Организация добровольческой деятельности студентов: от идеи к реализации
Выпуск:
ART 86534
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комарова
В.
Н. Организация добровольческой деятельности студентов: от идеи к реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2521–2525. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86534.htm.
Аннотация. В данной статье анализируется такой социальный феномен, как «добровольчество», рассматриваются его основные виды и направления, этапы организации добровольческой деятельности студентов, а также функционал добровольчества в жизни современного общества. Авторы рассматривают изменение форм и методов деятельности добровольцев в зависимости от исторического периода.
Текст статьи
Комарова Виктория Николаевна,Аспирант кафедры Социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург myvictory13@mail.ru
Научный руководитель –Пак Любовь Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор кафедры Социальной педагогики и социологииФГБОУ ВПО«Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург lyubovpak@mail.ru
Организация добровольческой деятельности студентов: от идеи к реализации
Аннотация.В даннойстатьеанализируется такой социальный феномен, как «добровольчество», рассматриваются его основные виды и направления, этапы организации добровольческой деятельности студентов, а так же функционал добровольчества в жизни современного общества. Авторы рассматривают изменение форм и методов деятельности добровольцев в зависимости от исторического периода.
Ключевые слова: доброволец,добровольческая деятельность, добровольческие акции.
Добровольческая деятельность как идея социального служения является столь же древней, как и само понятие «общество». Во все времена существовали люди, которые искали свое место в жизни, помогая другим. В своей помощи они находили способ самореализации и самосовершенствования. Во всей истории человечества не было такого общества, которому были бы абсолютно чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи окружающим.История развития добровольчества в России сильно отличается от западного развития этого социального явления. Само слово «волонтер» стало известным в России лишь с начала XVIII века. Оно пришло от французского слова «volontaire», что означало лицо, добровольно поступившее на военную службу, хотя изначально это слово имеет латинское происхождение «voluntarius», что означает «желающий». Со временем иностранное слово «волонтер» получило на территории России свой аналог –«доброволец», более полно раскрывающий всю сущность данного понятия.Добровольчество на Руси существовало с давних времен в том или ином виде. С принятием христианства (вскоре после 988 года) оно стало активно развиваться. Христианство стало основой для возникновения активной добровольческой работы. В традициях русской православной церкви издавна существует работа во славу Божию. Священнослужителями поощрялось бескорыстное служение Богу, которое заключалосьв помощи «заблудшем и обнищавшем» ближним. При Ярославе Мудром открывались сиротские училища, в которых обучались талантливые дети, независимо от их сословной принадлежности. Данные училища полностью существовали за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень.Во времена Киевской Руси правитель Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который постоянно носил с собой, раздавая из него милостыню. А про Дмитрия Донского говорили, что он настолько был полон сострадания к бедным и нуждающимся, что кормил их из своих рук[5].Было бы совсем несправедливо считать, что добровольчеством на Руси занимались только зажиточные люди. История знает немало примеров, в которых крестьяне собирались всей общиной для строительства дома сгоревшего соседа; примеры сбора добровольных пожертвований на строительство храмов и больниц; примеры заботы об осиротевших детях и т.п. Еще одно интересное социальное явление возникло после петровских реформ, когда произошло жесткое деление общества. Некоторые представители образованного меньшинства в порыве благородства и искреннего желания помочь уходили в народ. Дворяне, занимавшиеся таким видом деятельности, пытались улучшить условия жизни простых крестьян и повысить их политическую грамотность, но, их инициатива оказалась безрезультатной. Однако важной особенностью данного явления является бескорыстное желание дворян улучшить жизнь простого народа.Постепенно добровольчество стало приобретать государственные масштабы. Стали появляться различные человеколюбивые общества и некоммерческие организации. Впоследствии это привело к открытию бесплатных народных школ. Большое количество народных школ было открыто в XIX веке. Преподавателями тоже были волонтеры с неукротимой энергией, основная цель которых было не просто обучать основам грамотности, но и помочь им в организации жизни. Часто учителя даже оказывали бесплатную медицинскую помощь, которая была намного эффективнее народных средств.Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественнополитической деятельности. Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволила не только проявлять социальную активность, но и поставила подрастающее поколение перед необходимостью это делать, в разнообразных сферах социальной жизни общества [1].Государство заинтересовано в том, чтобы студенческая молодежь была вовлечена и интегрирована в полноценную жизнь общества и стала субъектом общественной жизни. В свою очередь, молодежь нуждается в получении позитивного социального опыта применения своих возможностей, для чего обществом должны быть созданы реальные площадки для получения этого опыта. Необходима организация добровольческой деятельности студентов, основанной на включении программ и компонентов студенческого добровольчества в практику деятельности образовательных организаций, обеспечивающая формирование социально активных, всесторонне развитых, находчивых, образованных, высоконравственных людей, умеющих строить свою жизнь, ощущающих себя полноправными гражданами своей страны, готовых учиться и работать на ее благо, умеющих правильно организовывать как свою деятельность, так и деятельность команды.Добровольческая деятельность помогает студенту почувствовать себя частью социальной группы, активность которой направлена на общественнополезную деятельность. Также добровольчество как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, ориентир в определении истинных и ложных ценностей неопределенных реалий современной действительности, является значимым фактором формирования социальной инициативности студента.В современном употреблении добровольчество относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную работу во внерабочее время и без финансового вознаграждения. Именно добровольческая деятельность в современное время становится основой для реализации социальных проектов, таким образом, подтверждая свою необходимость на государственном уровне. Наглядным примером служит тот факт, что Универсиада 2013 года, Олимпиада 2014 и прочие спортивные мероприятия, для проведения которых были задействованыбольшое количество добровольцевстудентов по всей стране, актуализировали развитие добровольческого движения, продемонстрировав его практическую ценность. Основной целью добровольческой деятельности студентов является оказание помощи людям, оказавшимся втрудной жизненной ситуации. Однако вместе с этим происходит также развитие и формирование личности и личностных качеств самого добровольца.Н.Ф. Басов считает, что основная черта добровольцев –бескорыстие: включаясь в социальнополезную деятельность, человек стремится на безвозмездных основах изменить окружающий его мир в лучшую сторону. Кроме того, он подчеркивает, что молодежь является наиболее социально активной группой, а потому развивать традиции добровольчества, гуманного отношения к ближнему и желания оказать помощь нужно особенно ориентируясь на нее. Потенциал использование молодежи в добровольческой деятельности, по мнению Н.Ф. Басова, можно рассматривать как минимум в двух аспектах: влияние молодежного добровольческого движения на конкретную историческую ситуацию и влияние добровольчества на саму личность молодого человека, включенного в данную деятельность[2].