Традиции неоиндуизма в культурной жизни провинциального города конца ХХ – начала XXI в. (на примере г. Тюмени)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стародубцева М. Н. Традиции неоиндуизма в культурной жизни провинциального города конца ХХ – начала XXI в. (на примере г. Тюмени) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1966–1970. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86421.htm.
Аннотация. Религия всегда оказывала значительное влияние на культуру. В настоящее время на формирование культурного пространства города, помимо традиционных, существенно влияют нетрадиционные религиозные движения, к числу которых относят неоиндуистские организации. Рассматривая региональные особенности распространения и проявления неоиндуизма, автор делает вывод о том, что, несмотря на малочисленный состав адептов неоиндуизма в Тюмени, они играют значительную роль в культурной и общественной жизни города. При этом жители избирательно перенимают традиции, зачастую предпочитая не вникать в сакральный смысл воспроизводимых ими действий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стародубцева Марина Николаевна,магистрант ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г.Тюменьstarodubtceva.m.n@gmail.com

Традиции неоиндуизма в культурной жизни провинциального города конца ХХ начала XXIвв.(на примере г.Тюмени)

Аннотация.Религия всегда оказывала значительное влияние на культуру. В настоящее времяна формирование культурного пространства города, помимо традиционных, существенно влияют нетрадиционные религиозные движения, к числу которых относят неоиндуистские организации. Рассматривая региональные особенности распространения и проявления неоиндуизма, автор делает вывод о том, что, несмотря на малочисленный состав адептов неоиндуизма в Тюмени, они играют значительную роль в культурной и общественной жизни города. При этом жители избирательно перенимают традиции, зачастую предпочитая не вникать в сакральный смысл воспроизводимых ими действий.Ключевые слова:неоиндуизм, региональная культура, провинциальный город, нетрадиционные религиозные движения.

Развитие культуры теснейшим образом связанос религией, которая долгие годы определяла преобладающие в том или ином регионе ценности, традиции и особенности культовых практик.В настоящее время, несмотря на секуляризацию, влияние религиозных традиций попрежнему остаётся значительным. При этом современные жители часто не имеют чётких представлений об источниках тех или иных обычаев. Следовательно, возникает проблемаизучения феноменов современной культуры, в основе которых лежат традиции различных религий. Особый интерес вызывают культурные проявления нетрадиционных религиозных движений (НРД), которые начали активно распространяться в России после демократических перемен, произошедших после 1985 г. К их числу относятся и так называемые неоиндуистские организации. Неоиндуизм впервые появился на Западе как религиозная система, имеющая восточные корни, однако рассчитанная на западного «потребителя». В середине 20 века неоиндуизм стал активно распространяться в мире. В настоящее время эти движения утвердились в России и представляют важный объект научного изучения. Общие вопросы, связанные с особенностямифункционирования НРД в мире и России рассматриваютсяв работах А.Л.Дворкина[1], Е.Г.Балагушкина[2]и др.Однако в нихотсутствуют научные данные орегиональных особенностяхсовременного состояния, социальной практики,норм, правил, обрядов последователей неоиндуизма.В частности, остаётся открытым вопрос о проявлении традиций неоиндуизма в культуре провинциальных городов. Известно, что провинциальные города, составляя ступень иерархии территориальной общности социального пространства, обладают специфическими чертами. Им свойственна своя местная политика, экономика, социальные и культурные ценности, уклад жизни и др. [3].Объектом нашего исследования выступила культурная среда г.Тюмениконца XX

