К вопросу об интернет-представительстве школьных библиотек Белгородской области
Выпуск:
ART 86491
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слюсаренко
А.
Е.,
Черняков
А.
Н. К вопросу об интернет-представительстве школьных библиотек Белгородской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2311–2315. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86491.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования интернет-представительства школьных библиотек Белгородской области, рассмотрены проблемы создания интернет-представительств школьных библиотек, формирование Единого информационного пространства библиотек, рассмотрены функции веб-сайта школьной библиотеки.
Ключевые слова:
школа, веб-сайт школьной библиотеки, школьная библиотека, единое информационное пространство библиотек (еипб), интернет-представительство
Текст статьи
Слюсаренко Анастасия Евгеньевна,Студентка 4 курса очной формы обучения, направление подготовки «Библиотечноинформационная деятельность»,ГБОУ ВО Белгородского государственного института искусств и культуры,г.БелгородNaskauragan@yandex.ru
Алексей Николаевич Черняков,кандидатфилософскихнаук, доценткафедры информатики и информационноаналитических ресурсов,ГБОУ ВО Белгородского государственного института искусств и культуры, г.Белгород
К вопросу об интернетпредставительстве школьных библиотек
Белгородской области
Аннотация.Встатье представлены результаты исследования интернетпредставительства школьных библиотек Белгородской области, рассмотрены проблемы создания интернетпредставительств школьных библиотек, формирование Единого Информационного Пространства Библиотек, рассмотрены функции вебсайта школьной библиотеки.Ключевые слова:вебсайт школьной библиотеки, школа, школьная библиотека, Единое Информационное Пространство Библиотек (ЕИПБ), интернетпредставительство
Белгородская область является динамичным регионом с развивающимся информационным пространством. В рамках программы развития информационного пространства области активно создаются интернетпредставительства учреждений и внедряются электронные государственные услуги. Самой важной характеристикой данного явления стала возможность свободного доступа к информации каждым членом общества в любой момент времени. Реализация этой возможности во многом связана с наличием в открытом доступе информационных ресурсов, в частности вебсайтов.
В Белгородской области в 2004 году создано и сейчас активно формируется Единое Информационное Пространство Библиотек(ЕИПБ) Белгородской области. Единое информационное пространство библиотек Белгородской области (ЕИПБ) представляет собой единыйкомплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов библиотек Белгородской области с целью обеспечения возможности равного доступа к интеллектуальным ресурсам всем жителям области. [4]На официальном сайте корпорации библиотек Белгородской области [4] можно ознакомиться с участниками данного проекта представленного интернетпредставительствами. Следует отметить, что в списке нет ни одного представительства школьной библиотеки, что является неприемлемым фактом. Школьные библиотеки практически теряются среди остальных библиотек города и области. Проблема заключается также и в условиях вступления, где четко прописаны минимальные программнотехническиетребования вступления библиотеки в ЕИПБ. Школьные библиотеки, скорее всего по ряду причин не могут выполнить эти требования, но тогда наиболее оптимальным выходом является иметь свое интернетпредставительство. Для пользователей,не должно быть помехой недостаточное финансирование или отсутствие знаний библиотекаря,в удаленном обслуживании. Обслуживание в виртуальной среде имеет свои плюсы и минусы, но однозначно для библиотек это давно не новинка. Библиотеки одними из первых внедрили виртуальное обслуживание посредством электронной почты и вебсайта библиотеки. Следует отметить, что словосочетание «интернетпредставительство» является близким синонимом «вебсайта». Главное же отличие этих терминов в том, что «интернетпредставительство является комплексом, состоящим из вебсайтов, электронных документов, профилей социальных сетей и других интернет ресурсов и мероприятий направленных на полноценное представление информации, необходимых электронных документов, ведения интерактивного воздействия со сторонними пользователями с целью обеспечения полноценного комплексного представительства собственных интересов в сети интернет».[3]В свою очередь, «вебсайт –это совокупность вебстраничек, составляющих единое целое и объединенных между собой ссылками, котораяимеет определенное место в Интернете с конкретным адресом». [1]Как видно из сравнения определений, интернетпредставительство более широкое понятие, включающее в себя одну из составляющей –вебсайт.