Свободное программное обеспечение: через тернии к звёздам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матющенко И. А., Шульгин И. В. Свободное программное обеспечение: через тернии к звёздам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2266–2270. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86482.htm.
Аннотация. В современном мире трудно представить себе человека, который бы не пользовался компьютерными программами для работы и развлечений. Часто пользователи имеют смутное представление о бесплатной альтернативе установленного у них программного обеспечения. В статье описываются основные подходы к разработке свободного программного обеспечения и проблемы, с которыми оно сталкивается на пути к своему потребителю.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матющенко Игорь Алексеевич,старший преподаватель кафедры информатики и МПИ, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовскmig20@inbox.ru

Шульгин Илья Владимирович,студент направления Педагогическое образование (Информатика),ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовскshulgin99@mail.ru

Свободное программное обеспечение: через тернии к звёздам

Аннотация.В современном мире, трудно представить себе человека, который бы не пользовался компьютерными программами для работы и развлечений. Часто пользователи имеют смутное представление о бесплатной альтернативе установленного у них программного обеспечения. В статье описываются основные подходы в разработке свободного программного обеспечения и проблемы, с которыми оно сталкивается на пути к своему потребителю.Ключевые слова:персональный компьютер, открытый программный код, свободное программное обеспечение, проприетарное программное обеспечение, коммерческое программное обеспечение, Windows, Linux.

Пользователи в компьютерных программах всегда ценили доступность,скорость и возможность работына любом оборудовании. Вэпоху становления и развития информационных технологийактуальной является задача создания и модернизации программного обеспечения(ПО). Для реализации поставленной задачинеобходим программист,который разработает алгоритм, реализует его в коде, проследит за правильностью его исполнения, сопроводит программный продукт во время использования. Этот процесспородилмножество способов стимулирования и защиты интеллектуального труда. Под разными лицензиями осуществляется защита труда программиста и прав потребителя.

Программы шифруют для усложнения выяснения механизмовработы её движка, логикии так далее. В защищённоми зашифрованном ПОнет возможности узнать,что происходит в логическом механизме программы, и заведомо узнать, что она делает. Результаты работы могут частично или полностью отображатьсяна устройстве вывода, что остаётся на совести программиста, написавшего программу.Поставщик открытогоПОпредоставляет свои исходные коды,которые можно исправить и скомпилироватьконечному потребителю. Это подразумевает безопасное использованиепрограммыот неизвестного исполнениякода, нежелательной активности,открытостьдля редактирования.В такой форме лицензии развитие программы зависит от популярности её среди пользователей. Люди делятся своими исправлениямии «заплатками» в коде, помогаютдругим пользователямна специализированных форумахв Интернете справляться с проблемами её использования.Человек может посмотреть, что скрыто в программном коде, изменить чтото для себя, вставить нужный код, перерисовать интерфейс, однако эта прерогативаостаётся для профессионалов, разбирающихся в этом. Многие выбирают операционные системы Linuxблагодаря гибкой настройке системы «под себя»,изменяя интерфейс пользователя до неузнаваемости. Поэтому,когда говорится о системе Linux,нет определённогоили конкретного представления внешнего вида этой операционной системы.Но каждый из нас сталкиваетсяс этой системой ежедневно, работаяв Интернете, пользуясь смартфономили просто умной стиральной машиной.На данный момент таких сборок систем на основе ядра Linuxочень много. Некоторые проекты Linuxпользуются популярностью, амногие закрываются.Развиваясь,проект порождаетмножество своих подстроек,переделанных под себя, которые перетекают в новые проекты. Такие проекты,отделившиеся от основного,называют «Fork» (ответвление)этого проекта. Например,из Debianобразовался Forkв виде Ubuntu,ав своёвремя от Ubuntuобразовался Forkв виде дистрибутива LinuxMint.