Трансформационные процессы традиционной культуры как фактор формирования этнокультурной идентичности вепсов
Выпуск:
ART 86437
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терентьева
С.
В.,
Чернышова
С.
Л. Трансформационные процессы традиционной культуры как фактор формирования этнокультурной идентичности вепсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2046–2050. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86437.htm.
Аннотация. Данная статья является культурологическим исследованием, направленным на выявление основных факторов трансформационного процесса традиционной культуры, влияющего на формирование этнокультурной идентичности вепсов – одного из коренных малочисленных народов северо-запада России. К таким факторам авторы статьи относят прежде всего активные межкультурные контакты между вепсами и пришлым населением. Данное исследование позволяет определить специфику и соотношение этнокультурных этих контактов, выявить традиционное и заимствованное в вепсской культуре и др.
Ключевые слова:
менталитет, этническое самосознание, ассимиляция, трансформационные процессы этнической культуры, аккультурация, этнокультурная идентичность вепсов, межкультурные контакты
Текст статьи
Терентьева Светлана Викторовна,студентка 3курсапо направлению "Педагогическое образование", профиль "Культурологическое образование"института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, г. СанктПетербургmada9690@gmail.com
Чернышова Светлана Леонидовна,кандидаткультурологии,доцент кафедры этнокультурологииинститута народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, г. СанктПетербургLuchiyanord@mail.ru
Трансформационные процессы традиционной культурыкак фактор формирования этнокультурной идентичности вепсов.
Аннотация.Данная статья является культурологическим исследованием, направленнымна выявлениеосновныхфакторовтрансформационного процесса традиционной культуры, влияющегона формирование этнокультурной идентичности вепсов одного из коренных малочисленных народов Севера Запада России. К такимфакторам авторы статьи относят, прежде всего,активныемежкультурные контактымежду вепсами и пришлым населением. Данное исследование позволяет определить специфику и соотношение этнокультурных этих контактов, выявить традиционное и заимствованное в вепсской культуреи др.Ключевые слова:трансформационные процессы этнической культуры, аккультурация, этнокультурная идентичность вепсов, этническое самосознание, менталитет, ассимиляция, межкультурные контакты.
Сегодня одной из самых острых проблем, на наш взгляд, является осознание того, каким образом протекает взаимодействие различных культур, как в данном процессе формируется этнокультурное своеобразие, что способствует процессу ассимиляции, как в общественном сознании происходит интеграция «традиционного» и «современного», «своего» и «заимствованного». Именно поэтому в изучениипроцессов взаимодействия культур (аккультурация), и последующих за ней трансформационных процессов этнической культуры того или иного этноса актуальным становится этнокультурологический анализ,который основывается на междисциплинарном подходе.В современным процессам взаимодействияэтническихкультурсвойственно дванаправленияразвития.Содной стороны,наблюдаетсяполное восприятие одним народом культуры (норм, ценностей, традиций, языка) другого народа, в ходе которого происходит утрачивание этнокультурных особенностей, исходных моделей своей этнической культуры. Сдругой стороны,происходит процесс трансформации этнической культуры, связанной с частичным заимствованием лучших образцов той или иной культуры, приспособлением и адаптации к ним, освоением и использованием новых образцов в своей жизни.Современные трансформационные процессы способствуют осмыслению еще сохранившихся элементов традиционной культуры. Так например, сегодня все чащепроводятся мероприятия, связанные ссохранением, развитием, а в некоторых ситуациях и возрождениемуникальных образцовкультурытого или иного этноса, что в свою очередьспособствуют формированию этнического самосознания.Исследования трансформации традиционной культуры подразумевают выявление изменений, происходящих в ней под действием как внутренних, так и внешних факторов. Эти измененияпроисходятпод воздействиемсоциальных, политических, культурноисторических, природноклиматических, этнопсихологических и другихфакторов. Исследование трансформации этнической культуры, также предусматриваетрассмотрение синтеза этнических икультурных изменений в определенный исторический период. Для этого необходимо проследить, как менялся сам этнос, как изменялась его культура, а также как одни изменения влияли на другие.Взаимодействие культур, на наш взгляд,является естественным процессом, имеющий долгую историю, способствующийвозникновению обменакультурными ценностями между этническими общностями. Без процесса взаимодействия культурных общностей, без взаимопроникновения культур, человечество, как историческая общность обречена на ограниченную культурную жизнь, что впоследствии может привести к вымиранию.Взаимодействие культур это процесс взаимосвязи индивидов, принадлежащих к различным культурам. Эта взаимосвязь подразумеваетестественный процессобменаинформацией, позволяющей передавать и усваивать социальный опыт, в процессе которого формируется преемственность поколений.