Исследование отношения современной молодежи к представителям другой национальности
Выпуск:
ART 86418
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толстых
А.
А.,
Садовникова
Н.
О. Исследование отношения современной молодежи к представителям другой национальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1956–1960. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86418.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты исследования отношения современной обучающейся молодежи к представителям другой национальности. Приводится теоретический анализ таких понятий, как этноцентризм и этнические стереотипы. Выявлено наличие большого количества факторов, способствующих развитию экстремистских убеждений, предложены меры профилактики проявлений национализма.
Ключевые слова:
отношение, этнические стереотипы, экстремизм, этноцентризм, убеждения, этнические общности
Текст статьи
Толстых Анастасия Андреевна,студентка 3 курса ФГАОУ ВПО «Российскийгосударственныйпрофессиональнопедагогического университет», г. Екатеринбургantolst@mail.ru
Садовникова Надежда Олеговна,кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедройпсихологии и физиологииФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургnosadovnikova@gmail.com
Исследованиеотношения современной молодежи к представителям другой национальности
Аннотация.В данной статье рассматриваются результаты исследованияотношения современной обучающейся молодежик представителям другой национальности. Приводится теоретический анализ таких понятий, как: этноцентризм иэтнические стереотипы.Выявлено наличие большого количества факторов, способствующих развитию экстремистских убеждений, предложены мерыпрофилактики проявлений национализма.Ключевые слова:этноцентризм,этнические стереотипы, этнические общности,убеждения,экстремизм, отношение.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Вопервых, активной миграцией из стран «ближнего зарубежья», так как Россия является одной из основныхцентров мировой миграции.Вовторых,проблема демографического роста и старение населения благоприятствуют нехватке рабочих кадров, которая решается с привлечением в страну мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья. Втретьих, рост национализма среди отдельных национальностей.Данные факторы вызывают у населенияотрицательное отношение, они расценивают представителей других национальностей как «второсортных», обостряющих своим поведением криминальную ситуацию в стране, диктующих свои порядки. В связи с этим, народы стараются обособиться, сохранить свою самобытность, уникальность и культуру.В связи с этим наблюдается небывалый размах национальных, этнических и религиозных движений. Наблюдается бурный ростэтнического самосознания и идентичности, осложняющий межкультурную коммуникацию, а в ряде случаев приводящийк дестабилизации межэтнических отношений.Вданном случае вконфликт вступает нравственноценностная система чужой культуры, так как большинством людей она воспринимается через сравнение с образцом, в качестве которого выступают культурные особенности и ценности своего этноса, служащие эталоном для такого сравнения. Собственная культура становится для таких людей ядром всего мира, а все остальные расцениваются как низкопробные, недостойные того, чтобы сосуществовать на Земле с их нацией.Ценностный тип суждения, описанный выше, определяется как этноцентризм, который у Э.К. Аспа определяется как «общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные ипревалирующая»[1;223 с.]. Феномен этноцентризма в большей степени несет негативные последствия, такие как дискриминация, шовинизм, расизм, национализм, ксенофобия и т.д.Положительным его проявлением можно назвать патриотизм, чувство национального достоинства, а в дополнение к тому, он выполняетфункцию поддержания идентичности и сохранения целостности и специфичности этнической группы. По мнению супругов К. и М. Герген, часть термина «этноцентризм»несет в себе заметные черты, схожие с понятием «эгоцентризм». Связь заключается в составной части слов, котораяпереводится как «центрация». В одном случае это центрация объекта на себе, а в другой –центрация на себе этноса или этнической группы[2][3].Исследования этноцентризма Д. Кэмпбелла позволили выделить некоторые его особенности [4]:считать все происходящее в своей культуре естественным и правильным, а в других –неестественным и неправильным;рассматривать обычаи своей группы как универсальные;воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;действовать в интересах своей группы;чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;гордиться своей группой.Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, выступают: стереотипизация(процесс формирования устойчивого представления или образа об этнической группе, путём распространения на него характеристик своей группы);социальная каузальная атрибуция(интерпретация человекомпричин и мотивов поведения других людей и своего собственного);этническая установка(система социальных установок, носители которых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнической идентичности).Таким образом, через призму восприятия своей этнической группы, складываютсясхематизированные, исторически сложившиесяобразы других этнических общностей, устойчивые представления об их нравственных, умственных и физических качествах. Такие представления называются этническими стереотипами(этностереотипами).