Интернетпредставительство выполняет различные функциипозволяющие реализовать поставленные перед школой и школьной библиотекой задачи. Н.И. Гендина в своей работе «Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии» [2] выделяет следующие функции выполняемые сайтом школы и школьной библиотеки:1)Имиджевая, представительная функция. Сайт –это официальное представительство школьной библиотеки в Интернете, которое может содержать разнообразные данные;2)Образовательная функция. Сайт –это средство организации воспитательнообразовательного процесса в условиях Интернета: представление возможностей дистанционного обучения, использование в образовательном процессе электронных учебных материалов;3)Воспитательная функция. Сайт –это средство отражения основных направлений воспитания, осуществляемых в общеобразовательном учреждении.4)Информационная функция. Сайт –это средство отражения ежедневной работы учреждения.Все перечисленные функции очень важны и равнозначны. Их реализация посредством вебсайта очень важна, что в лишний раз подтверждает актуальность проблемы.Вопрос необходимости существования вебсайта школьной библиотеки для образовательного процесса, был рассмотрен автором данной работы в статье «О необходимости внедрения в образовательный процесс интернетпредставительств библиотек». [5]В статье приводится обоснование необходимости внедрения в образовательный процесс в целом, и информационнообразовательную средув частности интернет представительств библиотек.Основнымипроблемамиразработки и внедрения вебсайтов в работу библиотек, являютсянедостаточная разработанность требований к оценке качества сайтов, недостаточность знаний библиотечных работников, текучесть кадров, нехватка молодых специалистов.Школьная библиотека являетсявспомогательным функциональным элементом в структуре школы, что накладывает определенные специфические особенности на работу библиотекаря. Активное участие в образовательном процессе, предоставление справочных материалов и электронных информационных ресурсов, предоставление доступа к электронному каталогу библиотек Белгородской области –все это неполный перечень обязанностей школьной библиотеки. Также она является центром развития информационной культуры школьников и авторитетным источником знаний. При подготовке домашних заданий школьники обращаются за информацией в Интернет. Но актуальность и достоверность информации в Интернете крайне мала. Школьная библиотека должна посредством вебсайта стать ближе к своим пользователям, осуществлять информационную поддержку удобным для них способом. Школа также является активно развивающимся учреждением и поэтому школьная библиотека должна соответствовать ее уровню информатизации. Сайт фактически становится местом в информационном пространстве, где встречаются все категории пользователей образовательного учреждения: учащиеся, учителя, родители, администрация, студенты и практиканты вузов и т.д. Все перечисленные категории являются достаточно многочисленными и консолидация их в едином информационном пространстве, с помощью интернетпредставительства школьных библиотек, позволяет повысить качество работы образовательного учреждения, привлечь к обсуждению острых проблем сообщества, методических и педагогических трудностей или выявить инициативные проявления. Данное обстоятельство подтверждает большую роль вебсайта библиотеки в работе учреждения и показывает специфику деятельности школьной библиотеки.Т.о. расширение влияния школьной библиотеки, осуществления электронных информационнобиблиографических услуг и оперативной работы с современными учениками невозможно без интернетпредставительства. Вебсайт школы и школьной библиотеки должны образовать тандем в виде единого интернетпредставительства, но каждое реализуя свою деятельность.
Крупные библиотеки области и централизованная библиотечная система имеют свои интернетпредставительства. Но как дело обстоит со школьными библиотеками вопрос открытый. Данной проблеме было просвещенно исследование Кемеровского государственного университета культуры и искусствв 2008 году. Профессор Гендина Н.И. выявила данную проблему и провела анализ вебсайтов школьных библиотек России, зарегистрированных на интернетпортале Library.ru. [2]Были выделены функции сайтов школьных библиотек и проведен контент анализ. Проблема наличия вебсайтов школьных библиотек актуальна и на данный момент. Было решено выяснить ситуацию с наличием интернетпредставительств школьных библиотек в белгородской области. Был проведен сравнительный количественный анализ для выявления общегоколичества библиотек имеющих либо вебстраницу в структуре школьного сайта, либо самостоятельное интернетпредставительство.
