Развитие культуры самоорганизации студента – будущего преподавателя иностранного языка
Выпуск:
ART 86439
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петренко
М.
А.,
Шепелев
А.
И. Развитие культуры самоорганизации студента – будущего преподавателя иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2056–2060. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86439.htm.
Аннотация. Статья отражает исследование развития культуры самоорганизации сознания будущего преподавателя иностранного языка. Для этой цели использована методология интерактивного, синергетического и гуманистического подходов. Владение культурой самоорганизации, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет современному педагогу самостоятельно перейти из позиции репродуктивно-отражательного реагирования на процесс образования к позиции продуктивного педагогического творчества. В статье, в контексте содержания деятельности преподавателя иностранного языка, представлен весь цикл развития культуры самоорганизации сознания студента: представлены цель, критерии, принципы, механизмы,технология. Сделан вывод о том, что образовательный процесс в вузе – это открытая, развивающаяся и самосовершенствующаяся система.
Текст статьи
Петренко Марина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. РостовнаДону,mapetrenko2014@mail.ru
Шепелев Александр Игоревич, студент 3 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,schepelew95@mail.ru
Развитие культуры самоорганизации студента –будущего преподавателя иностранного языка
Аннотация.Статья отражает исследование развития культуры самоорганизации сознания будущего преподавателя иностранного языка. Для этой цели использована методология интерактивного, синергетического и гуманистического подходов. Владение культурой самоорганизации, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет современному педагогу самостоятельно перейти из позиции репродуктивноотражательного реагирования на процесс образования,в позицию продуктивного педагогического творчества. В статье, в контексте содержания деятельности преподавателя иностранного языка, представлен весь цикл развития культуры самоорганизации сознания студента:представленыцель, критерии, принципы,механизмы,технология. Сделан вывод о том, что образовательный процесс в вузе это открытая, развивающаяся и самосовершенствующаяся система.Ключевые слова: культура самоорганизации, творческая активность, культурасознания, педагогическаяинтеракция.
Великий американский педагог и философпрагматик Джон Дьюи писал: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это –перемена, революция, подобная той, которую произвёл Коперник, когда астрономический центр был перемещён с Земли на Солнце. В данном случае ребёнокстановится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования: он центр, вокруг которого всё организуется»[1].В свою очередь,выдающийся советский педагогноватор В.А. Сухомлинский отмечал следующее: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»[11].Смысл этих высказываний носит,хотя и образный, но очень мотивирующий на овладение педагогическим мастерством характер. А именно: уже в студенческие годыбудущий преподаватель должен воспитывать и развивать в себе те качества, знания,умения,навыки,которые в дальнейшем помогут ему стать не только педагогомпредметником, но и наставником, другом и советчиком своих учеников.А для этого необходимо развивать своё профессиональное сознание, повышать его культуру.Речь в данном исследовании пойдёт о развитии культуры самоорганизациикак прявлении культуры сознаниябудущего преподавателя иностранного языка.Значимость этой темы определяется потребностью студентав самообучениии самовоспитании, саморазвитии, самоактуализациии самореализации. Говоря о подобной деятельности, отметитм
её гуманистическую направленность, потому как «образование, способствующее пробуждению интеллектуальной деятельности сознания, имеет гуманную, т.е. человеческую ценность»[4].А там, где ценность личностивысока, значимой становится сила её духа, сила разума, сила любви. И все эти проявления личности объединяются в феномене творчества. По мнению О.Д. Картавцевой, «дух и творчество качественно новые и более «высокие» вибрации внутренней силы, чтобы они проявились,личности следует проявить усилия для того, чтобы уйти от серости обывательского мышления» [2]. М.К. Мамардашвили называл обывательское мышление, погруженное только в материальные заботы «созданием дурной реальности» [6]. Для студента способность к самоорганизации, основанной напрофессиональных, а, следовательно, в педагогике и надуховнонравственных ценностях и идеалах, не допускает созданиятакой «дурной реальности».Уточним, что мы опираемся на определение С.В. Кульневича, где «самоорганизация свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация способность учителя к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы» [4]. Таким образом, говоря о культуре самоорганизации будущего преподавателя иностранного языка, мы говорим о слиянии трёхподходов: синергетического, изучающего самоорганизующиеся системы,гуманистического, провозглашающего человека как высшую ценность и интерактивного, стратегия которого этоактуализациятворческой активности в процессе педагогического взаимодействия. Именно на основе подобного синтеза смогут быть достигнуты высокиерезультаты в сфереразвитиявсех «само»: критичности,самодостраивания, автономности, способности к рефлексии,саморегуляции, самоконтроляи т.д. [9],
Развитость этих личностных структур сознания у педагога в дальнейшем поможет пробудить стремление к развитиюкультуры сознанияу своихучеников. Это достаточно проблематичная в реализации цель, так как готовность к самоорганизации –это ещё и волевое качество личности. А проявлять свободную волю не всем хватает решимости. Но наиболее сложные проблемы в контексте данной тематики порождает система подготовки будущих преподавателей иностарнного языка. Сложность заключается в том, что используемые средства достижения целиподготовки студентакактворческойличности, способной к самоорганизации, зачастую не способствуют её реализации. Подобное происходит изза направленнностина «трансляцию»знаний педагогом и «заучивание» знаний студентом.А процесс развития культуры самоорганизации студента требует иных подходов и принципов.Дело в том, что высокого уровня профессионализм проявляется в сложных, весьма неоднозначных, часто неявных ситуациях, требующих высокой культуры самоорганизации сознания.И именно культура сознания приучает человека к гуманным, цивилизационно одобренным и сообразным понятию «человек разумный»отношениям к себе, к окружающим людям, к миру в целом.
