Особенности агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова О. В., Трошкина М. С. Особенности агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2416–2420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86513.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности. Представлены эмпирические данные по общему индексу агрессивности и отдельных ее форм (физической, предметной, вербальной, эмоциональной, самоагрессии) у подростков трех наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности: адекватных – сензитивных; игнорирующих – с пониженной сензитивностью; неопределенных – с пониженной сензитивностью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трошкина Марина Сергеевна,студентка 3 курса направления подготовки 37.03.01 Психология ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецmarinatroshkina19@yandex.ru

Смирнова Ольга Валериевна,кандидат психологическихнаук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецnovale@inbox.ru

Особенности агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности

Аннотация.Статья посвящена выявлению особенностей агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности. Представлены эмпирические данные по общему индексу агрессивности и отдельных ее форм (физической, предметной, вербальной, эмоциональной, самоагрессии)у подростков трех наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности: адекватных –сензитивных; игнорирующих с пониженной сензитивностью; неопределенных –с пониженной сензитивностью.

Ключевые слова:агрессивность, отношение к опасности, сензитивность к угрозам, способ реагирования, подростки

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с преодолением трудностей и всевозможных угроз. Под опасностью обычно понимают любое воздействие (или изменившееся состояние объекта), способное нанести вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живомусуществу, механизму, системе[1].Опасности могут носить разный характер одни из них обусловлены средой, другие провоцируются самим человеком. В самом общем плане различают угрозы физическому развитию (аварии, катастрофы, физическое насилие, болезни и др.), психологическому развитию (критические ситуации, потеря близких людей или их болезнь, унижения и оскорбления и т.п.), социальному развитию (потеря социального статуса, бедность, неудовлетворительные условия жизни и др.)[1].Опытповедения в подобных ситуациях постепенно формирует определенное отношение человека к опасностям. Также как уразных людей формируется своеотношение к миру, к самому себе, к другим людям, так и формируется отношениек тем сторонам действительности, которые несут в себе опасность либо угрозу.Проблема изучения отношения к опасности привлекает внимание многих исследователей(М.И. Котик, В.Г.Маралов,В.П. Соломин и др.)В частности, коллектив авторов под руководством Маралова В.Г.[1], рассматривает отношение к опасности как способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасности) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (поведенческий компонент). Одни людиочень чувствительны (восприимчивы) к ситуации опасности, другие же не обладают способностью из множества жизненных событий выделить то, которое может нести в себе потенциальную угрозу.Кроме того, одни людиадекватно воспринимают угрозы и соответствующим образом на них реагируют; другие –явно их игнорируют или недооценивают, третьи –переоценивают опасность.В связи с этим, можно выделить адекватный, игнорирующий, тревожный и неопределенныйспособыреагирования на угрозу.При совмещении этих двух оснований авторы говорят о возможности существования 8 типов отношения человека к опасностям: адекватныйсензитивный; адекватный –с пониженной сензитивностью, игнорирующий сензитивный, игнорирующий –с пониженной сензитивностью, тревожный сензитивный, тревожный –с пониженной сензитивностью, неопределенный сензитивный и неопределенный –с пониженной сензитивностью.

Анализируя проблему отношения человека к опасности, можно заметить, что одним из источником опасности для человека выступает личность другого. В этом случае, поведение, поступки, способы действия одной личности, так или иначе, несут угрозу другой.

Поведение таких людей может носить ярко выраженный (как преднамеренный, так и случайный) агрессивный характер, К особой категории относятся люди, которые представляют опасность для самих себя, здесь речь идето самоагрессии.Исследования зарубежных (Бютнер К., Парренс Г., Раттер М., Кэмпбэл Р. и др.) и отечественных(Бреслав Г.Э, Семенюк Л.М., Фурманов И.А. и др.)авторов показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Подростковый возраст, будучи кризисным, может спровоцировать развитие агрессивности, которая различается по степени интенсивности и форме проявлений от неприязни до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. Различные проявления агрессии в подростковом возрасте можно рассматривать как проявление психологической защиты в ситуации угрозы. Сама угроза существует как объективный факт, однако восприятие ее и, соответственно, реагирование носит субъективный характер. В связи с вышесказанным,довольно актуальной является проблема агрессивности у подростков с разным типом отношения к опасности.Цель нашего эмпирического исследования: выявить особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности. Теоретический анализ позволил сделать предположение о том, что существуют определенные особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности. В частности, наиболее низкие показатели агрессивностии отдельных ее форм (вербальной; физической; предметной; эмоциональной; самоагрессии) характерны для подростков с адекватным –сензитивным типом отношения к опасности. Наиболее же высокий уровень агрессивности и отдельных ее форм характерны для подростковс игнорирующим –не сензитивным типом отношения к опасности.В исследовании приняли участие 85 подростков 1516 лет, обучающихся в ряде школ г. Череповца Вологодской области.Первоначально нам необходимо было выявить тип отношения к опасности у подростков.Вкачестве конкретных методикисследования на этом этапе работы выступили: тест –опросник сензитивности к угрозам (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);

