Автоматизированное рабочее место муниципального служащего: предпосылки создания, модель и позитивные эффекты
Выпуск:
ART 86433
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зялалова
А.
Ф. Автоматизированное рабочее место муниципального служащего: предпосылки создания, модель и позитивные эффекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2026–2030. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86433.htm.
Аннотация. В работе раскрыты предпосылки и факторы, обусловливающие необходимость создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего. Сформулировано определение, а также представлена модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего в рамках его взаимодействия с внутренней и внешней средой. Выявлены позитивные эффекты создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего как для функционирования самой системы муниципальной власти, так и для эффективной коммуникации с местным сообществом. Обозначена практическая значимость профессиональной подготовки муниципального служащего в области информационно-телекоммуникационных технологий. Обоснована инициирующая роль автоматизированного рабочего места муниципального служащего в создании сайтов муниципальных образований.
Ключевые слова:
муниципальное управление, информационно-телекоммуникационные технологии, электронная демократия, автоматизированное рабочее место, электронный муниципалитет, муниципальный служащий
Текст статьи
Зялалова Алина Фидаилевна,Магистр 1 курса, Самарский государственный экономический университет, г.Самараalina.zyalalova@yandex.ru
Автоматизированноерабочееместомуниципального служащего: предпосылки создания, модельи позитивные эффекты
Аннотация.В работе раскрытыпредпосылки и факторы, обусловливающие необходимость создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего. Сформулировано определение, а также представлена модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего в рамках его взаимодействия с внутренней и внешней средой. Выявленыпозитивные эффекты создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего, как для функционирования самой системы муниципальной власти, так и для эффективной коммуникации с местным сообществом. Обозначена практическая значимость профессиональной подготовки муниципального служащего в области информационнотелекоммуникационных технологий. Обоснована инициирующая роль автоматизированного рабочего места муниципального служащего в создании сайтов муниципальных образований.Ключевые слова: информационнотелекоммуникационные технологии, электронная демократия, автоматизированное рабочее место,электронный муниципалитет,муниципальное управление, муниципальный служащий.
В современных условиях, когда информационнотелекоммуникационные технологии «проникают»во все сферы жизни общества, свою актуальность приобретает проблема формированиякак информационного государства, так и информационного муниципалитета.Под информатизацией государственного и муниципального управления
принято понимать организационный процесс создания информационнотехнологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов государственного и муниципального управления, организаций и граждан, взаимодействующих с ними, на основе внедрения и широко использования информационных ресурсов в управлениигосударством и муниципалитетом[1].В основе информатизации государственного и муниципального управлениялежатпроцессысоздания информационного общества. Данное явление получило свое широкое распространение в зарубежных странах. К примеру, в США функционирует портал«We the People», где зарегистрированные пользователи могутформировать и размещать свои петициикпрезиденту и собирать голоса в их поддержку.Аналогичные сайты по размещению петиций стали формироваться в Германии и Великобритании с 2011 года[2].Помимо этого во многих зарубежных странах существует практика проведения электронных выборов. К примеру, в 2005 году впервые местные выборы с использованием Интернета прошли в Эстонии, а практика применения «электронных урн» на выборах в муниципалитетах получила свое развитие в Бразилии с 2000 года[3].В нашей стране, согласно Концепции социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из основных целей государственной информационной политики является создание и развитие информационного общества [4].Основныенаправленияформирования и развития российского информационного обществаопределяются «Стратегиейразвития информационного общества в Российской Федерации»(утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр212)(далее –Стратегия). Стратегия обозначает, что основной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [5].Основные направления и приоритеты развития информационного общества также определяются государственной программойРФ«Информационное общество (2011 2020 годы)»(утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015), которая ставит своей целью повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [6].
