Курган-склеп тесинской эпохи на Енисее (пятьдесят лет спустя после раскопок)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шишкина О. О. Курган-склеп тесинской эпохи на Енисее (пятьдесят лет спустя после раскопок) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2431–2435. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86516.htm.
Аннотация. Тесинский склеп Тепсей XVI является одним из пунктов археологического комплекса Тепсей, расположенного на правом берегу Енисея в устье реки Тубы. Более пятидесяти лет назад проводились раскопки этого объекта, затем внимание ученых было обращено на петроглифы на плитах ограды кургана. В настоящее время петроглифы находятся под угрозой уничтожения. Поэтому было проведено полное документирование данных изображений. Рассматриваются идеи дальнейшей судьбы данного памятника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шишкина Ольга Олеговна,Студентка 4го курса, факультет истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово.haruki.yoko@yandex.ru

Научный руководитель ‬Советова О.С., др ист. наук, проф.

Кургансклеп тесинской эпохи на Енисее

(пятьдесят лет спустя после раскопок)

Аннотация.Тесинский склеп Тепсей XVI является одним из пунктов археологического комплекса Тепсей, расположенного на правом берегу Енисея в устье реки Тубы. Более пятидесяти лет назад проводились раскопки этого объекта, затем внимание ученых было обращено на петроглифы на плитах ограды кургана. В настоящее время петроглифы находятся под угрозой уничтожения. Поэтому было проведено полное документирование данныхизображений. Рассматриваются идеи дальнейшей судьбы данного памятника.Ключевые слова: тесинский этап тагарской кульутуры, археологический комплекс Тепсей, петроглифы, кургансклеп.

В Сибири есть много замечательных памятников истории и археологии, которые хорошо известны ученым, но незаслуженно мало ‬нам, порой живущим совсем рядом с ними, но даже не имеющими представления об их культурноисторической ценности. Большое счастье, когда появляются энтузиасты, превращающие такие объекты в общее достояние, как это было, например, с Томской писаницей в Кемеровской области. А ведь таких масштабных памятников археологии в Сибири очень много, и они требуют пристального внимания специалистов разных профилей, которые,проведя реставрацию и музеефикациюэтих памятников, могли бы дать им вторую жизнь.В поле зрения ученых кафедры археологии Кемеровского государственного университетауже давно попали памятники наскального искусства Южной Сибири и сопредельных территорий, куда они ежегодно выезжают с исследовательскими задачами. Автор настоящей статьи также на протяжении нескольких лет обучения в Кемеровском государственном университете (КемГУ)участвует в работе специального отряда кафедры, проводящего исследованияв КраснотуранскомрайонеКрасноярского края с целью изучения археологических объектов Тепсейского археологического комплекса ‬на правомберегуЕнисея в устье реки Тубы. Наиболее массовые раскопки в этом археологическом микрорайоне велись в 1960х ‬70х гг., поскольку в это время на этой территории готовилось ложе будущего Красноярского водохранилища. Красноярская экспедиция ЛОИА АН СССР, под руководством М.П. Грязнова проводила здесь крупномасштабныераскопки поселений и могильников.В ходе работы на участке протяженностью в одинкм были обнаружены археологические памятники в 21мтопографическом пункте (Tепсей IXХI),в 19тииз которыхвелись раскопки. Были выявленыпамятники 4хисторических периодов, причем сохранилось множество вещественных останков практически всех известных культур на Енисее. Поэтому только на материалах Тепсейского микрорайона можно проследить историю развития культуры древних племен, населявших Минусинскую котловинув древности и средневековье. Самые ранние археологические объекты, открытые здесь, относятся к эпохе бронзы (афанасьевская, андроновская, окуневская культуры), самые поздние ‬этнографические(созданные хакасами). Полученные в результате раскопок материалы, среди которых гипсовые маски, знаменитые деревянные плакетки с резными рисунками, многочисленные предметы из металлов,кости, дерева, многие из которых уникальны.Одним из объектов, попавших в орбиту нашего интереса, сталкургансклеп тесинского времени (Тепсей XVI), датируемый III вв. до н.э. [2, c. 224].