Белгородская область состоит из города Белгорода, двух городских округов и девятнадцать районов. Для ограничения областианализа,были определены следующие категории школ: средняя образовательная, общая образовательная, гимназия, лицей, интернат, коррекционная различного вида. По состоянию на 2015 год общее количество школ всех категорий насчитывало 565 учреждений. В рамках исследования, школы анализировались по административной принадлежности. Если наличие интернетпредставительства устанавливалось, было дополнительно зафиксировано название библиотеки и наличие доступа к электронному каталогу. Было проанализировано 565 вебсайтов школ. На момент исследования некоторые были недоступны в незначительном количестве, которое фактически не влияет на общий результат исследования. Данные были занесены в таблицу Excel. В результате были сделаны следующие выводы:1.Наличие самостоятельного вебсайта школьной библиотеки имеет ни лишь одна из анализируемых школ Белгородской области –18 гимназия Старооскольского городскогоокруга;2.Наличие вебстраницы школьной библиотеки в структуре вебсайта образовательного учреждения имеют 95школьных библиотек;3.На 90 вебсайтах школ полностью отсутствует информация о школьной библиотеке;4.Наличие доступа к электронному каталогу библиотек Белгородской области предоставляет только один вебсайт Гимназии №1 города Белгорода;5.Были отмечены следующие используемые названия школьных библиотек в структуре школы: «Школьная библиотека», «Библиотечный информационный центр», «Библиотекамедиатека» и «Медиацентр».В таблице 1 представлено процентное соотношение наличия вебстраницк общему количеству учреждений.Таблица 1Процентное соотношение наличия вебстраниц к общему количеству учреждений№Наименование районаПроцентное соотношение наличия вебстраниц к общему количеству учреждений1Алексеевский район11,76%2Город Белгород13,64%3Белгородский район9,38%4Борисовский район15,38%5Валуйский район9,68%6Вейделевский район26,67%7Волоконовский район17,65%8Грайворонский район11,76%9Губкинский район8,33%10Ивнянский район16,67%11Корочанский район0,00%12Красненский район40%13Красногвардейский район3,45%14Краснояружский район0,00%15Новооскольский район7,69%16Прохоровский район7,14%17Ракитянский район9,52%18Ровеньской район4,55%19Старооскольский район36,54%20Чернянский район45,45%21Шебекинскийрайон16,67%22Яковлевский район68,18%
Лидирующую позициюпо количеству вебстраниц занимает Яковлевский район. Два района не имею представительств школьных библиотек в сети Интернет: Корочанский и Краснояружский район.В масштабах области процентное соотношение наличия вебстраницы школьной библиотеки составляет 16%, что является неприемлемым для такого успешного в информационном отношении региона.Данные исследование позволяютсделать вывод о чрезвычайнойнеобходимостискорейшего решения проблемы. Необходимо выяснить причины отсутствия информации о школьной библиотеке на вебсайтах некоторых школ и причины отсутствия интернетпредставительств школьных библиотек. Необходимо выяснить отношение самих библиотечных сотрудников к данной проблеме и предоставить им всю необходимую информацию для решения ситуации. Школьные библиотеки могут увеличить престижность своего учреждения и повысить имиджевый статус. Необходимо разработать качественный типовой информационный ресурс и предложить библиотекам для внедрения, это поможет изменить ситуацию.
Ссылки на источники1.Антипова, В.Б. Сайт школьной библиотеки [Электронный ресурс]. –Электрон. текст. дан. –Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/14618. –(Дата обращения 18.02.2016).2.Гендина, Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. –2008. №4. –С. 15 –20.3.Интернет –представительство [Электронный ресурс]. –Электрон. текст. дан. –Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/интернетпредставительство. –(Дата обращения 18.02.2016).4.Корпорация библиотек Белгородской области[Электронный ресурс]. –Электрон. Текст. Дан. –Режим доступа: http://www.bgunb.ru/Corporation/Default.aspx. –(Дата обращения 18.02.2016).5.Слюсаренко,А.Е. О необходимости внедрения в образовательный процесс интернетпредставительств школьных библиотек / А.Е. Слюсаренко, ЧеркесоваК.И. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научнопрактической конференции (912 ноября 2015 г.). –Воронеж : ВГЛТУ, 2015. –265268 с.
