Англо-американская историография конца XX – начала XXI века о влиянии крестовых походов на современный исламистский терроризм

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мурзакова А. В. Англо-американская историография конца XX – начала XXI века о влиянии крестовых походов на современный исламистский терроризм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2606–2610. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86552.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются взгляды Томаса Мэддена и Джонатана Райли-Смита, авторов новой концепции истории Крестовых походов, на основе которой они критикуют ошибочность стереотипов, сложившихся в общественном сознании в процессе трансформации представлений о Крестовых походах, приводящих в итоге к оправданию современного исламистского терроризма в мусульманском мире.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мурзакова Анна Валерьевна,Магистрант 1 года обучения, Омский государственный педагогический университет, г. Омскanna.murzakova.94@gmail.com

Англоамериканская историография конца XX–начала XXIвека о влиянии крестовых походов на современный исламистский терроризм

Аннотация.Вданной статье рассматриваютсявзглядыТомаса Мэддена и Джонатана РайлиСмита, авторов новой концепцииистории Крестовых походов, на основе которойони критикуютошибочность стереотипов, сложившихся в общественном сознании в процессе трансформации представлений о Крестовых походах, и приводящихв итогек оправданию современного исламистского терроризмав мусульманском мире.Ключевые слова:Крестовые походы, современная англоамериканскаяисториография, исламистский терроризм, антропологический подход

Традиционной историографией была создана концепция, согласно которой Крестовые походы были завоевательными войнами, в основе которых лежали материальные интересыПап, стремившихся расширить свое влияние на мусульманские территории, ибезземельных младших сыновей феодалов, желавших разбогатеть на Востоке, а основнойцельюКрестовых походовбыло обратить «неверных» мусульман в истинную, христианскую, веру. Лучше всего суть этой точки зрения отразил в своих трудах английский историк Стивен Рансиман, утверждавший, что Крестовые походы являлись «ничем иным, как мерзкими, аморальными актами нетерпимости во имя Бога, что является грехом перед лицом Святого Духа»[1, p. 480].Однако исследования в области Крестовых походов, активно ведущиеся английскими и американскими медиевистами в течение последних нескольких десятилетий в рамках антропологического подхода, позволили переоценить их сущность и цели и создать новый образ Крестовых походов, развенчивающий основные мифы о Крестовых походах, существующие в обществе. Благодаря использованию большого количества новых источников (особенно хартий, которые,по сути,являются документами о продаже имущества или закладными на землю), можно понять, что крестоносцы фактически не имели материальных интересовна Востоке, да и в поход отправлялись, как правило, вовсе не безземельные рыцари, а богатые и состоятельные люди, нередко вкладывавшие в это богоугодное дело все свое состояние. Таким образом, на первый план выходит религиозный фактор, который являлся доминирующим мотивом дляучастников Крестовых походов. Фактически, они были паломниками, участвовавшими в Священных войнах ради освобождения Святой земли и спасения Гроба Господня, что позволило бы им заработать отпущение всех грехов[2].Согласно концепции, созданной современной англоамериканской историографией, Крестовые походы являлись преимущественно оборонительными, и стали вынужденным ответом на действия мусульман, которые к X веку завоевали почти две трети христианского мира, включая Палестину, являвшуюся исконно христианской землей[3]. Как считает американский медиевист Томас Мэдден, Крестовые походы были всего лишь ответом на агрессию со стороны «миролюбивого» исламского мира, он утверждает, что «Крестовые походы имели не более захватнический характер, чем высадка союзников в Нормандии»[3].Такая концепция не могла найти поддержку в обществе, ни среди политических деятелей, ни среди простых граждан, как на Западе, так и в мусульманском мире, и находила отражение исключительно в научной литературе. Как пишет Мэдден, «медиевисты уже давно сетуют, что, когда речь заходит о Крестовых походах, существует гигантская пропасть между реальными фактами и их восприятием в обществе»[4]. Однако события 11 сентября 2001 года дали историкам, специализирующимся на изученииКрестовые походов, возможностьпредставить свою концепцию широкой публике иповлиять на стереотипы, существующие в общественном сознании, так как американские политики были вынуждены обратиться к профессиональным историкам, чтобы пролить свет на причины конфликтных взаимоотношений, сложившихся между западным миром и мусульманами. Томас Мэдден, который был призван в качестве консультанта по вопросу взаимосвязи Крестовых походов и современного исламистского терроризма после трагических событий 11 сентября 2000 года, вспоминает: «Самым частым вопросом было: каким образом Крестовые походы привели к террористическим атакам сегодняшнего дня? И я всегда отвечал: они никак не повлияли. Крестовые походы являются феноменом Средневековья и совершенно не связаны с современным исламистским терроризмом»[5].Разумеется, людям, далеким от средневековой истории, такой ответ кажется очень нелогичным. Ведь если Запад в течение нескольких столетий посылал крестоносцевна Востокдля борьбы с мусульманами, разве они не имеют права считать себя незаслуженно обиженными? Разве жестокость современных исламистских террористов не уходит корнями в Средневековье, когда крестоносцы не менее жестоко вели себя по отношению к своим противникам, мирным и мудрым мусульманам? И, наверное, после всего этого, мусульмане имеют право на джихад, который является просто «расплатой»христианского миразасобытияКрестовыхпоходов? Современные медиевисты отрицательноотвечают на все эти вопросы. По их мнению, ошибочно объяснять современное зло событиями, произошедшими в далеком прошлом, потому что тогда стоит взглянуть еще на шаг дальше, и вспомнить, что причиной Крестовых походов стали мусульманские завоевания, что в итоге приведет к замкнутому кругувзаимных обвинений. Однако для того, чтобы разобраться, почему средневековые Крестовые походы действительно не могут быть причиной современного исламистского терроризма, историкисчитают необходимым проследить трансформацию восприятия Крестовых походов в обществе в течение последних столетий.Английский медиевист Джонатан РайлиСмит пишет, что ссамого своего появления, еще задолго до Первого Крестового похода, последователи исламанаходилисьв состоянии постоянного конфликта с христианством, и события Крестовых походовявляются лишь одним из многочисленных проявленийэтой затяжной войны между последователями двух религий[6].Как утверждает Мэдден, «в Средние века вы бы не нашли в Европе ни одного христианина, который бы не считал, что Крестовые походы были наивысшим благом. Даже мусульмане уважали идеалы крестоносцев и благочестие своих соперников»[7]. Он подчеркиваеттот факт, что до середины второго тысячелетияислам был «сверхдержавой» средневековогомира, мусульманская цивилизация была развитой, богатой и влиятельной, в то время как западный миртщетно пытался наверстать свое отставаниеи был намного слабее[7].

