Стратегии поведения в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвинцева А. Е. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях людей зрелого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2471–2475. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86524.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях людей позднего зрелого возраста. Приведён сравнительный анализ стратегий поведения в конфликтах работающих и неработающих лиц позднего зрелого возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвинцева Алиса Евгеньевна, Студентка ФГБОУ ВПО «ПИ ИГУ»,факультет прикладной психологии, г. Иркутск

Научный руководитель –Смык Юлия Викторовна,

доцент, кандидат психологических наук.alisa_russkaya@mail.ru

Стратегии поведения в конфликтных ситуацияхлюдей зрелоговозраста

Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях людей позднего зрелого возраста. Представленсравнительный анализ стратегий поведенияв конфликтах работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста.

Ключевые слова: стратегии поведения, конфликт, зрелый возраст.

Конфликты –неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Огромный интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административноуправленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.

В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических и практических исследований в области конфликтовзрелых людей, особенно в возрастных границах от 55 до 65лет. При большом количестве публикаций, посвященных конкретноприкладным аспектам конфликтологии, практически невстречается работ, в которых бы анализировались глубинные причины возникновения конфликтов и стратегии поведения именно среди лиц зрелого возрастаи их влияние на жизнь общества,в целом, и индивида, вчастности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.Целью нашего исследованияявилосьизучениестратегийповедения в конфликтных ситуациях у людей позднего зрелого возраста,в возрастных границах 5565лет.На основаниипоставленной цели была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях поведенияв конфликтеу работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста.

Объектомисследованиявыступилконфликт как социальнопсихологический феномен.Предмет исследования–особенности поведения в конфликтных ситуациях людей 5565лет.Теоретический анализ литературыпозволяет говорить, что впсихологии на сегодняшний день не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов(Анцупов А.Я,Шипилов А.И)трактует его как столкновение,противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимаетсякак вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. (Л. Козер, Гришина Н.В, Т.Томас.)Среди сущностных черт конфликта выделяютналичие противоречия между субъектами,их противодействиеинегативныеэмоции по отношению друг к другу1.В своих трудах американский социолог Кеннет Боулдинг утверждает, что конфликт–это ситуация соперничества, в которой стороны признают несовместимость позиций, и каждая сторона пытается занять положение, несовместимое с тем, которое пытается занять другая. Отсюда, очевидно, конфликт необходимо определять как явление, которое происходит между появлением противостояния в отношениях сторон и его окончательным урегулированием 2.Напротив, с точки зрения Джона Бертона, конфликт носит восновном субъективный характер. Конфликт, который как будто затрагивает "объективные" расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и другой сторон, при условии такого "переосмысления" ими восприятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе совместного использования оспариваемогоресурса3.В данном исследовании под конфликтом мы понимали столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденцийв межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанныхс отрицательными эмоциональными переживаниями 1.

Так же мы опирались на идеи К. Томаса, который в основании типологии конфликтного поведениявыделяет два стиля: кооперация,связанныйсвниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость,для которогохарактерен акцент на защите собственных интересов 4.Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы реагирования в конфликтной ситуации:Соперничество:наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы.Приспособление:означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой.Компромисс:компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. При использовании данного стиля обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне один уступает в чемто, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.Избегание (уклонение):для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденциик достижению собственных целей. Человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.Сотрудничество:когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Среди других стилей сотрудничество самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях 4.Стоит отметить, что понятие конфликт не имеет возрастных границ,и применимк описанию поведения,как в детских группах, так и для описания поведения зрелых лиц. Многочисленные исследования свидетельствуют о влиянии возраста,возрастных межличностных отношений и интересов на характер конфликтов. Людипозднего зрелого возраставключены во все процессы социального и межличностного взаимодействия в обществе. Социальная организация жизнедеятельности человекана данном этапе жизни может способствовать, а может и препятствовать,личностному самочувствию, в результате чего происходит либо потеря его способности к социальному функционированию, либо деформация социального статуса 5.Поведение человека претерпевает изменения в зрелом возрасте, в связи с изменением социального статусаи вида деятельности.Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества –с уходом на пенсию. И именно выход на пенсию в некоторыхтеорияхстарости (Дж. Розен, Б. Ньюгартен, Е. Камминг и В. Генри) признаетсяначалом этого возраста.К настоящему времени в науке не сформировано общепринятого определения позднего зрелоговозраста. Часто можно встретить на страницах научных работ термины «престарелые», «пожилые люди», «люди преклонного возраста», «третий возраст» и прочие как взаимозаменяющие. Это не способствует адекватной обработке и использованию получаемых исследователями данных.

