Дистанционное обучение и его роль в современном мире

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лишманова Н. А., Пимичева М. А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2216–2220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность дистанционного обучения, его состояние на современном этапе как в России, так и за рубежом. Обсуждаются преимущества и недостатки данной системы получения знаний, анализируются результаты его применения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пимичева Мирослава Алексеевна,студентка 4 курса, направления государственное и муниципальное управления, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкpimicheva.mira@mail.ru

Лишманова Нина Александровна,студентка 4 курса, направления государственное и муниципальное управления, филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкrimskaya2011@mail.ru

Научный руководитель –Чернухина Наталья Васильевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкnat.cher@list.ru

Дистанционное обучение и его роль в современном мире

Аннотация.Встатье рассматривается сущность дистанционного обучения, его состояние на современном этапе,как в России, так и за рубежом.Обсуждаются преимущества и недостатки данной системы получения знаний, анализируются результаты его применения.Ключевые слова: образование, информационные технологии, дистанционное обучение, персональный компьютер, интернет.

В современном мире информационные технологиипронзили все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет технологий и дистанционного обучения не является сейчас чемто новым. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определиломесто дистанционному обучению. Дистанционное обучение –это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.Проблемы,связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей [1, 2, 3, 4, 5].В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дается следующее определение дистанционного обучения: дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обменучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.)[6].

Однако, при всем при этом, дистанционное обучение не является базовым, оно носит лишь дополнительный характер. Обычные очные занятияпока все же остаются в нашей жизни, несмотря на быстро развивающиеся информационные технологии[7, 8]. Если говорить о столь большом интересе к такому виду обучения, можно выделить три основные причины. Первая причина состоит в большой потребности к простой и достоверной информации. Вторая в том, что технологии для удовлетворения этих потребностей есть уже сейчас и в будущем будут только совершенствоваться. Третья причиназаключается в самом отношении кдистанционному обучению как к новому важному рынку, из чего следует, возможность деловой деятельности на этом рынке. Существует ряд принципов,на которых строится дистанционное обучение. Так, например, П.В. Скулов считает, что ононосит в себе два основополагающих принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу.Но, кроме этого, есть и другие принципы. Принцип гибкости позволяет не посещать лекции и семинары в строго установленное время, а обучаться в любом месте в удобное для себя время. Благодаря этому принципу повышается доступность образования, т.е. практически каждый может позволить себе получать образованиетаким способом. Модульный принцип обучения. Данный принцип позволяет строить учебные программы для каждого обучаемого с учетом его подготовки и потребностей. Принцип открытогообучения, так же, является немаловажным. Он предполагает, что в системе образования лежит богатая и хорошо разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется достаточно самостоятельно, при этом стремясь к достижению своих образовательных целей.Принцип сознательности и активности, который предполагает понимание учащимся смысла усваиваемых им знаний и умений, а так же, четкое понимание и представление своих целей, формирование на основе приобретенных знания своих убеждений. Кроме принципов дистанционного обучения немаловажным является мотивация обучаемого, которую смело можно назвать движущей силой образовательного процесса. Студент должен для себя осознать важность и необходимость получаемого образования, так какв дистанционном обучении, как говорилось выше, большой упор делается на самостоятельную учебу студента и минимальный контакт с преподавателем. Дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы. Одним из основных его недостатков, на которые необходимо обратить внимание, является недостаток практических знаний. Обучение дистанционно специальностям, которые требуют большогоколичествапрактических занятийвесьма затруднено. Даже самые современные технологии не заменят реальной практики. Еще одним недостатком является и то, что такое образование не подходит для развития коммуникабельности, связано это с тем, что при дистанционном обучении контакт обучающихся минимален не только с преподавателем, но и друг с другом. Поэтому такая форма получения образования не способна развить такой навык как работа в команде.

Кроме тогодистанционное обучениетребует большой мотивации у учащихся, необходимо поддерживать нужный темп в обучении без помощи со стороны. Недостаточная компьютерная грамотность, так же, является минусом в данном виде образования, котораяможет стать серьезной проблемой в получении образования дистанционно. В современном мире, казалось бы,только ленивый не знаком с компьютером, однако, до сих пор остаются люди работа с компьютером у которых, вызывает большие трудности. Кроме того, не достаточно просто иметь некие базовые знания о персональном компьютере, так жеважно уметь работать в интернете и обрабатывать имеющуюся информацию[9, 10]. Еще одним минусом является проблема идентификации пользователя. Получая образованиедистанционно достаточно сложно определить, насколько студент сам выполнял ту или иную работу. Кроме этого, на итоговую аттестацию студенты вынуждены приезжать в вуз, так как пока еще не существует способа дистанционно провести экзамен. Но стоит отметить, что плюсов у дистанционного образования достаточно много, основным из которых является доступность обучения для любого человека, независимо от его географического положения и в любое время. Учеба без отрыва от основной деятельности, так же, является одним из весомых плюсов такого обучения. Дистанционное обучение позволяет изучатьсразу на несколькокурсоводновременно. Получая образование дистанционно, студенты не сталкиваются с проблемой нехватки учебников, либо какихто других материалов, так как учебные материалы можно всегда найти в сети, что повышает их доступность и облегчает процесс обучения. Очевидно социальное равноправие