Обосновывая ценность вклада добровольцев, в резолюциях и рекомендациях (A/RES/56/38 от 5 декабря 2001 года, A/57/ L8, 2002, др.) провозглашается: ценность вклада добровольцев в социальноэкономическое развитие с пользой для всего общества, отдельных общин, категорий населения и самих добровольцев, включая традиционные формы добровольческой деятельности, такие как взаимная и самопомощь, предоставление услуг и многие другие формы гражданского участия; добровольчество является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития; работа на добровольных началах является важным компонентом любой стратегии, нацеленной, в частности, на решение проблем в таких областях как уменьшение нищеты, устой Добровольчество, –будь это индивидуальное или групповое действие –является способом, посредством которого: в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческиеценности как забота и помощь; люди реализуют свои права и ответственность членов общества одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала; могут быть установлены связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы[3]. Так как, по определению добровольческая деятельность представляет собойобщественнополезную деятельность (индивидуальную или коллективную), осуществляемую людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом, в основе ее современной концептуальной и философской основы лежат основные постулаты: 1.Добровольчество представляет собой социальное явление, традицию многих поколений, народов, корни и основы которой исходят из социальной природы людей, их естественного желания оказывать помощь, объединять усилия для улучшения окружающей среды.2.Добровольчество как междисциплинарное универсальное явление возникает в случае появления социальной потребности. Добровольческая деятельность может иметь как разовый, так и систематический характер. Все добровольцы мира —это люди, которые независимо от пола, возраста, образования, вероисповедания, социального положения, политических убеждений осознанно направляют свои усилия на улучшения жизни своих сообществ, осуществляют деятельность, приносящую пользу другим людям или обществу. Это проявляетсяв индивидуальной или коллективной социальной инициативности, участии работы неправительственных организаций, направленной на достижение тех целей, которые добровольцы считают важными для блага людей и общества. 3.Добровольчество —способ строить социальныеотношения, применять на практике свои моральные, нравственных, духовные и религиозные принципы; получение новых умений и навыков; получение чувства морального удовлетворения от осознания важности и значимости своих поступков.4.Добровольчество вносит общий духовный и психологический смысл в жизнь любого сообщества, на местном уровне укрепляет и объединяет людей, устраняет противоречия. В основе взаимопонимания между людьми добровольчество использует простые общечеловеческие ценности. Концепция добровольчества основывается на простой, но чрезвычайно важной мысли: в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся помощи, равно как есть и люди, готовые помочь, не предполагая извлекать какуюлибо выгоду для себя. Вторая концептуальная мысль базируется на исследовании мотивов, которые порождающий добровольческую и социальную инициативность. Данная мысль состоит в том, что добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получивших помощь, как и для самих добровольцев. Существуют множество мотивов, благодарякоторым люди решают присоединиться к добровольцам. Потенциальной каждый человек индивидуален и может совершать общественнополезные поступки на организованной или неформальной основе. По данным Д. Дж. Бейкера основными мотивами участия в добровольческой деятельности становились: чувство долга или моральная обязанность, желание внести свой вклад, возможность приобретения нового навыка или опыта, потребность делать чтото в свободное время. Получив подобные данные Д.Дж. Бейкер пришел к выводу, что в основе желания заниматься добровольчеством лежат три основных фактора:мотивы альтруизма;мотивы полезности;мотивы долга и морального удовлетворения.Добровольчество в первичной форме —это весьма субъективная выгода, перерастающая в социальное сотрудничество, а позже и в духовную практику милосердия. Подобная трансформация объясняется тем, что именно добровольчество представляет собой важнейший аспект настоящего и будущего бытия личности человека. Оно играет важную роль в решении социальныхи нравственных проблем молодежи. Добровольцы из числа студентов становятся «позитивным большинством», примером для остальной молодежи. В процессе добровольческой деятельности молодые люди осваивают: новые социальные роли, способы социального и нравственного поведения, социальные и профессиональные виды деятельности. Идеи, на основе которых осуществляется организация добровольческой деятельности студентов:1. Концепция воспитания жизнеспособных поколений, разработанная И.М. Ильинским и П.И. Бабочкиным, определяющая целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе с ориентацией в будущее. В качестве модели личности в концепции предлагается «формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой». При этом достижение общей цели идет посредством формирования национального самосознания, приобщения к общечеловеческим нормам морали, воспитания потребностей к освоению общечеловеческой и национальной культуры и т.д. Социальная активность выступает в качестве одной из сущностных характеристик и жизненной установки личности (активная жизненная позиция, предполагающая саморазвитие и самореализацию индивида), осознающей, что все необходимое от общества она получает благодаря своей социальнозначимой деятельности (посредством которой происходит развитие соответствующих социальнопсихологических характеристик, гражданских, деловых и моральных качеств) и результатами этой деятельности она обменивается с другими людьми[1]. 2. Концепция системного развития молодёжного добровольчества (Г.П. Бодренкова), в которой отражены основные направления поддержки добровольчества на государственном и общественном уровнях: разработка и реализация конкретных программ и проектов поддержки молодёжного добровольчества (создание молодёжных добровольческих программ в школах, вузах, по месту жительства, молодёжных и работающих с молодёжью организациях); создание системы стимулов, обеспечивающих признание роли добровольчества среди молодёжи и вознаграждение за её участие в работе на добровольных началах; работа со средствами массовой информации для позитивного освещения молодёжного добровольчества, что позволит сформировать положительный имидж молодёжи как важнейшего ресурса общества; обучение преподавателей школ, вузов и лидеров НПО эффективным методам администрирования/управления молодёжными добровольческими проектами и программами; проведение исследований, разработка и внедрение инновационных молодёжных добровольческих программ. Реализация данных напралений нацелено на создание условий и возможностей для каждого молодого человека прямого доступа к участию в добровольческой деятельности, что в свою очередь обеспечит их участие в различных видах социальных практик, а по сути –в процессах социальноэкономического и модернизационного развития страны[3].3.Социологическая концепция жизненных сил человека (Григорьев С.И), отражающая глубокое видение значимости этого феномена при организации целесообразной жизнедеятельности человека в условиях перехода к «управляемой социоприродной эволюции» как условия для дальнейшего выживания индивида. Основными понятиями рассматриваемой теории являются категории «жизненные силы» и его «жизненное пространство». Жизненные силы, в рамках рассматриваемой теории, имеют две стороны (внутреннюю и внешнюю). Внешняя сторона отражает проявление жизненных сил человека в разных формах активности. Внутренняя сторона показывает тот совокупный энергетический потенциал, который затем используется в разных видах внешней активности субъекта социальных отношений. В этой связи данная концепция ориентирует, с одной стороны, на характеристику ресурсов обучающегося как биопсихосоциального существа, обладающего определенным биологическим, психическим и социальным потенциалом, соответствующим здоровьем, а с другой –как субъекта жизнедеятельности во всех основных сферах общества: производственноэкономической, общественнополитической, социальнобытовой, духовнокультурной, социальноэкологической[4].