В Российской Федерации принятыряд нормативноправовых актов, призванныхсделать систему государственного и муниципального управления прозрачной, объективной и доступной. К числу таких документов можно отнестиФедеральный закон от 09.02.2009 N 8ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон от 27.07.2010 N 210ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»(с изм. и доп., вступ.в силу с 10.01.2016), Федеральный закон от 06.04.2011 N 63ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи»и иные нормативноправовые акты.На муниципальном уровне разработаны и реализуются целевыепрограммы, регламентирующиеосновы информатизации того или иного муниципального образования.К примеру, в г.о. Комсомольск –на –Амуре принята комплексная муниципальная программа «Формирование электронного муниципалитета на основе межструктурной информатизации и автоматизации предоставления муниципальных услуг, внедрения технологий предоставления муниципальных услуг и функций в электронном виде на 20112020 годы», в г.о. Калуга
долгосрочная целевая программа «Создание системы предоставления муниципальных услуг в электронной форме органами Городской Управы города Калуги ("Электронный муниципалитет")».Следовательно, необходимость компьютеризации задач муниципального уровня власти диктуется современными условиями развития общества. При этом она обусловлена:динамикой инноваций;необходимостью учета большого числа факторов, влияющих на политические, социальноэкономические процессы, происходящие в муниципальном образовании;требуемой скоростьюобработки информации для принятия эффективных управленческих решенийв муниципальном образовании.Следует обозначить также, что основными направлениями использования информационных технологий в управлении муниципальным образованием являются, вопервых, взаимодействие субъектов муниципального управления, вовторых, использование ресурсовинформационноаналитической поддержки принятия управленческих решений в муниципальном образовании, втретьих, внедрение цифрового формата обработки и хранения информации[7]. Информатизация деятельности органов местного самоуправленияявляетсяосновой успешного развития муниципальной социальноэкономической системы и гарантией эффективной коммуникации органов местного самоуправления и местного сообщества, в рамках формирования формата государственного и муниципального управления в режиме электронной демократии.«Электронная демократия» способствует,с одной стороны, активному взаимодействию органов местного самоуправления с населением через систему обратной связи и предоставлениямуниципальных услуг, раскрытию информации о деятельности муниципальных служб, с другой стороны, она становится формой участия населения в решении вопросов местного значения.Стоит отметить, что выделяют пять последовательных стадий развития информационнокоммуникационноговзаимодействия органовмуниципальной власти с населением.1.Первая стадия: онлайнприсутствие всети Интернет органовмуниципальной власти.2.Вторая стадия: увеличение числа сайтов органов муниципальной власти и их информационной оснащенности.3.Третья стадия:интерактивное взаимодействие с органами муниципальной власти.4.Четвертая стадия: возможность осуществления транзакций с органами муниципальной власти в режиме «онлайн».5.Пятая стадия: внедрение электронных услуг, предоставляемых органами муниципальной власти[8].Информатизация деятельности органов местного самоуправления подразумевает не только внедрение электронных вычислительных машин и других устройств в деятельность муниципальных служащих, но созданиена их основе автоматизированного рабочего места муниципального служащего.Актуальность создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего диктуется, с одной стороны, трансформацией общественных отношений в цифровой формат и ускоренным внедрением компьютерных технологий, а с другой стороны, обусловлена рядом факторов, характерных для Российской Федерации, к которым можно отнести: Возросшее число муниципальных образований России, как следствие усложнениясистемы муниципального управления (согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2015 года число муниципальных образований России составляло 22923 [9]);Особенность территориальной организации Российской Федерации, наличием в составе муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений;
Обширность территории Российской Федерации, разнообразие характера расселения населения, наличие территорий с низкой плотностью и значительной удаленностью;Наличие проблем транспортной и инфраструктурной обеспеченности территорий муниципальных образований.В научной литературе отсутствует определение автоматизированного рабочего места муниципального служащего. Для идентификации этого понятия воспользуемся общими определениями «автоматизированного рабочего места», имеющимися внаучной литературе.Согласно определению, которое дает Субботина И.В., автоматизированное рабочее местоспециалиста
это рабочее место, которое оснащено техническими, программными и информационными средствами, которые создают условия для высокоэффективного взаимодействия работника и электронновычислительных машин, способствующих автоматизации функций специалиста на рабочем месте [10].В свою очередь Кленина В.И. и Софинская Е.Н., автоматизированное рабочее место определяют, как совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов, используемых в целях автоматизации выполнения функциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций[11].На основе вышеприведенных определений, автоматизированное рабочее место муниципального служащего можно рассматриватькак взаимосвязанную совокупность организационных, информационных, программных, технических ресурсов, позволяющих автоматизировать процесс принятия управленческих решений и выполнения управленческих и организационнораспорядительныхфункцийв сфере муниципального управления.В самом общем виде модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего можно представить в следующем виде (см. рис.1).