Мэдден пишет, что Крестовые походы были столь важны для европейцев и остались в их памяти и в последующие эпохи потому,что потребовали огромных усилий, а результат оказался фактически нулевым, в то время как, спросив об этих событиях любого мусульманина XVIIIвека, мы бы с изумлениемуслышалив ответ, что ему ничего про них не известно[7]. Как полагают исследователи, представление людей о Крестовых походахрезко изменилосьв XIXвеке,и произошло этов связис колонизацией стран Ближнего Востока,в результате чегоисторикитого периодапостепенно утвердились во мнении, что Крестовые походы можно считать первымиимпериалистическими войнами в европейской истории. В значительной степени наподобнуюоценку Крестовых походов оказали влияниеидеи просветителей, так как в эпоху Просвещенияидея наказания за грехибыла отвергнута, и стало трудно поверить, что основной причиной, побуждавшей крестоносцев принять участиевпоходах, было всего лишь стремлениеполучить отпущение грехов и спасти свою душучерез такой сильный акт покаяния, как Крестовый поход. Крестовые походы начали оцениваться сквозь призму идей либерализма, и вскореглавенствующейв обществе сталаточка зрения, согласно которойрелигия была всего лишь прикрытием для земных интересов корыстныхкрестоносцев, жадных до земель и богатств Востока[2]. Эти идеи стали распространяться среди населения Ближнего Востока и далее благодаря тому, что сторонники такой точки зренияпреподавали в колониальных школах. Идеологи арабского национализма, восприняв эти идеи, сталиполагать, что крестоносцы оказали решительное влияние на ход их истории и нанесли огромный уронразвитию их государств.Джонатан РайлиСмит так отзывается об этом: «Воспоминания о давних обидах были изменены спустя долгое время после реально происходивших событий»[8, p. 3]. И мусульманетеперьостаются лишь на позиции невинной жертвы, вместо гордости за свои победы над крестоносцами в далеком прошлом. На такую расстановку акцентов оказала влияние и художественная литература, вышедшая изпод пера таких писателей, какВальтер Скотт, в частности его знаменитые произведения «Айвенго» и «Талисман», в которых мусульмане представлены как мудрые и просвещённые люди, а крестоносцы, особенно король Ричард Львиное Сердце, выглядят храбрыми, но жестокими воинами, полными алчности [8, p65,9].Еще одним немаловажным фактором является постепенное складываниев Европе нового типа цивилизации, основой для которой послужилиидеи капитализма и индивидуализма. Теперь все внимание европейцев перестало быть сфокусировано только на Средиземноморье, сферой их интересов стала вся планета в целом, и это привело к глобальным изменениям в образе их мышления, вскоре религия перестала быть для них столь значимой, как в недавнем прошлом, и, следовательно, Крестовые походы стали восприниматься как некая глупость «детства человеческой цивилизации»[3].Все современные исследователи, в работах которых поднимается вопрос о взаимосвязи между Крестовыми походами и современным исламистским терроризмом, полагают, что события далекого прошлого никак не связаны с современными конфликтными взаимоотношениями между христианским и исламскиммиром. Однакоследствием ошибочного пониманияисторииКрестовых походов,ихсути и целей, существующегов сознаниикак мусульман, так и жителей Запада, является то, что христиане желают загладить вину своих далеких предков перед жителями Востока, и одновременноэто приводитк появлению в мусульманском мире идей радикального ислама и их следствию–исламистскому терроризму. В отличие от мусульман, большая часть католиков и жителей Запада в целом не согласны с тем, что и в настоящее время западный мир объявил Крестовый поход против ислама, однако, в западном обществе распространена идея о том, что Крестовые походы, направленные против мусульман в эпоху Средних веков, являются корнем тех современных напряженных отношенийс исламским миром, которые мы переживаем в настоящее время, и что именно Крестовые походы породили в исламе идею джихада как особой формы защиты религии[5]. Католики остро ощущают свою вину за события Крестовых походов, и, когда Папа Иоанн Павел II, повторив слова Папы Иннокентия III, просил прощения за грехи церкви и тех последователей католической веры, которые стали участниками Крестовых походов, общество бесповоротноуверовало, что, раз понтифик выступил с подобной речью, то сама Католическая церковь стыдится такого негативного явления в своей истории, как Крестовые походы, хотя Папа Иоанн Павел IIтак и не принес извинения за сами Крестовыепоходы как историческое событие.

