Граффити как объект социологического исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попов Е. В., Сысоева Я. В. Граффити как объект социологического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1851–1855. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86397.htm.
Аннотация. Феномен граффити в современном обществе становится все более популярным явлением в городских ландшафтах городов Российской Федерации. Это связано с тем, что основные институты выражения мнений, зачастую оппозиционных существующему строю, не могут выполнить своих прямых функций. Например, оппозиционные СМИ блокируются или обвиняются в клевете. В связи с этим начинают развиваться методы незаконной манифестации своих интересов с помощью граффити. Ведь намного проще написать какой-нибудь оппозиционный лозунг на объекте ландшафта и заочно найти своих соратников, чем заниматься всей бюрократической волокитой в процессе организации митинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПоповЕвгений Владимирович, Студент 3 курса направления подготовки «Социология», Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельскevgeniipalamodov@mail.ru

Сысоева Яна Викторовна,Студентка 3 курса направления подготовки «Социология», Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова. г. Архангельск

Граффити как объект социологического исследования

Аннотация.Феномен граффити в современном обществе становится все более популярным явлением в городских ландшафтах городов Российской Федерации. Это связано с тем, что основные институты выражения мнений, зачастую оппозиционных существующему строю, не могут выполнить своих прямых функций. Например, оппозиционные СМИ блокируются или обвиняются в клевете. В связи с этим начинают развиваться методы незаконной манифестации своих интересов с помощью граффити. Ведь намного проще написать какойнибудь оппозиционный лозунг на объекте ландшафта и заочно найти своих соратников, чем заниматься всей бюрократической волокитой в процессе организации митинга. Ключевые слова:граффити, контентанализ, локальный центр, аббревиатура.

Актуальность изучения граффити заключается в том, что граффити, по сути, есть продукт общественного мнения, выраженный латентным меньшинством. Этот продукт можно изучать без особых материальных затрат, в отличие от классического изучения общественного мнения. Вообще, кризис современных опросов общественного мнения налицо. Об этом говорил поструктуралист П. Бурдье в своем докладе на тему функционирования и назначения так называемых опросов общественного мнения. В этом докладе говорилось, что не каждый респондент способен к формированию мнения, и не все мнения равны, а также о том, что в обществе не существует общеустановленного вопроса, по которому можно было бы сформировать мнение[1]. Российские исследователи тоже говорят о кризисе в сфере опросов, но они смотрят на этот вопрос с точки зрения несовершенства методик. Например, Рогозин Д.М и Ипатова А.А в своей работе анализируют спад доверия к массовым опросам общественного мнения. Среди главных факторов они выделяют недобросовестную работу интервьюера в процессе сбора первичной социологической информации, несоблюдение им квот, подделке ответов, воздействии на респондента и т. д[2].

Понятие граффитиСлово «граффити» происходит от итальянского «grafficare» —царапать (буквально «нацарапанные»). Первоначально так называлась одна из техник настенной живописи[3]. Позже словом воспользовались археологи, употребляя его как общий термин для обозначения всех видов случайных надписей и рисунков на стенах домов. В настоящее время это понятие расширило свои границы: под граффити понимают любые неофициальные публичные тексты, включая и современные.

КлассификацияграффитиСуществует множество классификаций граффити, но все они имеют типичные сходства. Поэтому в данной работе за основу берется классификация польской исследовательницы Д. Козловска.

Классификация Д. Козловска

Метатекстуальные граффити и граффитинонсенс (граффити, не носящие строго политического или социального характера: это могут быть граффити с использованием непристойных слов и выражений (мат), отметки о пребывании («здесь был Витя»));

Экологические и пацифистские граффити (граффити о проблемах окружающей среды («Мехэто убийство!»));

Политические и социальные граффити (портреты политиков, портреты «вождей», комментарии к актуальным политическим и социальным проблемам («свободу Донбассу»), о церкви ирелигии);

Молодежные граффити (среди них: субкультурные («Емо это нормально»), о наркотиках («Дуй гашик»), о школе («5алохи»));

Любовноэротические граффити (признания в любви, поздравления с праздником, прошение прощения и так далее);

Юмористические граффити (различные шутки, анекдоты);

Символические граффити (весь спектр фашистской и националистической символики, символика анархии, символика сатанизма);

Художественные граффити (изображения);

Граффити о попкультуре (эмблемы популярных рэпи рокколлективов, фамилии и псевдонимы известных певцов, слова из песен; логотипы игр, имена героев современных книг и т. д.)[4].

Программа исследования

ЦельЦель данного исследования заключается в выявлении качественного и количественного состава граффити города Архангельск. Качественный состав будет определяться на основе классификации Д. Козловска (данная классификация валидна и для нашей страны), а количественный состав будет определяться путем подсчета граффити того или иного типа по каждому территориальноадминистративному округу города.