Развитая культура сознания позволяетво всей полноте достигать общей цели: это дальнейшее становление опыта самоорганизуемого понимания и реализации педагогической культуры как основы методологически грамотной педагогической деятельности будущих преподавателей иностранного языка. Методологической основой содержания такого образования и средств его реализации выступают известные принципы культуросообразности, природосообразности, ценностносмысловой ориентации содержания,гуманности, творческой активности,целостности, включения в контекст изучаемого материала, субъектности, открытости, проблемности, дополнительности, смысловой креативности, совместной проектировочной деятельности[12].
Психологическим явлением самоорганизации занимается как западная, так и отечественная гуманистическая психология. С тех пор, как К.Г. Юнгом, было обосновано понятие самоактуализации, проблема самоорганизации в целом стала активно исследоваться в направлении гуманистических идей. Абрахам Маслоу, ГордонОлпорт, КарлРоджерс, ЭвереттШостром, Виктор Франкл и др. представители западнойгуманистическойпсихологическойшколырассматривали феноменсамоактуализации какобязательный для нормального развития личности, считали его необходимым условием раскрытия творческого потенциала человека, реализации его креативности и творческой активности.В контексте данных исследованийсамоорганизацияв целом представленакак очень значительный духовныйфеномен, связанныйс развитиемсамосознанияличности, его ценностносмысловых и мировоззренческих ориентаций. Отечественная наука внесла свой значительный вклад в исследование феномена самоорганизации личности. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. определили значимость личностногосмысла «как самоорганизующего компонента во взаимодействии учителя и ученика и определяющих воспитание как процесс формирования личностных структур сознания» [3]. Педагогический феномен самоорганизации подробно раскрывается в работах С.В. Кульневича.Его понимание развития культуры сознания неразрывно связано с процессами творческой самореализации личности.Современный период развития культуры самоорганизации в педагогической деятельности нашёл продолжение в разработке положений теории педагогической интеракции, моделях развития профессионального сознания, интерактивнойтехнологииразвития творческой активности личностиМ.А. Петренко. Именно поэтому теоретической базой нашего исследования являются теория педагогической интеракции (М.А. Петренко)[6] и концепция самоорганизуемой педагогической деятельности(С.В. Кульневич) [3].
Ключевое понятие теории педагогической интеракции определяется как «продуктивное, т.е. направленное на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя межличностное взаимодействие субъектов интеракции, которое характеризуется рядом признаков: это деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личностные аспекты субъектов интеракции, основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста; структурируется как диалогическое взаимодействие, взаимодеяние, взаимотворение, совместное порождение; основывается на принципе творческой активности личности на трех онтологических уровнях: природном, социальном, духовном; опосредуется социокультурной средой образовательного учреждения; использует интерактивные технологии развития творческой активности личности и мотивационный эффект обратной связи; обеспечивает повышение уровней самоорганизации, рефлексии и творческой свободы личности; творческая активность придает педагогической интеракции продуктивный, синергетический характер и является необходимым условием личностного, профессионального и карьерного роста» [8]. Ведущей идеей самоорганизуемой педагогической деятельности является идея о формировании личностных структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от “творческих заданий” тем, что учитель может принимать педагогические решения руководствуясь “подсказками” особым образом развитого сознания. Для этого, по мнению С. В. Кульневича, сознание должно оперировать не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно следственных и интуитивных связей и т.д., то есть осуществлять самоорганизацию методологической культуры учителя. Владение этим видом культуры, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет учителю самостоятельно перейти из позиции репродуктивноотражательного реагирования на образование и функционального исполнения своих обязанностей в позицию продуктивного педагогического творчества[3]. Таким образом, лейтмотивом данной статьи является развитие сознания будущего преподавателя иностранного языка, следовательно, развитие всех его «само».Уточнимнекоторые из этих понятийв контексте проблематики нашего исследования: 1) критичность –личностное оценивание результатов собственного овладения иностранным языком;2) самодостраивание –дополнение уже находящихся на стадии развития коммуникативных способностей до необходимого уровнявладения языковой компетенцией; 3) автономность –постановка границ внутренней независимости при изучении иностранного языка; 4) способность к рефлексии, саморегуляция и самоконтроль являют собой практически то же, что характерно для них и в общем их понимании, необходимые качества просто адаптируются под изучение иностранного языка –обучающийся анализирует собственную учебную деятельность, регулирует свои действия в отношении развития собственной языковой компетенции и самостоятельно контролирует выполнение и результаты необходимых упражнений и задач.Главной проблемой овладения механизмами самоорганизации на уроках иностранного языка является тот факт, что воспитательные средства, используемые в ходеурока, направлены на выполнениезаданных параметров, установок, превращающихсяв директивы механического поведения, что противоречит понятиям теории самоорганизации, интерактивному и гуманистическому подходам. В контексте нашего исследования мы постулируем, что студент, а в будущем преподавательиностранного языка, должен, самоорганизуя свою учебную деятельность, самостоятельно определить ценность такого рода поведения, и не бессмысленновыполнятьзаданные требования, но постепенно развиваться до осознания ипонимания значения собственной деятельности в плане овладения необходимой языковой компетенцией, и переходить от информации к знанию, и,самое главное, к смыслупостигаемых знаний.
