Экономическая безопасность региона: социальный аспект
Выпуск:
ART 86448
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джур
В.
В.,
Кузьменко
В.
М. Экономическая безопасность региона: социальный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2096–2100. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86448.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности региона на примере Мурманской области. В работе представлен сравнительный анализ пороговых значений индикаторов экономической безопасности и основных показателей уровня жизни населения исследуемого региона.
Ключевые слова:
занятость, безработица, миграция, экономическая безопасность, уровень жизни, внутренние и внешние угрозы, индикаторы экономической безопасности
Текст статьи
Джур Вероника Вячеславовна,студентка 3 курса специальности «Экономическая безопасность» ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» г. Мурманск.DzhurNika@yandex.ru
Кузьменко Вера Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» г. Мурманск.Kuzimenkovm@mstu.edu.ru
Экономическая безопасность региона: социальный аспект
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности региона, на примере Мурманской области. В работе представлен сравнительный анализ пороговых значений индикаторов экономической безопасности и основных показателей уровня жизни населения исследуемого региона.Ключевые слова: экономическая безопасность, внутренние и внешние угрозы, индикаторы экономической безопасности, миграция, занятость, безработица, уровень жизни.
Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из важнейших национальных приоритетов. В общем виде под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.[1]
Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельных регионов, которые испытывают сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений. Регион имеет свои проблемыобеспечения экономической безопасности, которые определяются особенностями данной территории: климатическими условиями, географическим положением, структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и степенью угроз внутреннего и внешнего характера. Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения не только угроз на региональном, но и на государственном уровне.На состояние экономической безопасности региона оказывают влияние угрозы как внутреннего, так и внешнего характера. Внутренние угрозы экономической безопасности обусловлены столкновением частных интересов субъектов региональной системы, что нарушает социально –экономическое равновесие и вызывает обострение ситуации, которое выражается в застое воспроизводственных процессов, усилении социальной напряженности и имущественного расслоения населения. К таким угрозам можно отнести: высокую степень износа основных производственных фондов предприятий региона, низкую рентабельность региональных промышленных предприятий, низкий уровень бюджетной поддержки экономического развития регионов, угрозы в социальной сфере.[2]Внешние угрозы носят в некотором смысле самостоятельный от экономики отдельного региона характер, так как зарождаются они в зависимости от состояния государства и мирового хозяйства. Примером таких угроз являются: отсутствие полноценной единой политики федерального центра в отношении субъектов Федерации, криминализация экономики, осложнение геополитической обстановки, внешний государственный долг, вывоз капитала за рубеж, а также растущая зависимость региональной экономики от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования.Трудно определить какие угрозы, внутренние или внешние, оказывают наиболее существенное влияние на состояние экономической безопасности региона.Но в тоже самое время вряд ли вызовет сомнение утверждение о том, что качество жизни человека, уровень экономического развития региона, состояние трудового потенциала региона, демографическая ситуация, состояние рынка труда являются одними из основных факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность региона. Анализ экономической безопасности региона проведен на примере Мурманской области на основе сравнения текущих показателей состояния социальной сферы с индикаторами экономической безопасности региона.
Особенность региональных социальных проблемсвязана со спецификой развития Мурманской области, обусловленной высокими затратами на жизнеобеспечение населения, моноспециализацией хозяйства в районах области, ограниченным рынком труда, трудностями связанными со сменой жительства для лиц пенсионного возраста.Мурманская область субъект Российской Федерации, который был образован28 мая 1938 года и входит в составСевероЗападного федерального округа. Площадь регионасоставляет 144,9 тыс. км2. Численность населения на 1 января 2013 года составила 780,4 тысяччеловек. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения составляет приблизительно 93%), что в конечном итогесоздает проблемы использованиятрудового потенциала. К этим проблемам в частности можно отнести негативные демографические тенденции,такие как: высокая смертность населения, низкая рождаемость, ухудшение здоровья основной части населения, старение населения.В Мурманской области официально зарегистрированная численность населения составила 780,4 тыс.чел. (на 2013 год по итогам переписи населения). С 2009 по 2015 гг. численность населения сократилась на 76,2 тыс.чел.(или на 9,04%) и составила 766,3 тыс.чел. [3]
Рис.1 Численность населения Мурманской области за 20092015гг.
