Проблемы формирования расходов бюджета субъекта РФ в условиях экономической нестабильности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гербутова М. В., Андреева О. В. Проблемы формирования расходов бюджета субъекта РФ в условиях экономической нестабильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1811–1815. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86389.htm.
Аннотация. Рассматривается актуальная проблема оптимизации расходов бюджета субъекта РФ в современных экономических условиях. Новые вызовы российской экономике потребовали действенных решений в финансово-бюджетной сфере с учетом интересов населения. Представлены действующие механизмы оптимизации расходов бюджета Ростовской области посредством изучения опыта других регионов РФ и учета местной специфики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Андреева Ольга Валентиновна,К.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуolvandr@ya.ru

Гербутова Мария Вадимовна,Магистрант 1 курса ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуmgerbutova@mail.ru

Проблемы формированиярасходов бюджета субъекта РФ

в условиях экономической нестабильности

Аннотация.Рассматривается актуальная проблема оптимизации расходов бюджета субъекта РФ в современных экономических условиях. Новые вызовы российской экономике потребовали действенных решений в финансовобюджетной сфере с учетом интересов населения.Представлены действующие механизмы оптимизации расходов бюджета Ростовской области посредством изучения опыта других регионов РФ и учета местной специфики.Ключевые слова:экономическая нестабильность, оптимизация расходов регионального бюджета, реализация программноцелевых методов управления бюджетом, усиление государственного финансового контроля,оптимизация структуры органов государственной власти.

В современных условиях низкого экономического роста, политической и экономической нестабильности в нашей стране складывается новая реальность в финансовобюджетной сфере.Формирование бюджетов на очередной финансовый год происходило в трудных условияхпод влиянием внешних и внутренних экономических факторов. В связи с чем, руководством страны было принято решение о принятии бюджетов всех уровней только на один год. Напомним, что закон о бюджете на три года принимается в РФ с 2006 года, последний же разсроком на один год принимался в кризисном 2008 году.Бюджет, сверстанный на краткосрочный период, является бюджетом адаптации, первым шагом к тому, чтобы сделать бюджетную систему устойчивой, привести ее в соответствие с новыми реалиями.Региональные власти в2016 году также столкнутся с необходимостью принятия действенных решений по адаптации и устойчивости бюджетов. В связи с чем, основными целями проведения бюджетной политики станут: оптимизация расходов и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.Однако проводить оптимизацию бюджетных расходов необходимо таким образом, чтобы это не затронуло те позитивные изменения, которые наметились в российской экономикеза последние несколько лет.

Опыт развитых стран показывает, что наибольших достижений в части внедрения передовых методик бюджетирования, ориентированного на результат, удалось достигнуть в период финансовых затруднений, что еще более актуализирует эту работу для российских органов власти[1].Проведение взвешенной политики администрирования собственных доходов бюджета, активной работы по повышению эффективности использования государственного (муниципального) имущества и, конечно, реализация мероприятий по оптимизации расходов бюджета адаптируют финансовый документ к новым экономическим реалиям.На примере Ростовской области подробнее рассмотрим основные меры, принятые по оптимизации бюджетных расходов и предложим перспективные пути решения существующих проблем.При формировании областного бюджета на 2016 год министерством финансов Ростовской области была проведена полная адаптация бюджета ксовременнымэкономическим условиям. По словам министра финансов Ростовской области Л.В.Федотовой, параметры областного бюджета рассчитаны на основе «консервативного» варианта прогноза социальноэкономического развития, что позволяет обеспечить точность планирования и минимизировать бюджетные риски. [2].В 2016 году существенного роста доходов бюджета по сравнению с 2015 годом ожидать не приходится.Основные характеристики главного финансового документа региона сформированы и утверждены с учетом одного из поручений Президента РФ о ежегодном сокращении расходов не менее чем на пять процентов в реальном выражении. Приоритетными расходами на предстоящий бюджетный цикл являются экономическое развитие, социальная сфера, включая сферу здравоохранения, а также оборона. Главная и важная цель областного бюджета в 2016 году –бюджет должен выступить гарантом всех социальных обязательств области.На финансирование социальной сферы предусмотрено 89,8 млрд. рублей, или около 70% всех расходов областного бюджета.Приоритетными задачами по исполнению бюджета 2016 года в Ростовской области выступаютследующие:

обеспечение оптимизации бюджетных расходов, структурные преобразования бюджетной сферы;

поддержка реального сектора экономики;реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости бюджетов муниципальных образований;

проведение взвешенной долговой политики;

контроль за эффективностью использования бюджетных средств.На предстоящий период необходимо максимально использовать уже принятые решения по оптимизации расходов и привлекать новые, на основе практик других субъектов РФ.Изучив лучшую практику по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимуюруководством Вологодской, Свердловской областей, а также республикиУдмуртии, можно обозначить основные действенные меры, которые представлены на рисунке 1.Считаем возможным принять обозначенные меры руководством Ростовской области в рамках проводимой бюджетной политики.Итак, подробнее рассмотрим некоторые из указанных направлений оптимизации расходов и попытаемся адаптировать их к бюджету Ростовской области.В Ростовской областив настоящее время проводится политика ненаращивания бюджетных расходов посредством сокращения расходов бюджета,отмене индексации заработной платы государственных служащих и работников бюджетных учреждений и другие меры.Также важным этапом повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса в Ростовской области стал запуск портала «Открытый бюджет» (Бюджет для граждан»), с помощью которого жители региона могут изучить всю информацию о бюджете Ростовской области в наглядной и доступной форме, оценить результативность выделенных средств из областного бюджета и уровень поступления доходов в бюджет.

















Рисунок 1. Направления оптимизации расходов бюджета субъекта РФ [3]

Существенной мерой, направленной на повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов, является управление бюджетными ресурсами с использованием программноцелевого метода. В Ростовской области, начиная с 2014 года, успешно реализуется 21 государственная программа.Состав и структура государственных программ Ростовскойобласти в 2015 году представленына рисунке 2.Применение программноцелевых принципов управления бюджетными расходами позволяет уточнить приоритетность мероприятий, очередность их реализации, а также социальную и экономическую целесообразность планируемых бюджетных расходов, особенно в кризисные периоды. Стоит отметить, что все этапы формирования программного бюджета Ростовской области автоматизированы с помощью программного комплекса «АЦКПланирование»,что позволяет осуществлять бюджетное планирование с учетом всех последних тенденций и изменений бюджетного законодательства, что особо актуально в текущих экономических условиях. Исполнение бюджета реализуется посредством программного комплекса «АЦКФинансы», предоставляющий возможность своевременно и оперативно составлять бюджетную и бухгалтерскую отчетность, а также собирать аналитические данные об исполнении бюджета региона в разрезе участников бюджетного процесса с учетом региональной специфики.Кроме того, наглядное представление движения бюджетных средств на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений обеспечивает своевременный контроль за их целевым использованием.В 2014 году важным моментом стало включение расходов на содержание органов власти в государственные программы –в каждой программе появилась обеспечивающая подпрограмма, в которой отражены расходы на содержание ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы.

Проведение оптимизации бюджетной сетиПересмотр расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания путем внедрения механизма оплаты за фактически выполненные работы (оказанные услуги)Проведение инвентаризации социальных выплат на предмет соблюдения принципа адресности и нуждаемостиПроведение проверок эффективности инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счет областных средствСовершенствование программноцелевого метода управления бюджетом посредством контроля эффективности реализации государственных программОптимизация расходов на содержание аппарата управления путем сокращения численности государственных служащих и проведения оптимизации органов государственной власти

Рисунок 2. Состав и структура государственных программ Ростовской области в 2015 году, в %. [4]

