Проблемы экономической безопасности России производственного и технологического характера и пути их решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Безуглов В. А. Проблемы экономической безопасности России производственного и технологического характера и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2281–2285. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86485.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы экономики Российской Федерации производственного и технологического характера с указанием причин, повлекших их возникновение. Приведены показатели, характеризующие эти проблемы, и возможные пути их решения, проанализированы действующие государственные программы в этой сфере, влияющие на состояние экономики Российской Федерации и ее экономическую безопасность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Безуглов Владислав Андреевич,студент 3 курса специальности «Экономическая безопасность» ОУ ВО«Смоленскийгуманитарныйуниверситет», г.Смоленскbezugloffvlad@yandex.ru

Проблемы экономической безопасности России производственного и технологического характера и пути их решения

Аннотация.В статье рассмотрены основные проблемы экономики Российской Федерации производственного и технологического характерас указанием причин, повлекших их возникновение.Приведены показатели, характеризующие эти проблемы, и возможные пути их решения, проанализированы действующие государственные программы в этой сфере, влияющие насостояние экономики Российской Федерациии ее экономическуюбезопасность.Ключевые слова:экономическая безопасность, проблемы, промышленность, технологии,санкции,меры поддержки.

Вступление РФ в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) и резкое усиление глобальной конкуренции требуют от правительства эффективных и своевременных мер поддержки промышленности и науки, нацеленных на полноценное использование всех потенциалов экономики.Экономика Россииунаследовала от СССР(Союза Советских Социалистических Республик)несбалансированность, кроме того,за годы строительства рыночной экономики и реформ 1990хгг.,в условиях хронического недофинансированиямногих важнейших отраслей накопилось существенное отставание от развитых стран мира, что породило целыйкомплекс угроз экономической безопасности РФ.Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее решениябудет зависеть будущее России оставаться ли ей сырьевым придатком развитых стран, какими сейчас являются страны Ближнего Востока(здесь будет уместным отметить, что свыше 70% российскогоэкспорта составляют минеральные продукты, а50% доходов консолидированногобюджета

нефтегазовые доходы, тем нагляднее недавнее падение цен на нефть показывает слабость экономики РФ)[1] иливыбрать инновационную модель развития сделать ставку на прорывные отрасли, которые станут локомотивом всей экономики и потянут за собой другие отрасли, вместе с этим вырастет ВВП(валовой внутренний продукт), уровень и качество жизни населения.В настоящее время по размеру своей экономики Россия занимает десятое место в мире, но, между тем, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта. По данным рейтинга Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2012 году наша страна занимала только 112 место по уровню вовлеченности в мировую торговлю из 132.[2]Для определения позиций России в мировой торговле уместнорассмотреть структуруэкспорта иструктуруимпорта РФ за 2010, 2012 и 2014годы(данные за 2015 год еще не опубликованы).Данные по динамике изменения структуры экспорта РФ представлены в таблице 1.Анализ товарной структуры экспорта РФ показывает, что наибольший удельный вес в экспорте РФ занимают минеральные продукты –68,4% в 2010 г., в 2012 эта цифра возрастает до 71,4%, в 2014 г. величина несколько снижается –70,5%; следующую позицию занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них 12,8% в 2010г. (в 2012 г. снижение до 11,1%, в 2014 г. до 10,6%); продукция химической промышленности, каучук –6,2% в 2010 г., 6,1% в 2012 г. 5,9% в 2014 г.; далее в структуре выделяются машины, оборудование и транспортные средства (5,4% 2010г., 5,0% 2012г., 5,3% 2014г.); следующая позиция принадлежит продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью (2,2 % в 2010 г., 3,2 % в 2012 г., 3,8 % в 2014 г.); древесине и целлюлознобумажной промышленности (2,4% 2010 г., 1,9 % 2012 г., 2,3 % 2014 г.),прочие товары (2,3 % 2010 г., 1,1 % 2012 г., 1,3 % 2014 г.). Самая малая доля принадлежит текстилю, текстильным изделиям и обуви (0,3 % в 2010 г., 0,2 % в 2012 г., 0,3 % в 2014 г.).[3]

Таблица 1Структура экспорта РФ 2010г., 2012г. и 2014г. в %Номенклатура2010 г.2012 г.2014 г.Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)2,23,23,8Минеральные продукты68,471,470,5Продукция химической промышленности, каучук6,26,15,9Древесина и целлюлознобумажная промышленность2,41,92,3Текстиль, текстильные изделия и обувь0,30,20,3Металлы, драгоценные камни и изделия из них12,811,110,6Машины, оборудования и транспортные средства5,45,05,3Прочие товары2,31,11,3

