Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
Выпуск:
ART 86393
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Григорьева
В.
А. Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1831–1835. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86393.htm.
Аннотация. Дан анализ проблемы формирования исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников на основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогической и консультативной психологии. Предложены и операционализированы показатели сформированности исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников, такие как любознательность, познавательная активность, наблюдательность и творческое мышление. Разработана и эмпирически апробирована программа формирования и развития исследовательских способностей и когнитивного развития детей дошкольного возраста с использованием проектных заданий. У детей экспериментальной группы подтверждена значимая динамика в уровне развития свойств и операций творческого мышления, в направлении которых велась специально организованная работа, предусмотренная рамками формирующего эксперимента в проектной деятельности.
Ключевые слова:
проектная деятельность, исследовательские способности, когнитивное развитие, экспериментальная и контрольная группы
Текст статьи
Григорьева Валерия Александровна, Магистранты 1 курса БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г.Брянск
Патрахова Екатерина Александровна,Магистранты1 курса БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г.Брянск
Научный руководитель –Голубева Галина Федоровна,Доцент, кандидат психологических наук, кафедра общей и профессиональной психологии БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянскzhukova_lera@mail.ru
Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
Аннотация.Дан анализ проблемы формирования исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников на основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогической и консультативной психологии. Предложены и операционализированы показатели сформированности исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников, такие как: любознательность, познавательная активность, наблюдательность и творческое мышление. Разработана и эмпирически апробирована программа формирования и развития исследовательских способностей и когнитивного развития детей дошкольного возраста с использованием проектных заданий. У детей экспериментальной группы подтверждена значимая динамика в уровне развития свойств и операций творческого мышления, в направлении которых велась специально организованная работа, предусмотренная рамками формирующего эксперимента в проектной деятельности.Ключевые слова: исследовательские способности; когнитивное развитие; проектная деятельность; экспериментальная и контрольная группы.
В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен довольно большой объем теоретических знаний, связанных с проблемами исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А.Г. Рузская, В.П. Зинченко и др.). Благодаря работам данныхавторов былавыявлена сущность, структура, закономерности формирования исследовательской деятельности на различных этапах онтогенеза. Изучению возрастных закономерностей становления исследовательских способностей, их структуры, феноменологиипосвящены работы А.Н. Поддьякова,Д. Берлайна, К. Хатт, Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар, Дж. Нанналли и Л. Лемонд, Л. Шаубл и Р. Глейзера, Г. Восса и X. Келлера. ИсследованияА. Деметроу, посвящены проблемам структуры,развития, диагностики причинно экспериментальногомышления. Значительный вклад в изучениеразвития у ребёнка представлений о стабильном объекте и причинности внес Ж. Пиаже. Экспериментальное исследование процесса «научного открытия», а также научного мышления было описанов работах таких авторов, как Л. Шаубл, Р. Глейзер,Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар и др. Проблематикой решения сложных задачв новых, нестандартных для человека ситуациях, моделируя реальные проблемы с помощью компьютеризированных систем занимались Д. Дернер, П. А. Френш, И. Функе[5, 6, 11, 12].
Эти и некоторые другие работы, проведённые в данной области, позволяют ответить на вопрос о психологической сущности исследовательской деятельности и когнитивного развития человека.Однако нам неудалось найти системного изложения данной проблемы с точкизрения её практической реализациивработе с детьми в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. На наш взгляд не достаточно четко определена ипсихологическая сущность исследовательских способностей, их структура, типы и оптимальные условия их формирования на ранних этапах онтогенеза.Согласимся с мнением ряда авторов, утверждающих, что решение сложных задач в ходе исследовательской деятельности есть многошаговая поведенческая и когнитивная активность, которая направлена на преодоление препятствия между нечёткими динамичными условиями и задачами. Она включает в себя когнитивные, эмоциональные, личностные и социальные способности и знания субъекта. Иными словами,исследовательские способностиформируются в русле когнитивного развития[11, 12].Анализ теоретических и эмпирических исследований по данной проблеме позволил нам в качестве показателей исследовательских способностей выделитьлюбознательность, познавательнуюактивность, наблюдательность, творческое мышление. Среди наиболее важных факторов и эффективных условий формирования и развития исследовательских способностейдетейразличные авторы называют проблемные, исследовательские методы, методы развивающего обучения, создание развивающей среды, метод проектов.Особенно актуальным
