Национальная безопасность России в современном мире

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малышев А. С. Национальная безопасность России в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2291–2295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86487.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, защиты прав соотечественников за рубежом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малышев Александр Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкid2207730291f4346f18@vkmessenger.com

Научный руководитель–Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкserdyuk.irina@rambler.ru

Национальная безопасность России в современном мире

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы национальной безопасности России в современном мире. Определяются механизмы обеспечения национальной безопасности и возможные пути обеспечения национальной безопасности граждан Российской Федерации, защиты прав соотечественников за рубежом.Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, терроризм, защищенность, правопорядок.

Положение отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социальнополитическая обстановка в России, рост организованной преступности и активная деятельность мирового терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России.Сегодня эра однополярного мира, которая держалась два с половиной десятилетия, подходит к концу. Процесс формирования новой биполярной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта.Соперничество между государствами все больше охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает работа в азиатском направление: Китай, Индия. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансовоэкономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.Масштабы терроризма возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть во всёммировом сообществе. 23 июня 2015 года открыл новую страницу в истории терроризма в России. В сети распространилось заявление пресссекретаря ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) Абу Мухаммада альАднани, в котором он сообщает о создании нового филиала террористов в России, который должен действовать на территории Северного Кавказа. Давние опасения о том, что «Исламское государство» объявит свои претензии на Северный Кавказ, оправдались.Многие эксперты не верят в то, что ИГИЛ «пойдет войной» против России, однако, отдельные случаи терактов вполне возможны. Опасная практика когда бывшие боевики ИГИЛ возвращаются в Россию.

Спецслужбы должны обязательно их взять на учет, а еще результативней будет всеми способами не допускать отправления россиян в ИГИЛ. Так же сейчас важно пристально следить за ситуацией у ближайших соседей из Центральной Азии.Самая большая опасность кроется именно внутри РФ. Большое количество вербовщиков и завербованных исламистов ИГИЛ могут стать причиной различного рода терактов. Российскому руководству необходимо усилить работу по выявлению террористов и их обезвреживанию, а также активизировать свое участие непосредственно в регионе концентрации террористов в Сирии, тем самым положить конец страхам россиян и всего мира о приближающемся мировом терроризм и подрыве безопасности России.Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[1].Под обеспечением национальной безопасности РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т.д.

[2].Такой подход нашел свое отражение в указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Однако из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке изза интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:–разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;–подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;–своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутреннихугроз национальной безопасностиРоссийской Федерации;–разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;–совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социальнополитической стабильности общества;–организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;–обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;–обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;–финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;–международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;–осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Современная концепция международной безопасности ориентирует мировое сообщество, региональные и национальные субъекты политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от опасностей и угроз. Среди невоенных способов различают политикодипломатические и социальноэкономические: переговоры, сотрудничество, посредничество, арбитраж, эмбарго, блокада, санкции, помощь и т.д.В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство.

Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более илименее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер[3].В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, многовариантности процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности. В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого механизма национальной безопасности России,который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно предотвращать локальные и глобальные катастрофы, быть гарантом национальной безопасности.У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Возрождаются традиционные российские духовнонравственные ценности. Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз.

Ссылки на источники1.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».2.Мальцева Е.Ю., Чернухина Н.В., Молчанова Е.В. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве школы // материалы XIIМежвузовской научнопрактической конференции «Социальноэкономическое развитие общества в контексте общезначимых проблем современности». –2014. –С.103106.3.Сердюк И.И. Условия формирования личности. // Синергетика образования. 2014. № 9. С. 4954.