К вопросу о литературном и семейном окружении В. С. Аксаковой

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ергешева Л. Г., Файзрахманова А. А. К вопросу о литературном и семейном окружении В. С. Аксаковой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2391–2395. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86508.htm.
Аннотация. В работе представлен анализ малоизвестных широкому читателю дневниковых записей Веры Сергеевны Аксаковой. Основанием для исследования является рассмотрение проблемы взаимоотношений мемуаристки с близкими членами семьи, родственниками, известными писателями. Встречи с ними, беседы, совместные чтения рассматриваются как важнейшее средство воспроизведения картины исторической действительности. Вместе с тем в них проявляется собственная индивидуальность мемуаристки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Файзрахманова Альфия Анваровна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфаalfiyafaizi@yandex.ru

Ергешева Лола Гыясовна,студентка 5го курса Института Филологического Образования и Межкультурных Коммуникаций, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфаlola_ergesheva@mail.ru

К вопросу о литературном и семейном окружении В.С. Аксаковой

Аннотация.В работе представлен анализ малоизвестных широкому читателю дневниковых записей Веры Сергеевны Аксаковой. Основанием для исследования является рассмотрение проблемы взаимоотношений мемуаристки с близкими членами семьи, родственниками,известными писателями. Встречи с ними, беседы, совместные чтения рассматриваются как важнейшее средство воспроизведения картины исторической действительности. Вместе с тем в них проявляется собственная индивидуальность мемуаристки. Ключевые слова:Вера Аксакова, Абрамцево, дневник, семья, литературное окружение, духовность.

Вера Сергеевна Аксакова, дочь русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова оставила после себя большое культурное наследие, в которое входят письма и дневники. По мнению Э. Маньянини «Все члены аксаковской семьи считали письма очень важным способом самовыражения и состояли в переписке между собой, с родственниками, с друзьями, с представителями литературного и философского мира, с общественными деятелями» [1, 34]. Действительнопереписка В.С. Аксаковой с двоюродной сестрой Марией Карташевской, длившаяся около 30 лет, представляет собой ценный исторический материал. На основании этих писем современные ученые исследуют взаимоотношения в аксаковской семье, а также взгляды В.С. Аксаковой на Крымскую войну [2]. Особый интерес в рамках эпистолярного наследия Веры Аксаковой представляют дневниковые записи, датированные 18541855 годами. В них нашли отражение общественнокультурные и эстетические искания русского общества того времени. Переизданный в 2013 году [3], дневник стал предметом внимания современных исследователей. Особенно важными для мемуаристки стали вопросы, касающиеся событий Крымской войны, царского правления, судьбы России и др., анализ которых нашел отражение в одной из наших работ [4].Вместе с тем пристального внимания заслуживает тема семьи и ее окружения, которая, на наш взгляд, незаслуженно обойдена вниманием исследователей. Между тем раздумья автора о близких и родных, их окружении, литературе позволяют представить жизнь Аксаковых изнутри, показать традиции семейного уклада жизни, понять, чем жила семья, увидеть события изнутри. В этом видится актуальность исследования.Итак, в центре дневниковых записей мемуаристки оказываются порой неоднозначные отношения между родными людьми в семье, которая была для автора надёжной опорой. Аксакова также эмоционально выражает свои мысли о литературном таланте Н.В. Гоголя, произведениях П. Кулиша, взглядах И.С. Тургенева. Не претендуя на полноту исследования в рамках заявленной темы, рассмотрим несколько эпизодов, на основе которых постараемся сделать выводы о том, какую роль для В.С. Аксаковой играли семейные и дружеские отношения.