Выделяют два вида этнических стереотипов–автостереотипы (оценки, мысли, касающиеся своего этноса, объектом которых являются типичные представители своей этнической группы) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений (основанных по большей мере на внешности) о других народах иоб их отдельных представителях). Структура этнического стереотипасостоит из ядра, представленного системойустоявшихсяпредставлений о внешнем виде представителей другой культуры, об историческом прошлом, их образе жизни. Вторая составляющая –меняющиеся суждения о нравственных и коммуникативных характеристиках данной этнической общности, которые зависят от межэтнических и межгосударственных отношений.Этнические стереотипы способствуют появлению определенного отношения к какойлибо этническойгруппе, тем самым подталкивая к определенной программе действий по отношению к ней.Подтверждающие вышеизложенную теорию данные были получены в результате исследования, посвященного изучению отношения современной молодежи к представителям другой национальности. В исследовании участвовало 64 студента,из которых 32 студента(6 мужчин и 26 женщин) высших учебных заведений в возрасте от 19 до 21 годаи 32 студента (23 мужчины и 9 девушек) средних образовательных организаций, в возрасте от 16 до 19ти лет.В выборку вошли представители 9 национальностей: русские, украинцы, киргизы, татары, евреи, немцы, молдаване, ханты и башкиры.Средний возраст выборки составил 18,2 лет.Методическийинструментарий представлен«Диагностическимтестомотношений»Г. Солдатовой, широко использующимсяпсихологами в изучении межгрупповых и межличностных отношений. Респондентам предлагается оценить качества по 4хбалльной шкале в зависимости от степени их выраженностидля каждой из предложенных характеристик («Идеал», «Типичный представитель своей национальности» и т.д.»).Основная идея методики заключается в том, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и чужой общности, могут интерпретироваться поразному.Пары качеств выбиралисьиз набораличностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп. Они рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социальнопсихологических исследованиях. Противоположность характеристик в выделяемых парах качеств оценивалась экспертами –профессиональными психологами [5].Результаты диагностики показали, что 100% опрошенных приписывают положительные характеристики личности для образа «Идеал», а образу «Я» положительные характеристики приписывает 78,1%, «Типичному представителю своей национальности»–48,4%, а «Типичному представителю другой национальности» только 40,6%. Качественный анализ методики позволяет выделить положительные личностные характеристики, которые, по мнению респондентов, в большей степени присущи всем четырем образам. Подавляющее большинство студентов характеризуют себя как: активных, темпераментных, гордых, находчивых, общительных, аккуратных и настойчивых людей. «Идеальному образу предписывают остроумие, активность, экономность,покладистость, аккуратность, находчивость, осторожность и общительность. «Типичному представителю своей национальности»
находчивость, настойчивость, остроумие и гордость.«Типичному представителю другой национальности» дипломатичность, общительность, активность, настойчивость, осторожность и покладистость.Отрицательные личностные характеристики, такие как –вспыльчивость,упрямство,хитрость, навязчивость и агрессивность,приписываются в большей степени представителям другой национальности. Себе, идеалу и типичному представителю своей национальности они приписывают такие качества как: жадность, вспыльчивость, упрямство.На основе этого можно сделать вывод, что отношение к представителям другой национальности носит безразличный или чаще отрицательный характер, и другая этническая группа,по мнению некоторыхпредставителей молодежи,воспринимается как низкосортная в сравнении со своей.В дополнение к основной методике, студентам предлагалось ответить на анкетуМ.А.Одинцовой и М.В. Тищенко.Она была разработана для исследованиялатентного экстремизма среди молодежи [6].Респондентампредлагается 6 утверждений и 5возможныхвариантов ответов, в зависимости отсогласия/несогласия и частоты встречаемости случаев. Седьмое утверждение требует от респондента выбора тех событий, которые он пережил втекущемучебном году.