Рис.1. Модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего[12].
Обратим внимание на основные связи, представленные в моделиавтоматизированного рабочего места муниципального служащего. Муниципальный служащий в процессе выполнения своих профессиональных функций и принятия управленческих решений находится в тесномвзаимодействиис внутренней и внешней средой.Во внутренней среде муниципальный служащий взаимодействует с муниципальными служащими не только своего структурного подразделения, но и с муниципальными служащими иных функциональных отделов.Создание автоматизированного рабочего места позволит в короткий срок осуществить функциональное взаимодействие с ними, в результате перевода всей служебной информации в цифровой формат.В то же время муниципальный служащий находится в тесном взаимодействии с внешней средой. Создание автоматизированного рабочего места позволит находиться в тесной функциональной взаимосвязи с другими муниципальными учреждениями, осуществлять мгновенный обмен служебной информацией в цифровом формате. Представители органов местного самоуправления –муниципальные служащие являются выразителями интересов местного сообщества. Создание автоматизированного рабочего места позволит выстроить эффективную систему обратной связи с населением.В свою очередь, все элементы, представленные в модели автоматизированного рабочего места муниципального служащего, взаимосвязаны между собой через систему обратной связи, что должно обеспечить эффективную коммуникацию, в целях принятия результативных управленческих решений.Таким образом, можно выделить следующие позитивные эффекты созданияавтоматизированного рабочего места муниципального служащего: 1)Упрощениеи ускорениеработы муниципального служащего за счет еёперевода с бумажного в цифровой формат, а также за счет совершенствования системы электронного документооборота.2)Обеспечение взаимосвязанности автоматизированных рабочих мест муниципальных служащих всей системы местного самоуправления через систему внутренней локальной сети. Реализация данного направления позволит обеспечить мгновенный доступ к информации любой из служб, как для выполнения управленческих функций, так и для ускорения,и улучшения качества предоставления муниципальных услуг.3)Обеспечение возможности более полного учета и реализацииинтересовместного сообщества за счет возможности обращения к служащему через интернетприемные. 4)Формирование предпосылок для проведения оценок эффективности деятельности муниципального служащего.5)Содействие оптимизацииперсонального состава муниципальной службы.В условиях административной реформык профессионализму и компетентности муниципальных служащих, необходимых для решения профессиональных задач, предъявляются определенные требования. Под профессиональными знаниями муниципального служащего понимают систематизированнуюсовокупность знаний в области государства и права, муниципального управления и практики реализации служебных полномочий, а также в сфере политических, экономических, социальных и психологических наук.Стоит отметить, что в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее –ФЗ №25) в статье 9 пункте 1обозначено, что к квалификационным требованиям муниципального служащего относят: уровень профессионального образования, стаж муниципальной службы или работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. В свою очередь в статье 11 пункте 7 ФЗ №25 определено, что муниципальный служащий имеет право на получение дополнительного профессионального образования, а согласно статье 12 пункту 5муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации для качественного выполнения своих должностных обязанностей[13].