Вера Аксакова, отличающаяся глубокой привязанностью к семье, всю свою жизнь посвятила родным и проводила с ними все свое время. Она ухаживала за больной сестрой Ольгой, за умирающим любимым братом Константином, помогала отцу, записывая под диктовку его произведения. Мировоззрение Аксаковой, несомненно, формировалось под влиянием взглядов членов семьи. Когото из них она поддерживала полностью, в чьемто мнении сомневалась. М.П. Лобанов отмечает, что Вера Аксакова была объединяющим лицом семьи, с каждым вела себя поразному, в соответствии с характером близкого человека: «могла быть одновременно и серьезной с Константином, и назидательной с Иваном, и жизнерадостной с маленькими сестрами» [5]. Семья была для нее основой духовной жизни и примечательно то, что, пожалуй, только эти записи дневника можно назвать личными. Наиболее значимыми в дневнике В.С. Аксаковой, на наш взгляд, являются записи, в которых все внимание автора обращено к братьям Константину и Ивану, их духовному противостоянию. Впервые о младшем брате Иване упоминается в записи от 16 ноября 1854 года: «Иван пишет между прочим, что скоро приедет,какоето будет свидание. Дай Бог, чтоб по крайней мере обошлось без волнений, и наша семейная жизнь не была нарушена» [3, с. 87]. Эти записи не раскрывают причину авторских волнений. Но в них очевидны опасения, боязнь встречи. Перед читателем Иван Аксаков предстает и в записи от 18 ноября 1854 года: «…вдруг послышался какойто шум и взошел Иван. Тут новое волнение и движение, все вскочили, стали здороваться, отесинька и маменька даже расстроились» [3, с. 89]. Заметно, что приезд Ивана вызвал переполох; очевидно, что он приезжал нечасто, так как встреча у всех членов семьи вызвала волнения. Далее автор описывает общение семьи с Иваном: «В чтении писем, газет, толках и разговорах с Иваном прошел весь день, слава Богу, благополучно, часто казалось, что действуешь во сне. Оно и лучше, что свидание произошло среди такой суеты и волнения посторонними предметами. –Дай Бог, чтоб все было хорошо» [3, с. 89]. В этих словах ярко выражается опасение Веры Аксаковой остаться с братом с глазу на глаз, вступить в открытую полемику, создается ощущение, что мемуаристка не знает как общаться с родным человеком, как высказать прямо и не тая свою точку зрения на насущные проблемы.Аксакову очень волнует атмосфера в доме, ведь приезд брата ставит под угрозу семейную идиллию. Противоречие во взглядах не дает покоя и накаляет обстановку: «За чаем и после него долго разговаривали мы с Иваном или, лучше, он нам рассказывал об Малороссии. –Много интересного, умных замечаний, но между тем часто что за поверхностный взгляд, что за неосновательные суждения, я даже ему это сказала. Надобно однако быть осторожней, чтоб не запутаться в прениях, лучше прималчивать, а то как раз скажешь чтонибудь лишнее, натолкнешься на такой предмет, о котором должно молчать, невольно выходят намеки» [3, с. 90]. Запись от 20 ноября 1854 года гласит: «Сегодня утром читал Иван малор<осийские> песни, прелесть как хороши некоторые. За завтраком мы опять было схватились; но я замечаю, что он не позволяет себе пускаться в споры, это недаром. Может быть, он дажеоскорбился моими словами; вперед этого не должно быть» [3, с. 90]. В этих строках ощущается глубокое чувство такта, забота о ближнем. Очевидно, что Вера Аксакова боится обидеть родного человека; несмотря на разногласия, заметно ее стремление избежать конфликтов. Ограничение себя в откровенности с семьей можно отметить и в поведении Ивана. В таких отношениях, конечно, читатель ощущает недосказанность, скованность, но в то же время в этом усматривается и необычайная забота обо всех родных, стремление сохранить мир в семье, пусть даже в ущерб своим собственным интересам.В конфликте Константина и Ивана, в этой истинной, непрекращающейся борьбе умов, которая получает отражение в разговорах, спорах, статьях, Вера Аксакова открыто принимает сторону старшего брата. Константин Аксаков всегда играл заметную роль в семье, а после поступления в университет, как отмечает М.