Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики
Выпуск:
ART 86490
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипова
А.
А. Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2306–2310. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86490.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам деятельности специалистов социальной сферы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье. Автор представляет результаты научного исследования, выявляющего отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия.
Текст статьи
Архипова Анна Алексеевна,Студентка кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г.ПермьAAArkhipova@yandex.ru
Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики
Аннотация.Статья посвящена вопросам деятельности специалистов социальной сферы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье. Автор представляет результаты научного исследования, выявляющего отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия.Ключевые слова: жестокое обращение, насилие, дети, профилактика.
Жестокое обращение и насилие в отношении детей до сих пор остаются насущными проблемами для современного Российского общества. Стоит ответить, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних[1].Именно поэтому актуальность профилактики жестокого обращения с детьми не вызывает сомнений. Важную роль в профилактической работе занимают специалисты, работающие в социальных сферах, так как они тесно работают с жертвами насилия и жестокости. М.А. Гулина профессор, член редакционного совета научного журнала «Консультативная психология и психотерапия», дает следующее определение жестокому обращению с ребенком: жестокое обращение с ребенком это причинение физического или психологического ущерба ребенку врезультате намеренных действий или небрежного обращения [2]. М. А. Тоторкулова, анализируя проблему преодоления последствий семейного насилия над детьми, трактует понятие «насилие над детьми» как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав, с нанесением физической, психологической травмы [3]. Профилактика это любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы [2]. Такое определение дает М. А. Гулина в своем словаресправочнике по социальной работе. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение профилактики: профилактика это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4]. Существует огромное количество определений профилактики, но из всех них можно выделить главное: профилактика это меры, направленные на предупреждение какойлибо проблемы. Работа специалистов социальной сферы требует индивидуального подхода к разрешению проблем. Но данная работа основывается на общих знаниях. Для более продуктивной работы специалисты должны участвовать сами в научных исследованиях, а также ознакомляться с опытом других регионов России.Так в20132014 годах Пермская региональная общественная организация «ПравДА вместе» провела исследование, в основу которого легла методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения».Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» М. В. Фадеевой, Е. В. Шапошниковой под руководством профессора Е.Н. Волковой и предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей (ранний юношеский возраст), а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия[5].В рамках данного научного исследованияавтором были собраны и проанализированы 1280 карточек, заполненных детьми от 6 до18 лет. Среди них 38,2% составили дети 611 лет, 52,7% дети от 11 до 15 лет и 9,1% дети 1518 лет. Данная методика предполагает дополнение 20 незаконченных предложений своими мыслями. Но детям было предложено дополнить всего 6 из них, а именно: «Если тебя разозлили, то нужно…», «Воспитывать детей нужно с помощью…», «Я лучше побуду один, чем с…», «Когда я вижу, что когото бьют, мне…», «Когда у меня будут дети, я никогда…» и «Я хочу, чтобы меня…». По результатам проведенного исследования выявились следующие результаты. При ответе на вопрос «Если тебя разозлили, то нужно…» у 70,5% опрашиваемых присутствовали неагрессивные мысли такие, как «нужно успокоиться», «нужно помириться», «нужно не обращать внимания», «нужно простить» и прочее. Агрессивные мысли прослеживались у 29,5% отпрашиваемых. В их ответах встречались такие фразы, как «нужно вдарить», «нужно разозлить в ответ», «нужно убить» и т.д.Чаще всего агрессивные мысли возникали у детей 1115 лет. И это не удивительно. В данном возрасте ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.