Таким образом, мы можем убедиться, что Россия, унаследовалаотбывшегоСССРсырьевую экономику, продолжает данное направление развития, существующеев основном только за счет продажи сырья(которое, как правило,является стратегическим ресурсом), а не конечной продукции, как развитые страны.Структура импортав 2014 году:Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

13,9%Минеральные продукты 2,5%Продукция химической промышленности, каучук 16,2%Древесина и целлюлознобумажные изделия 2,1%Текстиль и обувь 6,1%Металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,1%Машины, оборудование и транспортные средства 47,6%Прочие товары

4,5%Здесь мы видим, что большинство статейимпорта является конечнойпродукцией(которую Россия могла бы производить собственными силами, обеспечивая рабочие места для своих гражданвместо вложений в экономикудругих стран, зачастую являющихся геополитическими конкурентамиРФ).Такое состояние характерно для развивающихся стран.Часто говорят, что индустриальная экономика безнадежно устарела и необходимо как можно быстрее перейти к экономике постиндустриальной, больше внимания уделять развитию сферы услуг, нежелипроизводства. Сэтим нельзясогласиться–сферауслуг использует материальные блага для своего существования, а получить их можно только с помощью промышленности. На настоящий момент в промышленности, технологическом развитии и связанными с нимиразличными сферамиэкономикиРФ накопилось множество проблем.Высокий уровеньизносаосновных фондов (по некоторым отраслям он достигает 80%)и низкий коэффициент обновления основных производственных фондов (в России оборудование в среднем служит 1520 лет, в то время как в Европе 57 лет), увеличивающий общую отсталость промышленности России,означают большие риски травматизма, аварий и прочих техногенных катастроф. Требуется их срочное обновление, но оно идет очень медленно.[4]Изза износаосновных фондов(ОФ)наблюдаются низкий уровень производительности труда, что влечет за собой расходына дополнительных рабочих для производства одинакового количества продукции, по сравнению с развитыми странами(так, ВВП РФ за 1 отработанный час в 2012 году составлял 42% от уровня Германии, 39% от уровня США(Соединенных Штатов Америки)и 60% от уровня Японии, в цифрах это 24 дол. США/ч.)[5]; оборудование в российскойпромышленности очень старое и не соответствуетэкологическимнормам, что обуславливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу, водоемы и ухудшает здоровье и качество жизни населения; высокие, по сравнению с зарубежными предприятиями удельные расходы сырья, материалов и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов продукции (отсюда идут низкие качество и конкурентоспособность продукции);низкие темпы роста промышленного производства экономики России (0,4% в 2013 г., 1,7% в 2014 г.).Усугубляются эти проблемы отсутствием

мотивации модернизации производственных мощностей у руководства многих промышленных предприятий.

Отдельно следует отметить недостаточную эффективность принимаемых мер государственной поддержкипромышленности.Близкой к предыдущим является проблема практически полной утратыотечественного станкостроения(за последние два десятка лет производство станков в России сократилось почти в 20 раз)[6]

отрасли, производящей производственное оборудованиедля наших предприятий(свыше 95% станков, используемых на отечественных предприятиях в настоящий момент импортные).В технологическом развитии промышленности России можно выделить следующие проблемы: низкая степень применения отраслевого научного потенциала,инновационных разработоки новых технологийв промышленностивследствие слабого взаимодействия предприятий с научноисследовательскими институтами и другими вузами;низкая доля высокотехнологичной продукции (обеспечиваемая в основном космической и оружейной промышленностью) в экспорте вследствие общего технологического отставания экономики РФ; практически полное отсутствие некоторых отраслей (как правило, связанных с микроэлектроникой); большая зависимость от поставок импортных комплектующихи товаров вследствие отсутствия их производстваи технологийпроизводствав России(зависимость от импорта является одной из самых серьезных угроз экономической безопасности РФ, что в очередной раз подтвердилось санкциями), несмотря на наличие предпосылок для их создания;недостаток квалифицированных специалистов во многих отраслях,также имеет местонедостаточное вниманиегосударства к образованию и его структуре.[7]Усугубляются эти проблемы исторической законсервированностью технологий экономики бывшего СССР и экономическими трудностями 90х, не позволившими предприятиям накопить достаточно средств для покупки технологий или оплатить научноисследовательские и опытноконструкторские работы для созданиясобственных и, главное,низкими государственными расходамина науку.

