Применение наглядных средств обучения на уроках технологии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вепринцева Ю. А., Горшкова Т. А. Применение наглядных средств обучения на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2516–2520. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86533.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу применения наглядных средств обучения в школьном образовательном процессе. Особое внимание авторы уделили описанию и результатам выполненного педагогического эксперимента по апробации разработанных наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария», 5-й класс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вепринцева Юлия Андреевна,студентка 5 курса,профиль подготовки«Технология. Информатика» факультета физикоматематического и технологического образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяновска», г. Ульяновск

veprinzeva_yulia@mail.ru

Горшкова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационнотехнологического образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульяновска», г. Ульяновск uln75@mail.ru

Применение наглядныхсредств обучения на уроках технологии

Аннотация. Статья посвященавопросу применения наглядных средств обученияв школьном образовательном процессе. Особое внимание авторы уделили описанию и результатам выполненного педагогического эксперимента по апробации разработанных наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария», 5 класс.Ключевые слова:средства обучения, наглядность, школьник, обучение технологии

Социальноэкономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса[1]. В зависимости от преподаваемой дисциплины происходит выбор средств обучения. Учитель может использовать учебные пособия, наглядные материалы по своему усмотрению, поскольку применение средств обучения является обязательной составляющей образовательного процесса. Поэтому актуальным становится вопрос углубленногоизученияособенностей наглядных средствобученияи технологии их реализации, что позволит сделать процесс обучения более интересным, активизировать познавательную и творческую деятельность школьниковна уроках.Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологии, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей среды человека действительности[2].Обратим наше внимание натеоретические подходы к сущности понятия «средства обучения». Данный вопрос рассматривается во многих исследования педагогов, психологов, методистов.

Давыдов В.В. определяет «средство обучения»как «обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационнопредметной среды, важнейший компонент учебноматериальной базы школ различных типов и уровней»[3].По мнению Хуторского А.В. «средства обучения материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося»[4].Пидкасистый П.И. под средством обучения понимает «материальный и идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний»[3].Впедагогическом словаре дается такое определение. «Средства обучения это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебноматериальной базы образовательного учреждения. Выступая в роли важного компонента учебновоспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели»[5].К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебнонаглядные и учебные пособия», «дидактические средства».В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана,как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).Согласно идее В.А. Сластенина[6], в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность (рис. 1). В этом случае дидактические средства подразделяются на:визуальные (зрительные)

предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды,ИКТ презентации; аудиальные (слуховые) –радио, магнитофоны, музыкальныеинструменты и т.п.;аудиовизуальные (зрительнослуховые) –звуковые фильмы, телевидениеи т.п.

Рис. 1. Классификация средств обучения (В.А. Сластенин)

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.Иная классификация была представлена А.Е. Дмитриевым и Ю.А. Дмитриевым[7]: естественная: натуральные объекты или их изображения (реальныепредметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино, теле, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы,чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус);звуковая(магнитофонная запись);мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующаяинтерактивность и средства дистанционного обучения. Есть и другой подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.)[3], согласно которой средства обучения подразделяются:материальные (это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения);идеальные (те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний). При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следуеттолько в соответствующий момент занятия или урока;необходимо четко выделять главное, существенное при показеиллюстраций; детально продумыватьпояснения, даваемые в ходе демонстрацииобъектов;демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована ссодержанием материала;наглядность должна быть эстетически выполнена;наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации внаглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования[3]:демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметыдолжны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическоеувеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом кклассу, чтобы видеть реакцию учащихся;при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживатьдемонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;количество и объем демонстрации должен быть оптимальным:недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могутполучать информацию с любого компьютера и баз данных –все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиапроекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителемна ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере.Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой[8].Кроме того следует рационально сочетать компьютерную технику, информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ИКТ необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций[8]:

перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра;

избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут);

использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя;

при демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. Обобщая сказанное, отметим, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств обучаемого. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность. Важным требованием к уроку является умениеучителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу. Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный макет, и познавательный видеоурок. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемом материале.Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к предмету создаются не только путем приведения яркого материала, но и путем постановки интересной учебнопознавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемому. В рамках проводимого психологопедагогического исследования по теме выпускной квалификационной работы наше внимание было сосредоточено на вопросе разработкии апробации наглядных средств обучения для уроков раздела «Кулинария», 5 класс образовательной области «Технология»[9].Данный раздел изучается на протяжении 58 классов и составляет 33 учебных часа. Изучая указанный раздел, обучающийсянаучится:самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарногигиенические требования и правила безопасной работы[2]. При реализации экспериментальной части выпускной квалификационной работы мы выполнили педагогический эксперимент, цель которого исследовать эффективность применения разработанных наглядных средств обучения на уроках раздела «Кулинария», 5 класс.Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ № 52» г. Ульяновска. Экспериментом были охвачены учащиеся (девочки) 5х классов. Были проведены три этапа педагогического эксперимента: констатирующий, обучающий и контрольный.Цель констатирующего этапаэксперимента определение фактического состояния изучаемой проблемы в конкретном образовательном заведении.Для этой цели были выбраны два пятых класса: 5 «А» и 5 «Б», примерно равные по количеству учениц и возрастному признаку. Для получения информации об уровне обученности учащихся 5 «А» и 5 «Б» по предмету технология была проведена входная диагностика в форме тестирования по ранее изученному в 5м классе разделу «Интерьер жилого дома». Выставлены оценки (Таблица 1, 2). Затем подсчитана степень обученности учащихся.