О негативном отношении студентов к другой национальности свидетельствует твёрдое согласие 17,95%опрошенных, а частично согласилось с высказыванием 18%. 29,68% не согласились или частично не согласились с данным утверждением. От ответа ушло 34,37% респондентов.Несмотря на то, что подавляющее большинство студентов (84%) с уверенностью отметили, что отношения между студентами их группы не зависят от национальности, 8% приняли амбивалентную позицию. 8% отметило, что отношения между ними всетаки выстраиваются на основе национальной принадлежности.О том, что случаирелигиозного преследования студентов явление достаточно редкое, отметило 87,5% студентов. Остальные12,5%отметили, что периодически такие случаи встречаются.Кроме того, 6,5% респондентов указали на единичные ситуации преследования студентов из семей мигрантов однокурсниками, 6% —на периодичность подобных происшествий. 87,5% опрошенныхутверждает, что такие случаи не встречаются.По свидетельству 12,5% респондентов среди нихнет студентов, оказывающих психологическое насилие. О единичных случаях проявления недружелюбия говорит 54,7% студентов. О том, что среди них враждебно настроенных людей меньше половины говорит 29,68%. Оставшиеся 3,12% респондентов отметили, что таких студентов у них больше половины.На единичные случаи давления со стороны агрессивных и конфликтных студентовуказало 56,25% опрошенных, 17% считают, что таких студентов менее половины, а тех, кто считает, что таких студентов среди них нет, оказалось 20,31%. Вместе с тем, по мнению 4,7% таких студентов более половины, а 1,56% уверены, что таких студентов большинство.По результатам видно, что проблема экстремизма среди молодёжи имеет место быть, хотя она менее выражена по сравнению с показателями, говорящими о том, что другая национальностьне является причиной для преследования или проявления по отношению к ней насилия. К сожалению, на первый взгляд незначительные показатели по таким факторам, как проявлениенедружелюбия, издевательств,враждебных настроенийи наличие конфликтных и агрессивных студентов, уже позволяет делать выводы о том, что благоприятная почва для этноцентризма,расизма и прочих негативных проявлений экстремизмасуществует. Существуют и другие пути развития экстремистского поведения.Оно может развиваться вследствиеполученных человекомпсихологических травм. Из предложенного списка возможных травмирующих событий студентам предлагалось отметить те, с которыми им пришлось столкнуться. На основе полученных ответов выделено3 группы событий:События, связанные с некорректным поведением педагогов;События, связанные с агрессивным поведением сверстников;Тяжелые жизненные события (смерть близких и другое).Данные по первой группе говорят о том, что 12,5% изколичествавсех респондентов,так или иначе,были задействованы в конфликтных отношениях с педагогами. Из них 37,5% испытывали на себе давление преподавателей, 50% сталкивались с безразличным отношением преподавателей. Оставшиеся 12,5% были унижены и оскорблены преподавателем.Вторая группа травмирующих событий, связанных с отношениями с одноклассниками выявлена у 7,8% процентов из всех студентов, участвовавших в данном исследовании. 60% были подверженыдавлению со стороны одногруппников или сверстников, а 40% студентов подвергались унижениям, оскорблениям, высмеиваниям.Третья группа травмирующих жизненных событий встречается у 62,5% респондентов из всего количестваопрошенных. Из них 10,9% назвали в качестве травмирующего событиясмерть близких.Остальные 89,1% выделили в качестве травмирующих событий другие, не предписанные методикой.Исходя из анализа полученных данных, можно предположить, что психологическую травму более глубокого характера длячеловеканесутпереживания,связанные со значимыми для него людьми. Педагог является значимой фигурой для студентов, а это значит, что оскорбления, факты подавления, элементы безразличия, унижение и высмеивание с его стороны могут спровоцировать различного рода девиацииу молодых людей.Психологи утверждают, что недостаточность внимания со стороны значимых взрослых является одной из основных причин отклоняющегося поведения, в число которого входят и экстремистские убеждения.