Специфика взаимоотношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с ОНР

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Ю. В. Специфика взаимоотношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с ОНР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2681–2685. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86567.htm.
Аннотация. В статье представлены современные взгляды на особенности изучения семей, воспитывающих дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены детско-родительские отношения в семье, симптомокомплексы семейного неблагополучия. Обращается внимание на возникновение серьезных трудностей в общении детей с общим недоразвитием речи, что затрудняет установление контактов с взрослыми, препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, а также может приводить к изоляции и к конфликтам в коллективе. Делается вывод о необходимости проведения комплексной коррекционной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Юлия Владимировна,Студентка 4 курса; СпДОЛогопедия,ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»г. Мурманск

ivrainbow@mail.ru

Специфика взаимоотношений в семьях,

воспитывающих старших дошкольников с ОНР

Аннотация.В статье представлены современные взгляды на особенности изучения семей, воспитывающих дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены детскородительские отношения в семье, симптомокомплексы семейного неблагополучия.Обращается внимание на возникновение серьезных трудностей в общении детей, с общим недоразвитием речи, что затрудняет установление контактов с взрослыми, препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, а также может приводить к изоляции и к конфликтам в коллективе. Делается вывод о необходимости проведения комплексной коррекционной работы.Ключевые слова:развитие, речь,межличностные отношения, семья, дошкольник с общим недоразвитием речи.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

