К вопросу об эволюции высших органов государственной власти России (СССР) в XX веке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сафонова Е. Н., Конопленко И. В. К вопросу об эволюции высших органов государственной власти России (СССР) в XX веке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2671–2675. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86565.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы преобразования органов высшей государственной власти в Российской империи, Советском Союзе и современной России на протяжении XX столетия. Авторы уделяют особое внимание проблеме формирования президентской власти в нашей стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сафонова Евгения Николаевна, студент Iкурса факультета Среднего профессионального и дополнительного образования НЧОУ ВО «Армавирский лингвистический социальный институт», г. Армавир

Конопленко Ирина Витальевна, студентIкурса факультета Среднего профессионального и дополнительного образования НЧОУ ВО «Армавирский лингвистический социальный институт», г. Армавирk0rica@bk.ru

Научный руководитель –Пасенко Станислав Игоревич,Старший преподаватель кафедры гуманитарных, педагогических дисциплин и физической культуры НЧОУ ВО «Армавирский лингвистический социальный институт», г. Армавирstanislav_pasenko@mail.ru

К вопросу об эволюции высших органов государственной власти России (СССР) в XXвеке

Аннотация.В данной статье рассматриваются некоторые вопросы преобразования органов высшей государственной власти в Российской империи, Советском Союзе и современной России на протяжении XXстолетия. Авторы уделяют особое внимание проблеме формирования президентской власти в нашей стране. Ключевые слова:Государственная Дума, Совет Министров, Временное правительство, Советы, Верховный Совет СССР, Председатель Президиума ВС СССР, Президент СССР, Президент РФ.

Актуальность исследования определена тем, что сегодня наша страна находится в состоянии поиска оптимальной модели государственного устройства после бурных событий 1990х гг. Приметы этого поиска не всем заметны, но, тем не менее, они важны. Это, например, ликвидация Высшего Арбитражного суда, увеличение срока полномочий Президента и Государственной Думы, реформаМВД и др. Ответы на многие современные вопросы мы сможем найти обратившись к истории. Государственная власть, формирующая государственное устройство страны тесно связана с понятием политического режима, который рассматривается как особое состояние общественных отношений. Важную роль при формировании политического режима современной России сыграли исторические традиции[1]. О них мы также скажем в данной статье.Итак, перейдём к рассмотрению процессов, проходивших в нашей стране в XXстолетии. Революционные события 19051907 гг. и тяжелые поражения в ходе Русскояпонской войны заставили императора Николая II и наиболее прагматичных государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя Российской империи. Происходит создание Государственной Думы—высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. Реальностью становится многопартийная система. Допускается плюрализм мнений. Появляется в России и Совет Министров, т.е. правительство в современном его понимании (см. схему «Высшие и центральные государственные учреждения России с 1905 по 1917 г.»).В дореволюционной России Государственная Дума созывалась 4 раза. I и II Думы были распущены императором до срока, работа IV Думы была прервана революционными событиями 1917 года. Полный срок проработала лишь III Дума. Следует отметить, что начало Февральской революции, приведшей к свержению монархии в России, было во многом инициировано депутатами Государственной Думы. К власти приходит Временное правительство.Временное правительство являлось высшим исполнительнораспорядительным органом, выполняло также законодательные функции. В своей программе, изложенной в декларации и обращении к гражданам России, оно провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», обещало ввести политические свободы и созвать Учредительное собрание. Приняло закон о свободе собраний и союзов.

Схема «Высшие и центральные государственные учреждения России с 1905 по 1917 г.»

1 сентября 1917 года Временное Правительство юридически закрепляет изменение формы правления в России. В Постановлении по этому вопросу отмечалось: «Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику»[2, с. 399]. Именно с этого момента появляется возможность говорить о фактической возможности введения в России президентской власти. И такая попытка была предпринята. В конце сентября –начале октября 1917 года Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного собрания, одним из них стал проект «Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании». Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой[3, с. 541].Но этим планам не суждено было воплотиться в реальность по причине Октябрьской революции.С октября 1917 года в России была установлена советская власть. Советы—это избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике.Деятельность Советов была юридически закреплена в Конституции РСФСР 1918 года и Конституциях СССР 1924 г., 1936 г. и 1977 г.В Советском Союзе также имелся парламент, который назывался Верховный Совет СССР. Он был двухпалатным: первая палата называлась Совет Союза, вторая –Совет национальностей. Обе палаты имели постоянные комиссии, например, по народному образованию, науке и культуре и др. Правительство СССР именовалось Советом Министров. В СССР в современном понимании пост Президента начал формироваться только в конце 1980х –начале 1990х годов. До этого юридическую роль главы государства в данной нетрадиционной по типу республике выполнял коллегиальный орган –Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем. То есть Президиум Верховного Совета (далее –ВС) СССР и его предшественники –ВЦИК и ЦИК в лице своих Председателей осуществляли функции коллективного «президента» СССР. Этот тезис подтверждают все советские конституции: 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. Самым известным Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Михаил Иванович Калинин. Его в народе называли «всесоюзным старостой». И.В. Сталин в своейкниге «Вопросы ленинизма» отмечал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный,–это Президиум ВС, включая и председателя Президиума ВС, избираемый не всем населением, а Верховным Советом и подотчётный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей»[4, с. 569]. В марте 1990 года в СССР был введён пост Президента в современном значении этого слова. Должность Председателя ВС СССР при этом перестала быть высшей в стране. Президент СССР получал право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет Федерации, в который входили вицепрезидент СССР и президенты республик. Президент СССР должен был избираться всеобщими, равными, прямыми выборами, но в первый раз «в порядке исключения» он был избран народными депутатами СССР. При Президенте действовал совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издавал указы[3, с. 749].В РСФСР пост Президента был учреждён общенародным референдумом в марте 1991 года.В итоге, 12 июня 1991 года всенародным голосованием президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В декабре 1991 года СССР прекратил своё существование. Конституция РФ, принятая в 1993 году, установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 года). Таким образом, с декабря 1993 года положение, функции и полномочия Президента РФ определяются уже новой Конституцией России. А в1993 году уже в новой России была принята современная Конституция.Сравним Конституцию СССР 1977 года и Конституцию РФ 1993 года

Конституция СССР 1977 годаКонституция РФ 1993 года

Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

СССР единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другиегосударственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственнойвласти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды РФ[5].

Выборы Президента России проводились в

1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012 годах. На данный момент срок полномочий президента составляет 6 лет. Очередные выборы Президента России состоятся в 2018 году. А в этом, 2016 году, пройдут выборы депутатов Государственной Думы. Итак, мы рассмотрели эволюцию государственного устройства, государственной власти нашей страны в XXвеке. Сегодня наша страна согласно Конституции является демократическим и правовым государством, поэтому у нас существует разделение властей. Укрепление позиций законодательной и судебной властей на наш взгляд является первоочередным направлением дальнейших реформ органов государственной власти.

Ссылки на источники1. Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г., Мамычева Д.И., Мирошкина О.И. Государственная власть как фактор национального единства и этнокультурной устойчивости: через прошлое в будущее. –М.: Российский гуманитарный научный фонд, 2014. 2. «Из Постановления Временного правительства о провозглашении России республикой» от 1 сентября 1917 г. / Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. –М.: ООО «ТК Велби», 2003. –С. 3993. История государства и права России. –2е изд. –М.: Юристъ, 2002.4. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. –11е изд. –М.: Гос. изд. полит. лит., 1952.5. Конституция СССР 1977 г, Конституция РФ 1993 г. (2016 г.). –URL: http://www.wikipedia.org.