На основании проделанной работы можно сделать вывод, что в большей мереотношение современной молодежи к представителям другой национальности положительно,но,несмотря на это,некоторые представители молодежи оценивают их какзаметно уступающихпо способностям и качествам в сравнении с собой, как представителем своей нации. Ко всему прочему, наличие травмирующих событий, способствующих ростуколичествамолодых людей с отклоняющимся поведением,подтверждается случаями проявления недружелюбия, агрессии и издевательств. Следует заметить, что даже незначительный процент отрицательно настроенных людей может изменить сложившуюся картинумирадо неузнаваемости. К тому же, всвязи с постоянно меняющимися событиями в мире, тенденция в любой момент может пойти по отрицательной линии и постепенно нарастать, тем самым обостряя ситуацию. Меройпрофилактики экстремизма не только среди молодежи, но и среди всего населения страны, может являться введение поликультурного образования и специальных программ для средств массовых коммуникаций (Интернета, телевидения, газет и т. д.), которые смогли бы повысить этнокультурную компетентность жителей нашей планеты, знакомя с историей и традициями других народов. Важно найти не только различия, но и сходства в их психологии и образе жизни. Это позволит людям сформировать толерантное отношение и умение подмечать позитивные черты характера, культуры взаимоотношений, быта и традиций других народов. Но этого будет недостаточно.Полученные результаты позволяют обосновать необходимость разработки системы мероприятий, направленных на выработку и профилактику положительного отношения современной молодежи к представителям другой национальности. Реализация данных мероприятий должна осуществляться во внеурочной деятельностиобразовательных организаций. Основными направлениями воспитательной работы должны быть:1.Формированиезнаний и представлений о различных этнических и религиозных группах;2.Формирование умения отмечать позитивные черты характера, культуры взаимоотношений, быта и традиций других народов;3.Формирование толерантного отношения современной молодежи к представителям другой национальности;4.Своевременное выявление и коррекция поведения неформальных "агрессивных" лидеров;
5.Предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами;6.Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения;7.Работа по противодействию различным проявлениям экстремизма.Данные направления могут послужить основой для профилактики расовых предрассудков и национальных предубеждений. Предполагаемые формы работы:лекции, круглые столы, кинолектории, семинары, диспуты, мероприятия по гражданскопатриотическому и духовнонравственному воспитаниюи прочее.В настоящий момент в Российском государственном профессиональнопедагогическом университете(РГППУ)реализуется проект «России сможем послужить…». Его целью является создание единого пространства дискуссийпо проблемам становленияРоссии на современном этапе развития цивилизации и определение роли молодежи вэтом процессе.
Работаданнойдискуссионной площадки предполагает решение ряда задач:Обоснование патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса
развития современного российского общества.Разработка инновационных подходов к организации воспитательной работы
с молодежью в образовательных организациях всех уровней, направленных
на формирование патриотизма.
Формирование у молодежи установок на потребность в ценностях
патриотизма, духовных и моральнонравственных ориентиров поведения и
деятельности.
Формирование у молодежи толерантного поведения, гражданскойидентичности, способности и готовности противостоять насаждаемому
экстремистскому мировоззрению и ксенофобии.
Мониторинг уровня патриотизма в молодежной среде, уровня гражданской
идентичности и духовности.Реализация данного проекта позволит создатьусловия для бесконфликтного сосуществования, межличностного и межкультурного взаимодействияразличных этнических общностей;повыситьэтнокультурную компетентность населения; сформировать положительное, толерантное отношение современной молодежи к представителям других национальностей; поддержать политику государства, направленную на патриотическое воспитание.
Ссылки на источники1.Асп. Э.К. Введение в социологию/ Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.2.Герген К., Герген М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006, 1036 с.;3.Пашукова Т.И. Этноцентризм в межкультурной коммуникации. –М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009.№ 563.4.КэмпбеллД.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, 339 с.
