Орнаментированное полотенце – элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины (по материалам этнографических экспедиций)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Теобальдт Б. А. Орнаментированное полотенце – элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины (по материалам этнографических экспедиций) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1781–1785. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86383.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей национальных традиций народов Кулундинской равнины (украинцев-переселенцев, немцев-переселенцев, русских) и их взаимодействию, отраженному в материальных и духовных элементах феномена полотенца.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Теобальдт Белла Александровна,Студентюридического факультета, «Алтайский государственный университет», г.Барнаулangel_1997_16@mail.ru

Орнаментированное полотенце –элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины

(по материалам этнографических экспедиций)

Аннотация. Статья посвящена исследованиюособенностейнациональных традиций народов Кулундинской равнины(украинцев –переселенцев, немцев –переселенцев, русских)и их взаимодействие, отраженное, в материальных и духовных элементах феномена полотенца.Ключевые слова: орнаментированное полотенце, рушники, традиции, обряды,материальная и духовная культура.

Мир сегодня неизмеримо усложнился. Развитие техники и технологий приводит к стиранию границ взаимодействия между людьми, народами, культурами. Главная проблема –уметь жить в поликультурной среде, понимать друг друга, разные культуры. Для этого надо изучить свои традиции, соседствующие культуры и увидеть их точки соприкосновения, их общие проявления.Алтай –это поликультурный регион. Здесь проживают более 100 национальностей: 94% населения составляют русские, следующие по численности—немцы (2%), украинцы (1,4%); другие национальности—3%. [1]. Из этого следует, что для Алтайского края это острая проблема. Поэтому данная работа находится в смысловом поле проблемы диалога культур, но решается через вопрос сохранения материальной и нематериальной культуры.Всовременных условиях возникает необходимость изучения культур этнических образований и групп с целью нормализации отношений, их урегулирования.Орнаментированное полотенце представляет собой интересную разновидность памятников истории и культуры, является историческим источником познания духовного содержания, как отдельного человека, так и общества в целом. Полотенце как элемент народных обрядов, праздников, обычаев и поверий является атрибутом народного быта, предметом материальной культуры. Оно отражает религиозные представления, семейный уклад, национальную специфику, особенности быта и нравов и эстетические представления определенного этноса. Невидимые прочные нити связывают его с духовной жизнью этноса, сложными процессами внутренних поисков и изменений в этнических нормах, в психологии поведения, в мифологическихи мировоззренческих основах. В связи с этим всестороннее изучение данного предмета духовной культуры и его особенностей позволяет раскрыть специфику культуры различных этнических групп, заселивших территорию Кулундинской равнины. В настоящее время культуры этих народов частично изучены. Существует достаточная научная база для изучения региональной культуры в целом. Но проблема межкультурных взаимодействия этих народов далеко не исчерпана. Для ее осознания требуется глубокое погружение в национальные и этнические традиции. В данном случае полотенце из немногих предметов является объединяющим феноменом, которое имеет ключевое значение в культурах этих народов. Через комплексное изучении коллекции полотенец, собранных в ходе экспедиций в этнических группах поселений Кулундинской равнины, в данной работе предпринята попытка выявить общие основания культур, на основе которых возможно построения диалога культур.Значительная работа по теме проводилась во время экспедиционных поездок в поселения Кулундинской равнины: село Большая Романовка, Славгородское, Архангельское, Шумановка, Куатовка, Бурсоль, Михайловка, Семеновка, Знаменка, Андреевка и город Славгород (всего 12 поселений). В ходе поисковых экспедиций, проводившихся на протяжении 6 лет (20102015гг.), авторомработы собрана коллекция орнаментированных полотенец в количестве 40 единиц, которые были переданы в городской краеведческий музей г. Славгорода для пополнения экспозиций, посвященных традиционной духовной культуре, и 35 воспоминаний.