тест –опросник на выявление типа реагирования в ситуациях опасности (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);[31]Результаты диагностики сензитивности к угрозам представлены в Таблице1.Таблица 1 Распределение испытуемых по уровням сензитивности к угрозамУровень сензитивностик угрозамКоличествочеловек%высокий3035,3средний 1720,0низкий 3844,7Всего85100Из таблицы 1 видно, что большинство подростков (44,7%) обладают низким уровнем сензитивности к угрозам, т.е они затрудняютсяобнаруживать сигналы опасности.

Для 30 человек (35,3%) характерен высокий уровень сензитивности, то есть они чувствительнык угрозам, могут из множества воздействующихна нихвнешних (или внутренних) факторов, выделять такие, которые являются угрожающими для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия, или наносят ущерб его окружению. В меньшей мере проявлен средний уровень сензитивности к угрозам –это 17 человек (20,0 % от общего числа испытуемых).В таблице 2 представлены результаты диагностики способа реагирования в ситуации опасности.

Таблица 2 Распределение испытуемых по способам реагирования в ситуации опасностиСпособ реагированияв ситуации опасностиКоличествочеловек%адекватный2225,9тревожный1315,3игнорирующий2832,9неопределенный2225,9Всего85100,0Как показывают результаты таблицы 2, в целом старшие подростки чаще используют игнорирующие способы реагирования в ситуациях угроз (32,9%). Понятно, что не полностью социализированная личность (подростки) чаще игнорирует ситуации угроз, то есть преуменьшает(либо вовсе не замечают)опасность, надеясь, что ее минуют неприятности и все образумится само собой. Но среди подростков довольно многои тех, кто выбирает адекватные способы реагирования на угрозы, не преувеличивают и не преуменьшают опасность (25,9%). Отметим,что в значительной мере в данной выборке представлен и неопределенный способ реагирования (25,9%) это те,у кого не сформироваласьстойкаямодельповедения в ситуации опасности. Наименее проявлен тревожный способ реагирования в ситуации опасности –15,3%.В таблице 3 представлены интегральные данные по типам отношения подростков к опасности.Таблица 3 Типыотношения к опасностиу подростков№Тип отношения к опасностиКол. чел.%1адекватный –сензитивный1214,12адекватный с пониженной сензитивностью1011,83тревожный сензитивный 44,74тревожный с пониженной сензитивностью910,65игнорирующий –сензитивный55,96игнорирующий с пониженной сензитивностью23277неопределенный –сензитивный910,68неопределенный с пониженной сензитивностью1315,3

Всего85100Приведенные в таблице 3 данные достаточно показательны. В старшем подростковом возрасте у большинства испытуемых (32,9%) сформировался игнорирующий тип отношения к опасности, где игнорирующий –с пониженной сензитивностью тип доминирует (27%). Вменьшей мере, но тоже значительно представленынеопределенный и адекватный типы отношения к опасности (по 25,9% каждый), где в большей мере выражены неопределенный –с пониженной сензитивностью (15,3%) и адекватный сензитивный (14,1%). Самую малочисленную часть составляет тревожный тип отношенияк опасности (15,3%), т.е. подросткам в незначительной мере свойственно желание преувеличивать ситуацию опасности.