Алексей Николаевич Черняков,кандидатфилософскихнаук, доценткафедры информатики и информационноаналитических ресурсов,ГБОУ ВО Белгородского государственного института искусств и культуры, г.Белгород
К вопросу об интернетпредставительстве школьных библиотек
Белгородской области
Аннотация.Встатье представлены результаты исследования интернетпредставительства школьных библиотек Белгородской области, рассмотрены проблемы создания интернетпредставительств школьных библиотек, формирование Единого Информационного Пространства Библиотек, рассмотрены функции вебсайта школьной библиотеки.Ключевые слова:вебсайт школьной библиотеки, школа, школьная библиотека, Единое Информационное Пространство Библиотек (ЕИПБ), интернетпредставительство
Белгородская область является динамичным регионом с развивающимся информационным пространством. В рамках программы развития информационного пространства области активно создаются интернетпредставительства учреждений и внедряются электронные государственные услуги. Самой важной характеристикой данного явления стала возможность свободного доступа к информации каждым членом общества в любой момент времени. Реализация этой возможности во многом связана с наличием в открытом доступе информационных ресурсов, в частности вебсайтов.
В Белгородской области в 2004 году создано и сейчас активно формируется Единое Информационное Пространство Библиотек(ЕИПБ) Белгородской области. Единое информационное пространство библиотек Белгородской области (ЕИПБ) представляет собой единыйкомплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов библиотек Белгородской области с целью обеспечения возможности равного доступа к интеллектуальным ресурсам всем жителям области. [4]На официальном сайте корпорации библиотек Белгородской области [4] можно ознакомиться с участниками данного проекта представленного интернетпредставительствами. Следует отметить, что в списке нет ни одного представительства школьной библиотеки, что является неприемлемым фактом. Школьные библиотеки практически теряются среди остальных библиотек города и области. Проблема заключается также и в условиях вступления, где четко прописаны минимальные программнотехническиетребования вступления библиотеки в ЕИПБ. Школьные библиотеки, скорее всего по ряду причин не могут выполнить эти требования, но тогда наиболее оптимальным выходом является иметь свое интернетпредставительство. Для пользователей,не должно быть помехой недостаточное финансирование или отсутствие знаний библиотекаря,в удаленном обслуживании. Обслуживание в виртуальной среде имеет свои плюсы и минусы, но однозначно для библиотек это давно не новинка. Библиотеки одними из первых внедрили виртуальное обслуживание посредством электронной почты и вебсайта библиотеки. Следует отметить, что словосочетание «интернетпредставительство» является близким синонимом «вебсайта». Главное же отличие этих терминов в том, что «интернетпредставительство является комплексом, состоящим из вебсайтов, электронных документов, профилей социальных сетей и других интернет ресурсов и мероприятий направленных на полноценное представление информации, необходимых электронных документов, ведения интерактивного воздействия со сторонними пользователями с целью обеспечения полноценного комплексного представительства собственных интересов в сети интернет».[3]В свою очередь, «вебсайт –это совокупность вебстраничек, составляющих единое целое и объединенных между собой ссылками, котораяимеет определенное место в Интернете с конкретным адресом». [1]Как видно из сравнения определений, интернетпредставительство более широкое понятие, включающее в себя одну из составляющей –вебсайт.Интернетпредставительство выполняет различные функциипозволяющие реализовать поставленные перед школой и школьной библиотекой задачи. Н.