Таким образом, одним из аспектов профессионального образования муниципального служащего становится получение образования, формирование навыков и умений в сфере информационнотелекоммуникационных технологий. Это должно послужить основой эффективного выполнения муниципальным служащим своих служебных полномочийна базе автоматизированного рабочегоместа, а также создать почву для формирования системы оценки эффективности деятельности муниципального служащего.Разработка и внедрение автоматизированного рабочего места муниципального служащегодолжно активизировать процессы создания сайтов муниципальных образований, в т.ч. внутригородских районови микрорайонов, в формате электронного муниципалитета. Решение данной проблемы является актуальным в связи с тем, что в ряде муниципальных образований, к примеру, в г.о. Самара,проводятся реформы системы местного самоуправления.
Реформа системы местного самоуправления способствовала переформированию г.о. Самара в городской округ с внутригородским делением, где внутригородские районы (Промышленный, Кировский, Советский, Октябрьский, Железнодорожный, Красноглинский, Куйбышевский, Ленинский и Самарский районы), получили статус муниципальных образований. В каждом внутригородском районе были сформированы избирательные микрорайоны, которые позволили стать органам местного самоуправления ближе к местному сообществу, более полно удовлетворять их интересы. Отсутствие сайтов микрорайонов тормозит эффективную коммуникацию и обратную связь муниципальных служащих с населением.В связи с чем «электронный муниципалитет» является одним из лучших инструментов по выстраиванию системы эффективных отношений, в условиях стремительного распространения цифровых технологий.Он позволяет организовать взаимодействие населения с муниципальными служащими в виртуальном пространстве, оценивать эффективность их деятельности, создает базу для выявления проблем микрорайона и формирования предложенийего жителей. Электронный муниципалитет представляет собой информационнотелекоммуникационную площадку органов местного самоуправления, позволяющуювыстроить эффективную систему принятия управленческих решений органами местного самоуправления, с одной стороны, а также способствующуюобъединению усилий местного сообщества для решения вопросов местного значения с использованием цифровых технологий, с другой стороны.Электронный муниципалитетявляется ядром формирования интернетприемныхмуниципальных служащих, а также шагом на пути к проведениюэлектронных референдумов,выборов и голосований по реализации приоритетных проектов.Обмен информацией с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, внедрение электронного документооборота, общение населения с муниципальными служащимив формате «электронного муниципалитета» создает свои преимущества, т.к. позволяет повысить прозрачность и объективность информации по деятельности муниципальных служащих, создает основу для контроля их деятельности, а также почву для привлечения к управлению население муниципальных образований, в т.ч. микрорайонов.
Иначе говоря, создание информационных порталов должно стать гарантированной основой простого и быстрого доступа к качественной, надежной и объективной информации о жизнедеятельности муниципальных образований, о деятельности муниципальных служб, а также к муниципальным услугам.Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что создание автоматизированного рабочего места муниципального служащего должно стать одним из актуальных направлений развития муниципальной службы, что обусловлено ускоренным развитием и распространением информационнотелекоммуникационных технологий, внедрением инноваций, требованиями к профессиональной подготовке муниципальных служащих. Создание автоматизированного рабочего места позволит повысить качество управленческих решений и выполняемых служебных полномочий, а также степень взаимодействия муниципальной власти с населением.
Ссылки на источники1.Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов [Текст] –2е изд., доп. –М.: ЮНИТИДАНА, 2003 –386 с.2.Фельдман П.Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития // Власть
2014г. №6 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)3.Омеличкин О.В. Электронная демократия: понятие, проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета
2014г.
№1 (57) / том 2/ [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)4.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)5."Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв.Президентом РФ 07.02.2008 N Пр212). [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)6.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации"Информационное общество (2011 2020 годы)" [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)7.С.М. Моор, П.К. Моор, А.П. Моор Информационные технологии управления: учебное пособие. Тюмень. [Текст] Издательство Тюменского государственного университета, 2010г.
242с.8.Ванеев О.Н. Электронная демократия (муниципальный уровень): к проблемам информационнокоммуникационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Теория и практика общественного развития
2011г.