5.СолдатоваГ.У.Психология межэтническойнапряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.6.Одинцова М.А. и Тищенко М.В. Исследование латентного экстремизма в образовательной среде колледжей //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. №122 (июльавгуст).URL: /2014/122.htm. –Гос. рег. Эл № ФС7742115. ISSN 22195467. –[Дата обращения: 17.02.2016].
Садовникова Надежда Олеговна,кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедройпсихологии и физиологииФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургnosadovnikova@gmail.com
Исследованиеотношения современной молодежи к представителям другой национальности
Аннотация.В данной статье рассматриваются результаты исследованияотношения современной обучающейся молодежик представителям другой национальности. Приводится теоретический анализ таких понятий, как: этноцентризм иэтнические стереотипы.Выявлено наличие большого количества факторов, способствующих развитию экстремистских убеждений, предложены мерыпрофилактики проявлений национализма.Ключевые слова:этноцентризм,этнические стереотипы, этнические общности,убеждения,экстремизм, отношение.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Вопервых, активной миграцией из стран «ближнего зарубежья», так как Россия является одной из основныхцентров мировой миграции.Вовторых,проблема демографического роста и старение населения благоприятствуют нехватке рабочих кадров, которая решается с привлечением в страну мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья. Втретьих, рост национализма среди отдельных национальностей.Данные факторы вызывают у населенияотрицательное отношение, они расценивают представителей других национальностей как «второсортных», обостряющих своим поведением криминальную ситуацию в стране, диктующих свои порядки. В связи с этим, народы стараются обособиться, сохранить свою самобытность, уникальность и культуру.В связи с этим наблюдается небывалый размах национальных, этнических и религиозных движений. Наблюдается бурный ростэтнического самосознания и идентичности, осложняющий межкультурную коммуникацию, а в ряде случаев приводящийк дестабилизации межэтнических отношений.Вданном случае вконфликт вступает нравственноценностная система чужой культуры, так как большинством людей она воспринимается через сравнение с образцом, в качестве которого выступают культурные особенности и ценности своего этноса, служащие эталоном для такого сравнения. Собственная культура становится для таких людей ядром всего мира, а все остальные расцениваются как низкопробные, недостойные того, чтобы сосуществовать на Земле с их нацией.Ценностный тип суждения, описанный выше, определяется как этноцентризм, который у Э.К. Аспа определяется как «общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные ипревалирующая»[1;223 с.]. Феномен этноцентризма в большей степени несет негативные последствия, такие как дискриминация, шовинизм, расизм, национализм, ксенофобия и т.д.Положительным его проявлением можно назвать патриотизм, чувство национального достоинства, а в дополнение к тому, он выполняетфункцию поддержания идентичности и сохранения целостности и специфичности этнической группы. По мнению супругов К. и М. Герген, часть термина «этноцентризм»несет в себе заметные черты, схожие с понятием «эгоцентризм». Связь заключается в составной части слов, котораяпереводится как «центрация». В одном случае это центрация объекта на себе, а в другой –центрация на себе этноса или этнической группы[2][3].Исследования этноцентризма Д. Кэмпбелла позволили выделить некоторые его особенности [4]:считать все происходящее в своей культуре естественным и правильным, а в других –неестественным и неправильным;рассматривать обычаи своей группы как универсальные;воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;действовать в интересах своей группы;чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;гордиться своей группой.Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, выступают: стереотипизация(процесс формирования устойчивого представления или образа об этнической группе, путём распространения на него характеристик своей группы);социальная каузальная атрибуция(интерпретация человекомпричин и мотивов поведения других людей и своего собственного);этническая установка(система социальных установок, носители которых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнической идентичности).Таким образом, через призму восприятия своей этнической группы, складываютсясхематизированные, исторически сложившиесяобразы других этнических общностей, устойчивые представления об их нравственных, умственных и физических качествах. Такие представления называются этническими стереотипами(этностереотипами).