Несмотря на то, что объект интересенво всех отношенияхи изучалсядостаточно продолжительноевремя, к сожалению, он оказался недооценен учеными, тогда как вполне мог бы стать изюминкой организованного здесь, под горой Тепсей,музеязаповедника. Вопервых,это один из наиболее крупных пунктов Тепсейского микрорайона, содержащий разнообразныеархеологическиематериалы, включающие уникальные глиняные маски, хранящиеся в настоящее время в Эрмитаже, металлические предметы, керамику. А вовторых, на плитах ограды этого склепа выявлена целая серия петроглифовнескольких хронологических периодов, до сих пор не изученных и не введенных в научный оборот. Раскопки этого кургана проводил Тепсейский отряд СреднеЕнисейской экспедиции, руководителем которого была ленинградский археолог М.Н. Пшеницына.Работы по исследованию склепа началисьв 1970 г., продолжены в 1976 г., когда скургана был снят дерновый слой и произведена детальная расчистка стен его ограды и каменных конструкций внутри нее. Разборка погребальной камеры была осуществлена уже в 1977 г. [3, c. 3]. К сожалению, специальной публикации результатов раскопок склепа Тепсей XVIсделано не было,имы располагаем лишь общимисведениямио раскопках и полученных в ходе них материалах, опубликованнымив 1978 г. в ©Археологическихоткрытияхª [4]ичастично в монографии©Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисееª, посвященной результатам проведенных археологических работ, поскольку ковремени публикации данной книги материалы еще не были всестороннеизучены [1]. Точная и подробная информация имеетсяв Полевом отчетеотряда экспедиции [3]. Обобщая найденную нами информацию,можно получить следующие сведения об архитектурных особенностяхТепсеяXVI: курган был одиночным, с земляной насыпью 24 м, высотой около 1,5 м, в основании насыпи имелось около 20тистолбообразных плит, дополненных сверху кладкой из плитняка и образующих квадратную ограду 18х19 м, высотой 1,2 м. С югозапада находился вход в ограду. Северовосточная стена ограды была высотой примерно 1,2 м, остальные ‬до 1 м. Многие из вертикально врытых плит ограды с наружной стороны были укреплены вертикально поставленными небольшими плитками (контрфорсами). К моменту раскопок сохранились на своих местах лишь 10 плит в основании насыпи. Вход в ограду (с югозапада) был заложен массивной столбообразной плитой, которая отступает от югозападной стенки на 2 м [3, c. 3]. В глубокой яме был обнаружен склепсруб [2]. Склеп еще в древности был сожжен и ограблен. В его восточной половине обнаружено устройство двухярусовдощатых ©полатейª, на которых размещали умерших. На полу и на ©полатяхª по предварительным данным было погребено не менее 30ти человек [1, c. 83] (в Отчете эта цифра была уточнена, всего захоронено 42 человека [3, c. 9]). По существовавшей в Минусинской котловине традиции, череп покойного трепанировали в теменной части для удаления головного мозга (черепная коробка заполнялась травой) и освобождали его от мягких тканей, затем обмазывали глиной. Лобную и лицевую части черепа покрывали сверху еще одним тонким слоем глины или гипса. Таким образом,получалась своего рода глиняная голова, схематично передающая черты лица умершего [2, c. 228]. Особенностью тепсейских ©масокª является то, что глиной моделированы не только головы трупов, но и шеи и часть груди. Эти глиняные ©нагрудникиª исследователи генетически связывают с изготовлением бюстов в таштыкских склепах [5, с. 135]. Часто на гипсовую обмазку наносили узор красной краской,изображающий, очевидно, татуировку лица умершего. Некоторые умершие были погребены в позе сидячего человека [2, с. 229]. Из сопутствующего инвентаря было найдено пятьглиняных кубков и сосуд баночной формы, железные и бронзовый ножи, железные стержень, крюк и пряжка, бронзовые игла и шило, конусовидная бляшка, два кнопковых зеркала, каменная имитация раковины каури, клык кабарги, пастовая бусина, две глиняные бляшки и обрывки листового золота. Под стенами ограды кургана снаружи открыты 24 могилы того же времени, что и склеп. В небольших каменных ящиках было захоронено 5 взрослых, в остальных ‬дети и подростки. Сопутствующего инвентаря в могилах практически небыло. В ограде кургана на северозападном борту ямы обнаружилиеще два безинвентарных тесинских погребения ‬взрослого и ребенка. С юговосточной стороны склепа находились две другие тесинские могилы в каменных ящиках, впущенные в имеющиеся здесь карасукские ограды. Под каменнодеревянными конструкциями кургана оказались два кургана подгорновского этапа тагарской культуры и три карасукские ограды, часть которых была разрушена при сооружении тесинскогосклепа[4, c. 275].