Но взяв любой из них мы можемизменить систему под себя. Лицензия свободного ПОне ограничивает конечного пользователя в том,что можно сделать с программой. По сути такая программа передаётся на правах общественного достояния, но создатель не отказывается от авторства.Для рядовых пользователей порой нет возможностидаже узнать,что существуетсвободное ПО,которым он так же может воспользоваться и решать те же повседневные задачи,что и с помощью известных платных программ.Популярные операционные системы, например, Windowsили MacOS, распространяются с оборудованием на правах самых известных и понятных конечному пользователю систем. Пиратские копии Windowsи хорошая рекламная кампания от Microsoft, сделалиWindowsсамой узнаваемой системой.На этих правах Microsoftзахватила большую часть рынка компьютерной индустрии. Хотя в настоящее время основная масса мобильных устройствработают на Linuxсистемах,доступныхдля редактирования.Компании,основанные на разработке свободного ПО,имеют несколько путей получения прибылина рынке. Хотьони и производят бесплатный продукт, ноимеютнеплохие деньги. Доходы могут основываться на технической помощи и сопровождении компаний и оборудования. Специалисты,работающие в таких компаниях,обычно осведомлены и компетентны в вопросахПО.Есть и другие системы получениясредств за проделанную работу, например, Patreon, Kikstarterоснованные на добровольном пожертвовании на развитие проекта.Так же может взыматься плата за носители или доставку.В любом случае плата за программу не взымается,каким бы способом пользовательеё не получил.Крупныекомпании,такие как RedHat, IBM, зарабатывающиена свободном ПО, распространяют оборудованиеспредустановленным свободным софтом. Такое оборудование обычно славится высокойотказоустойчивостью при наличии хорошего технического специалиста, проводящего егообслуживания. По современным данным статистики финансовое положение у таких компанийвесьма устойчивое. Например, акции RedHatувеличилисьв стоимости на200%и до сих пор приносят прибыль своим акционерам.На основании этого можно сделать предположениео росте популярности свободных программ.Такой рост потребления свободного ПО связан с тем, что Linux –самое распространённое ПОна планетеииспользуется почти на всех платформах, в каждом смартфоне, маршрутизаторе, высокопроизводительном компьютере, космическойстанции, военной технике. Ядро Linux универсально, и поэтому разработка устройств,проектирование, робототехника, не проходит без следа Linux. Но для настольных компьютеров это не очень популярное решение, так как в основном персональные компьютеры используются для игровых приложений, которые разрабатываются на основе Microsoft DirectX.Игровая индустрия определила популярность операционных систем и DirectX сделаларазработку игр на платформе Windows популярнее. В DirectXбыл набор процедур для обработки графики и работы приложений. По сутионаявляетсяпроприетарным бесплатным продуктом,который делает систему Windowsуникальной и единственной, с которой DirectXработает корректно. Приложения,разработанные под DirectX(APIинтерфейс программирования приложений, Application Programming Interface)обрабатывают графику только через этот интерпретатор.Таким образомMicrosoftсделала себе платформу,на которой разработчики делали бы игры только под Windows, оставляя остальной сегмент операционных систем без спроса. Как ни странно,но это основная причина победы на рынке Microsoft. Есть предположения,что DirectXбыл разработан для того чтобы заставить пользователей покупать новое оборудование для игр.Microsoftподдержала игровых разработчиков и получила средства на развитие своей системы.Параллельно разрабатывающаяся спецификацияOpenGL(OpenGraphicLibrary) позволяет разработать уникальное приложение, работающее на всех возможных платформах. Написанные на OpenGLприложения так же работают на Linuxи при достаточно хорошей настройкеполучаютсяболее быстрые приложения, а также менее требовательные к системе.Многие люди,разрабатывающие игры под Linux, возмущены закрытыми библиотеками DirectX. Запуская приложение через DirectXнеобходимо работать через интерпретатор, который переводит из DirectXкомандына понятныйLinuxинтерпретаторOpenGL. Такой путь значительно замедляет скорость обработки данных.