Особенности проявления стрессоустойчивости и ее повышение у воспитанников детского дома

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козырева О. Н., Куклина А. В. Особенности проявления стрессоустойчивости и ее повышение у воспитанников детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1971–1975. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86422.htm.
Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию особенностей проявления стрессоустойчивости и её повышению у воспитанников детского дома.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козырева Ольга Николаевнастудентка 3 курса психологопедагогического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина», г.Бийск;olya15.03.1995@yandex.ru

Куклина Александра Владимировна,студентка3 курса психологопедагогического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина», г.БийскАlex995.95@mail.ru

Особенности проявления стрессоустойчивости и ее повышениеу воспитанников детского дома

Аннотация.Статья посвящена экспериментальному исследованию особенностей проявления стрессоустойчивости и её повышению у воспитанников детского дома.Ключевые слова: стрессоустойчивость, стрессогенные факторы, особенности проявления стрессоустойчивости, совладание со стрессом.

В современном обществе каждый человек переживает множество стрессов, вследствие воздействия возрастающего числа разнообразных стрессогенныхфакторов. К числу наиболее распространенных стрессоров относятся различные социальнопсихологические явления (межличностные конфликты, агрессивное поведение со стороны других людей), социальные и экономические проблемы, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, переутомление на работе и информационные перегрузки. [1]. Исследование стрессоустойчивости воспитанников детского дома важно в связи с тем, что совладание со стрессом и развитие ресурсов стрессоустойчивости позволяют надеяться на успешное преодоление подобных проблем и повышение психологической устойчивости к стрессу. Цель нашегоисследования заключалась в изучении специфики стрессоустойчивости и определении эффективности программы с элементами тренинговых упражнений в ее повышении у воспитанников детского дома.В исследовании приняли участие учащиеся 89 классов (1416 лет). Объём выборки составил 40 человек (20 воспитанников детского дома и 20 школьников, воспитывающихся в условиях семьи).Были определены этапы экспериментального исследования: 1.Констатирующий этап определение особенностей проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.2. Формирующий этап составление и реализация программы с элементами тренинговых упражнений, направленной на повышение стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.3. Контрольный этап определение эффективности программы сэлементами тренинговых упражнений в повышении стрессоустойчивости воспитанников детского дома.На констатирующем этапе для изучения особенностей стрессоустойчивости воспитанников детского дома были сформированы две группы: группа воспитанников детского дома и группа детей, воспитывающихся в условиях семьи.На следующем формирующем этапе исследования составлялась и реализовывалась программа с элементами тренинговых упражнений, направленная на повышение стрессоустойчивости воспитанников детского дома.По результатам констатирующего этапа исследования были сформированы экспериментальная группа «А» и контрольная группа «Б»:

экспериментальную группу составили воспитанники детского дома, которые подвергались гармонизирующему воздействию;

контрольную группусоставили воспитанники детского дома, которые не подвергались гармонизирующему воздействию.

После реализации программы на контрольном этапе осуществлялась диагностика уровня стрессоустойчивости с целью определения эффективности программы с элементами тренинговых упражнений в повышении стрессоустойчивости воспитанников детского дома.Для оценки стрессоустойчивости воспитанников детского дома и учащихся средней общеобразовательной школы была проведена диагностика с помощью «Теста на стрессоустойчивость» (Ю.В. Щербатых) ианкета «Какова ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.Т. Готвальд, В. Ховальд).[2].Обобщение полученных данных позволило определить количество детей с различным уровнем стрессоустойчивости и сделать вывод относительно уровня стрессоустойчивости в группах. Результаты такого обобщения данных представлены в таблице 1.Таблица 1Обобщенныепоказателистрессоустойчивостивоспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в условиях семьи, по «Тесту на стрессоустойчивость» (Ю.В.Щербатых)(N=40)

Уровень трессоустойчивостиВоспитанники детского дома,колво чел. (%)Дети, воспитывающиеся в семьеколво чел. (%)Устойчивостькстрессу (высокий уровень)1 (5%)5 (25%)Норма (средний уровень)12 (60%)13 (65%)Повышенная чувствительность к стрессу (низкий уровень)7 (35%)2 (10%)Всего20 (100%)20 (100%)

Анализ полученных результатов иих сопоставление в разных группах показывает, что у воспитанников детского дома, действительно, имеются некоторые особенности проявления стрессоустойчивости в отличие от обычных учащихся средней школы. Так, из приведенных в таблице 1 и на рисунке 1 результатов следует, что нормальный (средний) уровень стрессоустойчивости встречается практически одинаково часто и среди школьников, воспитывающихся в условиях семьи (13 чел., 65%) и в группе воспитанников детского дома (12 чел., 60%). В то же время, низкий уровень стрессоустойчивости, как и ожидалось, оказался более характерен для воспитанников детского дома (7 чел., 35%), в отличие от учащихся обычной школы (2 чел., 10%). При этом высокий уровень, напротив, существенно чаще встречается среди учащихся обычной школы (5 чел., 25%), чем в группе воспитанников детского дома (1 чел., 5%).Таким образом, результаты, полученные по тесту на стрессоустойчивость, свидетельствуют о том, что существуют особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома. Эти особенности связаны с большей распространенностью низкого уровня стрессоустойчивости и относительной редкостью высокого уровня.[3].Иными словами, в отличие от учащихся обычной школы, воспитанники детского дома, в целом, демонстрируют несколькоменьшую стрессоустойчивость.Для оценки статистической достоверности отличий воспитанников детского дома от учащихся средней школы по уровню стрессоустойчивости был проведен статистический анализ результатов с помощью tкритерия Стьюдента, результаты которого представлены в таблице 2.Таблица 2Сравнениесреднихпоказателейстрессоустойчивости у воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в условиях семьи, с помощью tкритерия Стьюдента (N=40)