Как видно из представленных данных в среднем численность населения сокращается на 0,61,5% в год. Одна из основных причин сокращения численности населения в Мурманской области миграционная убыль. Почти за 7 лет (с 2009 по 2014 годы и январьоктябрь 2015 г.) миграционный отток составил 44010 человек. [3]Каждый год число выбывших из области превышает число прибывших на постоянное место жительства. Наибольшей миграционной подвижностью обладают молодые и трудоспособные люди.
Рис.2 Миграция населения Мурманской области за 20092015гг.
Раньше Мурманская область привлекала население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехала сюда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. К сожалению, нынешние доходы населения Севера вовсе не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. При этом приток квалифицированной рабочей силы в область остается крайне незначительным. Миграционный прирост является отрицательным и такая ситуация действительно тревожна для нашей области.Еще одной из наиболее острых проблем является смертность населения в трудоспособном возрасте. Высокая смертность населения Мурманской области связана в основном со следующими причинами: болезни системы кровообращения (около половины всех умерших); новообразования (т.е. онкологические заболевания); несчастные случаи, отравления и травмы, экологическая ситуация. В последнее время наметились признаки стабилизации в процессах естественного движения населения.
Рис.3 Естественное движение населения Мурманской области за 20092015 г.
В 2011 году сложились одинаковые коэффициенты рождаемости и смертности, а в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения. [3] Согласно пороговым значениям показателей экономической безопасности региона, коэффициент рождаемости должен быть не менее 10 чел. на 1000 чел. населения. Текущая ситуация в Мурманской области показывает, что данный коэффициент имеет тенденцию к увеличению, превышает пороговое значение, следовательно данный показатель не вызывает угрозы для экономической безопасности. Пороговое значение коэффициента смертности составляет не более10 чел. на 1000 чел. населения то есть превышает пороговое значение, следовательно, представляет угрозу.Анализ демографических показателей позволяет сделать определенные выводы, касающиеся продолжительности жизни населения Мурманской области, которая также является индикатором состояния экономической безопасности региона. Пороговое значение данного показателя составляет 70 лет. Отклонение от порогового значения индикатора незначительно, т.к. средняя продолжительность жизни населения Мурманской области составляет 69,9 лет.[3]
Рис.4 Ожидаемая продолжительность жизни населения Мурманской области
Таким образом, сокращение численности населения, в связи с миграционным оттоком может в конечном счете оказать негативное влияние на состояние трудового потенциала, рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население., что в конечном счете может создать угрозы экономической безопасности региона.К проблемам использования трудового потенциала можно также отнести проблемы обеспечения занятости населения, обусловленные несбалансированностью рынка труда. В то время как уровень использования трудовых ресурсов и возможности экономического развития региона и страны в целом являются важными индикаторами экономической безопасности региона.Из таблицы 1 видно, что начиная с 2010 года, численность занятого населения Мурманской области имеет незначительнее колебания, при этом характерно снижение численностиофициально зарегистрированных безработных.[4]Таблица 1.Уровни занятости и безработицы населения Мурманской области
Показатель2010г2011г2012г2013г2014гПороговое значениеУровень занятости69%67,5%69,2%69%69,3%Не менее 60%Уровень безработицы8,6%8,6%7,7%7,2%6,7%Не более 7%