возможность получать образование не зависимо от места проживания, состояния здоровья, национальности или материального состояния. Плюсы в дистанционном обучении есть не только для обучающихся, но и для преподавателей, так как онимогут уделять время студентам находясь даже в другой стране. Таким образом,дистанционное обучение предлагает большой спектр возможностей для получения образования, однако, эта система все еще далека от совершенства, есть ряд проблем, с которыми дистанционному образованию как системе придется справляться и совершенствоваться. На сегодняшний день получение высшего образования в России путем дистанционного обучения, является обычным делом. Однако,мало кто знает, что первый шаг к такому виду получения образования был сделан еще в 1997 году с появлением Приказа «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В соответствии с Приказом было выбрано несколько вузов в качестве участников эксперимента, которым выдали соответствующую лицензию, позволяющую осуществлять дистанционное обучение. Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап длился с 1997 по 1999 годы, на этом этапе все внимание, в основном, обращалось на отработку и совершенствование технического, технологического, учебнометодического и организационного обоснования дистанционного обучения.Второй этап пришелся на 19992002 годы, главной задачей на этом этапе было создание нормативных и правовых документов, регулирующих применение и использование технологий «дистанта» в образовательном процессе.Всего в сумме 16 высших учебных заведений России приняло участие в этом эксперименте. Данный эксперимент имел большой успех, вследствиечего были разработаны различные методические рекомендации и проекты законов. При всем при этом, стоит отметить, что уровень развития дистанционного обучения за рубежом гораздо выше, чем в России. В нашей стране даже само отношение к дистанционному обучению кардинально отличается от отношения к немув других странах. Так, согласно опросу, проведенному в 2014 году, отношение населения к дистанционному обучениювесьманеоднозначное. На рисунке 1 представлены результаты опроса населения.

Рисунок 1Отношение кдистанционному обучениюПри этом нельзя забывать, что получение дистанционного образования сегодня стоит намного дешевле прочих форм обучения на 3245%, время обучения занимает на3545% меньше, чем при прочих формах, аскорость запоминания учебного материала выше на1525%.К сожалению,Россияпо уровню использования и доступа новых технологий в образовании, находится лишь на 71 месте из 75 наиболее развитых стран. На дистанционное обучение в стране приходится только 15% образовательного рынка. На сегодняшний день активному развитию дистанционного обучения мешает ряд факторов, тормозящих этот процесс. Главным таким препятствием является неразработанная законодательная база, которая является, своего рода, основой для развития дистанционного обучения. Т.е. сейчас отсутствует единое содержание профессиональнообразовательных программ для высшего образования, стандартизация технологий обучения, инструментов регулирования и контроля межрегиональных и международных образовательных услуг. Кроме этого, еще одним важным фактором, тормозящим развитие дистанционного обучения, является мнение населения о том, что такой способ получения образования неэффективен, что качествоего даже ниже, чем у заочной формы обучения. В подтверждение этого фактора выше представлен рисунок1, отражающий мнение населения. Такая обстановка сложилась на сегодняшний день в России в областидистанционно обучения. Однако это совершенно не значит, что государство забросило эту сферуи пустило все на самотек. В нашей стране уже появились собственные онлайн образовательные площадки. Так жев Министерстве образования и науки Российской Федерации существуют отдельные рабочие группы, которые призваны заниматься разработкой стандартов дистанционного образования.Если сравнивать дистанционное обучение в России с другимистранами, например, с США, то дела там обстоят совсем иначе. Сегодня образовательные учреждения США могут предложить осуществление дистанционного образования на технической базе, представленной на рисунке 2.



Рисунок 2 –Техническая база, посредством которой осуществляется дистанционное образование

Как видно из рисунка 2, дистанционное обучение способно разнообразить процесс получения образования, сделать его более интересным и доступным. Именно это отмечают преподаватели не только в России, но и за рубежом. В США дистанционное обучение стало активно развиваться еще 19801990 гг. Первоначальной его целью было повышение уровня квалификации определенной категории граждан, которые по различным причинам желали получить высшее образование дистанционно. Основной причиной такого роста желающих получить высшее образование, можно считать, необходимость наличия такого образования для приема на хорошую высоко оплачиваемую работу. В США дистанционное обучение предоставляется как частными, так и государственными учебными заведениями. Однако, в большей степени, услуги по дистанционному обучению предоставляются государственными ВУЗами. На сегодняшний день в этой стране сложилась такая тенденция

