Особенности гендерного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Выпуск:
ART 86495
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Седякина
А.
А. Особенности гендерного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2331–2335. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86495.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме гендерного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Авторы на основе проведённого исследования раскрывают возможности использования сюжетно-ролевой игры для гендерного развития детей старшего дошкольного возраста.
Текст статьи
Седякина Анастасия Александровна,Студент 4курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецsediakina.nastya@yandex.ru
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Особенности гендерного развития старших дошкольников
в сюжетноролевой игре
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме гендерного развития старших дошкольников в сюжетноролевой игре.Авторы, на основе проведённого исследования, раскрывают возможности использования сюжетно ролевой игрыдля гендерной развития детейстаршего дошкольного возраста.Ключевые слова:гендерное развитие, гендерное воспитание, гендер, сюжетноролевая игра.
Постановка проблемы.Важный фактор становления личности –осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Представления ребенка о гендерном развитии закладываются еще в период дошкольного детства, являющегося ключевым этапом в формировании основ социализации будущих граждан нашей страны.В настоящее время проблема гендерного развития детей стала очень актуальной. Это связано с нарастающей в обществе тенденцией к унификации полов, феминизации мужчин и маскулинизации женщин, притуплению чувства гендерной принадлежности, роста неадекватных форм поведения среди молодежи и так далее[1].Актуальность проблемы гендерного развития обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологическихособенностей, интеллектуальных способностей и способоввосприятия, потребностей и социальномповедении детей разного пола. При этом система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть детейрастет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние на дошкольников, особенно для мальчиков[2].Исходя из вышеизложенного, мы можемконстатироватьпротиворечиямежду объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;между необходимостью гендерного развития,начиная с дошкольного детства,и недостаточной теоретической разработанностью особенностей гендерного развития детей дошкольного возраста в сюжетноролевой игре.Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему нашего исследования каковы особенности гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре?Анализ исследований и публикаций. Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.). В нашей стране как психологопедагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 6070е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве. В работах доказано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкостьв адаптации к новым условиям [3].Проблема игры также волновала многих ученых и исследователей.В частности, Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры»решал вопрос о возникновении сюжетноролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства, подчеркивая особую значимость данного вида деятельности в развитии детей 37 лет.Таким образом, анализ публикаций, посвященных вопросам гендерного развитиядетей, позволил констатировать тот факт, что для формирования гендерной воспитанности, очень большую значимостьимеет сюжетноролевая игра.Изучение исследований разрешилонам выдвинуть предположение, что при организации сюжетноролевой игры в детском саду следует учитывать следующие особенности гендерного развития дошкольников: 1.если при формировании гендерного самосознания (когнитивный компонент) разнообразить содержание сюжетноролевых игр бытовыми и профессиональными сюжетами (для девочек),профессиональными и приключенческими сюжетами (для мальчиков);2.если при формировании гендерной идентичности(эмоциональный компонент) обогатить предметноигровую среду атрибутами роли и образными игрушками (для девочек) и предметами оперирования роли (для мальчиков);3.если при формировании гендерных ролей и специфики гендерного поведения (поведенческий компонент) педагог будет использовать методы и приемы руководства игрой, направленные на проявление гендерных качеств феминности (для девочек) и мускулинности (для мальчиков).Данное положение позволило нам сформулировать основную цель публикации.Цель работы изучение особенностей гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре.Свое исследование мы начали с эксперимента, цель которого
выявить уровень гендерной воспитанностиу старших дошкольников. База нашего исследования –БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида» работает по программам «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена) и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под редакцией Л.А. Парамоновой) с приоритетным направлением экологического воспитания детей.Педагогическое исследование проводили с детьми старшей группы, в ней 22 человека. Из них 12 мальчиков и 10 девочек.Анализ психологических и педагогических работ позволил нам выделить критерии гендерного развитиястарших дошкольников[4]. К ним относятся:представления детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, уровень оценки ребенком себя, как представителя пола, полоролевое поведение в различных видах детской деятельности, использование педагогом методов и приемов руководства игрой, направленных на проявление гендерных качеств феминностиимускулинности.С целью изучения представлениядетей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, уровня оценки ребенком себя, как представителя пола