В этом случае, преемственность поколений выступает важным фактором социокультурной динамики общества.Сегодня становится актуальным выявление основных факторов трансформационного процесса традиционной культурывепсов, влияющего на формирование их этнокультурной идентичности.Необходимо отметить, что системных работ по трансформационным процессам этнической культуры вепсов пока крайне мало. Несмотряна достаточное количество работ посвященной традиционной вепсской культуре, изучена онаещеявно недостаточно.Вепсы, входят в число представителей коренных малочисленных народовСевера, Сибири Дальнего ВостокаРоссии, принадлежат к уральскоюкагирской семье. Современные вепсы расселенына территорияхсеверовосточных районов Ленинградской и северозападных районах Вологодской областей, а также в пограничных районах Карелии(югозападное побережье Онежского озера).Это территория значительно сократилась, по сравнению с прошлым, когда вепсская территорияохватывала Межозерье–пространство между тремя крупнейшими северными озерами: Ладожским, Онежским, Белым.Исторически проживая в тесном социокультурном взаимодействии с многими этносамиСевероЗападаРоссии,вепсыиспытывали различные воздействия и сами оказывали влияние на них. Все эти факторы в последующем определилиособенности трансформационныхпроцессовв их этнической культуре.Взаимодействия вепсов с культурами соседних народов, обусловлено, прежде всего тем, что территория, на которой исторически проживают вепсы не представляет собой ни территориальной, ни административной целостности. «В силу исторических обстоятельств территория расселения вепсов оказалась разделена административными границами.Административнотерриториальная расчлененность этноса, некоторые различия всоциальноэкономических условиях жизнедеятельности обусловили своеобразие материальной и духовной культуры северных, средних и южных групп вепсов, затормозив процессы консолидации народа».1В процессе взаимодействия вепсской культуры с культурами соседствующих народов также способствоваловозникновению некоторыхразличийв традиционной культуре жизнеобеспечения разных групп вепсов, формируя специфические этнорегиональные особенности в их материальной и духовной культуре, художественных промыслах, фольклоре и диалектные особенности языка. Все же, несмотря на восприимчивость ассимиляционных и трансформационных процессов, которые продолжаются и сегодня, вепсы сумели сохранитьсвою этнокультурную идентичность.Вообще этнокультурные взаимодействия вепсов и славян, прежде всего, русских имеют давние традиции. По данным археологических источников уже на рубеже I и II тысячелетий на территорию вепсов начинают проникать славяне, вытесняя их с территории и вынуждая вепсов менять место, уходя вглубь лесной зоны. Эти процессы способствовали изменению в их традиционной хозяйственной культуре, например, с середины XIXвека у вепсов появился лесозаготовительный промысел.Межкультурные контакты,между вепсамии русскими носили взаимный характер. Вепсы и русскиезаимствовали друг у друга такие элементы культуры, наиболее подходящие для обеспечения своей традиционной культуры жизнедеятельности.В период христианизации происходят изменения в духовной культуре вепсов. Но повсеместной христианизации вепсского населения, все же не произошло., а образовался некий комплекс, основанный на синкретизме язычества и православия. Именно он в последствиибылзаложенв основувепсского традиционного мировоззрения.Некоторые изменения произошлитакже ив похоронной обрядности вепсов. К примеру, в связи с принятием христианства исчезают так называемые богатые захоронения, в которых умершему клали помимо бытовых принадлежностей (элементов одежды), туши домашних и промысловых животных. С.И. Кочкуркина, утверждает, что вкурганах, расположенных вблизи административных и культурных центров того времени –погостов, происходит исчезновениебогатых захоронений, связанное, с тем, чтофеодальная верхушка,в процессе принятияхристианизации,стала хоронить людей своего круга на преимущественно на церковных кладбищах. Но вдали от погостов «простое»население продолжало соблюдать языческие обряды. И уже вначале XIII в. курганы как форма погребальной обрядности вообще перестают существовать.2Таким образом,в результате принятия христианской верывепсами, особенности их языческих погребальных обрядов утрачиваютсяи формируется новая, единая для разного рода сословия погребальная обрядность.Но, необходимо подметить, что мировоззрение большейчастивепсского населения представляет собой в тот период не христианским, а неким своеобразнымправославноязыческим комплексом, что характерно и для религиозномифологического представления современных вепсов.Кроме этнокультурнойассимиляции, в значительной степени изменению этнического самосознания вепсов способствовали трансформации в социальной сфере, связанные с возникновением брачных отношений их срусским населением.Межэтническое взаимодействие проявлялось значительно слабееименно в местах компактногопроживаниявепсов, расселенныхвТихвинском уезде, Новогородской губернии. Это привело к тому, что культура южныхвепсов являлась одной из самых архаичных, что способствовало лучшему сохранению их традиционной культуры по сравнению с другими группами вепсского этноса.