Таким образом, на этом этапе исследования мы выявили, что из всех возможных типов отношения к опасностив данной выборке подростков,в наибольшей степени,

представлены:адекватный –сензитивный, игнорирующий –с пониженной сензитивностью, неопределенный –с пониженной сензитивностью.Далее необходимо было выявить особенностиагрессивности и форм агрессии у подростков трех наиболее характерных типовотношения к опасности.С этой целью мы использовали тест агрессивности (опросник л. Г. Почебут). Таблица 4Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у подростковсразными типами отношения к опасности (указаны средние арифметические значения)

АгрессивностьТипы отношения к опасностиЗначение HкритерияКрускалаУоллисаадекватныйсензитивныйигнорирующий с пониженной сензитивностьюнеопределенный с пониженной сензитивностьюобщая агрессивность10,818,614,914,119вербальная агрессия2,24,32,712,714физическая агрессия2,04,22,39,662предметная агрессия2,02,53,0-- эмоциональная агрессия1,83,53,09,710самоагрессия2,84,03,9-- Примечание: Жирным шрифтом обозначены различия, значимые при р0,01, прочерк означает отсутствие статистически значимых различий.Результаты таблицы 4показывают, что из трех наиболее часто встречающихся среди испытуемых типов отношения к опасностинаиболее агрессивным является игнорирующий спониженной сензитивностью (средний балл по общей агрессивности18,6). У представителей данного типа наблюдается и самая высокая степень выраженности всех форм агрессии, кроме предметной. Наиболее проявлены вербальная (4,3) и физическая (4,2), чуть ниже самоагрессия (4,0) и эмоциональная агрессия(3,5).В меньшей мере общая агрессивность выражена у неопределенного с пониженной сензитивностьютипа (среднийбалл14,9). По формам агрессии у данного типа показатели в целом ниже, чем у игнорирующего с пониженной сензитивностью типа. Наиболее проявлена самоагрессия (3,9), предметная и эмоциональная агрессия на одном уровне (по 3,0).В данном случае наблюдается более выраженная, чем у других типов, предметная агрессия (3,0).Наименее агрессивным из испытуемых оказался адекватный –сензитивный тип. Степень выраженности по показателям общей агрессивности и формам агрессии здесь значительно ниже, чем у представителей двух других типов: общая агрессивность 10,8 баллов, из форм наиболее проявлена самоагрессия (2,8), затемвербальная агрессия (2,2), физическая и предметная агрессия на одном уровне (по 2,0), наименее выражена эмоциональная агрессия (1,8).Статистическая обработка данных с помощью критерия Крускала –Уоллиса показала, что существуют значимые различия (р0,01) между заявленными типами подростков в отношении общей агрессивности (H = 14,119), вербальной агрессии (H = 12,714), эмоциональной агрессии (H = 9,710) и физической агрессии (H = 9,662).Далее мы рассмотрели степеньвыраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых с наиболее встречающимися типамиотношения к опасности.Таблица 5Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых снаиболее встречающимися типами отношения к опасности (указаны в %)АгрессивностьТипы отношения к опасностиадекватный–сензитивныйигнорирующий–с пониженной сензитивностьюнеопределенный –с пониженной сензитивностьюобщая агрессивностьвысокая0,013,00,0средняя58,374,069,2низкая41,713,030,8

100,0100,0100,0вербальная агрессиявысокая8,352,27,7средняя16,730,438,5низкая75,017,453,8

100,0100,0100,0физическая агрессиявысокая0,043,515,4средняя16,726,17,7низкая83,330,476,9

100,0100,0100,0предметная агрессиявысокая0,08,715,3средняя33,347,846,2низкая66,743,538,5

100,0100,0100,0эмоциональная агрессиявысокая0,026,17,6средняя25,039,146,2низкая75,034,846,2

100,0100,0100,0самоагрессиявысокая16,747,838,5средняя33,326,138,5низкая50,026,123,0

100,0100,0100,0Примечание: Жирнымшрифтом отмечены наиболее выраженные показатели агрессивности и форм агрессии (%) в группах подростков с разным типом отношения к опасности.

