопроса желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, каклучше следовало поступить в такой ситуации и почему. Дайте время обдумать. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.2. При общении с подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. 3. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. 4. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.5. Не сравнивайте подростка с более успешными сверстниками, лучше обратить их внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.6. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора ииспользуйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.7. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. 8. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение. Особенно, если вы приводите пример из личного опыта подростка (пусть он и не такой большой). 9. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность —лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.Таким образом, хочется отметить, что подростковый возраст –это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм. Проблемы, которые возникают во время подросткового кризиса, эпизодичные, интенсивность и способы их выражения различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются социальными обстоятельствами жизни и развития, влиянием родителей и учителей на жизнь и развитие ребенка, а так же положениемподростка в мире взрослых.

Ссылки на источники1. Выготский,Л. С. Педология подростка/ Л.С. Выготский. –М., 1929—1931 2. Выготский,Л. С. Собр. соч.: В 6 т./Л.С. Выготский. –Т. 4.–

М., 1983

.