Но с другой стороны, являясь «пограничной» с прибалтийскофинским населением, южные вепсы испытывали их влияние славянского населения. Как считает кандидат исторических наук, исследователь традиционной вепсской культуры, С.Б. Егоров:«В течение многовекового межэтнического взаимодействия, происходила поступательная ассимиляция, в том числе сокращение этнической территории предков южных вепсов».3Та же ситуация, характерна для вепсскорусского пограничья, а именно Вологодчины и территории, расположенной в относительной близости к СанктПетербургу. Здесьнаблюдались тесные контакты вепсов с русскими на протяжении многоговремени. Весьма значительна здесь доля межэтнических браков между вепсами и русскими.Этому способствовало также развитие к концу XIX
начала XXвеков транспортного направления, а также работа вепсских мужчин на лесозаготовках. В процессе социальнокультурных преобразований, все больше наблюдается проникновение в быт вепсов элементов русской культуры, позже элементов городской культуры, в результате трудоустройства вепсских мужчин на работы, связанных с лесозаготовкой.Переход взрослого мужского населения на заработки вне своих поселений способствовал перераспределению доли мужского и женского труда. В результате чего повысился статус женского труда в традиционном хозяйстве вепсов, способствующий значимости женского вклада в семейную экономику.Трансформационные процессы вепсской культуры коснулись их семейнобрачных отношений. Стали увеличиваться смешанныебраки, которые повлияли на интенсивнуюассимиляциювепсского населения. Р.Н. Розов,который исследовал межэтнические связи вепсов с русским населением и собрал богатый антропологический материал по вепсам, полагает, что русское население шокшозерским деревень, которые располагалисьв бассейне р. Оять, в антропологическом отношении не отличалось от вепсов. Различие между проживавшими здесь этносамилежало только в языковой сфере.4Весьма ощутимые трансформации произошли в состоянииязыка вепсов.Не смотря чрезвычайную избирательность заимствований, межэтнические контакты вепсов и русских привели к неизбежной языковой ассимиляциивепсов, а также к значительному сокращению их этнической территории. Особую интенсивность этот процесс приобрел в середине ХХ века.Степень взаимодействияэтнических культур вепсов и русских, переориентация этнического самосознания вепсов, утрате своего родного языка и перехода их на русскую речь, изменения религиозного воззрения и мн. др. на сегодняшний день все глубже осознается этнографами, фольклористами, филологами, культурологами и другими представителями научного сообщества.В результате стремительных межкультурных контактов особенно быстрое изменение менталитета формировалось у молодого поколения вепсов, преимущественно из смешанных семей. Эти изменения касались принятия русского языка, самосознания и много другого, несмотря на то, что одни из родителей мог являться представителем вепсского этноса.Примечательна информация, о фактах, когда «власти Вологодской, а затем и Ленинградской областей стали проводить политику искусственной ассимиляции народа, отказываясь указывать вепсскую национальность в официальных документах. При проведении переписей населения 1970 и 1979 г. вепсов записывали русскими. Им было объявлено, что такой национальности «вепс» в официальном списке народов СССР нет, хотя в Словаре национальностей и языков она значилась под номером 72».5Так например, по наблюдениям ЕгороваС.Б., у вепсов, обучающихсяв 1930е гг. XXвека в начальной школе на родном языке, было выражено значительно отчетливее чувство национального самосознания. У них осознании своей этнической принадлежностипроявляется четко. Это осознание ярко проявляется как в повседневной жизни, так и во время переписей населения при записи своей национальности.6У вепсов, которыене имели возможности обучаться народномязыкеи осваивать элементы своей культуры, национальное самосознание не получилонеобходимого развития. Этому способствовали также такие факторы, как, запрет общения на родном языке учителями в независимости от их этнической принадлежности. запрет, прежде всего, мотивировался тем, что вепсская речь препятствует успешному овладению русскогоязыка. Это тенденция повлияла и на языковую ситуацию в вепсской семье. Некоторые родители стали общаться с детьми полностью или преимущественно на русском языке, что привело в конечном счете к утрате знанийродного языка молодым поколением. По мнению, Егорова С.Б., утрата языком важнейшего эндодифференцирующего признака является для вепсов критичной, угрожающей существованию этноса.7Учитывая разносторонний характер этнокультурного взаимодействия русского и вепсского населения, необходимо сказать о том, что все это оказало существенное влияние на этнокультурнуюситуацию в регионе и повлиялона трансформацию этнического самосознания вепсов.