Выделяют два вида этнических стереотипов–автостереотипы (оценки, мысли, касающиеся своего этноса, объектом которых являются типичные представители своей этнической группы) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений (основанных по большей мере на внешности) о других народах иоб их отдельных представителях). Структура этнического стереотипасостоит из ядра, представленного системойустоявшихсяпредставлений о внешнем виде представителей другой культуры, об историческом прошлом, их образе жизни. Вторая составляющая –меняющиеся суждения о нравственных и коммуникативных характеристиках данной этнической общности, которые зависят от межэтнических и межгосударственных отношений.Этнические стереотипы способствуют появлению определенного отношения к какойлибо этническойгруппе, тем самым подталкивая к определенной программе действий по отношению к ней.Подтверждающие вышеизложенную теорию данные были получены в результате исследования, посвященного изучению отношения современной молодежи к представителям другой национальности. В исследовании участвовало 64 студента,из которых 32 студента(6 мужчин и 26 женщин) высших учебных заведений в возрасте от 19 до 21 годаи 32 студента (23 мужчины и 9 девушек) средних образовательных организаций, в возрасте от 16 до 19ти лет.В выборку вошли представители 9 национальностей: русские, украинцы, киргизы, татары, евреи, немцы, молдаване, ханты и башкиры.Средний возраст выборки составил 18,2 лет.Методическийинструментарий представлен«Диагностическимтестомотношений»Г. Солдатовой, широко использующимсяпсихологами в изучении межгрупповых и межличностных отношений. Респондентам предлагается оценить качества по 4хбалльной шкале в зависимости от степени их выраженностидля каждой из предложенных характеристик («Идеал», «Типичный представитель своей национальности» и т.д.»).Основная идея методики заключается в том, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и чужой общности, могут интерпретироваться поразному.Пары качеств выбиралисьиз набораличностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп. Они рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социальнопсихологических исследованиях. Противоположность характеристик в выделяемых парах качеств оценивалась экспертами –профессиональными психологами [5].Результаты диагностики показали, что 100% опрошенных приписывают положительные характеристики личности для образа «Идеал», а образу «Я» положительные характеристики приписывает 78,1%, «Типичному представителю своей национальности»–48,4%, а «Типичному представителю другой национальности» только 40,6%. Качественный анализ методики позволяет выделить положительные личностные характеристики, которые, по мнению респондентов, в большей степени присущи всем четырем образам. Подавляющее большинство студентов характеризуют себя как: активных, темпераментных, гордых, находчивых, общительных, аккуратных и настойчивых людей. «Идеальному образу предписывают остроумие, активность, экономность,покладистость, аккуратность, находчивость, осторожность и общительность. «Типичному представителю своей национальности»
находчивость, настойчивость, остроумие и гордость.«Типичному представителю другой национальности» дипломатичность, общительность, активность, настойчивость, осторожность и покладистость.Отрицательные личностные характеристики, такие как –вспыльчивость,упрямство,хитрость, навязчивость и агрессивность,приписываются в большей степени представителям другой национальности. Себе, идеалу и типичному представителю своей национальности они приписывают такие качества как: жадность, вспыльчивость, упрямство.На основе этого можно сделать вывод, что отношение к представителям другой национальности носит безразличный или чаще отрицательный характер, и другая этническая группа,по мнению некоторыхпредставителей молодежи,воспринимается как низкосортная в сравнении со своей.В дополнение к основной методике, студентам предлагалось ответить на анкетуМ.А.Одинцовой и М.В. Тищенко.Она была разработана для исследованиялатентного экстремизма среди молодежи [6].Респондентампредлагается 6 утверждений и 5возможныхвариантов ответов, в зависимости отсогласия/несогласия и частоты встречаемости случаев. Седьмое утверждение требует от респондента выбора тех событий, которые он пережил втекущемучебном году.О негативном отношении студентов к другой национальности свидетельствует твёрдое согласие 17,95%опрошенных, а частично согласилось с высказыванием 18%. 