№2 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)9.Федеральная служба государственной статистики. Показатели муниципальных образований [Электронный ресурс] –URL: http://www.gks.ru(дата обращения 14.02.2016г.)10.Субботина И.В. Эффективность применения автоматизированного рабочего места в современном высшем образовании // Научный журнал «Наука о человеке: гуманитарные исследования»
2011г.
№1 (7). Июнь
[Текст] с.137.11.Кленина В.И., Софинская Е.Н. Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах // Ученые записки Российского государственного социального университета –2011г. №9 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 14.02.2016г.)12.Рисунок составлен автором.13.Федеральный закон от 02.03.2007 N 25ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2016г.)
Автоматизированноерабочееместомуниципального служащего: предпосылки создания, модельи позитивные эффекты
Аннотация.В работе раскрытыпредпосылки и факторы, обусловливающие необходимость создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего. Сформулировано определение, а также представлена модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего в рамках его взаимодействия с внутренней и внешней средой. Выявленыпозитивные эффекты создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего, как для функционирования самой системы муниципальной власти, так и для эффективной коммуникации с местным сообществом. Обозначена практическая значимость профессиональной подготовки муниципального служащего в области информационнотелекоммуникационных технологий. Обоснована инициирующая роль автоматизированного рабочего места муниципального служащего в создании сайтов муниципальных образований.Ключевые слова: информационнотелекоммуникационные технологии, электронная демократия, автоматизированное рабочее место,электронный муниципалитет,муниципальное управление, муниципальный служащий.
В современных условиях, когда информационнотелекоммуникационные технологии «проникают»во все сферы жизни общества, свою актуальность приобретает проблема формированиякак информационного государства, так и информационного муниципалитета.Под информатизацией государственного и муниципального управления
принято понимать организационный процесс создания информационнотехнологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов государственного и муниципального управления, организаций и граждан, взаимодействующих с ними, на основе внедрения и широко использования информационных ресурсов в управлениигосударством и муниципалитетом[1].В основе информатизации государственного и муниципального управлениялежатпроцессысоздания информационного общества. Данное явление получило свое широкое распространение в зарубежных странах. К примеру, в США функционирует портал«We the People», где зарегистрированные пользователи могутформировать и размещать свои петициикпрезиденту и собирать голоса в их поддержку.Аналогичные сайты по размещению петиций стали формироваться в Германии и Великобритании с 2011 года[2].Помимо этого во многих зарубежных странах существует практика проведения электронных выборов. К примеру, в 2005 году впервые местные выборы с использованием Интернета прошли в Эстонии, а практика применения «электронных урн» на выборах в муниципалитетах получила свое развитие в Бразилии с 2000 года[3].В нашей стране, согласно Концепции социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из основных целей государственной информационной политики является создание и развитие информационного общества [4].Основныенаправленияформирования и развития российского информационного обществаопределяются «Стратегиейразвития информационного общества в Российской Федерации»(утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр212)(далее –Стратегия). Стратегия обозначает, что основной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [5].Основные направления и приоритеты развития информационного общества также определяются государственной программойРФ«Информационное общество (2011 2020 годы)»(утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015), которая ставит своей целью повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [6].