При проведении диагностики специалист, взаимодействующий с ребенком, при обнаружении агрессивного ответа на данный вопрос может применить по отношению к ребенку различные методики, направленные на снятие напряжения, на отреагирование негативных эмоций и др.Как уже было сказано выше, дети в возрасте 1115 лет стремятся к одиночеству и самоизоляции. Это также подтверждается результатами проведенного исследования. Стоит отметить, что во всех трех возрастных группах большинство детей стремятся побытьодни, чем в окружении людей.Ответы на вопрос «Я лучше побуду один, чем с…» можно условно разделить на 3 группы. В первую группу ответов относятся предложения, в которых говорится о том, что ребенок лучше побудет один, чем с людьми. Здесь часто встречались такие ответы, как «мамой и папой», «друзьями», «родителями». В данном случае специалист должен обратить внимание на такой ответ и выяснить, почему ребенок так ответил. Специалисту необходимо узнать, подвергается ли ребенок жестокому обращению или насилиюсо стороны родителей, со стороны друзей и т.д.Во вторую группу ответов можно отнести предложения, связанные с вещами и животными. Здесь встречались такие ответы, как «телевизором», «компьютером», «уроками», «собакой» и т.п. Часто дети отмечали, что они лучше побудут одни, чем с «уроками». Это можно объяснить тем, что в данном возрасте ребенок находится в учебном процессе, и ему не всегда этот процесс нравится. К третьей группе относятся ответы, связанные с отрицанием одиночества. Ребенок пишет, что он нехочет быть один. Специалист по социальной работе должен обратить внимание на такой ответ и учесть его при разработке программы профилактики. Если ребенок так ответил, то специалист должен подобрать такие методы и методики, в которых ребенок не будет чувствовать себя одиноко, где он будет взаимодействовать и общаться с другими людьми. В карточке, которая заполнялась детьми, было незаконченное предложение «Воспитывать детей нужно с помощью…». По результатам анализа выяснилось, что примерно у 20% опрошенных детей при ответе прослеживались негативные мысли. Очень часто они отвечали, что «воспитывать детей нужно с помощью ремня». В этом случае специалисту не трудно понять, каким образом воспитывают конкретного ребенка. Тут задача специалиста показать ребенку в доступной для него форме, какие существуют другие, более мягкие и гуманные методы воспитания детей. Возможно, ребенок даже не знает, что можно воспитывать детей поиному, а не только с помощью ремня и физического насилия.Примерно у 80% опрошенных детей при ответе на данный вопрос возникли позитивные мысли. Часто встречались такие ответы, как «с помощью любви и ласки», «с помощью конфет», «с помощью доброты», «с помощью слов» и т.д. Но тут также специалисту следует подумать, почему ребенок так ответил. Он должен понимать, что ребенок мог так ответить не только потому, что он действительно воспитывается в любви и ласке, но и потому, что ребенок хочет, чтобы его так воспитывали. А, следовательно, ребенку этого не хватает. В данном случае специалист может обратить внимание на ответ, который дал ребенок на такое незаконченное предложение, как «Я хочу, чтобы меня…», и продумать работу с ребенком так, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым и никому ненужным. Например, если ребенок отвечает, что воспитывать детей нужно с помощью любви и ласки, а на вопрос «Я хочу, чтобы меня…» отвечает «любили, уважали», то он, возможно, действительно нуждается в этой любви и ласке, и ему не хватает родительской теплоты. Тогда специалист может проводить профилактическую работу не именно с ребенком, а его родителями или законными представителями.Стоит отметить, что на незаконченное предложение «Я хочу, чтобы меня…» у 94,8% опрошенных детей были позитивные ответы такие, как «любили», «ценили», «уважали» и т.д. Только у5,2% опрошенных прослеживались негативные ответы. Удивляло то, что дети отвечали, что они хотят, чтобы их «побили», «убили», «закопали». Такой ответ на вопрос тревожный сигнал для специалиста. Ему необходимо сразу же понять, что способствовало такому ответу ребенка. Возможно, в таком случае у ребенка есть какоенибудь психическое отклонение, или ребенок систематически подвергается жестокому обращению или насилию.Также удивительно, что процент негативных ответов растет с увеличением возраста ребенка. Так по результатамданного исследования негативные мысли и эмоции возникали у 0,6% детей в возрасте от 6 до 11 лет. У детей 1115 лет такой процент ответов составлял 2,1%. А вот среди детей 1518 лет на данный вопрос негативно ответили уже 7,6%. Также по результатам исследования можно сделать вывод, что у абсолютного большинства детей (97%) складывается конструктивное поведение в отношении своих будущих детей. На вопрос «Когда у меня будут дети, я никогда…» такие дети отвечали, что они никогда их не бросят, никогда не будутбить своих детей и ругать и т.