Неоиндуизм в США и России: сравнительный анализ
Выпуск:
ART 86469
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стародубцева
М.
Н. Неоиндуизм в США и России: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2201–2205. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86469.htm.
Аннотация. Несмотря на то что российская религиозная ситуация во многом развивается аналогично происходящему в других странах, в нашей стране выделяются специфические, свойственные только ей особенности. Описание этих процессов в сравнении с западными процессами актуально для изучения новейшей религиозности или нетрадиционных религиозных движений, к которым относят неоиндуизм. Изучение основных тенденций, свойственных этому процессу в США и в России, позволяет выделить как общие, так и специфические для каждой страны тенденции. Наиболее важные из них: время появления и активного распространения, представленность в религиозном пространстве и культуре страны, число направлений.
Ключевые слова:
религиозная культура, неоиндуизм, нетрадиционные религиозные движения, кришнаизм, западная культура
Текст статьи
Стародубцева Марина Николаевна,магистрант ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г.Тюменьstarodubtceva.m.n@gmail.com
Неоиндуизм в США и России: сравнительный анализ
Аннотация.Несмотря на то, чтороссийская религиозная ситуация во многом развивается аналогично происходящему в других странах,в нашей стране выделяются специфические, свойственные только ей особенности. Описание этих процессов в сравнении с западными процессами актуально для изучения новейшей религиозности или нетрадиционных религиозных движений, к которымотносят неоиндуизм.Изучение основных тенденций, свойственных этому процессу в США и в России, позволяет выделить как общие, так и специфические для каждой страны тенденции. Наиболее важные из них: время появления и активного распространения, представленность в религиозном пространстве и культуре страны, число направлений. Ключевые слова:неоиндуизм, нетрадиционные религиозные движения, религиозная культура, кришнаизм, западная культура.
Взаимовлияние культур —процесс, постоянно усиливающийся. Последние десятилетия придали ему качественно новую глубину и силу. При этом всякаярелигия может найтисторонниковтам, где их никогда не было исторически[1]. Так неоиндуизм впервые появился на Западе,как своеобразный ответ на религиозную миссию христиан среди индусов.В середине 20 века неоиндуизм стал активно распространяться во всёммире, в том числе ив России. В настоящее время проблему неоиндуизма чаще всего исследуют политологи, психологи, социологи, религиоведы, философы. Онирассматривают неоиндуизм с разных позиций:
как нетрадиционноерелигиозноедвижение[2];
сектантское движение[3];
религиозноедвижение, отличающееся региональными особенностями[4]; или как источник психотерапевтических и физкультурнооздоровительных практик[5,6].Однако в отечественной науке отсутствуют комплексные исследования общего и специфического в истории и феноменах современной культуры США и России, основанных натрадициях неоиндуизма.Объектом нашего исследованиясталаистория распространения и культурные проявления неоиндуистских религиозных течений в США и России. Рассмотрев основные тенденции, свойственные этому процессу мывыделиликак общие, так и специфические для каждой страны тенденции по ряду параметров. В частности, необходимо выделить предпосылки распространения. И в США и в России сформировались благоприятные общественнополитические условия для распространения любых нетрадиционных движений, в том числе религиозных, таких как неоиндуизм. Однако эти условия были разными. Если в США распространение неоиндуизма опосредовано,в первую очередь, секуляризацией,общим кризисом общества и церкви, то в России появление нетрадиционных религиозных движений (НРД) связывают не столько с этими процессами (которые произошли значительно раньше, после революции 1917 г.), сколько с крушением коммунистической идеологии ираспадом СССР, девальвацией ценностей и норм, социальными изменениями, совершившимися в 8090е гг. XX в.Время появления и активного распространения. Если рассматривать неоиндуизм как процесс зарождения, распространения и стабилизации, то в СШАв период с серединыXX доначалаXXI вв. произошло распространение, активность которого пришлась на 5060е гг. 20 в.,и дальнейшая стабилизация этого процесса.В отличие от США, активное распространение неоиндуизма в России произошло в 90е гг. 20 в. и пришлосьна годы перестройки. Всплеск популярности неоиндуистских течений в России произошёл в19911993 гг., когда некоторые религиозные группы собирали полные стадионы на совместные медитации.