В Российской Федерации принятыряд нормативноправовых актов, призванныхсделать систему государственного и муниципального управления прозрачной, объективной и доступной. К числу таких документов можно отнестиФедеральный закон от 09.02.2009 N 8ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон от 27.07.2010 N 210ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»(с изм. и доп., вступ.в силу с 10.01.2016), Федеральный закон от 06.04.2011 N 63ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи»и иные нормативноправовые акты.На муниципальном уровне разработаны и реализуются целевыепрограммы, регламентирующиеосновы информатизации того или иного муниципального образования.К примеру, в г.о. Комсомольск –на –Амуре принята комплексная муниципальная программа «Формирование электронного муниципалитета на основе межструктурной информатизации и автоматизации предоставления муниципальных услуг, внедрения технологий предоставления муниципальных услуг и функций в электронном виде на 20112020 годы», в г.о. Калуга
долгосрочная целевая программа «Создание системы предоставления муниципальных услуг в электронной форме органами Городской Управы города Калуги ("Электронный муниципалитет")».Следовательно, необходимость компьютеризации задач муниципального уровня власти диктуется современными условиями развития общества. При этом она обусловлена:динамикой инноваций;необходимостью учета большого числа факторов, влияющих на политические, социальноэкономические процессы, происходящие в муниципальном образовании;требуемой скоростьюобработки информации для принятия эффективных управленческих решенийв муниципальном образовании.Следует обозначить также, что основными направлениями использования информационных технологий в управлении муниципальным образованием являются, вопервых, взаимодействие субъектов муниципального управления, вовторых, использование ресурсовинформационноаналитической поддержки принятия управленческих решений в муниципальном образовании, втретьих, внедрение цифрового формата обработки и хранения информации[7]. Информатизация деятельности органов местного самоуправленияявляетсяосновой успешного развития муниципальной социальноэкономической системы и гарантией эффективной коммуникации органов местного самоуправления и местного сообщества, в рамках формирования формата государственного и муниципального управления в режиме электронной демократии.«Электронная демократия» способствует,с одной стороны, активному взаимодействию органов местного самоуправления с населением через систему обратной связи и предоставлениямуниципальных услуг, раскрытию информации о деятельности муниципальных служб, с другой стороны, она становится формой участия населения в решении вопросов местного значения.Стоит отметить, что выделяют пять последовательных стадий развития информационнокоммуникационноговзаимодействия органовмуниципальной власти с населением.1.Первая стадия: онлайнприсутствие всети Интернет органовмуниципальной власти.2.Вторая стадия: увеличение числа сайтов органов муниципальной власти и их информационной оснащенности.3.Третья стадия:интерактивное взаимодействие с органами муниципальной власти.4.Четвертая стадия: возможность осуществления транзакций с органами муниципальной власти в режиме «онлайн».5.Пятая стадия: внедрение электронных услуг, предоставляемых органами муниципальной власти[8].Информатизация деятельности органов местного самоуправления подразумевает не только внедрение электронных вычислительных машин и других устройств в деятельность муниципальных служащих, но созданиена их основе автоматизированного рабочего места муниципального служащего.Актуальность создания автоматизированного рабочего места муниципального служащего диктуется, с одной стороны, трансформацией общественных отношений в цифровой формат и ускоренным внедрением компьютерных технологий, а с другой стороны, обусловлена рядом факторов, характерных для Российской Федерации, к которым можно отнести: Возросшее число муниципальных образований России, как следствие усложнениясистемы муниципального управления (согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2015 года число муниципальных образований России составляло 22923 [9]);Особенность территориальной организации Российской Федерации, наличием в составе муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений;
Обширность территории Российской Федерации, разнообразие характера расселения населения, наличие территорий с низкой плотностью и значительной удаленностью;Наличие проблем транспортной и инфраструктурной обеспеченности территорий муниципальных образований.В научной литературе отсутствует определение автоматизированного рабочего места муниципального служащего. Для идентификации этого понятия воспользуемся общими определениями «автоматизированного рабочего места», имеющимися внаучной литературе.Согласно определению, которое дает Субботина И.В., автоматизированное рабочее местоспециалиста
это рабочее место, которое оснащено техническими, программными и информационными средствами, которые создают условия для высокоэффективного взаимодействия работника и электронновычислительных машин, способствующих автоматизации функций специалиста на рабочем месте [10].В свою очередь Кленина В.И. и Софинская Е.Н., автоматизированное рабочее место определяют, как совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов, используемых в целях автоматизации выполнения функциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций[11].На основе вышеприведенных определений, автоматизированное рабочее место муниципального служащего можно рассматриватькак взаимосвязанную совокупность организационных, информационных, программных, технических ресурсов, позволяющих автоматизировать процесс принятия управленческих решений и выполнения управленческих и организационнораспорядительныхфункцийв сфере муниципального управления.В самом общем виде модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего можно представить в следующем виде (см. рис.1).