П. Лобанов, эта роль «сделалась почти главенствующей» [5], для своих сестер и братьев он стал еще большим авторитетом. Видимо, и спустя время среди младшихАксаковых Константин остался наиболее значимым для В. Аксаковой. В строчках от 19 ноября 1854 года замечаем большую любовь к старшему брату и опасение за духовную жизнь семьи: «Константин с Иваном постоянно разговаривают, Константин так добр, что кажется, всё забыл, но как бы из этого не вышло вредного недоразумения, которое кончится всётаки неприятностями» [3, с. 89].Своего старшего брата В.С. Аксакова описывает как предельно откровенного человека, который порой забывает о чувствах других: «После обеда много говорили. Конст<антин> добродушно всё рассказывает, забывая даже, какое впечатление производят его рассказы на его слушателя…» [3, с. 90]. И действительно современники тоже вспоминали Константина Аксакова как человека искреннего и открытого. Так, Панаев писал, что «во всей его фигуре выражались честность, прямота, твердость и благородство» [5].Запись от 20 ноября 1854 года предельно ясно повествует о главном разногласии между братьями: «Иван говорил о том, что он по своим делам службы часто сталкивается с людьми разных образований или вовсе без образования, находящихся на гораздо низшей ступени всякого развития, что именно этих людей надобно спасать от тьмы, их постепенно поглощающей, часто они сами тоскуют и не знают, как спастись. Упрекал слегка нас, особенно Конст<антина>, что он слишком исключителен и готов осудить человека, если он хвалит Петерб<ург> и т. д. —Я ему несколько возражала, что касается до нас, это несправедливо» [3, с. 90]. В этой записи раскрывается главное противоречие не только в конфликте Ивана и Константина, но и в целом во взглядах славянофилов: некий формализм, оторванность их положений от русской действительности, незнание реальной обстановки в стране. Однобокость, статичность взглядов Константина Аксакова замечал и великий В.Г. Белинский: «движения в нем маловато» [5]. О большой любви мемуаристки к брату Константину свидетельствуют не только поддержка его взглядов, но и восхищение его творчеством: «Константин прочел нам свои стихи, недавно им написанные, прекрасные, особенно последние строфы» [3, с. 87].О действиях Ивана, напротив, говорится с неодобрением: «От Ивана письмо из Серпухова. Он сделан квартирмейстером и казначеем, дела пропасть самого неприятного, он, кажется, не раз пожалеет, что поспешил вступлением» [3, с. 195].Отъезд Ивана всем приносит успокоение, но забота и беспокойствоо родном человеке не покидают: «Вскоре после отъезда Кулиша собрался и Иван. Он переехал к Троице, чтоб там заняться своим отчетом. Лучше этого он не мог придумать ни для себя, ни для нас. Бог да не оставит его» [3, с. 103].В семье Аксаковых было десять детей (не считая тех, кто умер в младенчестве): Константин, Вера, Григорий, Ольга, Иван, Михаил, Надежда, Любовь, Мария, Софья. Михаил Сергеевич Аксаков умер в 1841 году, поэтому о нем в дневнике не упоминается. О другом младшем брате, Григории Аксакове, почти ничего не говорится, кроме как о его дне рождения (запись от 4 января) [3, с. 110], о болезни детей: «Получено также письмо от Гриши, у них дети в коклюше, как это тяжело, дай Бог, чтоб они скорее оправились» [3, с. 114] и о возможном его вступлении в ополчение. В этих записях мысли о Грише приходят попутно с беспокойством за Константина: «Сегодня получено письмо от Гриши, он и не думает об ополчении, а оно уже назначено, и вряд ли ему можно будет избежать его, мы боимся и за Константина, хотя по уставу ополчения он не может быть даже выбираем потому, что нигдeне служил, но за недостатком дворян в Самарской, а особено в Оренб<ургской> губерниях как бы не сделали исключения, сохрани Господи!» [3, с. 232]Нельзя не сказать и о крестнике Константина и Веры Аксаковых, о котором упоминается в дневнике. Автор рассказывает, что крестными родителями они стали случайно, когда в пути остановились у станционного дома. После этого случая они видели ребенка только раз, когда вновь задержались на этой станции. Какотмечает сама Аксакова, к ребенку крестные родители отнеслись беспечно. Однако о ребенке и его матери автор отзывается с добротой и нежностью: «прехорошенькая молодая женщина», «милый мальчик, красавица кума сама суетилась, чтоб нас угостить» [3, 95]. История о крещении, можно сказать, обрывается словами «Воспоминания давно минувших дней» [3, 95]. Автор будто нарочно не пускается в размышления над причинами такого беззаботного, легкомысленного отношения, чтобы не признавать несовершенство своей личности. Возможно, что автор порицает себя в душе, однако, на бумаге этого не происходит. Данный эпизод невольно выполняет функцию вставной новеллы: раскрывает автора с новой стороны и лишний раз подчеркивает некоторую уединенность, обособленность жизни семьи Аксаковых.