В социальном плане в России границы 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин относятся к пенсионному возрасту. В психологическом же плане это возраст поздней зрелости.Согласно Э. Эриксону в поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия егосодержания в зависимости от индивидуальноличностностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются5.Прекратив работу, пожилой человек сталкивается с новым к себе отношением со стороны привычного круга людей, например, детей, друзей или бывших коллег по работе. Выход на пенсию это важное событие не только для конкретного человека, но и для окружающих его лиц. Таким образом, присутствие конфликтов и их решение в жизни человека на этапе поздней зрелости напрямую может зависеть от выбора стратегии поведения в нём.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях у людей пожилого возраста изучались нами с помощью методики выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)итестомопросником на выявление уровня конфликтности личности6.Кроме этого нами была составлена анкета для работающих и неработающих лицпозднего зрелого возраста, с целью расширения информации о факторах способныхвлиять на выбор стратегии поведения в конфликте. Анкета включалав себя вопросы такого характера:«Общий стаж работы?»,«Сколько по времени вы уже не работаете?», «Оцените по пятибалльной шкале вашу удовлетворённость от прежней работы?», «Оцените по пятибалльной шкале вашу удовлетворённость от нахождения на пенсии?», «Хотели бы вы вернуться снова на работу?», «Есть ли у вас хобби?». Вопросы для работающих пенсионеровдублировались, но некоторые из нихбыли видоизменены: «Оцените по пятибалльной шкале удовлетворённость от вашей работы?», «Хотели бы вы перестать работать?»В исследовании приняли участие 30 человек, средний возраст которых составил 60,1лет. Из них 15 человек были работающими пенсионерами и 15 человек неработающими. В каждой из групп было по 6 мужчин и 9 женщин. Всреднем,общийстажработыуработающихпенсионеровсоставил35,7лет,унеработающих35,2года.Привопросеоценитьпопятибалльнойшкалеудовлетворенностьотнынешнейработы,респондентывсреднемпоставили3,8балла.Неработающиепенсионерыоценилисвоюудовлетворённостьотпрежнейработына4балла.Вданномслучаеэтоможетсвидетельствоватьотом,чтотакойфакторкакудовлетворенностьотработыдлялюдейпозднегозрелоговозраставданнойвыборкенебудетопределяющимпривыборестратегииповедениявконфликте.Полученные в результате анкетирования данные, говорят нам о том, что 53% работающих пенсионеров не хотели бы уходитьс работы, а 47%с удовольствием бы покинули её.

Рис.1.Распределениеответовнавопрос:«Хотели бы вы перестать работать?»уработающихпенсионеров.

Тем не менее, на вопрос «Хотели бы вы снова вернуться на работу?» 80% неработающихпенсионеровответили отрицательно.

Рис.2.Распределениеответовнавопрос:«Хотелибывысновавернутьсянаработу?» унеработающихпенсионеров.Да47%Нет53%Хотели бы вы перестать работать?Да20%Нет80%Хотели бы вы снова вернуться на работу?Данные результаты у неработающих пенсионеров мы можем связать с тем, что на вопрос анкеты «Ваше хобби?» у группы исследуемых были более разнообразные ответы, нежели у работающих пенсионеров. На аналогичный вопрос в анкете 45% работающих пенсионеров написали, что у них нет хобби.

Рис.3.Распределениеответовнавопрос«Есть ли у вас хобби?».Помимоанкетынамибыл,проведёттестопросник,выявляющийуровеньконфликтностиличности,которыйдалнамследующиерезультаты:высокийуровеньконфликтностибылобнаружентолькоуработающихпенсионеров,которыйсоставил20%отобщегочислаответов,среднийуровеньконфликтностиуработающихпенсионеровсоставил47%,унеработающих–60%инизкийуровеньпоказало33%работающихи40%неработающихпенсионеров.Вцеломможнопредположить,чтоуровеньконфликтностивышеуработающихпенсионеров,чтообъясняетсяболеевысокойихсоциальнойактивностьюпосравнениюсгруппойнеработающих.Спорыиконфликтывероятнывбольшейстепениутех,кточащевзаимодействуетсдругимилюдьми.