К итогам трансформационных процессов необходимо отнести также факторы, повлиявшие всеменьшее использование вепсской письменности и сокращение часов на преподавание вепсского языка, а также издание на нём книг и газет. Все эти действия, дали необратимый рост процессам языковой и этнической ассимиляции, при которых, каждый десятый вепс указывал родным русский язык, возросли межнациональные браки, а также возрос отток вепсов в города, среди которых преобладала молодежь, что, привело к постарению вепсского населения в селах.К причинам наибольшей трансформации вепсской культуры, необходимо относили также следующие факторы:1.Идеологические преобразования (особенно в советский период), внесшиесущественные изменения вжизненныйукладвепсов;2.Не изолированностьвепсскихпоселенийотдорожногосообщенияи развитых средствсвязи;3. Близкая расположенность территорий традиционного проживания вепсов от СанктПетербурга, крупнейшего центра СевероЗапада России;4. Активная деятельностьлесной промышленности и сельского хозяйствана территорияхпроживания вепсов;5. Изменение традиционногоспособахозяйствования вепсов;6. Создание на территориях проживания вепсовкрупныхгосударственныхсельскохозяйственныхи лесозаготовительныхпредприятийи мн. др.На наш взгляд, необходимо особоевниманиек проблемам сохранения языка и культуры вепсов, сохранения их этнокультурной идентичности, к опыту традиционного общества, свойственным ему способам традиционного природопользования.Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока сильно различаются по своим историкокультурным традициям и образу жизниот многих этносов России. У многих малочисленных северных этносовв хорошем состоянии сохранились материальная и духовная культура, что нельзя сказать по отношению кязыку. Также дело обстоити у вепсов.Вепсы, как и другие коренные малочисленные народы России, нуждаются в создании нормальных условий для жизнедеятельности, сохранения, развития и возрождения своей самобытной культуры, уникального языка.Современный же период этносоциального и этнокультурного развития народов России характеризуется повышенным вниманием к их истории, в том числе и к истории формирования тех особенностей культуры, которые выполняют функции внешних символов, их единство, их этнической общности.В вепсской культуре впоследние десятилетия происходит актуализация этнического самосознания, что накладывает определенную специфику. Наблюдаемое сегодня активное возрождение вепсской культуры оказывается возможным благодаря живым носителям языка и обрядности, сохранившим память о бытовых и хозяйственных навыках, и заметно формализовано.Территория СевероЗапада России издавна является зоной активных этнических контактов, между коренным населением и пришлым, поэтому специфика и соотношение этнокультурных контактов, выявление традиционного и заимствованного, могут быть до конца понятны только в рамках широкой исторической перспективы, и под углом именно этнокультурной ретроспективы. Именно потому, исследование трансформации вепсов требует комплексногоподхода, соотносящегоданныеэтнографии, этнологии, фольклористики, археологии и др.; необходимо сравнивать, соотносить, сопоставлять вепсские локальные традиции не только между собой, но и с традициями других этносов, пришлых и живущих и живших раннее на этих территориях.Этническаяистория вепсов была весьма сложной. Как описывалось выше, вепсы, на протяжении своей истории испытывали на себе трансформационные процессы.Но, несмотря на существенные«потери» в связи с ассимиляцией, частичной утрате языка, участием в их этногенезе других этносов, вепсы на своей территориисмогли сохраниться как самостоятельный этнос.В этом смысле трансформацию, по мнениюможно рассматривать, «как результат адекватного реагирования сообщества на подобные воздействия, при сохранении внутренней целостности и устойчивости социума».8
Ссылки на источники1Вепсы: модели этнической мобилизации: Сборник материалов и документов. /Сост.: Е.И. Клементьев(рук.), А.А. Кожанов, З.И. Строгальщикова. Карельский научный центр. Петрозаводск, 2007. 336 с. С. 112См. об этом: Кочкуркина С.И. Древние вепсы по археологическим материалам. //Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск. 1989. С. 64
653Егоров С.Б. Традиционная культура южных вепсов. Автореф. дисс. насоиск. уч. степ. к. истор. н. СПб., 2014. С. 274См. об этом: Розов Н.С. Население дер. Шокшозеро (Ленинградская область, Винницкий район).//ИзвестияГосударственного географического общества. Л., 1931. Т. LXII. Вып. 2 –3. С. 160 –1685Вепсы: модели этнической мобилизации: Сборник материалов и документов. /Сост.: Е.И. Клементьев (рук.), А.А. Кожанов, З.И. Строгальщикова. Карельский научный центр. Петрозаводск, 2007. 336 с. С. 146Егоров С.Б. Вепсскорусское межэтническое взаимодействие. /Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск. 2006. С. 245 –2467Егоров С.Б. Вепсскорусскоемежэтническое взаимодействие //Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск. 2006. С. 2478Кулясов И.П., Кулясова А.А., Овчинников А.А. Устойчивость и трансформация поморских и вепсских сообществ. //Телескоп. 2011. № 1 (85). С. 22
Чернышова Светлана Леонидовна,кандидаткультурологии,доцент кафедры этнокультурологииинститута народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, г. СанктПетербургLuchiyanord@mail.ru
Трансформационные процессы традиционной культурыкак фактор формирования этнокультурной идентичности вепсов.
