Совершенствование методики аудита налогообложения организаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаджирагимова Д. Д., Юнусова Д. А. Совершенствование методики аудита налогообложения организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2421–2425. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86514.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена методика аудита налогообложения, этапы его проведения. Обозначены проблемы аудита налогообложения на современном этапе и возможные пути совершенствования аудита налогообложения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гаджирагимова Дилара Джумаединовна,магистрант 2 года обучения кафедры экономического анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкалаdikula90@mail.ru

Юнусова Дженнет Абдулкадыровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала

Совершенствование методики аудита налогообложения организаций

Аннотация.В данной статье рассмотрены методика аудита налогообложения, этапы его проведения. Обозначены проблемы аудита налогообложения на современном этапе и возможные пути совершенствования аудита налогообложения.Ключевые слова:аудит налогообложения, методика аудита, этапыналоговогоаудита, проблемы аудита налогообложения.

В условиях неустойчиво развивающейся экономики любая коммерческая организация крайне заинтересована в разработкеоптимальной стратегии в области налогообложения и эффективной организацииналогового учета. К однимиз важнейших видов информации, оказывающей значительное влияние на процессы, происходящие в обществе, относитсяразличного рода экономическая информация, в том числе информацияо налогахи сборах, подготовленная на основеданных бухгалтерского учета, но по правилам налогового законодательства.В отличие от бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательной аудиторской проверке, качество налоговой отчетности не гарантировано, поскольку при подготовке налоговой документациируководство организации не обязано обращаться к аудиторам для проведения проверки. Однако в настоящее время наблюдается ростпотребности заинтересованных пользователей в получении объективной информации относительно достоверности налоговой отчетности, величины налоговых рисков и способов их устранения.[2].Аудит налогообложения является одним из основных и значимых специальных аудиторских заданий в современных российских условиях. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит налогообложения можно определить как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам.[6]. Методика аудита налогообложения –это четко определенный на этапе планирования и зафиксированный в утвержденном плане аудита перечень аудиторских процедур, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе проведения аудита учета и уплаты налогов и сборов. Выбор аудиторских процедур в значительной степени определяется проверяемым налогом, его отражением в отчетности и бухгалтерском учете, сложностью формирования налогооблагаемой базы и другими факторами. Например, при аудите расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) аудитор проверяет правильность формирования элементов НДС по видам расчетов междухозяйствующими субъектами, видами договоров гражданскоправового характера, видам деятельности и хозяйственных операций. Все это находит отражение в методиках аудита налогообложения по различным налогам.[1],Целью разработки и совершенствования методики аудита системы учета налогов и сборов аудируемого лица является представление руководства по применению основных положений нормативных актов в области аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.В соответствии с ФЗ от 30.12.2008 № 307ФЗ «Об аудиторскойдеятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправесамостоятельно выбирать приемы и методы своей работы.[3].По мнению Савина А.Ак задачамметодики аудита налогообложения можно отнестиопределение подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения, основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения, порядка проведения конкретных процедур проверки, порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.[5].Таблица 1Этапы проведения аудита расчетов по налогам и сборам

I этапПланированиеIIэтапПроверка начисления и уплаты отдельных видов налогов и сборовIIIэтапЗаключительныйВрамках которого, в соответствии с требованиями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлениями правительства РФ, целесообразно провести предварительное планирование, цель которого состоит в знакомстве с деятельностьюклиента, выборе методов и приемов проведения аудита налогообложения, закреплении их в договоре на оказание аудиторских услуг.Непосредственно планирование заключается в оценке действующей в проверяемой организации системы внутреннего контроля применяемой системы налогообложения и организации бухгалтерского учета, с последующим расчетом величины аудиторского риска, уровня существенности и аудиторской выборки.

Цель данного этапа состоит в сборе надлежащих аудиторских доказательств, путем проведения аналитических процедур,–проведение проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборамПредполагает обобщение результатов аудиторской проверки, формирование аудиторского заключения в соответствии с Федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России 17 августа 2010 г. В том числе: ФСАД 1/2010 –Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

Учитывая изложенное, необходимо отметить, что процесс проверки конкретных налогов должен быть организовантак, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными, а контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять как со стороны руководителей проверки, так и со стороны руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков. В отечественной практике имеется ряд не решенных организационных и методических вопросов аудиторской проверки налоговой отчетноститаких, как:определениесущностиаудита налоговой отчетности, его цели, задач, принциповпроведения. Кроме того, существуют противоречия в подходах к проведениюпроверки налоговой отчетности, проверка расчетов по налогам и сборам рассматривается с позиций аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Имеются значительные проблемы в методике аудита и аудита налогообложения, в частности, не разработаны методики проведения аудита налогообложения в конкретных видах экономической деятельности;отсутствуют разработки по предварительному анализу отчетности и информации об организации, необходимых для эффективной организации аудита налогообложения;не проведены научные исследования относительно определения существенности и оценки аудиторского риска при проведении налогового аудита.[4]. Методики, разработанные большинствомавторов, не представляют собой комплекспроцедур, а включают лишьперечень некоторых действий, привязанных к объекту бухгалтерского учета или к отдельным хозяйственным операциям. Аудит налогообложения, в свою очередь, предполагает проведение помимо типовых аудиторских процедур, еще и специфических процедур по сбору и оценке информации, Для проведения качественного аудита налогообложения организаций необходима методика, которая учитывала быспецифику деятельности аудируемого хозяйствующего субъектав каждом конкретном случае, особенности налогообложения в РФ, а также включалатеоретические и практические основы аудита налогообложения.Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее времясуществует практическая необходимость в конкретизации методики проведения налогового аудита во внутрифирменных стандартах саморегулируемых организаций аудиторов или методиках; а также в разработке аудиторских стандартов по налоговому аудиту, отражающих перечень аналитических процедур и методику их осуществления. Необходимо определить место налогового аудита в системе общего контроля. Целесообразно выделить налоговый аудит как науку, определив ее предмет и метод.Налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Необходимо урегулировать ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, установить четкие рамки налоговой составляющей аудита, разработать методические основы по организации и проведению налогового аудита. Все это придаст достаточную актуальностьразработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита.

Ссылки на источники1.Василенко А.А. Характеристика специфических аудиторских услуг налогового аудита//Экономические науки, №4, 2013г. С.118211842.Каурова О.В., Канина Т.И. Проблемы проведения налогового аудита и его роль в повышение эффективности деятельности российских организаций//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, №2, 2010г. 3.Нюнха И.В. Возможные пути совершенствования аудита налогообложения в России //РГУ им. С.А. Есенина, 2015г. С.7179.4.Сафонова М.Ф, Щербаков Е.А. Проблемы развития налогового аудита в Российской Федерации//Международный бухгалтерский учет, №17(263), 2013г. С.2633.5.Савин А.А, Савина А.А. Аудит налогообложения: Учеб. пособие.2е изд.М.:Вузовский учебник:ИНФРАМ, 2011.С.367.6.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015).