Рис.4.Уровеньконфликтностиуработающихинеработающихпенсионеров.

Для того чтобы в данной выборке определить ведущие стратегии поведения в конфликте, которыеиспользуют люди позднего зрелоговозраста,была проведена методика выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной. 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыНет хоббиСад, огород, земледелиеРукоделие, вязание, шитьеОхота, рыбалка, путешествия0102030405060Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыВысокийСреднийНизкийРезультаты, приведённые на рис. 5, говорят о том, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у работающих и неработающих людей позднего зрелого возраста различен. Самой часто используемой стратегией поведения в конфликте у работающих пенсионеров стала стратегия «компромисс», что составляет 47% от общего числа ответов, далее идёт сотрудничество (14%). Реже работающие пенсионерыориентируются на соперничество, приспособлениеи избегание(по 13%).Такое соотношение ответов, предположительно, можно связать с тем, что работающие пенсионеры постоянно находятся в той позиции, которая обязывает их общаться с людьми, налаживать контакты и поддерживать положительные взаимоотношения с коллегами. В этом отношении выбор стратегии поведения играет определяющую роль. Компромисс и сотрудничество –одни из самых эффективных социально ориентированных стратегий поведения в конфликте. Позиции сторон в конфликте в данном случае приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно ожидать конструктивное разрешение конфликта. Так же результатывыбора стратегий поведения в конфликте у группы работающих людей позднего зрелого возраста мы связали сотсутствием хобби у большинства респондентов этой группы. Возможно, это говорит о том, что люди в данной выборке больше сконцентрированы на улучшении социальных связей на работе, а всякого рода хобби отходят на второй план.Совершенно противоположные результаты в нашей выборке показали неработающие пенсионеры. Лидирующие позиции здесь занимает стратегия поведения в конфликте по типу «избегание» (45%), далее идут приспособление (28%), соперничество (20%)и компромисс (7%).Действия в конфликте направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы.Если же результатысоотнести с ответами на вопрос анкеты о наличиихобби(в данной группе оно было у всех испытуемых), то выбор избегания,как стратегии поведения в конфликте,при достаточной увлечённости своими интересами вполне очевиден. Если человек сконцентрирован на хобби,возможно,он в меньшей мере будет склонен к выяснению социальных конфликтов.

Рис.5.РаспределениеответовпометодикивыявлениятипичныхформповеденияличностивконфликтныхситуацияхК.Томаса(адаптацияН.В.Гришиной)05101520253035404550Работающие пенсионерыНеработающие пенсионерыТаким образом, как показало исследование, в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях присутствуют множество факторов: социальный статус человека, круг его интересов и хобби, удовлетворенность от текущего положения дел, уровень конфликтности личности. Исходная гипотеза о том, что существуют различия в стратегиях поведенияв конфликте у работающих и неработающих людей позднего зрелого возрастана данной выборке подтвердилась. В нашем случае,испытуемые, которые относились к категории работающих,ориентировались на «копромисс» как главную стратегию поведения в конфликте, а группа неработающих респондентов –на «избегание».

Следует понимать, что в контексте данного исследования были учтены далеко не все факторы, которые влияют на выбор стратегии поведения в конфликтах у людей позднего зрелого возраста и существует большое пространство для последующего изучения данной проблемы.

Ссылки на источники1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. –3е изд. –СПб. : Питер, 2008. –496 с.2. Боулдинг К. Теория конфликта. –Л. : Флинта, Наука, 2009. –168 с.3. Бертон Дж. Конфликт и коммуникации. Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях. –М.,2010. –С.134 144.4. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. –2е изд. –СПб. : Питер, 2012. –544с. 5. АбрамоваГ.С. Возрастнаяпсихология. Учеб. пособие для студ. вузов, 4е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2011. –672 с. 6.Сборник психологических тестов / Составители: Л.А.Богатова,В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.Казань: КНПО ВТИ, 2007. –64 стр.