Влияние типа детско-родительских отношений на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трегуб А. Р., Сверкунова К. С., Першина Т. В. Влияние типа детско-родительских отношений на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2276–2280. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86484.htm.
Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект психологической помощи тревожным детям. Представлены результаты экспериментального исследования детско-родительских отношений как ведущего фактора риска проявлений тревожности в старшем дошкольном возрасте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трегуб Анастасия Романовна,магистрант направления подготовки 44.04.02 Психологопедагогическое образование ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»artregub@mail.ru

Сверкунова Кристина Сергеевна, магистрант направления подготовки 44.04.02 Психологопедагогическое образование ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»sverkunova.kristina@yandex.ru

Першина Татьяна Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецpershina69@list.ru

Влияние типа детскородительских отношений на проявлениетревожности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.Встатье раскрывается прикладной аспект психологической помощи тревожным детям.Представлены результаты экспериментального исследования детскородительских отношений как ведущего фактора риска проявленийтревожностив старшем дошкольном возрасте. Ключевые слова:тревожность, проявления тревожности, факторы риска тревожности, детскородительские отношения, типы родительского отношения.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии.В последние годы,как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях[1].Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы эмоциональных отношений личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия. Именно в этом возрасте формируется механизм перехода отрицательных эмоциональных состояний в свойства личности. Так, тревожность, проявляясь у дошкольника как эмоциональная реакция, может закрепляться, перерастая в подростковом возрасте в тревожность как свойство личности, и в дальнейшем статьустойчивой чертой характера[2].Известно, что причины тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики (тип нервной системы, генетическая предрасположенность, повышенная чувствительность, особенности внутриутробного развития и др.), так, и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации личности. При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С.Мерлина) учитываются природные предпосылки —свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов. Немаловажное значение имеет процесс внутриутробного развития и родов. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый человек с повышенной чувствительностью становится тревожным. Природная предрасположенность способствует развитию тревожности, как личностного качества, но не является определяющим фактором. Это лишь фон для развития тревожности как индивидуальной психологической особенности. Особое внимание в возникновении и закреплении тревожности отводится учеными личностным и социальным факторам. Для дошкольника наиболее значимыми микросредами социализации являются семья и детский коллектив образовательной организации, в которую включен ребенок. Следовательно, в дошкольном возрасте источником тревожности выступает детсковзрослая общность. Как показывают исследованияА.И. Захарова, Е.В. Голубевой, в качестве внешнего источника тревожности у дошкольника чаще всего выступают детскородительские и внутрисемейные отношения [3; 4].Семья для ребенка является первым окружением, в котором происходит его формирование. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Нарушение внутрисемейных отношений приводитк постоянным психологическим микротравмам и к возникновению повышенного уровня тревожности у детей. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Зачастую они способствуютразвитию тревожной личности[5].Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). Воспитание по типу гиперопекихарактеризуется усилением симбиотических связей ребенка с родителями, как правило, с матерью, что также способствует закреплению тревожности у ребенка.Каналом передачи тревожности в данном случае служит чрезмерное беспокойство матери о ребенке.Усилению тревожности могут способствовать завышенные требования к ребенку со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности (отношения по типу «маленький неудачник»). Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Излишняя строгость родителей также способствует появлению и закреплению тревожности у ребенка(авторитарная гиперсоциализация)[6].Наибольшую угрозу для развития ребенка представляет такой тип детскородительских отношений как эмоциональная отвержение, крайней формой которого выступает жестокое обращениес ребенком. При таком типе детскородительских отношений у ребенка появляется фрустрация потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, которая и выступает причиной повышенной тревожности.Таким образом, очевидна роль неблагополучия в общении, прежде всего семейном, в возникновении ситуативной тревоги и образовании тревожности как устойчивой личностной характеристики. Эта позиция является частью общих представлений о влиянии семьи и других форм социального окружения на генезис личностных нарушений, возникновение преневротических форм поведения и неврозов (А.И.Захаров, Е.Т.Соколова, А.В.Спиваковская). Обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного нами одного из детских садов г. Череповца Вологодской области. Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности у детей 56 лет в зависимости от типов детскородительских отношений.В качестве объекта эмпирического исследования выступила тревожность как симптомокомплекс эмоционального неблагополучия ребенка в старшем дошкольном возрасте. В качестве предмета –влияние типа детскородительских отношений в семье на проявление тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста.Гипотезой выступило предположение о том, что тревожность у детей старшего дошкольного возраста преимущественно детерминирована неконструктивными типами детскородительских отношений (авторитарная гиперсоциализация, эмоциональное отвержение, отношение по типу «маленький неудачник»).В качестве конкретныхзадач эмпирического исследованиявыступили:1.Выявить детей с высоким уровнем тревожности.2.Выявить тип родительского отношения в семьях детей с высоким уровнем тревожности.В исследовании приняли участие 10 семейи 10 детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в них(всего 20 человек). Диагностика проводилась в логике дифференцированного подхода, то есть обследование семей воспитанников предполагало констатацию типов детскородительских отношений и выявлениезависимости между уровнем тревожности у ребенка и характером отношения родителей к ребенку. Эмпирическое исследование включало два этапа:1 этап –диагностика уровня тревожности у детей 56 лет с помощью методики«Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);2 этап –диагностика типов детскородительских отношенийс помощью методики «Опросник детскородительских отношений» (Я.А. Варга и В.В. Столин).На первом этапе эмпирического исследования был проведен тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммлом, М. Дорки и В. Аменом. Данная методика позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.Методика позволила выявить детей с высоким уровнем тревожности (3 ребенка), что составило 30% от всех опрошенных детей. Остальные 70% детей (7 человек) имеют средний уровень тревожности. Низкий уровень не показал никто из детей. Во время диагностики особое внимание уделялось поведению детей. Дети, показавшие повышенный уровень тревожности, во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. Такие проявления стали дополнительными признаками констатации тревожного состояния детей. Содержанием второго этапа явилось определение связи тревожности ребенка с типом родительского отношения. Дляисследования детерминации тревожности ребенка типом родительского отношения был использован метод тестирования (тест оценки родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столин).Анализ результатов методики показал, что в 60 % семей детскородительскиеотношения развиваются по типу «Симбиоз». Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. В трех семьях(30%) детскородительские отношения развиваются по типу «маленький неудачник». Это выражается в том, что родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость, стараются оградить ребенка от всех трудностей жизни.