Аннотация.Данная статья является культурологическим исследованием, направленнымна выявлениеосновныхфакторовтрансформационного процесса традиционной культуры, влияющегона формирование этнокультурной идентичности вепсов одного из коренных малочисленных народов Севера Запада России. К такимфакторам авторы статьи относят, прежде всего,активныемежкультурные контактымежду вепсами и пришлым населением. Данное исследование позволяет определить специфику и соотношение этнокультурных этих контактов, выявить традиционное и заимствованное в вепсской культуреи др.Ключевые слова:трансформационные процессы этнической культуры, аккультурация, этнокультурная идентичность вепсов, этническое самосознание, менталитет, ассимиляция, межкультурные контакты.
Сегодня одной из самых острых проблем, на наш взгляд, является осознание того, каким образом протекает взаимодействие различных культур, как в данном процессе формируется этнокультурное своеобразие, что способствует процессу ассимиляции, как в общественном сознании происходит интеграция «традиционного» и «современного», «своего» и «заимствованного». Именно поэтому в изучениипроцессов взаимодействия культур (аккультурация), и последующих за ней трансформационных процессов этнической культуры того или иного этноса актуальным становится этнокультурологический анализ,который основывается на междисциплинарном подходе.В современным процессам взаимодействияэтническихкультурсвойственно дванаправленияразвития.Содной стороны,наблюдаетсяполное восприятие одним народом культуры (норм, ценностей, традиций, языка) другого народа, в ходе которого происходит утрачивание этнокультурных особенностей, исходных моделей своей этнической культуры. Сдругой стороны,происходит процесс трансформации этнической культуры, связанной с частичным заимствованием лучших образцов той или иной культуры, приспособлением и адаптации к ним, освоением и использованием новых образцов в своей жизни.Современные трансформационные процессы способствуют осмыслению еще сохранившихся элементов традиционной культуры. Так например, сегодня все чащепроводятся мероприятия, связанные ссохранением, развитием, а в некоторых ситуациях и возрождениемуникальных образцовкультурытого или иного этноса, что в свою очередьспособствуют формированию этнического самосознания.Исследования трансформации традиционной культуры подразумевают выявление изменений, происходящих в ней под действием как внутренних, так и внешних факторов. Эти измененияпроисходятпод воздействиемсоциальных, политических, культурноисторических, природноклиматических, этнопсихологических и другихфакторов. Исследование трансформации этнической культуры, также предусматриваетрассмотрение синтеза этнических икультурных изменений в определенный исторический период. Для этого необходимо проследить, как менялся сам этнос, как изменялась его культура, а также как одни изменения влияли на другие.Взаимодействие культур, на наш взгляд,является естественным процессом, имеющий долгую историю, способствующийвозникновению обменакультурными ценностями между этническими общностями. Без процесса взаимодействия культурных общностей, без взаимопроникновения культур, человечество, как историческая общность обречена на ограниченную культурную жизнь, что впоследствии может привести к вымиранию.Взаимодействие культур это процесс взаимосвязи индивидов, принадлежащих к различным культурам. Эта взаимосвязь подразумеваетестественный процессобменаинформацией, позволяющей передавать и усваивать социальный опыт, в процессе которого формируется преемственность поколений.В этом случае, преемственность поколений выступает важным фактором социокультурной динамики общества.Сегодня становится актуальным выявление основных факторов трансформационного процесса традиционной культурывепсов, влияющего на формирование их этнокультурной идентичности.Необходимо отметить, что системных работ по трансформационным процессам этнической культуры вепсов пока крайне мало. Несмотряна достаточное количество работ посвященной традиционной вепсской культуре, изучена онаещеявно недостаточно.Вепсы, входят в число представителей коренных малочисленных народовСевера, Сибири Дальнего ВостокаРоссии, принадлежат к уральскоюкагирской семье. Современные вепсы расселенына территорияхсеверовосточных районов Ленинградской и северозападных районах Вологодской областей, а также в пограничных районах Карелии(югозападное побережье Онежского озера).Это территория значительно сократилась, по сравнению с прошлым, когда вепсская территорияохватывала Межозерье–пространство между тремя крупнейшими северными озерами: Ладожским, Онежским, Белым.