История и ландшафтная архитектура: новый взгляд
Выпуск:
ART 86440
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонов
А.
М.,
Александрова
Ю.
В.,
Борисова
С.
В.,
Кузнецова
Л.
В.,
Хабарова
Е.
Л. История и ландшафтная архитектура: новый взгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2061–2065. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86440.htm.
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим возможности внедрения элементов росписи в партеры. В современном мире нужно сохранить многообразие нашей культуры, а также найти возможности сделать некоторые традиции более доступными для населения. Благодаря созданию партеров по народным росписям мы можем заинтересовать людей в изучении традиций и истории нашей области, а также повысить привлекательность города в целом.
Текст статьи
Александрова Юлия Васильевна,Магистрант ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскalexandrova_yulia4@mail.ru
Борисова Светлана Владимировна,Студент ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскbor.svetlana2015@yandex.ru
Кузнецова Любовь Владимировна,Магистрант ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскgreenelfs@yandex.ru
Хабарова Елизавета Леонидовна,Магистрант ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскellisa11@yandex.ru
Научный руководитель –Антонов Александр Михайлович,доцент, кандидат сельскохозяйственных наук ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г.Архангельскanaximandr2@yandex.ru
История и ландшафтная архитектура –новый взгляд
Аннотация.В данной статье мы рассмотрим возможности внедрения элементов росписи в партеры. В современном мире нужно сохранить многообразие нашей культуры, а также найти возможности сделать некоторые традиции более доступными для населения. Благодаря созданию партеров по народным росписям мы можем заинтересовать людей в изучении традицийи историинашей области, а также повысить привлекательность города в целом. Ключевые слова:культура, традиция, роспись, элементы, партер.
В современных социальныхусловиях реализация потенциала русской традиционной культуры способствует позитивной динамике духовнонравственного развития, которая проявляется в обогащении ценностной ориентации, росте этнохудожественных интересов и познавательной активности, повышении уровня интеллектуального развития, развитии художественнотворческих способностей детей и взрослых.[1]Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений, поэтому необходимо сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.Стабильность традиций –один из способов сохранения культуры.Традиции –живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта, то, что в конечном итоге хранит человека от безличия, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.Будучи системой, несущей в зашифрованной художественной форме информацию о мире, природе, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды.
Мы живем в период кризиса:политического, социального, экономического, экологического, однако самыйстрашный кризис –нравственный, поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.[2]Большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанровостилевой спецификой.В XVII веке хозяйственный и политический подъем Русского государства, сопровождавшийся расцветом культуры и искусства, сказался и на жизни северорусских земель. Вэто время на основе экономических предпосылок начинают складыватьсяна территориях Русского Севераисторикокультурные регионы. Нарядус основными занятиями: земледелием и скотоводством –здесь развивались добывающие и обрабатывающие промыслы и ремесла, в том числе художественные.Во второй половине XVIII –начале XIX веков развиваются локальные ремесленнохудожественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Постепенно в каждом из этих центров росписи получали свое самостоятельное выражение, собственную специфику приемов письма, ритмического строя композиций, колористики и трактовки мотивов.На территории Архангельской области можно выделить следующиетипыросписей: олонецкую (онежскую), каргопольскую, пермогорскую шенкурскую, ракульскую,уфтюжскую, верхнеуфтюгскую, борокскую,нижнетоемскую, пучугскую, пинежскую, пижемскую, мезенскую. В данной статье мы более подробно разберем пермогорскую роспись. Пермогоские росписи относятся к северодвинскому кругу, их мастера проживали в деревнях, расположенных в Красноборском районе Архангельской области,центром этих росписей считается деревняМокрая Едома. Характер прялочных росписей отличается самобытным рисунком и ярким цветом, роспись лопасти прялки по белому фонеделится, как правило, на две части: на верхней, большей, в круге находится Райская птица(или Сирин), а в нижней части –выезд на коне, запряженном в сани, имеющие силуэтный рисунок. Плоскости между частями сплошь заняты красными, черными и темнозелеными витиеватыми рисунками листьев, бутонов цветов.[3]Пример данной прялки представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 –Прялка
Основными мотивами росписей являются природные элементы. Природа и культураобразуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Культурапозволяет человеку становиться интеллектуальнодуховной, нравственной, творческой личностью, поэтому сохранение еёстоль же естественно и необходимо, как сохранение природы.Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует наличность человека, ведет к его деградации.[4]Пермогорская роспись, возникшая еще в XVIIIвеке, является одним из самых простых, но в то же время красивейших видов народного творчества.С высокого гористого берега Северной Двиныоткрывается захватывающий дух вид на зеленые поля с золотистыми цветами, величественные кроны деревьев и зеркальные поверхности водоемов. Особенно прекрасна северная природа во время закатов и восходов, когда все небо заливается багряными красками. Именноэти природные колориты в давние времена вдохновили мастеров на создание яркой росписи, называемой теперь в честь места ее зарождения.Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты –все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами.Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.Пермогорскаяроспись графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темновишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.Некоторые предметы украшались только ленточкамибордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.Примеры бордюров представлены на рисунке 2.Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:1 вся ленточка выполняется желтым цветом2 отдельные элементы выполняются зеленым цветом,3 красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,4 тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра.