Экономическими проблемами, связанными с промышленностьюи технологиями, являются: деформированность структуры российской экономики (наследие СССР) доля производств, связанных с добычей и производством топливноэнергетических ресурсов очень высока (72,4 % в 2014 году); невысокий уровеньконкуренции и значительное влияние монополий и олигополий во многих отраслях, как правило, в добывающей промышленности;высокие ставки по кредитам для промышленных предприятий(например, при прочих равных, в Европе можно получить кредит под 23% годовых, тогда как в РФ ставка составит 20% и выше);недостаточная инвестиционная привлекательность экономики РФ, так как наблюдается недостаток удобных и соответствующих всем международным стандартам инвестиционных площадок.Таким образом, в России накопилось много проблем производственного и технологического характера. Все они требуют большого внимания со стороны государства и должны быть решены как можно быстрее. Однимиз возможных вариантов решения проблем является переходк инновационной модели развития максимальное использование новых технологий и глобальная модернизация всей экономики с развитием импортозамещения. Это особенно важно в условиях санкций и нестабильности мировой экономики.В настоящее время Россия пока находится на начальном этапе инновационного развития промышленности. Главным ориентиром в решении задач инновационной деятельности служит Распоряжение Правительства РФ № 1662р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основным этапом реализации Концепции, где формирование инновационной экономики является базовым элементом, является проведение кластерной политики, за проектирование и реализацию которой несетответственность Министерство экономического развития РФ.Кластер это сконцентрированная на некоторой территории группа географически соседствующих взаимосвязанныхпоставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научноисследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающихконкурентные преимуществаотдельных компаний и кластера в целом.[8]

Несмотря нато, что базовые подходы всфере кластерной политики были представлены ещё вконце XIXвекавработах Альфреда Маршалла,термин вошёл вполноценный оборот только в1990−х гг. благодаря работам профессора кафедры делового администрированияГарвардской школы бизнеса Майкла Портера.Всвоей книге «Конкуренция»онрассматривал кластер как способ повышения конкурентоспособности экономической системы.[9] Именно этого не хватает сейчас экономике РФ по даннымВЭФ (Всемирного Экономического Форума)за 2015 год, наша странапо конкурентоспособностизанимает всего лишь45 позицию.Для сравнения:у Литвы, Эстонии и Казахстана(а это далеко не самые развитые страны)соответственно 28, 31 и 34 строчка в этом рейтинге.[10]Также в РФ действуют несколько государственных программ для разных отраслей промышленности. Главной из программявляется«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (Постановление Правительства №328 от 15.04.14, разработка Министерства промышленности и торговли), предполагающая выделение более 1 трлн. руб. на свою реализацию.Помимо нее принятыследующие документы:Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования(Постановление Правительства №1044 от 11.10.14);Создание фонда развития промышленности (Распоряжение Правительства №1651р от 28.08.14);Закон «О промышленной политике в РФ» №488ФЗ от 31.12.14;20 отраслевых планов импортозамещения (приказы Министерства промышленности и торговли от 31.03.15);«О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (Постановление Правительства №708 от 16.07.15).Результатом этих мероприятий к 2020 году должны быть:

снижение долиимпорта, используемого для российского производства и потребления(таблица2).Таблица 2. Импортозамещение некоторых позиций в гражданских отраслях (выборочно)

ОтрасльПромышленности

Продукт/технологияДоля импорта, %в 2014к 2020Разработка программного обеспечения (ПО)

Бизнесприложения (ERP, CRM и т. п.)7550Антивирусное ПО6050Интернетсервисы (электронная почта, файлообменники, браузеры и т. д.)50

25

Клиентские/мобильные ОС9575Офисное ПО пользовательское9775Автомобильная

Автоматические коробки передач10020–30Шины повышенной грузоподъёмности10020Легкие дизельные двигатели9350Топливные насосы высокого давления10036Гильзы цилиндров, поршни10070Топливные форсунки электронноуправляемые10020Легкая

Ткани для домашнего текстиля10015Спецодежда и спецобувь303Школьная форма7030Флисовые ткани10060Постельные принадлежности6545Утепленная рабочая одежда9050Машиностроение для пищевой промышленностиОборудование для резки и упаковки хлебобулочных изделий10050Автоматы для закатки жестяных банок8525Овощесушильные комплексы9040

повышение конкурентоспособностиотечественной продукции;обеспечение внутреннегоспроса;увеличениеэкспортароссийских товаров.Еще одной действенной меройподдержки отечественных предприятий являютсязапреты на участие иностранных компаний в системе государственных закупок при наличии отечественной аналогичной продукции(таблица 3).Запреты могут бытьпрямые (т.е.запрещается иностранным компаниям) и косвенные (т.е. разрешается только отечественным компаниям).Таблица 3. Товары, ограниченные к государственным закупкам