29,68% не согласились или частично не согласились с данным утверждением. От ответа ушло 34,37% респондентов.Несмотря на то, что подавляющее большинство студентов (84%) с уверенностью отметили, что отношения между студентами их группы не зависят от национальности, 8% приняли амбивалентную позицию. 8% отметило, что отношения между ними всетаки выстраиваются на основе национальной принадлежности.О том, что случаирелигиозного преследования студентов явление достаточно редкое, отметило 87,5% студентов. Остальные12,5%отметили, что периодически такие случаи встречаются.Кроме того, 6,5% респондентов указали на единичные ситуации преследования студентов из семей мигрантов однокурсниками, 6% —на периодичность подобных происшествий. 87,5% опрошенныхутверждает, что такие случаи не встречаются.По свидетельству 12,5% респондентов среди нихнет студентов, оказывающих психологическое насилие. О единичных случаях проявления недружелюбия говорит 54,7% студентов. О том, что среди них враждебно настроенных людей меньше половины говорит 29,68%. Оставшиеся 3,12% респондентов отметили, что таких студентов у них больше половины.На единичные случаи давления со стороны агрессивных и конфликтных студентовуказало 56,25% опрошенных, 17% считают, что таких студентов менее половины, а тех, кто считает, что таких студентов среди них нет, оказалось 20,31%. Вместе с тем, по мнению 4,7% таких студентов более половины, а 1,56% уверены, что таких студентов большинство.По результатам видно, что проблема экстремизма среди молодёжи имеет место быть, хотя она менее выражена по сравнению с показателями, говорящими о том, что другая национальностьне является причиной для преследования или проявления по отношению к ней насилия. К сожалению, на первый взгляд незначительные показатели по таким факторам, как проявлениенедружелюбия, издевательств,враждебных настроенийи наличие конфликтных и агрессивных студентов, уже позволяет делать выводы о том, что благоприятная почва для этноцентризма,расизма и прочих негативных проявлений экстремизмасуществует. Существуют и другие пути развития экстремистского поведения.Оно может развиваться вследствиеполученных человекомпсихологических травм. Из предложенного списка возможных травмирующих событий студентам предлагалось отметить те, с которыми им пришлось столкнуться. На основе полученных ответов выделено3 группы событий:События, связанные с некорректным поведением педагогов;События, связанные с агрессивным поведением сверстников;Тяжелые жизненные события (смерть близких и другое).Данные по первой группе говорят о том, что 12,5% изколичествавсех респондентов,так или иначе,были задействованы в конфликтных отношениях с педагогами. Из них 37,5% испытывали на себе давление преподавателей, 50% сталкивались с безразличным отношением преподавателей. Оставшиеся 12,5% были унижены и оскорблены преподавателем.Вторая группа травмирующих событий, связанных с отношениями с одноклассниками выявлена у 7,8% процентов из всех студентов, участвовавших в данном исследовании. 60% были подверженыдавлению со стороны одногруппников или сверстников, а 40% студентов подвергались унижениям, оскорблениям, высмеиваниям.Третья группа травмирующих жизненных событий встречается у 62,5% респондентов из всего количестваопрошенных. Из них 10,9% назвали в качестве травмирующего событиясмерть близких.Остальные 89,1% выделили в качестве травмирующих событий другие, не предписанные методикой.Исходя из анализа полученных данных, можно предположить, что психологическую травму более глубокого характера длячеловеканесутпереживания,связанные со значимыми для него людьми. Педагог является значимой фигурой для студентов, а это значит, что оскорбления, факты подавления, элементы безразличия, унижение и высмеивание с его стороны могут спровоцировать различного рода девиацииу молодых людей.Психологи утверждают, что недостаточность внимания со стороны значимых взрослых является одной из основных причин отклоняющегося поведения, в число которого входят и экстремистские убеждения.