Сотрудничество стран БРИКС как феномен интеграции будущего

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Печатнова Ю. В. Сотрудничество стран БРИКС как феномен интеграции будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1836–1840. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86394.htm.
Аннотация. Статья посвящена международным отношениям России в формате союза стран БРИКС, который представляет собой уникальную площадку дипломатии, диалоговый форум для обсуждения мировых проблем, а также мощную интеграционную систему, противостоящую мировой однополярности. Особое место в статье уделяется рассмотрению роли союза БРИКС в современной международной политике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Печатнова Юлия Вадимовна,Студент1 курса (351 гр.) юридического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаулeclipsej@mail.ru

Сотрудничество стран БРИКС как феномен интеграции будущего

Аннотация.Статья посвящена международным отношениям России в формате союза странБРИКС, который представляет собойуникальнуюплощадкудипломатии, диалоговый форумдля обсуждениямировых проблем, а также мощную интеграционную систему, противостоящую мировой однополярности.Особое место в статье уделяется рассмотрению роли союза БРИКС в современной международной политике.Ключевые слова: БРИКС, международные отношения, международный союз, внешняя политика.

Взаимопроникновение исторического наследия государствявляется следствием развития международных отношений. Россия, в силу уникальности своего географического положения, оказалась на перекрестке восточного и западного путей развития. В этом ее самобытность, в этом же двузначность в определении принадлежности к тому или иному традиционно выделяемому типу развития.На современном этапе в условиях конфронтации России с «Западом» вектор международной политики России стремится к противоположному направлению. Иными словами наблюдается переориентация с «Запада» на «Восток».Может ли поворот к восточнымстранам обернутьсярезультатом многовекового поиска Россией своего пути? Ответ кроется в исследовании перспектив развития стран БРИКС как зарождающегося союза восточных стран.Внешняя политика России в формате союзас государствамиучастницами БРИКС направленана формирование инновационных форммежнационального сотрудничества,разработку инструментовэффективного регулирования международных отношений.Жизнеспособность данного союза обсуждается в научной литературе, а также в современной политической среде. МодельБРИКС представляет собойуникальнуюформу интеграции. Такие объединения стран, как Евросоюз, ЕАЭС и другие отличаются ярко выраженной географической локальностью. БРИКС представляетчетыре континента,составляющих треть земного шара. Население объединенных территорий составляетоколо 40 % населениявсегомира. Это делает БРИКС всеобъемлющим, планетарным союзом. Россия придает«приоритетное значение взаимодействию с партнерами по БРИКС. Эта уникальная структура, созданная в 2006 г., нагляднее всего символизирует переход от однополярности к болеесправедливому мироустройству…Мы еще только привыкаем работать в таком составе, притираемся друг к другу. В частности, предстоит наладить более тесную координацию по внешнеполитическому досье, плотнее работать на площадке ООН. Но когда «пятерка» БРИКС развернется понастоящему, ее влияниена международную экономику и политику будетвесьма весомым». [1]

В докладе Посла по особым поручениям, заместителя Представителя Президента РФ в «Группе восьми», координатора в МИД России по вопросам «Группы двадцати» и группы БРИКС В.Б. Лукова БРИКС определяется как одноиз наиболее значимых событий последнего десятилетия.[2].ГосударстваБРИКС стремятся координировать действия в сфере мировой политикии экономики, тем самым укрепляя позиции союза на международной арене.Позитивными чертамисотрудничества являютсяконструктивный характер, деидеологизация, солидарность, внеблоковый характер международных отношений, ненаправленность против других государств. В этой связи БРИКС представляет собой образецмноговекторной дипломатии, образованной на общности интересов странучастниц. Значимой чертой позиционирования данной группы государств является содействие масштабному реформированию мировой финансовоэкономической архитектуры.Объективной причинойстоль весомого влияния стран БРИКС на международную экономику по факту 20122013 гг. явился размер объема производящего данными странами мирового ВВП (25 %).

В реалиях 2015 года иную, теперь уже неутешительную,экономическую картину представляет опубликованный агентством Bloombergпрогноз, который свидетельствует о резкой поляризации внутри группы БРИКС.[3].Входящие в нее страны являются либо самыми слабыми (Россия, Бразилия), либо самыми сильными (Китай, Индия) экономиками 2015 года. Посередине находится Южная Африка.