при наличии отечественных аналогов

ОтраслипромышленностиВиды продукцииЛегкаяТкани, изделия из текстиля (кроме одежды), меховые изделия, канаты и веревки, трикотажные пуловеры и кардиганы, чулочноносочные изделия, спецодежда, резина для обувных подметок, сумки и чемоданы и др.МашиностроениеСтроительная и коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и др.Медицинские товары и техникаМедицинские инструменты и одежда, спиртовые антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, томографы, электрокардиографы, наборы реагентов для лабораторных анализов, глюкометры и др.Радиоэлектронная промышленность, ITтехнологииC 01.01.16 российскому софту предоставляется приоритет при госзакупках,создан реестр отечественного софта,некоторые категории зарубежного ПО (программного обеспечения) попадут под прямой запрет.

Если говорить о сельском хозяйстве и АПК (аграрнопромышленном комплексе), то можно выделить следующие документы и мероприятия:Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 (Постановление Правительства №717 от 14.07.12(ред. от 19.12.2014 г.), разработка Министерства сельского хозяйства);Запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции(так называемые «антисанкции») из стран Европыи США (Соединенных Штатов Америки)до 06.08.16 (Указы Президента №560 от 06.08.14 и №320 от 24.06.15), в перечень входят охлажденные, свежие, замороженныеговядина и свинина, мясо птицы;рыба и ракообразные;фрукты, овощи, корнеплоды и орехи;молоко и молокопродукты;колбасы, готовые мясопродукты;сыры и творог на растительной основе;План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 (Распоряжение Правительства №1948р от 02.10.14);Снижение ввозных пошлин по оборудованию для рыбоводства.Главной целью этих решений является увеличение к 2020 году доли российских продовольственных товаров в общем объеме:мяса –до 91,5%;зерна –до 99,7%;молока –до 90,2 %;свекловичного сахара –до93,2%;картофеля –до 98,7%;растительного масла –до 87,7%.[11] Помимо этого, можно предложитьследующие меры поддержки отечественной промышленностии ее технологического уровня:улучшение условий льготного кредитования предприятий; развитие отечественных технологий, оборудования, совершенствование инфраструктуры для всех отраслей;установка высоких пошлин на импортную продукцию при наличии аналогичных отечественных производств;поддержка(в том числе и финансовая)отраслевых научных исследований;облегчение доступа отечественных предприятий к системе госзаказаили предоставление возможности участвовать в госзаказе исключительно отечественным предприятиям;создание совместныхпредприятий ипроизводств с иностранными компаниями с целью изучения новых технологий и их внедрения в отрасли;улучшение кадрового состава предприятий путем их кооперации с вузами;

увеличение количества кластеровразных отраслей;льготное налогообложениеили «налоговые каникулы» длястратегически важных отраслей;увеличение государственных ассигнований на науку для создания новых технологий;ограничение монополий во всех отраслях и защита конкуренции;развитие импортозамещения.Таким образом, всложившейся ситуации государствупросто необходимо перевестиотечественную промышленностьна инновационную модель, оказывать ей поддержку и ликвидировать технологическое отставание России от ведущих стран мира. В результате создания сильной экономики и промышленности вырастут уровень и качество жизни каждого из нас.

Ссылки на источники1.http://www.vestifinance.ru/infographics/4003 [Дата обращения 09.02.2016]2.http://www.rating.rbc.ru/article.shtml?2012/05/30/33666308[Дата обращения 09.02.2016]3.Развитие малого и среднего бизнеса в условиях вступления России в ВТО: Монография / Н.Э.Кашинова, Т.Н.Моргун, О.П.Петрова, Г.А.Петушкова, М.В.Русанова, Т.М.Смаглюкова, Г.З.Тищенкова. –Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2013. –182 с.4.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/ [Дата обращения 09.02.2016]5.http://ego.uapa.ru/ru/issue/2014/02/17/ [Дата обращения 09.02.2016]6.http://www.mashportal.ru/machinery_russia31956.aspx [Дата обращения 09.02.2016]7.http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/razvitiemashinostroeniya.html [Дата обращения 09.02.2016]8.Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. –Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.9.Портер Майкл Э.,Конкуренция. —М: Изд. дом «Вильямс», 201410.http://globalfinances.ru/konkurentosposobnostrossiyskoyekonomiki2015/ [Дата обращения 09.02.2016]11.http://moneymakerfactory.ru/biznesidei/biznesnazamescheniiimporta/ [Дата обращения 09.02.2016]