В настоящее время пик популярности индуизма и в США, и в России прошел, рост движений и их адептов замедлился. Первыми миссионерами неоиндуизма в США были коренные жители Индии: Бхактиведанта Свами Прабхупада, Баба Анандамурти и др.ВРоссии распространение неоиндуизма было инициированорастущими тенденциями к вестернизации –заимствованию, прежде всего американского (США) образа жизни и модных тенденций в области культуры и религии. В связи с чемпервыми миссионерами неоиндуизма в России, наряду с немногочисленными основоположниками неоиндуистских организаций,были новообращенные адепты из западноевропейских стран, их последователи и ученики, в том числе из России.Представленность в религиозном пространстве страныещё один показатель, который и роднит, и отличает ситуацию с неоиндуизмом в США и России. Если число последователей неоиндуистских культов в США
и России примерно одинаково (0,4 % и 0,5% соответственно), то национальный состав адептов различен. Абсолютное большинство неоиндуистов в США является эмигрантами изИндии,Непала или их потомками.В России же адептами являются те, кто перешел в неоиндуизмиз других религий. Число направлений.Несмотря на то, что в США распространено большее число неоиндуистских организаций, чем в России,и втой,и в другой стране более или менее твердое положение удалось занять только нескольким из них(таблица).Причём наибольшее число последователей отмечено только у трёх.1)Международное общество сознания Кришны (МОСК) было официально зарегистрировано в 1966 г. После того как в 1965 г. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прахпупада, следуя указанию своего духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати, поехал в США для передачи духовного знания людям западного мира, основав Международное общество сознания Кришны [7].Прабхупада был первым, кто попытался перенести на западную почву индуистский культ. Традиционная культовая практика сочеталась с учением, трансформирующим идеи неоведантизма в приемлемую для сознания западного человека форму. В учении западного вайшнавизма Прабхупады происходит вхождение в сознание адепта мифологизированной «ведической» реальности, подкрепленной псевдонаучным авторитетом древнего знания [1].СССР Прапхупада посетил в 1971 г., после чего в нашей стране появились первые нелегальные общины в Москве и других крупных городах. Но нельзя сказать, что поездка в Россию оказалась очень успешной, т.к. последователей Прапхупада нашел не так много, а в начале 80х гг., после попытки официальной регистрации в Москве вайшнавы стали подвергаться репрессиям. Полную легализацию кришнаиты получили только после перестройки. В 1988 г. им удалось официально зарегистрироваться, а через год все осуждённые вайшнавыкришнаиты были реабилитированы. 2)Сахаджайога.Основательница Шри Матаджи Нирмала Шривастава. В процессе духовного поиска и обучения в разных индуистских ашрамах, Нирмала становится активной последовательницей Ошо и к 1970 г. формирует собственную религиозную систему, начиная осознавать себя в роли «божественной посланницы» человечеству. Подчеркивается, что «СахаджаЙога» «не религия», а «инструмент, который проливает свет на религии».
3)Культ Сатья Саи Бабы. Основал Шри Сатья Саи Баба в Индии. Культ начинает складываться около 1950 г., а в 1965 г. создаётся организация международного масштаба. Сатья Саи Баба в представлении членов организации является Аватаром –явлением Бога, объектом молитв и медитаций.
ТаблицаНеоиндуистские течения, получившие распространение на территории России
Название организацииОсновательГод созданияГод появления в РоссииМеждународное общество сознания КришныБхактиведанта Свами Прабхупада1966г. (США)1971 г.Движение РаджинишаОшо1970г.Около 1990г.Движение ЧинмояЧинмой Кумар Гхош1971г. (НьюЙорк,США)1991г.СахаджайогаНирмала Шривастава1970г.1989г.Анандамарга
Прабхат Ранджан Саркар1955г.(Индия, штат Бихар)1992г.Брахма Кумарис Всемирный духовный университетДада Лекхарадж1936г. (Хайдарабаде, бывшая индийская провинция Синдх)1989г.Культ Сатья Саи БабыБхагаван Шри Сатья Саи Баба≈1950г.1967г. наЗападеПервая половина 90х гг. XX в.Движение Трансцендентальная медитацияМахариши Махеш Йоги1958г. (Калифорния, США)1990е г.
Следующий немаловажный показатель
представленность в культуре. Современная культура США, как совокупность материальныхи духовных ценностей, насыщена феноменами, имеющими индуистские истоки. Наиболее яркий вклад из представленных НРД в культурную жизнь США делает Общество сознания Кришны.К наиболее значимым событиям можно отнести следующие.