Согласно проекту федерального закона Российской Федерации «О добровольчестве (волонтерстве)», добровольческая деятельность может осуществляться в форме: индивидуальной добровольческой деятельности; добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы; добровольческой деятельности черездобровольческую организацию.Так же в законопроекте были выделены следующие виды добровольческой деятельности:1.Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;2.Участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;3.Участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;4.Участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историкокультурной среды, памятников истории и культуры;5.Участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;6.Участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;7.Ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;8.Участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;9.Участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;10.Иная добровольческая (волонтерская) деятельность[6].Однако многие добровольческие организации определяют для себя индивидуальные направления деятельности, которые более полно конкретизируют сферу занятости добровольцев: социальное патронирование детских домов; социальное патронирование пожилых людей; участие в работе органов молодежного самоуправления; помощь в социальнобытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме содержания в медицинских организациях; педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации); социальнопсихологическая и юридическая поддержка граждан (молодежные психологические и юридические службы, оказание безвозмездной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения); экологические рейды; содержание безнадзорных животных; интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов, мероприятий); творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); помощь в реставрационных работах; уход за воинскими захоронениями; экскурсионная деятельность; ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); информационное обеспечение; социальная адаптация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей; безвозмездное изготовление и распространениесоциальной рекламы; содействие развитию научнотехнического творчества молодежи; участие в организации и проведении спортивных и военнопатриотических мероприятий, фестивалей, праздников, шоу, показательных выступлений.Многообразие форм и видов добровольческой деятельности говорит о том, что она включает в себя множество альтернативных целей и задач, в зависимости от выбранной формы и вида деятельности. Для их достижения добровольцы используют различные формы проведения своих мероприятий: акции, беседы,программы, агитационные бригады, конкурсы, соревнования и др.Добровольческие акции условно можно разделить на несколько направлений:1.Акции финансовой помощи. Данные акции направлены на сбор средств для решения одиночной проблемы. Часто добровольцы занимаются подобными акциями, сотрудничая с благотворительными фондами («Десант добра», «Возрождение», «Добро»). Ярким примером подобных акций являются акции по сбору денег на операцию больному ребенку, на покупку инвентаря или продуктов для государственных детских учреждений, на посильную помощь в решении определенной жизненной ситуации.2.
Трудовые акции. Данный вид акций является самым масштабным, так как включает в себя обширное поле деятельности, направленной на практическую и трудовую помощь различным категориям нуждающихся. Во время проведения таких акций, добровольцы активно включаются в физический труд. Трудовые акции в основном связаны с деятельностью студентов по благоустройству окружающей действительности. Трудовые акции могут быть направленными на таких благополучателей, как люди (сотрудничество с детскими домами и реабилитационными центрами, помощь пожилым людям, работа с детьми с ОВЗ), учреждения и организации (участие или организация субботников или ремонта в государственных учреждениях), окружающая среда (субботники на природе, высадка деревьев, участие в озеленении города). Особым направлением трудовых акций, ставшем популярным в последние годы, является акции, направленные на благополучие животных (уборка в питомниках, обеспечение животных дополнительным питанием и медицинским надзором).3.Информационные акции (тематические). Данные акции добровольческой деятельности могут быть приуроченными к таким дням, как День борьбы со СПИДом, День борьбы с туберкулезом, День борьбы с курением, День памяти умерших от СПИДа, День грамотности в вопросах ВИЧинфекции и т.д. Акции в эти дни носят профилактический характер. Основная задача добровольцев дать слушателям необходимое количество информации по текущей проблеме, позволяющее показать альтернативные вариантыдействительности, обратить внимание слушателей на здоровый образ жизни, на свободное дыхание, помочь почувствовать всю опасность вредных привычек и увидеть правильный путь спасения от них, помочь людям более гуманно и терпимо относится к тем, кто отличается от общей массы. Формы проведения подобных акций могут быть самыми различными. Добровольцы могут раздавать информационные листовки или подготовить информационный плакат, беседу, небольшое представление или агитационную бригаду. Форма проведения целиком зависит от творческого подхода добровольцев, непосредственно организующих ту или иную акцию, от количества участвующих в ней добровольцев, от аудитории, для которой подготовлена акция и от финансовых возможностей для ее проведения. К этому же виду акции можно отнести и политические акции, направленные на активное исполнение студентом своего гражданского долга, активное участие в политической жизни страны. 4.Познавательнотворческие (досуговые) акции. Основной задачей добровольцев в этих акциях является привлечение внимания людей к творческому восприятию действительности, научной и интеллектуальной стороне жизни, создание позитивной атмосферы. Такие акции чаще всего проводят в учебных заведениях, что позволяет снять у студентов напряжение от учебного процесса, создать легкую атмосферу для повышения эффективности работы учащихся, а также для привлечения их к общественной работе. В рамках добровольческой деятельности существует «творческое» направление, связанное с организацией акций, представляющих собой культурномассовые мероприятия. Для правильной организации добровольческой деятельности среди студентов важно определить те задачи, на которые будет ориентироваться практическая сторона добровольческой деятельности.