Рисунок 2 Ленточки –бордюры
Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.Различные образцы элементов пермогорской росписи, которые вы можете увидеть на рисунках 3 –7–это ленточки, углы, приписки, листочки, трилистники, тюльпаны и любимая композиция птица Сирин.
Рисунок 3–Оформление углов
Рисунок 4–Приписки
Рисунок 5
Листочки, ягодки, огуречки
Рисунок 6–Трилистник
Рисунок 7–Тюльпан
Красный цвет –преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи –сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.Трилистник –основной растительный мотив пермогорской росписи –образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков. Основой является орнаментальный узор растительной тематики. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина (лилии). Этот знак трех начал состоит их центрального листика или почки, устремленного вверх, и двух боковых листьев,отогнутых в противоположные стороны от главного. По краям изображались букетики скругленных листиков и сказочные разноцветные птицы счастья –Сирины. Основные мотивы росписи –сюжетные сценки из повседневной жизни –чаепитие, посиделки, катание, выезд, гуляние. Почти все расписные сюжеты были связаны со сценами крестьянской жизни. Пример представлен на рисунке 8.
Рисунок 8–Пример сюжетной сценки из повседневной жизни в росписиРасписывали в Пермогорье не толькопрялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески, ендовы, деревянную посуду, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники.В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостнымузором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах илинесколько птиц у Древа жизни; внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца.В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как поместному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками –попермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу счастливая семья за трапезой.Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные –это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какието яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.Кроме всего, само жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры –в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. А между прочим, эти звери, да в такой же позе на задних лапах, были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Оттолкнувшись от них, рисовали свое, знакомое: так, единорог больше походил на коня, а шатер на северную высокую избу в 23 этажа (вот где были и вправду "высокие терема").На одной из прялок под шатровой крышей показано семейное застолье, а внизу под ними свинью. Так и было: жили в верхнем этаже, а внизу держали сено и скот. Первый вариант росписи оказался более устойчивым.[5]В росписях народных художников элементы орнаментальных композиций всегда имели определенное значение и чаще всего их связывали с идеей жизненного начала. Если мы посмотрим на элементы росписи Пермогорья, то можно отметить что листья, направленные на все четыре стороны, означали «Да будет всюду жизнь!» Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая и жилище человека и окружающий его мир.Орнамент в пермогорской росписи строился из нескольких элементов:•округлого листа двух и трех типов;•ягодки и листочкицветки, типа колокольчиков;•просто ягодки и многолепестковые цветы в комплексе с листочками и ягодами.Крин, то естьлилия –элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунказнака лежит как бы рождающийся росток проростающего зерна.Росток этот состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.В настоящее время большое развитие приобретает ландшафтная архитектура, где немаловажным фактором является эстетическое восприятие окружающей среды. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры. Одним из методов является поиск оригинальных идей для создания партеров.В данной работе мы можем проследить сохранение традиций путём использования отдельных их элементов, включенных в повседневную жизнь. [6] Для ознакомления молодежи нами было принято решение запроектировать партеры с орнаментом из пермогорской росписи. Партер представляет собой парадную часть парка, оформленную декоративными растениями и элементами всоответствии с определенными правилами дизайна. Один из основных его элементов –это деревья. Высаживать их нужно таким образом, чтобы партер по окончанию работ являл собой образец декоративного искусства. [7]В нашем партере использованы такие элементы пермогорской росписи как крин, или лилия; ягодки и бордюр по краю. В рисунке бордюра используются треугольники. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.Далее на рисунках 9 –14 представлены примеры разработанных нами партеров.