и особенностей полоролевого поведения детейв различных видах детской деятельности,были
проведены следующие диагностические методики:1.беседа с ребенком о половых ролях (А.М. Щетинина, О.И. Иванова);2.методика «Нарисуй себя»;3.наблюдение за поведением ребенка. (Н.Е.Татаринцева).В процессе экспериментального исследования было выявлено, что 30% детейимеют высокий уровень, а 60% средний уровень гендерной воспитанности.Качественный анализ результатов показал, что у всех детей ролевые действия не выразительны. Они отображают знакомые события,многократно повторяя одну ситуацию, чаще всего они вступают вкратковременное взаимодействие с другими детьми по собственной инициативе ребенка либо после предложения взрослого.Игра большинства детей индивидуальная, дети почти не проявляют интереса к играм сверстников. Большинство детей придумывали сами замысел, забывая при этом, что при игре они не всегда могут брать на себя главные роли. В своей работе дети очень часто использовали знания, полученные на занятиях, экскурсиях. На предложение педагога позвать на главную роль другого ребенка, который не проявлял инициативу, отзывались неохотно. Игры детей были однообразны, не всегда интересны.Роли выбирают в зависимости от пола, но могут игратьроль противоположной половой принадлежности.Таким образом, воспитателю необходимо использовать гендерный подход при организации сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста и тем самым формировать гендерное самосознание, гендерную идентичность,гендерные роли и специфику гендерного поведения детей.Далее нами было проведено изучение особенностей гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре. Для проверки условий гипотезы нами были выделены следующие критерии исследования: разнообразие содержания сюжетноролевых игр бытовыми и профессиональными, приключенческими сюжетами, многофункциональность использования элементов среды; доступность, разнообразие,наличие атрибутов роли, образных игрушек и предметов оперирования роли.Что бы выяснить,как педагоги руководствуются методами и приемами игры, направленнымина проявление гендерных качеств, нами были проведенынаблюдение за организациейсюжетноролевой игры, анализ планов педагогов, анализ развивающей предметнопространственной среды.Анализпланов педагогов показал, что условия, созданные в группе,не полностью отвечают гендерным особенностям детей и не всегда способствуют процессу гендерной социализации дошкольников. Гендерная компетентность у педагогов (владение организационными, психологопедагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерного подхода) находится на среднем уровне, апри планировании деятельности с дошкольниками учитывается гендерный аспект, но не в полной мере. Так анализпредметнопространственной среды в группепоказал, что при созданииинтерактивной предметноигровой среды лишь эпизодически соблюдаются принципыединства физической, социальной и познавательной активности воспитанников, временногопоощрениясамостоятельности и активности детей, связанной с изменением и совершенствованием среды.Гендерные особенности детей учитываются в планировании, но не всегда применяют в работе.Исходя из того, что не у всех детей высокий уровень сформированности знаний и педагоги не совсем осведомлены значимостью гендерного развитиядетей, нами были разработаны 3 блока методических рекомендаций для педагогов. При включении их в образовательный процесс, на наш взгляд, повыситсяуровень гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, а так же осведомленность и заинтересованность педагогов в данном вопросе.В рекомендациях представлены конспекты сюжетноролевых игр с включением методов и приемов, направленных на гендерное развитие дошкольников, а также конспекты консультаций и мастерклассов, в которых описывается сущность данной работы.Выводы. Итак, в процессе исследования заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. В итоге, мы пришли к выводу, что при организации сюжетноролевой игры в детском саду следует учитывать следующие особенности гендерного развития дошкольников: 1.если при формировании гендерного самосознания (когнитивный компонент) разнообразить содержание сюжетноролевыхигр бытовыми и профессиональными сюжетами (для девочек), профессиональными и приключенческими сюжетами (для мальчиков);2.если при формировании гендерной идентичности (эмоциональный компонент) обогатить предметноигровую среду атрибутами роли и образными игрушками (для девочек) и предметами оперирования роли (для мальчиков);3.если при формировании гендерных ролей и специфики гендерного поведения (поведенческий компонент) педагог будет использовать методы и приемы руководства игрой, направленные на проявлениегендерных качеств феминности (для девочек) и мускулинности (для мальчиков).
Ссылки на источники1.Артемова,Л. Социализация ребенка в семье / Л. Артемова// Дошкольное воспитание. 2004.№3. –С. 65.2.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учитьпоразному,любить поразному/ В.Д. Еремеева. –М.: «Учебная литература», 2008. 160 с.3.Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. Пособие для воспитателей ДОУ/ Е.И. Касаткина. –Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. –168 с.4.Ionova, N.V.Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposiumVienna. 2013. С. 312 317.