Использование приложений через такую цепочку интерпретаторовиногда делает невозможным работу с таким приложением.Со стороны разработчиков Linuxпредпринимаются попытки упростить эту схему обработки приложений, например, с помощью WinAPI.Каждый час в Linuxизменяются, добавляются, удаляются примерно семьстрок кода. Итого за год может бытьдобавленооколо миллиона строк. Развитие свободного ПОпроисходит быстрее, если оно популярнои пользуется спросом. Экспериментируя с безопасностью,специалисты сделали очень надёжную систему Linux. Уязвимости в ядре Linuxбыстро находились и находятся обществом и быстро исправляются, чегонельзя сказать о Windows,таккакпопулярность системы делает её желанной для атак всевозможных злоумышленников. Сообщества программистов объединяются для разработки Linux,добиваясь её высокой эффективности. Работает правило достаточного количества глаз. На форумах и сетевых конференциях очень напряжённо обсуждают решения в коде.В 2003 году в Калифорнийскомуниверситете в Беркли был проведён эксперимент на темупоявления лучшей идеи. Испытуемые были разделенына две группы. Первой группе позволили использовать классический мозговой штурм,в котором участникам разрешеновысказать как можно большее количество идей для решения задачи. Второй группепозволили спорить и обосновывать свои идеи. В результате эксперимента вторая группа сгенерировалане только гораздо больше идей, но и предложила качественные идеи по решению поставленных задач.Скачать и установитьбесплатные альтернативыпопулярных программ, при их наличии,не составит труда для тех, кто о них слышалили ранее применял в повседневной работе. Проблема будет заключатся восведомлённости простого пользователя в вопросах бесплатного ПО. Ведь возможности бесплатных программ почти не отличаются от платных альтернатив. Бесплатные программы не рекламируются и распространяютсясвободно, а те программы,что используют маркетинговые ходыи агрессивную рекламную кампанию, зачастую патентуются разработчиками, которые заинтересованы в распространении продукта за плату среди потенциальных пользователей. Коммерческие организации, рекламирующиесвой продукт и продвигающиеполитику распространения,имеют успех в общественности и оставляют в тени свободное ПО. Результатом становится часто встречающееся явление –незнаниео свободном ПО среди специалистов.Для большинствапользователейстало привычнымкупить ПОдлярешения частных задач, нежели озадачиваться вопросами нахождения бесплатной альтернативы в виде freewareсофта, справляющегося с задачами конечного потребителя не хуже своих платных аналогов.Движение GNUGPLбыло основаноРичардом Меттью Столманом для осуществления передачи автором своего продукта в народное достояние,не отказываясь от авторства, при этом не ограничивая конечного пользователя в действиях над программой[1]. Лицензирование стало необходимо в противовес проприетарным лицензиям,которые ущемляют права пользователя, запрещая ему редактирование или даже запуск в сторонних целях.Такое лицензирование так же запрещает компоновать код с программами,использующие проприетарные лицензии, для этих целей применяют GNULesserGeneralPublicLicence.Ричард Меттью Столман,организовавший лицензированиеGPL, и продвигающий философию свободного ПО, пропагандирует отказ от всякого проприетарного ПОи использование только свободных и открытых аналогов. Руководствуется он тем,что в любом проприетарном ПОесть интерес установки так называемых backdoor(чёрных ходов) для доступа к программе извне, в целях шпионажа и сбора данных о пользователе или даже взятиякомпьютера под контроль.Разрабатывая в прошлом ПОдля сотовых телефонов и работая передовым программистом, он не понаслышке знал о требованиях определённых лиц в анонимном доступе к устройствам и слежке за пользователями. Сам Столман не пользуется сотовыми телефонами, и работаеттолько со свободным ПО,не упуская возможности прочитать лекцию своим сотрудникам и знакомым о вреде проприетарного ПО,если заметит использование оного.Столман борется с разночтением среди англоговорящих специалистов на счёт английского свободного и бесплатного ПО.Так же не принимает понятие интеллектуальнойсобственности, говоря о том,что необходимо рассматривать понятия об авторском праве, патентах и торговых марках раздельно.