Жители Востока, которые имеют «трансформированную память», стали воспринимать Крестовые походы как самое первое нападение христиан на исламский мир в истории их взаимоотношений, длительной и полной враждебности, эпизодами которой были и империалистические войны, и недавние действия Соединенных Штатов Америки в Ближневосточном регионе. Некогда почти позабытый среди мусульман Салах адДин теперь является для них неким эталоном героя, который боролся с христианскиммироми западными завоевателями, именно поэтому Саддам Хусейн характеризовал себя как нового Салах адДина, который изгонит новых крестоносцев измусульманской земли[5].Разумеется, такое отношение к Крестовым походам среди мусульман дает удобныйповодтем, кого можно назвать экстремистами, оправдать свои чудовищные поступки теми унижениями, которые они претерпевали со стороны жестоких западных захватчиков на протяжении нескольких столетий. Усама бен Ладен в своем манифесте 1998 года, так же подписанном лидерами исламистских групп Египта, Пакистана и Бангладеш, объявил «войну против евреев и крестоносцев», подразумевая под крестоносцами американцев[Цит. по 3]. Так же в своих многочисленных видео он часто называл американскую борьбу с терроризмом новым Крестовым походом Запада против ислама, апрезидентаБуша –лидером «неверных»и «христианиномкрестоносцем, задачей которого является уничтожение мусульман и исламской религии с лица Земли» [9, 10].Однако стоит отметить, что такое некорректное восприятие событий Крестовых походов свойственно не только для лидеров исламистских террористов, но и для западных политиков, особенно для американских президентов, которые невольно усугубляют ситуацию, порой говоря в своих выступлениях о том, в чем совсем неразбираются,или произнося опрометчивые фразы. Мэдден отзывается об этом таким образом: «Историкимедиевисты вроде меня не могут не морщиться, когда изучаемый нами период оказывается в центресовременного политического дискурса»[4].

