Профессионально-правомерная направленность личности студентов юридических и психологических специальностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голубева Е. В., Плохотниченко В. А. Профессионально-правомерная направленность личности студентов юридических и психологических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2551–2555. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86541.htm.
Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессионально-правомерной направленности личности студентов юридических и психологических специальностей. Показано, что студенты-юристы превосходят студентов-психологов по большинству параметров, включенных в данный психологический феномен, что объясняется влиянием получаемого ими специального образования. Однако студенты-психологи превосходят студентов-юристов по «аффективному» и «поведенческому» компонентам профессионально-правомерной направленности личности, что связывается с их большей личностной включенностью в принятие юридически значимых решений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голубева Елена Валериевна,к.псх.н., доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г.Таганрогev_golubeva@mail.ru

Плохотниченко Виктория Александровна,магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г.Таганрогvikaplohotnichenko@list.ru

Профессиональноправомерная направленность личности студентов юридических и психологических специальностей

Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализпрофессиональноправомерной направленности личности студентов юридических и психологических специальностей. Показано, что студентыюристы превосходят студентовпсихологов по большинству параметров, включенных в данный психологический феномен, что объясняется влиянием получаемого ими специального образования. Однако студентыпсихологи превосходят студентовюристов по «аффективному» и «поведенческому» компонентам профессиональноправомерной направленности личности, что связывается с их большей личностной включенностью в принятие юридически значимых решений.Ключевые слова:профессиональноправомерная направленность личности, студент, юриспруденция, психология

Актуальность нашего исследованияопределяетсяувеличением интереса ученыхк проблеме правового поведения населения, формирования у него не только правовых знаний и способности применять их на практике, но и мотивационной готовности к такому поведению, в том числе, в сфере своей профессиональной занятости. Последнее выражается категорией «профессиональноправомерная направленность личности».

Изменения, произошедшие за последние десятилетия во взаимоотношениях между государством и личностью, расширение демократических прав и свобод породили новую для общества проблему –проблему воспитания готовности гражданина к защите своих законных интересов на основе юридических знаний и навыков поведения.С.Ф. Оленский отмечает, что «в большей степени это касается подготовки студентов юридических вузов, так как для современной жизни характерно повышение требований их деятельности. Обществу нужны высококвалифицированные юристы, способные позитивно влиять на правовое развитие и формирование правовой культуры личности в обществе» [1].Однако, можно отметить, что формирование профессиональноправомерной направленности личности актуально не только для студентов юридических специальностей. Правовое образование личности является одним из важнейших направлений системы высшего образования в целом. При этом, как мы предполагаем, хотя в целом профессиональноправомерная направленность личности студентовюристов будет выражена сильнее, но специалисты разной профессиональной направленности могут иметь особенности в формировании правового сознания,определяемой спецификой будущей профессиональной деятельности.Например, профессиональная этика психолога –это «реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научнымсообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью» [2].Перед этими специалистами также зачастую встают проблемы нравственноправового характера, заставляющие принимать решения, которые предполагают соблюдение закона, с одной стороны, и заботу о благополучии клиента, с другой.Таким образом, целью нашего исследования стало изучение профессиональноправомерной направленности студентов юридических и психологических специальностей. Проблема исследования формулируется следующим образом: какова профессиональноправомерная направленность студентов юридических и психологических специальностей?Объект исследования: студенты юридических и психологических специальностей.Предмет исследования: профессиональноправомерная направленность студентов юридических и психологических специальностей.Задачи:1. Провести теоретический анализ проблемы профессиональноправомерной направленности личности.2. Провести эмпирическое изучение профессиональноправомерной направленности студентов юридических и психологических специальностей.3. Провести сравнительный анализ профессиональноправомерной направленности студентовюридических и психологических специальностей.Гипотеза исследования: у студентов юридических специальностейпрофессиональноправомерная направленность личности выражена сильнее, чем у студентов психологических специальностей.В нашем пилотажном исследовании приняли участие 28 студентов, из них 12 –студенты юридических специальностей, а 18 –студенты психологических специальностей.Методики исследования:1. Опросник ППНЛ Т.Г. Хащенко, М.М. Шпак [3].2.Тест Л.А. Ясюковой для оценки правового и гражданского сознания[4].3. Методика определения характеристик морального сознания А.А. Хвостова[5].Результаты теоретического анализа литературы по проблеме профессиональноправомерной направленности личности выражаются в следующих положениях. Правомерное поведение личности имеет не только и не столько внешнюю детерминацию (экономические и законодательные стимулы), сколько внутреннюю, личностную детерминацию.Эта детерминация описывается в литературе близкими понятиями: «правовое и гражданское сознание», «нравственноправовая надежность личности», «моральное сознание личности» и др.Т.Г. Хащенко и М.М. Шпак считают, что готовность человека к правовому поведению определяется сложными взаимосвязями когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих структур, а именно –профессиональноправомерной направленностью личности.Профессиональноправомерная направленность личности, согласно этим исследователям,является системным личностным образованием, определяющим отношения личности к себе и к другим как к субъектам правоотношений, к профессиональной деятельности как к нормативно регулируемой и к предметному миру, с которым она связана. Она интегрирует три подсистемы (интра, интери экстраориентационную) и четыре инвариантных компонента (когнитивный, аффективный, поведенческий и ценностномотивационный), элементы которых в контексте каждой из выделенных подсистем наполняются соответствующим этим подсистемам содержанием[6]. Результаты эмпирического исследования представим в таблице 1. Таблица 1Результаты эмпирического исследования(средние значения)