Рисунок 9–Партер из инертных материалов (вид сверху)
Рисунок 10–Партер из инертных материалов (аксонометрия)
Рисунок 11–Партер из цветочных культур (вид сверху)
Рисунок 12–Партер из цветочных культур (аксонометрия)
Рисунок 13–Партер из кустарниковых пород (топиарное искусство; аксонометрия)
Рисунок 14–Партер из кустарниковых пород (топиарное искусство; аксонометрия)
Росписи Русского Севера являются уникальным явлением русскойкультуры. На сегодняшний момент русский север до конца не изучен, и существует множество гипотез ипричин его возникновения. Однакоможно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное народное русское искусство.[8]Ценность произведений такого народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но ещё в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. [9]Таким образом, внедрение элементов народного творчествав партеры, являющиеся оформлениемпарадных частей населенных пунктов,помогут обратить внимание жителей городов на культурное наследие их края.
Ссылки на источники1 Библиотека RevolutionURL: http://revolution.allbest.ru/literature/00300356_0.html[Дата обращения 16.02.2016].2 BriefEducation
URL: http://www.briefeducation.ru/brieds5521.html[Датаобращения16.02.2016].3 Культурное наследие Архангельского севера URL: http://www.cultnord.ru/Permogorskaja_rospis.html[Дата обращения 16.02.2016].4 Энциклопедия экономиста | www. Grandars.ruURL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sohraneniekulturnogonaslediya.html[Дата обращения 16.02.2016].5LiveInternet@ Статистика и дневникиURL: http://www.liveinternet.ru/users/persephone140/post283660782/ [Дата обращения: 16.02.2016].6Ромах О.В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ // Современные наукоемкие технологии. –2007. –№ 4. –С. 6364;URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=24868 [Дата обращения: 16.02.2016].7Ладшафтный дизайн, обустройство участка и постройки в садуURL: http://vesdizain.ru/chtotakoeparterikakegoispolzovat.html[Дата обращения: 16.02.2016].8 НысвятыпасхоА., Неретина Л.В. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА//IV Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»/ 2012.URL: http://www.rae.ru/forum2012/224/2489 [Дата обращения: 16.02.2016].9Арзубова А. Н. Великоустюжская роспись: традиции и современность // Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 18. –ART 75241. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75241.htm. –ISSN 2304120X.
Борисова Светлана Владимировна,Студент ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскbor.svetlana2015@yandex.ru
Кузнецова Любовь Владимировна,Магистрант ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскgreenelfs@yandex.ru
Хабарова Елизавета Леонидовна,Магистрант ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельскellisa11@yandex.ru
Научный руководитель –Антонов Александр Михайлович,доцент, кандидат сельскохозяйственных наук ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г.Архангельскanaximandr2@yandex.ru
История и ландшафтная архитектура –новый взгляд
Аннотация.В данной статье мы рассмотрим возможности внедрения элементов росписи в партеры. В современном мире нужно сохранить многообразие нашей культуры, а также найти возможности сделать некоторые традиции более доступными для населения. Благодаря созданию партеров по народным росписям мы можем заинтересовать людей в изучении традицийи историинашей области, а также повысить привлекательность города в целом. Ключевые слова:культура, традиция, роспись, элементы, партер.
В современных социальныхусловиях реализация потенциала русской традиционной культуры способствует позитивной динамике духовнонравственного развития, которая проявляется в обогащении ценностной ориентации, росте этнохудожественных интересов и познавательной активности, повышении уровня интеллектуального развития, развитии художественнотворческих способностей детей и взрослых.[1]Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений, поэтому необходимо сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.Стабильность традиций –один из способов сохранения культуры.Традиции –живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта, то, что в конечном итоге хранит человека от безличия, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.Будучи системой, несущей в зашифрованной художественной форме информацию о мире, природе, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды.