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Особенности гендерного развития старших дошкольников
в сюжетноролевой игре
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме гендерного развития старших дошкольников в сюжетноролевой игре.Авторы, на основе проведённого исследования, раскрывают возможности использования сюжетно ролевой игрыдля гендерной развития детейстаршего дошкольного возраста.Ключевые слова:гендерное развитие, гендерное воспитание, гендер, сюжетноролевая игра.
Постановка проблемы.Важный фактор становления личности –осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Представления ребенка о гендерном развитии закладываются еще в период дошкольного детства, являющегося ключевым этапом в формировании основ социализации будущих граждан нашей страны.В настоящее время проблема гендерного развития детей стала очень актуальной. Это связано с нарастающей в обществе тенденцией к унификации полов, феминизации мужчин и маскулинизации женщин, притуплению чувства гендерной принадлежности, роста неадекватных форм поведения среди молодежи и так далее[1].Актуальность проблемы гендерного развития обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологическихособенностей, интеллектуальных способностей и способоввосприятия, потребностей и социальномповедении детей разного пола. При этом система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть детейрастет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние на дошкольников, особенно для мальчиков[2].Исходя из вышеизложенного, мы можемконстатироватьпротиворечиямежду объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;между необходимостью гендерного развития,начиная с дошкольного детства,и недостаточной теоретической разработанностью особенностей гендерного развития детей дошкольного возраста в сюжетноролевой игре.Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему нашего исследования каковы особенности гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре?Анализ исследований и публикаций. Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.). В нашей стране как психологопедагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 6070е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве. В работах доказано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкостьв адаптации к новым условиям [3].Проблема игры также волновала многих ученых и исследователей.В частности, Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры»решал вопрос о возникновении сюжетноролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства, подчеркивая особую значимость данного вида деятельности в развитии детей 37 лет.Таким образом, анализ публикаций, посвященных вопросам гендерного развитиядетей, позволил констатировать тот факт, что для формирования гендерной воспитанности, очень большую значимостьимеет сюжетноролевая игра.Изучение исследований разрешилонам выдвинуть предположение, что при организации сюжетноролевой игры в детском саду следует учитывать следующие особенности гендерного развития дошкольников: 1.если при формировании гендерного самосознания (когнитивный компонент) разнообразить содержание сюжетноролевых игр бытовыми и профессиональными сюжетами (для девочек),профессиональными и приключенческими сюжетами (для мальчиков);2.если при формировании гендерной идентичности(эмоциональный компонент) обогатить предметноигровую среду атрибутами роли и образными игрушками (для девочек) и предметами оперирования роли (для мальчиков);3.если при формировании гендерных ролей и специфики гендерного поведения (поведенческий компонент) педагог будет использовать методы и приемы руководства игрой, направленные на проявление гендерных качеств феминности (для девочек) и мускулинности (для мальчиков).Данное положение позволило нам сформулировать основную цель публикации.Цель работы изучение особенностей гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре.Свое исследование мы начали с эксперимента, цель которого
выявить уровень гендерной воспитанностиу старших дошкольников. База нашего исследования –БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида» работает по программам «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена) и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под редакцией Л.А. Парамоновой) с приоритетным направлением экологического воспитания детей.Педагогическое исследование проводили с детьми старшей группы, в ней 22 человека. Из них 12 мальчиков и 10 девочек.Анализ психологических и педагогических работ позволил нам выделить критерии гендерного развитиястарших дошкольников[4]. К ним относятся:представления детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, уровень оценки ребенком себя, как представителя пола, полоролевое поведение в различных видах детской деятельности, использование педагогом методов и приемов руководства игрой, направленных на проявление гендерных качеств феминностиимускулинности.С целью изучения представлениядетей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, уровня оценки ребенком себя, как представителя пола
и особенностей полоролевого поведения детейв различных видах детской деятельности,были