Праздники, фестивали.Фестивали являются неотъемлемой частью Общества Сознания Кришны.С множеством красочных декораций, праздников, сложных ритуалов, киртана и танца, фестивали делают духовный процесс ярким.
Даты вайшнавских фестивалей определяются с помощью лунного календаря.Таким образом, сроки меняются из года в год. Основные праздники: Ратхаятра, Дивали, Холи, Джанмаштами.Первый фестиваль колесниц Ратхаятрабыл проведён в Центральном парке СанФранциско в 1968г. Далее постепенно стали подключаться к этому событию и другие города Америки: ЛосАнджелес, НьюЙорк (18 июля 1976г.), Вашингтон (1982г.), и т.д. Таким образом, Ратхаятра стала ежегодным мероприятием в США[8].Дивалиявляется одним из крупнейших индуистских праздников.Впервые Дивали отмечался в Белом доме в 2003 г. И теперь многие в Соединённых Штатах вовлечены в праздновании Дивали (школы, общественные группы, индуистские ассоциации, корпоративные предприятия, и т.д.), политики выражают свои наилучшие пожелания индусам. Этот праздник не является государственным, но отмечается во многих городах.Холи,традиционно, объявляет приход весны. В США празднуется, как общественное событие.
Джанмаштами
день явления Кришны. В США первым человеком, предложившим отмечать это праздника стала Дженет Наполетоно (губернатор Аризоны).Ежегодно во многих городах США проходят различные йогафестивали, которые собирают большое количество учителей йоги и практикующих разных уровней. Например, Wanderlust Festival, PeaceLove Yoga Fest, Golden Bridge Yoga, идр.
Образовательные программы.Являются неотъемлемой частью пропаганды и распространения идей неоиндуизма. Они регулярно проводятся практически всеми организациями в форме встреч, семинаров, лекций, издательства и распространения литературы и т.д. Эти мероприятия привлекают больше количество преданных[9].В частности, движение Раджиниша (ОШО) проводит различные семинары и медитации: OshoFest, MeditationRetreatswithSwamiAnandArun, и др.С 1968 г. действует издательство Bhaktivedanta Book Trust, основанное Прахпупадой, выпускающее специализированную литературу. Также выпускаются такие журналы, как: «Back to Godhead», основатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Журнал выпускается с 1944 г. Посвящён индуистской культуре, традициям, ценностям и религиозным мероприятиям, проходящим в разных странах мира.«Hinduism Today» (Гавайи), основатель Шивайя Субрамуниясвами. Журнал выпускается с 1975 г. Посвящен индуистской культуре, традициям и ценностям.
Благотворительные программы.Самый известный благотворительный проект, создан кришнаитами Food for Life(Пища для жизни). Организация помогает бездомным крупных городов США, детям Индиии жертвам стихийных бедствий по всему миру.
Данная благотворительная организация получила распространение во многих странах в т.ч. в России, Великобритании и др.
Также благотворительные мероприятия организуют йоги, с целью сбора средств для людей больных СПИДом / ВИЧ, беспризорных детей. Можноназватьтакиемероприятия, как: YogaGarden Party, The Charity Challenge, Yoga Charity, идр.
Музыкальные проекты.В 1980х годах произошёл всплеск интереса к этнике, в том числе индийской. С одной стороны
западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны
этническая музыка была перспективной с точки зрениямаркетингаи музыкальной индустрии.Многие исполнители были и остаются подверженными влиянию восточной этники и мистики. Появляются группы, создающие музыку в этом направлении, поющие мантры и песни сочинённые индийскими святыми, например, Snatam Kaur, Mirabai Ceiba, David Newman(Durga das), Wah!, Layne Redmond, Rasa, и др.Известным исполнителем в США является Рэй Каппо –музыкант, исповедующий кришнаизм, создатель такого музыкального направления, как кришнакор[10].
Исполнители популярной музыки также не остались в стороне. Так учениками Паттабхи Джойса были Стинг и Мадонна. Последняя записала альбом Ray of Light (1998), вдохновленный индуизмом и другими восточными религиями. Одной из композиций этого альбома стала мантра Shanti (Ashtangi).Можно отметить, что, несмотря на религиозную направленность неоиндуистских течений, их известность связанна, прежде всего, с активной деятельностью в области культурной и общественной жизни.