В Отчете мы впервые встречаем некоторые сведения о петроглифах на плитах оград кургана. М.Н. Пшеницына упоминает о рисунках на 7ми камнях: на 3х столбообразных плитах ограды (на торце плиты северного угла, на одной из плит северовосточной стены, на двух гранях югозападной стены ограды), на 2 контрфорсах (юговосточной и югозападной стен) и на одной из торцевых граней столбообразной плиты, маркирующей вход в ограду кургана. В Приложении к Отчету даже было дано несколько фотографий последнего камня. Конечно, в сферу интересов данного отряда изучение петроглифов не входило, поэтому описания изображений достаточно условны. Говоритсялишь, что на всех плитах изображены человеческие фигуры в технике выбивки, а на одной из вертикально поставленных плит северозападной стены ближе к северному углу изображена фигура хищной птицы в технике прочерчивания [3, с. 6]. Через несколько лет после окончания раскопок этот объект взону затопления не попал,и его научные изыскания были продолжены. Теперь основным объектом изучения стали петроглифына курганных камнях. Ихисследованием занималасьТ.В. Николаева, совместно с сотрудником кафедры археологии КемГУ Б.Н. Пяткиным, собиравшая материал для кандидатскойдиссертации©Изображения на плитах оград курганов тагарской культуры (методика и хронология)ª [6].В 1981 г. они специально приезжали на Тепсей и документировали рисунки на курганных камнях, в том числе и на Тепсее XVI. Всего ими было обследовано три могильника у горыТепсей и склеп тесинского времени Тепсей XVI, задокументировано 72 изображения [6, с. 49]. По имеющимся в нашем распоряжении данным, было выяснено, что непосредственно на Тепсее XVIими было зафиксировано 8 камней с рисунками: на 2х плиткахконтрфорсах, на плите, маркирующей вход в склеп, на 4х камняхразделителях, на плите, составляющей часть кладки ограды [6, c. 217224]. К сожалению, полученные материалы в свое время не были введены в научный оборот. Частично сделанные ими прорисовки и микалентные копии хранятся в настоящее время в музее ©Археология, этнография и экология Сибириª Кемеровского государственного университета, а также описания и анализ исследуемых изображений Т.В. Николаева дает в своей кандидатской диссертации и в материалах научных конференций [7]. Она отмечает, что почти всегда на плитах с рисунками с тесинских склепов (в их числе и Тепсей XVI) имеются следывторичного использования, признаками которого считаетсябезразличная ориентировка плит с рисунками (изображения встречаются вверх ногами), использование плиток с рисунками в качестве контрфорсов, подтесака плит,в результате чего рисунки частично исчезли, закапывание в землю частей плит с рисунками и забутовка их плитками при сооружении ограды [7, c. 95]. Очевидно, на Тепсее XVIпозжеработали и другие исследователи. Но к сожалению, систематических и полноценных публикаций о подобного рода изысканиях нет. Встречаются лишь одиночные упоминания об исследованиях на данном объекте. К примеру, известно, что в 1980е гг.на Тепсее XVIработал Н.А. Боковенко, принимающий некогда участие в раскопках данного склепа. В одной из своих публикаций он упоминает о изображении птицы, выполненной в технике прочерчивания из пункта Тепсей XVIи даже интерпретирует ее как ©образ отлетающей душиª [7, c. 78]. Отметим также, что у Т.В. Николаевой об этом рисунке упоминаний нет. На протяжении десятилетий исследователи проводили мониторинги размыва береговой линии, занимались исследованием петроглифов на скалах и иные работы. За это времяпроизошли серьезные изменения в природном ландшафте. Изменилась береговая линия, повысилась влажность воздуха (в связи с образованием водохранилища), скальные выходы и курганные камни стали сильнее разрушаться, многие плиты накренились, покрылись биобрастателями. Все эти природные и техногенные факторы, безусловно, угрожают сохранности петроглифов. Но несколько лет назад над Тепсейским археологическим микрорайоном нависла и угроза антропогенного характера. Снедавнего времени часть территорииу г. Тепсей находится в частных владениях одного из местных предпринимателей, и курганное поле с тесинским склепом Тепсее XVIпо имеющемуся проекту дачного поселка попадает под застройку. С 2012 г. Тепсейский отряд Кемеровского государственного университета занимается планомерным документированием петроглифов на Тепсее. В сферу исследования отряда попадают как и наскальные изображения (пункты с петроглифами Тепсей IV, а также новые местонахождения, обнаруженные в ходе разведок), так и рисунки на курганных камнях, расположенных у подножия горы.