Мы живем в период кризиса:политического, социального, экономического, экологического, однако самыйстрашный кризис –нравственный, поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.[2]Большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанровостилевой спецификой.В XVII веке хозяйственный и политический подъем Русского государства, сопровождавшийся расцветом культуры и искусства, сказался и на жизни северорусских земель. Вэто время на основе экономических предпосылок начинают складыватьсяна территориях Русского Севераисторикокультурные регионы. Нарядус основными занятиями: земледелием и скотоводством –здесь развивались добывающие и обрабатывающие промыслы и ремесла, в том числе художественные.Во второй половине XVIII –начале XIX веков развиваются локальные ремесленнохудожественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Постепенно в каждом из этих центров росписи получали свое самостоятельное выражение, собственную специфику приемов письма, ритмического строя композиций, колористики и трактовки мотивов.На территории Архангельской области можно выделить следующиетипыросписей: олонецкую (онежскую), каргопольскую, пермогорскую шенкурскую, ракульскую,уфтюжскую, верхнеуфтюгскую, борокскую,нижнетоемскую, пучугскую, пинежскую, пижемскую, мезенскую. В данной статье мы более подробно разберем пермогорскую роспись. Пермогоские росписи относятся к северодвинскому кругу, их мастера проживали в деревнях, расположенных в Красноборском районе Архангельской области,центром этих росписей считается деревняМокрая Едома. Характер прялочных росписей отличается самобытным рисунком и ярким цветом, роспись лопасти прялки по белому фонеделится, как правило, на две части: на верхней, большей, в круге находится Райская птица(или Сирин), а в нижней части –выезд на коне, запряженном в сани, имеющие силуэтный рисунок. Плоскости между частями сплошь заняты красными, черными и темнозелеными витиеватыми рисунками листьев, бутонов цветов.[3]Пример данной прялки представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 –Прялка
Основными мотивами росписей являются природные элементы. Природа и культураобразуют жизненную среду обитания человека, они являются главными и непременными условиями его существования. Культурапозволяет человеку становиться интеллектуальнодуховной, нравственной, творческой личностью, поэтому сохранение еёстоль же естественно и необходимо, как сохранение природы.Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует наличность человека, ведет к его деградации.[4]Пермогорская роспись, возникшая еще в XVIIIвеке, является одним из самых простых, но в то же время красивейших видов народного творчества.С высокого гористого берега Северной Двиныоткрывается захватывающий дух вид на зеленые поля с золотистыми цветами, величественные кроны деревьев и зеркальные поверхности водоемов. Особенно прекрасна северная природа во время закатов и восходов, когда все небо заливается багряными красками. Именноэти природные колориты в давние времена вдохновили мастеров на создание яркой росписи, называемой теперь в честь места ее зарождения.Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты –все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами.Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.Пермогорскаяроспись графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темновишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.Некоторые предметы украшались только ленточкамибордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.Примеры бордюров представлены на рисунке 2.Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:1 вся ленточка выполняется желтым цветом2 отдельные элементы выполняются зеленым цветом,3 красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,4 тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра.
Рисунок 2 Ленточки –бордюры
Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.Различные образцы элементов пермогорской росписи, которые вы можете увидеть на рисунках 3 –7–это ленточки, углы, приписки, листочки, трилистники, тюльпаны и любимая композиция птица Сирин.
Рисунок 3–Оформление углов
Рисунок 4–Приписки
Рисунок 5
Листочки, ягодки, огуречки
Рисунок 6–Трилистник
Рисунок 7–Тюльпан
Красный цвет –преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи –сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.Трилистник –основной растительный мотив пермогорской росписи –образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков. Основой является орнаментальный узор растительной тематики. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина (лилии). Этот знак трех начал состоит их центрального листика или почки, устремленного вверх, и двух боковых листьев,отогнутых в противоположные стороны от главного. По краям изображались букетики скругленных листиков и сказочные разноцветные птицы счастья –Сирины. Основные мотивы росписи –сюжетные сценки из повседневной жизни –чаепитие, посиделки, катание, выезд, гуляние. Почти все расписные сюжеты были связаны со сценами крестьянской жизни. Пример представлен на рисунке 8.