Результаты таблицы 5свидетельствуют о том, что для подростков всехтрехтиповотношения к опасности, в большей степени, свойственен средний уровень агрессивности. Обращает внимание на себя тот факт, что подростки адекватного –сензитивного инеопределенного

с пониженной сензитивностьютипов отношения к опасности не проявляют высокого уровня общей агрессивности. Рассмотрим имеющиеся различия по отдельным формам агрессии у подростков трехтипов. Для подростков с адекватным –сензитивным типом отношения к опасностихарактерен,восновном,низкий уровеньвсех форм агрессии.(физическая

83,3%, вербальная и эмоциональная(по 75,0%) и др.). Вместе с тем можно заметить, что для трети подростков данного типа(33,3%) свойственен средний уровень предметной агрессии и самоагрессии.У неопределенных с пониженной сензитивностью подростков агрессивность проявляется поразному. В наибольшей мереони проявляют самоагрессию, в меньшей степени демонстрируют предметную и эмоциональную агрессию, практически отсутствуют проявления физической и вербальной агрессии.Для значительного числа игнорирующих –с пониженной сензитивностью подростков характерен высокий уровень вербальной(52,2%), самоагрессии (47,8%)и физической (43,5%)агрессии. В достаточной мере представлен среди подростков данного типа и средний уровень предметной (47,8%)и эмоциональной (39,1%)агрессии,Сопоставив попарно между собой наиболее встречающиеся типы отношенияк опасности по показателямобщей агрессивности и ееформ, с помощью критерия χ² мы выявилиследующие статистически значимые различия между ними: между адекватным –сензитивным и игнорирующим –с пониженной сензитивностью в проявлениях вербальной (χ² =14,009,р0,01)и физической агрессии (χ² =12,026,р0,01), в эмоциональной агрессии (χ² =9,059,р0,05), в общей агрессивности (χ² =7,667,р0,05) и в самоагрессии (χ² =6,631,р0,05).

между игнорирующим –с пониженной сензитивностьюи неопределенным –с пониженной сензитивностью

в проявлениях вербальной (χ² =10,459,р0,01). и физической агрессии (χ² =8,298,р0,05). Между адекватным –сензитивным и неопределенным –с пониженной сензитивностьютипами значимых различий не было выявлено. Это значит, что проявления агрессивности и агрессии у представителей этих 2 типов во многом схожи.Соотнеся полученные результаты, мы составили некоторые психологические портретыподростков исследуемых нами типов.Адекватный –сензитивный тип.Такие подростки хорошо распознают сигналы угроз за счет эмоциональной чувствительности, и правильно оценивают воздействие того или иного угрожающего фактора. Данный тип скорее уравновешен и разумен, чем импульсивен и безрассуден. Может проявиться незначительная склонность к предметной агрессии и самоагрессии, но это будет скорее проявлением адекватных механизмов психологической защиты, так как такие подростки понимают, что лучше проявить накопившуюся злобу на неодушевленный предмет и найти причину неприятностей в себе, чем применить физическую силу в отношении другого человека, унижаться до уровня оскорблений, проявлять подозрительность, враждебность, неприязнь к другим людям. Игнорирующий –с пониженной сензитивностьютипПодростки данного типа не только не замечает опасность, но еще не чувствуют ее. Они не боятсяновых ситуаций, «идут напролом, нарываясь на неприятности». Этот тип подростков склонен проявлять наибольшую физическую, вербальную агрессию. Так же склонны к проявлению самоагрессии, так как у них ослаблены механизмы психологической защиты. Склонны к эмоциональному отчуждению при общении с другими людьми. Игнорирующие подростки склонны срывать агрессию и на окружающих предметах. Неопределенный –с пониженной сензитивностьютипПодростки данного типа,по сути,не являются яркими представителями адекватного, тревожного, либо игнорирующего типов отношения к опасности. Или, наоборот, способны ярко проявлять два или три типа одновременно. В разных ситуациях они могут действовать согласно соответствующей обстановке, преувеличить значимость ситуации угрозы илипросто не заметить ее. Данные люди находятся в «подвешенном состоянии» могут не среагировать на угрозу иливпасть в состояние ступора. Их положение усугубляется пониженной сензитивностью, которая может провоцировать повышение агрессии.В целом, проявления агрессии носят ситуативный характер.Выделив психологические характеристики агрессивности, можно заметить, что в наименьшей степени агрессивность в различных ее формах свойственна подросткамадекватного –сензитивного типа. Наибольшую же склонность к агрессивному поведению демонстрируют подросткиигнорирующего –с пониженной сензитивностью типа отношения к опасности. С ними, прежде всего, и необходимо проводить психологическую работу, направленную на коррекцию агрессивных проявлений в поведении.

Ссылки на источники1. Развивающаяся личность в «зеркале» угроз: Психология отношения людей к опасностям / Под ред. В.Г.Маралова. –ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2013.