Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипова А. А. Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2306–2310. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86490.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам деятельности специалистов социальной сферы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье. Автор представляет результаты научного исследования, выявляющего отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Архипова Анна Алексеевна,Студентка кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г.ПермьAAArkhipova@yandex.ru

Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики

Аннотация.Статья посвящена вопросам деятельности специалистов социальной сферы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье. Автор представляет результаты научного исследования, выявляющего отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия.Ключевые слова: жестокое обращение, насилие, дети, профилактика.

Жестокое обращение и насилие в отношении детей до сих пор остаются насущными проблемами для современного Российского общества. Стоит ответить, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних[1].Именно поэтому актуальность профилактики жестокого обращения с детьми не вызывает сомнений. Важную роль в профилактической работе занимают специалисты, работающие в социальных сферах, так как они тесно работают с жертвами насилия и жестокости. М.А. Гулина ‬профессор, член редакционного совета научного журнала «Консультативная психология и психотерапия», ‬дает следующее определение жестокому обращению с ребенком: жестокое обращение с ребенком ‬это причинение физического или психологического ущерба ребенку врезультате намеренных действий или небрежного обращения [2]. М. А. Тоторкулова, анализируя проблему преодоления последствий семейного насилия над детьми, трактует понятие «насилие над детьми» как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав, с нанесением физической, психологической травмы [3]. Профилактика ‬это любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы [2]. Такое определение дает М. А. Гулина в своем словаресправочнике по социальной работе. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение профилактики: профилактика ‬это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4]. Существует огромное количество определений профилактики, но из всех них можно выделить главное: профилактика ‬это меры, направленные на предупреждение какойлибо проблемы. Работа специалистов социальной сферы требует индивидуального подхода к разрешению проблем. Но данная работа основывается на общих знаниях. Для более продуктивной работы специалисты должны участвовать сами в научных исследованиях, а также ознакомляться с опытом других регионов России.Так в20132014 годах Пермская региональная общественная организация «ПравДА вместе» провела исследование, в основу которого легла методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения».Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» М. В. Фадеевой, Е. В. Шапошниковой под руководством профессора Е.Н. Волковой и предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей (ранний юношеский возраст), а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия[5].В рамках данного научного исследованияавтором были собраны и проанализированы 1280 карточек, заполненных детьми от 6 до18 лет. Среди них 38,2% составили дети 611 лет, 52,7% ‬дети от 11 до 15 лет и 9,1% ‬дети 1518 лет. Данная методика предполагает дополнение 20 незаконченных предложений своими мыслями. Но детям было предложено дополнить всего 6 из них, а именно: «Если тебя разозлили, то нужно…», «Воспитывать детей нужно с помощью…», «Я лучше побуду один, чем с…», «Когда я вижу, что когото бьют, мне…», «Когда у меня будут дети, я никогда…» и «Я хочу, чтобы меня…». По результатам проведенного исследования выявились следующие результаты. При ответе на вопрос «Если тебя разозлили, то нужно…» у 70,5% опрашиваемых присутствовали неагрессивные мысли такие, как «нужно успокоиться», «нужно помириться», «нужно не обращать внимания», «нужно простить» и прочее. Агрессивные мысли прослеживались у 29,5% отпрашиваемых. В их ответах встречались такие фразы, как «нужно вдарить», «нужно разозлить в ответ», «нужно убить» и т.д.Чаще всего агрессивные мысли возникали у детей 1115 лет. И это не удивительно. В данном возрасте ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.При проведении диагностики специалист, взаимодействующий с ребенком, при обнаружении агрессивного ответа на данный вопрос может применить по отношению к ребенку различные методики, направленные на снятие напряжения, на отреагирование негативных эмоций и др.Как уже было сказано выше, дети в возрасте 1115 лет стремятся к одиночеству и самоизоляции. Это также подтверждается результатами проведенного исследования. Стоит отметить, что во всех трех возрастных группах большинство детей стремятся побытьодни, чем в окружении людей.Ответы на вопрос «Я лучше побуду один, чем с…» можно условно разделить на 3 группы. В первую группу ответов относятся предложения, в которых говорится о том, что ребенок лучше побудет один, чем с людьми. Здесь часто встречались такие ответы, как «мамой и папой», «друзьями», «родителями». В данном случае специалист должен обратить внимание на такой ответ и выяснить, почему ребенок так ответил. Специалисту необходимо узнать, подвергается ли ребенок жестокому обращению или насилиюсо стороны родителей, со стороны друзей и т.д.Во вторую группу ответов можно отнести предложения, связанные с вещами и животными. Здесь встречались такие ответы, как «телевизором», «компьютером», «уроками», «собакой» и т.