О родных сестрах мемуаристка почти ничего не пишет. Болевшая Ольга жила в Москве, а о занятиях других сестер упоминается лишь вскользь: поездки к Троице, к друзьям, в Москву. Одна из записей подтверждает, что мемуаристка была более близка со своими братьями, нежели с сестрами: «делаем разные предположения, перевертываем со всех сторон слова, занесенные к нам из общей жизни, и всетаки ничего не узнаем нового. Грустно и больно, что особенно сестры лишены этого интереса» [3, с. 140]. На этом фоне особенно ярко выглядят близкие отношения Веры Аксаковой с двоюродной сестрой Марией Карташевской. Постоянная переписка, обсуждение насущных проблем, восхищение Н.В. Гоголем и его творчеством связывают сестер. Машеньку любил и Сергей Тимофеевич Аксаков, «любил как дочь» [5], даже после страданий сына Константина изза девушки. В семье Аксаковых всегда царили доверительные отношения между родителями и детьми. Может быть, именно эта духовная близость развили в детях большой ум, глубокую нравственность и безграничные уважение и любовь к родителям. Мать Веры Аксаковой именуется ею не иначе как «маменька», а отца «отесенькой» впервые назвал Константин еще будучи ребенком: «–Вы не папаша, вы отесенька» [5]. Даже в обращениях заметна глубокая привязанность и нежность по отношению к родителям. В многочисленных строках об отце и матери мемуаристка часто пишет об их здоровье, заметно, что дочь беспокоится о родителях: «В пятницу 11 марта часов в 11 вечера уже мы почти все разошлись, у отесеньки болела голова и сильный был кашель; отесенька лег раньше обыкновенного» [3, с. 164], или «Маменька не совсем хорошо себя чувствовала» [3, с. 172].Для современного человека интерес представляет и то, как семья Аксаковых отмечает праздники. Например, их пожелания отличаются патриотизмом и осознанием осознанием того, что семья –основа государства: «Сегодня день рождения Любы. —За —За обедом мы поздравили друг друга и пожелали уничтожения немецкой партии в России» [3, с. 94].Глубокую религиозность всей семьи лишний раз подтверждает встреча нового года: предельно спокойная, без гуляний. Посетить церковь, читать молитвы диктует стремление души: «Сегодня я была у обедни, хотелось еще раз услыхать «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирове свет разума», «Дождались 12 часов, встретили 1855й год с внутренней мольбой к Богу, да спасет Господь от бедствий, грозящих всем. Да помилует Бог всех нас в этом году» [3, с. 109]. Русский праздник масленицы, сохранившийся со времен язычества, проходит мимо семьи Аксаковых, они проводят его буднично. Пасха же, главный христианский праздник, приносит семье великую радость: «Вот уже и другой день светлого праздника, слава Богу, дождались его благополучно, опять услыхали «Христос Воскресе»!Приносили образа, какое торжественное радостное пение!» [3, с. 169]Несмотря на разногласия, различие взглядов между членами семьи исследователи и современники отмечали исключительную духовную близость Аксаковых друг к другу [5]. Все они пытались жить и действовать на благо общества, на благо страны, именно это их и объединяло, именно это помогло стать им уникальной семьей. Исходя из записей дневника ясно, что дом в Абрамцево был не только надежным оплотом для семьи, но и открыт для друзей, но лишь для духовно близких. Например, в записи о приезде П.А. Кулиша читаем, что Ольга Семеновна Аксакова была рада, что украинский писатель приехал один, без жены –совершенно незнакомой им женщины. Дом Аксаковых был местом встреч для единомышленников: «К нам собираются многогостей и даже таких, которые никогда не бывали у нас. —Видно, мало занимательного в Москве» [3, с. 111]. Е.