начала ХХI вв.Несмотря на то, что на сегодняшний деньэтот город является столицей большого региона с интенсивным социальноэкономическим развитиеми традициями, сформированными на базе природных и этнических территориальных особенностей, в нём сохраняются многиечерты провинциального города.Использование методовисточниковедческого анализа, опроса, интервьюирования позволило нам охарактеризовать состояние неоиндуистских течений в Тюмени на рубеже XXXXIвв.; выявить элементытрадицийнеоиндуизма, проявляющиеся в образе жизни, обрядовой и религиознодуховной практике жителей г.Тюмени; установить особенности осуществления рекреационной деятельности, основанной на традициях неоиндуизма, а также определить социальнокультурную деятельность, осуществляемую представителями неоиндуистких организаций в г. Тюмени.В частности было установлено, чтоиз большогоколичестванеоиндуистских течений в современной России(Международное общество сознания Кришны, Движение Раджиниша, Движение Чинмоя, Сахаджайога Ананда маргаБрахма Кумарис Всемирный духовный университет КультСатья Саи Бабы Движение Трансцендентальная медитация), в г.Тюмени официально функционирует только одно «Общество сознания Кришны».Движение «Общество сознания Кришны» появилось в Тюмени в 1990г., первыми распространителями учения стали сестры Новодольновы. Первый ашрам образовался в марте 1991 г., духовным лидером стал В.Б.Сокол. В 1992 г. религиозная община прошла государственную регистрацию. Изначально в общине состояло четыре человека, практиковавшие садханабхакти (ежедневный комплекс духовных программ с 4.00 до 20.00).Наибольший рост активности наблюдался в 1990е г. В 1994 г. лидер Тюменского Общества сознания Кришны (ТОСК) В. Б. Сокол организовал Институт ведической культуры, в основе деятельности которого лежало научное осмысление ведического наследия последователями в Тюмени. На данный момент Институт закрыт, т.к. члены организации считают его миссию осуществленной и завершенной. С 1991 г. по 2000 г. последователи Движения сменили несколько мест, где проводились собрания общины: от квартиры допионерского лагеря. Связано это с постоянным ростом численности организации. К 1995 г. численность последователей ОСК составляла около 80 человек.В 2000 г. религиозная организация была упразднена. Тем не менее, общие собрания для проведения праздников и встреч со старшими вайшнавами не прекращались.В 2006 г. году была зарегистрирована новая организация в г. Тюмени, председателем которой стал Павел Геннадьевич Дереча.До 2008 г. последователи Движения арендовали частный дом, в котором находился проповеднический центр и где постоянно жили несколько человек. Община развивалась по типу «клеточных церквей», то есть под руководством объединенной сотрудничающей группы лидеров еженедельно проводились программы близкого общения в малых группах на базе нескольких домашних проповеднических центров. В Тюмени действовало три подобных группы. Ежедневно по утрам верующие собирались для богослужения и изучения текстов Бхагавадгиты, Шримадбхагаватам в частной квартире.В 2009 году в наименование организации были внесены изменения. После перерегистрации Тюменского общества сознания Кришны стало называться «Местная религиозная организация Тюменское общество сознания Кришны». Численность на июнь 2009 г. составила около 150 человек, из них активистов –50[4]. По словам нынешнего руководителя Тюменского Общества сознания Кришны, Павла Деречи, численность прихожан на февраль 2014 г. составляла150200 человек. Община содержится в основном за счет распространения духовной литературы, добровольных пожертвований, продажи предметовкульта.Таким образом, данная религиозная организация существует в городе более 20 лет. За это время количество адептов возросло с 4 человек до примерно 200 человек. То есть данную организацию нельзя отнести к разряду динамично развивающихсярелигиозных сообществ.Важную роль в жизни любой социальной группы играют традиции элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В своей работе мырассмотрелив качестве традиций определенные общественные нормы, правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды последователей «Общества сознания Кришны» в Тюмени. Как и в других религиях, последователи Тюменскогообществасознания Кришныпосещают храм. По воскресным дням в храме проходит так называемая «Воскресная программа», в рамках которой все желающие могут посетить лекцию, киртан (совместное воспевание мантры под индийские музыкальные инструменты), а также отведать маха прасад (угощения гостей освященной пищей). Если гости храма проявляют интерес к данной религии, то их приглашают на Бхактиврикшу (дерево преданного служения).