Первым этапом работы по организации добровольческой деятельности в вузе становится привлечение внимания студентов к добровольчеству в целом и проблемам, существующим в обществе. Одним из действенных методов является проведение беседы, где обсуждаются современные условия жизни в стране, само добровольческое движение и та помощь, которую добровольцы оказывают обществу. Заинтересовать студентов добровольческим движением можно наглядным примером. В ходе беседы приветствуются вопросы студентов, на которые по возможности дается полный и развернутый ответ, чтобы студенты до конца понимали значимость и практическую ценность данной деятельности. Так же хорошим средством является приглашение в эту беседу действующих членов добровольческого движения, которые могут рассказать о своей практической деятельности и своих достижениях как «равный –равному».Вторым этапом является непосредственная практическая деятельность среди откликнувшихся на призывы студентов. Активизацию студента можно начинать только после появления первого интереса к волонтерской деятельности. Первым шагом может служить любое несложное задание, в котором он сможет почувствовать себя частью коллектива, влиться в новую социальную группу. Дружелюбное отношение других добровольцев, поддержка и возможность самореализации, положительно закрепленный опыт первой деятельности все это увеличивает вероятность того, что студент останется в данном направлении общественной жизни. В дальнейшем нового добровольца активно привлекают к проводимым акциям, усложняют ее задания, повышая значимость в коллективе. Акции и мероприятия с его участием помогают ему проявить себя и дают возможность выделиться среди других сверстников. Позитивно закрепленные впечатления дают надежду, что студент станет полноправным членом добровольческого движения.При включении студента в данную деятельность производиться диагностика его уровня знаний о таких понятиях, как милосердие, альтруизм, гуманизм, толерантность. Эти понятия являются ключевыми в любых сферах добровольческой деятельности. При необходимости эти знания углубляются, студенту преподносится новая информация, обязательно подкрепляемая практической деятельностью и наглядными примерами. Быстрее и надежнее всего студенты усваивают те понятия, с которыми они сталкиваются ежедневно, поэтому объяснение какоголибо нового термина или ситуации лучше иллюстрировать примерами из их жизни или из собственной жизни. Студенту важно понимать, что знания, которые он получает в теории, не отличаются от его собственных практических наблюдений и жизненного опыта. Акции, предлагаемые для проведения студентами, должны иметь точно сформулированную цель и практическую значимость.Общественнополезная деятельность, столь привлекательная для студентов, подразделяется на множество направлений, каждое из которых имеет своего благополучателя и свои особенности оказания помощи. Условно их можно разделить на такие группы:Деятельность, направленная на помощь детям. В данное направление включаются акции материальной помощи детским домам, творческие концерты и выступления агитационных бригад перед воспитанниками, различные мастерклассы, подготовка домашнего задания с воспитанниками (акция «Каспер»), адресная помощь детям, в том числе и с ОВЗ.Деятельность, направленная на помощь пожилым людям. К данному направлению относят акции помощи старикам в повседневной жизни, поздравление на праздники (например, «Визиты вежливости»), уход за пожилыми людьми, акции направленные на привлечения внимания к проблемам старости, поездки в дом престарелых с концертными программами. Деятельность, направленная на своих сверстников (технология равный равному) в основном включает в себя тематические акции.Деятельность, направленная на благоустройства окружающего мира. Добровольцы данного направления могут помогать в уборке территории (примерами служат многочисленные субботники в различных государственных учреждениях), в благоустройстве детских площадок, высадка растений и пр. При работе с группой студентов обычно выбирают определенное направление их деятельности. Единственным требованием к выбору направления является заинтересованность в нем самих студентов, их желание сделать окружающий мир лучше, чище и светлее, его готовность к работе и умение доводить начатое дело до финала.Любое мероприятие, проводимое студентами, не может быть им навязано, т.к. основной идеей добровольческой деятельности всегда должна оставаться добровольная помощь. На практике нередко происходят ситуации, которые требуют проведения определенной акции от добровольцев. При работе со студентами в таких обстоятельствах предпочтительнее заинтересовать и замотивировать их, нежели прибегать к аргументу о должествовании. Полезно рассказывать статистические данные и позитивную динамику после проведения подобных акций, которые производят на студентов впечатление, так как выражают их коэффициент полезного действия в понятной для них цифре.Добровольцам часто приходится работать со своими сверстниками. Основные плюсы данной работы заключаются в том, что информация, представленная от сверстника, лучше усваивается и взывает больший эмоциональный отклик. Однако самим студентамдобровольцам, чтобы убедить аудиторию, состоящую из таких же подростков, как и они сами, приходится проявлять лидерские качества и способность убеждать. Сверстники тонко ощущают малейшую неуверенность в себе, а потому добровольцам приходится много работать надо собой, прежде чемвыходить на подобные аудитории. Таким образом, добровольческая деятельность, несмотря на всю схожесть целей и задач, может абсолютно отличаться по исполнению. Большое влияние на ее эффективность оказывает состав добровольцев, место и условия проведения акций, акценты руководителей, активность и творческое отношение самих добровольцев. Все это делает каждое проведенное мероприятие добровольцев уникальным. Социальная активностьстудента, формирующаяся в ходе добровольческой деятельности способствует развитию у студентов готовности к решению общественнозначимых задач в характерных видах деятельности, и выражение творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.
Ссылки на источники1.Бабочкин, П. И. Становление жизнеспособной молодежив динамично изменяющемся обществе [Текст] / П. И. Бабочкин. —М. : Социум, 2000. —176 с. )2.Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031300 (050711) «Социальная педагогика». 2е изд., стер. М.: Академия, 2007. 256 с.Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, С.В. Бойцова, Е.М. Карпова. –Дашков и Ко, 2012. –327 с.3.Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебнометодическое пособие. –М.: АНО «СПО СОТИС». –2013. –320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества)4.Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью [Текст] / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. —М. : Гардарики, 2006. —204 с.5.Карпачев С.П. / История России. Краткий курс лекций. 2е изд., перераб. и доп. М. –2013. –273 с.6.Федеральный законопроект РФ «О добровольчестве» от 2014 г.