На фоне нарастающей глобализации, не ослабевает стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе в предметах быта и декоративноприкладного искусства. Полотенце, как элемент материальной культуры (материальный компонент семейной обрядности) соединяет сакральный смысл и функцию оберега, характерный для многих народов. Создавая рушник, мастерицы аккумулировали в недрах традиционной материальной и духовной культуры значительный массив информации в тканных и вышитых полотенцах, которые предоставляет значительный интерес для всего мира. Полотенце (украинское –рушнык, русское рушник или полотенце, немецкое –полотенце, салфетка) –это полотняный прямоугольник удлиненной формы с нанесенным на нем орнаментом, имеющий утилитарное, декоративное и обрядовое назначение. [2]. При этом подчеркиваются три основных признака определяемого предмета: материал (ткань), форма (продолговатый кусок) и назначение (утилитарное).В традиционной культуре полотенце предмет, наделенный широким спектром функций, определявших материал, характер орнаментации и название. [3]. Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, отрез. [4]. В этимологии самого слова «рушник»прослеживается его связь с рукой человека: предназначенный для рук и рукотворный, то есть созданный человеческой рукой –старейшим и важнейшим орудием творения ценностей культуры. Как вид творчества, вышитое полотенце является произведением народного декоративно –прикладного искусства. Будучи таковым, оно обладает всеми теми свойствами и качествами, которые присущи традиционному искусству как проявлению духовной и материальной культуры народа, и в этом плане орнамент может и должен рассматриваться и как особая информационнознаковая система, и как вид эстетической деятельности, имеющий важное социокультурное значение. В связи с этим, в рамках данного исследования следует определить место и роль символики полотенец в системе культурных ценностей народов, проживающих на территории Кулундинской равнины, в конце XIXначала ХХ века.Рушник был своеобразным посредником между человеком и Богом. Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи принадлежали к четырем стихиям Огня, Воздуха, Земли, Воды, совокупно строя все живые формы, в том числе и человека, как физическое существо. А.П.Платонов говорил, что Бог действует по геометрическим линиям. Орнаменты, которые наносились на полотенце, структурировали окружающее пространство в желаемое, кодировали и декодировали сакральные знания. Источником для работы послужили: воспоминания респондентов, материалы интервьюирования, собранные коллекции полотенец в ходе этнографических экспедиций, совершенных в поселения Кулундинской равнины в 20102015 гг. (12 поселений), а так же коллекции полотенец, хранящиеся в городском краеведческом музее г. Славгорода. Кулундинская степь –зона расселения различных этнических групп: русских, украинцев, немцев. (Приложение 1, карта 1). Русскому крестьянству принадлежит решающая роль в первоначальном освоении этой территории.Уже в 40ых годах XVIIIвека начинается заселение районов, прилегающих к Кулундинскому озеру, а в конце XVIIIвека в ведомстве Кулундинской слободы насчитывалось уже 30 деревень с числом мужского населения в 2288 душ.Первые переселенцы мужественно преодолевали гнетущие безмолвие степи, не испугались вековой заросли ковыля, безводья и частичной засоленности почвы. [5]. В ходе заселения Алтая в XVIII–начале XXв. русскими крестьянами –выходцами из различных губерний Европейской России –были принесены традиции изготовления, орнаментации и использования полотенец и вместе с ними привычные наименования. Впроцессе адаптации на новой территории и взаимовлияния различных этнографических групп русского населения в языковом отношении происходило смешение традиций в использовании полотенец и употреблении названий, распространение локальных вариантов, возникновения новых лексических единиц. Первый период складывания немецкого этнического массива в Западной Сибири имеет точкой отсчета конец 1880х гг., а именно неурожай 18911892 гг., подтолкнувший массовую миграцию немцев из Поволжья в Сибирь. Второй период связан со столыпинской аграрной реформой. Немецкими колонистами были заселены обширные пространства в Славгородском и Омском уездах: всего здесь было основано 323 населенных пункта выходцами из Поволжья и с Украины. [6]. Мировоззрение совокупность взглядов, оценок, принципов иобразныхпредставлений, определяющих самое общее видение, пониманиемира, места в немчеловека, а также—жизненные позиции, программы поведения, действий людей.Особенности мировоззрения православных и менонитов налагали отпечаток на процесс изготовления, орнаментацию вышивки, применение в быту и ритуальных обрядах. У адептов этих конфессий принципиально разнились представления о картине мира, о созидательных началах, об ценностных основаниях жизни, что нашло отражение в орнаменте полотенец. Православная картина Мира предполагала наличие четырех составляющих: явь, навь, правь, славь.Явь –Мир людей и живых существ; Навь –Мир Духов и Бесов; Славь –Мир Предков и Покровителей; Правь –Мир Богов. [7].