проведены следующие диагностические методики:1.беседа с ребенком о половых ролях (А.М. Щетинина, О.И. Иванова);2.методика «Нарисуй себя»;3.наблюдение за поведением ребенка. (Н.Е.Татаринцева).В процессе экспериментального исследования было выявлено, что 30% детейимеют высокий уровень, а 60% средний уровень гендерной воспитанности.Качественный анализ результатов показал, что у всех детей ролевые действия не выразительны. Они отображают знакомые события,многократно повторяя одну ситуацию, чаще всего они вступают вкратковременное взаимодействие с другими детьми по собственной инициативе ребенка либо после предложения взрослого.Игра большинства детей индивидуальная, дети почти не проявляют интереса к играм сверстников. Большинство детей придумывали сами замысел, забывая при этом, что при игре они не всегда могут брать на себя главные роли. В своей работе дети очень часто использовали знания, полученные на занятиях, экскурсиях. На предложение педагога позвать на главную роль другого ребенка, который не проявлял инициативу, отзывались неохотно. Игры детей были однообразны, не всегда интересны.Роли выбирают в зависимости от пола, но могут игратьроль противоположной половой принадлежности.Таким образом, воспитателю необходимо использовать гендерный подход при организации сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста и тем самым формировать гендерное самосознание, гендерную идентичность,гендерные роли и специфику гендерного поведения детей.Далее нами было проведено изучение особенностей гендерного развития дошкольников в сюжетноролевой игре. Для проверки условий гипотезы нами были выделены следующие критерии исследования: разнообразие содержания сюжетноролевых игр бытовыми и профессиональными, приключенческими сюжетами, многофункциональность использования элементов среды; доступность, разнообразие,наличие атрибутов роли, образных игрушек и предметов оперирования роли.Что бы выяснить,как педагоги руководствуются методами и приемами игры, направленнымина проявление гендерных качеств, нами были проведенынаблюдение за организациейсюжетноролевой игры, анализ планов педагогов, анализ развивающей предметнопространственной среды.Анализпланов педагогов показал, что условия, созданные в группе,не полностью отвечают гендерным особенностям детей и не всегда способствуют процессу гендерной социализации дошкольников. Гендерная компетентность у педагогов (владение организационными, психологопедагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерного подхода) находится на среднем уровне, апри планировании деятельности с дошкольниками учитывается гендерный аспект, но не в полной мере. Так анализпредметнопространственной среды в группепоказал, что при созданииинтерактивной предметноигровой среды лишь эпизодически соблюдаются принципыединства физической, социальной и познавательной активности воспитанников, временногопоощрениясамостоятельности и активности детей, связанной с изменением и совершенствованием среды.Гендерные особенности детей учитываются в планировании, но не всегда применяют в работе.Исходя из того, что не у всех детей высокий уровень сформированности знаний и педагоги не совсем осведомлены значимостью гендерного развитиядетей, нами были разработаны 3 блока методических рекомендаций для педагогов. При включении их в образовательный процесс, на наш взгляд, повыситсяуровень гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, а так же осведомленность и заинтересованность педагогов в данном вопросе.В рекомендациях представлены конспекты сюжетноролевых игр с включением методов и приемов, направленных на гендерное развитие дошкольников, а также конспекты консультаций и мастерклассов, в которых описывается сущность данной работы.Выводы. Итак, в процессе исследования заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. В итоге, мы пришли к выводу, что при организации сюжетноролевой игры в детском саду следует учитывать следующие особенности гендерного развития дошкольников: 1.если при формировании гендерного самосознания (когнитивный компонент) разнообразить содержание сюжетноролевыхигр бытовыми и профессиональными сюжетами (для девочек), профессиональными и приключенческими сюжетами (для мальчиков);2.если при формировании гендерной идентичности (эмоциональный компонент) обогатить предметноигровую среду атрибутами роли и образными игрушками (для девочек) и предметами оперирования роли (для мальчиков);3.если при формировании гендерных ролей и специфики гендерного поведения (поведенческий компонент) педагог будет использовать методы и приемы руководства игрой, направленные на проявлениегендерных качеств феминности (для девочек) и мускулинности (для мальчиков).
Ссылки на источники1.Артемова,Л. Социализация ребенка в семье / Л. Артемова// Дошкольное воспитание. 2004.№3. –С. 65.2.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учитьпоразному,любить поразному/ В.Д. Еремеева. –М.: «Учебная литература», 2008. 160 с.3.Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. Пособие для воспитателей ДОУ/ Е.И. Касаткина. –Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. –168 с.4.Ionova, N.V.Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposiumVienna. 2013. С. 312 317.