Научный руководитель –Пак Любовь Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор кафедры Социальной педагогики и социологииФГБОУ ВПО«Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург lyubovpak@mail.ru
Организация добровольческой деятельности студентов: от идеи к реализации
Аннотация.В даннойстатьеанализируется такой социальный феномен, как «добровольчество», рассматриваются его основные виды и направления, этапы организации добровольческой деятельности студентов, а так же функционал добровольчества в жизни современного общества. Авторы рассматривают изменение форм и методов деятельности добровольцев в зависимости от исторического периода.
Ключевые слова: доброволец,добровольческая деятельность, добровольческие акции.
Добровольческая деятельность как идея социального служения является столь же древней, как и само понятие «общество». Во все времена существовали люди, которые искали свое место в жизни, помогая другим. В своей помощи они находили способ самореализации и самосовершенствования. Во всей истории человечества не было такого общества, которому были бы абсолютно чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи окружающим.История развития добровольчества в России сильно отличается от западного развития этого социального явления. Само слово «волонтер» стало известным в России лишь с начала XVIII века. Оно пришло от французского слова «volontaire», что означало лицо, добровольно поступившее на военную службу, хотя изначально это слово имеет латинское происхождение «voluntarius», что означает «желающий». Со временем иностранное слово «волонтер» получило на территории России свой аналог –«доброволец», более полно раскрывающий всю сущность данного понятия.Добровольчество на Руси существовало с давних времен в том или ином виде. С принятием христианства (вскоре после 988 года) оно стало активно развиваться. Христианство стало основой для возникновения активной добровольческой работы. В традициях русской православной церкви издавна существует работа во славу Божию. Священнослужителями поощрялось бескорыстное служение Богу, которое заключалосьв помощи «заблудшем и обнищавшем» ближним. При Ярославе Мудром открывались сиротские училища, в которых обучались талантливые дети, независимо от их сословной принадлежности. Данные училища полностью существовали за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень.Во времена Киевской Руси правитель Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который постоянно носил с собой, раздавая из него милостыню. А про Дмитрия Донского говорили, что он настолько был полон сострадания к бедным и нуждающимся, что кормил их из своих рук[5].Было бы совсем несправедливо считать, что добровольчеством на Руси занимались только зажиточные люди. История знает немало примеров, в которых крестьяне собирались всей общиной для строительства дома сгоревшего соседа; примеры сбора добровольных пожертвований на строительство храмов и больниц; примеры заботы об осиротевших детях и т.п. Еще одно интересное социальное явление возникло после петровских реформ, когда произошло жесткое деление общества. Некоторые представители образованного меньшинства в порыве благородства и искреннего желания помочь уходили в народ. Дворяне, занимавшиеся таким видом деятельности, пытались улучшить условия жизни простых крестьян и повысить их политическую грамотность, но, их инициатива оказалась безрезультатной. Однако важной особенностью данного явления является бескорыстное желание дворян улучшить жизнь простого народа.Постепенно добровольчество стало приобретать государственные масштабы. Стали появляться различные человеколюбивые общества и некоммерческие организации. Впоследствии это привело к открытию бесплатных народных школ. Большое количество народных школ было открыто в XIX веке. Преподавателями тоже были волонтеры с неукротимой энергией, основная цель которых было не просто обучать основам грамотности, но и помочь им в организации жизни. Часто учителя даже оказывали бесплатную медицинскую помощь, которая была намного эффективнее народных средств.Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественнополитической деятельности. Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволила не только проявлять социальную активность, но и поставила подрастающее поколение перед необходимостью это делать, в разнообразных сферах социальной жизни общества [1].Государство заинтересовано в том, чтобы студенческая молодежь была вовлечена и интегрирована в полноценную жизнь общества и стала субъектом общественной жизни. В свою очередь, молодежь нуждается в получении позитивного социального опыта применения своих возможностей, для чего обществом должны быть созданы реальные площадки для получения этого опыта. Необходима организация добровольческой деятельности студентов, основанной на включении программ и компонентов студенческого добровольчества в практику деятельности образовательных организаций, обеспечивающая формирование социально активных, всесторонне развитых, находчивых, образованных, высоконравственных людей, умеющих строить свою жизнь, ощущающих себя полноправными гражданами своей страны, готовых учиться и работать на ее благо, умеющих правильно организовывать как свою деятельность, так и деятельность команды.Добровольческая деятельность помогает студенту почувствовать себя частью социальной группы, активность которой направлена на общественнополезную деятельность. Также добровольчество как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, ориентир в определении истинных и ложных ценностей неопределенных реалий современной действительности, является значимым фактором формирования социальной инициативности студента.В современном употреблении добровольчество относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную работу во внерабочее время и без финансового вознаграждения. Именно добровольческая деятельность в современное время становится основой для реализации социальных проектов, таким образом, подтверждая свою необходимость на государственном уровне. Наглядным примером служит тот факт, что Универсиада 2013 года, Олимпиада 2014 и прочие спортивные мероприятия, для проведения которых были задействованыбольшое количество добровольцевстудентов по всей стране, актуализировали развитие добровольческого движения, продемонстрировав его практическую ценность. Основной целью добровольческой деятельности студентов является оказание помощи людям, оказавшимся втрудной жизненной ситуации. Однако вместе с этим происходит также развитие и формирование личности и личностных качеств самого добровольца.Н.Ф. Басов считает, что основная черта добровольцев –бескорыстие: включаясь в социальнополезную деятельность, человек стремится на безвозмездных основах изменить окружающий его мир в лучшую сторону. Кроме того, он подчеркивает, что молодежь является наиболее социально активной группой, а потому развивать традиции добровольчества, гуманного отношения к ближнему и желания оказать помощь нужно особенно ориентируясь на нее. Потенциал использование молодежи в добровольческой деятельности, по мнению Н.Ф. Басова, можно рассматривать как минимум в двух аспектах: влияние молодежного добровольческого движения на конкретную историческую ситуацию и влияние добровольчества на саму личность молодого человека, включенного в данную деятельность[2].