Эта концепция делает оправданным использование полотенец в ритуальных действиях. Менониты же избегали религиозной тематики в вышивке, поэтому полотенца не имели сакрального смысла и использовались в декоративных целях. Население Кулундинской равнины в исследуемый период было не однородным по национальному,этническому и конфессиональному составу. Оно формировалось на протяжении многих лет, отличалось культурной многообразностью, где ведущим компонентом выступает религия, являвшейся следствием миграции на территорию из разных историко культурных зон. Черезполотенце этнические группы отражали мировоззренческое восприятие Мира, запечатленное в узорах вышивки.Вышивка Кулундинских поселений богата и разнообразна по своему орнаменту, мотивам и композиционным приемам. Исследование орнамента рушников происходилона основе изучения коллекций полотенец собранных в результате этнографических экспедиций 20102015 годов. Были проанализированы материалы девяти коллекций, включающие полотенца украинцев, немцев, русских проживающих в населенных пунктах Кулундинской равнины. Рассмотренные коллекции сформированы в различное время и отличаются количеством, сохранностью предмета, включают материалы разных временных периодов. Комплексное изучение орнаментированных полотенец дает возможность сравнить и выявить местные особенности орнаментации и со значительной степенью достоверности определить этническую привязку предметов, изготовленных в рассматриваемый период. Основанием для анализа и классификации орнамента по предмету им способу изображения в состоянии выступить культурологический подход, в частности семантический анализ знаков как элементов культуры. Знак, как носитель определенной информации –обозначает что либо, заменяя собой обозначаемое. В искусстве знак –это образы и символы, которые носят абстрактный характер. Г.Гегель отмечал, что символ есть такой знак, который уже в своей высшей форме содержит содержание изображаемого. В семантическом плане орнаментированное полотенце –уникальное явление. В его орнаменте используется вся палитра знаков, начиная от натуралистических изображений, близких к образу абстракций, найти ключ к значению которых порой очень сложно, а иногда и невозможно. Более того, рушник сам может выступать в роли знака при полном отсутствии какоголибо изображения на нем. «Пустота» на рушнике –не просто «ничто», это то гегелевское «ничто», которое перерастает в «нечто». «Чистый» рушник, например, как элемент похоронного обряда символизирует полный покой, чистоту и безмятежность вечного существования в сакральном времени.В результате изучения источников и литературы по данной теме автором была составлена маркерная таблица, позволяющая произвести анализ орнаментации полотенец немецких и украинских переселенцев, русских проживавших в поселениях Кулундинской равнины. Орнамент рушника представляет собойдвухуровневую знаковую систему. Первичный уровень –художественный текст непосредственного орнамента полотенца. Второй –интеграция текста полотенца в художественный текст обрядового действия, что предает его знакам атрибутивные функции. Полотенца украинских, немецких переселенцев и русских, в поселениях Кулундинской равнины, во многом сходны между собой, но и имеют свои этнические особенности. Орнаментальные формы полотенец этнических групп сильны традициями. Традиционные полотенца украинских переселенцев отличаются многоярусной орнаментальной композицией, вышитой на основном полотне, завершающейся, как правило, длинными кистями. Рисунок 1Деление орнаментированного полотенца на уровни