количество студентов, которые получают образование дистанционно, растет гораздо быстрее, чем число студентов дневных отделений. Примерно 82% всех учебных заведений США предоставляют минимум один курс дистанционно, а 67% считают, что это направление является перспективным. На мировом рынке дистанционного обучения, большая доля принадлежит США и странам Европейского союза. Развитие этой отрасли в Евросоюзе происходит, по большей степени, засчет государства, например, посредством дотаций. В Америке же, больший вклад в его развитие происходит через коммерческую систему. Говоря о дистанционном обучении невозможно не упомянутьстоль технически развитую страну как Япония. С начала 80х годов в Японии реализуется государственный проект «Университет в эфире». Суть этого проекта в том, что в определенное время по телевидению и радио транслируются лекциипо каждому выбранному предметуиучащиесядважды в неделю прослушивают часовую лекцию. Через пять лет студенты должны сдать экзамен и получить диплом. Такой вид получения образования в Японии считается условно дистанционным, но при этом, получать его могут и иностранцы, которые работают или учатся в Японии.Сегодня в Японии дистанционное обучение развивается не только в конкретных вузах, спонсируемых за счет государства, но и по средствам крупных коммерческих корпораций, которые ориентированы, в большей степени, на подготовку населения в сфере бизнеса.Стоит упомянуть и о том, что в Японии получить основное образования бакалавра дистанционно практически невозможно, так как большинство вузов требуют личного присутствия студента. Дистанционно обучатся, возможно, лишь при получении дополнительного образования. Дистанционные курсы магистратуры предлагают два вида получения образования в зависимости от срока обучения. Первый вид дистанционного обучения с фиксированными сроками сдачи всех работ и экзаменов, второй вид предполагает отсутствие временного лимита. Программы для второго типа обучения включают в себя задания и экзамены, которые студент может сдать в любое удобное время. Дистанционное обучение так жеактивно используется крупными фирмами и корпорациями Японии для переподготовки и повышения квалификации своих работников без отрыва от рабочего процесса. Такие фирмы активно используют корпоративные образовательные сети, однако эти программы доступны только сотрудникам данных фирм и корпораций, как правило, уже имеющим высшее образование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение является на сегодняшний день неделимой частью образовательной системы, наряду с такими формами получения образования как очное или заочное. В России система дистанционного образования находится все еще встадии разработки, попрежнему нет четкой правовой базы, однако это не мешает ВУЗам предоставлять услуги по осуществлению дистанционного обучения. В других же развитых странах, таких как США или Япония, дистанционное обучение начало развиваться раньше и намного продуктивнее по сравнениюс Россией, однако, и в этих странах получение дистанционного обучения сопровождается рядом условийи ограничений. Подводя итог, стоит отметить, что дистанционное обучение, как один из современных видов обучения, имеетполноеправо на существование в системе образованиянаравне с традиционными формами обучения.

Ссылки на источники1.Матвиюк В.М. Использование интернеттехнологий в современном образовании//В сборнике: Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности.2011. С. 183184. Сердюк А.В., Матвиюк В.М. Основные проблемы и перспективы развития информационного общества на современном этапе//В сборнике: Первые шаги в науку: Современные проблемы и перспективы развития.Материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 205207. 2.Матвиюк В.М. Проблемы информатизации математического образования в СПО//В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития.Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 101103. 3.Матвиюк В.М. Анализ применения информационнокоммуникационных технологий в жизни общества и человека//В сборнике: Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты.Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 8486. 4.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе//В сборнике: Первые шаги в науку: Современные проблемы и перспективы развития.Материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 138142. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Дистанционное образование как элемент интернеттехнологий // В книге: Наука, техника, управление, социальное развитие двигатели научнотехнического прогресса. Материалы XIII Межвузовской (международной) научнопрактической конференции. 2014. С. 332333.5.Чернухина Н.В. Компьютерная и интернет зависимость как проблема современного общества // В сборнике: Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты.МатериалыВсероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 153155.6.Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели // URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2011/12/07/ distantsionnoeobuchenieosnovnyeterminyprintsipyi. –[Дата обращения 12.02.2016].7.Молчанова Е.В. К вопросу о современном дистанционном образовании //материалы II Международной научнопрактической конференции «Теоретические и практические проблемы современного образования», Краснодар: НЧОУ ВПО «Кубанский социальноэкономический институт», 2014. –С.5659.8.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Дистанционное образование как элемент интернеттехнологий // В книге: Наука, техника, управление, социальное развитие двигатели научнотехнического прогресса. Материалы XIII Межвузовской (международной) научнопрактической конференции. 2014. С. 332333.9.Матвиюк В.М. Проблемы повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образования в области применения компьютерных технологий//В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития. Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 107109. 10.Сердюк И.И. Проблемы повышения качества профессионального образования. // Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. Т. 20. С. 40464050.