Формирование образа семьи у школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харина О. А. Формирование образа семьи у школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1961–1965. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86420.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме семейного воспитания. Особое внимание уделено формированию образа семьи у современных подростков и молодых людей. В работе представлен исторический экскурс по проблеме исследования, с древнейших времен и до наших дней. Проанализированы работы по проблеме семейного воспитания, намечены пути решения рассматриваемой проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харина Олеся Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинскxarina.olesia@yandex.ru

Формирование образа семьи у школьников

Аннотация.Даннаястатьяпосвящена проблеме семейного воспитания. Особое внимание уделено формированию образа семьи у современных подростков и молодых людей. В работе представлен исторический экскурс по проблеме исследования: с древнейших времен и до наших дней. Проанализированы работы по проблеме семейного воспитания, намечены пути решения рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова:семья, образ семьи, семейное воспитание, проблема семейного воспитания, формирование образа семьи.

Семейное воспитание –одна из важнейших составляющих воспитания человека. Проблема семейного воспитания актуальна для педагогов и родителей, ведь их задача –подготовить подрастающее поколение к взрослой, самостоятельной жизни. В свою очередь, эта взрослая жизнь заключает в себе отношения между мужчиной иженщиной, крепкую, здоровую семью. Дети, подростки, юноши и девушки должны понимать, что им придется создавать свою семью, а педагоги и родители должны помочь им не ошибиться, осознать ценность семьи, связанные с ней проблемы и трудности.Данная проблема актуальна в настоящее время, ведь у современной молодежи разрушены традиционные представления о семье и браке, институт семьине является сейчас священным для многих людей. Современный человек больше стремится построить свою карьеру, а создание семьи выходит на второй план. Это обусловлено и общественным строем, и социальной обстановкой: СМИ пропагандируют безнравственное поведение, раскрепощенность в отношениях между мужчинами и женщинами и т.д.Взрослое поколение должнопомочь молодежи избежать неправильных ориентиров, должнонаправить юношей и девушек на общечеловеческие ценности, такие, как любовь, семья, уважение, дети. Проблема семейного воспитания была актуальна всегда:люди с древнейших времен понимали, что нужно готовить подрастающее поколение ксозданиюсемьи, к рождению детей. С развитием общества развивалось и воспитание детей. Начиная с античности, отношения между мужчиной и женщиной становились сложнее. Далее это можно проследить на примере рыцарства, когда юношей и девушек воспитывали в более жестких рамках.На Руси семейному воспитанию и подготовке детей к браку и семье уделялось большое внимание. Более четко и подробно воспитание детей, и в частности семейное воспитание, в русской семье описано в «Домострое»[1]. Этотпамятник русской литературы XVIвека является сборником правил и наставлений для человека во всех сферах его жизни. Включает советы по семейной жизни, воспитанию детей, общественным отношениям и религиозным вопросам.В «Домострое»[1]нет понятия «семья», но есть понятие «дом» как обозначение некоего психологического и хозяйственного целого. Семья была большая, состояла из нескольких поколений, объединяла множество родственников по нескольким линиям. Дом стремился оградить себя от окружающего мира, сохраняя тем самым индивидуальную атмосферу, защищая себя от смеха и осуждения других людей. То есть семья понималась как обособленная система со своими порядками, как отдельная часть общества, куда попадает не каждый.Главой дома считается муж. Он обязан обеспечивать свою большую семью, заботиться о ее благосостоянии, о воспитании ее членов. Отец воспитывает и обучает сыновей. Воспитанием дочерей занимается мать. Идеальная жена, по «Домострою»[1], должна уметь готовить, убирать дом, рукодельничать. Женщина заботится о домашнем хозяйстве, о муже, своих детях, об эмоциональном состоянии своих родных. Жена должна почитать своего мужа, во всем его слушать и ублажать.Не ценилась женщина, которая разводит скандалы, сквернословит; осуждался блуд, ярость, гнев и злопамятство с ее стороны. Девочек и девушек воспитывали в послушании, в «Домострое»[1]говорится, что дочь нужно держать в строгости, тем самым сохраняя ее в целомудрии и телесной чистоте. Выдача дочери замуж беспорочной равнялась великому делу, родители гордились этим, были уверенны, что их дочь станет хорошей женой и матерью. Девочки помогали своей матери ухаживать за хозяйством, за домашними животными, за младшими братьями и сестрами, тем самым они уже знали, что им предстоит в самостоятельной жизни, в своей семье.