Бхактиврикша —это название для маленьких групп людей, еженедельно встречающихся в течение двухтрех часов вдоме у наставника. На этих встречах участники обсуждают философию сознания Кришны, развивают дружеские отношения. Группа Бхактиврикша учит их тому, как стать компетентными проповедниками. Бхактиврикша состоит из киртана, джапы (повторения молитвы Харе Кришна на четках), духовного наставления или обсуждения некоторой темы сознания Кришны, проповеднического собрания и прасада.Кришнаитам очень важно поклоняться Божествам у себя дома. Как показало исследование, алтари,встречающиеся в жилищах тюменских кришнаитов, отличаются большим разнообразием и могут быть нарисованы, сделаны из дерева, глины, мрамора, металла и т.д. Как правило, алтарь является единственной частью интерьера, указывающей на религиозные предпочтения хозяина дома.Ещё одной традицией последователей кришнаизма является Харинама пение на улицах, что в переводе означает святые имена Бога. Кришнаиты поют на улицах, поскольку уверены в том, что это очищает атмосферуи что любой человек, услышав святое имя, может стать ближе к Богу [5]. В Тюмениэти шествия проходят на Цветном бульваре в центре города, в весеннелетнеосенний период(с мая по октябрь)по воскресным дням.Вариант харинамы Радхаятра (праздник колесниц) проходит в день города.По словам руководителя тюменской религиозной организации «Общество сознания Кришны» П.Деречи, в 2013 году был достигнут консенсус с администрацией города в вопросе о проведении харинамы: «Мы поняли друг друга, поняли ожидания друг друга. И это положительная тенденция, т.к. уличные мероприятия, которые мы проводили, теперь проводятся официально, отдел по общественному порядку эти мероприятия защищает, администрация города их санкционирует. Мы очень рады такому сотрудничеству, потому что опыт многолетнего проведения этих мероприятий показывает, что они не несут ничего дурного, наоборот они несут какоето счастье, радость. И мы рады, что теперь вместе с нами, совместно с нами радость несут и органы власти». Одной из форм проявления неоиндуизма являютсяпищевые запреты, которых придерживаются и представители Тюменскогообществасознания Кришны. Во второй половине 1990х гг. в Тюмени ими были реализованы первые попытки создания производства вегетарианской продукции. В этот период одной из статей дохода организации являлась продажа кондитерской продукции фирмы «Гаурангалила». На данный момент эта деятельность прекращена. Для удовлетворения запросов вегетариацев открыто кафе «Вриндован» (до 2014 г. «Бурфи»), которое предлагает вегетарианскуюеду.Традициинеоиндуизма проявляются и в рекреационной деятельности тюменцев, активно практикующих йогу.В настоящее время в Тюмени открылось множество центров и клубов, пропагандирующих разные её направления. Результаты исследования, проведённого С.В.Зайцевой, И.В.Стародубцевой [6],показали, что в городе представлено четыре направления йоги, наиболее распространёнными из которых являются Хатха йога (представлена в 67 % клубов) и Айенгара йога (ведётся в 40 % клубов). Менее популярными можно назвать такие направления как Аштанга Виньяса йога и Кундалини йога (они заявлены только в 20 % клубов).В результате опроса 182 человек (из них: 118 женщин и 61 мужчина)были выявлены особенности восприятия йогапрактики тюменцами, большинство которых положительно воспринимают йогу, знакомы с людьми её практикующими, готовы сами приобщиться к практике, знают и могут объяснить такие термины как медитация, чакра, нирвана, камасутра, мантра.При этом обнаружилась противоречивость сложившихся у горожан знаний и представлений, отсутствие чёткости в понимании основ, истоков, сущности и назначения данного вида восточной культуры.В частности, 10,44 % не смогли верно обозначить страну, с культурой которой исходно связана йога. Среди ответов упоминаются такие страны как Япония (4,95 %),Китай (4,4 %), Арабские страны (1,1 %) и даже Россия (0,55 %). 27,48 % студентов не исключают, что йога может быть связана с экстрасенсорикой, спиритизмом, магией и т.п.Из числа опрошенных значительная часть (31,32 %) не связывает или не знает, связана ли йога с какимлибо религиозным течением 31,32 % и 32,42 % соответственно. При этом из 36,26 % респондентов, ответивших, что йога связана с религией, 10,99 % указали индуизм, 24,18 % отметили буддизм. Интересные сведения были выявлены при анализе ответов, касающихся особенностей людей, которые её практикуют и содержательных аспектов йоги. Респондентам было предложено описать образ, который у них связан со словом «йог». Несмотря на большое количество ассоциаций, описанных тюменцами, анализ ответов позволил составить обобщённый образ. Итак, в восприятии большинства респондентов, йог –это:

духовный человек (14,29 %);

гармоничный человек (13,74 %);

гибкий человек (13,74 %);

умиротворённый, уравновешенный человек (12,64 %);

человек, выполняющий физические упражнения, позы (11,54 %);

человек, сидящий в позе лотоса или «скрученный в кренделёк» (7,69 %);

медитирующий человек (6,59 %);

человек, следящий за здоровьем (6,59 %) или за телом (6,59 %).Интересен и тот факт, что подавляющее большинство опрошенных считает возможным рекомендовать занятия йогой, в первую очередь, людям, у которых напряжённая работа (71,43 %). Далее следуют ответы:

тем, кто стремится к духовному совершенствованию (56,59 %);

людям с больной спиной (30,77);

людям с психическими расстройствами (26,92 %). Очевидно, что у тюменцев сложился стереотип восприятия йоги как средства снятия стресса и нормализации психических состояний. Анализ ответов на вопросы, касающиеся желания респондентов заниматься йогой, показал следующее:

21,43 % опрошенных обязательно хотели бы посетить занятия йогой;

53,85 % считают для себя возможным посещение занятий.При этом у 57,7 % опрошенных многие знакомые занимаются данным видом упражнений. Также следует отметить:69,78 % опрошенных считают, что практика йоги подходит для жителей нашей страны. То есть, большинство респондентов положительно воспринимают йогу, знакомы с людьми еёпрактикующими и готовы сами приобщиться к практике йоги.Анализ социальнокультурной деятельности последователей неоиндуизма показал, что,несмотря на малочисленный состав адептов, они играют заметнуюроль в культурной и общественной жизни города. Среди самых приметныхсобытий, проходивших под влиянием неоиндуистских религиозных течений, можно выделить:

ежегодный этнофестиваль «Небо и Земля», который проходит ежегодно, начиная с 2007 г.;

Радхаятру (праздникколесниц), приуроченную ко Дню города;

благотворительные акции (благотворительные марафоны, йогасубботники, посещение детских домов с концертными программами, участие в известной благотворительной программе «Харе Кришна –пища жизни» и др.);

Образовательные программы: лекции, фестивали, круглые столы, курсы;

Музыкальные проекты

концертную деятельность группа «Волшебные мантры» коллектив, умело сочетающий в своем творчестве ведические мантры и бхаджаны с современной музыкой. На их выступлениях можно услышать как рок в различных его проявлениях, так и даб, регги.Таким образом, в культурной среде Тюмени прослеживается постепенное распространение традиций, обрядов и обычаев, свойственных неоиндуизму. Наиболее массовоэтопроявляется в рекреационной деятельности тюменцев, пропагандирующих занятияйогой.При этом обнаруживается противоречивость сложившихся у горожан знаний и представлений,отсутствие чёткости в понимании основ, истоков, сущности и назначения данного вида восточной культуры.Очевидно, что тюменцы, не отвергая неоиндуистские ценности и религиозные практики, тем не менее, относятся к ним с определённой долей избирательности, предпочитая не вникать в сакральный смысл воспроизводимых ими действий.

Ссылки на источники1.Дворкин А. Л. Сектоведение.Тоталитарныесекты: опыт систематического исследования / А.Л.Дворкин. —3е изд., перераб. и доп. Нижний Новгород: Христианская бка, 2012. 813 с.2.Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: Системноаналитический подход: автореф. дис. ... дра философ. наук/ Е.Г. Балагушкин. М., 2006. 66 с.3.Ляхова С.С. Провинциальный город как социокультурный феномен: диссертация ... кандидата философнаук/ С.С.Ляхова.Архангельск, 2006.124 с.4.Государственноконфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Под ред. В. П. Клюевой. —Тюмень, 2009. —304 с.5.Канаева, Н. А. Индийская философия древности и средневековья / Н. А.Канаева. —М.: ИФ РАН, 2008. — 366с. 6.Зайцева С.В. Оздоровительные занятия йогой в фитнесцентрах г.Тюмени / С.В.Зайцева, И.В.Стародубцева // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: Сб.трудов международной научнопрактической конференции. Ишим: Издво ИГПИ им.П.П.Ершова,2013. С.3235.