Если сравнивать эти значения с пороговыми, то можно сделать следующие выводы: 1. При пороговом значении безработицы в 7%, по состоянию на 2014г. реальный ее уровень составил 6,7%, следовательно, безработица не представляет угрозы для экономической безопасности нашего региона, но все равно находится близко к критическому значению. 2. При пороговом значении уровня занятости в 60%, в 2014 году ее уровень составил 69,3%, следовательно, уровень занятости в Мурманской области также находится в пределах своего порогового значения.Состояние занятости населения оказывает влияние на уровень доходов жителей Мурманской области.Таблица 2. Основные социальноэкономические индикаторы уровня жизни населения. [4]
Показатели2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц24046,525303,528932,532912,234148,8Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц8215887890441012011273Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения13,213,611,110,810,9Коэффициент дифференциации доходов, в разах13,613,213,914,012,5Анализ основных социальноэкономических индикаторов уровня жизни населения Мурманской области позволяет сделать следующие выводы:1. Наблюдается тенденция уменьшения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общего объема денежных доходов населения. Этот показатель сократился с 13,2% до 10,9%.2. Прослеживается незначительный рост среднедушевых доходов населения, за период за 2010 по 2014 гг. это увеличение составило около 42%.3. Величина прожиточного минимума (в среднем на душунаселения) увеличилась на 37% и на 2014 г. составила 11273 руб. в месяц.Сравнение этих показателей с их пороговыми значениями показывает, что доля людей в населении Мурманской области, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, превышает критическое значение на 3,9%. Это означает, что за чертой бедности живет большое количество человек, что является угрозой для экономической безопасности региона. Рост числа бедных во многом обусловлен сокращением численности занятого населения в базовых отраслях производства (к примеру,врегиональномрыбохозяйственном комплексе, особенно на рыбоперерабатывающих предприятиях).Коэффициент дифференциации доходов, являющийся индикатором экономической безопасности в регионе, до 2013 года имел тенденцию к увеличению, но к 2014 г. снизился на 1,5% и составил 12,5%. Данное значение показывает, что доля 10% наиболее обеспеченного населения больше, чем доля 10% наименее обеспеченного в 6 раз. Этот показатель удовлетворяет пороговому значению и не представляет угрозыдля экономической безопасности региона. Таким образом, наибольшую угрозу для экономической безопасности региона в социальной сфере представляют рост миграции населения, увеличение смертности трудоспособного населения, а также высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данное положение дел может привести кеще большему оттоку квалифицированной рабочей силы, сокращениювалового регионального продукта, углублению социальнойдифференциации населения областии т.д.Таким образом, существующие проблемы использования трудового потенциала, ухудшение его структуры и качества становятся ограничительными факторами стабильного социальноэкономического развития регионов. Решениетакихвопросов, как эффективная занятость, трудовая миграция, совершенствованиесистемы подготовки и переподготовки кадров, улучшениеусловий труда, развитиемалого и среднего бизнеса, созданиеусловий для внедрения новых технологий продолжает оставаться одной из первостепенных задач органов региональной власти.Решение перечисленных вопросов связано с необходимостью проведенияэффективной социальноэкономической политики региона.В области принята «Стратегия социальноэкономического развития Мурманской областидо 2020 года и на период до 2025года». [5]В ней предлагаются различные сценарные варианты развития области, определены стратегические цели и задачи.В тоже самое время, стратегия не учитывает влияниясовременных внешних угроз, связанных с неблагоприятной геополитической обстановкой, санкциями и падением цен на нефть, влекущих за собой падение курса рубля. Необходимо проводить мониторинг состояния экономической безопасности региона с учетом сложившейся ситуации.Основой обеспечения экономической безопасности региона должна стать региональная целевая по обеспечению экономической безопасности, включающая в себя комплекс мер, направленных на предотвращение угроз, возникающих в инвестиционной, социальной, энергетической и т.д. сферах экономики региона.