В связи с тем, что российский неоиндуизм имеет американские корни, ему свойственны те же формы воплощения в культуре: праздники, фестивали, образовательные программы, благотворительные акции, музыкальные проекты
Кроме того, необходимо отметить, что американскому и российскому неоиндуизму, особенно в начале его распространения, было свойственно то, что оно преподносилось не как религиозное течение, а как:
физкультурнооздоровительное средство (йога),
способ избавления от стресса и снятия нервного напряжения (медитации),
терапевтическое средство, направленное на улучшение здоровья путём совершенствования тела и его функций (дыхательная гимнастика, вегетарианство),
миротворческое движение и др.При этом многие обрядовые компоненты упрощалисьдо легко исполнимых схем. Например, йога потеряларелигиозное значение, которое она имела, представляя собой комплекс приемов для духовного восхождения.
В результате проведённой работы можно констатировать, что неоиндуизм, как религиозное течение, являющееся разновидностью индуизма и обобщённым названием ряда реформаторских движений внутри индуизма, получил широкое распространение в мире. Рассмотрев основные тенденции, свойственные этому процессу в США и в России, можно выделить как общие, так и специфические для каждой страны черты по ряду параметров.
Ссылки на источники1.Дерягина Е. Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже XXXXI вв.: автореферат дис. ... канид.философ.наук / Е. Э.Дерягина. Омск, 2009. 16 с.2.Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: системноаналитический подход: автореф. дис. ... дра философ. наук/ Е.Г. Балагушкин. М., 2006. 66 с.3.Дворкин А. Л. Сектоведение.Тоталитарныесекты: опыт систематического исследования / А.Л.Дворкин. Нижний Новгород: Христианская бка, 2012. 813 с.4.Ахмадулина С. З. История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990е начале 2000х гг.: диссертация ... канд.истор.наук /С. З. Ахмадулина. УланУдэ, 2010. 205 с.
5.Агеевец В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.У.Агеевец, Т.В.Састамойнен // Теория и практика физической культуры. — 2004. —№5. —С. 4749.6.Гелев П.А. Упражнения йоги для глаз / Йог Раманантата. М.: Фаир, 2011. 188 с.7.Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.III / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2005. 464 с.8.Dravida Dasa.The Lord of the Universe Comes to Washington// Back to the Godhead. 1982. Vol.17,No 11. P. 912.9.Burke E. Hare Krishna Transformed / E.Burke. New York: New York UNIVERSITY PRESS,2007.P.210.10.Haenfler R.Straight edge: cleanliving youth, hardcore punk, and social change.—Rutgers University Press, 2006. P.15.
Неоиндуизм в США и России: сравнительный анализ
Аннотация.Несмотря на то, чтороссийская религиозная ситуация во многом развивается аналогично происходящему в других странах,в нашей стране выделяются специфические, свойственные только ей особенности. Описание этих процессов в сравнении с западными процессами актуально для изучения новейшей религиозности или нетрадиционных религиозных движений, к которымотносят неоиндуизм.Изучение основных тенденций, свойственных этому процессу в США и в России, позволяет выделить как общие, так и специфические для каждой страны тенденции. Наиболее важные из них: время появления и активного распространения, представленность в религиозном пространстве и культуре страны, число направлений. Ключевые слова:неоиндуизм, нетрадиционные религиозные движения, религиозная культура, кришнаизм, западная культура.