Следует отметить, что студенту, как будущему преподавателюиностранного языка, необходимопонимать важностьи субъектсубъектного способа взаимодействия в образовательном процессе. Именно онявляет собой диалогический подход к образованию, делает акцент на равноправииучастников образовательного процесса. Если же пойти по другому пути, по директивнорепродуктивному, то образовательный процесс возвращается к отголоскам Средневековья, когда о равноправии участников образовательного процесса не могло быть и речи, а любая истина, несмотря на то, была ли она таковой или нет, принималась на веру, без критического её осмысления, без проявления какихлибо творческих начал. Говоря образно, будущий преподаватель должен быть солнцем для своих учеников и осознавать, что каждый ученик является солнцем. Только, чтобы свет его был ярче, нужно убрать с него пятна негативных эмоциональных и поведенческих проявлений, а для этого нужно развивать культуру самоорганизациисознания.
Культурасамоорганизациисознания определяется развитостью его функций(структур)сознания, таких какмотивирование, креативность, рефлексия, критичность, самоактуализацияи др.В контексте изучения иностранного языка под мотивированием мы понимаем осознание потребности и необходимости изучения иностранного языка самим студентом;под креативностью –творческое мышление и творческую деятельностьв процессе обучения иностранному языку; под рефлексией –способность самостоятельно проводить анализ деятельности, направленной на изучение иностранного языка; под критичностью –способность давать оценку как внутренней, так и внешней действительности с личностнойпозиции, под самоактуализацией –высший уровень проявления личностного потенциала по отношению к процессу обученияиностранному языку и овладению языковой компетенцией и т.д.. Схематичное отображение сущности культуры самоорганизации будущего преподавателя иностранного языка выглядит так (схема 1):
Схема 1.
Прокомментируем данную схему: культура самоорганизациибудущего преподавателя иностранного языка есть совокупность развивающихся смыслов и приобретаемых ценностей, которые появляются в процессе изучения иностранного языкаи влияют на развитие культуры его сознания.Во многом это зависит от содержания иноязычного образования.Именно содержание образования (текст, вид деятельности, предмет и т.п.), отмечает В.В. Сериков, «вызовет личностную оценку обучаемого в том случае, если вводится в учебную ситуацию в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для него;если и содержание и процесс его усвоения приобретают форму диалога субъектов культур; если учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Контекстная задача актуализирует функции смыслообразования и ответственности, диалог рефлексии иавтономности поведения, игра креативности, свободы выбора, самореализации. Технологическая триада “задача диалог игра” отражает сущностные инвариантные характеристики образовательных технологий, актуализирующих и развивающих личностные функции обучаемых»[10].Факторы,которые, по мнению И.В. Абакумовой, М.Г. Гарунова, Ю.Н. Емельянова, М.И. Махмутова, В.В. Сериковаи др., способствуют процессуразвития культуры самоорганизации проблемизация, диалогизация, акмеологизация учебного процесса преобразуются в приемы создания ситуаций для работы с обучающимися, как с субъектамиобразования. У студентов появляется возможность проявитьопределенные творческие качества, ценностное, т.е. личностное отношение к среде и деятельности. Отметим ещё одно обстоятельство: в контексте теории педагогической интеракции в работе с содержанием иноязычного образования есть необходимость опираться на следующие критерии: концептуальности, проблемности, открытости, дополнительности, субъектности, диалогичности содержания образования, нравственности убеждающей коммуникации. Соответствие критериям проявляется в умениях совместно проектировать цель и содержание занятий; в умениях преобразовывать и передавать содержание знаний; создавать условия для проявления ценностносмысловых и ценностно –эмоциональных отношений студентов к знаниям; в умениях востребовать эти отношения на занятиях [7]. Технология этого процесса апрбирована на занятиях со студентами, магистрантами и аспирантами Южного федерального университета. Этотехнология ценностисмыслыкультура самоорганизацииПроцесс изученияиностранногоязыкаи развития культуры сознанияразвития творческой активности личности [13]. Именно творческая активность способствует развитию культуры самоорганизации личности будущего преподавателя иностранного языка.