И. Гендина в своей работе «Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии» [2] выделяет следующие функции выполняемые сайтом школы и школьной библиотеки:1)Имиджевая, представительная функция. Сайт –это официальное представительство школьной библиотеки в Интернете, которое может содержать разнообразные данные;2)Образовательная функция. Сайт –это средство организации воспитательнообразовательного процесса в условиях Интернета: представление возможностей дистанционного обучения, использование в образовательном процессе электронных учебных материалов;3)Воспитательная функция. Сайт –это средство отражения основных направлений воспитания, осуществляемых в общеобразовательном учреждении.4)Информационная функция. Сайт –это средство отражения ежедневной работы учреждения.Все перечисленные функции очень важны и равнозначны. Их реализация посредством вебсайта очень важна, что в лишний раз подтверждает актуальность проблемы.Вопрос необходимости существования вебсайта школьной библиотеки для образовательного процесса, был рассмотрен автором данной работы в статье «О необходимости внедрения в образовательный процесс интернетпредставительств библиотек». [5]В статье приводится обоснование необходимости внедрения в образовательный процесс в целом, и информационнообразовательную средув частности интернет представительств библиотек.Основнымипроблемамиразработки и внедрения вебсайтов в работу библиотек, являютсянедостаточная разработанность требований к оценке качества сайтов, недостаточность знаний библиотечных работников, текучесть кадров, нехватка молодых специалистов.Школьная библиотека являетсявспомогательным функциональным элементом в структуре школы, что накладывает определенные специфические особенности на работу библиотекаря. Активное участие в образовательном процессе, предоставление справочных материалов и электронных информационных ресурсов, предоставление доступа к электронному каталогу библиотек Белгородской области –все это неполный перечень обязанностей школьной библиотеки. Также она является центром развития информационной культуры школьников и авторитетным источником знаний. При подготовке домашних заданий школьники обращаются за информацией в Интернет. Но актуальность и достоверность информации в Интернете крайне мала. Школьная библиотека должна посредством вебсайта стать ближе к своим пользователям, осуществлять информационную поддержку удобным для них способом. Школа также является активно развивающимся учреждением и поэтому школьная библиотека должна соответствовать ее уровню информатизации. Сайт фактически становится местом в информационном пространстве, где встречаются все категории пользователей образовательного учреждения: учащиеся, учителя, родители, администрация, студенты и практиканты вузов и т.д. Все перечисленные категории являются достаточно многочисленными и консолидация их в едином информационном пространстве, с помощью интернетпредставительства школьных библиотек, позволяет повысить качество работы образовательного учреждения, привлечь к обсуждению острых проблем сообщества, методических и педагогических трудностей или выявить инициативные проявления. Данное обстоятельство подтверждает большую роль вебсайта библиотеки в работе учреждения и показывает специфику деятельности школьной библиотеки.Т.о. расширение влияния школьной библиотеки, осуществления электронных информационнобиблиографических услуг и оперативной работы с современными учениками невозможно без интернетпредставительства. Вебсайт школы и школьной библиотеки должны образовать тандем в виде единого интернетпредставительства, но каждое реализуя свою деятельность.
Крупные библиотеки области и централизованная библиотечная система имеют свои интернетпредставительства. Но как дело обстоит со школьными библиотеками вопрос открытый. Данной проблеме было просвещенно исследование Кемеровского государственного университета культуры и искусствв 2008 году. Профессор Гендина Н.И. выявила данную проблему и провела анализ вебсайтов школьных библиотек России, зарегистрированных на интернетпортале Library.ru. [2]Были выделены функции сайтов школьных библиотек и проведен контент анализ. Проблема наличия вебсайтов школьных библиотек актуальна и на данный момент. Было решено выяснить ситуацию с наличием интернетпредставительств школьных библиотек в белгородской области. Был проведен сравнительный количественный анализ для выявления общегоколичества библиотек имеющих либо вебстраницу в структуре школьного сайта, либо самостоятельное интернетпредставительство.