Обосновывая ценность вклада добровольцев, в резолюциях и рекомендациях (A/RES/56/38 от 5 декабря 2001 года, A/57/ L8, 2002, др.) провозглашается: ценность вклада добровольцев в социальноэкономическое развитие с пользой для всего общества, отдельных общин, категорий населения и самих добровольцев, включая традиционные формы добровольческой деятельности, такие как взаимная и самопомощь, предоставление услуг и многие другие формы гражданского участия; добровольчество является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития; работа на добровольных началах является важным компонентом любой стратегии, нацеленной, в частности, на решение проблем в таких областях как уменьшение нищеты, устой Добровольчество, –будь это индивидуальное или групповое действие –является способом, посредством которого: в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческиеценности как забота и помощь; люди реализуют свои права и ответственность членов общества одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала; могут быть установлены связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы[3]. Так как, по определению добровольческая деятельность представляет собойобщественнополезную деятельность (индивидуальную или коллективную), осуществляемую людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом, в основе ее современной концептуальной и философской основы лежат основные постулаты: 1.Добровольчество представляет собой социальное явление, традицию многих поколений, народов, корни и основы которой исходят из социальной природы людей, их естественного желания оказывать помощь, объединять усилия для улучшения окружающей среды.2.Добровольчество как междисциплинарное универсальное явление возникает в случае появления социальной потребности. Добровольческая деятельность может иметь как разовый, так и систематический характер. Все добровольцы мира —это люди, которые независимо от пола, возраста, образования, вероисповедания, социального положения, политических убеждений осознанно направляют свои усилия на улучшения жизни своих сообществ, осуществляют деятельность, приносящую пользу другим людям или обществу. Это проявляетсяв индивидуальной или коллективной социальной инициативности, участии работы неправительственных организаций, направленной на достижение тех целей, которые добровольцы считают важными для блага людей и общества. 3.Добровольчество —способ строить социальныеотношения, применять на практике свои моральные, нравственных, духовные и религиозные принципы; получение новых умений и навыков; получение чувства морального удовлетворения от осознания важности и значимости своих поступков.4.Добровольчество вносит общий духовный и психологический смысл в жизнь любого сообщества, на местном уровне укрепляет и объединяет людей, устраняет противоречия. В основе взаимопонимания между людьми добровольчество использует простые общечеловеческие ценности. Концепция добровольчества основывается на простой, но чрезвычайно важной мысли: в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся помощи, равно как есть и люди, готовые помочь, не предполагая извлекать какуюлибо выгоду для себя. Вторая концептуальная мысль базируется на исследовании мотивов, которые порождающий добровольческую и социальную инициативность. Данная мысль состоит в том, что добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получивших помощь, как и для самих добровольцев. Существуют множество мотивов, благодарякоторым люди решают присоединиться к добровольцам. Потенциальной каждый человек индивидуален и может совершать общественнополезные поступки на организованной или неформальной основе. По данным Д. Дж. Бейкера основными мотивами участия в добровольческой деятельности становились: чувство долга или моральная обязанность, желание внести свой вклад, возможность приобретения нового навыка или опыта, потребность делать чтото в свободное время. Получив подобные данные Д.Дж. Бейкер пришел к выводу, что в основе желания заниматься добровольчеством лежат три основных фактора:мотивы альтруизма;мотивы полезности;мотивы долга и морального удовлетворения.Добровольчество в первичной форме —это весьма субъективная выгода, перерастающая в социальное сотрудничество, а позже и в духовную практику милосердия. Подобная трансформация объясняется тем, что именно добровольчество представляет собой важнейший аспект настоящего и будущего бытия личности человека. Оно играет важную роль в решении социальныхи нравственных проблем молодежи. Добровольцы из числа студентов становятся «позитивным большинством», примером для остальной молодежи. В процессе добровольческой деятельности молодые люди осваивают: новые социальные роли, способы социального и нравственного поведения, социальные и профессиональные виды деятельности. Идеи, на основе которых осуществляется организация добровольческой деятельности студентов:1. Концепция воспитания жизнеспособных поколений, разработанная И.М. Ильинским и П.И. Бабочкиным, определяющая целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе с ориентацией в будущее. В качестве модели личности в концепции предлагается «формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой». При этом достижение общей цели идет посредством формирования национального самосознания, приобщения к общечеловеческим нормам морали, воспитания потребностей к освоению общечеловеческой и национальной культуры и т.д. Социальная активность выступает в качестве одной из сущностных характеристик и жизненной установки личности (активная жизненная позиция, предполагающая саморазвитие и самореализацию индивида), осознающей, что все необходимое от общества она получает благодаря своей социальнозначимой деятельности (посредством которой происходит развитие соответствующих социальнопсихологических характеристик, гражданских, деловых и моральных качеств) и результатами этой деятельности она обменивается с другими людьми[1]. 2. Концепция системного развития молодёжного добровольчества (Г.П. Бодренкова), в которой отражены основные направления поддержки добровольчества на государственном и общественном уровнях: разработка и реализация конкретных программ и проектов поддержки молодёжного добровольчества (создание молодёжных добровольческих программ в школах, вузах, по месту жительства, молодёжных и работающих с молодёжью организациях); создание системы стимулов, обеспечивающих признание роли добровольчества среди молодёжи и вознаграждение за её участие в работе на добровольных началах; работа со средствами массовой информации для позитивного освещения молодёжного добровольчества, что позволит сформировать положительный имидж молодёжи как важнейшего ресурса общества; обучение преподавателей школ, вузов и лидеров НПО эффективным методам администрирования/управления молодёжными добровольческими проектами и программами; проведение исследований, разработка и внедрение инновационных молодёжных добровольческих программ. Реализация данных напралений нацелено на создание условий и возможностей для каждого молодого человека прямого доступа к участию в добровольческой деятельности, что в свою очередь обеспечит их участие в различных видах социальных практик, а по сути –в процессах социальноэкономического и модернизационного развития страны[3].3.Социологическая концепция жизненных сил человека (Григорьев С.И), отражающая глубокое видение значимости этого феномена при организации целесообразной жизнедеятельности человека в условиях перехода к «управляемой социоприродной эволюции» как условия для дальнейшего выживания индивида. Основными понятиями рассматриваемой теории являются категории «жизненные силы» и его «жизненное пространство». Жизненные силы, в рамках рассматриваемой теории, имеют две стороны (внутреннюю и внешнюю). Внешняя сторона отражает проявление жизненных сил человека в разных формах активности. Внутренняя сторона показывает тот совокупный энергетический потенциал, который затем используется в разных видах внешней активности субъекта социальных отношений. В этой связи данная концепция ориентирует, с одной стороны, на характеристику ресурсов обучающегося как биопсихосоциального существа, обладающего определенным биологическим, психическим и социальным потенциалом, соответствующим здоровьем, а с другой –как субъекта жизнедеятельности во всех основных сферах общества: производственноэкономической, общественнополитической, социальнобытовой, духовнокультурной, социальноэкологической[4].