Динамика интерактивного занятия, направленного на развитие творческой активности личности, лучше всего представляется трёхчастной структурой, позволяющей создавать план идеальной учебной ситуации на разных этапах занятия. Первая часть технологии. Создание условий для эффективной педагогической интеракци посредством организации ситуации «ненапряжённого внимания».Это предпосылка для функционирования каждого участника интерактивного занятия. Это создание педагогических условий для «включения» личностных структур сознания участников, создание так называемой «ситуации ненапряжённого внимания», где нет места страху и опасению, есть ситуация психологической открытости и комфортности. Это создание ситуации взаимосвязи с собственными интересами обучающегося, личными целями и жизненным опытом.Вторая часть технологии. Создание ситуации творческой активности, погружения в личностный и коллективный опыт.Здесь участники могут погрузиться в комплексный опыт в процессе разнообразных видов деятельности. Эта часть технологии развития творческой активности позволяет распознать соответствующие уже знакомые нам паттерны и их взаимосвязи. Комбинация актуальных тем, интересных проектов и задач из нашей повседневной жизни идеальна для того, чтобы достичь этого «погружения» в Учение.Необходимо также подобрать (или создать) культурные тексты, соответсвующие тематике занятия. Затем организуется многосторонний педагогический процесс, состоящий из усвоения информации, анализа и практического применения, концептуального осмысления и формирования личных установок, развития фантазии и изобретательности, когда включается понимание как способ перехода от знака к значению. Это переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке. При этом педагогу нужно исходить из того, что людские души родственны, аналогичны друг другу, и они, соприкасаясь друг с другом, понимают знаки (знаки могут быть выражены в рисунке, движении, слове и др.). Контекст понимания задаётся темой интерактивного занятия и использованием определённых культурных текстов. А дальше –движение по пути, приводящему к соразмерности творческих потенциалов исследователей какоголибо текста (обучающихся) и его создателя. Этот принцип у Августина Блаженного, к примеру, выступает в виде тождества «боговдохновенности автора» и «боговдохновенности читателя» (принцип конгениальности). Как результат, устанавливаются взаимосвязи между рассматриваемым содержанием, когда абстрактное сводится к конкретному, аналитическое к творческому. При этом нужно все время помнить, что контекст учебного опыта должен быть интересным, красочным и стимулирующим, и настроенным на помощь в получении информации, развитии навыков, понимании концепций и др. Третья часть технологии.Активное оценивание (рефлексия, созерцание, смена творческой перспективы). В процессе рефлексииучастники размышляют о своем учебном опыте и пытаются осознать его значение (аналитический компонент оценивания). Примеры созерцания –медитация и техника фокусирования. Медитация, когда мы, например, концентрируемся на чемто или чтото визуализируем, что хотели бы понять, и ждем, какие картины и мысли возникнут в нашей душе. Техника фокусирования. В этом случае мы просто концентрируемся на некой идее, концепции или процессе и мысленно наблюдаем их, не анализируя и не делая выводов. Такая позиция часто приводит к пониманию чеголибо, что до тех пор ускользало от быстрого «интеллектуального натиска» (интуитивный компонент оценивания). Смена творческой перспективы. Иногда мы понимаем свое собственное поведение, поведение других людей или какуюлибо проблему лучше, если пробуем оценивать их из новой перспективы. Порой бывает достаточно просто сменить положение тела, идентифицироваться с кемто другим и увидеть ситуацию его глазами. Можно передать учебный опыт в иной форме, например, изобразить его на рисунке, с помощью пантомимы или танца с помощью метафоры или притчи. Такое преобразование часто приводит к появлению нового взгляда, так как происходит отказ от привычных вербальных интерпретаций[13].
Ярким примером нестандартного поведения в сложной педагогической ситуации является поступок С.Л. Львова, описанный им в авторской книге «Быть или казаться»[4], когда,будучи молодым преподавателем военных переводчиков, он изза недопонимания дежурного и небольшой проблемы с обмундированием,попал в неловкую ситуацию, выйти из которой ему помогего профессионализми способность выйти за пределы обусловленного поведения, сменить позицию. Из затруднительного положенияон вышел, проявив блестящие профессиональные качества не в позиции «Учитель», а в позиции «Ученик»: сначала он перевёл сразу с листа часть устава, затем трофейный приказ, трофейное письмо, написанное готическим шрифтом и отчеканил наизусть структуру пехотной и танковой дивизий вермахта. Таккурсанты, его ученики,поняли, что перед ними мастер, профессионал и человек, который действительно способен научить их всему необходимому.
Таким образом, технология развития творческой активности спосбствует развитию культуры самоорганизации студента, будущего преподавателя иностранного языка. В процессе её использования применяется как научный подход, так и возможность интегрировать опыт всех участников педагогической интеракции, включая опыт студентов,опытпреподавателейиопыт предыдущих поколений в более широких рамках, органически включаясь в него в своё время и в своём месте.А развитие культурысамоорганизации студента, будущего преподавателя иностранного языка, основана на убеждении, что образовательный процесс в вузе этооткрытая, развивающаясяи самосовершенствующаяся система. Новизна трактовки развития культуры самоорганизации будущего преподавателя иностранного языкасостоит: 1. Внеобходимости сделать неопределённость своим союзником. Задача преподавателя вузазаключается не в том, как контролироватьстудента, ав том, как направить его на путь самоорганизации. 2. В системе отношений между преподавателем и студентом: несубъектобъектные отношения, а субъектсубъектные. Это «включает» все элементы человеческого «само». 3. Процесс развития культуры самоорганизациистановится циклическим, где есть временные процессные этапы анализа и синтеза, постановки вопросов и их решения, сбора информации и её обработки, продуктивности и репродуктивности, креативности и реактивности и.т.д.4. Общие принципы теории самоорганизации дополняются принципами теории педагогической интеракции.5. Для развитиякультуры самоорганизации полезно использовать инновационные технологии, к числу которых относится технология развития творческой активности личности.
Ссылки на источники1.Дьюи Д. От ребёнка –к миру, от мира –к ребёнку. –М: Карапуз, 2009. –352 с.2.Картавцева О.Д. Учитель гуманной педагогики –герой духа. Культура. Наука. Интеграция. 2010. №1(9). С. 2731.3.Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997.230 с.4.Кульневич С.В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания // Известия ЮО РАО. –Вып. 2. –Ростов н/Д, 2000. –С. 1325. 5.Львов С.Л. Быть или казаться? –М: Издательство политической литературы –320 с.6.Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. –М.: Московская школа политических исследований. 2000.416 с.7.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции : монография. –РостовнаДону : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. –168 с.8.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: опыт синергетического исследования // Вестник непрерывного образования. –2008. –№ 12. – С. 95102.9.Петренко М.А., Гарькуша Я.В. Проблема воспитания самоорганизации личности на уроке иностранного языка. В сборнике: Вклад современных молодых учёных в науку будущего сборник трудов Международной молодежной мультидисциплинарной научнопрактической конференции. Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество"; Под общей редакцией О. П. Чигишевой. РостовнаДону, 2015. С. 189194.10.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М: Издательская корпорация “Логос”, 1999. 272 с.11.Сухомлинский В.А.. О воспитании. –М: Издательство политической литературы. –272 с.12.Petrenko M.A. Theoretic Bases of Pedagogical Interaction. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. С. 407413.13.Petrenko M.A. THE DEVELOPMENTAL INTERACTIVE TECHNOLOGY OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY. Open Science Journal of Education. 2015.№3. С. 4347.