нам представляется изучение проблемы формирования исследовательских способностей дошкольников в русле когнитивного развития, через организацию проектной деятельности.В процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:1. Проанализированы теоретические аспекты проблемы исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников.2. Раскрыты закономерности развития и условия формирования исследовательских способностей и когнитивного развития в дошкольном возрасте.3. Изучена степень сформированности исследовательских способностей и уровень когнитивного развития дошкольников.4. Разработана и апробирована программа по формированию исследовательских способностей дошкольников в проектной деятельности.Предложенные и операционализированные показатели сформированности исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников оценивались на основе диагностического комплекса проектных заданий. которые приведены нижеЭмпирическое исследование было осуществлено поэтапно в соответствии с целями исследования:Iэтап. Констатирующий эксперимент. Первичная диагностика компонентов исследовательских способностей у дошкольников.Обследование проводилось в течение нескольких дней. В соответствии с целями исследования при изучении наблюдательности и творческого мышления каждый ребенок диагностировался индивидуально, степень выраженности любознательности оценивалась в подгруппе по 34 человека.IIэтап. Формирующий эксперимент. Разработка и проведение программы, направленной на формирование исследовательских способностей дошкольников в процессе проектной деятельности.IIIэтап. Контрольный эксперимент. Повторная диагностика исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников, участвующих в исследовании. Анализ и интерпретация результатов, оформление выводов и рекомендаций.Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №85 «Мишутка» г. Брянска на выборке, составившей 60 дошкольников в возрасте 66,5 лет, их родителей и педагогов.В соответствии с изложенными теоретическими положениями, для достижения цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики: «Найди отличия», серия методик В. Синельникова и В. Кудрявцева на выявление операций творческого мышления: «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» и «Дощечка».На первом этапе работы исследовательские способности дошкольников характеризуются следующими компонентами:
у большей части детейвыявлен средний уровень любознательности, не проявляя активности в познавательной деятельности, они ориентируются в ситуации, с интересом принимают участие в совместной деятельности;
средний уровень наблюдательности, при котором дети, сохраняя интерес кдеятельности, демонстрируют слабую концентрацию внимания, неусидчивость и высокую отвлекаемость, характерен для большинства дошкольников выборки;
преобладающими по группе являются средние и низкие показатели познавательной активности, а наиболее сформированными ее компонентами являются интерес к занятиям познавательного характера и умение фантазировать; наименее сформированными компонентами познавательной активности оказались настойчивость в преодолении трудностей, интерес к беседам на познавательные темы, интерес к головоломкам, логическим задачам;
наиболее сформированными являются операции творческого мышления, заключающиеся в умении преобразовывать объекты путем устранения несоответствия, в способности отделять несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, достаточно хорошо развита и способность к экспериментированию с преобразующимися объектами; такие операции творческого мышления, как умение видеть общее раньше частей и преобразование путем переноса сформированы надовольно низком уровне.Проведенная комплексная диагностика когнитивной сферы детей позволилаприступить к разработке и проведению
программы, направленной на формирование исследовательских способностей дошкольников в процессе проектной деятельности.В соответствии с поставленными задачами нами была определена форма реализации проектов: самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.На основе результатов констатирующего эксперимента вся выборка была условно разделена на контрольную и экспериментальную группы с учетом уровня сформированности исследовательских способностей детей. В обе подгруппы вошли дети дошкольного возраста с разными показателями по констатирующему эксперименту, но так, чтобы в контрольной и экспериментальной группах первичные показатели были равными. В проектную деятельность были включеныдети экспериментальной группы в количестве30 человек.В ходе осуществления программы были разработаны и реализованы следующие проекты.