Рис.1. Модель автоматизированного рабочего места муниципального служащего[12].
Обратим внимание на основные связи, представленные в моделиавтоматизированного рабочего места муниципального служащего. Муниципальный служащий в процессе выполнения своих профессиональных функций и принятия управленческих решений находится в тесномвзаимодействиис внутренней и внешней средой.Во внутренней среде муниципальный служащий взаимодействует с муниципальными служащими не только своего структурного подразделения, но и с муниципальными служащими иных функциональных отделов.Создание автоматизированного рабочего места позволит в короткий срок осуществить функциональное взаимодействие с ними, в результате перевода всей служебной информации в цифровой формат.В то же время муниципальный служащий находится в тесном взаимодействии с внешней средой. Создание автоматизированного рабочего места позволит находиться в тесной функциональной взаимосвязи с другими муниципальными учреждениями, осуществлять мгновенный обмен служебной информацией в цифровом формате. Представители органов местного самоуправления –муниципальные служащие являются выразителями интересов местного сообщества. Создание автоматизированного рабочего места позволит выстроить эффективную систему обратной связи с населением.В свою очередь, все элементы, представленные в модели автоматизированного рабочего места муниципального служащего, взаимосвязаны между собой через систему обратной связи, что должно обеспечить эффективную коммуникацию, в целях принятия результативных управленческих решений.Таким образом, можно выделить следующие позитивные эффекты созданияавтоматизированного рабочего места муниципального служащего: 1)Упрощениеи ускорениеработы муниципального служащего за счет еёперевода с бумажного в цифровой формат, а также за счет совершенствования системы электронного документооборота.2)Обеспечение взаимосвязанности автоматизированных рабочих мест муниципальных служащих всей системы местного самоуправления через систему внутренней локальной сети. Реализация данного направления позволит обеспечить мгновенный доступ к информации любой из служб, как для выполнения управленческих функций, так и для ускорения,и улучшения качества предоставления муниципальных услуг.3)Обеспечение возможности более полного учета и реализацииинтересовместного сообщества за счет возможности обращения к служащему через интернетприемные. 4)Формирование предпосылок для проведения оценок эффективности деятельности муниципального служащего.5)Содействие оптимизацииперсонального состава муниципальной службы.В условиях административной реформык профессионализму и компетентности муниципальных служащих, необходимых для решения профессиональных задач, предъявляются определенные требования. Под профессиональными знаниями муниципального служащего понимают систематизированнуюсовокупность знаний в области государства и права, муниципального управления и практики реализации служебных полномочий, а также в сфере политических, экономических, социальных и психологических наук.Стоит отметить, что в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее –ФЗ №25) в статье 9 пункте 1обозначено, что к квалификационным требованиям муниципального служащего относят: уровень профессионального образования, стаж муниципальной службы или работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. В свою очередь в статье 11 пункте 7 ФЗ №25 определено, что муниципальный служащий имеет право на получение дополнительного профессионального образования, а согласно статье 12 пункту 5муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации для качественного выполнения своих должностных обязанностей[13].
Таким образом, одним из аспектов профессионального образования муниципального служащего становится получение образования, формирование навыков и умений в сфере информационнотелекоммуникационных технологий. Это должно послужить основой эффективного выполнения муниципальным служащим своих служебных полномочийна базе автоматизированного рабочегоместа, а также создать почву для формирования системы оценки эффективности деятельности муниципального служащего.Разработка и внедрение автоматизированного рабочего места муниципального служащегодолжно активизировать процессы создания сайтов муниципальных образований, в т.ч. внутригородских районови микрорайонов, в формате электронного муниципалитета. Решение данной проблемы является актуальным в связи с тем, что в ряде муниципальных образований, к примеру, в г.о. Самара,проводятся реформы системы местного самоуправления.