Показатель стрессоустойчивостиСредние значенияtкритерий СтьюдентаУровень значимостиВоспитанникидетского домаДети, воспитывающиеся в семьеСтрессоустойчивость по«Тестуна стрессоустойчивость»(Ю.В.Щербатых)74,9048,854,29p 0,001Стрессоустойчивость по анкете «Какова ваша устойчивость к стрессу?»(Ф.Т. Готвальд,В. Ховальд)22,3015,703,11p 0,05

Поскольку для сравнения с помощью tкритерия Стьюдента необходимо опираться на средние показатели нами были вычислены средние значения по каждому из двух тестов на стрессоустойчивость в каждой из сравниваемых групп. В группе воспитанников детского дома среднее значение по тесту Ю.В. Щербатых составило 74,9, в том время как в группе учащихся средней школы его величина равна 48,85. Оба эти значения укладываются в границы среднего уровня, однако разность между ними, составляющая 26,05 баллов, весьма велика. Вычисленное значение критерия Стьюдента, равное 4,29 свидетельствует о наличии достоверных различий между этими группами на высоком уровне статистической значимости (p < 0,001).Рассматривая средние показатели по опроснику «Какова ваша устойчивость к стрессу?» необходимо отметить, что разность между группами по этому тесту менее значительна. В частности, у воспитанников детского дома среднее значение по опроснику составило 22,3, а в группе учащихся средней школы оно равно 15,7. Значение критерия Стьюдента составило 3,11, что позволяет сделать вывод о наличии достоверных различий на уровне статистической значимости p < 0,05. Несмотря на то, что достоверность различий по этой методике несколько ниже, в целом, её результаты полностью подтверждают вывод, полученный при сравнении этих групп по тестуна стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых.Обобщение результатов психологической диагностики проявлений стрессоустойчивости показало, что низкий уровень этого качества существенно чаще встречается у воспитанников детского дома, в то время как высокий уровень более характерен для обычных школьников. В отношении частоты встречаемости среднего уровня стрессоустойчивости говорить о существенных различиях между этими группами нельзя.В ходе эмпирического исследования были проанализированы особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома в сравнении с учащимися обычной средней школы. Обобщение результатов психологической диагностики проявлений стрессоустойчивости показало, что низкий уровень этого качества существенно чаще встречается у воспитанников детского дома, в то время как высокий уровень более характерен для обычных школьников. В отношении частоты встречаемости среднего уровня стрессоустойчивости говорить о существенных различиях между этими группами нельзя. Для оценки достоверности различий был проведен статистический анализ с помощью tкритерия Стьюдента. Результаты такого анализа показали, что между воспитанниками детского дома и учащимися средней школы существуют достоверные различия по обеим использовавшимся методикам. Следовательно,различия в проявлении стрессоустойчивости не являются случайными. Результаты исследования свидетельствуют о наличии достоверных различий в проявлении стрессоустойчивости у воспитанников детского дома и учащихся средней школы. Следовательно, можно сделатьвывод о том, что существуют особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома, которые определяются её относительно низким уровнем. Из этого вывода вытекает заключение о необходимости развивающей работы, направленной на повышение уровняю стрессоустойчивости у воспитанников детского дома. В соответствии с полученными выводами нами была составлена коррекционноразвивающая программа, направленная на повышение уровня стрессоустойчивости воспитанников детского дома.Основное внимание в предложенной коррекционной программе уделяется формированию различных ресурсов стрессоустойчивости. Основными задачами, на решение которых направлена данная программа, является ознакомление участников с конструктивными способами совладания со стрессом, формирование навыков правильного реагирования на трудную жизненную ситуацию, развитие навыков эмоционального контроля и саморегуляции. Для проверки эффективности предложенной программы был организован соответствующий психологопедагогический эксперимент. В ходе эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что предложенная программа, направленная на развитие стрессоустойчивости у воспитанников детского дома, имеет высокую эффективность.Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о наличии достоверных различий в проявлении стрессоустойчивости у воспитанников детского дома и учащихся средней школы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существуют особенности проявления стрессоустойчивости у воспитанников детского дома, которые определяются её относительно низким уровнем. Из этого вывода вытекает заключение о необходимости развивающей работы, направленной на повышение уровняю стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.

Ссылки на источники1.Аракелов, Г.Г. Стресс и его механизмы [Текст] / Г.Г. Аракелов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. –1995. –№4. –С. 4554.2.Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В.А. Бодров. –М.: Институт психологии РАН, 1995. –136 с.3.Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. –Казань: Издательство Казанского университета, 1987. –262 с.