В одной семье(10%) детскородительские отношения развиваются по типу «кооперация». Это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Среди данной группы родителей не были выявлены такие типы детскородительских отношений как «эмоциональное отвержение», «авторитарная гиперсоциализация». В целом анализ результатов диагностической методики показал, что в семьях, в которых воспитываютсядетис высоким уровнем тревожности,доминирует отношение к ребенку по типу «маленький неудачник». В семьях детей со средним уровнем тревожности преобладают такие типы детскородительских отношений, как «кооперация», «симбиоз».Для получения объективных данных о влиянии детскородительских отношений на проявления тревожности у ребенка мы посчитали необходимым проанализировать субъективное восприятие детьми объектов тревоги в условиях семьи. Доступ к такой информации дают проективные методики. Поэтому намибыл проведен рисуночный тест «Моя семья». Интерпретация рисунков позволила сделать следующие выводы. У каждого из обследуемых детей с высоким уровнем тревожности отмечается слабость позитивных внутрисемейных отношений. Исходя из особенностей графического изображения на детских рисунках, можно предположить, что в основном это вызвано неумением слушать друг друга; стилем общения, либо формальным, либо с проявлениями агрессии и давления, что вызывает у детей чувство одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви итепле.Таким образом, гипотеза, положенная нами в основу эмпирического исследования, подтвердилась частично. Мы диагностировали зависимость между уровнем тревожности у ребенка и типом родительского отношения. Однако предположение о том, что тревожность удетей старшего дошкольного возраста преимущественно детерминирована неконструктивными типами детскородительских отношений, не удалось полностью проверить, т.к. в обследуемых семьях был выявлен только один тип неконструктивного родительского отношения (отношение по типу «маленький неудачник»). Поэтому перспективу исследования мы видим в продолжении экспериментальной работыв направлении расширения выборки респондентов и дальнейшей проверки выдвинутой гипотезы.

Ссылки на источники1. НемовР.С. Общая психология. –М.: Владос, 2008 2. Захарова Н.В., Першина Т.В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции// Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85355. URL: http://ekoncept.ru/2015/85355.htm ISSN 2304120X3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 19934.Голубева Е. В. Диагностика типов детскородительских отношений // Российский психологический журнал. –2009 5. Гинзбург Э. Детская тревожность: как от нее избавиться? //Обучение в России и за рубежом. –2007 6. Там же