На основании проделанной работы можно сделать вывод, что в большей мереотношение современной молодежи к представителям другой национальности положительно,но,несмотря на это,некоторые представители молодежи оценивают их какзаметно уступающихпо способностям и качествам в сравнении с собой, как представителем своей нации. Ко всему прочему, наличие травмирующих событий, способствующих ростуколичествамолодых людей с отклоняющимся поведением,подтверждается случаями проявления недружелюбия, агрессии и издевательств. Следует заметить, что даже незначительный процент отрицательно настроенных людей может изменить сложившуюся картинумирадо неузнаваемости. К тому же, всвязи с постоянно меняющимися событиями в мире, тенденция в любой момент может пойти по отрицательной линии и постепенно нарастать, тем самым обостряя ситуацию. Меройпрофилактики экстремизма не только среди молодежи, но и среди всего населения страны, может являться введение поликультурного образования и специальных программ для средств массовых коммуникаций (Интернета, телевидения, газет и т. д.), которые смогли бы повысить этнокультурную компетентность жителей нашей планеты, знакомя с историей и традициями других народов. Важно найти не только различия, но и сходства в их психологии и образе жизни. Это позволит людям сформировать толерантное отношение и умение подмечать позитивные черты характера, культуры взаимоотношений, быта и традиций других народов. Но этого будет недостаточно.Полученные результаты позволяют обосновать необходимость разработки системы мероприятий, направленных на выработку и профилактику положительного отношения современной молодежи к представителям другой национальности. Реализация данных мероприятий должна осуществляться во внеурочной деятельностиобразовательных организаций. Основными направлениями воспитательной работы должны быть:1.Формированиезнаний и представлений о различных этнических и религиозных группах;2.Формирование умения отмечать позитивные черты характера, культуры взаимоотношений, быта и традиций других народов;3.Формирование толерантного отношения современной молодежи к представителям другой национальности;4.Своевременное выявление и коррекция поведения неформальных "агрессивных" лидеров;
5.Предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами;6.Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения;7.Работа по противодействию различным проявлениям экстремизма.Данные направления могут послужить основой для профилактики расовых предрассудков и национальных предубеждений. Предполагаемые формы работы:лекции, круглые столы, кинолектории, семинары, диспуты, мероприятия по гражданскопатриотическому и духовнонравственному воспитаниюи прочее.В настоящий момент в Российском государственном профессиональнопедагогическом университете(РГППУ)реализуется проект «России сможем послужить…». Его целью является создание единого пространства дискуссийпо проблемам становленияРоссии на современном этапе развития цивилизации и определение роли молодежи вэтом процессе.
Работаданнойдискуссионной площадки предполагает решение ряда задач:Обоснование патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса
развития современного российского общества.Разработка инновационных подходов к организации воспитательной работы
с молодежью в образовательных организациях всех уровней, направленных
на формирование патриотизма.
Формирование у молодежи установок на потребность в ценностях
патриотизма, духовных и моральнонравственных ориентиров поведения и
деятельности.
Формирование у молодежи толерантного поведения, гражданскойидентичности, способности и готовности противостоять насаждаемому
экстремистскому мировоззрению и ксенофобии.
Мониторинг уровня патриотизма в молодежной среде, уровня гражданской
идентичности и духовности.Реализация данного проекта позволит создатьусловия для бесконфликтного сосуществования, межличностного и межкультурного взаимодействияразличных этнических общностей;повыситьэтнокультурную компетентность населения; сформировать положительное, толерантное отношение современной молодежи к представителям других национальностей; поддержать политику государства, направленную на патриотическое воспитание.
Ссылки на источники1.Асп. Э.К. Введение в социологию/ Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.2.Герген К., Герген М. Этноцентризм // Психологическая энциклопедия. 2е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006, 1036 с.;3.Пашукова Т.И. Этноцентризм в межкультурной коммуникации. –М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009.№ 563.4.КэмпбеллД.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, 339 с.
5.СолдатоваГ.У.Психология межэтническойнапряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.6.Одинцова М.А. и Тищенко М.В. Исследование латентного экстремизма в образовательной среде колледжей //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. №122 (июльавгуст).URL: /2014/122.htm. –Гос. рег. Эл № ФС7742115. ISSN 22195467. –[Дата обращения: 17.02.2016].