По данным 2015 года, суммарный ВВП, производящийся в странах БРИКС, составляет 15,8 триллионов долларов, что составляет более 14 % от уровня общемирового ВВП. [4].Однако, общее снижение процента ВВП не означает падение влияния государствБРИКС на мировом рынке.Страны БРИКС попрежнему занимают лидирующие позиции в отраслях, на которых они специализируются.[5].В «Аналитических докладах» Института международных исследований МГИМОэкономическийкризис рассматривается как фактор, сопутствующийконсолидации БРИКС.А формационное многообразие, определяемоенекоторыми экспертами как уязвимость союза, воспринимается другими как стратегическое преимущество.Возникает некое «хамелеонство» в оценке жизнеспособности стран БРИКС. С одной стороны, государстваБРИКС не связаны корнямиобщей истории, берут свои истоки от различныхцивилизаций, что делает несостоятельным поиск общих интересов стран с позиции исторического аспекта. Так, "Большая семёрка" базируетсяна принципах либеральной демократии и свободной рыночной экономики. Применять «нематериальные»ценности в отношении стран БРИКСоказывается сложно. Бразилия ‬страна,ставшая одним из оплотов католической конфессии. Россия страна православных традиций. Индия территорияиндуистских религий, Китай ‬буддистско

конфуцианское государство.ЮАР смесь христианства и древних языческих культов. Принято считать, что базовым консолидирующим фактором выступает критерий экономического развития, однако велика разница в уровнях экономического, социального и научнообразовательного развития стран БРИКС. Неоднородны даже сами экономические системы данныхгосударств, призванные консолидировать союз. Гармоничное сочетание капиталистической экономической архитектурыБразилии, Индии, ЮАР, системы социалистического типа в КНР, а также российскую модель, пока только наделенной признаком рыночностиобъективно вызывает большие сомнения.С другой стороны, данный союз актуаленкак противостояние однополярному миру, в условиях глобализации. Бесспорен факт, что экономики стран, характеризуясь существенными различиями, имеют большой потенциал. Таким образом, невзирая на принципиальныеотличияэкономических структур, государства БРИКС объединяют политические амбиции,которые прочно цементируют отношения странучастниц союза,стремление преобразовать растущую экономическую мощь в геополитическое влияние. На момент оформления БРИКСрассматривается в качестве новой моделиглобальной экономической кооперации.Сегодня уникальность полярного механизмаБРИКС в том, что он способен активизировать контакты между развитыми и развивающимися странами на основе взаимной выгоды, солидарности, при отсутствии конфронтации. Именно поэтому вформате БРИКС возможно решать и такие сложные проблемы, как массовая бедность, ярко выраженную социальную дифференциацию, несбалансированность в развитии регионов, недостаточный уровень модернизации индустриального сектора, несовершенство системы социального обеспеченияи высокий уровень инфляции.Процесс «оформления» группы БРИКС не завершен, и его не следует идеализировать. Процесс строительства отношений группы БРИКСнаходится только на начальном этапе. Главным образующим фактором зарождающегося союза, как уже было отмечено,служил экономический потенциал Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР. Постепенно углубление экономического взаимодействия привело к тесному сотрудничеству в сфере политики. Важным, однако, еще не урегулированнымаспектом в деятельности союза является вопрос о правовой упорядоченности отношений стран БРИКС.Эксперты указывают на правовые издержки как внутри союза, так и в правовой завершенности его внешней оболочки. Отмечаютсяслабая защита собственности, нарушение авторских прав, проблемы в области демократии и прав человека (особенно в Индии и Китае), а также в функционировании правового государства в целом, отсутствие независимой судебной системы и гласности, а также крайне высокий уровень коррупции, различия в целях и интересах стран БРИКС, борьба за лидерство внутри блока. Для сравнения государственного права стран БРИКС необходимо провести параллель между конституциями предложенных государств. Принятие Конституций Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР состоялось в прошлом столетии. Как и многие другие основные законы стран мира, конституции стран БРИКС провозглашают демократическое правовое государство, основанное на принципах суверенитета, декларируютосновные положения прав человека и гражданина, базирующиеся на признании человека высшей ценностью. Общность ценностных интересов порождает сплоченность союза. Общая идея стран БРИКС, бесспорно, выкристаллизовывается, а именно сотрудничество во имямиропорядка в противовес попыткам политической и ментальной унификации. БРИКС это сплав этнических и цивилизационных «планет». Налаживание межценностногодиалога БРИКС может стать революционным достижением наших стран. Уязвимость БРИКСнаблюдаетсяв его юридической неупорядоченности. Союзне является международной межправительственной организацией, в ее основе не лежит учредительный договор, у БРИКС нет штабквартиры, секретариата, бюджета и т.д., поэтомуБРИКС представляет собой современную форму институционального международного сотрудничества.