Социально-психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лопакова Ю. Б., Рюмина Ю. Н. Социально-психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2556–2560. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86542.htm.
Аннотация. Статья раскрывает теоретические и эмпирические аспекты проблемы социально-психологической адаптации детей-сирот. Представлен анализ вопросов социально-психологической адаптации воспитанников детских домов, изучение ее социальных, психологических, педагогических особенностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лопакова Юлия Борисовна,

Студентка3 курса педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск, Курганская область, Россияlopakova_1993@mail.ru

Рюмина Юлия Николаевна,

кандидат педагогических наук,доценткафедрысоциальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственныйпедагогический институт», г. Шадринск, Курганская область, Россия

Социальнопсихологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация. Статья раскрывает теоретические и эмпирические аспекты проблемысоциальнопсихологической адаптации детей сирот. Представлен анализ вопросов социальнопсихологической адаптации воспитанников интернатных учреждений, изучения ее социальных, психологических, педагогических особенностей. Ключевые слова:адаптация,социально –психологическая адаптация, социальная адаптация,уровни, этапы, критериисоциально –психологической адаптации, диагностика социально –психологической адаптации.

В настоящее время, в связи с частыми стремительными социально –экономическими изменениями в обществе остро встает проблема социально –психологической адаптации. Социально –психологическая адаптация обеспечивает достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только приспособиться к условиям среды, но и раскрыть свой потенциал. Наиболее остро проблема адаптации встает в процессе социализации воспитанников детского дома. Помощь в адаптации к условиям новой социальной средыдетям, оставшимся без попечения родителей, является существенной задачей таких учреждений. Вследствие этого возникает необходимость изучения теоретических и эмпирических аспектов психологической, социальной, педагогической помощи в социально –психологической адаптации детей оставшихся, без попечения родителей в детском доме. Понятие «адаптация» рассматривается как ключевое в разных областях научных знаний. Прежде всего, адаптация понимается как приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [4].Для уточнения специфических особенностей, аспектовв понимании и употреблении термина «адаптация» необходимо обратиться к анализу определений и суждений, данным в энциклопедических словарях, учебниках и монографиях. Адаптация психологическая рассматривается явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды, жизнедеятельности и частным условиям. Принято считать, что психологический механизм адаптации, являясь в значительной мере индивидуальным для каждого человека, определяется его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями.

Однако Г.А. Балл, справедливо замечает, что «понятие адаптации способно сыграть важную роль в психологическом познании, если трактуется не узко (как приспособление к среде), а широко, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой.

Не стоит забывать и о социальных механизмах данного явления. В этом смысле адаптация социальная предстает как явление, предполагающее «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы.Так, А.А. Налчаджян, указывает, что «процесс адаптации, как ряд взаимообусловленных внутрипсихических и внешних действий, должен удовлетворить как потребности личности, так и ожидания и требования социальной группы».С точки зрения И.А. Малашихиной и Л.Ф. Артеменковой, важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли, а эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. То есть наиболее важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальных ролей. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социальнопсихологических механизмов социализации личности. Так, И.К. Кряжева также отмечает, что социальная адаптация это основа, каркас, на базе которого развиваются явления социально психологической адаптации [8]. Позиция автора по вопросу социализации представляется наиболее оптимальной. Автор считает, что социализация это усвоение и использование социальнозначимых факторов поведения и деятельности без необходимости их субъективного принятия, органического включения в структуру личности. Лишь только в процессе социально психологической адаптации достигается соответствие социальных норм внутренней структуре личности, происходит идентификация целей и ценностей личности и ее окружения в сочетании с обязательным самоопределением личности в среде. По мнению И.К. Кряжевой, социализация обеспечивается через индивидуальноопосредованное включение личности в социум, т.е. через ее социальнопсихологическую адаптацию. Таким образом, социальнопсихологическая адаптация является средством и одним из путей наиболее эффективной социализации. Проблема социально психологической адаптации достаточно широко освещена в научной литературе(И.К. Кряжева, А.А. Налчаджян, А.В. Осницкий

С.И. Розуми др.). Большинство отечественных исследователей трактуют понятие «социально психологическая адаптация»: какпроцесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и как результат этого процесса. Социальнопсихологическая адаптация представляет собой сложное явление, связанное как с индивидуальными особенностями человека, так и с позицией личности в обществе. Понятия «социальная адаптация»«социальнопсихологическаяадаптация» дифференцируют О.И. Зотова и И.К. Кряжева, авторы рассматривают социально психологическую адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы». Авторы указывают, что в процессе социальнопсихологической адаптации достигается соответствие социально одобряемого поведения и деятельности личности ее внутренней структуре, ее интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента, социально психологическим установкам и качествам.В то же время оптимально реализующийся процесс социальнопсихологической адаптации является условием эффективности адаптации на социальном уровне. Таким образом, социальная адаптация представляет собой одновременно и условие, и показатель успешности социальнопсихологической адаптации.