Групповые долгосрочные (до 23 месяцев):
«ДеньЗемли»
«Голубая капелька»
«Чудесный и полезный лук»
«Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей),
«Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и растений), Групповые краткосрочные (24 недели):
«Чудоогород»
«Огонь –друг, или враг»
«Откуда стол пришел»
«Вместе с Элли в Изумрудный город» Индивидуальные:
«Мое здоровье»
«Моя семья»
«Лучший друг»Проекты создавались в рамках данного исследования на основе разработок и рекомендаций, описанных В.Гузеева, М. Костюченко, А.В.Крылова, Л.В. Лезовой, А.Н. Рыжиковой, А.С. Обухова, А.Э.Симановского, А.И. Савенкова, С.Е. Шишова, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеевой, Н.О. Яковлевой и др[9, 13, 14, 15]. Анализ результативности программы формирования исследовательских способностей былпроведен на основе данных контрольной диагностики уровня любознательности, наблюдательности, познавательной активности и творческого мышления дошкольников.В ходе повторного обследования нами было выявлено, что операции творческого мышления у детей экспериментальной группы характеризуются хорошо развитой способностью к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия, сформированным умением сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения; выраженной способностью к экспериментированию с преобразующимися объектами. Дети оказались способны отделять несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, самостоятельно формулировать и решать задачи на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе в мыслительных операциях.При этом дети контрольной группы демонстрируют в своем большинстве средние показатели сформированности способности к экспериментированию с преобразующимися объектами, применение действий простейшего символизма и механического переноса свойств предметов в новую ситуацию.Эффективность программы формирования исследовательских способностей дошкольников в проектной деятельности быладоказана и в процессе анализа динамики показателей до и после формирующей работы. Так в экспериментальной группе выявлена значимая динамика показателей любознательности (до 26,6%), наблюдательности (до 40%) и познавательной активности (до 20%). При этом динамика аналогичных показателей в контрольной группе составила не более 10%.Уровень сформированности операций творческого мышления до и после осуществления проектной деятельности также повысился, а именно на 13,4% увеличилось количество применения операции преобразования путем содержательного сложного устранения, на 20% увеличилось количество комбинированных ответов при анализе изображения в ситуации его разрушения, на 20% увеличилась частота применения надситуативного подхода при преобразовании объектов.Положительная динамика прослеженаив показателях высокого уровня сформированностиспособности к экспериментированию с преобразующимися объектами (до 26,7%). При этом уменьшение количества детей с низкими показателями общего уровня творческого мышления составило 20%. Количество детей, не принявших задание, дающих формальные ответы сократилось на 26,7% и составило не более 13,4%. В контрольной группе позитивная динамика уровня сформированности основных свойств, операций и общего уровня развития творческого мышления несколько ниже и составляет 6,613,4%.Таким образом, после разработки и проведения проектов, предусмотренных программой, у детей экспериментальной группы появилась значимая динамика в уровне развития свойств и операций творческого мышления, в направлении которых велась специально организованная работа, предусмотренная рамками формирующего эксперимента данного исследования.Установление статистической достоверности выявленных различий в средневыборочных показателях исследовательских способностей детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведенных развивающих занятий было проведено по tкритерию Стьюдента с помощью компьютерной программы SPSSStatistics17.0. Таблица 1 содержит средневыборочные показатели исследовательских способностей и вычисленные значения tкритерия.
Таблица 1Различия в средневыборочныхбаллах исследовательских способностей дошкольников контрольной и экспериментальной групп
(значения tкритерия Стьюдента)
Показатели исследовательских способностейЭкспериментальная группаКонтрольная группадо проект.деяттипосле проект.деяттиtdдо проект.деяттипосле проект.деяттиtdЛюбознательность1,872,21,671,851,890,32Наблюдательность1,732,133,911,831,930,41Познавательная активность2,002,334,522,072,200,84Преобразование путем устранения несоответствия2,132,402,612,132,160,17Умение видеть общее раньше частей1,672,215,761,721,901,28Преобразование путем переноса1,672,205,731,671,871,31Экспериментирование с преобразующимися объектами1,932,404,381,932,060,17
Как видно в таблице, статистически значимыми (при t3=0,999, tst=3,7) являются разности средних баллов по показателям наблюдательности (td =3,91) и познавательной активности (td =4,52) (по таблице стандартных значений tкритерия Стьюдента).Также статистически значимыми (при t3=0,999, tst=3,7) являются разности средних баллов по показателям сформированности способности видеть общее раньше частей (td=5,76), умения совершать преобразование путем переноса (td=5,73) и способности к экспериментированию с преобразующимися объектами (td=4,38).То есть, статистический анализ результатов экспериментального исследования позволил подтвердить предположение о том, что формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста осуществляется эффективно в процессе организации проектной деятельности.
Ссылки на источники1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.С. 24–33.2. Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. М., 2003. 388 с.3. Голубева Г. Ф., Спасенников В. В. Метод творческих проектов в экономической психологии управления туристическим бизнесом// Психология в экономике и управлении.2011.№2. С.68724. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. №6. С. 39 47.5. Запорожец А.В.Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995.6. Зинченко В.П. Культурноисторическая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4. 7. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. №8 –2006. –с. 27.8. Крылов А.В.Структурная модель педагогической деятельности при проектном обучении // Сб. трудов региональной научнопрактической конференции 24 октября 2002 г./ Под редакцией В. В. Крашенинникова9. Лезова Л.В., Рыжикова А.Н. Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1996, №7, с. 19–27. 10.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 1823.11.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000, с.71.12. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1995, 1, с. 1619.13. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 2232.14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль., 1996.15. Шишов С.Е. Кальней В.А.,Мищенко Е.А., Матвеева Т.М.Структура и содержание проектной деятельности.//Мониторинг образовательного процесса.№ 46 2004 г., № 1 2005.16. Яковлева Н.О.Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. –с.8.