Значительная часть предметов коллекции представляет собой цельные полотенца, не имеющие дополнительного украшения кроме вышивки. Орнамент украинского рушника богат художественными формами от идеограмм до символических образов с высоким уровнем художественного обобщения. Среди символов в вышивках на полотенцах украинцы переселенцы использовали орнитоморфные и зооморфные орнаменты. Очень популярными были изображения петухов, голубей, кукушек, павлинов, что соответствует мировоззренческим традициям древних времен, в частности, периода наскальной живописи. Как и пещерные рисунки рушниковый орнамент воссоздает обобщенные типы птиц, животных, что говорит о высоком уровне развития символики. Образы животных и птиц с вышитых полотенец не являются простым отображением украинской фауны. Определяющим для этих изображений будет утверждение о воссоздании древних представлений, верований, развития духовной жизни. В узорах орнаментированных полотенец на протяжении XXвека появились вышитые картины бытовой жизни народа. В качестве действующих лиц выступают одомашненные животные –петухи,возле них вышиваются хозяйки, которые рассыпают зерно. Такие полотенца были найдены в с. Архангельское.Фото 1Украинский рушник (этнографическая экспедиция в с. Архангельское)

Особым видом орнамента на полотенцах являются буквенные знаки монограммав виде отдельных букв ГМ. Фото 2Украинский рушник (этнографическая экспедиция в с.Б.Романовка)

Их распространение в переселенческой среде связанно с тем, что в большой семье каждая девушка должна была отмечать свои полотенца. Рушник №9 является уникальным, на нем преобладают религиозные мотивы. В центре композиции крест, обвитый цветами. Главная идея живительная сила креста. Органичным элементом является выбивка. Фото 3Украинский рушник (этнографическая экспедиция в с. Архангельское)

Широкое распространение в переселенческой среде среди украинцев и немцев получил растительный орнамент в виде: роз, маков, лилий, калины, вазона и берегини18 единиц хранения. Среди узоров нет изображений окультуренных растений, овощей, комнатных цветов, да и упомянутые выше садовые растения тоже могут быть отнесены к диким видам. Объяснить отсутствие в узорах привычных форм цветков и листьев, фруктов и овощей трудностью их вышивания нельзя. По видимому, здесь мы имеем дело с проявлением своеобразного табу на растительные изображения, не имеющих отношение к дикой природе. Согласно логике, существование такого древнего жанра, как заговор, достиг желаемого можно при помощи слова и действия. Рушниковые узоры доказывают, что растительные мотивы выступают здесь в качестве своеобразных орнаментальных заговоров, чему вполне соответствует ритуальное предназначение полотенца. Цветы с большим количеством зелени, яркостью ниток особенность немецких полотенец. Центральное поле таких полотенец занято цветочными и ягодными мотивами. При этом нижний край подогнут и подшит машинной строчкой. Данные орнаментированные полотенца были найдены в с.Б.Романовка, с. Шумановка, с. Архангельское, с. Куатовка. Фото 4Немецкие полотенца (этнографическая экспедиция в с. Куатовка)

Что касается русской вышивки, можно отметить знаковый орнамент геометрические узоры солярных знаков, знаков плодородия и воды, чему свидетельствуют найденные воспоминания Татиевской Марии Афанасьевны в городском краеведческом музее. К числу этнолокальных особенностей относится архаический линейно геометрический орнамент вышивки. [8]. Данные анализа приводят к выводу о сходстве структуры орнаментальных символов полотенец данных народов, аналогичные славянским, которые часто встречаются в декоративно –прикладном искусстве. Это позволяет предположить универсальность картины мира, запечатленной в орнаменте.В вышивке полотенец исследуемого района среди двух этнических групп: украинцев и русских распространенным узорным элементом являлся ромб. Ромб –символ счастья и плодородия. Фото 5Русский рушник (этнографическая экспедиция в с. Знаменка)

Следует отметить, что постепенно к середине XXвека в народной вышивке в целом утрачивается семантика орнамента, преобладающей становится ее эстетическая функция. Исследование образцов вышивок коллекций показало, что у двух этнических групп –украинцев и русских преобладающими декоративными швами были: стежок, крест, меньше встречается мережка. В то же время на немецких полотенцах орнаментация выполнена в технике «гладь». Рисунок 2Функциональное назначение рушников переселенцев Кулундинской равнины