Ф.Б. Березин под социально –психологической адаптацией понимал адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. С социальнопсихологической адаптацией автор связывает особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие [9]. Рассматривая вышеприведенные точки зрения, можно сделать вывод о том, что в научной литературенетчетких разграничений в определениях понятий «социальнопсихологическая адаптация», «социальная адаптация». Однако, несмотря на отсутствие четкости в терминологии, можно утверждать, что в структуре общего адаптационного процесса личности социальнопсихологический аспект занимает ведущую роль, опосредующую характер протекания других аспектов адаптации. Итак, адаптация социальнопсихологическая понимается как оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, включение в ее ролевую структуру.При рассмотрении проблем адаптации человека выделяют два уровня социальнопсихологической адаптации[3]:

Психологическая адаптация (внутриличностный уровень), включающая в себя индивидуальноличностные (в том числе конституциональные) и интеллектуальные особенности. Предполагает наличие определенного уровня развития личностных качеств и свойств интеллекта, лежащих в основе интегрированного социально одобряемого поведения.

Социальная адаптация (поведенческий уровень), предполагающая наличие определенной степени социализации личности (нормативность социальных установок), характеризующаяся ценностными ориентациями, направленностью личности, социальным статусом, социальноролевыми структурами. Проявляется в процессе деятельности и в коммуникативном процессе и отражает социальную успешность личности.Результатом успешного адаптационного процесса, является социально –психологическая адаптированность,котораявключает три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Эти аспекты (уровни, звенья) адаптации тесно взаимосвязаны, и недостаточность хотя бы одного из них негативно сказывается наостальных звеньях и на всем процессе адаптации личности в целом. По нашему мнению, проблема социально –психологической адаптации может быть эффективно решена благодаря рассмотрению личности с двух позиций: личность как субъект адаптации активный участник процесса социальнопсихологической адаптации, и личность как субъект интерпретации активный и пристрастный интерпретатор окружающей действительности, вырабатывающий свое понимание, толкование и отношение к событиям, людям, обществу и самому себе.Социальнопсихологическая адаптация воспитанников детского домапредполагает ряд этапов:1.Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человекпредполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.2.Этап стартового психического напряжения –пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.3.Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторовизмененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.4.Этап завершающего психического напряжения –если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психики человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.5.Этап острых психических реакций «выхода» завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания.В условиях детскогодомасоциальнопсихологическую адаптацию следует рассматривать в двух аспектах:1.Социальная адаптация в условиях детского дома.Это осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями. 2.Социальная адаптация выпускников детских домов.Это психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности; наличие позитивно ориентированных жизненных планов; профессиональное самоопределение; социальная активность; благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы;удовлетворенность своим статусом, отношениями [7]. С момента прибытия ребенка в учреждение для детейсирот, он постоянно находится с педагогом, который помогает ему максимально комфортно пройти период адаптации в учреждении. С детьми работают педагогпсихолог, социальный педагог, воспитатели, руководитель, зам. директора по учебно –воспитательной работе, медицинские работники. Очень важно показать ребенку то, что его любят, видят в нем сильную личность, ценят, заботятся, уважают. Ребенок должен чувствовать свою значимость и необходимость. При создании таких условий, период адаптации у воспитанников пройдет благополучно.Дети, поступающие в детский дом, как правило, недостаточно интеллектуально развиты, у них наблюдается неустойчивость внимания, низкая эрудиция, слабо развито мышление. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно воспитательной среды (педагогическая запущенность).Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоциональноволевой сфере: снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе,неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоциональноэкспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству [6].Совместная деятельность и общение детей со сверстниками мало эмоционально насыщены. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какойлибо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа.Как отмечалось выше, вкачестве одной из важных социально –психологических проблем является проблема социализации детейсирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья,соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.