Шкалы опросниковЮристыПсихологиПрофессиональноправомерная направленностьИнтраориентационнаяшкала97,882,3Интерориентационнаяшкала107,289,3Экстраориентационнаяшкала104,088,9Общаяшкала309,0260,6Когнитивнаяшкала95,473,3Аффективнаяшкала65,373,6Поведенческаяшкала49,154,2Ценностномотивационнаяшкала85,872,8Правовое и гражданское сознаниеПравовое и гражданское сознание7,24,7Характеристики морального сознанияПринципиальность88,097,2Гуманизм71,476,1

Как видим, студентыюристы превосходят студентовпсихологов по целому ряду показателей профессиональноправомерной направленности личности. Так, они набирают большие баллы по «интраориентационной» шкале (представления, эмоциональное отношение, поведенческие привычки по отношению к себе как к субъекту прав), по «интерориентационной» шкале (представления, эмоциональное отношение, поведенческие привычки по отношению к другим как к субъектам прав), «экстраориентационной» шкале (представления, эмоциональное отношение, поведенческие привычки по отношению к своей профессии), а также по «общей» шкале, объединяющей все три предыдущие.По дополнительным шкалам наблюдаются разнонаправленные тенденции. По «когнитивной» и «мотивационноценностной» шкале студентыюристы превосходят психологов, а по «аффективной» и «поведенческой» –наоборот: студентыпсихологи превосходят юристов.Выявление уровня развития правового и гражданского сознания также обнаружило больший его уровень у юристов, а определение моральногосознания по обеим его характеристикам –принципиальность и гуманизм –продемонстрировало больший его уровень у студентовпсихологов.Обнаруженные закономерности подтвердим данными статистической обработки результатов. Обработка будет проводиться с помощьюкритерия UманнаУитни, позволяющего сравнить две независимые выборки по уровню какоголибо признака. Для подсчетов будет применяться статистический пакет Statistica6.0. Полученные результаты представим в таблице 2.Как показали результаты статистическойобработки, действительно, студентыюристы достоверно превосходят студентовпсихологов по следующим параметрам профессиональноправомерной направленности личности. Таблица 2 Результаты статистической обработки данных с помощью Uкритерия МаннаУитни

Шкалы опросниковСумма рангов (юристы)Сумма рангов (психологи)Uэмп.Уровень значимостирПрофессиональноправомерная направленностьИнтраориентационнаяшкала213,00193,0022,000,00Интерориентационнаяшкала231,00175,004,000,00Экстраориентационнаяшкала227,00179,008,000,00Общаяшкала231,00175,004,000,00Когнитивнаяшкала227,00179,008,000,00Аффективнаяшкала197,00209,0038,000,01Поведенческаяшкала195,00211,0040,000,02Ценностномотивационнаяшкала215,00191,0020,000,00Правовое и гражданское сознаниеПравовое и гражданское сознание199,00207,0036,000,01Характеристики морального сознанияПринципиальность115,00291,0060,000,16Гуманизм125,00281,0070,000,35