Патрахова Екатерина Александровна,Магистранты1 курса БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г.Брянск
Научный руководитель –Голубева Галина Федоровна,Доцент, кандидат психологических наук, кафедра общей и профессиональной психологии БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянскzhukova_lera@mail.ru
Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
Аннотация.Дан анализ проблемы формирования исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников на основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов в области педагогической и консультативной психологии. Предложены и операционализированы показатели сформированности исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников, такие как: любознательность, познавательная активность, наблюдательность и творческое мышление. Разработана и эмпирически апробирована программа формирования и развития исследовательских способностей и когнитивного развития детей дошкольного возраста с использованием проектных заданий. У детей экспериментальной группы подтверждена значимая динамика в уровне развития свойств и операций творческого мышления, в направлении которых велась специально организованная работа, предусмотренная рамками формирующего эксперимента в проектной деятельности.Ключевые слова: исследовательские способности; когнитивное развитие; проектная деятельность; экспериментальная и контрольная группы.
В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен довольно большой объем теоретических знаний, связанных с проблемами исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А.Г. Рузская, В.П. Зинченко и др.). Благодаря работам данныхавторов былавыявлена сущность, структура, закономерности формирования исследовательской деятельности на различных этапах онтогенеза. Изучению возрастных закономерностей становления исследовательских способностей, их структуры, феноменологиипосвящены работы А.Н. Поддьякова,Д. Берлайна, К. Хатт, Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар, Дж. Нанналли и Л. Лемонд, Л. Шаубл и Р. Глейзера, Г. Восса и X. Келлера. ИсследованияА. Деметроу, посвящены проблемам структуры,развития, диагностики причинно экспериментальногомышления. Значительный вклад в изучениеразвития у ребёнка представлений о стабильном объекте и причинности внес Ж. Пиаже. Экспериментальное исследование процесса «научного открытия», а также научного мышления было описанов работах таких авторов, как Л. Шаубл, Р. Глейзер,Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар и др. Проблематикой решения сложных задачв новых, нестандартных для человека ситуациях, моделируя реальные проблемы с помощью компьютеризированных систем занимались Д. Дернер, П. А. Френш, И. Функе[5, 6, 11, 12].
Эти и некоторые другие работы, проведённые в данной области, позволяют ответить на вопрос о психологической сущности исследовательской деятельности и когнитивного развития человека.Однако нам неудалось найти системного изложения данной проблемы с точкизрения её практической реализациивработе с детьми в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. На наш взгляд не достаточно четко определена ипсихологическая сущность исследовательских способностей, их структура, типы и оптимальные условия их формирования на ранних этапах онтогенеза.Согласимся с мнением ряда авторов, утверждающих, что решение сложных задач в ходе исследовательской деятельности есть многошаговая поведенческая и когнитивная активность, которая направлена на преодоление препятствия между нечёткими динамичными условиями и задачами. Она включает в себя когнитивные, эмоциональные, личностные и социальные способности и знания субъекта. Иными словами,исследовательские способностиформируются в русле когнитивного развития[11, 12].Анализ теоретических и эмпирических исследований по данной проблеме позволил нам в качестве показателей исследовательских способностей выделитьлюбознательность, познавательнуюактивность, наблюдательность, творческое мышление. Среди наиболее важных факторов и эффективных условий формирования и развития исследовательских способностейдетейразличные авторы называют проблемные, исследовательские методы, методы развивающего обучения, создание развивающей среды, метод проектов.Особенно актуальным
нам представляется изучение проблемы формирования исследовательских способностей дошкольников в русле когнитивного развития, через организацию проектной деятельности.В процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:1. Проанализированы теоретические аспекты проблемы исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников.2. Раскрыты закономерности развития и условия формирования исследовательских способностей и когнитивного развития в дошкольном возрасте.3. Изучена степень сформированности исследовательских способностей и уровень когнитивного развития дошкольников.4. Разработана и апробирована программа по формированию исследовательских способностей дошкольников в проектной деятельности.Предложенные и операционализированные показатели сформированности исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников оценивались на основе диагностического комплекса проектных заданий. которые приведены нижеЭмпирическое исследование было осуществлено поэтапно в соответствии с целями исследования:Iэтап. Констатирующий эксперимент. Первичная диагностика компонентов исследовательских способностей у дошкольников.