Задачи

Задачи, посредством решения которых можно достигнуть поставленной цели, определены как:

1. Сбор первичной социологической информации методом фотодокументрирования;2. Интерпретация граффити;3. Классификация граффити с учетом региональных особенностей на основе видов, выделенных Д.Козловска; 4. Интерпретация полученных данных.ОбъектОбъектом данного исследования является сущность феномена граффити (внутреннее содержание объекта, обнаруживающееся во внешних формах его существования). ПредметПредметом данного исследования является внутренне содержание граффити (иными словами их смысл

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: все граффити города Архангельск носят оппозиционный современному общественному строю характер.

Гипотезы –следствия:

1. Чем дальше от центра города выполнено граффити, тем более социально неодобряемо его содержание;

2. Чем более маргинальный характер носит тот или иной объект городского ландшафта, тем больше на нем социально неодобряемых граффити. Обоснование выборки

Выборочная совокупность, равная 3627 единицам граффити, сформирована путем отсеивания несодержательных граффити из генеральной совокупности, примерно равной 10 000 единицам граффити. Из генеральной совокупности были исключены такие типы (классы) граффити как теги, райты, скретчи (подписи), так как они не несут в себе никакой социальной нагрузки.

Методы исследования

В данномисследовании были применены такие методы сбора и обработки первичной социологической информации как:

визуальный осмотр зданий;

фотографический метод;

направленный количественный контент –анализ (после того, как был образован массив данных, отбирались граффити по темам, которые выделила исследовательница Козловска);

классификация;

статистический метод;График сбора первичной информацииПервичная социологическая информация для данного исследования собиралась в период с 16 октября по 2 декабря 2015 года во всех административнотерриториальных округах города Архангельск.

Анализ полученных результатов

Подробно рассмотрим социальные и политические граффити.Данный тип граффити представлен в Архангельске очень разнообразно.Для полноты анализа отдельно рассматривается социальный и политические аспекты.Социальный аспект:I. В эту категорию были включены такие граффити как А.С.А.В –характеризующее негативное отношение к полиции (25% от всех социальных граффити). «А.С.А.В» означает «АllСорsАrе Ваstаrds» («Все копы —ублюдки»). Эти граффитиочень популярны среди школьников среднего и старшего возраста. Это предположение подтверждает тот факт, что данная аббревиатура (A.C.A.B) так же как и метатекстуальные и граффитинонсенс часто встречается на здании школ и близлежащих постройках.II. Социальная основа данного типа граффити заключается в националистических высказываниях: «Дави хачей», «Россия для Русских»(60% от всех социальных граффити). Подобные граффити, наравне с символическими, чаще всего встречаются на пограничной территории двух округов: Майская горка и ВаравиноФактория. Причины, по которым они чаще всего встречаются там, были описаны нами в контексте символических граффити.III. Так называемые «мотивирующие» граффити: «хватит бухать», « я против сигаретного дыма», «тренируйся» (15% от всех социальных граффити). Данные граффити можно рассматривать в положительном контексте, как граффити, которые направлены на пропаганду здорового образа жизни. Но зачастую данные граффити пишутся носителями националистической идеологии, которые радеют не за здоровье всех, а за здоровье только лишь коренного населения (рядом с надписью, как подпись, они указывают числовую аббревиатуру 14\88). Данный подвид граффити, в силу всего выше сказанного, так же широко распространен в округе ВаравиноФактория и Майская горка. Но отдельные надписи подобного рода можно встретить и по всему городу в пределах от ВаравиноФактория до Соломбальского округа. Мотивирующие граффити не были обнаружены в Северном, Маймаксанском и Цигломеском округах, так как объекты ландшафта представлены в основном деревянными постройками. Политический аспект

В этот аспект были включены такие подвиды политических граффити как:I. Логотипы партий (политическая символика) (69,4% от всех политических граффити) 1.трафаретные логотипы партий: данный вид граффити был обнаружен в большом количестве в Ломоносовском административном округе, в привокзальном районе. Причем это были логотипы одной партии, партии «Родина». Наличие большого количества граффити данного вида именно в этомадминистративном округе связано с тем, что офис партии «Родина», находится на улице ЧумбароваЛучинского (Ломоносовский округ).Скорее всего, выполнены эти граффити в период агитационных кампаний, посвященных прошедшим парламентским выборам. 2. аббревиатуры партий: следует отметить, что этот тип граффити является распространенным явлением и никак не привязан к тому или иному округу. Чаще других упоминаются партии Единая Россия, ЛДПР и КПРФ. Причем о Единой России упоминается только в негативном контексте («ЕдРо –жулье», «Жидиная Россия»), в то время, как аббревиатуры остальных двух партий указываются без привязки к контексту и без оценочных суждений об их деятельности.II. Комментарии к современным политическим проблемам(20, 9 % от всех политических граффити)

Довольно узкая прослойка граффити, представленная лишь в двух аспектах, которые можно подразделить на внешнеполитический и внутриполитический.В первом случае речь идет об АТО и о ситуации на Востоке Украины. Возле офиса партии «Единая Россия», были обнаружены трафаретные граффити следующего содержания: «Свободу Луганску» и «Свободу Донбассу». Авторы данных граффити, по их мнению, отражают позицию большинства и хотят донести до правящей верхушки то, что их, якобы, бездействие должно быть прекращено, должны быть предприняты какиелибо меры для стабилизации обстановки на территории Донецкой и Луганской областей. Адресатом данных посланий является правительство Российской Федерации, состоящее из членов данной партии.