Проведенная опытно –исследовательскаяработана базе Государственного образовательного учреждения для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей «Далматовский детский дом», позволила наметить ряд проблем, на которые необходимо обращать особое внимание как психологу, так и социальному педагогу учреждения. В исследовании использовалисьтакие методы исследования как: анкета для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Адаптация»; тест для детей «САН» (самочувствие, активность, настроение); методика выявления эмоциональных проблем ребенка «Круги»; анкетадля детей «Отношение к детскому дому»; опросник социально –психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда для детей.Целью опытно –исследовательской работыявилосьвыявление особенностей социально –психологической адаптации детей оставшихся без попечения родителей к условиям детского дома.Результаты опытно –исследовательской работы показали,чтопрактически все испытуемые дети благоприятно адаптировались к условиям детского дома, а именно 71,4%. В основном детям нравится в детском доме и им не хотелось бы переезжать в другой детский дом. За время пребывания в его стенах у ребят появились новые друзья (подруги). Дети активно принимают участие в различных мероприятиях, им нравится быть в центре внимания. Тревожности у детей не наблюдается. Взаимоотношения с педагогами и администрацией доброжелательные. Однако определенная часть детей имеющаянизкий уровень адаптации (около 30%). Выражаетсяон в том, что детям сложно усвоить распорядок дня, требования и нормы поведения в данном учреждении. Со взрослыми и детьми часто возникают конфликтные ситуации. У детей проявляется тревожность, плохое настроение.Активного участия в общественной жизни детскогодома дети не принимают. То есть таким детям требуются дополнительные усилия, особого внимания социального –педагога и психологадля прохождения социально –психологической адаптации. Учитывая результаты диагностики, мы считаем целесообразным в данном детском доме разработать и реализовать Программу социальнопсихологической адаптации детей, цель которой будет заключаться в создании социально –психологических условий для успешной адаптации в условиях детского дома. В качестве основных этапов работы мы видим следующие. Во –первых,необходимо проведение подготовительнойработы. А именно: знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, с факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социально –психологическая диагностика, изучение потребностей, интересов и возможностей личности; установление связи с учреждениями города (микрорайона), создание картотеки детей. Во –вторых,организационная работадолжна включать:анализ, дифференциацию, классификацию проблем, «вживание в среду»; определение приоритетов в работе, форм социального творчества, взаимодействие с различными социальными институтами (семья, школа, молодежные объединения, оздоровительные учреждения, организации по продолжению образования или получению профессии, армия, социальные службы); формирование актива помощников психолога;изучение возможностей организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досуга и способствующих развитию детей; систематизация результатов проведенных исследований и наблюдений. В –третьих,требуется целенаправленнаясоциально–психологическаяработа–наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуации, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми. Таким образом, адаптация детей, оставшихся без попечения родителей сложное комплексное явление. Значимость этого процесса определена его ролью в процессе социализации таких детей. Только целенаправленная системная работа, направленная на адекватное, активное взаимодействие с другими участниками деятельности, микросоциальное взаимодействие, совместное социальноетворчество позволит достигнуть успеха в социальнопсихологической адаптации, приведет к достижению значимых для детей целей.

Ссылки на источники1.Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. –5е изд. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2012. –С. 364.2.Климова, Е. К. Социальнопсихологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации [Текст] / Е. К. Климова // Высшее образование в России. 2015. N 5. С. 115118.3.Лебедев, М. А. Психологические аспекты адаптацииличностивсоциальнойсреде впериод ранней взрослости [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Лебедев Максим Андреевич. Москва, 2013. 24 с.4.Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб.для студ. вузов: в 3 кн. –4е изд. / Р. С. Немов. –Москва: ВЛАДОС, 2013. –Кн. 2: Психология образования. –С. 608.5.Петрова, К. Приобщение детейсирот к духовнонравственным и социокультурным ценностям [Текст] / К. Петрова // Ценности современного образования: материалы X Молодежного педагогического форума, 24 апр. 2013 г. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013. С. 97100.6.Прихожан, А. М. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. –2е изд. –СанктПетербург: Питер, 2011. –С. 400.7.Серова, Н. А.Социализация детейсирот в условиях детского дома посемейному типу: успехи и проблемы [Текст] / Н. А. Серова // Воспитание школьников. 2014. № 8. С. 6164 .8.Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования / А. Н. Сухов. –4е изд., стер. –Москва: Академия, 2013. –С. 240.9.Детский дом: службасопровождения семей опекунов [Текст] / Е. И. Кузнецова [и др.] // Социальная педагогика. 2015. № 1. С. 4348.