Белгородская область состоит из города Белгорода, двух городских округов и девятнадцать районов. Для ограничения областианализа,были определены следующие категории школ: средняя образовательная, общая образовательная, гимназия, лицей, интернат, коррекционная различного вида. По состоянию на 2015 год общее количество школ всех категорий насчитывало 565 учреждений. В рамках исследования, школы анализировались по административной принадлежности. Если наличие интернетпредставительства устанавливалось, было дополнительно зафиксировано название библиотеки и наличие доступа к электронному каталогу. Было проанализировано 565 вебсайтов школ. На момент исследования некоторые были недоступны в незначительном количестве, которое фактически не влияет на общий результат исследования. Данные были занесены в таблицу Excel. В результате были сделаны следующие выводы:1.Наличие самостоятельного вебсайта школьной библиотеки имеет ни лишь одна из анализируемых школ Белгородской области –18 гимназия Старооскольского городскогоокруга;2.Наличие вебстраницы школьной библиотеки в структуре вебсайта образовательного учреждения имеют 95школьных библиотек;3.На 90 вебсайтах школ полностью отсутствует информация о школьной библиотеке;4.Наличие доступа к электронному каталогу библиотек Белгородской области предоставляет только один вебсайт Гимназии №1 города Белгорода;5.Были отмечены следующие используемые названия школьных библиотек в структуре школы: «Школьная библиотека», «Библиотечный информационный центр», «Библиотекамедиатека» и «Медиацентр».В таблице 1 представлено процентное соотношение наличия вебстраницк общему количеству учреждений.Таблица 1Процентное соотношение наличия вебстраниц к общему количеству учреждений№Наименование районаПроцентное соотношение наличия вебстраниц к общему количеству учреждений1Алексеевский район11,76%2Город Белгород13,64%3Белгородский район9,38%4Борисовский район15,38%5Валуйский район9,68%6Вейделевский район26,67%7Волоконовский район17,65%8Грайворонский район11,76%9Губкинский район8,33%10Ивнянский район16,67%11Корочанский район0,00%12Красненский район40%13Красногвардейский район3,45%14Краснояружский район0,00%15Новооскольский район7,69%16Прохоровский район7,14%17Ракитянский район9,52%18Ровеньской район4,55%19Старооскольский район36,54%20Чернянский район45,45%21Шебекинскийрайон16,67%22Яковлевский район68,18%
Лидирующую позициюпо количеству вебстраниц занимает Яковлевский район. Два района не имею представительств школьных библиотек в сети Интернет: Корочанский и Краснояружский район.В масштабах области процентное соотношение наличия вебстраницы школьной библиотеки составляет 16%, что является неприемлемым для такого успешного в информационном отношении региона.Данные исследование позволяютсделать вывод о чрезвычайнойнеобходимостискорейшего решения проблемы. Необходимо выяснить причины отсутствия информации о школьной библиотеке на вебсайтах некоторых школ и причины отсутствия интернетпредставительств школьных библиотек. Необходимо выяснить отношение самих библиотечных сотрудников к данной проблеме и предоставить им всю необходимую информацию для решения ситуации. Школьные библиотеки могут увеличить престижность своего учреждения и повысить имиджевый статус. Необходимо разработать качественный типовой информационный ресурс и предложить библиотекам для внедрения, это поможет изменить ситуацию.
Ссылки на источники1.Антипова, В.Б. Сайт школьной библиотеки [Электронный ресурс]. –Электрон. текст. дан. –Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/14618. –(Дата обращения 18.02.2016).2.Гендина, Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. –2008. №4. –С. 15 –20.3.Интернет –представительство [Электронный ресурс]. –Электрон. текст. дан. –Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/интернетпредставительство. –(Дата обращения 18.02.2016).4.Корпорация библиотек Белгородской области[Электронный ресурс]. –Электрон. Текст. Дан. –Режим доступа: http://www.bgunb.ru/Corporation/Default.aspx. –(Дата обращения 18.02.2016).5.Слюсаренко,А.Е. О необходимости внедрения в образовательный процесс интернетпредставительств школьных библиотек / А.Е. Слюсаренко, ЧеркесоваК.И. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научнопрактической конференции (912 ноября 2015 г.). –Воронеж : ВГЛТУ, 2015. –265268 с.