Из всего происходящегов лицензировании ПО, можно сделать вывод, что люди борются за существование свободного ПО. Ситуации,когда человек не видит альтернатив и приобретает ПО,которое возможно даже не будет использовать и на 10%, имеют место быть в наше время. С этой некомпетентностью нужно бороться сошкольной скамьи,проводя уроки не за компьютерами с установленными Windowsи купленными пакетами Office,а давая ученикамзнания оббесплатных аналогах, взращиваяв них установку на то,что технически компьютер может выполнить любую задачу, достаточнолишьобладать знаниями об альтернативном ПО. В современном обществе нельзя поменять сразу всё ПО на свободное и убрать зависимость от оплаты лицензий или покупки прочих программ,вроде антивирусов и инструментов редактирования. К тому же развлекательный бизнесприносит много дохода от видеоигр для компьютеров и всевозможных приставок, которые естественно закрыты и ограничивают пользователя в возможностях. Например,купив консоль современного поколения, игрок не сможетиспользовать весь её потенциал сразу. Приобретя консоль,ондолжен будетприобрести саму игру, а если захочетособых привилегий или услуг, то и за них придётся заплатить. Оплачивая ту же подписку в консольном магазине,он окупает работу внешних серверов,обслуживающихконсоль и соединяющую игрокас внешним миром геймеров. Но без вливаний средств консоль останется бесполезной приставкой,проигрывателем с доступом в Интернет за баснословную цену.Такой пример отлично отражает позиции проприетарных производителей:ведя сбор средств они ведут дальнейшее развитие своих проектов и образуют новый контент из ПО, игр, и всевозможных услуг. На этом построенаэкономическая модельлюбой компании.Свободное ПОвсегда задавало темп развития для других производителейи поэтому,когда для операционной системы Windows10 появилась функция виртуальных рабочих столов, то пользователи Linuxне были удивлены,так как взаимодействуют сэтими функциями с незапамятных времён. Не отстают и игровые производителис заявлениями о том,что они переходят на производство игр под Linux,где производительность будет намного выше. И относительно недавнее заявление главы SteamГейба Ньювела о том,что они будут поддерживать Linuxсистемы, и скореевсегооткажутся от производства игр под системы Windows, можно записать в копилку побед людей,борющихся за свободное ПОи простыхпользователей систем Linux.В целом необходимость в системах Linuxи свободном ПОможет возникнуть,когда фирме или компании необходимо работать с системами,не требующимиоплату или же ведётся разработка под системы Linux, Unix.Проблема малой известности Linuxи прочего бесплатного софтакроетсяв отсутствии рекламыили известности в широких кругах. Так же из всего выше изложенногоможно сделать вывод,что Microsoftиспользовала свой шанс захватить большую часть рынка и диктовать условия производства приложений с помощью своих API. Но на данный момент большую популярность приобретают Unixподобные системы. Компьютеры становятся мобильнее, уменьшаются в размерах, становясь в один ряд со смартфонами и планшетами.В таком случае необходимо чтобы свободное ПОоставалось универсальным и готовым к революционным открытиям,кработе на новейших устройствах. Задавая темп развития свободное ПОпоказывает результаты ничуть не хуже,чем проприетарное, аведь свободное ПОсоздаётся энтузиастамифактически без всяких вложений. Иэто колоссальный результат.Во многих проектах,освоив открытые программы и Linux, можно реализовать самые смелые идеи. От домашнего сервера, облака, сайта, хостинга, до роботапылесоса и кофеварки. Linux–инструмент для творчества и в нём заключён неограниченный потенциал.Есть надежда на то, чторазработчики свободного ПО когданибудьобгонят современных проприетарных разработчиков,сделав основной сегмент рынка устройств доступным и дешёвым. Возможности работы ссамыми популярными технологиями были бы неограниченными,наблюдался быпроцесс вовлечения специалистовв сферу созданиясвободного ПО.Большой потенциал, хорошие идеи, амбиции движут людьми,занимающимися разработкой свободного ПО, апользователями,пришедшимик свободному ПО,движет жажда свободы и безопасности.

Ссылки на источники1.Столлман, Ричард Мэттью[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9C%D1%8D%D1%82%D1%82%D1%8C%D1%8E. –Заглавиес экрана.–(Дата обращения: 17.02.2016).