За период экспедицийна курганном поле было выявлено значительное количество рисунков, хронология которых представлена в диапазоне от тагарскогодо этнографическоговремени. Рисунки были отсняты на цифровую камеру, описаны, скопированы на прозрачные материалы и микалентную бумагу, выполнены чертежи курганов, с обозначением на плане камней с петроглифами, и проч. Также проведена фиксация могильных плит с рисунками с помощью GPS, что позволило нанести на карту местоположение курганных камней с изображениями на них и выявить те из них, которые окажутся в зоне застройки. В ходе работы предпринималась расчистка граней плит от лишайника. Всего выявлено около 60 камней с рисунками, которые не только пополняют источниковую базу изображенийна курганных камнях Минусинской котловины, но и являются уникальными историческими источниками[9, 10, 11, 12]. В настоящее время место раскопок заросло травой и плотным кустарником, в летний сезон некоторые плиты сохранившейся ограды видны плохо и осмотр их значительно затруднен. На месте раскопок склепав образовавшейся западине выросла большая береза. В целом конструкция ограды кургана в настоящее время все еще относительно неплохо прослеживается. Разумеется, некоторые, особенно большие плиты северозападной, северовосточной и юговосточной стен накренились, но тем не менее достаточно крепкоудерживаются в конструкции. Инаякартинав югозападной части, где находился вход в ограду кургана: здесь первоначальная конструкция практически полностью нарушена, многие плиты упали, заросли слоем дерна. Также помимо сохранившихся стен кургана, видны многочисленные большие и мелкие горизонтально и под наклоном лежащие плиты. Рядом с оградой сосредоточенобольшое количество мелкого плитняка(результат расчистки). Некоторые камни были покрыты лишайником. Всего входе 3х полевых сезонов 20132015 гг. нами обнаружено 16тькамней с петроглифами: 8 ранее известных, 8 новых.

Рис. 1. Тепсей XVI. Вид на северовосточную часть ограды (стрелками обозначены плиты с петроглифами).

Одна из плит, маркирующая вход в склеп, раскололась на две неравныечасти, на обеих из них имеются рисунки[11, рис. 1]. Совершенно новыми оказались изображения едва выбитого сильно выветренного антропоморфного персонажа на одной из плит югозападной стены ограды, гравировки и выбитое перевернутое животное (?) на одной из плит, составляющей часть кладки северовосточной стены, а также едва заметные остатки выбивки на плитеразделителесеверовосточной стены. Летом 2014 г. были найдены еще четырекамня с петроглифами, дваиз которых не были ранее известны. Удивительной находкой стало обнаружение массивной лежащей в настоящее время плиты с изображением фигур двух удивительных ©клетчатыхª коней[10, рис. 1], выполненных в той же манере, что и кони на скалах соседнего местонахождения Оглахты, не исключено, что и рукой одного мастера. В 1980е гг. (когда на Тепсее работали Б.Н. Пяткин и Т.В. Николаева) эта плита стояла в конструкции ограды кургана перевернутой.Не исключено, чтоона была взята из близлежайшего разрушенного подгорновского кургана [6,с. 144].В настоящее же время она упала ибыла почти полностью засыпана плитняком и землей. Плита была расчищена. Поверхность ее лицевой стороны в настоящее время неровная, с большой площадью отслоений корки, в связи с чем часть наиболее древних изображений утрачена или испорчена. На разные грани плиты различной техникой (грубой и более изящной выбивкой, гравировкой) нанесены изображения антропоморфных фигур, животных, знаков. Большое количество рисунков прочерчено тонкими, еле заметными гравированными линиями. Изображения коней выполнены в технике выбивки головами вправо и расположены один под другим. К сожалению, эти изображения сильно разрушены. К новым также относится изображение коня,выбитого на наклонившейся плите юговосточнойстены, скрытое плиткойконтрфорсом, что косвенно указывает на то, что рисунок был нанесен еще до сооружения ограды. Конь расположен головой вниз, с 4мя прямыми ногами, с гривой, прорисованной шестью вертикальными гравированными черточками. Также найдена плита с остатками выбивки среди плит, которые очевидно были выброшены из отвала при раскопках. В 2015 г.