Ярким примером может служить катастрофическая ошибка Джорджа Буша, употребившего термин «Крестовые походы» для описания войны с терроризмом, провозглашенной после событий 11 сентября 2001 года. Эта оговорка дала могущественное оружие в руки экстремистов, в частности Усамы бен Ладена, который годами говорил об атаках евреев и крестоносцев на ислам, и укрепила бытующее в обществе представление о долгом и глубоком конфликте между исламским миром и Западом, корни которого уходят еще в эпоху Средневековья[9]. Еще одним классическимпримером неправильного понимания истории Крестовых походов может стать речь Билла Клинтона, упомянувшего взятие Иерусалимав 1099 году, и сказавшего, что «эта история до сих пор с горечью вспоминается на Ближнем Востоке, и мы все еще расплачиваемся за нее»[Цит. по 5], что показывает, что он видит Крестовые походы корнем современного исламистского терроризма. Стоит упомянуть и относительно недавний случай, заявлениеБарака Обамыо том, что христианам не следует задаваться, когда речь заходит об искажении веры, так как во времена Крестовых походов люди совершали ужасные вещи во имя Господа, и что нельзя «использовать религию ради убийства»[Цит. по 4].Такие высказывания, по мнению историковмедиевистов, свидетельствуют о том, что Обама плохо понимает историю Средних веков, ведь Крестовые походы не были искажением религии, так как они являлись воплощениемтех идей,которые были сформулированы папством, и в частности Урбаном II,при организации этих походов,участниками которых стали величайшие людиСредневековья, такие каканглийский корольРичард Львиное Сердце. Немаловажным, по мнению историков, является тот факт, что в своем развитии мусульманский мир, по сравнению с западным, остался далеко позади и тщетно пытается наверстать это отставание. Ате лидеры мусульманских государств, которые пытаются сотрудничать с западным миром и перенять его достижения, порой сами превращаются в жертвы джихада, так как, по мнению другихмусульман, они являются предателями веры. Таким образом, современный исламистский терроризм можно определить как борьбу средневекового мира с миром современным, и Мэдден высказывается про Усаму бен Ладена таким образом: «Он и его последователи говорят про «нацию», ссылаясь на мусульманскую политическую общность, которая исчезла в VIIвеке. Создаваемый ими образ Крестовых походов окрашен современным империализмом. И они призывают к джихаду, требуя от каждого мусульманина принять участие. Коротко говоря, они живут в вымышленном мире, где последняя тысяча лет нашла отражение лишь частично»[3].Подводя итог, можно сказать, что в настоящее времяриторика, которая основывается нанекорректномистолкованиисути и целей Крестовых походов,нередко служит прикрытием для различных актов насилия, которыми характеризуются напряженные отношения между западным и исламским миром. Рассматривая Крестовые походы в рамках антропологического подхода, современная англоамериканская историография создает новую концепцию, в которой Крестовые походы рассматриваются с точки зрения их непосредственных современников, и, соответственно, понимаются как Священные войны, носившие преимущественно оборонительный характер, участники которых в первую очередь были паломниками, не имевшими материальных интересов, их целью была защита своей веры и своей земли, а не распространение идей христианства среди жителей Востока. Руководствуясь такой концепцией Крестовых походов, современными английскими и американскими медиевистами отрицается наличие взаимосвязи между средневековыми Крестовыми походами и современным исламистским терроризмом, влияние на которыйв большей степениоказали европейский империализм XIXвека и стереотипыобщественногосознания, появившиесяблагодаря традиционной историографии, которая была основана на позитивистском подходе и объясняла Крестовые походы в первую очередь земнымиинтересами крестоносцев.

Ссылкинаисточники1.Runciman S. History of the Crusades, vol. 3. —Cambridge: Cambridge University Press, 1966. —529 p.2.Beaumont D. The Crusades: Urban Legends and Truth. [Электронный ресурс] / D. Beaumont// —Режимдоступа: http://www.strangenotions.com/thecrusdadesurbanlegendsandtruth/ [Дата обращения 04.02.16]3.Madden Th. F. Crusade Propaganda: The Abuse of Christianity Holy Wars [Электронныйресурс] / Th. F. Madden // National Review.—2001. —Nov. —Режимдоступа: http://www.nationalreview.com/articles/220747/crusadepropaganda/thomasfmadden[Датаобращения01.02.16]4.Madden Th. F.Getting medieval [Электронныйресурс] / Th. F. Madden // National Review.—2015.—Feb.—Режим доступа: http://www.nationalreview.com/article/398140/gettingmedievalthomasfmadden [Дата обращения 01.02.16]5.Madden Th. F.Inventing the Crusades [Электронныйресурс] / Th. F. Madden // First Things. —2009. —June. —Режимдоступа: http://www.firstthings.com/article/2009/06/inventingthecrusades [Дата обращения 10.02.16]6.RileySmith J. Rethinking the Crusades [Электронныйресурс] / J. RileySmith // First Things. —2000. — March.—Режимдоступа: http://www.firstthings.com/article/2000/03/rethinkingthecrusades [Дата обращения 07.02.16]7.Madden Th. F. What the Crusades Were Really Like [Текст] / Th. F. Madden // ZENIT Daily Dispatch. —2004. —Режимдоступа: http://www.ewtn.com/library/CHISTORY/ZCRSADES.HTM [Дата обращения 11.02.16]8.RileySmith J. The Crusades, Christianity, and Islam (Bampton Lectures in America). —Columbia University Press,2008. –136 p.9.Phillips J. The Crusades: A Complete History [Электронныйресурс] / J. Phillips //History Today. —Volume 65. —Issue 5. —May 2015. —Режимдоступа: http://www.historytoday.com/jonathanphillips/crusadescompletehistory [Датаобращения14.02.16]10.Madden Th. F. The Real History of the Crusades[Электронныйресурс] / Th. F. Madden // Crisis Magazine. —2002. —April.—Режимдоступа: http://www.crisismagazine.com/2011/therealhistoryofthecrusades [Датаобращения09.02.16]