Детей воспитывали в строгости, в божьем страхе. Семьи были очень религиозные, верующие, а так как в христианстве блуд, прелюбодеяние считались грехом, то страх этого греха вкладывался в воспитание детей. Девушки и юноши хранили свою духовную и телесную чистоту для своего будущего супруга.Таким образом, в Древней Руси молодые люди должны были вступать в брак по велению родителей, должны были сохранять духовную и физическую чистоту, вести праведный образ жизни. Жена должнабыласлушать мужа, воспитывать детей, уметь готовить и рукодельничать. Муж и жена должныбылиучить детей труду, уважению к родителям и к Богу.Проблема семейного воспитания особо остро встала в XXвеке, когда начали разрушаться традиционные представления о семье, когда начали развиваться нетрадиционные формы брака и семьи: стали в большей мере появляться неполные семьи, матери и отцыодиночки, гомосексуальные семьи и т.д. Институт брака в этот период перестает быть священным для людей, возросло число разводов, юноши и девушки стали распущенней, мораль и нравственность перестали быть приоритетными ценностями для молодых людей. Поэтому психологи и педагоги забили тревогу, задались вопросом: «Как оградить наших детей от неправильного пути? Как научить их строить правильную семейную жизнь?» В XXXXIвеке появилось много литературы по семейной психологии и педагогике, которая ставит вопросы о половом, семейном воспитании детей и подростков. В учебниках психологии и педагогики появляются главы, рассматривающие семейное воспитание в школе и дома. Так, в учебнике Столяренко Л. Д. «Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров» рассматриваются проблемы полового воспитания, проблемы, связанные с ним, особенности полового поведения подростков, а также методы семейного воспитания, советы учителям и родителям[4].Учебник Кукушина В. С. «Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие» затрагивает проблему семейного воспитания глубже. Здесь рассматривается понятия «брак» и «семья»[3]. Брак –это некая потребность человека в человеке противоположного пола. Понятие «потребности» включает в себя не только физическое влечение, но и личностные качества человека (нежность, забота, ответственность, сила, хрупкость, любовь), умение вести себя, уважение к другому человеку, способность выполнять различную работу и т.д. По мнению, В.С. Кукушина, все эти умения и качества приобретаются именно в браке[3]. Также в этом учебнике рассматривается цель семейного воспитания, которая заключается в помощи детям естественно развиваться и расти, так, чтобы они были подготовлены к родительству и супружеству. Основой же семейного воспитания является обучение детей воздержанию, регуляции своих желаний, чувств, стремлений и страстей.Очень важно, что подростки невсегда понимают суть сексуальных отношений и отводят им главенствующую роль в отношениях между мужчиной и женщиной.Подробно разработана тема семейного и полового воспитания в книге Хрипковой А. П. и Колесова Д. В. «В семье сын и дочь»[5]. Эта книга предназначена для учителей и родителей, здесьпредлагаются различныеподходыквоспитаниюмальчиков и девочек, рассмотрены проблемы соматического, полового и психического развития детей обоих полов, а также вопросы гигиены, физического воспитания, подготовки к семейной жизни.Семейное воспитание рассмотрено здесь как системный процесс, которыйзаключает в себе и половое воспитание, и воспитание любви, уважения и других качеств личности. Очень подробно освещена тема полового воспитания.Половое влечение –это высшая и специфическая форма проявления любви. Но она отличается от других форм полового влечения тем, что направлена на одного конкретного человека. В любви проявляется общий уровень развития человека, его духовная зрелость, нравственный потенциал, индивидуальные особенности и т.д. Юноши и девушки часто путают половое влечение и влюбленность с настоящей любовью, молодые люди не могут полностью оценить другого человека. По этой причине ранние браки часто непрочны и заканчиваются разводами. Это происходит потому, что молодой человек еще не знает, что он хочет, и не может оценить в этом планеличность объекта своих чувств. Девушки и юноши не всегда могут различить личностные качества будущего супруга. Также недостатком является неверное понимание семьи, неспособность разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влюбленности, влечения.