отряд приезжал на Тепсей дважды: в мае и июле. В мае основная работа была направлена на поиск ранее известных и необнаруженных нами плит. Рисунки было искать проще, чем летом, так как растительностьеще была не столь пышной, как летом, и многие плиты были открыты. В результате было найдено еще четыреплиты с изображениями: 2хна плитахконтрфорсах, 2хиз отвала. Одна плитка с антропоморфными изображениями была в 1981 г. скопирована Б.Н. Пяткиным и Т.В. Николаевой [6, с. 218]. Судя по всему, для удобства документирования она была перенесена в югозападную часть раскопа, где и лежит в настоящее время. Мы ее обнаружили перевернутой рисунком вниз. Особенно удивительной стала находка 2х плит с выбивкой, обнаруженныхв отвалах. Очевидно, когдато эти плиты были выломаны из писаницы, судя по сохранившимся фрагментам рисунков. Грани, на которых имеется выбивка, покрыта прочной скальной коркой, по цвету кардинально отличающейся от цвета камня. Изображения фрагментарные ‬дугообразные линии и возможно, пересекающиеся ноги какогото животного (?). Интересно, что древняя каменоломня находится недалеко от местоположения склепа, откуда могли брать плиты для его строительства, но там цвет камня иной.В целом, на археологическом пункте Тепсей XVIобнаружено 16тькамней с петроглифами. Найдены все плиты с рисунками, упомянутые в отчете М.Н. Пшеницыной, и практически все, известные Т.В. Николаевой,за исключением одной. Так, у Т.В. Николаевой в диссертации есть упоминание о плиткеконтрфорсе со схематическими изображениями 4х лодок [6, с. 218], которую мы не обнаружили. Все обнаруженные изображения задокументированы (скопированы на прозрачную пленку и микалентную бумагу), сняты на цифровую камеру. Сделан план склепа. Многие изображения выполнены в технике выбивки, часто их перекрывают гравированные линии. Таким образом, выявив серии рисунков на камнях, мы можем получить более цельную картину о самом кургане, ярче представив его первоначальный вид и задумку создателей. Анализ петроглифовпоказал, что рисунки, нанесенные на камни этого склепа, сооруженного в конкретную ‬тесинскую эпоху ‬разновременны. Часть из них была выполнена в тагарское время (включая тесинское), очевидно, с определенными целями.Самые ранние (изображения коней)относятся к подгорновскому этапу. Поскольку для сооружения входа в курган требовались мощные плиты, плита с конями и была переиспользована из более раннего захоронения с этой целью.Другая большая плита также была с рисунками, но созданными, очевидно, уже в тесинское время. На ней были изображены антропоморфные фигуры, достаточно крупные по размеру, и, очевидно, хорошо проявляющиеся на камне, несмотря на то, что некоторые элементы ‬луки, какоето оружие ‬были выполнены гравированными линиями. Другие рисунки на камнях, расположенных поблизости, усиливали семантический (художественный?) эффект. Относительно мелкие фигуры, выявленные нами на разных камнях кургана, возможно, изготавливались в процессе обработки плит для сооружения кургана ‬они не всегда эффектны, но часто не лишены выразительности. Пожалуй, наиболее сильное впечатление производит крупная антропоморфная фигура, изображенная на одном из разделительных камней склепа, у него показаны длинные растопыренные пальцы рук, округлая голова и повернутые вправо ступни[12, рис. 3]. Рядом с ним изображены две более мелкие фигуры, одна с неопределенным предметом в руке. Подобные персонажи довольно часто встречаются как на скалах, так и на курганных камнях, что предполагает их важную семантическую нагрузку. Возможно, здесь отражен так называемый обряд ©переходаª в иной мир.Пока нет четкого представления, в какое время была создана фигура птицы (а в 2015 г. на этой же плите была выявлена еще фрагментарная фигура животного, возможно, коня), но некоторые исследователи не отрицают того, что она одновременна созданию кургана, то точку зрения Н.