В направлении реализуемых мер по оптимизации бюджетной сети, авторами предлагаетсярассмотреть возможность интеграции механизма формирования государственного задания на оказание услуг в государственные программы ГРБС как во временном, так и в методическом аспекте. Установить значения показателей государственных заданий в качестве соответствующих показателей мероприятий государственных программ, что позволит четко видеть основные цели деятельности организаций и их задачи.Субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий составляют существенную часть расходов бюджета. Но надлежащий общественный контроль над формированием заданий и их исполнением не осуществляется. Для исправления ситуации предлагается использовать общественные советы при органах исполнительной власти, а также начать работу по созданию современной системы государственного и муниципального управления.Такжеотметим, что ежемесячные отчеты о реализации государственных программ содержат лишь данные об освоении средств, а не о достижении конкретных результатов. Указанный недостаток необходимо устранять посредством проведения систематического анализа реализации всех направлений и основных мероприятий государственных программ и своевременному выявлению неэффективных расходов на пути к достижению поставленных целей.Помимоэтогоестьвопросыккачествуразрабатываемыхгосударственныхпрограмм. Покачтонетпроцедуры,позволяющейточноисвоевременноотслеживатьпотребностифинансируемыхотраслей,формироватьприоритетныенаправлениярасходованиябюджетныхсредств,учитывающиереальныепотребностирегиона,атакжесвоевременноликвидироватьрасходныеобязательства,неоказывающиедолжноговоздействиянарешениесоциальноэкономическихзадач.В трудных экономических условияхнеобходимо уточнять приоритетность расходов бюджета области, корректировать планы, требующие дополнительных вложений, принимать действенные меры по оптимизации работы органов исполнительной власти.Ключевым элементом бюджетного процесса является система управления закупками, ее взаимосвязь с системами планирования и исполнения бюджета Инфраструктурные программы 12,4%Противодействие преступности и защита от ЧС 0,8%Обеспечение жильем 2,9%Финансы 5%Сельское хозяйство и охрана природы 2,6%Социальные программы 75,4%Экономика, инвестиции, инновации и региональная политика 0,9%обеспечивает контролируемый расход бюджетных средств, исключающий нерациональные траты на обеспечение региональных нужд. Одним из направлений можно выделить реализацию федерального закона № 44ФЗ. В результате заключения контрактов конкурентными способами можно достичь существенную экономию по закупкам.А проведение повсеместного финансового контроля за процедурой закупок позволит повысить ответственность на всех стадиях реализации указанного федерального закона.Также, в целях недопущения избыточных и неэффективных расходов бюджета, необходимо пересматривать обоснованность стоимости закупок, включенных в планыграфики закупок в прошлом финансовом году. Учитывая, что не все средства бюджета по закупках израсходуются в полном объеме, а в ряде случаев даже не заключены контракты (договора), то необходимо совершать оперативные действия по недопущению неэффективных расходов в последующие годы.Такие направления оптимизации расходов, как активное проведение реорганизации государственных учреждений путем их объединения (присоединения, укрупнения), переустройства маломощных организаций с сохранением основных целей их деятельности, создание централизованных бухгалтерий показали свою эффективность в некоторых регионах Российской Федерации. Руководству Ростовской области следовало бы принять лучшие практики регионови адаптировать их под специфику развития области.Изучив опыт других регионов,можно отметить, что, например, по итогам последних двух лет расходы на содержание органов исполнительной власти Вологодской области уменьшились более чем на 233 млн. руб., в Удмуртской республике за 2015 год высвободились бюджетные средства на сумму 25,2 млн. рублей посредством оптимизации функций органов власти и сокращения численности государственных служащих, а в Московской области в 2015 году провели процедуру сокращения штата практически на 45 %, а все сэкономленные средства в размере порядка 1,5 млрд. руб. направлены в социальную сферу региона –образование и здравоохранение[5].Вместе с тем, в Ростовской области в 2015 году расходы на содержание аппаратауправления составляют около 3% от общей суммы расходов[6]. В 2016 году будет продолжена политика ненаращиваниярасходов на содержание аппарата управления органов государственной власти, которая основывается на нормировании управленческих расходов в части материальных затрат, в том числе через установление нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в целях оптимизации расходов областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.10.2015 № 59 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».С 2016 года также вступает в силу и Постановление Правительства Ростовской области от 25.12.2015 № 185 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Ростовской области, в том числе подведомственных им государственных казенных учреждений Ростовской области, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области», рализация на практике которого позволитопределить обоснованный объем имаксимальную стоимость (вформате «неболее») товаров, работ, услуг, планируемых кзакупке органом государственной власти Ростовской области.Однакосчитаем необходимым уточнить данное направление расходов путем пересмотра функций некоторых органов исполнительной власти, их укрупнения. Немаловажным решением может стать и перевод работников организационных, кадровых и правовых отделов в обеспечивающих специалистов.Наболевшими вопросами остаются завышенные расходы на содержание автопарка служебных машин и обеспечения деятельности аппарата Правительства Ростовской области.Действенной мерой, по нашему мнению, могло бы стать проведение массового обучения государственных и муниципальных служащих основам современного государственного и муниципального управления посредством части высвободившихся от оптимизации бюджетных средств.Сегодня уровень квалификации большинства государственных и муниципальных служащих не соответствует требованиям времени. По применению современных технологий управления, государство отстает от бизнеса на 510 лет. Дальнейшее укрепление сферы государственных финансов возможно прежде всего за счет ужесточения ответственности как органов власти, так и отдельных государственных персон [7]. Должна быть продолжена работапо изменению принципов бюджетного процесса, отвечающих современным реалиям, созданию мотивации на эффективное расходование средств областного бюджета.В современных условиях развития регионовособую актуальность получают вопросы усиления государственного финансового контроля. Контрольносчетной палатой Ростовской области каждый год проводятся масштабные проверки эффективности и результативности использования средств областного бюджета. За последние два года Палатой отмечено снижение нарушений и недостатков в использовании министерствами и ведомствами средств областного бюджета на содержание их аппаратов. Проверки показывают, что выделенные средства позволили обеспечить выполнение возложенных на органы исполнительной власти государственных функций и задач. Также проверки показывали, что применение конкурсных процедур при размещении заказов для государственных нужд обусловили экономию средств бюджета Ростовской области[8].Нарушения, связанные с осуществлением главными распорядителями средств областного бюджета полномочий в части формирования и реализации государственных программ Ростовской области в основном касаются ненадлежащего исполнения функций ответственного исполнителя государственных программ.В данных вопросах необходимо рассмотреть вопрос обеспечения согласованности между государственными программами, увязки их целевых показателей и финансового обеспечения, их направленности на целевые показатели с сокращением в них текущих расходов на содержание аппарата управления. Немаловажным является и активноевнедрение аудита эффективности бюджетных расходов, который позволяет изучить экономичность, результативность использования бюджетных средств.Таким образом, сегодня в Ростовской области проводится серьезная работа по оптимизации бюджетных расходов,активному внедрению программноцелевых принципов управления бюджетом,повышению прозрачности бюджетного процесса посредством государственного финансового контроля. Однако некоторые вопросы все еще требуют дополнительной проработки для достижения всех поставленных задач руководством области, ведь суть оптимизации бюджетных расходов не заключается в их сокращении, а переориентации в более перспективные направления с целью улучшения социальноэкономического положения региона . Отметим, что 2016 год будет для нашей страны нелегким, но именно поэтому он может стать серьезным побудительным мотивом для всех участников бюджетного процесса региона объединить усилия по решению наиболее важных задач, сохраняя набранный темп повышения качества финансовой деятельности.