Исследования коллекций полотенец показало, что русские и украинцы в вышивке красный цвет использовали в качестве основного. Красный цвет был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты. Как утверждает И.Я. Богуславская, «отголоски этой традиции народе перенес сквозь века в своей любви к красным нитям вышивки. Наиболее древние мотивы орнаментов всегда исполнены красным по белому полотну». [9]. Красный цвет

в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, и его любовь к людям. Значительное место в украинских рушниках занимал так же черный цвет, который олицетворял «землю матушку –кормилицу». Немцы –переселенцы использовали синий, зеленый, желтый, красный цвета в орнаментации полотенец. Таблица 1Авторская таблица значение цвета вышивки на орнаментированных полотенцахЦветРусскиеУкраинцыНемцыБелыйСвязывается в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Фон на тканях мастерицы называли «земля». Белый цвет льняного полотна олицетворял женское начало.Цвет используется для вышивания мережек. Белый цвет источник чистоты, непорочности, святости. Белый цвет раньше очень ценили, поэтому даже обручальные кольца делали только из серебра, они были как обереги.Не использовался.КрасныйСимвол огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Красные узоры воспринимались как земля, получившая энергию солнца испособная дать жизнь всему живому.Этот яркий красивый цвет означает радость, страсть, любовь и жизнелюбие.Символизирует страсть, торжество, огонь, свободу, любовь, преданность.ЧерныйНе использовался.Символизирует землю, а земля, как всем известно, по украинской литературе, это кормилица.Не использовался.СинийНе использовался.Не использовался.С XIXвека в немецкой культуре синий цвет стал королевской краской. Он олицетворяет верность, доверие, бесконечность.ЗеленыйНе использовался.Не использовался.Холодный цвет, символизирует мир, спокойствие, плодородие, возрождение природы. Символ жизни, процветания.ЖелтыйНе использовалсяНе использовался.Олицетворяет разлуку, тоску.

Ритуализации подлежало все, что касалось трудового процесса: как сами инструменты, так и производимые с их помощью действия; нитки, из которых изготавливалась эта ткань и сама эта ткань. По воспоминаниям респондентов было установлено что, при изготовлении полотенец соблюдали определенные ритуалы: изнаночная сторона –идентична лицевой, в доме должна быть тишина и покой, нужно «загодя» приготовить необходимые материалы. При изготовлении полотенец использовали льняной холст домашнего ткачества или ситцевое полотно, иголки 11,5 см, их колво должно соответствовать колву цветов ниток. Иглы, которые использовались в вышивании чрезвычайно ценились. Теми иглами, которыми начинали вышивать, нужно было, и закончить работу.Рисунок 3Материалы для изготовления орнаментированных полотенец

До 30х годов ХХ века материалом для вышивки служили нитки, которые распускали из шерстяного платка. По воспоминаниям З.Ф Бебель, А.И Дьяченко, А.И. Кравченко было установлено, что довоенный период появились нитки «мулине» «появились разноцветные нитки, так как стали жить богаче». Этот факт подтверждает Н.С. Грибанова «полотенца 1930х годов изготовления расшиты красными, зелеными, желтыми, серыми нитками «мулине»». При этом украинские рушники тонкие, большей частью хорошо отбелены. Процесс отбеливания полотна представляет собой магический процесс. Белый цвет –это цвет мира, цвет Бога –отца, священный цвет наших предков. Основой русского полотенца является грубый холст, слабо беленный, а для немецких полотенец присуще ситцевое полотно. Все имеющиеся образцы изготовлены из полотна, сотканного способом простого полотняного переплетения. Ширина украинских и русских полотенец от 3742 см, немецких от 15 до 66 см. Орнаментированное полотенце представляет форму свитка. Это спираль –одна из самых распространенных форм существования живой материи. Полотенце –свиток, который представляет Модель Мира.К числу признаков свойственных полотенцам всех указанных групп относятся: орнаментация полотенец: украинцы –переселенцы использовали зооморфные, орнитоморфные и цветочные мотивы, русский орнамент отличался геометричностью, преобладали солярные знаки солнца и плодородия, немецкая вышивка носила декоративную направленность; традиционные техники вышивки: у украинцев –переселенцев и русских доминировали такие декоротивные швы, как крест, мережка, стежок, у немцев –переселенцев гладь; а так же взаимодействие культур этнических групп, проживающих в поселениях Кулундинской равнинны.В целом, орнаментация полотенец украинцев, немцев, русских первой половины XXвека, наряду с общими чертами, присущими всем народам, имеет и отличия, которые являются традиционными и передают представление о сложившейся картине мира каждого народа. В ходе этнографических экспедиций проводился опрос респондентов. Полученные источники представляют собой более 35 интервью с представителями этнических групп немцев, украинцев, русских 19301990 гг. рождения. Анализ материалов интервью показал, что этнические общности выделяют следующие назначения орнаментированных полотенец: бытовое, ритуальное, декоративное.