Шепелев Александр Игоревич, студент 3 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,schepelew95@mail.ru
Развитие культуры самоорганизации студента –будущего преподавателя иностранного языка
Аннотация.Статья отражает исследование развития культуры самоорганизации сознания будущего преподавателя иностранного языка. Для этой цели использована методология интерактивного, синергетического и гуманистического подходов. Владение культурой самоорганизации, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет современному педагогу самостоятельно перейти из позиции репродуктивноотражательного реагирования на процесс образования,в позицию продуктивного педагогического творчества. В статье, в контексте содержания деятельности преподавателя иностранного языка, представлен весь цикл развития культуры самоорганизации сознания студента:представленыцель, критерии, принципы,механизмы,технология. Сделан вывод о том, что образовательный процесс в вузе это открытая, развивающаяся и самосовершенствующаяся система.Ключевые слова: культура самоорганизации, творческая активность, культурасознания, педагогическаяинтеракция.
Великий американский педагог и философпрагматик Джон Дьюи писал: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это –перемена, революция, подобная той, которую произвёл Коперник, когда астрономический центр был перемещён с Земли на Солнце. В данном случае ребёнокстановится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования: он центр, вокруг которого всё организуется»[1].В свою очередь,выдающийся советский педагогноватор В.А. Сухомлинский отмечал следующее: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света»[11].Смысл этих высказываний носит,хотя и образный, но очень мотивирующий на овладение педагогическим мастерством характер. А именно: уже в студенческие годыбудущий преподаватель должен воспитывать и развивать в себе те качества, знания,умения,навыки,которые в дальнейшем помогут ему стать не только педагогомпредметником, но и наставником, другом и советчиком своих учеников.А для этого необходимо развивать своё профессиональное сознание, повышать его культуру.Речь в данном исследовании пойдёт о развитии культуры самоорганизациикак прявлении культуры сознаниябудущего преподавателя иностранного языка.Значимость этой темы определяется потребностью студентав самообучениии самовоспитании, саморазвитии, самоактуализациии самореализации. Говоря о подобной деятельности, отметитм
её гуманистическую направленность, потому как «образование, способствующее пробуждению интеллектуальной деятельности сознания, имеет гуманную, т.е. человеческую ценность»[4].А там, где ценность личностивысока, значимой становится сила её духа, сила разума, сила любви. И все эти проявления личности объединяются в феномене творчества. По мнению О.Д. Картавцевой, «дух и творчество качественно новые и более «высокие» вибрации внутренней силы, чтобы они проявились,личности следует проявить усилия для того, чтобы уйти от серости обывательского мышления» [2]. М.К. Мамардашвили называл обывательское мышление, погруженное только в материальные заботы «созданием дурной реальности» [6]. Для студента способность к самоорганизации, основанной напрофессиональных, а, следовательно, в педагогике и надуховнонравственных ценностях и идеалах, не допускает созданиятакой «дурной реальности».Уточним, что мы опираемся на определение С.В. Кульневича, где «самоорганизация свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация способность учителя к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы» [4]. Таким образом, говоря о культуре самоорганизации будущего преподавателя иностранного языка, мы говорим о слиянии трёхподходов: синергетического, изучающего самоорганизующиеся системы,гуманистического, провозглашающего человека как высшую ценность и интерактивного, стратегия которого этоактуализациятворческой активности в процессе педагогического взаимодействия. Именно на основе подобного синтеза смогут быть достигнуты высокиерезультаты в сфереразвитиявсех «само»: критичности,самодостраивания, автономности, способности к рефлексии,саморегуляции, самоконтроляи т.д. [9],
Развитость этих личностных структур сознания у педагога в дальнейшем поможет пробудить стремление к развитиюкультуры сознанияу своихучеников. Это достаточно проблематичная в реализации цель, так как готовность к самоорганизации –это ещё и волевое качество личности. А проявлять свободную волю не всем хватает решимости. Но наиболее сложные проблемы в контексте данной тематики порождает система подготовки будущих преподавателей иностарнного языка. Сложность заключается в том, что используемые средства достижения целиподготовки студентакактворческойличности, способной к самоорганизации, зачастую не способствуют её реализации. Подобное происходит изза направленнностина «трансляцию»знаний педагогом и «заучивание» знаний студентом.А процесс развития культуры самоорганизации студента требует иных подходов и принципов.Дело в том, что высокого уровня профессионализм проявляется в сложных, весьма неоднозначных, часто неявных ситуациях, требующих высокой культуры самоорганизации сознания.И именно культура сознания приучает человека к гуманным, цивилизационно одобренным и сообразным понятию «человек разумный»отношениям к себе, к окружающим людям, к миру в целом.
Развитая культура сознания позволяетво всей полноте достигать общей цели: это дальнейшее становление опыта самоорганизуемого понимания и реализации педагогической культуры как основы методологически грамотной педагогической деятельности будущих преподавателей иностранного языка. Методологической основой содержания такого образования и средств его реализации выступают известные принципы культуросообразности, природосообразности, ценностносмысловой ориентации содержания,гуманности, творческой активности,целостности, включения в контекст изучаемого материала, субъектности, открытости, проблемности, дополнительности, смысловой креативности, совместной проектировочной деятельности[12].