Взаимовлияние культур —процесс, постоянно усиливающийся. Последние десятилетия придали ему качественно новую глубину и силу. При этом всякаярелигия может найтисторонниковтам, где их никогда не было исторически[1]. Так неоиндуизм впервые появился на Западе,как своеобразный ответ на религиозную миссию христиан среди индусов.В середине 20 века неоиндуизм стал активно распространяться во всёммире, в том числе ив России. В настоящее время проблему неоиндуизма чаще всего исследуют политологи, психологи, социологи, религиоведы, философы. Онирассматривают неоиндуизм с разных позиций:
как нетрадиционноерелигиозноедвижение[2];
сектантское движение[3];
религиозноедвижение, отличающееся региональными особенностями[4]; или как источник психотерапевтических и физкультурнооздоровительных практик[5,6].Однако в отечественной науке отсутствуют комплексные исследования общего и специфического в истории и феноменах современной культуры США и России, основанных натрадициях неоиндуизма.Объектом нашего исследованиясталаистория распространения и культурные проявления неоиндуистских религиозных течений в США и России. Рассмотрев основные тенденции, свойственные этому процессу мывыделиликак общие, так и специфические для каждой страны тенденции по ряду параметров. В частности, необходимо выделить предпосылки распространения. И в США и в России сформировались благоприятные общественнополитические условия для распространения любых нетрадиционных движений, в том числе религиозных, таких как неоиндуизм. Однако эти условия были разными. Если в США распространение неоиндуизма опосредовано,в первую очередь, секуляризацией,общим кризисом общества и церкви, то в России появление нетрадиционных религиозных движений (НРД) связывают не столько с этими процессами (которые произошли значительно раньше, после революции 1917 г.), сколько с крушением коммунистической идеологии ираспадом СССР, девальвацией ценностей и норм, социальными изменениями, совершившимися в 8090е гг. XX в.Время появления и активного распространения. Если рассматривать неоиндуизм как процесс зарождения, распространения и стабилизации, то в СШАв период с серединыXX доначалаXXI вв. произошло распространение, активность которого пришлась на 5060е гг. 20 в.,и дальнейшая стабилизация этого процесса.В отличие от США, активное распространение неоиндуизма в России произошло в 90е гг. 20 в. и пришлосьна годы перестройки. Всплеск популярности неоиндуистских течений в России произошёл в19911993 гг., когда некоторые религиозные группы собирали полные стадионы на совместные медитации.В настоящее время пик популярности индуизма и в США, и в России прошел, рост движений и их адептов замедлился. Первыми миссионерами неоиндуизма в США были коренные жители Индии: Бхактиведанта Свами Прабхупада, Баба Анандамурти и др.ВРоссии распространение неоиндуизма было инициированорастущими тенденциями к вестернизации –заимствованию, прежде всего американского (США) образа жизни и модных тенденций в области культуры и религии. В связи с чемпервыми миссионерами неоиндуизма в России, наряду с немногочисленными основоположниками неоиндуистских организаций,были новообращенные адепты из западноевропейских стран, их последователи и ученики, в том числе из России.Представленность в религиозном пространстве страныещё один показатель, который и роднит, и отличает ситуацию с неоиндуизмом в США и России. Если число последователей неоиндуистских культов в США
и России примерно одинаково (0,4 % и 0,5% соответственно), то национальный состав адептов различен. Абсолютное большинство неоиндуистов в США является эмигрантами изИндии,Непала или их потомками.В России же адептами являются те, кто перешел в неоиндуизмиз других религий. Число направлений.Несмотря на то, что в США распространено большее число неоиндуистских организаций, чем в России,и втой,и в другой стране более или менее твердое положение удалось занять только нескольким из них(таблица).Причём наибольшее число последователей отмечено только у трёх.1)Международное общество сознания Кришны (МОСК) было официально зарегистрировано в 1966 г. После того как в 1965 г. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прахпупада, следуя указанию своего духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати, поехал в США для передачи духовного знания людям западного мира, основав Международное общество сознания Кришны [7].Прабхупада был первым, кто попытался перенести на западную почву индуистский культ. Традиционная культовая практика сочеталась с учением, трансформирующим идеи неоведантизма в приемлемую для сознания западного человека форму. В учении западного вайшнавизма Прабхупады происходит вхождение в сознание адепта мифологизированной «ведической» реальности, подкрепленной псевдонаучным авторитетом древнего знания [1].СССР Прапхупада посетил в 1971 г., после чего в нашей стране появились первые нелегальные общины в Москве и других крупных городах. Но нельзя сказать, что поездка в Россию оказалась очень успешной, т.к. последователей Прапхупада нашел не так много, а в начале 80х гг., после попытки официальной регистрации в Москве вайшнавы стали подвергаться репрессиям. Полную легализацию кришнаиты получили только после перестройки. В 1988 г. им удалось официально зарегистрироваться, а через год все осуждённые вайшнавыкришнаиты были реабилитированы. 2)Сахаджайога.Основательница Шри Матаджи Нирмала Шривастава. В процессе духовного поиска и обучения в разных индуистских ашрамах, Нирмала становится активной последовательницей Ошо и к 1970 г. формирует собственную религиозную систему, начиная осознавать себя в роли «божественной посланницы» человечеству. Подчеркивается, что «СахаджаЙога» «не религия», а «инструмент, который проливает свет на религии».