Ссылки на источники1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537)2.Самойлова Л.К. Классификация угроз социально –экономического характера в целях выявления уровня безопасности региона// Научная электронная библиотека «Киберленинка» 2013/[электронный ресурс]/ URZ: http://cyberleninka.ru3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики/ [электронный ресурс]/URZ: gks.ru4.Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Мурманской области/[электронный ресурс]/URZ: http://murmanskstat.gks.ru5. О стратегии социально –экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года /[электронный ресурс]/ URZ:docs.cntd.ru/document/465602093
Кузьменко Вера Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» г. Мурманск.Kuzimenkovm@mstu.edu.ru
Экономическая безопасность региона: социальный аспект
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности региона, на примере Мурманской области. В работе представлен сравнительный анализ пороговых значений индикаторов экономической безопасности и основных показателей уровня жизни населения исследуемого региона.Ключевые слова: экономическая безопасность, внутренние и внешние угрозы, индикаторы экономической безопасности, миграция, занятость, безработица, уровень жизни.
Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из важнейших национальных приоритетов. В общем виде под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.[1]
Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельных регионов, которые испытывают сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений. Регион имеет свои проблемыобеспечения экономической безопасности, которые определяются особенностями данной территории: климатическими условиями, географическим положением, структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и степенью угроз внутреннего и внешнего характера. Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения не только угроз на региональном, но и на государственном уровне.На состояние экономической безопасности региона оказывают влияние угрозы как внутреннего, так и внешнего характера. Внутренние угрозы экономической безопасности обусловлены столкновением частных интересов субъектов региональной системы, что нарушает социально –экономическое равновесие и вызывает обострение ситуации, которое выражается в застое воспроизводственных процессов, усилении социальной напряженности и имущественного расслоения населения. К таким угрозам можно отнести: высокую степень износа основных производственных фондов предприятий региона, низкую рентабельность региональных промышленных предприятий, низкий уровень бюджетной поддержки экономического развития регионов, угрозы в социальной сфере.[2]Внешние угрозы носят в некотором смысле самостоятельный от экономики отдельного региона характер, так как зарождаются они в зависимости от состояния государства и мирового хозяйства. Примером таких угроз являются: отсутствие полноценной единой политики федерального центра в отношении субъектов Федерации, криминализация экономики, осложнение геополитической обстановки, внешний государственный долг, вывоз капитала за рубеж, а также растущая зависимость региональной экономики от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования.Трудно определить какие угрозы, внутренние или внешние, оказывают наиболее существенное влияние на состояние экономической безопасности региона.Но в тоже самое время вряд ли вызовет сомнение утверждение о том, что качество жизни человека, уровень экономического развития региона, состояние трудового потенциала региона, демографическая ситуация, состояние рынка труда являются одними из основных факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность региона. Анализ экономической безопасности региона проведен на примере Мурманской области на основе сравнения текущих показателей состояния социальной сферы с индикаторами экономической безопасности региона.
Особенность региональных социальных проблемсвязана со спецификой развития Мурманской области, обусловленной высокими затратами на жизнеобеспечение населения, моноспециализацией хозяйства в районах области, ограниченным рынком труда, трудностями связанными со сменой жительства для лиц пенсионного возраста.Мурманская область субъект Российской Федерации, который был образован28 мая 1938 года и входит в составСевероЗападного федерального округа. Площадь регионасоставляет 144,9 тыс. км2. Численность населения на 1 января 2013 года составила 780,4 тысяччеловек. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения составляет приблизительно 93%), что в конечном итогесоздает проблемы использованиятрудового потенциала. К этим проблемам в частности можно отнести негативные демографические тенденции,такие как: высокая смертность населения, низкая рождаемость, ухудшение здоровья основной части населения, старение населения.В Мурманской области официально зарегистрированная численность населения составила 780,4 тыс.чел. (на 2013 год по итогам переписи населения). С 2009 по 2015 гг. численность населения сократилась на 76,2 тыс.чел.(или на 9,04%) и составила 766,3 тыс.чел. [3]
Рис.1 Численность населения Мурманской области за 20092015гг.