Психологическим явлением самоорганизации занимается как западная, так и отечественная гуманистическая психология. С тех пор, как К.Г. Юнгом, было обосновано понятие самоактуализации, проблема самоорганизации в целом стала активно исследоваться в направлении гуманистических идей. Абрахам Маслоу, ГордонОлпорт, КарлРоджерс, ЭвереттШостром, Виктор Франкл и др. представители западнойгуманистическойпсихологическойшколырассматривали феноменсамоактуализации какобязательный для нормального развития личности, считали его необходимым условием раскрытия творческого потенциала человека, реализации его креативности и творческой активности.В контексте данных исследованийсамоорганизацияв целом представленакак очень значительный духовныйфеномен, связанныйс развитиемсамосознанияличности, его ценностносмысловых и мировоззренческих ориентаций. Отечественная наука внесла свой значительный вклад в исследование феномена самоорганизации личности. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др. определили значимость личностногосмысла «как самоорганизующего компонента во взаимодействии учителя и ученика и определяющих воспитание как процесс формирования личностных структур сознания» [3]. Педагогический феномен самоорганизации подробно раскрывается в работах С.В. Кульневича.Его понимание развития культуры сознания неразрывно связано с процессами творческой самореализации личности.Современный период развития культуры самоорганизации в педагогической деятельности нашёл продолжение в разработке положений теории педагогической интеракции, моделях развития профессионального сознания, интерактивнойтехнологииразвития творческой активности личностиМ.А. Петренко. Именно поэтому теоретической базой нашего исследования являются теория педагогической интеракции (М.А. Петренко)[6] и концепция самоорганизуемой педагогической деятельности(С.В. Кульневич) [3].
Ключевое понятие теории педагогической интеракции определяется как «продуктивное, т.е. направленное на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя межличностное взаимодействие субъектов интеракции, которое характеризуется рядом признаков: это деятельность добровольная, долговременная, затрагивающая все личностные аспекты субъектов интеракции, основанная на внутренней мотивации, желании личностного роста; структурируется как диалогическое взаимодействие, взаимодеяние, взаимотворение, совместное порождение; основывается на принципе творческой активности личности на трех онтологических уровнях: природном, социальном, духовном; опосредуется социокультурной средой образовательного учреждения; использует интерактивные технологии развития творческой активности личности и мотивационный эффект обратной связи; обеспечивает повышение уровней самоорганизации, рефлексии и творческой свободы личности; творческая активность придает педагогической интеракции продуктивный, синергетический характер и является необходимым условием личностного, профессионального и карьерного роста» [8]. Ведущей идеей самоорганизуемой педагогической деятельности является идея о формировании личностных структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от “творческих заданий” тем, что учитель может принимать педагогические решения руководствуясь “подсказками” особым образом развитого сознания. Для этого, по мнению С. В. Кульневича, сознание должно оперировать не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно следственных и интуитивных связей и т.д., то есть осуществлять самоорганизацию методологической культуры учителя. Владение этим видом культуры, проявленное в специфических знаниях и умениях, позволяет учителю самостоятельно перейти из позиции репродуктивноотражательного реагирования на образование и функционального исполнения своих обязанностей в позицию продуктивного педагогического творчества[3]. Таким образом, лейтмотивом данной статьи является развитие сознания будущего преподавателя иностранного языка, следовательно, развитие всех его «само».Уточнимнекоторые из этих понятийв контексте проблематики нашего исследования: 1) критичность –личностное оценивание результатов собственного овладения иностранным языком;2) самодостраивание –дополнение уже находящихся на стадии развития коммуникативных способностей до необходимого уровнявладения языковой компетенцией; 3) автономность –постановка границ внутренней независимости при изучении иностранного языка; 4) способность к рефлексии, саморегуляция и самоконтроль являют собой практически то же, что характерно для них и в общем их понимании, необходимые качества просто адаптируются под изучение иностранного языка –обучающийся анализирует собственную учебную деятельность, регулирует свои действия в отношении развития собственной языковой компетенции и самостоятельно контролирует выполнение и результаты необходимых упражнений и задач.Главной проблемой овладения механизмами самоорганизации на уроках иностранного языка является тот факт, что воспитательные средства, используемые в ходеурока, направлены на выполнениезаданных параметров, установок, превращающихсяв директивы механического поведения, что противоречит понятиям теории самоорганизации, интерактивному и гуманистическому подходам. В контексте нашего исследования мы постулируем, что студент, а в будущем преподавательиностранного языка, должен, самоорганизуя свою учебную деятельность, самостоятельно определить ценность такого рода поведения, и не бессмысленновыполнятьзаданные требования, но постепенно развиваться до осознания ипонимания значения собственной деятельности в плане овладения необходимой языковой компетенцией, и переходить от информации к знанию, и,самое главное, к смыслупостигаемых знаний.
Следует отметить, что студенту, как будущему преподавателюиностранного языка, необходимопонимать важностьи субъектсубъектного способа взаимодействия в образовательном процессе. Именно онявляет собой диалогический подход к образованию, делает акцент на равноправииучастников образовательного процесса. Если же пойти по другому пути, по директивнорепродуктивному, то образовательный процесс возвращается к отголоскам Средневековья, когда о равноправии участников образовательного процесса не могло быть и речи, а любая истина, несмотря на то, была ли она таковой или нет, принималась на веру, без критического её осмысления, без проявления какихлибо творческих начал. Говоря образно, будущий преподаватель должен быть солнцем для своих учеников и осознавать, что каждый ученик является солнцем. Только, чтобы свет его был ярче, нужно убрать с него пятна негативных эмоциональных и поведенческих проявлений, а для этого нужно развивать культуру самоорганизациисознания.