Исторически проживая в тесном социокультурном взаимодействии с многими этносамиСевероЗападаРоссии,вепсыиспытывали различные воздействия и сами оказывали влияние на них. Все эти факторы в последующем определилиособенности трансформационныхпроцессовв их этнической культуре.Взаимодействия вепсов с культурами соседних народов, обусловлено, прежде всего тем, что территория, на которой исторически проживают вепсы не представляет собой ни территориальной, ни административной целостности. «В силу исторических обстоятельств территория расселения вепсов оказалась разделена административными границами.Административнотерриториальная расчлененность этноса, некоторые различия всоциальноэкономических условиях жизнедеятельности обусловили своеобразие материальной и духовной культуры северных, средних и южных групп вепсов, затормозив процессы консолидации народа».1В процессе взаимодействия вепсской культуры с культурами соседствующих народов также способствоваловозникновению некоторыхразличийв традиционной культуре жизнеобеспечения разных групп вепсов, формируя специфические этнорегиональные особенности в их материальной и духовной культуре, художественных промыслах, фольклоре и диалектные особенности языка. Все же, несмотря на восприимчивость ассимиляционных и трансформационных процессов, которые продолжаются и сегодня, вепсы сумели сохранитьсвою этнокультурную идентичность.Вообще этнокультурные взаимодействия вепсов и славян, прежде всего, русских имеют давние традиции. По данным археологических источников уже на рубеже I и II тысячелетий на территорию вепсов начинают проникать славяне, вытесняя их с территории и вынуждая вепсов менять место, уходя вглубь лесной зоны. Эти процессы способствовали изменению в их традиционной хозяйственной культуре, например, с середины XIXвека у вепсов появился лесозаготовительный промысел.Межкультурные контакты,между вепсамии русскими носили взаимный характер. Вепсы и русскиезаимствовали друг у друга такие элементы культуры, наиболее подходящие для обеспечения своей традиционной культуры жизнедеятельности.В период христианизации происходят изменения в духовной культуре вепсов. Но повсеместной христианизации вепсского населения, все же не произошло., а образовался некий комплекс, основанный на синкретизме язычества и православия. Именно он в последствиибылзаложенв основувепсского традиционного мировоззрения.Некоторые изменения произошлитакже ив похоронной обрядности вепсов. К примеру, в связи с принятием христианства исчезают так называемые богатые захоронения, в которых умершему клали помимо бытовых принадлежностей (элементов одежды), туши домашних и промысловых животных. С.И. Кочкуркина, утверждает, что вкурганах, расположенных вблизи административных и культурных центров того времени –погостов, происходит исчезновениебогатых захоронений, связанное, с тем, чтофеодальная верхушка,в процессе принятияхристианизации,стала хоронить людей своего круга на преимущественно на церковных кладбищах. Но вдали от погостов «простое»население продолжало соблюдать языческие обряды. И уже вначале XIII в. курганы как форма погребальной обрядности вообще перестают существовать.2Таким образом,в результате принятия христианской верывепсами, особенности их языческих погребальных обрядов утрачиваютсяи формируется новая, единая для разного рода сословия погребальная обрядность.Но, необходимо подметить, что мировоззрение большейчастивепсского населения представляет собой в тот период не христианским, а неким своеобразнымправославноязыческим комплексом, что характерно и для религиозномифологического представления современных вепсов.Кроме этнокультурнойассимиляции, в значительной степени изменению этнического самосознания вепсов способствовали трансформации в социальной сфере, связанные с возникновением брачных отношений их срусским населением.Межэтническое взаимодействие проявлялось значительно слабееименно в местах компактногопроживаниявепсов, расселенныхвТихвинском уезде, Новогородской губернии. Это привело к тому, что культура южныхвепсов являлась одной из самых архаичных, что способствовало лучшему сохранению их традиционной культуры по сравнению с другими группами вепсского этноса.Но с другой стороны, являясь «пограничной» с прибалтийскофинским населением, южные вепсы испытывали их влияние славянского населения. Как считает кандидат исторических наук, исследователь традиционной вепсской культуры, С.Б. Егоров:«В течение многовекового межэтнического взаимодействия, происходила поступательная ассимиляция, в том числе сокращение этнической территории предков южных вепсов».3Та же ситуация, характерна для вепсскорусского пограничья, а именно Вологодчины и территории, расположенной в относительной близости к СанктПетербургу. Здесьнаблюдались тесные контакты вепсов с русскими на протяжении многоговремени. Весьма значительна здесь доля межэтнических браков между вепсами и русскими.Этому способствовало также развитие к концу XIX