д. Но у 3% детей прослеживалось деструктивное поведение в отношении своих будущих детей. Были такие ответы, как «когда у меня будут свои дети, я никогда не буду заботиться о них», «никогда не буду играть с ними», «никогда не буду кормить их» и т.д. Обратив внимание на ответ ребенка на данный вопрос, специалист может сделать вывод, в каких условиях воспитывается ребенок, что происходит у него в семье, и в соответствии с полученными результатами разработать более эффективную программу профилактики жестокого обращения в семье.Стоит отметить, что процент ответов, связанных с негативом, с увеличением возраста ребенка уменьшается. Скорее всего, это связано с тем, что дети, взрослея, начинают понимать, как нужно правильно воспитыватьсвоих детей. Они начинают брать пример не только со своих родителей или законных представителей, но и с других людей.Также детям было предложено закончить следующее предложение: «Когда я вижу, что когото бьют, мне…». В целом получилось, что примерно 78%опрошенных ответили, что им «жалко того, кого бьют», «страшно», «хочется заступиться». А 22% ответили, что в этом случае им «весело», «хочется побить того, кого бьют», «все равно, безразлично». Были и ответы, в которых утверждалось, что детям не только хочется побить того, кого бьют, но они и начинают это делать. В таком случае в зависимости от ответа специалист должен подобрать правильную методику работы с ребенком. Если ребенок отвечает, что ему страшно, то специалист может предположить, что ребенок просто не знает, что он должен делать в ситуации жестокого обращения и насилия. Тогда специалист может, например, через игровую терапию, сказкотерапию и т.д. показать ребенку, что он может предпринять в таком случае.Таким образом, специалист социальной сферы в своей деятельности может смело опираться на результаты данного контентанализа для более эффективной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Ссылки на источники1.Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми: Письмо Минобрнауки РФ от10.03.2009№ 06224 // Вестник образования. 2009. № 12.2.Гулина М.А. Словарьсправочник по социальной работе. СПб. : Питер, 2008. 400 с. 3.Тоторкулова М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми: дис. …канд. пед. Наук. Ставрополь, 2005. 179 с.4.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 1999. С. 626. 5.Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория». 2013. 97 с.
Отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия как инструмент профилактики
Аннотация.Статья посвящена вопросам деятельности специалистов социальной сферы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье. Автор представляет результаты научного исследования, выявляющего отношение несовершеннолетних к проблеме жестокого обращения и насилия.Ключевые слова: жестокое обращение, насилие, дети, профилактика.
Жестокое обращение и насилие в отношении детей до сих пор остаются насущными проблемами для современного Российского общества. Стоит ответить, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних[1].Именно поэтому актуальность профилактики жестокого обращения с детьми не вызывает сомнений. Важную роль в профилактической работе занимают специалисты, работающие в социальных сферах, так как они тесно работают с жертвами насилия и жестокости. М.А. Гулина профессор, член редакционного совета научного журнала «Консультативная психология и психотерапия», дает следующее определение жестокому обращению с ребенком: жестокое обращение с ребенком это причинение физического или психологического ущерба ребенку врезультате намеренных действий или небрежного обращения [2]. М. А. Тоторкулова, анализируя проблему преодоления последствий семейного насилия над детьми, трактует понятие «насилие над детьми» как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав, с нанесением физической, психологической травмы [3]. Профилактика это любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы [2]. Такое определение дает М. А. Гулина в своем словаресправочнике по социальной работе. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение профилактики: профилактика это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4]. Существует огромное количество определений профилактики, но из всех них можно выделить главное: профилактика это меры, направленные на предупреждение какойлибо проблемы. Работа специалистов социальной сферы требует индивидуального подхода к разрешению проблем. Но данная работа основывается на общих знаниях. Для более продуктивной работы специалисты должны участвовать сами в научных исследованиях, а также ознакомляться с опытом других регионов России.