Как видно из представленных данных в среднем численность населения сокращается на 0,61,5% в год. Одна из основных причин сокращения численности населения в Мурманской области миграционная убыль. Почти за 7 лет (с 2009 по 2014 годы и январьоктябрь 2015 г.) миграционный отток составил 44010 человек. [3]Каждый год число выбывших из области превышает число прибывших на постоянное место жительства. Наибольшей миграционной подвижностью обладают молодые и трудоспособные люди.
Рис.2 Миграция населения Мурманской области за 20092015гг.
Раньше Мурманская область привлекала население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехала сюда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. К сожалению, нынешние доходы населения Севера вовсе не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. При этом приток квалифицированной рабочей силы в область остается крайне незначительным. Миграционный прирост является отрицательным и такая ситуация действительно тревожна для нашей области.Еще одной из наиболее острых проблем является смертность населения в трудоспособном возрасте. Высокая смертность населения Мурманской области связана в основном со следующими причинами: болезни системы кровообращения (около половины всех умерших); новообразования (т.е. онкологические заболевания); несчастные случаи, отравления и травмы, экологическая ситуация. В последнее время наметились признаки стабилизации в процессах естественного движения населения.
Рис.3 Естественное движение населения Мурманской области за 20092015 г.
В 2011 году сложились одинаковые коэффициенты рождаемости и смертности, а в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения. [3] Согласно пороговым значениям показателей экономической безопасности региона, коэффициент рождаемости должен быть не менее 10 чел. на 1000 чел. населения. Текущая ситуация в Мурманской области показывает, что данный коэффициент имеет тенденцию к увеличению, превышает пороговое значение, следовательно данный показатель не вызывает угрозы для экономической безопасности. Пороговое значение коэффициента смертности составляет не более10 чел. на 1000 чел. населения то есть превышает пороговое значение, следовательно, представляет угрозу.Анализ демографических показателей позволяет сделать определенные выводы, касающиеся продолжительности жизни населения Мурманской области, которая также является индикатором состояния экономической безопасности региона. Пороговое значение данного показателя составляет 70 лет. Отклонение от порогового значения индикатора незначительно, т.к. средняя продолжительность жизни населения Мурманской области составляет 69,9 лет.[3]
Рис.4 Ожидаемая продолжительность жизни населения Мурманской области
Таким образом, сокращение численности населения, в связи с миграционным оттоком может в конечном счете оказать негативное влияние на состояние трудового потенциала, рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население., что в конечном счете может создать угрозы экономической безопасности региона.К проблемам использования трудового потенциала можно также отнести проблемы обеспечения занятости населения, обусловленные несбалансированностью рынка труда. В то время как уровень использования трудовых ресурсов и возможности экономического развития региона и страны в целом являются важными индикаторами экономической безопасности региона.Из таблицы 1 видно, что начиная с 2010 года, численность занятого населения Мурманской области имеет незначительнее колебания, при этом характерно снижение численностиофициально зарегистрированных безработных.[4]Таблица 1.Уровни занятости и безработицы населения Мурманской области
Показатель2010г2011г2012г2013г2014гПороговое значениеУровень занятости69%67,5%69,2%69%69,3%Не менее 60%Уровень безработицы8,6%8,6%7,7%7,2%6,7%Не более 7%
Если сравнивать эти значения с пороговыми, то можно сделать следующие выводы: 1. При пороговом значении безработицы в 7%, по состоянию на 2014г. реальный ее уровень составил 6,7%, следовательно, безработица не представляет угрозы для экономической безопасности нашего региона, но все равно находится близко к критическому значению. 2. При пороговом значении уровня занятости в 60%, в 2014 году ее уровень составил 69,3%, следовательно, уровень занятости в Мурманской области также находится в пределах своего порогового значения.Состояние занятости населения оказывает влияние на уровень доходов жителей Мурманской области.Таблица 2. Основные социальноэкономические индикаторы уровня жизни населения. [4]