Рисунок 4Функциональное назначение рушников переселенцев Кулундинской равнины

Расшитые полотенца в украинской, русской, немецкой среде не использовали в качестве утилитарного назначения. В украинской среде «считались неряхами те, кто вытирал руки рушниками». Обрядовое полотенце отличается от простого тем, что он используется не в процессе мытья, а омовения –особом обрядовом действии, имеющим религиозно магический смысл. Поэтому утилитарная функция обрядового полотенца должна быть оценена не столько как материально практическая, но как духовно практическая.Большая часть собранных полотенец бытовали как элемент интерьерау представителей немецких и украинских переселенцев. Вышитые полотенца (17 предметов) –устойчивый атрибут интерьера русской избы, украинской хаты и немецкого дома в начале ХХ века. Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от негативного влияния непознанных сил. Для этого он прибегал к орнаментации как своеобразного заговора. Защитные функции исполняли вышивки на полотенцах. Отсюда и следует столь обширное использование полотенец в качестве украшения интерьера. Полотенца в качестве материального компонента семейной обрядности рассмотрена в монографии Г.С. Масловой, где содержится богатый фактический материал о традициях использования полотенецв семейной и календарной обрядности русских, украинцев, белорусов XIX

начала XXвека.[10]. Проанализировав воспоминания респондентов, были сделаны выводы, что полотенца использовались в качестве украшение жилища –детской кроватки ,стола, красного угла набожник, а так же украинские переселенцы использовали рушники в качестве штор на окнах. Совместное использование иконы и полотенца позволяет предположить существование в народном сознании глубокой связи между ними. Первоначальной функцией иконы и полотенца, используемых вместе, было стремление служить интегрирующим звеном для людей: с миром божества и с миром предков. Полотенца нередко называют дохристианской иконой, поскольку семантика орнаментальных композиций, по мнению исследователей, связана с мифологическим представлением восточных славян. [11]. Л.М Русакова усматривает в структуре конца полотенца отражение деления мира на три сферы по вертикали: «мир умерших», « мир людей и всего живого» и «верхнюю небесную сферу». [12]. Сведения о традициях убранства красного угла у украинского и русского населения Кулундинской равнины находим в воспоминаниях респондентов. Так, украинка –переселенка З.Ф.Бебель рассказывала о том, что при украшении иконы украинские и русские переселенцы соблюдали особый ритуал: складывали рушник «в три складки», обрамляли икону так, чтобы концы находились на одинаковом уровне. В немецкой культуре, отмечается своеобразная специфика использования полотенец –обрамление рамок с фотографиями.Изучение полотенец различных народностей показало, что в поселениях Кулундинской равнины как обрядовый атрибутиспользовались только украинские и русские полотенца, которые присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах жизненного цикла: родинах, свадьбах, похоронах. Полотенца в прямом смысле сопровождали человека от колыбели до могилы. Таких рушников в коллекции насчитывается около семи, они датируются концом XIXв.По воспоминаниям респондентов, рушник был неотъемлемой частью родильно крестильного обряда. Во время родов, младенца принимали нановое полотенце с крестообразным переплетением нитей, обладающим сакральными свойствами «чтобы новорожденный жил в достатке», а повитуху в знак благодарности одаривали расшитым рушником. Использовался рушник в обряде «размывания рук» повитухи и роженицы. Его необходимость была вызвана представлениями людей о том, что роженица и повитуха являются нечистыми не только физически, но и духовно, так как послеродовая нечистота навлекает на них нечистую силу. [13]. Во время крещения, священник накидывал на ребенка пеленку, а сверху оборачивал в полотенце, при этом оно должно быть снято с иконы (набожник). «Крестному ложишь на руки –на полотенце: «Нарекается крестный раб Божий…»».