И. Анненкова отмечает, что дом Аксаковых уже «с 1840х годов сделался средоточием культурной жизни Москвы» [6]. Отсутствие гостей в доме представляло собой чтото непривычное, из ряда вон выходящее. Дни Аксаковых в Абрамцево сводятся к беседам, рассуждениям, встречам и приемам гостей. В имение приезжают видные литераторы, семья постоянно занимается чтением, высказывает свои мысли о писателях и художественных произведениях. Поэтому в дневнике 18541855 годов четко прослеживается и тема литературы. Идеальным писателем, авторитетом,безусловно, является отец семейства –Сергей Тимофеевич Аксаков. Восхищение его творчеством неиссякаемо, и автор дневника не скрывает этого, поэтому положительные оценки со стороны друзей воспринимаются как само собой разумеющееся: «Целый день Константин читал Самарину отесенькины записки. Сам<арин> просил убедительно прочесть всё, что только было написано без него. Самар<ин> был в совершенном восхищении, особенно от женитьбы Тим<офея> Степ<ановича>. Он сделал очень верное замечание. «Серг<ей> Тимоф<еевич>, —сказал он, —представляя человека, передавая все его впечатления, его сердце, не идет путем разложения и анализа, но сохраняет его в целости, передает его в полноте, как оно есть, а между тем вы видите все подробности, и от них такая свежесть, цельность, жизнь во всем» [3, с. 112]. Кроме отца, Вера Аксакова высоко ценит и Н.В. Гоголя, который часто гостил в семье. Как отмечает М.П. Лобанов, «И после смерти Гоголя все в Абрамцеве продолжало Аксаковым напоминать о нем…» [5]. Рассказывая о большом друге семьи, обо всем, что с ним связано,Аксакова с большой эмоциональностью демонстрирует свои чувства к писателю и высоко оценивает его творчество: «Слова Гоголя поднимают со дна все силы душевные, все ее забытые прекрасные потребности и стремления, подымают вопросы давно забытые, тревожат ее, расширяют ее мир, и трудно совладать со всей этой проснувшейся жизнью, к тому же воспоминание о нем самом, о том голосе, который изустно раздавался между нами и которого не услышим больше, о той силе жизни гения, о той неистощимой любви ко всем и к каждому, которая не давала ему покоя» [3, с. 100]. Как справедливо указывает М.П. Лобанов, Н.В. Гоголь и после смерти «поднимался на такую духовную высоту, которая делала его в глазах Аксакова святым» [5]. Об этом пишет и сама В.С. Аксакова: «Боже мой, как он страдал, какие страшные душевные подвиги, какое неутомимое, неослабное, ежеминутное стремление к Богу, к совершенству, непостижимое почти для нас, обыкновенных людей, это святой человек, и все его ошибки и умственные заблуждения разве не происходили из тех же прекрасных источников; и как мало, лишь немногие знали его; но Бог ему награда…» [3, с. 101]. Можно предположить, что для В.С. Аксаковой, которая всю жизнь стремилась к духовному смирению и старалась жить по религиозным принципам, Н.В. Гоголь, перенесший глубокие страдания и стремившийся к Богу, стал, в какойто степени,кумиром.

Нельзя обойти стороной и записи об И.С. Тургеневе. К нему у Веры Аксаковой складывается несколько отрицательное отношение, она говорит о нем как о «постороннем» [3, 117]. Скорее всего, против И.С. Тургенева автора настраивает, то, что писатель был для нее западником. Отрицательное отношение к И.С. Тургеневу очевидно ярко выглядит по сравнению с отношением к А.С. Хомякову и Гильфердингам. Автор сравнивает даже внешности современников: «Он, конечно, крайне некрасив лицом, но это безобразие вовсе непротивно» [3, 120] –о Гильфердингеотце, и «…многие его находят даже красивым, но выражение лица его, особенно глаз, бывает иногда противно, что с удовольствием можно остановиться на лице отца Гильфердинга» [3, 120] –о И.С. Тургеневе. Вероятно, неприятие И.С. Тургеневабыло настолько сильным, что и внешность здесь послужила критерием неприятия. Вера Аксакова довольно смело высказывается о бедной духовности И.С. Тургенева: «…духовной стороны предмета он не в состоянии ни понять, ни почувствовать» [3, 120]. Сразу после характеристики И.