Реформа системы местного самоуправления способствовала переформированию г.о. Самара в городской округ с внутригородским делением, где внутригородские районы (Промышленный, Кировский, Советский, Октябрьский, Железнодорожный, Красноглинский, Куйбышевский, Ленинский и Самарский районы), получили статус муниципальных образований. В каждом внутригородском районе были сформированы избирательные микрорайоны, которые позволили стать органам местного самоуправления ближе к местному сообществу, более полно удовлетворять их интересы. Отсутствие сайтов микрорайонов тормозит эффективную коммуникацию и обратную связь муниципальных служащих с населением.В связи с чем «электронный муниципалитет» является одним из лучших инструментов по выстраиванию системы эффективных отношений, в условиях стремительного распространения цифровых технологий.Он позволяет организовать взаимодействие населения с муниципальными служащими в виртуальном пространстве, оценивать эффективность их деятельности, создает базу для выявления проблем микрорайона и формирования предложенийего жителей. Электронный муниципалитет представляет собой информационнотелекоммуникационную площадку органов местного самоуправления, позволяющуювыстроить эффективную систему принятия управленческих решений органами местного самоуправления, с одной стороны, а также способствующуюобъединению усилий местного сообщества для решения вопросов местного значения с использованием цифровых технологий, с другой стороны.Электронный муниципалитетявляется ядром формирования интернетприемныхмуниципальных служащих, а также шагом на пути к проведениюэлектронных референдумов,выборов и голосований по реализации приоритетных проектов.Обмен информацией с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, внедрение электронного документооборота, общение населения с муниципальными служащимив формате «электронного муниципалитета» создает свои преимущества, т.к. позволяет повысить прозрачность и объективность информации по деятельности муниципальных служащих, создает основу для контроля их деятельности, а также почву для привлечения к управлению население муниципальных образований, в т.ч. микрорайонов.
Иначе говоря, создание информационных порталов должно стать гарантированной основой простого и быстрого доступа к качественной, надежной и объективной информации о жизнедеятельности муниципальных образований, о деятельности муниципальных служб, а также к муниципальным услугам.Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что создание автоматизированного рабочего места муниципального служащего должно стать одним из актуальных направлений развития муниципальной службы, что обусловлено ускоренным развитием и распространением информационнотелекоммуникационных технологий, внедрением инноваций, требованиями к профессиональной подготовке муниципальных служащих. Создание автоматизированного рабочего места позволит повысить качество управленческих решений и выполняемых служебных полномочий, а также степень взаимодействия муниципальной власти с населением.
Ссылки на источники1.Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: учеб. пособие для вузов [Текст] –2е изд., доп. –М.: ЮНИТИДАНА, 2003 –386 с.2.Фельдман П.Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития // Власть
2014г. №6 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)3.Омеличкин О.В. Электронная демократия: понятие, проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета
2014г.
№1 (57) / том 2/ [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)4.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)5."Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв.Президентом РФ 07.02.2008 N Пр212). [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)6.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации"Информационное общество (2011 2020 годы)" [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.02.2016 г.)7.С.М. Моор, П.К. Моор, А.П. Моор Информационные технологии управления: учебное пособие. Тюмень. [Текст] Издательство Тюменского государственного университета, 2010г.
242с.8.Ванеев О.Н. Электронная демократия (муниципальный уровень): к проблемам информационнокоммуникационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Теория и практика общественного развития
2011г.
№2 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2016г.)9.Федеральная служба государственной статистики. Показатели муниципальных образований [Электронный ресурс] –URL: http://www.gks.ru(дата обращения 14.02.2016г.)10.Субботина И.В. Эффективность применения автоматизированного рабочего места в современном высшем образовании // Научный журнал «Наука о человеке: гуманитарные исследования»
2011г.
№1 (7). Июнь
[Текст] с.137.11.Кленина В.И., Софинская Е.Н. Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах // Ученые записки Российского государственного социального университета –2011г. №9 [Электронный ресурс] –URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 14.02.2016г.)12.Рисунок составлен автором.13.Федеральный закон от 02.03.2007 N 25ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2016г.)