Согласно проекту федерального закона Российской Федерации «О добровольчестве (волонтерстве)», добровольческая деятельность может осуществляться в форме: индивидуальной добровольческой деятельности; добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы; добровольческой деятельности черездобровольческую организацию.Так же в законопроекте были выделены следующие виды добровольческой деятельности:1.Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;2.Участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;3.Участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;4.Участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историкокультурной среды, памятников истории и культуры;5.Участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;6.Участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;7.Ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;8.Участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;9.Участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;10.Иная добровольческая (волонтерская) деятельность[6].Однако многие добровольческие организации определяют для себя индивидуальные направления деятельности, которые более полно конкретизируют сферу занятости добровольцев: социальное патронирование детских домов; социальное патронирование пожилых людей; участие в работе органов молодежного самоуправления; помощь в социальнобытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме содержания в медицинских организациях; педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации); социальнопсихологическая и юридическая поддержка граждан (молодежные психологические и юридические службы, оказание безвозмездной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения); экологические рейды; содержание безнадзорных животных; интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов, мероприятий); творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); помощь в реставрационных работах; уход за воинскими захоронениями; экскурсионная деятельность; ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); информационное обеспечение; социальная адаптация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей; безвозмездное изготовление и распространениесоциальной рекламы; содействие развитию научнотехнического творчества молодежи; участие в организации и проведении спортивных и военнопатриотических мероприятий, фестивалей, праздников, шоу, показательных выступлений.Многообразие форм и видов добровольческой деятельности говорит о том, что она включает в себя множество альтернативных целей и задач, в зависимости от выбранной формы и вида деятельности. Для их достижения добровольцы используют различные формы проведения своих мероприятий: акции, беседы,программы, агитационные бригады, конкурсы, соревнования и др.Добровольческие акции условно можно разделить на несколько направлений:1.Акции финансовой помощи. Данные акции направлены на сбор средств для решения одиночной проблемы. Часто добровольцы занимаются подобными акциями, сотрудничая с благотворительными фондами («Десант добра», «Возрождение», «Добро»). Ярким примером подобных акций являются акции по сбору денег на операцию больному ребенку, на покупку инвентаря или продуктов для государственных детских учреждений, на посильную помощь в решении определенной жизненной ситуации.2.
Трудовые акции. Данный вид акций является самым масштабным, так как включает в себя обширное поле деятельности, направленной на практическую и трудовую помощь различным категориям нуждающихся. Во время проведения таких акций, добровольцы активно включаются в физический труд. Трудовые акции в основном связаны с деятельностью студентов по благоустройству окружающей действительности. Трудовые акции могут быть направленными на таких благополучателей, как люди (сотрудничество с детскими домами и реабилитационными центрами, помощь пожилым людям, работа с детьми с ОВЗ), учреждения и организации (участие или организация субботников или ремонта в государственных учреждениях), окружающая среда (субботники на природе, высадка деревьев, участие в озеленении города). Особым направлением трудовых акций, ставшем популярным в последние годы, является акции, направленные на благополучие животных (уборка в питомниках, обеспечение животных дополнительным питанием и медицинским надзором).3.Информационные акции (тематические). Данные акции добровольческой деятельности могут быть приуроченными к таким дням, как День борьбы со СПИДом, День борьбы с туберкулезом, День борьбы с курением, День памяти умерших от СПИДа, День грамотности в вопросах ВИЧинфекции и т.д. Акции в эти дни носят профилактический характер. Основная задача добровольцев дать слушателям необходимое количество информации по текущей проблеме, позволяющее показать альтернативные вариантыдействительности, обратить внимание слушателей на здоровый образ жизни, на свободное дыхание, помочь почувствовать всю опасность вредных привычек и увидеть правильный путь спасения от них, помочь людям более гуманно и терпимо относится к тем, кто отличается от общей массы. Формы проведения подобных акций могут быть самыми различными. Добровольцы могут раздавать информационные листовки или подготовить информационный плакат, беседу, небольшое представление или агитационную бригаду. Форма проведения целиком зависит от творческого подхода добровольцев, непосредственно организующих ту или иную акцию, от количества участвующих в ней добровольцев, от аудитории, для которой подготовлена акция и от финансовых возможностей для ее проведения. К этому же виду акции можно отнести и политические акции, направленные на активное исполнение студентом своего гражданского долга, активное участие в политической жизни страны. 4.Познавательнотворческие (досуговые) акции. Основной задачей добровольцев в этих акциях является привлечение внимания людей к творческому восприятию действительности, научной и интеллектуальной стороне жизни, создание позитивной атмосферы. Такие акции чаще всего проводят в учебных заведениях, что позволяет снять у студентов напряжение от учебного процесса, создать легкую атмосферу для повышения эффективности работы учащихся, а также для привлечения их к общественной работе. В рамках добровольческой деятельности существует «творческое» направление, связанное с организацией акций, представляющих собой культурномассовые мероприятия. Для правильной организации добровольческой деятельности среди студентов важно определить те задачи, на которые будет ориентироваться практическая сторона добровольческой деятельности.