Показатели2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц24046,525303,528932,532912,234148,8Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц8215887890441012011273Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения13,213,611,110,810,9Коэффициент дифференциации доходов, в разах13,613,213,914,012,5Анализ основных социальноэкономических индикаторов уровня жизни населения Мурманской области позволяет сделать следующие выводы:1. Наблюдается тенденция уменьшения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общего объема денежных доходов населения. Этот показатель сократился с 13,2% до 10,9%.2. Прослеживается незначительный рост среднедушевых доходов населения, за период за 2010 по 2014 гг. это увеличение составило около 42%.3. Величина прожиточного минимума (в среднем на душунаселения) увеличилась на 37% и на 2014 г. составила 11273 руб. в месяц.Сравнение этих показателей с их пороговыми значениями показывает, что доля людей в населении Мурманской области, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, превышает критическое значение на 3,9%. Это означает, что за чертой бедности живет большое количество человек, что является угрозой для экономической безопасности региона. Рост числа бедных во многом обусловлен сокращением численности занятого населения в базовых отраслях производства (к примеру,врегиональномрыбохозяйственном комплексе, особенно на рыбоперерабатывающих предприятиях).Коэффициент дифференциации доходов, являющийся индикатором экономической безопасности в регионе, до 2013 года имел тенденцию к увеличению, но к 2014 г. снизился на 1,5% и составил 12,5%. Данное значение показывает, что доля 10% наиболее обеспеченного населения больше, чем доля 10% наименее обеспеченного в 6 раз. Этот показатель удовлетворяет пороговому значению и не представляет угрозыдля экономической безопасности региона. Таким образом, наибольшую угрозу для экономической безопасности региона в социальной сфере представляют рост миграции населения, увеличение смертности трудоспособного населения, а также высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данное положение дел может привести кеще большему оттоку квалифицированной рабочей силы, сокращениювалового регионального продукта, углублению социальнойдифференциации населения областии т.д.Таким образом, существующие проблемы использования трудового потенциала, ухудшение его структуры и качества становятся ограничительными факторами стабильного социальноэкономического развития регионов. Решениетакихвопросов, как эффективная занятость, трудовая миграция, совершенствованиесистемы подготовки и переподготовки кадров, улучшениеусловий труда, развитиемалого и среднего бизнеса, созданиеусловий для внедрения новых технологий продолжает оставаться одной из первостепенных задач органов региональной власти.Решение перечисленных вопросов связано с необходимостью проведенияэффективной социальноэкономической политики региона.В области принята «Стратегия социальноэкономического развития Мурманской областидо 2020 года и на период до 2025года». [5]В ней предлагаются различные сценарные варианты развития области, определены стратегические цели и задачи.В тоже самое время, стратегия не учитывает влияниясовременных внешних угроз, связанных с неблагоприятной геополитической обстановкой, санкциями и падением цен на нефть, влекущих за собой падение курса рубля. Необходимо проводить мониторинг состояния экономической безопасности региона с учетом сложившейся ситуации.Основой обеспечения экономической безопасности региона должна стать региональная целевая по обеспечению экономической безопасности, включающая в себя комплекс мер, направленных на предотвращение угроз, возникающих в инвестиционной, социальной, энергетической и т.д. сферах экономики региона.
Ссылки на источники1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537)2.Самойлова Л.К. Классификация угроз социально –экономического характера в целях выявления уровня безопасности региона// Научная электронная библиотека «Киберленинка» 2013/[электронный ресурс]/ URZ: http://cyberleninka.ru3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики/ [электронный ресурс]/URZ: gks.ru4.Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Мурманской области/[электронный ресурс]/URZ: http://murmanskstat.gks.ru5. О стратегии социально –экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года /[электронный ресурс]/ URZ:docs.cntd.ru/document/465602093