Однако юношеская любовь имеет значение для развития личности человека. Для такой любви характерна идеализация другого человека, но это явление приводит к ошибкам и разочарованиям в дальнейших отношениях между девушкой и юношей. Поэтому важная задача семейного воспитания молодого поколения –это воспитание стремления и способности разобраться в другом человеке, избегать поспешности в сближении и заключении брака.Залогом правильного семейного воспитания является развитие у молодого поколения нравственных отношений между полами. У юношей и девушек необходимо развивать уважение к человеку другого пола, ответственность за свое и чужое здоровье, а также за свои поступки, стремление понять и оценить другого человека, его поступки, понимание опасности ранних беспорядочных половых связей. Подростки должны понимать, что легкомыслие в отношениях недопустимо. Необходимо прививать подрастающему поколению правильное понимание взрослости, нужно объяснять, что взрослость –это не ранняя половая жизнь и множество партнеров, аэто ответственность за свои поступки, уважение другого человека, способность различить серьезные чувства и просто влечение.Часто ошибкой молодых людей при вступлении в брак является неправильная оценка своего партнера. Так как влюбленным свойственна идеализация объекта своих чувств, то многие закрывают глаза на определенные недостатки человека, которые могут разрушить дальнейшие отношения, помешать развитию и укреплению брака.Нужно, например, объяснять девушкам, что не стоит принимать качества молодого человека в период ухаживания за модель его поведения в жизни. Это может привести к разочарованиям в будущих отношениях. Поэтому необходимо лучше присматриваться к своему избраннику и не думать, что его можно будет изменить в браке.У девушекнужно сформировать понимание, что такое женственность, какие качества привлекают мужчин в своих будущих женах. То есть важно объяснять молодым девушкам, и особенноподросткам, психологические особенности парней и мужчин, и наоборот, мальчикам и парням объяснять, каких мужей хотят видеть девушки.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. считают, что путем правильного полового воспитания закладываются в детях основы будущих счастливых семейных отношений[5]. Каждый молодой человек, девушка должны понимать, что семья –это не просто союз мужчины и женщины, это объединение, основанное на взаимном чувстве любви, уважении, поддержке, моральной и материальной. Людям, задумывающимся о семье, необходимо понимать, что важной задачей семьи является воспитание детей, развитие их духовных и физических качеств. У девушек и юношей должна быть естественна мысль о детях, о том, что они будут родителями, и поэтому они должны сознательно строить свои жизненные планы.Подрастающее поколение –это наше будущее, будущее общества и государства. Именно онобудет продолжать жизнь. Правильные цели, ценности, традиции должны быть сформированы у наших подростков, юношей и девушек. Формироваться это должно под контролем родителей и педагогов, которые могут направить на должный путь и помочь разобраться в ложных ценностях современного общества.«Умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью является одним из важнейших качеств учителя» [2, 41].Мы рассмотрели в работе педагогическую и психологическую литературу, которая, в свою очередь, поможет взрослым правильно общаться с подрастающим поколением, правильно воспитывать его в русле семейной проблемы. Без взрослых, молодому поколению сложно разобраться в себе и другом человеке, понять сущность семьи и правильное отношение к ней как к общественному институту.Семья –это не просто ячейка общества, это отдельный мир, где есть свои правила и особенности, традиции и законы. Там должны царить любовь, уважение, взаимопонимание, поддержка, помощь моральная и материальная, а также бытовое благополучие. Это должен усвоить каждый человек, который собирается строить семью.

Ссылки на источники1.Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1985.2.Елагина, В.С., Немудрая, Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая //Международный журнал экспериментального образования. –2009. –№5. –С.41423.Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2е, перераб. И доп. –Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. –352с.4.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров/ Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. –4е изд., перераб. И доп. –М.: Издательство Юрайт, 2012. –671 с. –Серия : Бакалавр. Базовый курс.5.Хрипкова А. Г., Колесов Д.В. В семье сын идочь: Кн. Для учителя. –2е изд., испр. –М.: Просвещение, 1985. –240 стр., ил.