Психологическое влияние информационной среды на современного человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Найденова С. В., Пономарев П. А. Психологическое влияние информационной среды на современного человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2221–2225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86473.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического воздействия информационной среды на человека. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны информационного влияния на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотрены основные последствия глобальной информатизации общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Найденова Светлана Валентиновна,Магистрант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область.naidenovasv@yandex.ru

Пономарев Петр Андреевич,Доктор философских наук, профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область.

Психологическое влияние информационной среды

на современного человека.

Аннотация.В статье рассматривается проблема психологического воздействияинформационной среды на человека. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны информационного влияния на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотреныосновныепоследствияглобальнойинформатизацииобщества.Ключевые слова: информационная среда, информационные потоки, факторы информационной среды, психологическая безопасность, манипуляция, феномен киборгизации.

Характерной особенностью современного общества является стремительное развитие и изменение информационной среды, окружающей человека, которая становится все более разнообразной. Быстро совершенствующиеся информационные технологии являются объектом междисциплинарных исследований различных наук, таких как социология, экономика, философия, психология. Но наиболее остро стоит проблема изучения психологического воздействия и последствий для человека современного процесса информатизации, развитие которого затрагивает все сферы общественной жизни. В настоящее время большое количество стран связано между собой коммуникативными потоками, а жизнь людей зависит от информации и технического прогресса, который открывает множество возможностей для человека, меняя наш образ жизни и делая его более практичным и удобным.Но такие изменения оказывают влияние на потребности личности и ее мотивацию, приводят к перестройке образа жизни и мировоззрения. Именно поэтому необходимо рассмотреть, как влияет информационная среда на человека и каких последствий стоит ожидать в результате глобальной информатизации общества.Информационная среда представляет собой совокупность информационных потоков, которые оказывают различное влияние на человека. С их помощью общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения. И именно характер таких воздействий среды на сознание создает у человека определенный образ реальности и понимание себя в ней [1, c. 38]. Потребность в информации одна из базовых потребностей личности, без которой невозможно формирование и существование ее индивидуального сознания. Информационное воздействие на человека имеет психологическую направленность, происходит опосредованно, через механизмы головного мозга, эффект которого проявляется в изменении психических свойств личности и его поведения.Необходимо отметить, что глобальное развитие информационной среды, формирование интернациональных информационных систем имеет под собой не только позитивное влияние, но и формирует немало проблем для человечества, связанных с его психологической, нравственной и правовой безопасностью. Негативное влияние на психику и сознание человека информации приводит к нарушению восприятия окружающей действительности, и как следствие, деформации личности. Существует множество факторов информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность человека [2, с.82]. Такими факторами могут являться: качественная и количественная характеристика информации (ее объем, полнота, достоверность, количество и т.д.), соответствие характеристик информации параметрам реципиентов и установкам окружающей среды, наличие в современных информационных технологиях специфических элементов, изменяющих психическое состояние большого количества людей, наличие в информационных потоках усовершенствованных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические носители. Но не только информационная среда является источником опасности для человека, но и сама личность может стать фактором информационно психологического риска, среди которых можно выделить: незрелость и неспособность к фильтрации получаемой информации, личностный конформизм, подверженность манипулятивным действиям со стороны, массовому заражению идеями, функциональные изменения психики человека, психоэмоциональный стресс, фрустрация, тревожность.Информационная среда неоднородна, состоит из множества процессов, которые имеют различную скорость протекания. В различных сочетаниях таких процессов функционирует информация, отражающая адекватно окружающий мир, и информация деформированная. Это связано с возникающими неточностями процесса познания, наших знаний о мире, а также субъективным видением информации, создающих ее людей. Наибольшую информационную опасность для личности могут представлять различные сообщества и группировки людей, в частности политической, националистической и религиозной направленности. Зачастую члены таких сообществ, оказывают воздействие при помощи использования научных знаний и методов, апеллируя к фактам науки.Согласно взглядам В.Д. Аносова и В.Е Лепского «негативные информационно —психологические воздействия —это, прежде всего манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально —волевую сферу. Манипуляция сознанием —это специфическая форма управления людьми путем навязывания им идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое психологическое принуждение личности». [цит. 1, с. 40].В манипулировании можно выделить несколько уровней:

усиленное распространение нужных идей и установок в сознании людейдеформация взглядов на различные события, в результате которого происходит эмоциональное изменение отношения к какому —либо явлениюкардинальное изменение взглядов методов сенсационных сообщений о чем —то новом, чрезвычайно важном [1, c. 39].На сегодняшний день проблема контроля за динамично расширяющимися информационными потоками стоит очень остро. Неконтролируемая информационная среда создает угрозу существования личности, обостряет чувство незащищенности, одиночества, изза дефицита реального общения, десоциализирует человека, приводит к изменению сознания. Все чаще говорится о том, что развитие информационных технологий имеет психопатологические последствия, приводит к возникновению психических заболеваний невротического плана. Это приводит к усилению психологической нагрузки на человека и повышению уровня стресса. При возникновении информационного стресса личность не может справиться с поставленной задачей, найти пути ее решения. Причины информационного стресса могут быть непосредственные (недостаточность информации для решения задачи, сложность задачи, дефицит времени, потеря концентрации внимания и др.), субъективные (профессиональные, психологические), средовые (обстоятельства, при которых развиваются стрессовые состояния) [3, c.78].Психологические последствия технического прогресса достаточно очевидны и проявляются в таких масштабных изменениях жизни человека, как избыточная доступность личности, утрата приватности, «включение» технических средств в границы телесности индивида (феномен киборгизации), изменение структуры и особенностей потребностей личности, психологическая зависимость, изменение структуры деятельности [2, c.85]. Современные технологии активно входят в жизнь человека и постепенно он перестает замечать, что использует их постоянно, они становятся настолько привычными, что включаются в его телесность, изменяют психологические границы его тела. Под телесностью здесь понимается не только физическое тело, но и «тело социальное», которое включает аспектыформирования самосознания и самоидентичности. То, что человек может полностью контролировать, он воспринимает как часть себя, неконтролируемое —отчуждает, в результате происходит слияние человека с техническими средствами, так называемый эффект «киборгизации». Наиболее опасной формой такой инкорпорации является психологическая зависимость, когда жизнь без технического средства невозможна и вызывает панику. Информационные технологии расширяют возможности человека, информация и окружающие люди становятся более доступными в любой точке мира, психологические границы такого общения стираются, в связи с чем размываются границы приватности.Одним из важных последствий развития информационных технологий является изменение структуры потребностей личности. Современные средства предлагают новые и изменяют имеющиеся способы удовлетворения существующих потребностей. Технические средства служат не только своей основной функции, но и приобретают множество других —характеризуют статус человека в обществе, уровень владения техникой. Такая многофункциональность превращает устройства в технологические гибриды, в которых зачастую растворяется первичное назначение. Помимо этого, технические средства изменяют вид деятельности (общение, учеба, работа), придавая им новую форму.Развитие информационных технологий изменяет и требования к человеку, формированию у него определенных умений и навыков. Одним навыкам человека придается большее значение, другие начинают постепенно исчезать. Главным образом, эти изменения сказываются в сенситивный период развития навыков у детей и подростков.Таким образом, информационная среда и современные технические средства оказывают на человека как положительный, так и отрицательный психологический эффект. Быстрое развитие технических средств является источником многих психологических изменений —размывания границ телесности, нарастанию риска возникновения зависимости, изменению структуры потребностей и деятельности. В связи с этим остро стоит вопрос сохранения информационно —психологической безопасности человека, сохранения его психологического здоровья и поиск эффективных методов решения данной проблемы.

Ссылки на источники1.Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №3(27).2.Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. №1(7).3.Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно —психологической безопасности // Проблемы информационно —психологической безопасности / под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 2009.4.Сапожникова А. Информационно —психологическая безопасность России: состояние и тенденции // Власть. 2008. №2.5.Войскунский А.Е.Вместо предисловия. «За» и «против» Интернет —зависимости // Интернет —зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под. Ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 5 —27.