Так в20132014 годах Пермская региональная общественная организация «ПравДА вместе» провела исследование, в основу которого легла методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения».Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» М. В. Фадеевой, Е. В. Шапошниковой под руководством профессора Е.Н. Волковой и предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей (ранний юношеский возраст), а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия[5].В рамках данного научного исследованияавтором были собраны и проанализированы 1280 карточек, заполненных детьми от 6 до18 лет. Среди них 38,2% составили дети 611 лет, 52,7% дети от 11 до 15 лет и 9,1% дети 1518 лет. Данная методика предполагает дополнение 20 незаконченных предложений своими мыслями. Но детям было предложено дополнить всего 6 из них, а именно: «Если тебя разозлили, то нужно…», «Воспитывать детей нужно с помощью…», «Я лучше побуду один, чем с…», «Когда я вижу, что когото бьют, мне…», «Когда у меня будут дети, я никогда…» и «Я хочу, чтобы меня…». По результатам проведенного исследования выявились следующие результаты. При ответе на вопрос «Если тебя разозлили, то нужно…» у 70,5% опрашиваемых присутствовали неагрессивные мысли такие, как «нужно успокоиться», «нужно помириться», «нужно не обращать внимания», «нужно простить» и прочее. Агрессивные мысли прослеживались у 29,5% отпрашиваемых. В их ответах встречались такие фразы, как «нужно вдарить», «нужно разозлить в ответ», «нужно убить» и т.д.Чаще всего агрессивные мысли возникали у детей 1115 лет. И это не удивительно. В данном возрасте ребенок враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.При проведении диагностики специалист, взаимодействующий с ребенком, при обнаружении агрессивного ответа на данный вопрос может применить по отношению к ребенку различные методики, направленные на снятие напряжения, на отреагирование негативных эмоций и др.Как уже было сказано выше, дети в возрасте 1115 лет стремятся к одиночеству и самоизоляции. Это также подтверждается результатами проведенного исследования. Стоит отметить, что во всех трех возрастных группах большинство детей стремятся побытьодни, чем в окружении людей.Ответы на вопрос «Я лучше побуду один, чем с…» можно условно разделить на 3 группы. В первую группу ответов относятся предложения, в которых говорится о том, что ребенок лучше побудет один, чем с людьми. Здесь часто встречались такие ответы, как «мамой и папой», «друзьями», «родителями». В данном случае специалист должен обратить внимание на такой ответ и выяснить, почему ребенок так ответил. Специалисту необходимо узнать, подвергается ли ребенок жестокому обращению или насилиюсо стороны родителей, со стороны друзей и т.д.Во вторую группу ответов можно отнести предложения, связанные с вещами и животными. Здесь встречались такие ответы, как «телевизором», «компьютером», «уроками», «собакой» и т.п. Часто дети отмечали, что они лучше побудут одни, чем с «уроками». Это можно объяснить тем, что в данном возрасте ребенок находится в учебном процессе, и ему не всегда этот процесс нравится. К третьей группе относятся ответы, связанные с отрицанием одиночества. Ребенок пишет, что он нехочет быть один. Специалист по социальной работе должен обратить внимание на такой ответ и учесть его при разработке программы профилактики. Если ребенок так ответил, то специалист должен подобрать такие методы и методики, в которых ребенок не будет чувствовать себя одиноко, где он будет взаимодействовать и общаться с другими людьми. В карточке, которая заполнялась детьми, было незаконченное предложение «Воспитывать детей нужно с помощью…». По результатам анализа выяснилось, что примерно у 20% опрошенных детей при ответе прослеживались негативные мысли. Очень часто они отвечали, что «воспитывать детей нужно с помощью ремня». В этом случае специалисту не трудно понять, каким образом воспитывают конкретного ребенка. Тут задача специалиста показать ребенку в доступной для него форме, какие существуют другие, более мягкие и гуманные методы воспитания детей. Возможно, ребенок даже не знает, что можно воспитывать детей поиному, а не только с помощью ремня и физического насилия.Примерно у 80% опрошенных детей при ответе на данный вопрос возникли позитивные мысли. Часто встречались такие ответы, как «с помощью любви и ласки», «с помощью конфет», «с помощью доброты», «с помощью слов» и т.