Культурасамоорганизациисознания определяется развитостью его функций(структур)сознания, таких какмотивирование, креативность, рефлексия, критичность, самоактуализацияи др.В контексте изучения иностранного языка под мотивированием мы понимаем осознание потребности и необходимости изучения иностранного языка самим студентом;под креативностью –творческое мышление и творческую деятельностьв процессе обучения иностранному языку; под рефлексией –способность самостоятельно проводить анализ деятельности, направленной на изучение иностранного языка; под критичностью –способность давать оценку как внутренней, так и внешней действительности с личностнойпозиции, под самоактуализацией –высший уровень проявления личностного потенциала по отношению к процессу обученияиностранному языку и овладению языковой компетенцией и т.д.. Схематичное отображение сущности культуры самоорганизации будущего преподавателя иностранного языка выглядит так (схема 1):
Схема 1.
Прокомментируем данную схему: культура самоорганизациибудущего преподавателя иностранного языка есть совокупность развивающихся смыслов и приобретаемых ценностей, которые появляются в процессе изучения иностранного языкаи влияют на развитие культуры его сознания.Во многом это зависит от содержания иноязычного образования.Именно содержание образования (текст, вид деятельности, предмет и т.п.), отмечает В.В. Сериков, «вызовет личностную оценку обучаемого в том случае, если вводится в учебную ситуацию в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для него;если и содержание и процесс его усвоения приобретают форму диалога субъектов культур; если учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Контекстная задача актуализирует функции смыслообразования и ответственности, диалог рефлексии иавтономности поведения, игра креативности, свободы выбора, самореализации. Технологическая триада “задача диалог игра” отражает сущностные инвариантные характеристики образовательных технологий, актуализирующих и развивающих личностные функции обучаемых»[10].Факторы,которые, по мнению И.В. Абакумовой, М.Г. Гарунова, Ю.Н. Емельянова, М.И. Махмутова, В.В. Сериковаи др., способствуют процессуразвития культуры самоорганизации проблемизация, диалогизация, акмеологизация учебного процесса преобразуются в приемы создания ситуаций для работы с обучающимися, как с субъектамиобразования. У студентов появляется возможность проявитьопределенные творческие качества, ценностное, т.е. личностное отношение к среде и деятельности. Отметим ещё одно обстоятельство: в контексте теории педагогической интеракции в работе с содержанием иноязычного образования есть необходимость опираться на следующие критерии: концептуальности, проблемности, открытости, дополнительности, субъектности, диалогичности содержания образования, нравственности убеждающей коммуникации. Соответствие критериям проявляется в умениях совместно проектировать цель и содержание занятий; в умениях преобразовывать и передавать содержание знаний; создавать условия для проявления ценностносмысловых и ценностно –эмоциональных отношений студентов к знаниям; в умениях востребовать эти отношения на занятиях [7]. Технология этого процесса апрбирована на занятиях со студентами, магистрантами и аспирантами Южного федерального университета. Этотехнология ценностисмыслыкультура самоорганизацииПроцесс изученияиностранногоязыкаи развития культуры сознанияразвития творческой активности личности [13]. Именно творческая активность способствует развитию культуры самоорганизации личности будущего преподавателя иностранного языка.
Динамика интерактивного занятия, направленного на развитие творческой активности личности, лучше всего представляется трёхчастной структурой, позволяющей создавать план идеальной учебной ситуации на разных этапах занятия. Первая часть технологии. Создание условий для эффективной педагогической интеракци посредством организации ситуации «ненапряжённого внимания».Это предпосылка для функционирования каждого участника интерактивного занятия. Это создание педагогических условий для «включения» личностных структур сознания участников, создание так называемой «ситуации ненапряжённого внимания», где нет места страху и опасению, есть ситуация психологической открытости и комфортности. Это создание ситуации взаимосвязи с собственными интересами обучающегося, личными целями и жизненным опытом.Вторая часть технологии. Создание ситуации творческой активности, погружения в личностный и коллективный опыт.Здесь участники могут погрузиться в комплексный опыт в процессе разнообразных видов деятельности. Эта часть технологии развития творческой активности позволяет распознать соответствующие уже знакомые нам паттерны и их взаимосвязи. Комбинация актуальных тем, интересных проектов и задач из нашей повседневной жизни идеальна для того, чтобы достичь этого «погружения» в Учение.Необходимо также подобрать (или создать) культурные тексты, соответсвующие тематике занятия. Затем организуется многосторонний педагогический процесс, состоящий из усвоения информации, анализа и практического применения, концептуального осмысления и формирования личных установок, развития фантазии и изобретательности, когда включается понимание как способ перехода от знака к значению. Это переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке. При этом педагогу нужно исходить из того, что людские души родственны, аналогичны друг другу, и они, соприкасаясь друг с другом, понимают знаки (знаки могут быть выражены в рисунке, движении, слове и др.). Контекст понимания задаётся темой интерактивного занятия и использованием определённых культурных текстов. А дальше –движение по пути, приводящему к соразмерности творческих потенциалов исследователей какоголибо текста (обучающихся) и его создателя. Этот принцип у Августина Блаженного, к примеру, выступает в виде тождества «боговдохновенности автора» и «боговдохновенности читателя» (принцип конгениальности). Как результат, устанавливаются взаимосвязи между рассматриваемым содержанием, когда абстрактное сводится к конкретному, аналитическое к творческому. При этом нужно все время помнить, что контекст учебного опыта должен быть интересным, красочным и стимулирующим, и настроенным на помощь в получении информации, развитии навыков, понимании концепций и др. Третья часть технологии.Активное оценивание (рефлексия, созерцание, смена творческой перспективы). В процессе рефлексииучастники размышляют о своем учебном опыте и пытаются осознать его значение (аналитический компонент оценивания). Примеры созерцания –медитация и техника фокусирования. Медитация, когда мы, например, концентрируемся на чемто или чтото визуализируем, что хотели бы понять, и ждем, какие картины и мысли возникнут в нашей душе. Техника фокусирования. В этом случае мы просто концентрируемся на некой идее, концепции или процессе и мысленно наблюдаем их, не анализируя и не делая выводов. Такая позиция часто приводит к пониманию чеголибо, что до тех пор ускользало от быстрого «интеллектуального натиска» (интуитивный компонент оценивания). Смена творческой перспективы. Иногда мы понимаем свое собственное поведение, поведение других людей или какуюлибо проблему лучше, если пробуем оценивать их из новой перспективы. Порой бывает достаточно просто сменить положение тела, идентифицироваться с кемто другим и увидеть ситуацию его глазами. Можно передать учебный опыт в иной форме, например, изобразить его на рисунке, с помощью пантомимы или танца с помощью метафоры или притчи. Такое преобразование часто приводит к появлению нового взгляда, так как происходит отказ от привычных вербальных интерпретаций[13].