Обследование проводилось в течение нескольких дней. В соответствии с целями исследования при изучении наблюдательности и творческого мышления каждый ребенок диагностировался индивидуально, степень выраженности любознательности оценивалась в подгруппе по 34 человека.IIэтап. Формирующий эксперимент. Разработка и проведение программы, направленной на формирование исследовательских способностей дошкольников в процессе проектной деятельности.IIIэтап. Контрольный эксперимент. Повторная диагностика исследовательских способностей и когнитивного развития дошкольников, участвующих в исследовании. Анализ и интерпретация результатов, оформление выводов и рекомендаций.Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №85 «Мишутка» г. Брянска на выборке, составившей 60 дошкольников в возрасте 66,5 лет, их родителей и педагогов.В соответствии с изложенными теоретическими положениями, для достижения цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики: «Найди отличия», серия методик В. Синельникова и В. Кудрявцева на выявление операций творческого мышления: «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» и «Дощечка».На первом этапе работы исследовательские способности дошкольников характеризуются следующими компонентами:
у большей части детейвыявлен средний уровень любознательности, не проявляя активности в познавательной деятельности, они ориентируются в ситуации, с интересом принимают участие в совместной деятельности;
средний уровень наблюдательности, при котором дети, сохраняя интерес кдеятельности, демонстрируют слабую концентрацию внимания, неусидчивость и высокую отвлекаемость, характерен для большинства дошкольников выборки;
преобладающими по группе являются средние и низкие показатели познавательной активности, а наиболее сформированными ее компонентами являются интерес к занятиям познавательного характера и умение фантазировать; наименее сформированными компонентами познавательной активности оказались настойчивость в преодолении трудностей, интерес к беседам на познавательные темы, интерес к головоломкам, логическим задачам;
наиболее сформированными являются операции творческого мышления, заключающиеся в умении преобразовывать объекты путем устранения несоответствия, в способности отделять несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, достаточно хорошо развита и способность к экспериментированию с преобразующимися объектами; такие операции творческого мышления, как умение видеть общее раньше частей и преобразование путем переноса сформированы надовольно низком уровне.Проведенная комплексная диагностика когнитивной сферы детей позволилаприступить к разработке и проведению
программы, направленной на формирование исследовательских способностей дошкольников в процессе проектной деятельности.В соответствии с поставленными задачами нами была определена форма реализации проектов: самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.На основе результатов констатирующего эксперимента вся выборка была условно разделена на контрольную и экспериментальную группы с учетом уровня сформированности исследовательских способностей детей. В обе подгруппы вошли дети дошкольного возраста с разными показателями по констатирующему эксперименту, но так, чтобы в контрольной и экспериментальной группах первичные показатели были равными. В проектную деятельность были включеныдети экспериментальной группы в количестве30 человек.В ходе осуществления программы были разработаны и реализованы следующие проекты.
Групповые долгосрочные (до 23 месяцев):
«ДеньЗемли»
«Голубая капелька»
«Чудесный и полезный лук»
«Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей),
«Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и растений), Групповые краткосрочные (24 недели):
«Чудоогород»
«Огонь –друг, или враг»
«Откуда стол пришел»
«Вместе с Элли в Изумрудный город» Индивидуальные:
«Мое здоровье»
«Моя семья»
«Лучший друг»Проекты создавались в рамках данного исследования на основе разработок и рекомендаций, описанных В.Гузеева, М. Костюченко, А.В.Крылова, Л.В. Лезовой, А.Н. Рыжиковой, А.С. Обухова, А.Э.Симановского, А.И. Савенкова, С.Е. Шишова, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеевой, Н.О. Яковлевой и др[9, 13, 14, 15]. Анализ результативности программы формирования исследовательских способностей былпроведен на основе данных контрольной диагностики уровня любознательности, наблюдательности, познавательной активности и творческого мышления дошкольников.В ходе повторного обследования нами было выявлено, что операции творческого мышления у детей экспериментальной группы характеризуются хорошо развитой способностью к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия, сформированным умением сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения; выраженной способностью к экспериментированию с преобразующимися объектами. Дети оказались способны отделять несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, самостоятельно формулировать и решать задачи на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе в мыслительных операциях.При этом дети контрольной группы демонстрируют в своем большинстве средние показатели сформированности способности к экспериментированию с преобразующимися объектами, применение действий простейшего символизма и механического переноса свойств предметов в новую ситуацию.