Таблица 1Результаты педагогического эксперимента в 5 «А» классе

№ п/пФ.И.О. учащихсяВходная диагностикаВыходная диагностика1Бахметова Земфира552Белотелова Елизавета343Карпова Викрория554Крестина Татьяна 345Куренева Елена346Николаева Оксана457Репина Виктория458Романенко Викротия449Саббитова Алсу5510Саббитова Амина4411Тимошина Анастасия5512Шепелева Марина5513Ястребова Ангелина44

СОУ66%77%



Таблица 2Результаты педагогического эксперимента в 5 «Б» классе№ п/пФ.И.О учащихсяВходная диагностикаВыходная диагностика1Алтынбаева Айгиза552Варюшина Ольга453Горшунова Елизавета554Иматдинова Диляра445Мотина Анастасия556Панова Лариса557Савина Екатерина448Сизова Ангелина459Спирина Елизавета4510Унисьева Ангелина3411Ускина Анастасия5512Юсупова Аделя55

СОУ80%89%

= % (1)

где: n1, n2, n3, n4, n5–количество учащихся, получившие оценки «1», «2», «3», «4», «5», соответственно; N–общее число измерений в классе; 1; 0,64; 0,36;0,16; 0,04 –числовые коэффициенты.Подставляем в формулу (1)данные и получаем степень обученности учащихся 5х классов:5«А»: СОУ = (5+0,64*5+0,32*3) / 13≈ 66%5«Б»: СОУ = (6 + 0,64*5+0,32*1) / 12≈ 80%Данные результаты отражены на рисунке 2«Диаграмма степени обученности учащихся 5х классов»









Рис. 2. Диаграмма степени обученности учащихся 5х классовТаким образом, в качестве экспериментального класса выбираем 5 «А» (СОУ = 66%), контрольнымбудет являться 5 «Б» (СОУ = 80%).Второй, обучающий этап,педагогического эксперимента был направлен на апробацию и внедрение новых педагогических воздействий. Так, в ходе уроков раздела «Кулинария», 5 класс [10]в экспериментальном 5 «А» мы апробировали следующие наглядные средства: визуальные (зрительные)–макеты, таблицы, схемы, презентации; аудиовизуальные (зрительнослуховые)

обучающие видеофрагменты, отрывки из кулинарных программ, которые в свою очередь стимулируют мыслительную активность, активизируют внимание учащихся, повышают интерес к данной теме и учебному предмету в целом. В контрольном 5«Б» классе уроки проводились по традиционной для учителя данной школе методике преподавания указанного раздела с дополнительным использованием презентаций. В завершении педагогического эксперимента на контрольном этапевыявлении качественных и количественных различий в критериальных параметрах в 5«А» и 5«Б» была проведена выходная диагностика в форме тестирования по темам изученного раздела«Кулинария», 5 класс. Результаты теста стали основанием для подсчета степени обученности учащихся 5х классови отражены в таблицах 1, 2.Степень обученности учащихся 5«А» и 5«Б» классов до и после эксперимента можно проанализировать с помощью «Сравнительной диаграммы степени обучения учащихся 5х классов до и после эксперимента» (рисунок 3).

Рис. 3. Сравнительная диаграмма степени обучения учащихся 5х классов до и после эксперимента

По результатам сравнительной диагностики можно сделать вывод, что произошло повышение уровня обученности школьников 5х классов: экспериментального 5«А» с 66% до 78%, контрольного 5«Б» с 81% до 90%.Следовательно, применение разработанных нами наглядных средств обучения на уроках раздела «Кулинария», 5 классположительно влияет на качество обучения, повышает активную мыслительную деятельность у школьников, позволяет заинтересовать их предметом, способствует формированию прочных знаний, умений и навыков. Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использованиенаглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.Изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, выполнив апробацию разработанных компьютерных презентаций, таблиц, схем, макетов и видеофрагментов обучающего характера, целесообразно акцентировать внимание на том, что оптимизация использования наглядных средств обучения в рамках школьного образовательного пространства достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания технологии.

Ссылки на источники1.Горшкова Т.А. Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников: автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Т.А. Горшкова. –Ульяновск: УГУ, 2010. –26 с.2.Тищенко А.Т. Технология: программа: 58 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: ВентанаГраф, 2014. 144 с.3.Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. –502 с.4.Хуторский А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. –М.: Академия, 2007. –639 с.5.Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Л.С. Глебова. –М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2002.–278 с.6.Сластенин В.А Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. –576 с.7.Дмитриев А.Е. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы: учеб. пособие / А.Е. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев. –M.: Перспектива, 2010. 252 с.

8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. –М.: Академия,2007. –192 с.9.Вепринцева Ю.А. Разработка наглядных средств обучения для уроков технологии раздела «Кулинария» / Ю.А. Вепринцева, Т.А. Горшкова // Технологическое образование: теория и практика. Материалы международной научнопрактической конференции. –Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. –С. 267271.10.Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М. ВентанаГраф, 2013. –192 с.