начала XXвеков транспортного направления, а также работа вепсских мужчин на лесозаготовках. В процессе социальнокультурных преобразований, все больше наблюдается проникновение в быт вепсов элементов русской культуры, позже элементов городской культуры, в результате трудоустройства вепсских мужчин на работы, связанных с лесозаготовкой.Переход взрослого мужского населения на заработки вне своих поселений способствовал перераспределению доли мужского и женского труда. В результате чего повысился статус женского труда в традиционном хозяйстве вепсов, способствующий значимости женского вклада в семейную экономику.Трансформационные процессы вепсской культуры коснулись их семейнобрачных отношений. Стали увеличиваться смешанныебраки, которые повлияли на интенсивнуюассимиляциювепсского населения. Р.Н. Розов,который исследовал межэтнические связи вепсов с русским населением и собрал богатый антропологический материал по вепсам, полагает, что русское население шокшозерским деревень, которые располагалисьв бассейне р. Оять, в антропологическом отношении не отличалось от вепсов. Различие между проживавшими здесь этносамилежало только в языковой сфере.4Весьма ощутимые трансформации произошли в состоянииязыка вепсов.Не смотря чрезвычайную избирательность заимствований, межэтнические контакты вепсов и русских привели к неизбежной языковой ассимиляциивепсов, а также к значительному сокращению их этнической территории. Особую интенсивность этот процесс приобрел в середине ХХ века.Степень взаимодействияэтнических культур вепсов и русских, переориентация этнического самосознания вепсов, утрате своего родного языка и перехода их на русскую речь, изменения религиозного воззрения и мн. др. на сегодняшний день все глубже осознается этнографами, фольклористами, филологами, культурологами и другими представителями научного сообщества.В результате стремительных межкультурных контактов особенно быстрое изменение менталитета формировалось у молодого поколения вепсов, преимущественно из смешанных семей. Эти изменения касались принятия русского языка, самосознания и много другого, несмотря на то, что одни из родителей мог являться представителем вепсского этноса.Примечательна информация, о фактах, когда «власти Вологодской, а затем и Ленинградской областей стали проводить политику искусственной ассимиляции народа, отказываясь указывать вепсскую национальность в официальных документах. При проведении переписей населения 1970 и 1979 г. вепсов записывали русскими. Им было объявлено, что такой национальности «вепс» в официальном списке народов СССР нет, хотя в Словаре национальностей и языков она значилась под номером 72».5Так например, по наблюдениям ЕгороваС.Б., у вепсов, обучающихсяв 1930е гг. XXвека в начальной школе на родном языке, было выражено значительно отчетливее чувство национального самосознания. У них осознании своей этнической принадлежностипроявляется четко. Это осознание ярко проявляется как в повседневной жизни, так и во время переписей населения при записи своей национальности.6У вепсов, которыене имели возможности обучаться народномязыкеи осваивать элементы своей культуры, национальное самосознание не получилонеобходимого развития. Этому способствовали также такие факторы, как, запрет общения на родном языке учителями в независимости от их этнической принадлежности. запрет, прежде всего, мотивировался тем, что вепсская речь препятствует успешному овладению русскогоязыка. Это тенденция повлияла и на языковую ситуацию в вепсской семье. Некоторые родители стали общаться с детьми полностью или преимущественно на русском языке, что привело в конечном счете к утрате знанийродного языка молодым поколением. По мнению, Егорова С.Б., утрата языком важнейшего эндодифференцирующего признака является для вепсов критичной, угрожающей существованию этноса.7Учитывая разносторонний характер этнокультурного взаимодействия русского и вепсского населения, необходимо сказать о том, что все это оказало существенное влияние на этнокультурнуюситуацию в регионе и повлиялона трансформацию этнического самосознания вепсов.К итогам трансформационных процессов необходимо отнести также факторы, повлиявшие всеменьшее использование вепсской письменности и сокращение часов на преподавание вепсского языка, а также издание на нём книг и газет. Все эти действия, дали необратимый рост процессам языковой и этнической ассимиляции, при которых, каждый десятый вепс указывал родным русский язык, возросли межнациональные браки, а также возрос отток вепсов в города, среди которых преобладала молодежь, что, привело к постарению вепсского населения в селах.