От того, какой будет эта работа,

зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,

его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы. В семье личность ребенка формируется постоянно и постепенно, начинается ее формирование с первых моментов жизни младенца, а по современным исследованиям даже еще раньше, в период беременности. Попадая в новый, пугающий, зачастую враждебный мир ребенок решает первую и одну из главнейших задач своей жизни: «Нужен ли я в этом мире? Можно ли доверять этому миру?» Главным помощником, защитником беспомощного существа являются родители, самые близкие люди. Но теплые, нежные чувства к родителям не являются врожденными, они формируются в первые годы жизни, и успешность их формирования зависит от самих родителей в большей степени, чем от младенца [4, с. 56].Родительские отношения совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним[3, с. 176].Для развития межличностных отношений у детей с ОНР большое значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций. Поэтому в семье важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка, развивать его сенсорную и эмоциональную сферу, обучать ребенка ставить цели в общении, анализировать задачу, ориентироваться в разных ситуациях общения, формировать его мотивацию.Именно неблагоприятные межличностные отношения провоцируют появление состояния напряженности и тревожности у детей с ОНР, вспышки агрессивности, благоприятные межличностные отношения родителей и других членов семьи, напротив, оказывают положительное влияние на психическое и физическое развитие, познавательную деятельность, активность.Анализ литературных источников позволил сделать несколько выводов о роли семьи в развитии личности ребенка.1) В семье при правильном организованном взаимодействии с ребенком происходит первое важное детское приобретение –чувство привязанности, основа будущей любви [8, с. 111].2) В раннем детстве, опять таки под влиянием семьи, происходит первая социализация ребенка: разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Вырабатывается определенная модель поведения: младенец приветствует контакты с близкими людьми, и наоборот отвергает контакты с посторонними [9, с.89].3) В семье в первую очередь происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. От того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между членами семьи, зависит социальное развитие человека. Например, родители не изменили отношение к подрастающему ребенку, продолжая удовлетворять все его потребности. Результат такого воспитания –эгоист, человек, сосредоточенный только на себе, удовлетворению только своих потребностей [10, с. 189].4) Именно в семье происходит половая идентификация. В семье дети обучаются соответствующему ролевому поведению [5, с. 19].Изучению проблем семьи, особенностей семейного воспитания, семейного взаимодействия между различными членами семьи, семейному общению посвящены исследования как отечественных (Ю. Гиппенрейтер, И. Кон, М.И. Буянов), так и зарубежных исследователей (Д. Бретт, В. Сатир).Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы остаются еще недостаточно проанализированы, и выбранная тема сохраняет свою актуальность. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: «Рисунок семьи» (Т.Б. Хоментаускас), «Межличностные отношения» (Р. Жиля), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).Исследование проводилось в 2015 году на базеМБДОУ №46 в г. Апатиты. В нём приняли участие 2 группы респондентов: 10 дошкольников с общим недоразвитием речи и 10 дошкольников с нормативным развитием. Полученные результаты позволяют утверждать, что по методике «Рисунок семьи» большинство детей с нарушением речи чувствуют себя принятыми в семью, у них есть эмоциональные привязанности к обоим родителям, не выделено конфликтов. Однако у 40 % детей отмечены дисгармоничные семейные отношения: изоляция ребенка, конфликты в семье, дефицит эмоционального тепла. Такие дети чувствуют в семье себя некомфортно. Однако у 40% детей отмечены дисгармоничные семейные отношения: изоляция ребенка, конфликты в семье, дефицит эмоционального тепла. Такие дети чувствуют в семье себя некомфортно. Аналогичное задание выполняли дошкольники контрольной группы, где 80 %нарисовали свою семью в полном составе, что говорит о семейном благополучии. Таким образом, для семей, воспитывающих детей с ОНР свойственны дисгармонии, которые проявляются в изоляции ребенка от семьи, дефиците эмоционального тепла, наличии конфликтов. Далее рассмотрим результаты, полученныепо методике «Межличностные отношения» (Р. Жиля). Высокий уровень, характеризующийся как благополучный психологический климат, констатирован у 50% испытуемых с ОНР. В семьях этих респондентовдиагностирована благоприятная семейная обстановка.Средний уровень отмечен только у 10% дошкольников с общим недоразвитием речи.Низкий уровень психологического климата выявлен у 40% дошкольников с ОНР, при этом результаты коррелируют с полученными по методике «Рисунок семьи».Для дошкольников с нормативным развитием в большинстве (80%) характерен высокий уровень благополучного психологического климата, кроме этого в их семьях благоприятная семейная обстановка. Средний уровень отмечен у20%, что указывает на наличие проблемв семье.Полученные данные от родителей, воспитывающих детей с нарушениямиречи, позволили сделать следующие выводы:1. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции было отмечено у 10 % семей, чтосвидетельствует о стремлении семьи к максимальному удовлетворению всех потребностей ребенка, запретов нет, наказаний так же. Ребенок демонстрирует отказ от занятий, переговаривается и угрожает воспитателям, прекращает игру, если сверстники не играют по его правилам, проявляет агрессивность.2. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции отмечено у 10% семей. Это поздний ребенокв этой семье. Родители не замечают истинных потребностей его, декларируют жесткое выполнение всех правил. Поэтому ребенок в группе ведет себя крайне агрессивно, импульсивно, обижается, если с нимне играют сверстники, крайне демонстративен, старается монополизировать воспитателя, стремится выполнять только ведущие «красивые» роли.3. Повышенная моральная ответственность отмечена в10 %семьей. Родители предъявляют высокие требования с пониженным вниманием к потребностямребенка. В группе ребенок очень тихий, незаметный, тревожный. Предпочитает играть в одиночестве, редко обращается за помощью. К данному ребенку по данным опросника АСВ, а так же опираясь на данные предыдущей методики родители применяют строгие наказания.4. Эмоциональное отвержение отмечено в 30 % семей. Наиболее частые причины смерть отца, тяжесть забот материнства. Таким образом, дети ощущают себя помехой в жизни матери. В группе это агрессивные, демонстративные дети. Привыкли добиваться удовлетворения своих потребностей любыми способами. Импульсивны, часто являются виновниками конфликтов. 5. Гипопротекция отмечена в 40% случаев.Дети предоставлены сами себе, родители не интересуются и не контролируют их. Дети крайне не организованы, не знают и не выполняют правила и нормы в группе, импульсивны, на занятиях не активны или выкрикивает ответы невпопад. Таким образом, во всех исследуемых семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи, отмечены дисгармоничные стиливоспитания. Результаты,полученные в семьях, воспитывающих дошкольников с нормативным развитием, позволяют утверждать следующее: гармоничный стиль воспитания характерен для 20 % семей. В этих семьях к ребенку предъявляется адекватное количество требований, есть соответствующий возрасту и потребностям ребенка контроль. Потребности детей в целом удовлетворяются, но без излишеств. В общении с детьми такие родители ласковые, внимательные, проявляют интерес к жизни ребенка в дошкольном учреждении. Потворствующая гиперпротекция выявлена у 40 % семей. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции отмечено у 30 % семей. Повышенная моральная ответственность только у 10 %семей.Итак, согласно представленным данным в семьях детей с нарушением речи преобладают стили воспитания гипопротекция и эмоциональное отвержение, при полном отсутствии гармоничного стиля воспитания. В семьях, воспитывающихдетей с нормативным развитиемпреобладают потворствующий стиль воспитания и доминирующая гиперпротекция, при полном отсутствии гипопротекции и эмоционального отвержения. Для ниххарактерен высокий уровень благополучного психологического климата, кроме этого в их семьях благоприятная семейная обстановка. Таким образом, было установлено, что в семьях, воспитывающих детей с нормативным развитием дети являются «центромсемьи», родители уделяют им повышенное внимание, создаваяособенный психологический микроклимат: между детьми высокая конкуренция, онираскрепощены, демонстративны, ориентированы на взрослого, занятиярассматривают как поле для демонстрации лидерских качеств. Но также могут демонстрировать повышенную агрессию, плаксивость при неудачах, конфликты. Резюмируя вышеизложенное, для позитивного развития межличностных отношений в семье, необходимо обучать навыкам коммуникации не только детей, но и родителей.

Ссылки на источники1.Валюх М.Н. Диагностика и коррекция психологического здоровья детей дошкольного возраста Методическое пособие. М.: Проспект, 2012. –212 с.2.Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования. –М.: Академия, 2012. –304с. 3.Морогин В.Г. Анализ взаимоотношений родителей и детей с нарушениями речи // В сб.: Теория и практика профессионального образования: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Томск: Томский ЦНТИ, 2011. С. 17679. 4.Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. –М.: Академия, 2012. –368с.5.Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. 2014. №4. –С. 2125.6.Черевач, Г.Б. Особенности ценностнопотребностной сферы в группах родителейи детей с нарушениями речи // Вестник ТГПУ. Серия Психология. –Томск, 2012. –С. 6567. 7.Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2013. –277 с.8.Дусказиева, Ж.Г. Роль взрослого в возникновении тревожности ребенка // Эмоциональноволевое развитие ребенка: диагностика и коррекция: материалы 9й регион. науч.практ. конф., 2122 февраля 2007 г. / Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. –Красноярск, 2011. –С. 7580.9.Куфтяк, Е.В., Сизова М.А. Развитие семейного совладанияи функциональности семьи: Монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. –С. 1014.10.Соловьева, С.Л. Ресурсы личности. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// medpsy.ru