Рисунок 8–Пример сюжетной сценки из повседневной жизни в росписиРасписывали в Пермогорье не толькопрялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески, ендовы, деревянную посуду, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники.В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостнымузором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах илинесколько птиц у Древа жизни; внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца.В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как поместному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками –попермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу счастливая семья за трапезой.Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные –это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какието яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.Кроме всего, само жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры –в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. А между прочим, эти звери, да в такой же позе на задних лапах, были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Оттолкнувшись от них, рисовали свое, знакомое: так, единорог больше походил на коня, а шатер на северную высокую избу в 23 этажа (вот где были и вправду "высокие терема").На одной из прялок под шатровой крышей показано семейное застолье, а внизу под ними свинью. Так и было: жили в верхнем этаже, а внизу держали сено и скот. Первый вариант росписи оказался более устойчивым.[5]В росписях народных художников элементы орнаментальных композиций всегда имели определенное значение и чаще всего их связывали с идеей жизненного начала. Если мы посмотрим на элементы росписи Пермогорья, то можно отметить что листья, направленные на все четыре стороны, означали «Да будет всюду жизнь!» Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая и жилище человека и окружающий его мир.Орнамент в пермогорской росписи строился из нескольких элементов:•округлого листа двух и трех типов;•ягодки и листочкицветки, типа колокольчиков;•просто ягодки и многолепестковые цветы в комплексе с листочками и ягодами.Крин, то естьлилия –элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунказнака лежит как бы рождающийся росток проростающего зерна.Росток этот состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.В настоящее время большое развитие приобретает ландшафтная архитектура, где немаловажным фактором является эстетическое восприятие окружающей среды. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры. Одним из методов является поиск оригинальных идей для создания партеров.В данной работе мы можем проследить сохранение традиций путём использования отдельных их элементов, включенных в повседневную жизнь. [6] Для ознакомления молодежи нами было принято решение запроектировать партеры с орнаментом из пермогорской росписи. Партер представляет собой парадную часть парка, оформленную декоративными растениями и элементами всоответствии с определенными правилами дизайна. Один из основных его элементов –это деревья. Высаживать их нужно таким образом, чтобы партер по окончанию работ являл собой образец декоративного искусства. [7]В нашем партере использованы такие элементы пермогорской росписи как крин, или лилия; ягодки и бордюр по краю. В рисунке бордюра используются треугольники. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.Далее на рисунках 9 –14 представлены примеры разработанных нами партеров.
Рисунок 9–Партер из инертных материалов (вид сверху)
Рисунок 10–Партер из инертных материалов (аксонометрия)
Рисунок 11–Партер из цветочных культур (вид сверху)
Рисунок 12–Партер из цветочных культур (аксонометрия)
Рисунок 13–Партер из кустарниковых пород (топиарное искусство; аксонометрия)
Рисунок 14–Партер из кустарниковых пород (топиарное искусство; аксонометрия)
Росписи Русского Севера являются уникальным явлением русскойкультуры. На сегодняшний момент русский север до конца не изучен, и существует множество гипотез ипричин его возникновения. Однакоможно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное народное русское искусство.[8]Ценность произведений такого народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но ещё в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. [9]Таким образом, внедрение элементов народного творчествав партеры, являющиеся оформлениемпарадных частей населенных пунктов,помогут обратить внимание жителей городов на культурное наследие их края.
Ссылки на источники1 Библиотека RevolutionURL: http://revolution.allbest.ru/literature/00300356_0.html[Дата обращения 16.02.2016].2 BriefEducation
URL: http://www.briefeducation.ru/brieds5521.html[Датаобращения16.02.2016].3 Культурное наследие Архангельского севера URL: http://www.cultnord.ru/Permogorskaja_rospis.html[Дата обращения 16.02.2016].4 Энциклопедия экономиста | www. Grandars.ruURL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sohraneniekulturnogonaslediya.html[Дата обращения 16.02.2016].5LiveInternet@ Статистика и дневникиURL: http://www.liveinternet.ru/users/persephone140/post283660782/ [Дата обращения: 16.02.2016].6Ромах О.В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ // Современные наукоемкие технологии. –2007. –№ 4. –С. 6364;URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=24868 [Дата обращения: 16.02.2016].7Ладшафтный дизайн, обустройство участка и постройки в садуURL: http://vesdizain.ru/chtotakoeparterikakegoispolzovat.html[Дата обращения: 16.02.2016].8 НысвятыпасхоА., Неретина Л.В. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА//IV Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум»/ 2012.URL: http://www.rae.ru/forum2012/224/2489 [Дата обращения: 16.02.2016].9Арзубова А. Н. Великоустюжская роспись: традиции и современность // Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 18. –ART 75241. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75241.htm. –ISSN 2304120X.