п. Часто дети отмечали, что они лучше побудут одни, чем с «уроками». Это можно объяснить тем, что в данном возрасте ребенок находится в учебном процессе, и ему не всегда этот процесс нравится. К третьей группе относятся ответы, связанные с отрицанием одиночества. Ребенок пишет, что он нехочет быть один. Специалист по социальной работе должен обратить внимание на такой ответ и учесть его при разработке программы профилактики. Если ребенок так ответил, то специалист должен подобрать такие методы и методики, в которых ребенок не будет чувствовать себя одиноко, где он будет взаимодействовать и общаться с другими людьми. В карточке, которая заполнялась детьми, было незаконченное предложение «Воспитывать детей нужно с помощью…». По результатам анализа выяснилось, что примерно у 20% опрошенных детей при ответе прослеживались негативные мысли. Очень часто они отвечали, что «воспитывать детей нужно с помощью ремня». В этом случае специалисту не трудно понять, каким образом воспитывают конкретного ребенка. Тут задача специалиста ‬показать ребенку в доступной для него форме, какие существуют другие, более мягкие и гуманные методы воспитания детей. Возможно, ребенок даже не знает, что можно воспитывать детей поиному, а не только с помощью ремня и физического насилия.Примерно у 80% опрошенных детей при ответе на данный вопрос возникли позитивные мысли. Часто встречались такие ответы, как «с помощью любви и ласки», «с помощью конфет», «с помощью доброты», «с помощью слов» и т.д. Но тут также специалисту следует подумать, почему ребенок так ответил. Он должен понимать, что ребенок мог так ответить не только потому, что он действительно воспитывается в любви и ласке, но и потому, что ребенок хочет, чтобы его так воспитывали. А, следовательно, ребенку этого не хватает. В данном случае специалист может обратить внимание на ответ, который дал ребенок на такое незаконченное предложение, как «Я хочу, чтобы меня…», и продумать работу с ребенком так, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым и никому ненужным. Например, если ребенок отвечает, что воспитывать детей нужно с помощью любви и ласки, а на вопрос «Я хочу, чтобы меня…» отвечает «любили, уважали», то он, возможно, действительно нуждается в этой любви и ласке, и ему не хватает родительской теплоты. Тогда специалист может проводить профилактическую работу не именно с ребенком, а его родителями или законными представителями.Стоит отметить, что на незаконченное предложение «Я хочу, чтобы меня…» у 94,8% опрошенных детей были позитивные ответы такие, как «любили», «ценили», «уважали» и т.д. Только у5,2% опрошенных прослеживались негативные ответы. Удивляло то, что дети отвечали, что они хотят, чтобы их «побили», «убили», «закопали». Такой ответ на вопрос ‬тревожный сигнал для специалиста. Ему необходимо сразу же понять, что способствовало такому ответу ребенка. Возможно, в таком случае у ребенка есть какоенибудь психическое отклонение, или ребенок систематически подвергается жестокому обращению или насилию.Также удивительно, что процент негативных ответов растет с увеличением возраста ребенка. Так по результатамданного исследования негативные мысли и эмоции возникали у 0,6% детей в возрасте от 6 до 11 лет. У детей 1115 лет такой процент ответов составлял 2,1%. А вот среди детей 1518 лет на данный вопрос негативно ответили уже 7,6%. Также по результатам исследования можно сделать вывод, что у абсолютного большинства детей (97%) складывается конструктивное поведение в отношении своих будущих детей. На вопрос «Когда у меня будут дети, я никогда…» такие дети отвечали, что они никогда их не бросят, никогда не будутбить своих детей и ругать и т.д. Но у 3% детей прослеживалось деструктивное поведение в отношении своих будущих детей. Были такие ответы, как «когда у меня будут свои дети, я никогда не буду заботиться о них», «никогда не буду играть с ними», «никогда не буду кормить их» и т.д. Обратив внимание на ответ ребенка на данный вопрос, специалист может сделать вывод, в каких условиях воспитывается ребенок, что происходит у него в семье, и в соответствии с полученными результатами разработать более эффективную программу профилактики жестокого обращения в семье.Стоит отметить, что процент ответов, связанных с негативом, с увеличением возраста ребенка уменьшается. Скорее всего, это связано с тем, что дети, взрослея, начинают понимать, как нужно правильно воспитыватьсвоих детей. Они начинают брать пример не только со своих родителей или законных представителей, но и с других людей.Также детям было предложено закончить следующее предложение: «Когда я вижу, что когото бьют, мне…». В целом получилось, что примерно 78%опрошенных ответили, что им «жалко того, кого бьют», «страшно», «хочется заступиться». А 22% ответили, что в этом случае им «весело», «хочется побить того, кого бьют», «все равно, безразлично». Были и ответы, в которых утверждалось, что детям не только хочется побить того, кого бьют, но они и начинают это делать. В таком случае в зависимости от ответа специалист должен подобрать правильную методику работы с ребенком. Если ребенок отвечает, что ему страшно, то специалист может предположить, что ребенок просто не знает, что он должен делать в ситуации жестокого обращения и насилия. Тогда специалист может, например, через игровую терапию, сказкотерапию и т.д. показать ребенку, что он может предпринять в таком случае.Таким образом, специалист социальной сферы в своей деятельности может смело опираться на результаты данного контентанализа для более эффективной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей.

Ссылки на источники1.Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми: Письмо Минобрнауки РФ от10.03.2009№ 06224 // Вестник образования. 2009. № 12.2.Гулина М.А. Словарьсправочник по социальной работе. ‬СПб. : Питер, 2008. ‬400 с. 3.Тоторкулова М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми: дис. …канд. пед. Наук. Ставрополь, 2005. 179 с.4.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 1999. С. 626. 5.Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория». 2013. 97 с.