Первым этапом работы по организации добровольческой деятельности в вузе становится привлечение внимания студентов к добровольчеству в целом и проблемам, существующим в обществе. Одним из действенных методов является проведение беседы, где обсуждаются современные условия жизни в стране, само добровольческое движение и та помощь, которую добровольцы оказывают обществу. Заинтересовать студентов добровольческим движением можно наглядным примером. В ходе беседы приветствуются вопросы студентов, на которые по возможности дается полный и развернутый ответ, чтобы студенты до конца понимали значимость и практическую ценность данной деятельности. Так же хорошим средством является приглашение в эту беседу действующих членов добровольческого движения, которые могут рассказать о своей практической деятельности и своих достижениях как «равный –равному».Вторым этапом является непосредственная практическая деятельность среди откликнувшихся на призывы студентов. Активизацию студента можно начинать только после появления первого интереса к волонтерской деятельности. Первым шагом может служить любое несложное задание, в котором он сможет почувствовать себя частью коллектива, влиться в новую социальную группу. Дружелюбное отношение других добровольцев, поддержка и возможность самореализации, положительно закрепленный опыт первой деятельности все это увеличивает вероятность того, что студент останется в данном направлении общественной жизни. В дальнейшем нового добровольца активно привлекают к проводимым акциям, усложняют ее задания, повышая значимость в коллективе. Акции и мероприятия с его участием помогают ему проявить себя и дают возможность выделиться среди других сверстников. Позитивно закрепленные впечатления дают надежду, что студент станет полноправным членом добровольческого движения.При включении студента в данную деятельность производиться диагностика его уровня знаний о таких понятиях, как милосердие, альтруизм, гуманизм, толерантность. Эти понятия являются ключевыми в любых сферах добровольческой деятельности. При необходимости эти знания углубляются, студенту преподносится новая информация, обязательно подкрепляемая практической деятельностью и наглядными примерами. Быстрее и надежнее всего студенты усваивают те понятия, с которыми они сталкиваются ежедневно, поэтому объяснение какоголибо нового термина или ситуации лучше иллюстрировать примерами из их жизни или из собственной жизни. Студенту важно понимать, что знания, которые он получает в теории, не отличаются от его собственных практических наблюдений и жизненного опыта. Акции, предлагаемые для проведения студентами, должны иметь точно сформулированную цель и практическую значимость.Общественнополезная деятельность, столь привлекательная для студентов, подразделяется на множество направлений, каждое из которых имеет своего благополучателя и свои особенности оказания помощи. Условно их можно разделить на такие группы:Деятельность, направленная на помощь детям. В данное направление включаются акции материальной помощи детским домам, творческие концерты и выступления агитационных бригад перед воспитанниками, различные мастерклассы, подготовка домашнего задания с воспитанниками (акция «Каспер»), адресная помощь детям, в том числе и с ОВЗ.Деятельность, направленная на помощь пожилым людям. К данному направлению относят акции помощи старикам в повседневной жизни, поздравление на праздники (например, «Визиты вежливости»), уход за пожилыми людьми, акции направленные на привлечения внимания к проблемам старости, поездки в дом престарелых с концертными программами. Деятельность, направленная на своих сверстников (технология равный равному) в основном включает в себя тематические акции.Деятельность, направленная на благоустройства окружающего мира. Добровольцы данного направления могут помогать в уборке территории (примерами служат многочисленные субботники в различных государственных учреждениях), в благоустройстве детских площадок, высадка растений и пр. При работе с группой студентов обычно выбирают определенное направление их деятельности. Единственным требованием к выбору направления является заинтересованность в нем самих студентов, их желание сделать окружающий мир лучше, чище и светлее, его готовность к работе и умение доводить начатое дело до финала.Любое мероприятие, проводимое студентами, не может быть им навязано, т.к. основной идеей добровольческой деятельности всегда должна оставаться добровольная помощь. На практике нередко происходят ситуации, которые требуют проведения определенной акции от добровольцев. При работе со студентами в таких обстоятельствах предпочтительнее заинтересовать и замотивировать их, нежели прибегать к аргументу о должествовании. Полезно рассказывать статистические данные и позитивную динамику после проведения подобных акций, которые производят на студентов впечатление, так как выражают их коэффициент полезного действия в понятной для них цифре.Добровольцам часто приходится работать со своими сверстниками. Основные плюсы данной работы заключаются в том, что информация, представленная от сверстника, лучше усваивается и взывает больший эмоциональный отклик. Однако самим студентамдобровольцам, чтобы убедить аудиторию, состоящую из таких же подростков, как и они сами, приходится проявлять лидерские качества и способность убеждать. Сверстники тонко ощущают малейшую неуверенность в себе, а потому добровольцам приходится много работать надо собой, прежде чемвыходить на подобные аудитории. Таким образом, добровольческая деятельность, несмотря на всю схожесть целей и задач, может абсолютно отличаться по исполнению. Большое влияние на ее эффективность оказывает состав добровольцев, место и условия проведения акций, акценты руководителей, активность и творческое отношение самих добровольцев. Все это делает каждое проведенное мероприятие добровольцев уникальным. Социальная активностьстудента, формирующаяся в ходе добровольческой деятельности способствует развитию у студентов готовности к решению общественнозначимых задач в характерных видах деятельности, и выражение творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.
Ссылки на источники1.Бабочкин, П. И. Становление жизнеспособной молодежив динамично изменяющемся обществе [Текст] / П. И. Бабочкин. —М. : Социум, 2000. —176 с. )2.Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031300 (050711) «Социальная педагогика». 2е изд., стер. М.: Академия, 2007. 256 с.Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, С.В. Бойцова, Е.М. Карпова. –Дашков и Ко, 2012. –327 с.3.Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебнометодическое пособие. –М.: АНО «СПО СОТИС». –2013. –320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества)4.Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью [Текст] / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. —М. : Гардарики, 2006. —204 с.5.Карпачев С.П. / История России. Краткий курс лекций. 2е изд., перераб. и доп. М. –2013. –273 с.6.Федеральный законопроект РФ «О добровольчестве» от 2014 г.