Ярким примером нестандартного поведения в сложной педагогической ситуации является поступок С.Л. Львова, описанный им в авторской книге «Быть или казаться»[4], когда,будучи молодым преподавателем военных переводчиков, он изза недопонимания дежурного и небольшой проблемы с обмундированием,попал в неловкую ситуацию, выйти из которой ему помогего профессионализми способность выйти за пределы обусловленного поведения, сменить позицию. Из затруднительного положенияон вышел, проявив блестящие профессиональные качества не в позиции «Учитель», а в позиции «Ученик»: сначала он перевёл сразу с листа часть устава, затем трофейный приказ, трофейное письмо, написанное готическим шрифтом и отчеканил наизусть структуру пехотной и танковой дивизий вермахта. Таккурсанты, его ученики,поняли, что перед ними мастер, профессионал и человек, который действительно способен научить их всему необходимому.
Таким образом, технология развития творческой активности спосбствует развитию культуры самоорганизации студента, будущего преподавателя иностранного языка. В процессе её использования применяется как научный подход, так и возможность интегрировать опыт всех участников педагогической интеракции, включая опыт студентов,опытпреподавателейиопыт предыдущих поколений в более широких рамках, органически включаясь в него в своё время и в своём месте.А развитие культурысамоорганизации студента, будущего преподавателя иностранного языка, основана на убеждении, что образовательный процесс в вузе этооткрытая, развивающаясяи самосовершенствующаяся система. Новизна трактовки развития культуры самоорганизации будущего преподавателя иностранного языкасостоит: 1. Внеобходимости сделать неопределённость своим союзником. Задача преподавателя вузазаключается не в том, как контролироватьстудента, ав том, как направить его на путь самоорганизации. 2. В системе отношений между преподавателем и студентом: несубъектобъектные отношения, а субъектсубъектные. Это «включает» все элементы человеческого «само». 3. Процесс развития культуры самоорганизациистановится циклическим, где есть временные процессные этапы анализа и синтеза, постановки вопросов и их решения, сбора информации и её обработки, продуктивности и репродуктивности, креативности и реактивности и.т.д.4. Общие принципы теории самоорганизации дополняются принципами теории педагогической интеракции.5. Для развитиякультуры самоорганизации полезно использовать инновационные технологии, к числу которых относится технология развития творческой активности личности.
Ссылки на источники1.Дьюи Д. От ребёнка –к миру, от мира –к ребёнку. –М: Карапуз, 2009. –352 с.2.Картавцева О.Д. Учитель гуманной педагогики –герой духа. Культура. Наука. Интеграция. 2010. №1(9). С. 2731.3.Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997.230 с.4.Кульневич С.В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания // Известия ЮО РАО. –Вып. 2. –Ростов н/Д, 2000. –С. 1325. 5.Львов С.Л. Быть или казаться? –М: Издательство политической литературы –320 с.6.Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. –М.: Московская школа политических исследований. 2000.416 с.7.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции : монография. –РостовнаДону : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. –168 с.8.Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: опыт синергетического исследования // Вестник непрерывного образования. –2008. –№ 12. – С. 95102.9.Петренко М.А., Гарькуша Я.В. Проблема воспитания самоорганизации личности на уроке иностранного языка. В сборнике: Вклад современных молодых учёных в науку будущего сборник трудов Международной молодежной мультидисциплинарной научнопрактической конференции. Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество"; Под общей редакцией О. П. Чигишевой. РостовнаДону, 2015. С. 189194.10.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М: Издательская корпорация “Логос”, 1999. 272 с.11.Сухомлинский В.А.. О воспитании. –М: Издательство политической литературы. –272 с.12.Petrenko M.A. Theoretic Bases of Pedagogical Interaction. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. С. 407413.13.Petrenko M.A. THE DEVELOPMENTAL INTERACTIVE TECHNOLOGY OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY. Open Science Journal of Education. 2015.№3. С. 4347.