С. Тургенева снова следует сравнение, но уже с Хомяковым: «исключительно духовным» человеком [3, 121]. Как известно, неприятие к И.С. Тургеневу скоро прошло. Вера Сергеевна Аксакова возможно даже явилась прототипом образа Лизы Калитиной, героини романа «Дворянское гнездо» [7]. «Тургенев не вызвал симпатии у Веры Сергеевны, не увидевшей в нем того, чем она жила и что ей было близко в людях, –духовного идеала, но Иван Сергеевич благосклонно и сочувственно отнесся к ней как художник. Сам духовный облик ее, отношение к жизни, как к трудному подвигу, не могли пройти мимо внимания художника, и образ Веры Аксаковой стоял перед ним, когда он изображал свою Лизу, с ее способностью к самопожертвованию» [5]. И.Н. Ентальцева,однако, высказывает сомнения по поводу того, что именно Вера Аксакова являлась прототипом Лизы Калитиной [8]. Несмотря на это, представляется возможным провести параллели между В. Аксаковой и тургеневской героиней. Например, стремление к замаливанию грехов и осознание порочности современного общества отмечается у них обеих. Очевидно, что для Веры Аксаковой, как и для всех членов семьи, окружение и встречи с друзьями занимали важное место в жизни. Каждодневные чтения, прием писателей, беседы и споры, –все это находит отражение в дневнике мемуаристки. Однако большая связь Аксаковых со светским, литературным обществом породила в В.С. Аксаковой беспокойство. Осознавая значимость семьи в обществе, мемуаристка переживает о том, какое мнение складывается о них и откровенно пишет: «люди, самые жаркие поклонники нашей семьи, или ее идеализируют до неестественности и даже до смешного, или доводят до такой крайности и до уродливости строгость нашего нравственного взгляда, или превозносят до такой степени наше общее образование, ученость даже, что или другие могут счесть нас за педантов или, по крайней мере, таких исключительных людей, к которым простой, не слишком образованный человек и подойти не может» [3, c. 106]. Сама Вера Аксакова считает себя и своих близких обычными людьми, а жизнь семьи простой и боится, что их уединенный образ жизни кажется остальным наигранным и неестественным: «Неужели так трудно понять простоту нашей жизни» [3, c. 106], –сетует она.

Ссылки на источники1.Маньянини Э. «Я» и «МЫ» в дневнике Веры Аксаковой (на фоне личного женского письма XIXвека) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.avtobiografija.com/article/view/56 –[Дата обращения 17.02.2016]2.Дмитриев А. П. Спор о русской жертве за болгарских братий (По неизданной переписке В. С. Аксаковой и М. Г. Карташевской). София: Альманах: Вып. 3: Евразийство и А. Ф. Лосев: миф и эйдос в русской мысли. —Уфа: Андрей Словохотов, 2013. –С. 332349.3.Аксакова В.С. Дневники. Письма / сост., подгот. текстов, вступ. и сопровод. ст., коммент. Т.Ф. Пирожковой. –СПб.: Издво «Пушкинский Дом», 2013. –592 с. 4.Файзрахманова А.А., Ергешева Л.Г. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой как историческая хроника и религиознодуховная исповедь о России. Аксаковские чтения: (материалы XVАксаковских чтений. Уфа, 2425 сентября 2015г.) / отв. ред.: д.ф.н., проф. В.В. Борисова; Башк. гос. пед.унт им. М. Акмуллы. –Уфа: Лайм, 2015. –С.195200.5.Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. М.: Мол. Гвардия, 1987. 366с. –Режим доступа: http://mreadz.com/new/index.php?id=8480 –[Дата обращения 17.02.2016]6.Анненкова Е.И. Архив К. С. АксаковаЕжегодник рукописного отдела Пушкинского дом на 1975 год Л., "Наука", 1977 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0240.shtml–[Дата обращения 17.02.2016]7.Борисова В.В. Вера Сергеевна Аксакова как прототип Лизы Калитиной –героини романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» Мемориальный доммузей С.Т. Аксакова [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.aksakov.info/index.php?id=212 –[Дата обращения 17.02.2016]8.ЕнтальцеваИ. Н. Спор о счастье или жизнь как подвиг. Вера Аксакова и схимонахиня Мария (Е.Н.Шахова) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://likirussia.ru/content/view/1805/ –[Дата обращения 17.02.2016]