Особенности организации родительского университета в условиях образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спесивцев А. В. Особенности организации родительского университета в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2601–2605. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86551.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается одна из форм взаимодействия родителей и школы, где ключевая роль отводится учителю начальных классов. В статье также представлены основные формы, реализуемые в рамках встреч в родительском университете, кратко описан существующий опыт по организации деятельности родительских университетов, представлены возможные направления организации и проведения родительского университета в начальной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спесивцев Александр Валерьевич,студент 3 курса гуманитарного факультета, направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование», филиал ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» в г. Михайловке Волгоградской областиspesivcev_a@mail.ru

Особенности организации родительского университета

в условиях образовательного учреждения

Аннотация.В данной статье рассматривается одна из форм взаимодействия родителей и школы, где ключевая роль отводится учителю начальных классов. В статье также представлены основные формы, реализуемые в рамках встреч в родительском университете, кратко описан существующий опыт по организации деятельности родительских университетов, представлены возможные направления организации и проведения родительского университета в начальной школе.Ключевые слова:семейное воспитание, родительский университет, взаимодействие с родителями, учитель начальных классов.

В связи с кризисом семейного института в нашей стране, который связан с нестабильной социальноэкономической обстановкой, даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения между родителями и детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают или не обладают достаточными психологопедагогическими знаниями, как целесообразно построить взаимоотношения со своими детьми. Все это требует квалифицированной помощи со стороны психологов, педагогов и других специалистов. Особенно важным является построение целесообразных отношений с родителями учащихся начальной школы, т.к. именно эта категория родителей принимает особенно активное участие в жизнедеятельности школы, что являетсяочень важным сохранение этой активности со стороны родителей и на последующих ступенях образования. Современным родителям требуется психологопедагогическая поддержка, выражающаяся в консультациях, просветительской работе, психологопедагогическая поддержка как со стороны педагогического коллектива школы в целом, так и со стороны учителя начальных классов, в частности, так как именно он является первым педагогом и проводником для младших школьников первые четыре года их обучения, тесно взаимодействуя с родителями при решении психологопедагогических проблем семейного воспитания. Однако в настоящее при взаимодействии учителя начальных классов с родителями с применением разнообразных форм нет той, которая могла бы взять на себя главенствующую роль по оказанию психологопедагогической поддержки современным родителям, а также в решении проблем семейного воспитания.

Одной из таких форм, которая способна реализовать разносторонне взаимодействие родителей и учителей начальных классов, направленное на построение конструктивного общение и сотрудничества в вопросах семейного воспитания является организация и проведение встреч в рамках родительского университетата.Родительские университеты–это достаточно интересная и продуктивная форма сотрудничества с родителями. Назначение родительских университетов в школе –психологопедагогическое просвещение родителей, которое направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Родительский университет—это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс. Требуется, особенно в первые годы обучения ребёнка в школе, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Школа должна быть открытой для них, она должна стать и школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья—продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое [1].Родительский университетможно рассматривать как особую форму сотрудничества педагогов, психологов и других специалистов с родителями, которые могут получить квалифицированную помощь и консультации по различным вопросам семейного воспитания в пространстве образовательной среды школы, детского сада [2].Родительский университет способствуют увеличению педагогической культуры родителей, выработке общих подходов семьи и школы к воспитанию детей.Формы организации занятий в родительском университете достаточно разнообразны: родительские чтения, практикумы, родительские тренинги, родительские ринги, конференции.Рассмотрим их более подробно: 1) практикум, это когда педагог предлагает родителямописание какойлибо конфликтной ситуации, а родители должны найти из нее оптимальный выход. Такая форма способствует нахождению путей для построения целесообразных взаимоотношений между родителями и детьми, школой и родителями, а так же позволяет обосновать свою позицию в той или иной ситуации для дальнейшего коллективного поиска решения проблем семейного воспитания;2) родительскиечтения–это такая форма взаимодействия родителей, когда родители не только могут слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по любой проблеме, а также участвовать в ее обсуждении (здесь родители читают ту литературу, которую им порекомендовали педагоги, по тем вопросам, которые волнуют родителей больше всего, затем идёт обсуждение прочитанного, что способствует построению конструктивного диалога между родителями и педагогами);3)родительский тренинг–это такая форма взаимодействия с родителями с привлечением психолога, когда родители в процессе психологического тренинга хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. 4)родительские ринги–одна из дискуссионных форм общения родителей. Ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. В ринге участвуют две семьи, у них могут быть разные позиции, разные мнения. За всем процессом наблюдают педагоги и психологи, которые в дальнейшем выносят свой вердикт;5)конференции–это одна из форм, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какойто узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения.Анализируя деятельность родительскихуниверситетов в г. Волгограде (на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»), г. Самаре (АНО СОШ «Развитие») и г. Москве (ГБОУ Гимназии «Свиблово»), мы можем кратко охарактеризовать особенности организации каждого из них.Осуществляя деятельность по гармонизации детскородительских отношений, родительский университет в ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»проводит различные мероприятия, на которых родители получают нужную информацию по интересующим их вопросам, о правильном и рациональном воспитании детей. Также оживлённо принимают участиев интерактивной части встреч, рассказывают о том, как воспитывали их родители, как проходили семейные праздники. Встречи протекают в увлекательной интерактивной форме с применением информационных технологий, занимательно, красочно, с привлечением педагогов, специалистов в психологии, которые тесно взаимодействуют с таким социальным институтом как семья и рассказывают о том, как формировать в своём ребёнке положительные качества, как проводить выходные, праздничные дни, организовывать семейный досуг и др.