К причинам наибольшей трансформации вепсской культуры, необходимо относили также следующие факторы:1.Идеологические преобразования (особенно в советский период), внесшиесущественные изменения вжизненныйукладвепсов;2.Не изолированностьвепсскихпоселенийотдорожногосообщенияи развитых средствсвязи;3. Близкая расположенность территорий традиционного проживания вепсов от СанктПетербурга, крупнейшего центра СевероЗапада России;4. Активная деятельностьлесной промышленности и сельского хозяйствана территорияхпроживания вепсов;5. Изменение традиционногоспособахозяйствования вепсов;6. Создание на территориях проживания вепсовкрупныхгосударственныхсельскохозяйственныхи лесозаготовительныхпредприятийи мн. др.На наш взгляд, необходимо особоевниманиек проблемам сохранения языка и культуры вепсов, сохранения их этнокультурной идентичности, к опыту традиционного общества, свойственным ему способам традиционного природопользования.Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока сильно различаются по своим историкокультурным традициям и образу жизниот многих этносов России. У многих малочисленных северных этносовв хорошем состоянии сохранились материальная и духовная культура, что нельзя сказать по отношению кязыку. Также дело обстоити у вепсов.Вепсы, как и другие коренные малочисленные народы России, нуждаются в создании нормальных условий для жизнедеятельности, сохранения, развития и возрождения своей самобытной культуры, уникального языка.Современный же период этносоциального и этнокультурного развития народов России характеризуется повышенным вниманием к их истории, в том числе и к истории формирования тех особенностей культуры, которые выполняют функции внешних символов, их единство, их этнической общности.В вепсской культуре впоследние десятилетия происходит актуализация этнического самосознания, что накладывает определенную специфику. Наблюдаемое сегодня активное возрождение вепсской культуры оказывается возможным благодаря живым носителям языка и обрядности, сохранившим память о бытовых и хозяйственных навыках, и заметно формализовано.Территория СевероЗапада России издавна является зоной активных этнических контактов, между коренным населением и пришлым, поэтому специфика и соотношение этнокультурных контактов, выявление традиционного и заимствованного, могут быть до конца понятны только в рамках широкой исторической перспективы, и под углом именно этнокультурной ретроспективы. Именно потому, исследование трансформации вепсов требует комплексногоподхода, соотносящегоданныеэтнографии, этнологии, фольклористики, археологии и др.; необходимо сравнивать, соотносить, сопоставлять вепсские локальные традиции не только между собой, но и с традициями других этносов, пришлых и живущих и живших раннее на этих территориях.Этническаяистория вепсов была весьма сложной. Как описывалось выше, вепсы, на протяжении своей истории испытывали на себе трансформационные процессы.Но, несмотря на существенные«потери» в связи с ассимиляцией, частичной утрате языка, участием в их этногенезе других этносов, вепсы на своей территориисмогли сохраниться как самостоятельный этнос.В этом смысле трансформацию, по мнениюможно рассматривать, «как результат адекватного реагирования сообщества на подобные воздействия, при сохранении внутренней целостности и устойчивости социума».8
Ссылки на источники1Вепсы: модели этнической мобилизации: Сборник материалов и документов. /Сост.: Е.И. Клементьев(рук.), А.А. Кожанов, З.И. Строгальщикова. Карельский научный центр. Петрозаводск, 2007. 336 с. С. 112См. об этом: Кочкуркина С.И. Древние вепсы по археологическим материалам. //Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск. 1989. С. 64
653Егоров С.Б. Традиционная культура южных вепсов. Автореф. дисс. насоиск. уч. степ. к. истор. н. СПб., 2014. С. 274См. об этом: Розов Н.С. Население дер. Шокшозеро (Ленинградская область, Винницкий район).//ИзвестияГосударственного географического общества. Л., 1931. Т. LXII. Вып. 2 –3. С. 160 –1685Вепсы: модели этнической мобилизации: Сборник материалов и документов. /Сост.: Е.И. Клементьев (рук.), А.А. Кожанов, З.И. Строгальщикова. Карельский научный центр. Петрозаводск, 2007. 336 с. С. 146Егоров С.Б. Вепсскорусское межэтническое взаимодействие. /Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск. 2006. С. 245 –2467Егоров С.Б. Вепсскорусскоемежэтническое взаимодействие //Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск. 2006. С. 2478Кулясов И.П., Кулясова А.А., Овчинников А.А. Устойчивость и трансформация поморских и вепсских сообществ. //Телескоп. 2011. № 1 (85). С. 22