3)Культ Сатья Саи Бабы. Основал Шри Сатья Саи Баба в Индии. Культ начинает складываться около 1950 г., а в 1965 г. создаётся организация международного масштаба. Сатья Саи Баба в представлении членов организации является Аватаром –явлением Бога, объектом молитв и медитаций.
ТаблицаНеоиндуистские течения, получившие распространение на территории России
Название организацииОсновательГод созданияГод появления в РоссииМеждународное общество сознания КришныБхактиведанта Свами Прабхупада1966г. (США)1971 г.Движение РаджинишаОшо1970г.Около 1990г.Движение ЧинмояЧинмой Кумар Гхош1971г. (НьюЙорк,США)1991г.СахаджайогаНирмала Шривастава1970г.1989г.Анандамарга
Прабхат Ранджан Саркар1955г.(Индия, штат Бихар)1992г.Брахма Кумарис Всемирный духовный университетДада Лекхарадж1936г. (Хайдарабаде, бывшая индийская провинция Синдх)1989г.Культ Сатья Саи БабыБхагаван Шри Сатья Саи Баба≈1950г.1967г. наЗападеПервая половина 90х гг. XX в.Движение Трансцендентальная медитацияМахариши Махеш Йоги1958г. (Калифорния, США)1990е г.
Следующий немаловажный показатель
представленность в культуре. Современная культура США, как совокупность материальныхи духовных ценностей, насыщена феноменами, имеющими индуистские истоки. Наиболее яркий вклад из представленных НРД в культурную жизнь США делает Общество сознания Кришны.К наиболее значимым событиям можно отнести следующие.
Праздники, фестивали.Фестивали являются неотъемлемой частью Общества Сознания Кришны.С множеством красочных декораций, праздников, сложных ритуалов, киртана и танца, фестивали делают духовный процесс ярким.
Даты вайшнавских фестивалей определяются с помощью лунного календаря.Таким образом, сроки меняются из года в год. Основные праздники: Ратхаятра, Дивали, Холи, Джанмаштами.Первый фестиваль колесниц Ратхаятрабыл проведён в Центральном парке СанФранциско в 1968г. Далее постепенно стали подключаться к этому событию и другие города Америки: ЛосАнджелес, НьюЙорк (18 июля 1976г.), Вашингтон (1982г.), и т.д. Таким образом, Ратхаятра стала ежегодным мероприятием в США[8].Дивалиявляется одним из крупнейших индуистских праздников.Впервые Дивали отмечался в Белом доме в 2003 г. И теперь многие в Соединённых Штатах вовлечены в праздновании Дивали (школы, общественные группы, индуистские ассоциации, корпоративные предприятия, и т.д.), политики выражают свои наилучшие пожелания индусам. Этот праздник не является государственным, но отмечается во многих городах.Холи,традиционно, объявляет приход весны. В США празднуется, как общественное событие.
Джанмаштами
день явления Кришны. В США первым человеком, предложившим отмечать это праздника стала Дженет Наполетоно (губернатор Аризоны).Ежегодно во многих городах США проходят различные йогафестивали, которые собирают большое количество учителей йоги и практикующих разных уровней. Например, Wanderlust Festival, PeaceLove Yoga Fest, Golden Bridge Yoga, идр.
Образовательные программы.Являются неотъемлемой частью пропаганды и распространения идей неоиндуизма. Они регулярно проводятся практически всеми организациями в форме встреч, семинаров, лекций, издательства и распространения литературы и т.д. Эти мероприятия привлекают больше количество преданных[9].В частности, движение Раджиниша (ОШО) проводит различные семинары и медитации: OshoFest, MeditationRetreatswithSwamiAnandArun, и др.С 1968 г. действует издательство Bhaktivedanta Book Trust, основанное Прахпупадой, выпускающее специализированную литературу. Также выпускаются такие журналы, как: «Back to Godhead», основатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Журнал выпускается с 1944 г. Посвящён индуистской культуре, традициям, ценностям и религиозным мероприятиям, проходящим в разных странах мира.«Hinduism Today» (Гавайи), основатель Шивайя Субрамуниясвами. Журнал выпускается с 1975 г. Посвящен индуистской культуре, традициям и ценностям.