д. Но тут также специалисту следует подумать, почему ребенок так ответил. Он должен понимать, что ребенок мог так ответить не только потому, что он действительно воспитывается в любви и ласке, но и потому, что ребенок хочет, чтобы его так воспитывали. А, следовательно, ребенку этого не хватает. В данном случае специалист может обратить внимание на ответ, который дал ребенок на такое незаконченное предложение, как «Я хочу, чтобы меня…», и продумать работу с ребенком так, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым и никому ненужным. Например, если ребенок отвечает, что воспитывать детей нужно с помощью любви и ласки, а на вопрос «Я хочу, чтобы меня…» отвечает «любили, уважали», то он, возможно, действительно нуждается в этой любви и ласке, и ему не хватает родительской теплоты. Тогда специалист может проводить профилактическую работу не именно с ребенком, а его родителями или законными представителями.Стоит отметить, что на незаконченное предложение «Я хочу, чтобы меня…» у 94,8% опрошенных детей были позитивные ответы такие, как «любили», «ценили», «уважали» и т.д. Только у5,2% опрошенных прослеживались негативные ответы. Удивляло то, что дети отвечали, что они хотят, чтобы их «побили», «убили», «закопали». Такой ответ на вопрос тревожный сигнал для специалиста. Ему необходимо сразу же понять, что способствовало такому ответу ребенка. Возможно, в таком случае у ребенка есть какоенибудь психическое отклонение, или ребенок систематически подвергается жестокому обращению или насилию.Также удивительно, что процент негативных ответов растет с увеличением возраста ребенка. Так по результатамданного исследования негативные мысли и эмоции возникали у 0,6% детей в возрасте от 6 до 11 лет. У детей 1115 лет такой процент ответов составлял 2,1%. А вот среди детей 1518 лет на данный вопрос негативно ответили уже 7,6%. Также по результатам исследования можно сделать вывод, что у абсолютного большинства детей (97%) складывается конструктивное поведение в отношении своих будущих детей. На вопрос «Когда у меня будут дети, я никогда…» такие дети отвечали, что они никогда их не бросят, никогда не будутбить своих детей и ругать и т.д. Но у 3% детей прослеживалось деструктивное поведение в отношении своих будущих детей. Были такие ответы, как «когда у меня будут свои дети, я никогда не буду заботиться о них», «никогда не буду играть с ними», «никогда не буду кормить их» и т.д. Обратив внимание на ответ ребенка на данный вопрос, специалист может сделать вывод, в каких условиях воспитывается ребенок, что происходит у него в семье, и в соответствии с полученными результатами разработать более эффективную программу профилактики жестокого обращения в семье.Стоит отметить, что процент ответов, связанных с негативом, с увеличением возраста ребенка уменьшается. Скорее всего, это связано с тем, что дети, взрослея, начинают понимать, как нужно правильно воспитыватьсвоих детей. Они начинают брать пример не только со своих родителей или законных представителей, но и с других людей.Также детям было предложено закончить следующее предложение: «Когда я вижу, что когото бьют, мне…». В целом получилось, что примерно 78%опрошенных ответили, что им «жалко того, кого бьют», «страшно», «хочется заступиться». А 22% ответили, что в этом случае им «весело», «хочется побить того, кого бьют», «все равно, безразлично». Были и ответы, в которых утверждалось, что детям не только хочется побить того, кого бьют, но они и начинают это делать. В таком случае в зависимости от ответа специалист должен подобрать правильную методику работы с ребенком. Если ребенок отвечает, что ему страшно, то специалист может предположить, что ребенок просто не знает, что он должен делать в ситуации жестокого обращения и насилия. Тогда специалист может, например, через игровую терапию, сказкотерапию и т.д. показать ребенку, что он может предпринять в таком случае.Таким образом, специалист социальной сферы в своей деятельности может смело опираться на результаты данного контентанализа для более эффективной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Ссылки на источники1.Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми: Письмо Минобрнауки РФ от10.03.2009№ 06224 // Вестник образования. 2009. № 12.2.Гулина М.А. Словарьсправочник по социальной работе. СПб. : Питер, 2008. 400 с. 3.Тоторкулова М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми: дис. …канд. пед. Наук. Ставрополь, 2005. 179 с.4.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 1999. С. 626. 5.Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория». 2013. 97 с.