А. Боковенко на ее трактовку как ©отлетающую душуª, можно принять. Очевидно, смысл всех этих рисунков был связан с погребальным обрядом, отражавшим картинумира тесинцев. К примеру, перевернутые персонажи трактуются как обозначение смерти, кони символизируют жертвенность, птица считается переносчиком душ и пр. Поскольку памятники наскального искусства являются памятниками открытого типа,они в разное время и с разными целями посещались, нередко эти цели были неблаговидные. Так, если в этнографическое время хакасы могли нанести на более ранние фигуры свои тамги или другие изображения, то неизвестные ©художникиª в неизвестное время приходили сюда и портили ударами камня или другим инструментом древние рисунки просто из хулигаских побуждений. Поэтому актуальной является проблема музеефикации подобных памятников.Идея о создании туристических маршрутов, неких смотровых площадок на территории Минусинской котловины уже неоднократно были озвучены семинарах и конференциях[13, c. 22]. К примеру, на территории соседнего местонахождения Оглахты (левый берег Енисея, респ. Хакассия) был создан государственный природный заповедник Хакасский. В целом на Тепсее возможно создание некоего музея под открытым небом, экскурсии проходилибы по всей территории микрорайона. Возможно, показать как наскальные рисунки, так и изображения на курганных камнях. Под пристальным наблюдением специалистов повысится вероятность сохранения древнейших петроглифов, а также возможна будет реставрация некоторых плоскостей и плит. Уникальным в этом отношении стал бы именно тесинский склеп Тепсей XVI, так как на данном объекте сохранилась большая часть ограды, прослеживается конструкция склепа, плиты с рисунками располагаются в самой кладке. По материалам можно сделать реконструкцию данного склепа. Посетителям этого объекта представится возможность познакомиться не только с конструкцией склепа и обрядом захоронения тесинцев, но также ис искусством населения, проживающего на территории Минусинской котловины. Безусловно, нанесение петроглифов на плиты конструкции погребального сооружения несло в себе некий семантический, сакральный смысл.

Ссылки на источники1.Грязнов М.П., Комарова М.Н., Завитухина М.П., Пшеницына М.Н., Худяков Ю.С., МеняевС.С. Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. ‬Новосибирск, 1979. ‬167 с.2.Пшеницына М.Н. Тесинский этап // Степная полоса Азиатской части СССР в скифосарматское время. ‬М.: Наука, 1992. ‬С. 224236.3.Пшеницына М.Н., Отчет о работах тепсейского отряда в 1977 году. Ленинград, 1978 // Архив ЛО инта археологии АН СССР. Р1, № 6712. 4.Пшеницына М.Н., Немировская Е.Л., Ефимов В.Г. Раскопки памятников тесинского этапа у горы Тепсей наЕнисее // Археологические открытия 1977 года. ‬М.: Наука, 1978. ‬С. 274275.5.Вадецкая, Э. Б. Таштыкская эпоха в истории Южной Сибири. ‬СПб.: Центр ©Петербургское востоковедениеª, 1999. ‬440 с.6.Николаева Т.В. Изображения на плитах оград тагарской культуры (методика и хронология): дис. … канд. ист. наук. ‬Кемерово, 1983. 7.Николаева Т.В. Хронологические аспекты рисунков на камнях из склепов тесинского времени // Молодые ученые Кузбасса ‬60летию образования СССР (материалы к научной конференции). ‬Кемерово, 1982. ‬С. 9496.8.Ким Чжонг Бэ, Чжан Со Хо, Боковенко Н.А., Килуновская М.Е.Наскальные изображения Центральной Азии ‬Сеул, 2007. ‬355 c.9.Советова, О.С., Аболонкова И.В., Талягина М.А., Шишкина О.О. Новые петроглифы Тепсея (по результатам исследований 20122015 гг.) // Ученые записки музеязаповедника ©Томская писаницаª. ‬Кемерово, 2015. ‬Вып. 2. ‬С. 101113.10.Советова О.С., Шишкина О.О. Изображения на плитах оград тагарских курганов (Тепсейский археологический комплекс) // Вестник Кемеровского государственного университета. ‬Кемерово, 2014. ‬№ 3 (59). ‬Т. 3. ‬С. 9398.11.Шишкина О.О., Аболонкова И.В. Петроглифы на курганных камнях под горой Тепсей // тезисы докладов LIV Региональной (Х Всероссийской с международным участием) археологоэтнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ©Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразииª. ‬Красноярск, 2014. ‬С. 311314.12.Шишкина О.О. Антропоморфные изображения на плитах оград тагарских курганов и могильных плитах (по материалам археологического комплекса Тепсей) // Известия Иркутского государственного университета. Серия ©Геоархеология. Этнология. Антропологияª. ‬Иркутск: издво ИГУ, 2015. ‬Т. 13. ‬С. 5061.13.Савинов Д.Г. Проект программы ©Тепсейский петроглифический микрорайон (сохранение, консервация и использование)ª // Древнее искусство в зеркале археологии. ‬Кемерово, 2011. ‬С. 2227.