[14].Особый интерес представляют свадебные рушники. Они имели разное назначение. На территории Кулундинской равнины, в свадебной обрядности полотенца использовались в качестве приданного невесты, украшения дома и свадебного поезда (вместо вожжей, применяли полотенца), элемента одежды, а так же компонента обряда. По рассказу потомки украинцев –переселенцев Н.А. Шукшиной на венчании молодые становились у аналоя на «венчальный» рушник, священник перевязывал руки молодожен «союзным» рушником.. Невеста для благословения должна стоять слева от мужа. Рушник, который стелился им под ноги, тоже должен быть ориентирован соответственно. На «+» должен стоять жених, на «» невеста. На рушнике, как едином пути, они олицетворяют собой объединение двух полярностей, целостность, гармонию, совершенство. [15]. После венчания родители со стороны жениха встречали молодых с караваем на свадебном «хлебосольном» рушнике. Считалось, что рушники нельзя использовать на многих свадьбах, они предназначены для определенной семьи и несут информацию о ее судьбе. Многократное использование приводит к разделению судьбы, и притягивают несчастья на эти семьи. Существенное значение имели полотенца в русских и украинцев в похоронном обряде. Использовались белые полотенца с вышивкой белого, изредка черного цвета, длина которых достигала до 30 метров. В похоронном обряде полотенца исполняли следующие функции: ими омывали тело умершего в ритуале очищения; полотенцем повязывали шею и вкладывали в правую руку умершему; покрывали полотенцем гроб, во время доставки на кладбище; на них опускали гроб в могилу; повязывали на могильный крест. В течение сорока дней после смерти полотенца выкладывали на окно, чтобы умершие родственники по нему вошли в дом. Полотенца использовались и в поминальные дни, во время поминальной тризны на кладбище в «родильные дни».В ходе непосредственного знакомства с материалами коллекции городского краеведческого музея г. Славгорода появилась возможность определить, что в отличие от немцев –переселенцев и русских, украинцы использовали рушники и в качестве бытового предмета–пояса. В украинской одежде пояс считался важнейшим обереговым элементом –своеобразным талисманом. Таким образом, было выявлено, что наименование и использование полотенец в быту и в семейно ритуальных обрядах этническими группами Кулундинской равнины, Алтайского края, происходило под воздействием традиций и обычаев, перенесенных с исторической Родины. На формирование местных особенностей влияли: этнический состав населения, религиозное мировоззрение, уровень сохранности традиций, географические аспекты. Характеризующими факторами для украинцев –переселенцев и русских, в отличие от немцев, применявших полотенце исключительно в декоративных целях, были строгое деление полотенец по назначению и ритуализация процесса.Анализ материалов показал, что переселенцы выделяют следующие назначения рушников: бытовое, ритуальное, декоративное.Большая часть собранных полотенец. В конце XIXначале XXв. бытовали, как элемент интерьерау представителей немецких, украинских переселенцев и русских. Как обрядовый атрибутиспользовались только украинские и русские рушники, которые присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах: родинах, обручениях, свадьбах. Рушник наделен сакральным смыслом. Немецкие полотенца имели декоративную цель и использовались в качестве украшения дома. При изготовлении полотенец этнические группы использовали различные материалы (льняное и ситцевое полотно, нити, иглы), выбор которых определялся традициями и подлежал ритуализации.В вышивке украинцев –переселенцев преобладали растительный, зооморфный, орнитоморфный орнаменты. Вышивались бытовые, религиозные картины, «родовые» деревья. Для украинской вышивки характерно трицветие –белый цвет полотна с красно –черной гаммой. Орнаментация русских отличалась знаковой геометричностью: узоры солнца, плодородия. Немецкая вышивка отличалась яркостью, центральное поле занято цветочными и ягодными мотивами.