Также для родителей создан сайт «Семейное образование», на страницах которого родители могут найти много интересной и полезной информации о том, как построить воспитательный процесс, что о воспитании говорит наука, о народных традициях семейного воспитания и много различной информации, которая будет полезна в процессе воспитания детей.Деятельность родительского университета вгородеСамаре направлена на осознание родителями своей роли в жизни ребёнка, ведь осознанность –позволяет ясно понять своё предназначение как родителя, также родители познают ценность семьи, так как семья главный институт социализации ребёнка, получает много информации о том, как воспитывать своего ребенка, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценной личностью, которая сможет на основе родительского примера создать свою семью, как улучшить взаимоотношения со своими детьми, как воспитывать ребёнка, чтобы быть для него другом и советчиком. Родительский университет в городе Москва, предполагаетсобойоднимизвозможныхальтернативдеятельностьссемьейи

ориентированнаукреплениенетолько внутренних детскородительскихвзаимоотношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении проблем в вопросах воспитания и развития растущего поколения. Проанализировав специфику деятельности вышеуказанных родительских университетов, мы пришли к выводу о том, что их деятельность направлена на улучшение детскородительских отношений, на построение правильного воспитательного процесса, который в будущем покажет свои плоды, осуществляют они свою деятельность в учреждениях, где воспитываются дети, тем самым, улучшая взаимоотношения между учреждением и родителями. Основываясь на опыте организации родительского университета ряд городов (г. Волгоград, г. Самара, г. Москва), мы пришли к выводу о том, что целесообразнее всего проводить данную форму взаимодействия в формате интерактивных встреч, чтобы родители полноценно осознали информацию и активно принимали участие в родительском университете, также будет положительным включение в деятельность родительского университета практикоориентированных заданий для его участников. Также будет не лишним распространение буклетов и памяток по тематике организуемых встреч и реализация дистанционной формы взаимодействия с участниками родительского университета. Для этого можно задействовать популярные в социальной сети и возможности электронной почты.Учитывая всё вышеизложенное, мы хотим обозначить цель, задачи и направления деятельности в рамках родительского университета, который можно организовать на базе одной из школ нашего города для взаимодействия с родителями младших школьников.Цель родительского университета–помощь родителям в трудных проблемах связанных с воспитанием и образованием детей.Задачи родительского университета:1) рост педагогической и психологической культуры родителей;2)объединение усилий семьи и других социальных институтов; 3) формирование обширного социального взаимодействия.Направления родительского университета:

I. Организационноуправленческое:1) формирование очной и дистанционной форм обучения в родительском университете;2) создание «Музея родительского университета»;3) создание «Газеты родительского университета»;4) разработка «Интернетсайта родительскогоуниверситета»;5) создание в популярных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернетресурсов для размещения информации о деятельности родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).II. Информационнопросветительское:1) знакомство родителей с содержанием программы реализации родительского университета;2) презентация системыорганизации мероприятий, направленных на просвещение семей по проблемам развития и воспитания детейв рамках деятельности родительского университета;3) проектирование и осуществление работы по психологопедагогическому, культурологическому просвещениюродителей со стороны различных специалистов(педагогами, психологами, юристами, врачами и т.д.).4)просвещение с целью формирования диалога и привлечения к сотрудничеству:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи.

психологопедагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка.

гражданское: о путях развития образования, школы.5) консультирование родителей:

самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей; помощь психологопедагогического характера;

формирование социальнодемографических характеристик семей.6) системное просвещение и компетентное обучение родителей:

обучение родителей как воспитателей и педагогов, обучающих взрослых;

привлечение родителей к обучению и воспитанию других родителей, учеников и взрослого населения (работа с неблагополучными семьями, проведение соцопросов и т.д.).III. Содержательное:1) научнометодическое обеспечение содействия семейному воспитанию;2) создание ценностного содержания семейного воспитания с учетом социокультурных и культурноисторических обычаев и традиций, а также современных проблем и особенностей развития общества;

3) расширение воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом. Воспитательная деятельность родительского университета будет построена:

на оценке родителями собственного жизненного опыта;

на приобретение новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

на стабильном общении детей и их родителей;

на формировании атмосферы поиска новых знаний;

на самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребёнка;

на развитие творческих способностей членов семьи;

на умении видеть результатыразвития детей;

на умении видеть трудности и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.Организуемые встречи в рамках родительского университетабудутпосвящены центральным проблемам с учётом закономерностейразвития ребенка в разные периоды детства.Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей к активному сотрудничеству с учителем начальных классов в решении проблем семейного воспитания. Таким образом, организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках родительского университета позволяет объединить усилия родителей, педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов по организации конструктивного диалога и в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Ссылки на источники1. Кожина, М.И. Работа педагогического состава с родителями / М.И. Кожина // ИЯШ 2006. № 6 С. 13 19, С. 53 –592. Желудков М.А., Додокина Н.В. Родительский университет как форма сотрудничества с семьёй в условиях образовательного учреждения / М.А. Желудков, Н.В. Додокина. Наука и образование: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 5 частях. –Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 4849.