Сегодня в условиях глобализациимеждународное сотрудничество принимает новые формы. Международные межправительственные организации ‬это полновесные субъекты международного права, способные заключать договоры, нести ответственностьпо международному и национальному праву. [6]. Тем не менее, на международной политикоправовой арене существуюттакие объединения государств, которые не обладают всеми признаками международной межправительственной организации, нооказывают значительное влияние на развитие международных отношений и международного права. Причиной этому объективно может являтьсянеготовностьгосударств кинтеграции, а значит передаче рядаполномочий международной организации. С течениемвремени объединение государств может приобрести юридически зафиксированный статус международной межправительственной организации. В этом случае международноправовая природасоюза будет эволюционно перерастатьв ту или иную модель международной организации. В другомслучае,союз государств, не желая «делиться» компетенциями с международной организацией, вполне может существовать с такимнеопределеннымстатусоммеждународного объединения. Какой путь выберет для себя союз БРИКС, покажет дальнейшее развитие отношений между входящими в него странами. Пока что, по меткому определению А.Х. Абашидзе и А.М. Солнцева, БРИКС представляет собой международную квазиорганизацию.[6]. Такая квазиорганизация является оригинальной формой политической интеграции. Политическая интеграция ‬это объективная форма и содержание современныхполитических процессов во взаимодействии с экономиками заинтересованных стран. [7].В.И. Ленину принадлежит высказывание, что политика есть концентрированное выражение экономики.В контексте данного определения БРИКС можно вполне заслуженно охарактеризовать как тип политической интеграции. Объясняется это тем, что экономическая заинтересованность союза определяет направление политического процесса.Современный мировой политический процесс развивается в тесном взаимодействиитенденций интернационализации, глобализации и международной интеграции. Природаформирования процессов международной интеграции сложнаи многофакторна. Онаобъясняется объективным развитием отраслевой специализации, однако объединение государств в единое целое носит противоречивый характер.Если внутригосударственная интеграция априори является признаком государства, фактором обеспеченияего целостности, то межгосударственная интеграция опасна утратой суверенности входящих в нее элементов. Союзные организации превращаются в надгосударственные органы.Тем самым голос входящего в союзгосударства на международной политической арене вытесняется более влиятельным мнением союза в целом. Пожалуй, это главные издержки международной интеграции. Уникальность интеграции БРИКС заключается в том, что данный союз создан не в ущерб влиятельности какойлибо из стран, входящих в него, а во имя процветания каждого из союзных государств, а следовательно, и всего объединения стран в целом.Исходя из вышеизложенных соображений, союз БРИКСможно рассматривать как показательнуюмеждународную интеграцию стран, во многом различных, но сохраняющих в рамках союза свою неповторимость, что позволяет им избавиться отуказанных издержек интеграционного процесса. Думается, опыт союзного строительства, показанный всему миру на примере оформления союза стран БРИКС, войдет в летопись международной дипломатии и станет фундаментом в процессе создания новых международных объединений.Несмотря на юридическую неопределенность организационной формы союза, представленные в статье суждения подтверждают жизнеустойчивость и перспективность данного объединения. Экономический потенциал и политические амбиции уже стали фундаментом строящегося здания международной организации. Думается, что следующим этапом должно стать оформление его правовой архитектуры. Нормативноправовая упорядоченность придаст союзу юридическую силу. Созданная система органов управления БРИКС откроет перспективы для оперативного решения насущных проблем.Последний штрих к оформлению этого экономикополитикоправового сооружения ‬его внутреннее убранство, его содержание, представляющее ювелирно отточенную культурноценностную общность.Каждый новый виток развития союза БРИКС не имеет аналогов в истории, но он представляет собой образец мирного, взаимовыгодного объединения стран, основанногона уважении культурных и ментальных различий. Поэтому БРИКС заслуженно можно назвать инновационнойинтеграцией будущего.

Ссылки на источники1.Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февр.2.БРИКС: проблемы и перспективы: сборник докладов научной конференции. М.: Институт международный исследованийМГИМО (У) МИД России, 2012.Выпуск 2(32).С. 7103.Важнейшие события экономики: оценки, прогнозы, комментарии. ‬URL: http://www.dw.com/ru/4.БРИКС: история, участники и экономический потенциал. ‬URL: http://ria.ru/infografika/20150323/1053966117.html5.Организация здравого смысла // Парламентская газета. 2015.5 июня6.Абашидзе А.Х., СолнцевА.М. БРИКС ‬международная квазиорганизация //Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы Научного семинара/ Отв. ред. и сост. К. М. Беликова. М.: Сенат Пресс, 2012.,С.9 ‬117.МельниковаА.С. Политическая интеграция как объективная закономерность развития международных экономических отношений // Вестник МГЛУ.,М., 2014.Выпуск 23 (709).С.16