Ссылки на источники1.Национальный состав Алтайского края (по результатам Всероссийской переписи населения 2010г.)2.Китова, С.А. Этнокультурная семантика народного орнамента: на материале украинского рушника конца XIX–середины XXвв.. –М., 2000. –С. 8.3.Грибанова, Н.С. Традиции использования и наименования полотенец русским населением Алтая во второй половине XX–начале XXIв.. –Барнаул, 2013. –С. 67.4.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. –СПб., 1996. –Т. 3, С. 524.5.Жемеров, В.Г. Славгород. Издание 3е, переработанное и дополненное. –Барнаул , 2000. –С.9.6.Смирнова, Т.Б. Немцы в Сибири. –Омск, 2002. –С.21.7.Асов, А.И. Велесова книга. –М., 1995. –С. 282283.8.Грибанова, Н.С. Полотенце в культуре русского населения Алтая в конце XIXначале XXв.. –Томск, 2011. –С. 20.9.Богуславская, И.Я. О крестьянской вышивки.Л., 1981. –С .145.10.Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIXначала XXвека. –М., 1984. –С. 216.11.Грибанова, Н.С. Полотенца в быту и интерьере жилища русского сельского населения Алтая. –Барнаул, 2013. –С. 53.12.Рускова, Л.М. Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок Алтая. –Новосибирск, 1983. –С. 99125.13.Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография. –М., 1991. –С. 322.14.Курсакова, А.В. Обычаи и обряды, связанные с рождением детей в крестьянской семье (по материалам экспедиций в Солонешенский район. –Барнаул, 2004. –С.286.15.Агапова, В.Г. Семантика украинских вышитых узоров. –М., 2014.Воспоминания респондентов 16.Вальтер, Э.А. (немка), родилась в 1952 г.17.Бокотаева, О.Н. (украинка), родилась в 1923 г.18.Гиберт, В.Л. (немка), родилась в 1953 г.19.Шукшина, Н.А. (украинка), родилась в 1935 г.20.Фридель, С.Г. (немец), родился в 1968 г.21.Фридель, Э.И. (немка), родилась в 1948 г.22.Дьяченко, А. (украинка), родилась в 1927 г.23.Молчанова, Н.А (немка), родилась в 1973 г.24.Мормуль, А.Л. (немка), родилась в 1948 г.25.Бебель, З.Ф. (украинка), родилась в 1930 г.26.Пацюк, Е.И. (украинка), родилась в 1950 г.27.Коробкова, Е.И. (немка), родилась в 1939 г.28.Фридель, Л.Э. (немка), родилась в 1959 г.29.Шартон, И.Р. (немка), родилась в 1940 г.30.Лукьянова, Г.И. (украинка), родилась в 1943 г.31.Баукова, Л. (украинка), родилась в 1940 г.32.Галинская, И.И. (немка), родилась в 1950 г.33.Фишер, О.А. (немка), родилась в 1973 г.34.Геленберг, И.Д. (немец), родился в 1948 г. 35.Гетман, В.И. (немка), родилась в 1947 г.36.Изаак, А.П. (немка), родилась в 1934 г.37.Краузе, Е.В. (немка), родилась в 1988 г.38.Татиевская, М.А. (русская), родилась в 1920 г.39.Насибулина, М. А. (немка), родилась в 1979 г.40.Фридель, Г.Г. (немец), родился в 1949 г.41.Шабанова, В. Г. (украинка), родилась в 1941 г.