Благотворительные программы.Самый известный благотворительный проект, создан кришнаитами Food for Life(Пища для жизни). Организация помогает бездомным крупных городов США, детям Индиии жертвам стихийных бедствий по всему миру.
Данная благотворительная организация получила распространение во многих странах в т.ч. в России, Великобритании и др.
Также благотворительные мероприятия организуют йоги, с целью сбора средств для людей больных СПИДом / ВИЧ, беспризорных детей. Можноназватьтакиемероприятия, как: YogaGarden Party, The Charity Challenge, Yoga Charity, идр.
Музыкальные проекты.В 1980х годах произошёл всплеск интереса к этнике, в том числе индийской. С одной стороны
западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны
этническая музыка была перспективной с точки зрениямаркетингаи музыкальной индустрии.Многие исполнители были и остаются подверженными влиянию восточной этники и мистики. Появляются группы, создающие музыку в этом направлении, поющие мантры и песни сочинённые индийскими святыми, например, Snatam Kaur, Mirabai Ceiba, David Newman(Durga das), Wah!, Layne Redmond, Rasa, и др.Известным исполнителем в США является Рэй Каппо –музыкант, исповедующий кришнаизм, создатель такого музыкального направления, как кришнакор[10].
Исполнители популярной музыки также не остались в стороне. Так учениками Паттабхи Джойса были Стинг и Мадонна. Последняя записала альбом Ray of Light (1998), вдохновленный индуизмом и другими восточными религиями. Одной из композиций этого альбома стала мантра Shanti (Ashtangi).Можно отметить, что, несмотря на религиозную направленность неоиндуистских течений, их известность связанна, прежде всего, с активной деятельностью в области культурной и общественной жизни.
В связи с тем, что российский неоиндуизм имеет американские корни, ему свойственны те же формы воплощения в культуре: праздники, фестивали, образовательные программы, благотворительные акции, музыкальные проекты
Кроме того, необходимо отметить, что американскому и российскому неоиндуизму, особенно в начале его распространения, было свойственно то, что оно преподносилось не как религиозное течение, а как:
физкультурнооздоровительное средство (йога),
способ избавления от стресса и снятия нервного напряжения (медитации),
терапевтическое средство, направленное на улучшение здоровья путём совершенствования тела и его функций (дыхательная гимнастика, вегетарианство),
миротворческое движение и др.При этом многие обрядовые компоненты упрощалисьдо легко исполнимых схем. Например, йога потеряларелигиозное значение, которое она имела, представляя собой комплекс приемов для духовного восхождения.
В результате проведённой работы можно констатировать, что неоиндуизм, как религиозное течение, являющееся разновидностью индуизма и обобщённым названием ряда реформаторских движений внутри индуизма, получил широкое распространение в мире. Рассмотрев основные тенденции, свойственные этому процессу в США и в России, можно выделить как общие, так и специфические для каждой страны черты по ряду параметров.
Ссылки на источники1.Дерягина Е. Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже XXXXI вв.: автореферат дис. ... канид.философ.наук / Е. Э.Дерягина. Омск, 2009. 16 с.2.Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: системноаналитический подход: автореф. дис. ... дра философ. наук/ Е.Г. Балагушкин. М., 2006. 66 с.3.Дворкин А. Л. Сектоведение.Тоталитарныесекты: опыт систематического исследования / А.Л.Дворкин. Нижний Новгород: Христианская бка, 2012. 813 с.4.Ахмадулина С. З. История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990е начале 2000х гг.: диссертация ... канд.истор.наук /С. З. Ахмадулина. УланУдэ, 2010. 205 с.
5.Агеевец В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.У.Агеевец, Т.В.Састамойнен // Теория и практика физической культуры. — 2004. —№5. —С. 4749.6.Гелев П.А. Упражнения йоги для глаз / Йог Раманантата. М.: Фаир, 2011. 188 с.7.Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.III / Отв. Ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2005. 464 с.8.Dravida Dasa.The Lord of the Universe Comes to Washington// Back to the Godhead. 1982. Vol.17,No 11. P. 912.9.Burke E. Hare Krishna Transformed / E.Burke. New York: New York UNIVERSITY PRESS,2007.P.210.10.Haenfler R.Straight edge: cleanliving youth, hardcore punk, and social change.—Rutgers University Press, 2006. P.15.