Во втором случае речь идето трафаретных граффити, являющихся рекламой сайта (национальныйзакон.рф), собирающего подписи в поддержку таких идей как: закон о запрете чиновникам иметь имущество за границей, о подчинении Банка России непосредственно Президенту РФ и т.д. Данные инициативы исходят от общественной организации «Профсоюз граждан России». Эти граффити были выполнены с помощью фиолетового или красного цвета.III. Трафаретные портреты Путина(9,7% от всех политических граффити)Данный подвид граффити был обнаружен лишь в Ломоносовском округе. Особенность этих граффити заключается в том, что под портретом есть надпись «подчиняйся». Данный подвид граффити, как и предыдущий тип, был выполнен с помощью трафаретов, с использованием либо красного, либо фиолетового цветов, поэтому можно предположить, что данные виды граффити (внутриполитические и портреты Путина) являются деятельностью упомянутой выше организации. Следует отметить тот факт, что граффити об архангельских политиках встречаются довольно редко (2 граффити) и исполнены в негативных коннотациях –«Донской лох» и «Павленко урод».В совокупности социальные и политические граффити составляют 10,8% от выборочной совокупности. Итоги всего исследования и подробная статистика представлены в таблице 1(приложение 1).

Подтверждение \опровержение гипотез

Первая гипотезаследствие чем дальше от центра города выполнено граффити, тем более социально неодобряемо его содержание –подтвердилась частично. О подобной тенденции можно говорить лишь в восточной части города (Майская горка, ВаравиноФактория) –там действительно наблюдается усиление оппозиционного характера граффити по мере отдаления от центра города –Октябрьского и Ломоносовского округов. В указанных ранее округах преобладают символические граффити националистические характера, а также социальнополитические граффити националистической направленности. Стоит отметить, что абсолютное большинство молодежных граффити, среди которых наиболее распространены адреса сайтов по продаже наркотиков, встречается в округе ВаравиноФактория. Абсолютно иная ситуация в северной (Соломбальский округ, Северный округ, Маймаксанский округ), западной (Цигломенский) и южной (Исакогорский округ) частях города. Здесь наблюдается тенденция не только к ослаблению оппозиционного характера граффити, но и тенденция к написанию граффити вообще, то есть количество граффити от центра (Октябрьского и Ломоносовского округа) снижается по мере приближения к окраинам севера, юга и запада города.

Вторая гипотезаследствие чем более маргинальныйхарактер носит тот или иной объект городского ландшафта, тем больше на нем социально неодобряемых граффити не подтвердилась. Из 18 выделенных локальных центров скопления граффити лишь 7 являются маргинальными зонами городского пространства (заброшенныестройки, мосты и т. д.). Остальные центры представляют собой объекты социальной значимости поликлиники, школы, здания ДЮСШ. Этот факт может говорить о том, что коммуникативная функция граффити все же превалирует над функцией манифестации. Автору граффити мало того, что он высказывает свою позицию, ему нужно, чтобы его еще и «услышали». Что касается основной гипотезы исследования все граффити города Архангельск носят оппозиционный современному общественному строю характер –не подтвердилась. Об оппозиционном характере можно говорить лишь в контексте метатекстуальных граффити и граффитинонсенс, символических, а также социальнополитических граффити. Остальные же типы граффити не могут быть отнесены к оппозиционным. В заключении данной статьи хотелось бы еще раз обратить внимание на важность изучения граффити в контексте развития (или деградации) современного общества. Так как феномен граффити является непосредственным продуктом общественного мнения, свободным от какихлибо ограничений, его изучение позволяет уловить все основные тенденции в обществе, не опасаясь того, что вместо своего мнения могут быть представлены социально одобряемые мнения, разделяемые большинством, как это часто бывает в процессе проведения анкетного опроса или психологического тестирования.

Ссылки на источники1. Бурдье П. Общественного мнения не существует [Интернет ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/211 (дата обращения: 17.02.2016).2. Рогозин Д.М., Ипатова А.А. Насколько разумна наша вера в результаты«бумажных» квартирных опросов? М.: Радуга, 2015. —124 с. 3. Бушнелл Д. Грамматика настенных надписей. Психологические особенности самодеятельных подростковоюношеских групп : сб. науч. тр / Д. Бушнелл М.: 1990 . –234 с.4. Козловска Д. Культура постмодернизма на примере граффити в Польше. Специфика явлений и их контекстов мире: Варшава.: PTO, 1992. –130 с.



Таблица 1Совокупное количество граффити в городе Архангельске по округам