Они имеют более развитые представления о себе, других людях как субъектах права и о своей профессиональной деятельности как нормативно регулируемой («интраориентационная», «интерориентационная» и «экстраориенационная»шкалы, а также «общая шкала» как интегральный показатель профессионально правомерной направленности личности).Можно сделать вывод, что получение юридического образования создает широкий контекст юридических понятий, заставляя не фиксироваться только на себе как на субъекте права, а применять эти понятия и по отношению к другим людям, явлениям, профессиональной деятельности в целом.По дополнительным шкалам наши предварительные предположения также подтвердились. Студентыюристы достоверно превосходят студентовпсихологов по «когнитивной» шкале, которая показывает знание закона, прав и обязанностей, закрепленных Конституцией РФ, юридических последствий действий (или бездействий) в различных жизненных ситуациях, а также то, как при необходимости можно получить необходимую правовую информациюи др. Студентыюристы достоверно превосходят студентовпсихологов по «мотивационноценностной» шкале, которая предполагает приоритет ценности закона, справедливости и ответственности как в системе инструментальных и терминальных ценностей личности, так и в системеее профессиональных ценностей. Наличие таких специальных знаний и убеждений, естественно, обусловлено получением образования по соответствующей специальности.По «аффективной» и «поведенческой» шкале студентыпсихологи, наоборот, превосходят студентовюристов. Эти шкалы обозначают выраженное эмоциональное отношение к закону (как к справедливому или несправедливому), его соблюдению или несоблюдению (принятиенепринятие), нормам, регулирующим профессиональную деятельность (удовлетворенностьнеудовлетворенность), а также привычки, регулирующие правовое поведение. Такой результат можно объяснить большей личностной включенностью будущих психологов в принятие юридически значимых решений.Статистическая обработка данных по выявлению гражданского и правового сознания согласуется с описанными выше данными. Студентыюристы достоверно превосходят студентовпсихологов по уровню развития этого психологического образования. Этовыражается в том, что студентыюристы чаще выражаютследующие убеждения:

«Законы создаются, чтобы улучшалась жизнь большинства населения»;

«Рядовой гражданин (не юрист) обязан знать существующие законы»;

«В нашем государстве каждому необходимо в первую очередьвыполнять свои обязанности» и др.Результаты применения Uкритерия МаннаУитни к анализу данных о моральном сознании студентов показывают, что значимых различий между ними ни по одной из характеристик нет. Можно предположить, что на формирование этого психологического образования в большей степени влияют другие факторы, а не характер получаемой профессии, тем более, что опыт работы в данной сфере у студентов еще, как правило, небольшой.Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, в целом, подтверждена. Профессиональноправомерная направленность личности студентовюристов выражена сильнее, чем у студентовпсихологов. При этом специалисты разной профессиональной направленности имеютособенности в формировании правового сознания, определяемой спецификой будущей профессиональной деятельности.Так, у студентовпсихологов эмоциональное отношение к закону и привычки,регулирующие правовое поведение, выражены сильнее, чем у студентовюристов, что может быть связано с их большей эмоциональной включенностью в юридически значимые ситуации.

Ссылки на источники1. Оленский С.Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения // Юрист. –2011 –№ 19.2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. –М.: АСТ, Харвест. 1998.3. Хащенко Т.Г., Шпак М.М. Разработка опросника для диагностики профессиональноправомерной направленности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. –2013. –№ 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Haschenko_Shpak.phtml (дата обращения: 12.12.2014).4. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. –СПб.: Иматон, 2005.5. Хвостов А.А. Онтогенез морального сознания: от подростков до студенческой молодежи // Развитие личности. –2000. –№34. –С. 75100.6. Хащенко Т.Г., Шпак М.М. Правомерная направленность в структуре личностной готовности к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. –2012. –№ 3. –С. 1821.