Ссылки на источники1.Андреева О.В. Проблемы исполнения расходных обязательств в условиях экономического кризиса//В сборнике: Трансформация финансовокредитных отношений в условиях финансовой глобализации. Материалы VIМеждународной научнопрактической интернетконференции. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Фонд CITI, Вольное экономическое общество России, Финансовый факультет; ответственный редактор К.В. Кочмола. 2010. С. 4950.2.Бюджет 2016 года станет «бюджетом ответственности». Интервью министра финансов Ростовской области. Электронный ресурс. [Режим доступа]:http://www.donnews.ru/(Дата обращения 12.01.2016).3.Составлено авторами по данным официальногосайта журнала «Бюджет». Электронный ресурс. [Режим доступа]:http://bujet.ru/(Дата обращения: 25.12.2015)4.Официальный сайт министерства финансов Ростовской области www.minfin.donland. ru 5.Оптимизация кадров позволила Вологодской области сэкономить 223 млн. рублей. ИД «Бюджет». 15.01.2016. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://bujet.ru/(Дата обращения: 10.01.2016)6.Областной закон от 21.12.2015 № 473ЗС «Об областном бюджете на 2016 год». Принят Законодательным Собранием Ростовской области 17.12.2015.7.Андреева О.В. Развитие финансового контроля –важнейшее условие укрепления государственных финансов//Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С.35378.Отчет о работе Контрольносчетной палаты Ростовской области в 2014 году. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.ksp61.ru/work/reports/(Дата обращения: 20.12.2015)