Эффективность программы формирования исследовательских способностей дошкольников в проектной деятельности быладоказана и в процессе анализа динамики показателей до и после формирующей работы. Так в экспериментальной группе выявлена значимая динамика показателей любознательности (до 26,6%), наблюдательности (до 40%) и познавательной активности (до 20%). При этом динамика аналогичных показателей в контрольной группе составила не более 10%.Уровень сформированности операций творческого мышления до и после осуществления проектной деятельности также повысился, а именно на 13,4% увеличилось количество применения операции преобразования путем содержательного сложного устранения, на 20% увеличилось количество комбинированных ответов при анализе изображения в ситуации его разрушения, на 20% увеличилась частота применения надситуативного подхода при преобразовании объектов.Положительная динамика прослеженаив показателях высокого уровня сформированностиспособности к экспериментированию с преобразующимися объектами (до 26,7%). При этом уменьшение количества детей с низкими показателями общего уровня творческого мышления составило 20%. Количество детей, не принявших задание, дающих формальные ответы сократилось на 26,7% и составило не более 13,4%. В контрольной группе позитивная динамика уровня сформированности основных свойств, операций и общего уровня развития творческого мышления несколько ниже и составляет 6,613,4%.Таким образом, после разработки и проведения проектов, предусмотренных программой, у детей экспериментальной группы появилась значимая динамика в уровне развития свойств и операций творческого мышления, в направлении которых велась специально организованная работа, предусмотренная рамками формирующего эксперимента данного исследования.Установление статистической достоверности выявленных различий в средневыборочных показателях исследовательских способностей детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведенных развивающих занятий было проведено по tкритерию Стьюдента с помощью компьютерной программы SPSSStatistics17.0. Таблица 1 содержит средневыборочные показатели исследовательских способностей и вычисленные значения tкритерия.
Таблица 1Различия в средневыборочныхбаллах исследовательских способностей дошкольников контрольной и экспериментальной групп
(значения tкритерия Стьюдента)
Показатели исследовательских способностейЭкспериментальная группаКонтрольная группадо проект.деяттипосле проект.деяттиtdдо проект.деяттипосле проект.деяттиtdЛюбознательность1,872,21,671,851,890,32Наблюдательность1,732,133,911,831,930,41Познавательная активность2,002,334,522,072,200,84Преобразование путем устранения несоответствия2,132,402,612,132,160,17Умение видеть общее раньше частей1,672,215,761,721,901,28Преобразование путем переноса1,672,205,731,671,871,31Экспериментирование с преобразующимися объектами1,932,404,381,932,060,17
Как видно в таблице, статистически значимыми (при t3=0,999, tst=3,7) являются разности средних баллов по показателям наблюдательности (td =3,91) и познавательной активности (td =4,52) (по таблице стандартных значений tкритерия Стьюдента).Также статистически значимыми (при t3=0,999, tst=3,7) являются разности средних баллов по показателям сформированности способности видеть общее раньше частей (td=5,76), умения совершать преобразование путем переноса (td=5,73) и способности к экспериментированию с преобразующимися объектами (td=4,38).То есть, статистический анализ результатов экспериментального исследования позволил подтвердить предположение о том, что формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста осуществляется эффективно в процессе организации проектной деятельности.
Ссылки на источники1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.С. 24–33.2. Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. М., 2003. 388 с.3. Голубева Г. Ф., Спасенников В. В. Метод творческих проектов в экономической психологии управления туристическим бизнесом// Психология в экономике и управлении.2011.№2. С.68724. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. №6. С. 39 47.5. Запорожец А.В.Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995.6. Зинченко В.П. Культурноисторическая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4. 7. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. №8 –2006. –с. 27.8. Крылов А.В.Структурная модель педагогической деятельности при проектном обучении // Сб. трудов региональной научнопрактической конференции 24 октября 2002 г./ Под редакцией В. В. Крашенинникова9. Лезова Л.В., Рыжикова А.Н. Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1996, №7, с. 19–27. 10.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 1823.11.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000, с.71.12. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1995, 1, с. 1619.13. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 2232.14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль., 1996.15. Шишов С.Е. Кальней В.А.,Мищенко Е.А., Матвеева Т.М.Структура и содержание проектной деятельности.//Мониторинг образовательного процесса.№ 46 2004 г., № 1 2005.16. Яковлева Н.О.Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. –с.8.